3.Основные функции эмоций.
1.Роль эмоций в управлении поведением и деятельностью.
На данный вопрос можно отвечать обобщенно, имея в виду ту роль, которую играют в жизни человека все без исключения эмоции, и дифференцированно, оценивая ту частную роль, которую выполняют отдельные разновидности эмоций. Роль (обобщенное значение) — это характер и степень участия эмоций в чем-либо, определяемая их функциями, или же их влияние на что-то помимо их природного предназначения (т. е. вторичный продукт их функционирования). Роль эмоций для животных и человека может быть положительной и отрицательной. При рассмотрении функций эмоции их роль будет более детализирована. Рассмотрим основную роль эмоций в управлении поведением и деятельностью.
1. Отражательно-оценочная роль эмоций. Эта роль эмоций проявляется за счет субъективного компонента эмоционального реагирования (переживания) на начальном этапе произвольного управления (при возникновении потребности и развертывании на ее основе мотивационного процесса) и на конечном этапе (при оценке достигнутого результата: удовлетворении потребности, реализации намерения).
2. Побудительная роль эмоций. По мнению С. Л. Рубинштейна, «…эмоция в себе самой заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него, так же как влечение, желание, стремление всегда более или менее эмоционально».
3.Мотивационная роль эмоций. Эмоции играют заметную роль на всех этапах мотивационного процесса: при оценке значимости внешнего раздражителя, при сигнализации о возникшей потребности и оценке ее значимости, при прогнозировании возможности удовлетворения потребности, при выборе цели.
4. Активационно-энергетическая роль эмоций. Влияние эмоций на физические возможности человека и животных было известно давно. Еще Б. Спиноза писал, что эмоции увеличивают или уменьшают «способность тела к действию».
Активационно-энергетическая роль эмоционального реагирования проявляется в основном за счет его физиологического компонента: изменения вегетативных функций и уровня возбуждения корковых отделов мозга. По влиянию на поведение и деятельность человека немецкий философ И. Кант разделил эмоциональные реакции (эмоции) на стенические («стена» по-гречески — сила), усиливающие жизнедеятельность организма, и астенические — ослабляющие ее. Стенический страх может способствовать мобилизации резервов человека за счет выброса в кровь дополнительного количества адреналина, например при активно-оборонительной его форме (бегстве от опасности). П. К. Анохин говорил о «мотивационном тонусе», благодаря которому все жизненные процессы поддерживаются на оптимальном уровне.
5. Деструктивная роль эмоций. Эмоции могут играть в жизни человека не только положительную, но и отрицательную (разрушительную) роль. Они могут приводить к дезорганизации поведения и деятельности человека. Во многих случаях дезорганизующая роль эмоций, очевидно, связана не столько с их модальностью, сколько с силой эмоционального возбуждения. Здесь проявляется «закон силы» И. П. Павлова (при очень сильных раздражителях возбуждение переходит в запредельное торможение) Однако имеет значение и модальность эмоции. Страх, например, может нарушить поведение человека, связанное с достижением какой-либо цели, вызывая у него пассивно-оборонительную реакцию (ступор при сильном страхе, отказ от выполнения задания).
Это приводит либо к отказу от деятельности, либо к замедлению темпов овладения какой-либо деятельностью, представляющейся человеку опасной, Однако по мере изучения роли эмоций отношение к ним стало меняться, и в настоящее время дезорганизующая роль эмоций подвергается сомнению. Так, В. К. Вилюнас (1984) считает, что дезорганизующую роль эмоций можно принять лишь с оговорками. Он полагает, что дезорганизация деятельности связана с тем, что эмоции организуют другую деятельность, которая отвлекает силы и внимание от основной деятельности, протекающей в тот же момент. Сама же по себе эмоция дезорганизующей функции не несет. «Даже такая грубая биологическая реакция, как аффект, — пишет Вилюнас, — обычно дезорганизующая деятельность человека, при определенных условиях может оказаться полезной, например, когда от серьезной опасности ему приходится спасаться, полагаясь исключительно на физическую силу и выносливость. Это значит, что нарушение деятельности является не прямым, а побочным проявлением эмоций, иначе говоря, что в положении о дезорганизующей функции эмоций столько же правды, сколько, например, в утверждении, что праздничная демонстрация выполняет функцию задержки автотранспорта» .2. Коммуникативная роль эмоций. Роль эмоций в когнитивных процессах.
Коммуникативная роль эмоций заключается в том, что с их помощью люди могут общаться друг с другом, передавая друг другу важную для их жизни информацию. Правильнее было бы говорить, что не сами эмоции как внутренние переживания человека реализуют данную роль, а сопровождающие эмоции телодвижения и телесные изменения. В число этих телесных изменений входят жесты, мимика, пантомимика, модуляции голоса, покраснение, побледнение, высыхание или увлажнение кожи и другое. Мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т.д. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются «языком человеческих чувств», средством сообщения не столько мыслей, сколько эмоций. Существуют генетически заданные универсальные комплексы поведенческих реакций, выражающие возникновение основных фундаментальных эмоций.
Генетическая детерминированность экспрессивных реакций подтверждается сходством выразительных мимических движений у слепых и зрячих (улыбка, смех, слезы). Различия в мимических движениях между слепыми и видящими маленькими детьми совсем незначительны. Однако с возрастом мимика зрячих становится более выразительной, тогда как у слепых она не только не совершенствуется, а даже регрессирует. Следовательно, мимические движения имеют не только генетическую детерминанту, но и сильно зависят от обучения и воспитания. Важность этой роли эмоций видна из того, что на Западе многие руководители принимают на работу сотрудников по коэффициенту интеллектаЭмоциональные реакции, состояния и отношения могут оказывать влияние на протекание познавательных психических процессов.
Ощущения. Люди, находящиеся в состоянии выраженной депрессии, описывают свои ощущения как притупленные, неяркие, невыразительные: все вокруг как бы окрашивается в оттенки серого цвета, другие цвета становятся бледными, неинтересными, пища кажется безвкусной, пресной или одинаковой на вкус, звуки становятся или приглушенными или чрезмерно громкими, тело наливается непривычной тяжестью, так что каждое движение вызывает чувство дискомфорта. В приподнятом настроении человек, наоборот, ощущает необычайную легкость, все вокруг окрашивается в сочные цвета, все вызывает интерес и желание действовать, пища приобретает все оттенки вкуса. Известно, что страх повышает болевую чувствительность, а гнев или азарт — понижает, например, во время упоения боем человек может не чувствовать значительных повреждений.
Восприятие. Сильные эмоциональные реакции могут существенно влиять на точность и содержание восприятия. Искажения эти могут быть настолько серьезными, что разные люди, бывшие свидетелями сцен с сильным эмоциональным воздействием, могут совершенно по-разному описывать произошедшее. Это обстоятельство хорошо известно следователям по уголовным делам. Эмоциональные состояния оказывают влияние на избирательно негативные стороны жизни, что может служить диагностическим признаком — больше например, в подавленном состоянии человек обращает влияние на человек подмечает плохое, тем больше оснований для суждения о его сниженном настроении. Влияние эмоционального отношения на восприятие известно всем: когда что-то или кто-то очень нравится, недостатки и изъяны не замечаются, человек их буквально «не видит» и искренне считает, что другие его просто дурачат или завидуют ему.
Мышление. Эмоциональные реакции могут оказывать существенное влияние на процессы мышления. Сильный страх приводит к путанице в мыслях, человек не в состоянии контролировать ход мыслей, допускает множество ошибок, не может выполнить простейших задач. Радость, чувство эмоционального подъема в определенных пределах, наоборот, способствует продуктивности мышления, у человека рождаются новые идеи и решения, его мышление становится свободным, нетривиальным. Эмоциональные состояния оказывают влияние не только на продуктивность, но и на динамику и содержание мышления. В подавленном состоянии мышление замедляется, становится тугоподвижным, неповоротливым, в содержании преобладают темы неудачи, поражения, невозможности решения проблем. В приподнятом эмоциональном состоянии темп мышления ускоряется, появляется ориентация на дело и достижения. Эмоциональные отношения также влияют на процесс мышления. Это можно подтвердить тривиальными примерами вдохновения, вызванного чувством любви, или фиксации мышления на одной тематике при переживании ревности или ненависти и т.д.
Память. Лучше запоминается и дольше хранится в памяти эмоционально окрашенный материал — тексты, события, сцены, сами по себе переживания. Материал, не вызывающий эмоционального отклика, интереса, требует для его запоминания большего количества повторений, что находит свое отражение в так называемой «зубрежке». Кроме того, он и сохраняется хуже.
Таким образом, эмоции, оказывая общее активирующее или, наоборот, депрессивное влияние, могут либо повышать, либо снижать эффективность познавательных психических процессов.
Итак, эмоции, являясь компонентом психики, имеют свое специфическое содержание, отличное от содержания познавательных процессов, а также механизмов, обеспечивающих организацию целенаправленных действий, и выполняют свою специфическую роль в организации целостного приспособительного акта. Эмоции сигнализируют о наличии какой-то потребности, предупреждают об особенностях ситуации с точки зрения удовлетворения потребностей, являются наградой или наказанием, придают определенный чувственный тон нашим ощущениям и восприятиям, активизируют или угнетают мышление и, организуясь в определенные устойчивые образцы паттерны), становятся важной характеристикой конкретной личности. Эмоции наполняют содержанием формы, которые выстраивает перед нашим взором разум, придают смысл оценкам, даваемым всему сущему нашим рассудком. Утрата человеком чувств, способности относиться к происходящему эмоционально (как это бывает при психической патологии) может переживаться крайне мучительно — это и есть знаменитая anaesthesia psyhica dolorosa — «скорбное бесчувствие», при котором человек чувствует себя «окаменевшим, деревянным», жизнь теряет краски, окружающее становится застывшим, отдаленным, а время кажется остановившимся. Монотонная, «серая», лишенная событий жизнь также может приводить к эмоциональному обеднению с соответствующими тягостными переживаниями. При прочих равных условиях, чем активней человек, тем богаче его эмоциональная жизнь.
Функция эмоций — эхо узкое природное предназначение, работа, выполняемая эмоциями в организм (Ильин). Функция эмоций, исходя из их целесообразности, предопределена природой быть только положительной, иначе, зачем бы они появились и закрепились? Выполняя свои биологические функции, эмоции «не спрашивают» человека, полезно ему это или вредно с его точки зрения. Роль же эмоций оценивается именно с личностных позиций: мешает возникшая эмоция или ее отсутствие достижению цели, нарушает или нет здоровье человека и т. д.
В психической жизни человека эмоции выполняют множество разнообразных функций, общей характеристикой которых является
Функция оценки значимости для субъекта той или иной ситуации или объектов в их отношении к его мотивационной сфере. Отражательно-оценочная роль эмоций проявляется и в их связи с потребностями, выступающими в качестве внутренних стимулов. Тесная связь эмоций с потребностями очевидна, и неудивительно, что П. В. Симонов разработал теорию эмоций, во многом базирующуюся на обусловленности эмоций потребностями и вероятностью удовлетворения последних, а Б. И. Додонов создал классификацию эмоций, базирующуюся на видах потребностей
Функция побуждения заключается в том, что эмоции не только сигнализируют о потребности или желании, но и с достижением ими определенной интенсивности они настоятельно побуждают субъекта их удовлетворить. Нехватка или несовместимость чего-то с внутренними условиями существования организма или личности вызывает эмоциональные переживания, иногда очень сильные, побуждающие человека действовать. Это и испуг, и гнев, и зависть, и ненависть, и чувство вины, и любовь, и множество других оттенков эмоциональных переживаний.
Подкрепляющая функция заключается в том, что после достижения ситуации, получения предмета или выполнения действия, способных удовлетворить потребность, возникает состояние, в ряде случаев очень сильное, как награда за достижение цели, которая в свою очередь в дальнейшем становится силой, побуждающей к достижению подобных ситуаций. Эта схема верна как в отношении положительных, так и отрицательных эмоций, которые «наказывают» человека за осуществление или неосуществление определенных действий и в дальнейшем побуждают его избегать ситуаций, наносящих вред организму или личности, т.е. не способствуют, а препятствуют удовлетворению потребностей. Косвенным образом подкрепляющая функция эмоций подтверждается наличием специальных мозговых структур, раздражение которых приводит к возникновению соответствующих эмоций. В частности, Олдс (начиная с 1954 г.) обнаружил в глубоких структурах мозга крыс участок, раздражение которого, по-видимому, вызывало переживание удовольствия. Когда крыса получила возможность самостоятельно с помощью педали, замыкающей электрическую цепь, раздражать этот участок, количество таких самораздражений доходило до 8000 в час. В процессе индивидуального развития подкрепляющая функция эмоций предшествует побуждающей. Карл Бюлер показал, что переживание удовольствия у детей сдвигается по мере развития ребенка. В раннем возрасте эмоции удовольствия возникают в момент получения желаемого результата и, таким образом, играют завершающую роль. В дальнейшем ребенку доставляет удовольствие не только результат, но и сам процесс деятельности. Будучи связанным с этим процессом, эмоция выполняет функциональную роль. У более старших детей эмоции начинают играть побуждающую роль.
Сам по себе след, оставленный в психике пережитой эмоцией в результате удачных или неудачных действий не имел бы смысла, если бы он не использовался в будущем. Еще до того как человек осознает или поймет на рациональном уровне значение ситуации или объекта, эмоции просигнализируют ему о возможном приятном или неприятном исходе событий, выполняя при этом предвосхищающую функцию. Это и неясное беспокойство, и страх, и радостное волнение, и другие формы предчувствия событий.
Дифференцирующая и синтезирующая функция эмоций проявляется в таких феноменах, как избирательность восприятия, направленность мышления и наличие аффективных комплексов. Именно эмоциональное отношение к происходящему позволяет субъекту отобрать из бесчисленного множества впечатлений те, которые отвечают его насущным потребностям. Хорошо известно, что эмоциональные переживания направляют не только восприятие, но и мышление человека, как это бывает, например, при ревности или состоянии влюбленности. Синтезирующая функция эмоций проявляется в существовании так называемых аффективных когнитивных комплексов — совокупности образов, связанных с ситуацией, в которой возникло сильное эмоциональное переживание. Любой из объектов данной ситуации может возбудить пережитую эмоцию. Так, вещи близкого человека, места встречи с ним, виденные вместе с ним картины и т.д. вызывают печаль после его потери. Согласно Вундту, эмоциональный тон ощущений (или более сложных «единиц» отражения), воспринимаемых одновременно или непосредственно друг за другом, сливается по определенным законам во все более и более общие равнодействующие переживания, соответственно организуя в восприятии и сами эти «единицы» (ощущения, представления и т. п.). Только в силу такого слияния чувств мы воспринимаем не набор пятен или звуков, а пейзаж и мелодию, не множество интроцептивных впечатлений, а свое тело. Таким образом, эмоциональные переживания выступают синтезирующей основой образа, обеспечивающей возможность целостного и структурированного отражения мозаичного разнообразия фактически действующих раздражении. Эмоции производят моментальную интеграцию всех функций организма.
Функция мобилизации органов действия и «аварийного» разрешения ситуации ярко проявляется в состоянии аффекта, когда человек совершает действия, по силе и стремительности несопоставимые с его обычными возможностями. В этих же состояниях проявляется и организующая функция эмоций, когда все психические процессы объединяются для достижения одной цели.
Коммуникативную функцию выполняют, строго говоря, не сами по себе эмоции, а те выразительные движения, которые их сопровождают. У человека и высших животных, ведущих стадный образ жизни, процессы научения, предупреждения друг друга об опасности, побуждения других особей к совершению каких-либо действий и другие формы взаимодействия во многом связаны с выразительными движениями. Крик при испуге, подкрепленный появлением реальной опасности, или расслабленная поза, за которой следует дружелюбное общение, становятся сигналом и в дальнейшем служат непроизвольным средством коммуникации. Вообще процесс коммуникации возможен только с помощью движений, которые в этом процессе приобретают характер жестов. Движения голосовых связок и всего речевого аппарата, в результате которых возникают звуки, представляют собой частный случай движений и также являются жестами. С появлением способности устанавливать произвольную связь между знаком и обозначаемым у человека появляются и символические жесты, обозначающие эмоции, которые, переплетаясь с непроизвольными выразительными движениями, образуют «язык» эмоций. Непроизвольные движения плохо контролируются, поэтому они являются более надежным источником информации о переживаемых в данный момент субъектом эмоциях и чувствах. Человек может очень убедительно признаваться в любви принятым в данном обществе способом, но если он в действительности при этом испытывает чувство ненависти, он может выдать себя непроизвольным жестом — мимикой, позой, интонацией, оговоркой. Условные формы проявления эмоций и чувств изменяются от культуры к культуре, однако «язык» выразительных движений, сопровождающих фундаментальные эмоции и чувства, универсален, именно поэтому люди в состоянии понять эмоциональные переживания любого человека, живущего на планете, такие как страх, удивление, любовь, радость, тревога и т.д.
Компенсаторная функция эмоций, которая, по П. В. Симонову, состоит в замещении информации, недостающей для принятия решения или вынесения суждения о чем-либо. Возникающая при столкновении с незнакомым объектом, эмоция придает этому объекту соответствующую окраску (нравится он или нет, плохой он или хороший), в частности, в связи с его схожестью с ранее встречавшимися объектами. Хотя с помощью эмоции человек выносит обобщенную и не всегда обоснованную оценку объекта и ситуации, она все же помогает ему выйти из тупика, когда он не знает, что ему делать в данной ситуации. Все это касается случаев, связанных с дефицитом информации и, следовательно, отрицательных эмоций. Симонов считает, что компенсаторная функция присуща и положительным эмоциям (хотя что же здесь замещать, если и так имеется избыток информации?). Однако автор полагает, что в этом случае компенсаторная функция проявляется не в момент возникновения эмоции, а на более длительных отрезках приспособительного поведения, добавляя в качестве пояснения этого тезиса, что даже небольшой и частный успех способен воодушевить людей на преодоление трудностей (т. е. положительная эмоция усиливает потребность достижения цели). Действительно, усиливает, но где здесь проявление компенсаторной функции эмоций? Скорее речь должна идти о стимулирующей функции. Симонов подчеркивает, что «эмоции отнюдь не пополняют сведений относительно реальных признаков угрозы и возможностей ее устранения. Ликвидация дефицита информации происходит в процессе поисковых действий и обучения. Роль эмоций заключается в экстренном замещении, компенсации недостающих в данный момент знаний».
Сигнальная функция эмоций состоит в том, что они в сознании человека могут служить сигналами происходящих в данный момент процессов в его организме. Эта функция эмоций имеет прямое отношение к потребностям человека, к процессу их удовлетворения. Можно считать доказанным, что положительные, приятные эмоциональные переживания возникают у человека, когда процесс удовлетворения его потребностей идет нормально. Отрицательные эмоции возникают в случае, если с удовлетворением потребностей человека не все обстоит благополучно. В данной функции, прежде всего, выступают такие эмоции, как настроение, биологические эмоции и аффекты. Роль этой функции эмоций отчетливо видна родителям, дети которых страдают болезнью Дауна. Родителей угнетает то обстоятельство, что дети не могут сообщать им о своих переживаниях посредством мимики и иных способов эмоциональной коммуникации (Emde et al. , 1978)
Регулятивная функция выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути препятствия. Регулятивные механизмы эмоций снимают избыток эмоционального возбуждения. Когда эмоции достигают крайнего напряжения, происходит их трансформация в такие процессы, как выделение слезной жидкости, сокращение мимической и дыхательной мускулатуры (плач).
Наконец, защитная функция эмоций заключается в том, что в некоторых жизненных ситуациях эмоции могут предохранять организм от различного рода угроз для его благополучия. Предохранительная функция эмоций может проявляться в следующих вещах: эмоции мобилизуют организм на преодоление препятствий, представляющих угрозу для организма, предохраняют организм от перегрузок, экономя энергию, необходимую для жизни. Аффекты, например, способствуют мобилизации энергии организма или ее разрядке, если она является излишней и угрожает благополучию организма; стрессы, делая организм малоактивным, способствуют экономии и использованию его энергии для выполнения наиболее важных жизненных функций.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ООО «Инфоурок» Дополнительная профессиональная программа (профессиональная переподготовка) ПЕДАГОГИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ Реферат по дисциплине:
«Характеристика эмоций». Исполнитель: Бородулина Татьяна Васильевна 2019 год
2. Введение (с.3) 3.Основная часть
4.Заключение(с.14) 5.Список литературы (с.15) 2 Введение На все, что происходит вокруг нас, мы как-то реагируем, а значит, показываем определенные эмоции. Теряя эмоции, человек перестает быть человеком в полном смысле этого слова, он утрачивает пристрастность по отношению к миру, в котором живет. Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Как утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин, эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения человека — мимика, жесты, пантомимика — выполняют функцию общения, т.е. сообщения человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия — оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально-выразительных движений. Благодаря эмоциям, мы лучше понимаем окружающих, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение. Одни предметы, явления, вещи радуют человека, он восхищается ими, другие — огорчают или вызывают отвращение, третьи — оставляют равнодушным. Своеобразие эмоций и чувств определяется потребностями, мотивами, стремлениями, намерениями человека, особенностями его воли, характера. С изменением какого-либо из этих компонентов меняется отношение к предмету потребности. В этом проявляется личностное отношение человека к действительности. Логично будет предположить, что богатство эмоционального мира человека оказывается полезным для выживания и развития всего человечества. Но каким образом это происходит? Что такое эмоция? 3 1. Понятие об эмоциях Эмоция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — это психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания отношения явлений и ситуаций к потребностям. Эмоции не существуют вне познания и деятельности человека. Они отражают личную значимость внешних и внутренних стимулов, ситуаций, событий для человека, то есть то, что его волнует, и выражаются в форме переживаний. Понятие «эмоция» используется и в широком смысле, когда под ней имеют в виду целостную эмоциональную реакцию личности, включающую не только психический компонент — переживание, но и специфические физиологические изменения в организме, сопутствующие этому переживанию. Эмоции имеются и у животных, но у человека они приобретают особую глубину, имеют множество оттенков и сочетаний. Одни предметы, явления, вещи радуют человека, он восхищается ими, другие — огорчают или вызывают отвращение, третьи — оставляют равнодушным. Своеобразие эмоций и чувств определяется потребностями, мотивами, стремлениями, намерениями человека, особенностями его воли, характера. С изменением какого-либо из этих компонентов меняется отношение к предмету потребности. В этом проявляется личностное отношение человека к действительности. Эмоции (от франц. émotion – чувство) – психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних воздействий,их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида. Эмоции возникли как приспособительный «продукт» эволюции, биологически обобщенные способы поведения организмов в типичных ситуациях. Итак, эмоции – это базовые явления психики. Эмоции — более древняя первичная форма отражения, опосредованные речью познавательные процессы, и их главное назначение — сигнализировать о пользе или вреде того или иного явления. 4 Эмоция – это непосредственное, временное, но пристрастное переживание какого-либо постоянного чувства в данной ситуации. Именно в тех или иных эмоциях переживаются и обнаруживаются чувства. Любая эмоция может достигнуть уровня аффекта, если она вызывается сильным или особо значимым для человека стимулом. Скачать 50,7 Kb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
Гормоны надпочечников | Эндокринное общество
Надпочечники (надпочечники) расположены в верхней части обеих почек. Они производят гормоны, которые регулируют иммунную систему, кровяное давление, обмен веществ и реакцию на стресс. Кроме того, помогает вашему телу выполнять следующие функции:
- Улучшает работу сердечно-сосудистой системы
- Помогает нам реагировать на стресс
- Правильное использование углеводов и жиров
- Способствует распределению накопленного жира
- Придает запах тела и лобковые волосы
- Способствует здоровой работе желудочно-кишечного тракта
Адреналин вырабатывается в мозговом веществе надпочечников, а также в некоторых нейронах центральной нервной системы. В течение пары минут во время стрессовой ситуации в кровь быстро выбрасывается адреналин, посылая импульсы к органам для создания специфической реакции.
Какова функция адреналина?Адреналин вызывает реакцию организма «бей или беги». Эта реакция заставляет дыхательные пути расширяться, чтобы обеспечить мышцы кислородом, необходимым им либо для борьбы с опасностью, либо для бегства. Адреналин также заставляет кровеносные сосуды сокращаться, перенаправляя кровь к основным группам мышц, включая сердце и легкие. Способность тела чувствовать боль также снижается из-за адреналина, поэтому вы можете продолжать убегать от опасности или бороться с ней, даже будучи ранены. Адреналин вызывает заметное увеличение силы и производительности, а также повышенное внимание в стрессовые времена. После того, как стресс утихнет, эффект адреналина может продолжаться до часа.
Адреналин является важной частью способности вашего организма к выживанию, но иногда организм выделяет гормон, когда он находится в состоянии стресса, но не сталкивается с реальной опасностью. Это может вызвать головокружение, головокружение и изменения зрения. Кроме того, адреналин вызывает высвобождение глюкозы, которую использует реакция «бей или беги». Когда опасности нет, эта дополнительная энергия бесполезна, и это может вызвать у человека чувство беспокойства и раздражения. Чрезмерно высокий уровень гормона из-за стресса без реальной опасности может вызвать повреждение сердца, бессонницу и нервозность.
Заболевания, вызывающие перепроизводство адреналина, встречаются редко, но могут случиться. Например, если у человека есть опухоли надпочечников, он/она может производить слишком много адреналина; что приводит к беспокойству, потере веса, учащенному сердцебиению, учащенному сердцебиению и высокому кровяному давлению. Редко бывает слишком мало адреналина, но если бы это произошло, это ограничило бы способность организма правильно реагировать в стрессовых ситуациях.
Адреналин редко вызывает проблемы, но постоянный стресс может вызвать осложнения, связанные с адреналином. Решение этих проблем начинается с поиска здоровых способов борьбы со стрессом.
Обратитесь к врачу:- Как я могу узнать, имею ли я дело с чрезмерным адреналином?
- Как уменьшить стресс в своей жизни?
- Может ли адреналин быть причиной моих симптомов?
- Как влияет уровень адреналина и стресс на мое общее состояние здоровья?
Эндокринолог — лучший врач, с которым можно поговорить о гормональных проблемах. Используйте нашу полезную форму, чтобы найти один в вашем районе.
Альдостерон вырабатывается в коре надпочечников, которые расположены над почками. Это влияет на способность организма регулировать кровяное давление. Он посылает сигнал органам, таким как почки и толстая кишка, которые могут увеличить количество натрия, которое организм отправляет в кровоток, или количество калия, высвобождаемого с мочой. Гормон также заставляет кровоток повторно поглощать воду с натрием, чтобы увеличить объем крови. Все эти действия являются неотъемлемой частью расширения и опускания сосудов. Косвенно гормон также помогает поддерживать pH крови и уровень электролитов.
Альдостерон тесно связан с двумя другими гормонами: ренином и ангиотензином, которые образуют ренин-ангиотензин-альдостероновую систему. Эта система активируется, когда организм испытывает уменьшение притока крови к почкам, например, после падения артериального давления или значительного падения объема крови после кровоизлияния или серьезной травмы. Ренин отвечает за выработку ангиотензина, который затем вызывает высвобождение альдостерона. Как только организм регидратирован и имеет надлежащий уровень соли в крови, уровень ренина падает, и в результате снижается уровень альдостерона.
Что может пойти не так с альдостероном?
У здорового человека ренин-ангиотензин-альдостероновая система функционирует без помех, помогая естественным образом регулировать и контролировать уровень артериального давления. Однако у людей может быть слишком высокое или слишком низкое количество альдостерона, и оба эти фактора могут влиять на функцию альдостерона.
Лица с высоким уровнем альдостерона имеют состояние, известное как гиперальдостеронизм, которое обычно вызывается небольшими доброкачественными опухолями надпочечников. Гиперальдостеронизм может вызвать высокое кровяное давление, низкий уровень калия и ненормальное увеличение объема крови из-за того, как гормон влияет на организм.
Также возможен низкий уровень альдостерона. Причиной может быть первичная надпочечниковая недостаточность, заболевание, вызывающее общую потерю функции надпочечников. У пациентов с первичной надпочечниковой недостаточностью, вызывающей низкий уровень альдостерона, может наблюдаться снижение артериального давления, повышение уровня калия и вялость.
Генетические мутации также могут влиять на выработку альдостерона. Пациенты с этим редким генетическим заболеванием будут испытывать симптомы, сходные с симптомами первичной надпочечниковой недостаточности, но симптомы, как правило, менее выражены.
Если вам трудно поддерживать нормальное кровяное давление, а также у вас наблюдаются изменения уровня калия в крови, вы можете поговорить со своим врачом об альдостероне. Подумайте о том, чтобы спросить своего врача, могут ли ваши гормоны быть причиной вашего кровяного давления и проблем с калием, особенно если изменения образа жизни не помогают. Если уровень альдостерона ниже нормы, поговорите со своим врачом об изменениях или методах лечения, которые могут помочь вашему состоянию.
Кортизол часто называют «гормоном стресса» из-за его связи с реакцией на стресс, однако кортизол — это гораздо больше, чем просто гормон, выделяемый во время стресса. Понимание кортизола и его влияния на организм поможет вам сбалансировать свои гормоны и добиться хорошего здоровья.
Кортизол является одним из стероидных гормонов и вырабатывается в надпочечниках. Большинство клеток в организме имеют рецепторы кортизола. Секреция гормона контролируется гипоталамусом, гипофизом и надпочечниками, комбинированными железами, часто называемыми ГГН-осью.
Что делает кортизол?
Большинство телесных клеток имеют рецепторы кортизола, он влияет на множество различных функций в организме. Кортизол может помочь контролировать уровень сахара в крови, регулировать обмен веществ, уменьшать воспаление и способствовать формированию памяти. Он оказывает контролирующее влияние на солевой и водный баланс и помогает контролировать кровяное давление. У женщин кортизол также поддерживает развивающийся плод во время беременности. Все эти функции делают кортизол важнейшим гормоном для защиты общего состояния здоровья и благополучия.
Проблемы, связанные с высоким уровнем кортизола
Иногда опухоли гипофиза или надпочечников могут способствовать развитию состояния, известного как синдром Кушинга, который характеризуется высоким уровнем кортизола в крови. Люди с синдромом Кушинга будут испытывать быстрое увеличение веса в области лица, живота и груди. Часто врачи замечают это из-за стройных рук и ног человека по сравнению с большим весом в ядре тела. Синдром Кушинга также вызывает покраснение лица, высокое кровяное давление и изменения кожи. Остеопороз и перепады настроения также являются факторами, рассматриваемыми при болезни Кушинга.
Высокий уровень кортизола также может способствовать изменению женского либидо и менструального цикла даже без наличия болезни Кушинга. Тревога и депрессия также могут быть связаны с высоким уровнем кортизола.
Низкий уровень кортизола может вызвать состояние, известное как первичная надпочечниковая недостаточность или болезнь Аддисона. В редких случаях первичная надпочечниковая недостаточность является аутоиммунным заболеванием, вызывающим повреждение надпочечников. Симптомы могут начаться медленно, но они могут быть довольно серьезными. Пациенты с первичной надпочечниковой недостаточностью могут испытывать усталость, потерю мышечной массы, потерю веса, перепады настроения и изменения кожи.
Спросите своего врача:
- Как меняется уровень кортизола в течение дня?
- Какие основные условия могут влиять на мой уровень кортизола?
- Как я могу управлять уровнем кортизола, чтобы восстановить свое здоровье?
- Какие анализы необходимы для определения причины моих симптомов?
Мозг контролирует выработку ДГЭА. Организм использует уникальный механизм, известный как отрицательная обратная связь, для контроля производства ДГЭА. Отрицательная обратная связь сообщает вашему мозгу, что как только уровень ДГЭА в организме падает, механизм «включается» и начинает вырабатывать больше гормона. Как только уровень ДГЭА начинает расти, отрицательная обратная связь отключается.
ДГЭА и защита от старенияХодит много слухов и заявлений о том, что прием ДГЭА также может помочь замедлить процесс старения. Заявления включают, что DHEA также может увеличить энергию и мышечную силу, повысить иммунитет и снизить массу тела. Однако эти утверждения еще предстоит доказать с медицинской точки зрения. Играет ли DHEA роль в лечении определенных проблем со здоровьем? Некоторые исследователи предполагают, что ДГЭА можно использовать для лечения:
- Надпочечниковая недостаточность (болезнь Аддисона)
- Депрессия
- Волчанка
- Ожирение
- Болезнь Альцгеймера
- Остеопороз
- Болезнь Крона
- Бесплодие
- Проблемы, связанные с менопаузой, ДГЭА также может помочь вызвать роды.
Какие проблемы могут возникнуть с ДГЭА?
Исследования показали, что у женщин с гирсутизмом и синдромом поликистозных яичников может быть более высокий уровень ДГЭА. Дети с диагнозом врожденная гиперплазия надпочечников также имеют высокий уровень ДГЭА, как и некоторые больные раком. Более низкие уровни ДГЭА связаны с сокращением продолжительности жизни у мужчин. У женщин низкий уровень ДГЭА часто связан с более низким либидо и остеопорозом.
DHEA еще не был одобрен FDA для лечения этих проблем со здоровьем. Необходимы дополнительные исследования для изучения потенциальных преимуществ и долгосрочных рисков ДГЭА.
Норадреналин, также называемый норадреналином, является одновременно гормоном, вырабатываемым надпочечниками, и нейротрансмиттером, химическим мессенджером, который передает сигналы через нервные окончания в организме. Норадреналин вырабатывается во внутренней части надпочечников, также называемой мозговым веществом надпочечников. В мозговом веществе надпочечников также вырабатывается адреналин (также известный как адреналин). Норадреналин, адреналин и дофамин принадлежат к семейству катехоламинов.
Надпочечники вырабатывают в основном адреналин, а большая часть норадреналина в крови поступает из нервных окончаний. Он влияет на ваше настроение и способность концентрироваться. Вместе с другими гормонами норадреналин помогает организму реагировать на стресс и физические нагрузки. Другие гормоны включают:
- Адреналин
- Кортизол
- Кортикотропин-рилизинг-гормон
- Гормон надпочечников
Что делает норадреналин?
Вместе с адреналином норэпинефрин увеличивает частоту сердечных сокращений и отток крови от сердца. Он также повышает кровяное давление и помогает расщеплять жир и повышать уровень сахара в крови, чтобы обеспечить организм энергией.
В головном мозге норадреналин играет роль в цикле сон-бодрствование, помогая проснуться, повысить внимание и сосредоточиться на выполнении задачи, а также сохранить память. Это также важно для эмоций. Проблемы с уровнем норадреналина связаны с депрессией, тревогой, посттравматическим стрессовым расстройством и злоупотреблением психоактивными веществами. Всплески норадреналина могут вызывать чувство эйфории (очень счастливого), но также связаны с паническими атаками, повышенным кровяным давлением и гиперактивностью. Низкий уровень может вызвать вялость (недостаток энергии), отсутствие концентрации внимания, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и, возможно, депрессию. Некоторые антидепрессанты влияют на уровень норадреналина в головном мозге. В стрессовых ситуациях уровень норадреналина увеличивается как часть реакции «бей или беги», чтобы мобилизовать мозг и тело для действия.
Норэпинефрин можно использовать для лечения низкого кровяного давления (гипотонии), которое может возникнуть во время определенных медицинских процедур или опасных для жизни ситуаций, когда необходима сердечно-легочная реанимация (СЛР).
Как увеличить уровень норадреналина естественным путем?
Норадреналин и серотонин — отличная пара. Эти химические вещества помогают бороться с эффектами антидепрессантов и имеют терапевтические преимущества. Серотонин, также называемый гормоном «хорошего самочувствия», улучшает настроение, а норадреналин повышает бдительность и энергию. Вы можете усилить эти химические вещества естественным образом с помощью:
- Упражнение
- Сон
- Маленькие достижения
- Музыка
- Медитация
- Употребление продуктов, богатых дофамином, таких как шоколад
- Как норадреналин влияет на мое настроение?
- Как повысить уровень норадреналина и серотонина?
- Мое высокое кровяное давление связано с избытком норадреналина или адреналина?
Вернуться к гормонам и эндокринной функции>>>
Редакторы: Ирина Банкос, M.D.
Последнее обновление:
краткий обзор межличностных и культурных ролей
Перейти к основному содержанию
Мерил ХисМерил Хис
Карьерный коуч, HR-консультант и педагог ⭐ Стратегия профессиональной ориентации | Профессиональное образование и обучение | Управление талантами и коучинг ⭐ Страстный…
Опубликовано 13 апреля 2021 г.
+ Подписаться
Давайте не будем забывать, что маленькие эмоции — великие капитаны нашей жизни, и мы подчиняемся им, даже не осознавая этого. — Винсент Ван Гог
Основная и важная роль эмоций — помогать нам выживать и процветать в окружающей среде. Как? Вот неполный список.
Внутриличностные функции: как эмоции играют внутри каждого из нас
● Эмоции являются соматическими маркерами , то есть они связывают определенные телесные ощущения с определенными чувствами. Они придают смысл событиям, вещам и ситуациям . Роберт Зайонц, известный психолог, много работавший над эффектами простого воздействия, утверждал, что невозможно думать о чем-то и не испытывать при этом никаких эмоций. Если мы наблюдаем «дом», мы видим не просто дом, а «красивый дом» или «фальшивый дом». Любое восприятие сопровождается каким-либо аффектом или эмоцией .
Таким образом, эмоции помогут вам взвесить различные варианты , различая те, которые вызывают отрицательные эмоции, и те, которые вызывают положительные эмоции. Это имеет основополагающее значение для рационального поведения, такого как процессы принятия решений, поскольку позволяет вам предсказать эмоциональный результат, связанный с решением, перейти к быстрому мысленному анализу затрат и выгод и, в конечном счете, увеличить вероятность положительного решения.
● Эмоции — это системы быстрой обработки информации. Они управляют нашим поведением и позволяют нам действовать быстро, не задумываясь. Простой пример: когда вы кладете руку на что-то очень горячее, ваше тело реагирует и заставляет вас убрать руку, чтобы не обжечься. На самом деле вы можете не осознавать жар до того, как пошевелите рукой.
Психолог Пултчик разработал последовательную модель, идентифицирующую поведения для выживания, которые определяют ваши действия :
- Защита: Уход, отступление (активируется страхом и ужасом)
- Разрушение: Устранение барьера на пути к удовлетворению потребностей (активируется гневом и яростью)
- Включение: Проглатывание пищи (активируется принятием)
- Отвержение : Реакция избавления от вредного материала (активируется отвращением)
- Репродукция: Сближение, контракт, генетический обмен (активируется радостью и удовольствием)
- Реинтеграция: Реакция на потерю питательного продукта (активируется грустью и горем)
- Исследование: Исследование окружающей среды (активируется любопытством и игрой)
- Ориентация: Реакция на контакт с незнакомым объектом (активируется неожиданностью)
При этом эмоции являются лишь одним из многих факторов, влияющих на поведение. Они подготавливают тело к действиям , но от человека зависит, в конечном счете, участвовать или не участвовать в действии.
● Эмоции i влияют на наши мысли и воспоминания посредством кодирования . Когнитивный психолог Гордон Х. Бауэр наблюдал за влиянием эмоций на память и объяснил, что мы склонны согласовывать наше внутреннее эмоциональное состояние с информацией, полученной из нашего окружения. Это означает, что для любого конкретного опыта, если вы счастливы, вы идентифицируете и легко запоминаете полученную положительную информацию, тогда как если вы злитесь, вы идентифицируете и запоминаете больше провокаций и негативных результатов. Следовательно, эмоции влияют на то, как мы вычисляем полученные данные и на то, как мы создаем свои воспоминания.
● Эмоции помогают нам учиться и мотивировать себя. Процесс обучения намного активнее, когда задействованы положительные эмоции, поэтому игра, которая приносит удовольствие и радость, до сих пор остается одним из самых эффективных средств обучения не только для детей, но и для взрослых. (Неудивительно, что объем рынка серьезных игр, как ожидается, превысит 9 167 миллионов долларов к 2023 году, что представляет собой рост на 19,2% с 2017 года).
То же самое и с мотивацией – мы привлекаем удовольствие и избегаем боли . Пример: для аналогичной цели занятий спортом одни из нас мотивированы тем, что не хотят становиться толстыми и не испытывают никакого отвращения или стыда за свое тело, в то время как другие мотивированы тем, что хотят стать сильными и красивыми. , и в конечном итоге почувствовать гордость и уверенность в себе. Эмоции полностью интегрированы в наши мотивационные стратегии, будь то сознательные или бессознательные. Чем больше вы развиваете самосознание в отношении определения наиболее эффективных мотивационных факторов для вас, тем легче и быстрее вы достигнете своих следующих целей.
Межличностные функции: значение эмоций для наших отношений с другими
● Эмоции — это социальные сигналы для оценки друг друга . Мы постоянно выражаем свои эмоции, когда взаимодействуем, и поэтому отправляем информацию своим сверстникам. Эти сигналы инстинктивно обрабатываются нашими системами «зеркальных нейронов» и помогают нам оценивать намерения, мысли, чувства других и в конечном итоге решать, доверяем мы им или нет.
● Эмоции способствуют поведению. Они влияют на то, как мы реагируем на других — например, если кто-то проявляет признаки страха, мы более склонны выражать сочувствие и сочувствие, тогда как если кто-то проявляет агрессию, мы с большей вероятностью примем избегающее поведение. Это то, что легко использовать, особенно в маркетинге, чтобы воздействовать на наше восприятие продуктов, услуг или даже людей и стимулировать конкретные ответы.
● Эмоции — это средство общения . Весь наш мозг обрабатывает эмоции, но у каждой части есть своя функция:
- Правое полушарие широко известно как наш эмоциональный мозг. Это часть, которую мы используем, чтобы принимать решения и привлекать внимание людей, используя основные эмоции, такие как гнев, страх, радость или удивление.
- Левая сторона — это рациональный мозг, именно здесь мы оправдываем свои решения и влияем на нашу аудиторию, апеллируя к академическим эмоциям, таким как разочарование, заинтересованность или любопытство.
Еще кое-что, о чем следует помнить, это то, что мы склонны обозначать «что» левой стороной, а «как» — правой стороной. Например, если вы обсуждаете с кем-то, «что» относится к семантике — тому, что было сказано, а «как» — к тону голоса, громкости и скорости. Если «что» передает что-то приятное и позитивное, а «как» — агрессивное, вы можете почувствовать некоторое замешательство и вызвать противоположные эмоции в отношении ситуации.
Социальные и культурные функции: поддержание общественного порядка в обществе
● Эмоции способствуют социальной сплоченности . Они управляют желаемым социальным поведением, то есть как действовать и как не делать. В зависимости от вашей культуры или социальной принадлежности некоторые эмоции приветствуются и поощряются, в то время как другие просто неприемлемы — например, честолюбие может высоко цениться в одних культурах и все же считаться агрессивным в других. Эмоции представляют общие социальные ссылки — они интегрированы в наши повседневные взаимодействия и передаются через культурные элементы, такие как книги, фильмы или маркетинговая реклама.
Чтобы проиллюстрировать влияние культурных ценностей и эмоций, давайте взглянем на эту рекламную кампанию Mercedes-Benz.
Как вы можете заметить, для одного и того же автомобиля, который ассоциируется с волнением, безопасностью и смелостью, первая реклама, созданная для рынка США, делает акцент на производительности, стойкости и приключениях, тогда как в Китае, где культура более коллективистская и ориентированный на семью, акцент был сделан на единении и создании сюрпризов. Для одной и той же кампании Mercedes-Benz решил использовать совершенно разные эмоции в соответствии с их культурной эффективностью и значением.
● Культуры говорят нам, что делать с нашими эмоциями – они создают культурные правила отображения. Культуры влияют не только на то, какие эмоции нам следует искать, но и на то, что нам следует с ними делать: выражать их или нет, и если да, то как? Вот почему в некоторых культурах мальчиков учат не плакать, когда им грустно, или что мы всегда должны смеяться над шутками нашего босса, даже если они не смешные.
● В целом, культура определяет нормы и правила в отношении эмоций, что приводит к социально приемлемому поведению и меньшей социальной сложности. Культуры играют большую роль в сдерживании наших эмоций и их сдерживании. Таким образом, мы создаем стабильную среду, в которой мы можем легко ориентироваться, пока у нас есть коды и ценности — это также групповой инстинкт выживания, который помогает нам выявлять потенциальных аутсайдеров или девиантных личностей, которые представляют угрозу для сообщества.
Эмоции окрашивают наш мир как внутри, так и снаружи, направляя нас к тому, что видеть, что слушать, что выбирать, о чем думать, что помнить, что делать.
Итак, скажи мне, как твой мир? 🙂
Айсберг гнева: узнайте, какие эмоции скрываются за вашим гневом
8 июля 2022 г.
Вы полностью удовлетворены своей жизнью? Проверьте это с помощью «Колеса жизни», бесплатного обучающего инструмента для оценки вашего жизненного баланса.
26 мая 2022 г.
Каковы 7 ключевых элементов, которые создают или разрушают процесс коучинга?
24 мая 2022 г.
Делать экстраординарное
30 марта 2022 г.
Как создать сильную индивидуальность для вашего личного бренда
16 февраля 2022 г.
Эмоции на работе — как эффективно управлять эмоциональным интеллектом
28 января 2022 г.
Личное выравнивание: начните принимать решения, основанные на ценностях
16 декабря 2021 г.
Различные виды эмоций
2 декабря 2021 г.
Самолидерство: первый шаг к тому, чтобы стать настоящим лидером
25 окт.