Эмоции и чувства в психологии
Оставьте комментарий / Психология личности, Чувства, Эмоции
В психологии существует множество теорий и подходов, которые объясняют и классифицируют эмоции и чувства. Некоторые из них уделяют больше внимания физиологическим аспектам, другие — социальным и культурным факторам. Однако в целом, изучение эмоций и чувств является важной областью психологической науки, которая помогает нам лучше понимать себя и других людей.
1 Понятие об эмоциях и чувствах в психологии
2 Эмоции и чувства в психологии кратко
3 Книги про эмоции и чувства в психологии
3.1 Похожие темы:
Понятие об эмоциях и чувствах в психологии
Эмоции — это короткое переживание, которое возникает в ответ на внешние или внутренние стимулы. Эмоции могут быть положительными (радость, удовольствие) или отрицательными (гнев, страх). Они имеют физиологические проявления, такие как ускоренный пульс, потливость, изменения дыхания и т. д.
Чувства — это более длительное состояние, которое возникает в ответ на эмоции или другие воздействия. Чувства могут быть также положительными или отрицательными. Они могут быть связаны с ценностями, убеждениями и восприятием определенных ситуаций.
Одним из ключевых аспектов понимания эмоций и чувств является их роль в адаптивном поведении. Например, эмоция страха может помочь нам избежать опасной ситуации, а чувство любви может укреплять наши отношения с другими людьми.
Эмоции и чувства в психологии кратко
Эмоции являются интегральными реакциями организма на воздействие факторов внешней и внутренней среды, а также результаты собственной деятельности, проявляющиеся в той или иной интенсивности (типа страха, ярости, радости) в специфических двигательных реакциях.
Наблюдения Дарвина легли в основу теории эмоций. Согласно этой теории, эмоции появились в процессе эмоций живых существ, как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни.
Согласно когнитивной теории положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, а когнитивные представления воплощаются в жизни.
Чувства носят предметный характер, связываются с представлением или идеей о некотором объекте. Другая особенность чувств состоит в том, что они совершенствуются и развиваются, образуя ряд уровней, начиная от непосредственных чувств. Чувства носят исторический характер. Они различны, у разных народов могут по-разному выражаться в разные исторические эпохи.
Чувства – это переживание человеком своего отношения ко всему тому, что он познает и делает, к тому, что его окружает.
Эмоции и чувства являются неотъемлемой частью человеческой жизни. Они влияют на наше поведение, наше здоровье и нашу жизнь в целом. В психологии эмоции и чувства рассматриваются как процессы, которые происходят в человеческом организме и являются ответом на определенные события.
В психологии эмоции и чувства рассматриваются как разные процессы. Эмоции являются быстрыми и кратковременными реакциями на события, которые происходят вокруг нас. Чувства же являются более продолжительными и более устойчивыми состояниями, которые связаны с нашими личностными особенностями и опытом.
Книги про эмоции и чувства в психологии
Существует множество книг, посвященных эмоциям и чувствам. Эти книги предлагают различные подходы к изучению эмоций и чувств в психологии, а также могут быть полезными для понимания их роли в нашей жизни и взаимоотношениях с другими людьми. вот несколько книг про эмоции и чувства в психологии на русском языке:
- «Эмоциональный интеллект» (Даниэль Гоулман)
- «Психология эмоций» (Кэрол Изард)
- «Я. Мозг и возникновение сознания» (Антонио Дамасио)
- «Эмоции и эмоциональные расстройства» (Э. Гельгорн, Дж. Луфборроу)
- «Страсти в нашем разуме. Стратегическая роль эмоций» (Роберт Фрэнк)
Эмоции и чувства в психологии (кратко) :: SYL.ru
Мы злимся на коллег за то, что они отлынивают от работы и взваливают на нас дополнительные задачи. .. Мы испытываем большую радость, когда видим чистое небо и яркое солнышко… Мы гордимся своими детьми, любим родителей, грустим за школьными годами… Все эти переживания – эмоции и чувства. В психологии они рассматриваются всегда как две половинки одного целого, так как взаимосвязаны и часто дополняют друг друга.
Сущность эмоций
Определение данного понятия даёт практическая психология. Эмоции человека – это его внутренние переживания по отношению к тому или иному человеку, предмету, явлению или действию. Они могут быть окрашены в позитивные или негативные тона. Обычно тесно связаны с внутренними потребностями индивида, поэтому психологическое состояние, называющееся эмоциями, возникает у человека в зависимости от того, насколько хорошо или плохо удовлетворены его нужды, соблюдены интересы. Например, мы можем испытывать гнев, если нас обижают, то есть ущемляют наше «я», идут вразрез с нашими желаниями, ведь мы всегда ждём похвалы.
Объяснить, что такое эмоции и чувства в психологии, кратко не получается. Так как они охватывают очень широкий спектр жизни, деятельности, человеческих отношений. Только самих эмоций может быть сотни, причём каждая из них окрашена в новые оттенки, значит, и характеризуется всегда по-другому. Например, удовольствие. Это ощущение всегда бывает разным: если мы получаем его от работы, то оно с примесью чувства гордости; если от хобби, то тут отмечается налёт релаксации и лёгкости; от общения с подругой – близость и доверие. Одним словом, каждая эмоция всегда выглядит по-новому в зависимости от конкретной ситуации.
Чувства: чем они отличаются от эмоций
Часто эти два явления путают. И это неудивительно: они очень похожи, часто даже идентичны. Несмотря на это, различия всё-таки существуют. Чем же отличаются эмоции и чувства человека? Психология характеризует первые как временное состояние, возникшее в виде ответной реакции на события, происходящие в данный момент. Эмоции ситуативные: если мы хотим есть, то испытываем голод. Но стоит нам перекусить, как потребность и связанная с ней эмоция исчезают. Всё зависит от конкретных обстоятельств, времени, места и даже компании людей.
Чувства же, наоборот, вторичны. Они основаны на эмоциях, только время их действия более длительное. Например, вы испытываете временную симпатию при знакомстве с молодым человеком. Это эмоция. Через какое-то время она трансформируется и перевоплощается в любовь, которая уже является чувством. Оно уже не зависит от перемены ситуации и будет сопутствовать нам всю жизнь (или какой-то отрезок жизненного пути). Эмоции и чувства в психологии разделяет тонкая грань, часто мы долго не можем понять, что именно испытываем и ощущаем.
Демонстрация эмоций и чувств
Итак, с характеристикой этих двух явлений мы разобрались. Теперь давайте определим, как проявляются эмоции и чувства. В психологии первые всегда осознанны, но могут быть и латентными. Например, мы злимся на супругу за то, что она не успела приготовить ужин. Мы ясно понимаем, что гневаемся, но тем не менее скрываем свою эмоцию: не хотим портить себе нервы после тяжёлого рабочего дня, избегаем распространять негатив в присутствии детей или сами провинились по какой-либо причине. Взрослые люди привыкли маскировать свои истинные ощущения, чтобы не обидеть, не разочаровать других людей, не потерять их доверие и так далее. Что касается проявления эмоций, то обычно мы это делаем путём крика, плача, смеха, жестикуляций или движений. Если же они латентные, то выдаём себя мимикой или интонацией голоса.
Если индивид легко может объяснить, почему испытывает ту или иную эмоцию, то чувства нельзя описать словами. Часто мы сами не понимаем, за что любим того или иного человека. Чувства мы не всегда умеем скрывать, так как они находятся глубоко в сердце: не мы влияем на них, а они на нас. Демонстрируем с помощью поступков, выражения лица, вербальных знаков.
Основные виды
Чтобы легче понять разницу между этими двумя понятиями, нужно их классифицировать. Как утверждает общая психология, эмоции и чувства могут быть позитивными, негативными и нейтральными. Человек проявляет их в зависимости от жизненной ситуации. Например, к положительным эмоциям можно отнести радость, удовольствие, восторг, блаженство, к негативным – страх, грусть, печаль, горе, отчаянье, тревогу, к нейтральным – удивление, безразличие, любопытство. Что касается чувств, то положительными являются любовь, счастье, ответственность, к отрицательным относят ненависть, отчуждённость. Нейтральные тяжело выделить, так как человек обычно принимает ту или иную сторону, узеньким мостком между которыми служит только одно равнодушие.
Кроме того, чувства бывают:
- Нравственными или моральными. Возникают как взаимоотношение общественных правил и поведения человека. Имеют социальный характер, бывают позитивными и негативными: патриотизм, дружба, презрение, неуважение.
- Интеллектуальными. Основаны на познавательной деятельности. Например, самоудовлетворение, разочарование.
- Эстетическими. Умение создавать или воспринимать прекрасное.
Каждое чувство и эмоция легко переходят из одной категории в другую, так как способны трансформироваться и полностью менять свой «окрас».
Что формирует чувства и эмоции
Отправную точку человеческих реакций трудно определить. Поэтому часто остаются загадкой причины, по которым возникли эмоции и чувства. В психологии картинки, показанные разным людям во время эксперимента, провоцируют и разное поведение. Например, демонстрируя подопытным участникам фотографию с изображением огня, учёные видят абсолютно разную реакцию: у одних пламя вызывает раздражение, у других – страх, у третьих – ощущение тепла. Жизненный опыт, полученные знания формируют наше отношение к тому или иному явлению. Понятно, если мы пережили пожар или получили сильный ожог, то созерцание огня ни с чем радостным ассоциироваться не может.
Так как чувства и эмоции – явление социальное, то они возникают в процессе жизни. Мы приобретаем их, общаясь с родителями, друзьями, коллегами, читая литературу, просматривая кино. Уже в раннем детстве нам внушают, что хорошо, а что плохо. И если ты не испытываешь нежных чувств к тому или иному предмету, тебя считают странным или эгоистичным. Например, ещё в школе нам вбивают в голову чувство долга и любви к Родине. Но если человек не приемлет насилие и отказывается идти на войну, чтоб защитить страну от врага, его сразу называют не патриотом, жалким трусом и предателем.
Врождённые чувства и эмоции
Не все наши ощущения формируются под влиянием общества, некоторые мы впитываем с молоком матери. Врождённые эмоции и чувства в психологии – это те, которые возникают у младенца сразу после его появления на свет. Их очень мало, и граница между ними и приобретёнными достаточно размытая. Многие психологи утверждают, что интерес, возбуждение, радость, удивление, испуг, злость, отвращение заложены уже в генах. Остальным чувствам человека научили ему подобные. Но тут можно поспорить. Рассмотрим, например, испуг. Нельзя сказать, что младенец сразу всего боится. Скорее всего, он приобретает это чувство в зависимости от жизненных ситуаций: раскаты грома, лай собаки, отсутствие матери. С другой стороны, возможно, малыш уже при рождении склонен пугаться, просто определённый случай активирует эту эмоцию.
Эмоции и чувства наполняют нашу жизнь смыслом, окрашивают серые будни в яркие краски. Конечно, хотелось бы испытывать только положительные ощущения. Но, согласитесь, что без плохих нам также не обойтись. Ведь только ощутив горе и разочарование, мы умеем ценить любовь, жадно черпая от неё наслаждение и счастье.
(Определение и компоненты эмоций)
Статьей поделились
РЕКЛАМА:
Эмоции: Краткие заметки об эмоциях (Определение и компоненты эмоций)!
Человеческие существа опираются на мотивы, и как разумные существа мы в определенной степени пытаемся удовлетворить их разумным образом.
РЕКЛАМА:
Но на этом наша жизнь не заканчивается, мы тоже эмоциональные существа. Действительно, большинство наших повседневных дел связаны с чувствами и эмоциями. Нашими лучшими достижениями, жалкими неудачами, нашим благородным характером и безобразным поведением управляют эмоции.
Мы взволнованы, когда сдаем экзамен, и подпрыгиваем от радости. Мы кричим, когда злимся, мы сожалеем о смерти любимого человека.
Мы дрожим, когда боимся. Радость, печаль, страх, сочувствие, сочувствие, любовь и привязанность — все это эмоции, которые влияют на нашу жизнь и поведение. Жизнь была бы тосклива без эмоций и чувств.
Они придают жизни цвет и изюминку. Надлежащий контроль над своими эмоциями и их выражение делают нашу жизнь приятной, отсутствие контроля и неправильное выражение приводят к страданию.
Определение :РЕКЛАМА:
Термин «эмоция» происходит от латинского глагола «movere», что означает возбуждать, волновать, беспокоить или двигаться. Вудворт определял эмоцию как «сознательное возбужденное состояние организма».
Компоненты эмоций :Есть три компонента эмоций.
а. Познание:
Этот компонент служит в первую очередь для того, чтобы влиять на оценку данной ситуации, побуждая нас так или иначе проявлять эмоции или не проявлять их вовсе.
б. Чувство:
В повседневной жизни мы думаем о чувствах. Наиболее очевидны изменения чувств у возбужденного человека. Чувства имеют непосредственное мотивационное значение.
Они вызывают многие физиологические процессы в сердечно-сосудистой системе и вызывают повышение артериального давления, изменение полового влечения. Они также стимулируют нервную систему и вызывают широкомасштабную электрохимическую активность.
в. Поведение:
Поведенческий компонент включает мимику, позы, жесты и голосовые реакции.
Изменения во время эмоций :РЕКЛАМА:
Изменения во время эмоций делятся на внешние и внутренние изменения.
Внешние изменения:
Во время эмоций происходит много внешних или наблюдаемых изменений.
а. Голос меняется в зависимости от типа эмоции. Эксперименты доказали, что эмоции можно идентифицировать по голосу.
б. Меняется выражение лица. Мы можем определить эмоцию, которую испытывает человек, глядя на его лицо.
в. Будут изменения в языке тела, такие как скованность мышц, скручивание пальцев, движения рук и ног.
д. Потливость.
эл. Морщины на лбу.
ф. Покраснение глаз.
г. Появление волос на коже и т. д.
Внутренние изменения:
Многие внутренние изменения происходят во время эмоций. Эти внутренние изменения являются результатом стимуляции
ВНС имеет 2 подразделения. Симпатический отдел подготавливает тело к встрече с чрезвычайной ситуацией либо путем борьбы, либо бегства, т. е. борется, если это возможно, в противном случае убегает от ситуации. Он стимулирует надпочечники и вызывает избыточное выделение адреналина и норадреналина. Адреналин циркулирует по всему телу и стимулирует жизненно важные органы, что приводит к последующим внутренним изменениям.
а. Увеличение частоты сердечных сокращений, что приводит к увеличению АД
b. Увеличение частоты дыхания
c. Повышение уровня сахара в крови
d. Снижение работы желудочно-кишечного тракта – поэтому мы не испытываем чувства голода при эмоциональных состояниях
e. Изменения частоты мозговых волн
f. Расширение зрачков
г. Снижение секреции слюны и сухость во рту.
После преодоления чрезвычайной или эмоциональной ситуации следующим шагом является восстановление энергии, затраченной во время эмоции. Эту работу выполняет парасимпатический отдел.
Главная ›› Эмоции
Эмоции
Заметки об установках: значение, природа, компоненты и типы установок
Эмоциональный интеллект: краткий очерк об эмоциональном интеллекте
9000 0 Влияние эмоций на восприятие, внимание, память, и принятие решенийОбзорная статья: Биомедицинская разведка
Том. 143 № 1920 (2013)
- Тобиас Брош
- Клаус Шерер
- Дидье Гранжан
- Дэвид Сандер
- Полнотекстовый PDF
- Полнотекстовый HTML
- DOI
- https://doi.org/10.4414/smw.2013.13786
- Процитируйте это как:
- Swiss Med Wkly. 2013;143:w13786
- Опубликовано
- 05.05.2013
Резюме
Разум и эмоции долгое время считались противоборствующими силами. Однако недавние психологические и нейробиологические исследования показали, что эмоции и познание тесно переплетены. Когнитивная обработка необходима, чтобы вызвать эмоциональные реакции. В то же время эмоциональные реакции модулируют и направляют познание, чтобы обеспечить адаптивные реакции на окружающую среду. Эмоции определяют, как мы воспринимаем наш мир, организуем нашу память и принимаем важные решения. В этом обзоре мы представляем обзор текущих теорий и исследований в
Рекомендации
- Хебб Д. Организация поведения. 1949, Нью-Йорк: Уайли.
- Шерер КР. Эмоция служит для разделения стимула и реакции в книге «Природа эмоций: фундаментальные вопросы», П. Экман и Р.Дж. Дэвидсон, редакторы. 1994, издательство Оксфордского университета: Нью-Йорк/Оксфорд. п. 127–130.
- Сандер Д. Модели эмоций: подход к аффективной неврологии, в Справочнике по аффективной неврологии человека, Дж. Л. Армони и П. Вийомье, редакторы. в печати, издательство Кембриджского университета: Кембридж.
- Шерер КР. Оценка как процесс многоуровневой последовательной проверки // Оценочные процессы в эмоциях: Теория, методы, исследования, К.Р. Шерер, А. Шорр и Т. Джонстон, редакторы. 2001, издательство Оксфордского университета: Нью-Йорк. п. 92–120.
- Шерер КР. К динамической теории эмоций: модель компонентного процесса аффективных состояний. Женевские исследования эмоций и коммуникации, 1987; 1(1):1–98.
- Шерер КР. Динамическая архитектура эмоций: доказательства для модели компонентного процесса. Познание и эмоции. 2009 г.;23(7):1307–51.
- Шерер КР. О природе и функции эмоций: компонентный процессный подход, в книге «Подходы к эмоциям», К.
- Симер М., Мосс И., Гросс Дж.Дж. Одна и та же ситуация — разные эмоции: как оценки формируют наши эмоции. Эмоция, 2007;7(3):592–600.
- Шерер К.Р., Брош Т. Культурно-специфические оценочные предубеждения способствуют возникновению эмоций. Евро J Перс. 2009 г.;23:265–88.
- Брош Т., Сандер Д., Пуртуа Г., Шерер К.Р. За пределами страха: быстрая пространственная ориентация на положительные эмоциональные стимулы. Психологическая наука. 2008; 19: 362–70.
- Макго Дж.Л. Память – век консолидации. Наука. 2000;287(5451):248–51.
- Гранжан Д., Сандер Д., Шерер К.Р. Сознательный эмоциональный опыт возникает как функция многоуровневой, управляемой оценкой синхронизации ответов. Сознательное Познание. 2008;17(2):484–95.
- Брош Т., Сандер Д. Оценивающий мозг: к нейрокогнитивной модели оценочных процессов в эмоциях. Обзор эмоций. 2013;5:163–8.
- Драйвер Дж. Выборочный обзор исследований избирательного внимания прошлого века. Бр Дж Психол. 2001;92(1):53–78.
- Корбетта М., Шульман Г.Л. Контроль целенаправленного и стимулированного внимания в головном мозге. Нат Рев Нейроски. 2002;3(3):201–15.
- Brosch T, Pourtois G, Sander D, Vuilleumier P. Аддитивные эффекты эмоционального, эндогенного и экзогенного внимания: поведенческие и электрофизиологические данные. Нейропсихология. 2011;49(7): 1779–87.
- Оман А., Лундквист Д., Эстевес Ф. Новый взгляд на лицо в толпе: преимущество угрозы со схематическими стимулами. J Pers Soc Psychol. 2001;80(3):381–96.
- Брош Т., Ван Бавел Дж.Дж. Гибкость эмоционального внимания: доступные социальные идентичности обеспечивают быструю ориентацию внимания. Познание. 2012;125(2):309–16.
- Фелпс Э.А., Линг С., Карраско М. Эмоции облегчают восприятие и усиливают перцептивные преимущества внимания. Психологические науки. 2006;17(4):292–9.
- Брош Т., Пуртуа Г., Сандер Д. Восприятие и категоризация эмоциональных стимулов: обзор. Познание эмоций. 2010; 24: 377–400.
- Grandjean D, Sander D, Pourtois G, Schwartz S, Seghier ML, Scherer KR, et al. Голоса гнева: Мозг реагирует на гневную просодию в бессмысленной речи. Нат Нейроски. 2005;8(2):145–6.
- Брош Т., Гранжан Д., Сандер Д., Шерер К.Р. Кросс-модальное эмоциональное внимание: эмоциональные голоса модулируют ранние этапы визуальной обработки. J Cogn Neurosci. 2009 г.;21:1670–9.
- Бар-Хаим Ю., Лами Д., Пергамин Л., Бейкерманс-Краненбург М.Дж., ван Эйзендорн М.Х. Предвзятость внимания, связанная с угрозой, у тревожных и нетревожных людей: метааналитическое исследование. Психологический бык. 2007;133(1):1–24.
- Сабатинелли Д., Брэдли М.М., Фицсиммонс Дж.Р., Ланг П.Дж. Параллельная активация миндалевидного тела и нижневисочная активация отражают эмоциональную интенсивность и актуальность страха. Нейроизображение. 2005;24(4):1265–70.
- Пилен М., Аткинсон А., Андерссон Ф., Вийемье П. Эмоциональная модуляция телесно-селективных зрительных областей. Soc Cogn влияет на нейроны. 2007; 2: 274–83.
- Вийомье П., Армони Дж. Л., Драйвер Дж., Долан Р. Дж. Влияние внимания и эмоций на обработку лица в человеческом мозгу: исследование фМРТ, связанное с событием. Нейрон. 2001;30(3):829–41.
- Vuilleumier P. Как мозг остерегается: Нейронные механизмы эмоционального внимания. Тенденции Cogn Sci. 2005;9(12):585–94.
- Оман А., Минека С. Страхи, фобии и готовность: к усовершенствованному модулю страха и обучения страху. Психологический обзор. 2001;108(3):483–522.
- Каннингем В. А., Брош Т. Мотивационная значимость: настройка миндалевидного тела на основе черт, потребностей, ценностей и целей. Curr Dir Psychol Sci. 2012; 21:54–9.
- Сандер Д., Графман Дж., Залла Т. Миндалевидное тело человека: развитая система определения релевантности. Преподобный Нейроски. 2003;14(4):303–16.
- Vuilleumier P, Brosch T. Взаимодействие эмоций и внимания, в The Cognitive Neurosciences IV, MS. Газзанига, редактор. 2009, MIT Press: Кембридж. п. 925–34.
- Вийомье П., Ричардсон М.П., Армони Дж.Л., Драйвер Дж., Долан Р.Дж. Дистанционное влияние поражения миндалины на активацию зрительной коры во время эмоциональной обработки лица. Нат Нейроски. 2004;7(11):1271–8.
- Джеймс В. Принципы психологии. 1890, Нью-Йорк: Дувр.
- Зола-Морган С., Сквайр Л.Р., Амарал Д.Г. Амнезия человека и медиально-височная область: стойкие нарушения памяти после двустороннего поражения, ограниченного полем СА1 гиппокампа. Дж. Нейроски. 1986;6(10):2950–67.
- Фелпс EA. Эмоции и познание: выводы из исследований миндалевидного тела человека. Анну Рев Психол. 2006; 57: 27–53.
- Долкос Ф., Лабар К.С., Кабеса Р. Взаимодействие между миндалевидным телом и системой памяти медиальной височной доли предсказывает лучшую память на эмоциональные события. Нейрон. 2004;42(5):855–63.
- Фелпс EA. Человеческие эмоции и память: взаимодействие миндалевидного тела и комплекса гиппокампа. Курр Опин Нейробиол. 2004;14(2):198–202.
- Фелпс Э.А., Шарот Т. Как (и почему) эмоции усиливают субъективное чувство воспоминаний. Curr Dir Psychol Sci. 2008;17(2):147–52.
- Шарот Т., Дельгадо М.Р., Фелпс Э.А. Как эмоции усиливают ощущение воспоминания. Нат Нейроски. 2004;7(12):1376–80.
- Лофтус Э.Ф., Лофтус Г.Р., Мессо Дж. Некоторые факты о фокусе оружия. Закон Хам Бихав. 1987; 11: 55–62.
- Монтагрин А., Брош Т., Сандер Д. Способность к достижению цели как ключевой фактор, определяющий улучшение памяти. Эмоции, в прессе.
- Таларико Дж. М., Рубин, округ Колумбия. Уверенность, а не последовательность, характеризует вспышки воспоминаний. Психологические науки. 2003;14(5):455–61.
- Хан С., Лернер Дж. С. Принятие решений в «Оксфордском компаньоне аффективных наук» Д. Сандера и К.Р. Шерер, редакторы. 2009, издательство Оксфордского университета: Нью-Йорк.
- Уилсон ТД, Гилберт ДТ. Аффективное прогнозирование – знать, чего хотеть. Curr Dir Psychol Sci. 2005;14(3):131–4.
- Дамасио АР. Ошибка Декарта: эмоции, разум и человеческий мозг. 1994, Нью-Йорк: Издательство Патнэм.
- Бечара А., Дамасио Х., Транел Д., Дамасио А.Р. Игровая задача Айовы и гипотеза соматических маркеров: некоторые вопросы и ответы. Тенденции Cogn Sci. 2005;9(4):159–62.
- Бечара А., Дамасио Х., Транел Д., Дамасио А.Р. Выгодное решение до того, как будет известна выгодная стратегия. Наука. 1997;275(5304):1293–5.
- Дамасио АР. Гипотеза соматических маркеров и возможные функции префронтальной коры. Философские труды Лондонского королевского общества. Серия Б, Биологические науки. 1996;351(1346):1413–20.
- Данн Б.Д., Далглиш Т., Лоуренс А.Д. Гипотеза соматических маркеров: критическая оценка. Neurosci Biobehav Rev. 2006;30(2):239–71.
- Брош Т., Коппин Г., Шерер К.Р., Шварц С., Сандер Д. Генерация ценностей: Иерархии психологических ценностей отражают контекстно-зависимую чувствительность системы вознаграждения. Соц Неврологии. 2011;6:198–208.
- Брош Т.
- Генрих Дж., Бойд Р., Боулз С., Камерер С., Фер Э., Гинтис Х. и др. «Экономический человек» в кросс-культурной перспективе: поведенческие эксперименты в 15 малых обществах. Behav Brain Sci. 2005;28(6):795–815.
- Санфей А.Г., Риллинг Дж.К., Аронсон Дж.А., Нистром Л.Е., Коэн Дж.Д. Нейронная основа принятия экономических решений в игре «Ультиматум». Наука. 2003; 300 (5626): 1755–8.
- Фер Э., Гахтер С. Альтруистическое наказание у людей. Природа. 2002; 415 (6868): 137–40.
- de Quervain DJ, Fischbacher U, Treyer V, Schellhammer M, Schnyder U, Buck A, et al. Нейронная основа альтруистического наказания. Наука. 2004; 305 (5688): 1254–8.
- Далглиш Т., Уоттс Ф.Н. Нарушения внимания и памяти при расстройствах тревоги и депрессии. Clin Psychol Rev.