Эмоциональный интеллект это википедия: HTTP 429 — too many requests, слишком много запросов

что это такое и как его развить?

Способность индивидуума распознавать собственные желания, намерения, ощущения, мотивы, а также понимать эти проявления у других людей объединяет термин «эмоциональный интеллект». Люди, у которых его показатель высок, способны брать под контроль свои эмоции и управлять чужими. Это умение очень ценно, особенно для руководителей. Чтобы добиться успеха в карьере и личной жизни следует задуматься о повышении уровня EQ.

Что такое эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект — это способность распознавать собственные и чужие эмоции, брать их под контроль. Человек с высоким EQ способен управлять своими реакциями, он будет продуктивнее в работе. Основная ошибка в контроле над эмоциями – попытка их подавить, либо проигнорировать. Вместо этого их нужно учиться проживать, оттачивать внутренние и внешние способы реагирования.

EQ появился из-за неспособности интеллектуальных тестов определить, насколько человек будет успешным в карьере, ведь помимо умственных способностей значение имеют социальные и коммуникативные навыки. Эксперты пришли к выводу, что оценке стоит подвергать также эффективность взаимодействия с окружающими, эмоциональные связи, умение управлять собой.

Пройти тест на эмоциональный интеллект EQ

Модель Майера-Саловея-Карузо.

Эта модель является самой признанной среди психологов. Хотя некоторые специалисты считают ее чересчур психометрической, она остается популярной. В ней выделяется всего 4 компонента:

  • Восприятие эмоций. Помимо способности к эмоциональной самоидентификации человек также может распознать и чужие чувства, анализируя походку, мимику, выражение лица, интонацию речи, пр.
  • Применение эмоций с целью стимуляции мышления. Неосознанные попытки использовать эмоции в качестве стимулятора креативности, творчества, мыслительного процесса. Умение вдохновляться.
  • Понимание эмоций. Этот навык говорит о том, что человек умеет определять причину развития определенной эмоции, видит связи между тем, почему одно чувство переходит в другое, как связаны мысли и ощущения. Также он склонен к эмоциональному прогнозированию, интерпретации эмоций в различных типах взаимоотношений.
  • Управление эмоциями. Этот компонент выражается в том, что индивидуум способен обуздывать, вызывать и направлять собственные эмоции и чувства окружающих. Он принимает их во внимание, выстраивая логические цепочки, принимая решения, выбирая стиль поведения.

Модель Гоулмана.

Модель эмоционального интеллекта Гоулмана также называют смешанной, она была описана в его книге. Ученые назвали ее ненаучной, а вот простые обыватели отреагировали лояльно, потому произведение автора продавалось рекордным тиражом. Считается второй по популярности моделью. Согласно Гоулману, EQ состоит из таких компонентов:

  • Мотивация. Человеком движет желание достичь цели.
  • Самопознание. Понимание собственных эмоций, мотивов, плюсов и минусов, использование этой информации в процессе поиска решений.
  • Эмпатия.
    Способность принимать решения, в том числе опираясь на понимание чувств окружающих и взятие их в расчет.
  • Саморегуляция. Эмоциональный контроль, сдерживание импульсивного поведения.
  • Социальные навыки. Умение не только выстраивать взаимовыгодные отношения с людьми, но и подталкивать их к решению, выгодному для себя, навыки манипулятора.

Модель Рувена Бар-Она.

Она дает оценку EQ и SQ. Рувен Бар-Он предположил, что EI выражается в таких способностях:

  • Эмпатия. Навык по распознаванию и пониманию чувств других людей.
  • Независимость. Владение эмоциональной автономией. Умение полагаться на собственные силы.
  • Самоуважение. Оно выражается в том, что личность понимает и дает правильную оценку собственным возможностям, видит их границы, определяет свои преимущества и недостатки.
  • Ассертивность. Это способность к самовыражению – своих мыслей, эмоций. Также этот критерий показывает умение отстаивать свою точку зрения и проявлять твердость, когда требуется.
  • Стрессоустойчивость. Способность быстро реагировать на изменение обстоятельств и определять способы выхода из конфликтных и сложных ситуаций.
  • Контроль эмоций. Умение сдерживать порывы чувств.
  • Социальная ответственность. Это качество указывает на то, что человек определяет себя, как члена группы, способен к конструктивному сотрудничеству, проявлению заботы, может брать на себя ответственность.
  • Эмоциональная осознанность. Заключается в том, что человек умеет распознавать свои эмоции и понимать, чем они были вызваны.
  • Оценка действительности. Умение сопоставлять внутренние ощущения и мысли с тем, что происходит на самом деле.
  • Межличностные отношения. Умение вести конструктивный диалог, используя невербальные и вербальные коммуникативные методы, устанавливать выгодные для обеих сторон отношения, способность комфортно себя чувствовать при завязывании социальных контактов.
  • Гибкость. Умение проводить оперативную коррекцию мыслей, чувств, поведения в соответствии с тем, как меняются обстоятельства.
  • Решение проблем. Этот навык заключается в том, что человек самостоятельно определяет, формулирует проблему, а затем находит оптимальное решение.
  • Оптимизм. Сохранение позитивного мышления и надежды даже в критической ситуации.
  • Самоактуализация
    . Умение самостоятельно реализовывать свой потенциал, достигать целей.
  • Счастье. Способность ощущать удовлетворение от себя, своей жизни.

Пройти тест на эмпатию

Как развить эмоциональный интеллект?

Высокий EI или EQ– признак успешных людей. Чтобы его развить необходимо тренироваться. Занятия нацелены на распознание эмоций и их использование для достижения целей. Выполнять упражнения рекомендуется именно в этой последовательности, ведь нельзя научиться пользоваться тем, в чем не разбираешься.

1. Игра «Что я чувствую?»

Психолог из США Пол Экман предложил теорию, что у человека всего 7 основных эмоций:

  • грусть;
  • радость;
  • гнев;
  • отвращение;
  • удивление;
  • презрение;
  • страх.

Все остальные ощущения – это производные «эмоционального коктейля». Также Экман предположил, что в жизни человека, как правило всего 2 ведущие эмоции. Для самопознания рекомендуется несколько раз в день проводит следующее упражнение:

  • Необходимо назвать эмоцию, испытываемую в данный момент. Необязательно пользоваться только указанной семеркой, можно использовать и производные.
  • Затем нужно спросить себя, чем испытываемая эмоция полезна.
  • В конце упражнения требуется вспомнить, как часто данная эмоция возникает.

На первом этапе этого достаточно. Занимаясь более углубленным анализом, можно задавать себе больше вопросов, попытаться отследить, что вызвало именно такие ощущения, к чему это привело.

2. Дневник эмоций.

Цель этого упражнения − определить взаимосвязь между событиями и эмоциональным состоянием. Удобнее делать это в таблице. В течение дня нужно отслеживать и записывать все свои эмоции (в первом столбце), а также события, которыми они были вызваны (во втором). Чтобы в конце недели или месяца было удобнее проводить анализ, можно окрашивать ячейки в определенный цвет, например, зеленый – положительная эмоция, красный – отрицательная, желтый – нейтральная. В качестве визуализации может быть использован не цвет, а смайлики.

После заполнения таблицы и ее анализа нужно поставить перед собой цель – увеличить количество зеленых ячеек и счастливых смайликов. Проводя данное упражнение, необходимо помнить, что почти все события нейтральны, а эмоциональное выражение – это личная реакция каждого человека.

3. Говорит тело!

Есть разные техники взятия эмоций под контроль, например, дыхательная, танцевальная. Чтобы понять, в чем их суть, можно провести интересное упражнение, которое покажет связь между телом и эмоциями. Нужно сделать следующее:

  • Встать ровно, затем опустить голову, немного ссутулиться, смотреть в пол, сдвинуть брови и грустным голосом произносить фразы: «Я успешный, у меня все получится, я добьюсь своих целей, я счастлив».
  • Теперь нужно поднять руки, подбородок, спину держать ровно и, улыбаясь, уверенным тоном произнести: «Я неудачник, у меня ничего не получится, все в моей жизни ужасно, я несчастлив».

Важно в эти моменты отслеживать свои ощущения. Оказывается, что мозг реагирует не на слова, а на язык тела. Жесты и мимика передают сигналы в лимбическую систему, потому чувства меняются.

Это знание можно использовать. Несколько раз в день на протяжении 21 дня следует принимать позу лидера, можно опробовать уверенную походку, улыбаться себе в зеркале.

В качестве «скорой помощи» для быстрого снятия напряжения моно использовать уже упомянутые техники. Самой знаменитой считается дыхательная. Нужно сделать медленный глубокий вдох, задержать дыхание на 4 счет, а затем медленно выдохнуть и повторить упражнение. Все это время нужно концентрироваться на дыхании.

Пройти тест на интуицию

4. Эмпатический «крокодил».

Можно выделить 3 вида эмпатии:

  • понимание чужой точки зрения;
  • умение подбирать уместную реакцию на чужое поведение;
  • способность определять тип эмоции, которую испытывает человек.

Чтобы развить в себе навыки эмпата, можно поиграть в забавную игру. Для нее нужно как минимум два участника. Необходимо на маленьких карточках написать по одной эмоции или чувству. Это могут быть интерес, страх, гнев, злость, влюбленность, удивление, восторг и пр. Карточки складываются в стопку так, чтобы надписи не были видны. Дальше участники по очереди тянут их, не показывая остальным игрокам. Задача – показать мимикой движениями, положением тела ту эмоцию, которая написана в карточке.

Можно немого усложнить игру и не просто угадывать эмоции, а отвечать на них. Например, если оппонент изображает страх, нужно попытаться его успокоить. Если эмоция угадана правильно, человек, который загадывал ее оценивает, насколько верной и эффективной была реакция на нее.

5. Социальные навыки.

Развитие эмоционального интеллекта возможно только на практике. Для этого нужно больше общаться с людьми, заводить новые знакомства, бывать в новых местах. Не помешает завести хобби, расширить круг интересов.

Также в развитии социальных навыков поможет игра «Мафия». Ее можно организовать с друзьями, но также в крупных городах есть компании, которые проводят такие игры. Оказаться в комнате с незнакомцами даже полезнее. Все участники рассаживаются за столом. Ведущий раздает карточки, на которых написаны роли, это может быть – житель, комиссар, мафия либо дон. Ведущий говорит фразы:

  • «город засыпает» − все участники закрывают глаза;
  • «и просыпается мафия» − открыть глаза должны только те участники, на карточках которых было написано «мафия» либо «дон», они должны принять решение, кого из мирных жителей стоит «убить»;
  • «мафия засыпает и просыпается комиссар» − после этой фразы «мафия» закрывает глаза, ход делает комиссар, его цель обнаружит среди «спящих» дона.
    Указывая на подозреваемого, комиссар получает знак от ведущего, угадал ли он. Главная задача комиссара – рассекретить дона.
  • «комиссар засыпает, просыпается город» − все открывают глаза.

И наконец после хода комиссара ведущий сообщает, кто «убит». Далее начинается обсуждение. Каждый участник представляется и рассказывает вымышленную историю о себе, а также указывает на человека, которого подозревает в связи с мафией.

Игра помогает научиться распознавать ложь, волнение, развить умение формулировать свою мысль, приводить доводы.

Высокий эмоциональный интеллект делает человека более обаятельным. Другие люди к нему тянутся, готовы следовать за ним. С таким человеком чаще соглашаются, ведь он — источник позитива и уверенности. И эти качества можно в себе развить.

Пройти тест на тип восприятия

Эмоциональный интеллект руководителя

Такими слоганами довольно продолжительное время пользовались руководители при управлении своим персоналом. Нет эмоциям! Нет переживаниям!

Но, как говорится, все меняется, а особенно в мире менеджмента. Поэтому со временем пришло осознание, что сотрудник — это человек, а, следовательно, сложная система, и на его результативность влияет очень много факторов, одними из которых являются эмоции.

Эмо́ция (от лат. emoveo — «потрясаю», «волную») — психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение (и оно вполне может быть ошибочным) к существующим или возможным ситуациям и объективному миру. Если говорить простым языком, то эмоции — это психические процессы, которые являются реакцией на внешние обстоятельства. В энциклопедии «Википедия» дается более развернутое и сложное описание, но наша задача не усложнить, а понять. Следовательно, эмоция — это реакция организма, на то, что с ним происходит или может произойти.

Давайте посмотрим, как эмоции влияют на работу. Вспомните себя (или своих сотрудников), как Вам работалось, находясь в состоянии страха, гнева, злости. Много дров наломали? Получалось ли думать рационально? Скорее всего, нет. А ведь это напрямую сказывается на Вашей результативности и достижении целей.

В 2002 году психологи Даниель Канеман (над своей работой он трудился со своим другом и коллегой Амосом Тверски) и Вернон Смит стали лауреатами Нобелевской премии по экономике, доказав тот факт, что в большинстве случаев люди принимали свои решения эмоционально. Даже если все просчитано и понятно, какой из вариантов выгоднее, решение в большинстве случаев принимается не на основе логики, а на эмоциональном уровне (этим кстати очень часто пользуются в продажах и при манипуляциях).

А результаты исследования Антонио Дамасио, нейробиолога из Университета Айовы, свидетельствуют, что эмоции – являются неотъемлемой частью мыслительного процесса. Ему удалось экспериментальным путем установить, что ранее успешные люди из-за травм и нервных потрясений, потерявшие способность испытывать эмоции, но сохранившие интеллект, теряли способность принимать решения, и, как следствие, терпели поражения в своем деле и жизни.

А теперь, понимая всю важность того, как эмоции влияют на наши решения и результат в целом, давайте посмотрим, какую чаще всего эмоцию испытывают сотрудники на работе. Одно из исследований показало, что на работе доминирующей эмоцией является гнев. Его открыто выражают 53% сотрудников, в то время как радость выражают лишь 19%.

Не очень радостная статистика, правда?
Так как же научиться управлять эмоциями (как своими, так и подчиненных), если они так важны? Что нужно развивать руководителю? Чем пользоваться?

Ответ прост: Эмоциональный интеллект-EQ.

Эмоциональный интеллект (ЭИ; англ. emotional intelligence, EI) — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач (определение из Википедии). Эмоциональный интеллект – это умение анализировать эмоции и управлять ими. Он относится к гибким навыкам (soft skills).

Все мы знаем о важности развития IQ (интеллекта), он по факту является нашим hard skills навыком, но мало кто задумывается насколько сильно в нашей жизни и в руководительской деятельности играет эмоциональный интеллект. EQ помогает грамотно реализовывать наш IQ. Более того, высокий показатель интеллекта не гарантирует нам успеха, в то время развитие и применение EQ во многом помогает нам добиваться поставленных целей.

Американский психолог и писатель Дэниел Гоулман (один из первых, кто стал активно продвигать идеи EQ) утверждает, что умственное развитие обеспечивает руководителю лишь 15% успеха, а остальные 85% — заслуга эмоционального интеллекта. Возможно, эта цифра слегка завышена, но уверен — она довольна высока. Такой вывод можно сделать из данных, описанных ниже.

● Согласно докладу Всемирного экономического форума в Давосе «Будущее рынка труда» к 2020 году эмоциональный интеллект будет входить в десятку основных компетенций необходимых сотруднику.
● Опрос 44 компаний из списка Fortune Global 500 (рейтинг 500 крупнейших мировых компаний, критерием составления которого служит выручка компании. — «РБК Pro») показал, что продавцы с высоким EQ зарабатывают вдвое больше коллег со средними и ниже среднего показателями.
● Исследования российских ученых в области управления еще в 2000-х годах подтвердили, что руководители организаций, обладающие высокоразвитым EQ, эффективнее выполняют управленческие функции, которые лежат в сфере межличностных отношений, чем их коллеги.
● Исследование компании Gallup показало, что продуктивность (и вовлеченность) сотрудников с развитым эмоциональным интеллектом выше на 40-120%, чем у их коллег с неразвитым EQ.
● Международная статистика говорит о том, что у сотрудников с более высоким эмоциональным интеллектом на 20% выше зарплата, шансы получить предложение о работе и повышения по карьерной лестнице. $ 29 тысяч в год разделяют людей с высоким и низким эмоциональным интеллектом, согласно исследованию международной компании Talent Smart. Такие же результаты дало 10-летнее исследование журнала Journal of Vocational Behavior (Volume 101, August 2017, Pages 77-89 A time-lagged study of emotional intelligence and salary).

Одной из важных функций руководителя является создание (рабочей, в большинстве случаев положительной) атмосферы в коллективе. Также от него зависит количество и продолжительность конфликтов среди сотрудников.

● Исследование компании Accountemps, опубликованное в журнале «Fortune», показало, что топ-менеджеры и собственники компаний тратят семь недель в году, то есть 13% рабочего времени, на урегулирование и устранение последствий конфликтов между работниками.
● В американском исследовании 2005 года было выявлено, что четыре из пяти работников теряли много рабочего время, беспокоясь о неприятном инциденте, а больше половины опрошенных откладывали дела, чтобы избежать коллег, с которыми не получается найти общий язык.
● В книге «Другой разум» эксперт в области эмоционального интеллекта Харви Дойчендорф обращается к данным исследования, проведенного Йельской школой менеджмента, согласно которому 24% опрошенных сообщают, что постоянно чувствуют раздражение на работе. Дойчендорф пишет, что «сотрудники могут давать только то, что получают сами», а здоровая корпоративная культура — прямой путь к довольным клиентам. Поэтому родителю, если он хочет улучшить свою производительность просто необходимо развивать EQ и применять его в работе.
● Результаты исследования Я -Ти Хсу показали, что эмоциональный интеллект лидеров оказывал статистически положительное влияние на командный эмоциональный интеллект, а также на то, что высокий эмоциональный интеллект, которым обладают лидеры, приведёт к высокому эмоциональному интеллекту в командах (Hsu, 2016). А. Резвани, П. Хосрави, Н. М. Ашканази изучали взаимозависимости между эмоциональным интеллектом, доверием и эффективностью в инфраструктурных проектах (389 членов команд из 84 проектных групп). Они обнаружили, что высокий эмоциональный интеллект у менеджеров проектов способствует успеху проектов за счет лучшего общения и решения проблем. Способность воспринимать свои собственные и чужие эмоции значительно повышает эффективность командной работы за счет повышения доверия к команде и уменьшения конфликтов, что приводит к высокой производительности (Rezvani, Khosravi, Ashkanasy, 2018).

Исходя из всех этих данных, можно сделать вывод о том, что EQ является неотъемлемой частью развития управленческих компетенций, развивая которые, руководитель сможет влиять на свою эффективность, на атмосферу в коллективе и на достижение результата в целом.
И помните: «Люди приходят в компанию, а уходят от руководителя».

Поэтому развивайте свой EQ.
А как это сделать, мы рассмотрим в следующих статьях, посвященных этой теме.

эмоциональный интеллект в предложении

Эти примеры взяты из корпусов и из источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.

Это отражало бы противоположное предубеждение в функционировании и в равной степени гомолатерально: нормальные эмоциональные реакции отключаются, и реакциям может не эмоционального интеллекта или человеческого сочувствия.

Из Кембриджского корпуса английского языка