Детская психология | Эмоции
Развить темперамент, переделать холерика в флегматика – невозможно, т.к. это все органика и мы в меньшей степени можем на это влиять. Но есть то, на что мы можем повлиять помогая нашему ребенку адаптироваться в мире взрослых , расти и развиваться в гармонии с собой и окружающим миром. Речь идет о развитии эмоциональной сферы ребенка.
В раннем детстве дети способны выражать множество эмоций: радость, гнев, восторг, удивление, тревогу, доверие, стыд, страх и т.д. Ни одну из этих эмоций нельзя назвать «хорошей» или «плохой», «полезной « или вредной», так как каждая из них чему-то учит ребенка. Задача взрослых — научить малыша понимать свое эмоциональное состояние, а затем и состояние окружающих взрослых и детей.
Группа американских психологов (А.Хьюстон,Дж.Каган, Дж. Конджер, Р.Массен) таким образом определили последовательность развития психических процессов – «Трехмесячный младенец, способный узнавать явление, вырастает в годовалого ребенка, способного вспоминать явление, потом в полуторагодовалого, способного предвидеть события, и , наконец, в двухлетнего, который осознает, что он способен сделать, что он чувствует , чем он похож на других людей и чем он от них отличается.
Эмоциональная сфера начинает свое развитие с момента появления на свет и первое свое проявление она начинает в т.н. «комплексе оживления», реакция малыша на внешние раздражители. Существуют результаты исследований, которые доказывают, что уже четырех месячные младенцы реагируют мимическими проявлениями на боль от укола ( в них присутствуют и гнев, и печаль), ограничение свободы движений рук вызывает у них реакцию гнева, и на уход мамы они уже отвечают негативными эмоциями.
В первые годы жизни ребенка происходит интенсивное эмоциональное развитие. Именно в это время ребенок наиболее непосредственен в выражении чувств – его радость безмерна, обида глубока, страх искренен.
В раннем возрасте уже создаются предпосылки для формирования личности. Примерно с 1, 5 лет у ребенка начинает формироваться самосознание: малыш разглядывает себя в зеркале и узнает свое отражение, начинает произносить местоимение «Я», «Мне», старается повлиять на действия других людей. Как отмечают многие авторы (Смирнова, Обухова, Уайт), в этом возрасте у детей развивается способность к эмпатии. Это проявляется в стремлении малышей утешить того, кто плачет, обнять и погладить явно расстроенного сверстника или значимого взрослого. (фото)
В раннем возрасте ребенок с большой легкостью заражается чувствами окружающих его людей. Уже с середины второго года жизни у наиболее общительных детей может возникать чувство симпатии по отношению к сверстникам. Малыши начинают сочувствовать, помогать друг другу, иногда готовы поделиться игрушкой, сладостями.
Каждый возрастной этап в жизни человека делает акцент на развитии одной, определенной сферы личности. На этапе от 1,5 и вплоть до 4 лет происходит формирование долговременной эмоциональной памяти. Именно на этом этапе мы можем наблюдать, как девочка 2х лет обхватывает голову руками – точно как мама, малыш старательно хмурит брови – как папа, грозит пальчиком, как дедушка. Малыши учатся выражать свои чувства взглядом, мимикой, тоном, жестами, выразительными движениями, позами.
По мнению американских психологов и др. авторов, у детей в возрасте от 1,5 до 2 лет начинается формирование нравственных норм поведения. Дети болезненно реагируют на сломанные игрушки, запачканную одежду, грязные руки и т.д. Усваивая нравственные нормы, малыши пытаются понять, как необходимо вести себя в своем окружении, какие паттерны поведения являются правильными, а какие нет.
Особенно важным становиться период с 2х до 3х лет.
На этом этапе формируются и корректируются основные черты характера, личностные акцентуации. Происходит принятие модели поведения взрослых. (фото) На этом этапе основным становиться психо- эмоциональное развитие ребенка. Если первые два года были этапами накопления знаний, то теперь можно достаточно ярко увидеть и проанализировать результаты. Начинается реальное, осознанное восприятие окружающего пространства. Многие малыши на данном этапе, защищаясь, уходят от реальности, придумывают свой собственный мир. Это защитная реакция организма говорит о росте и развитии Вашего ребенка. Реальные события, реальное пространство может пока еще не соответствовать запросам 2-х –4-х летнего малыша. Здесь еще много непонятного, неизвестного и поэтому пугающего. Придумывая себе воображаемых друзей, называя себя вымышленным именем, ребенок ищет и находит точку опоры в смоделированных им же самим ситуациях – они придуманы им, поэтому предсказуемы и не страшны.
( Важность этого возрастного периода мне помог понять случай, который произошел со мной, когда после окончания института я начинала работать в псих. консультации. Не имея еще достаточно опыта, я, разбирая сложный случай семейного конфликта с женщиной 32х лет, обратилась за помощью к своему преподавателю, профессору психологии. Вопрос, который он мне задал кардинально изменил мои представления , он спросил – Не знаешь, что с ней происходило в возрасте 2х-3х лет?) (фото)
В этот же возрастной период происходит закладка навыков социального взаимодействия. Ребенок именно на этом этапе впервые обращает внимание на своих сверстников, как губка впитывает любое эмоциональное проявление своих близких, внимательно слушает сказки, ищет любую возможность удовлетворить свою потребность в развитии эмоциональной сферы. В зависимости оттого насколько спокойно, а главное , психологически комфортно, ребенок проживет этот период, во многом определит способность ребенка устанавливать конструктивные взаимоотношения, долгосрочные эмоциональные привязанности, способы вхождения в коллектив ( школьный, коллектив офиса) и т.д.
Помочь нашему малышу мы можем, формируя и развивая у него Навыки Конструктивного Взаимодействия. Проще говоря, рассказывая ему «Что такое хорошо?» и «Что такое плохо?». И если кто-то может сказать — Еще рано, то, как видите, в последствии может быть уже поздно. Преподносить ребенку знания об основах социального взаимодействия лучше всего, разбирая вместе каждую конфликтную ситуацию. Я расскажу, как это происходит в группе детей, а затем, как это применить индивидуально.
Общение со сверстниками тоже может доставить малышу множество эмоций, причем как положительных, так и отрицательных. Например, на втором году жизни ребенок может почувствовать беспокойство при приближении другого ребенка, а на третьем году детям свойственно эмоциональное заражение друг от друга: они хохочут, визжат, прыгая вместе. Дети, которые посещают ясли, имеют больший опыт общения со сверстниками. Однако не всегда это опыт конструктивного общения. Иногда таким детям свойственно более частое по сравнению с домашними детьми проявление отрицательных эмоций, например гнева, ярости, обиды, поскольку в яслях, детском саду, более тесное общение и , естественно, дети ущемляют интересы друг друга (отбирают игрушки, толкаются и т.д). Это происходит потому , что ребенок раннего возраста в общении с другими детьми всегда ориентируется на собственные желания , без учета желаний другого. Ребенок еще не умеет сопереживать другим людям. И хотя этот механизм сопереживания формируется лишь в дошкольном детстве, взрослые уже в период раннего детства могут подготовить для него базу: говорить с ребенком о чувствах и переживаниях самого малыша и окружающих его людей .
Ребенок раннего возраста еще не умеет контролировать свои эмоциональные проявления, им движут сиюминутные желания и порывы. Его эмоциональные состояния преходящи и неустойчивы. Малыш может вдруг броситься на шею маме и «задушить» ее в объятиях , а может неожиданно закричать «Ты плохая, уходи!». В таких случаях рекомендуется поощрять ребенка к выражению чувств. Это поможет родителям понять причину дискомфорта ребенка и освободит малыша от накопившихся негативных эмоций. Однако, это не значит поощрять враждебное поведение или припадки гнева, которые требуют понимания, но и самого строго к себе отношения.
Для детей 2х-3х лет, которые входят в период кризиса 3х лет, характерны яркие эмоциональные вспышки. Они могут возникнуть и в том случае, если малыш, пытаясь сделать что-то самостоятельно, не справляется задачей. Например, ребенок пробует поставить кружку в кухонную мойку и не дотягивается до нее. Кружка отшвыривается прочь, малыш начинает кричать, топать ногами. Гнев может быть направлен и на «непослушный» предмет, и на взрослого, внимания которого добивался ребенок.
Хотелось бы обратить Ваше внимание на значимость собственного имени для ребенка. Дети с раннего возраста привыкают к звучанию своего имени. Ребенок очень рано идентифицируется со своим именем и не представляет себя вне его. Можно сказать, что имя человека ложится в основу его личности. Особый интерес дети проявляют к своим тезкам, реальным людям или героям детских книжек. Все, что происходит с тезками, воспринимается более эмоционально.
Детский психолог — Сказкотерапия
Для решения воспитательных, обучающих, развивающих, а также направляющих, корректирующих поведение ребенка, существует метод, который в последнее время имеет модное название «сказкотерапии».
О сказкотерапии, а также других коррекционных методах : игротерапия, арт-терапия, метод театрализации и др. Подробно будет рассказано позже
как подготовить себя к трудным временам / Хабр
Предыдущая статья про самооценку вызвала закономерное возражение: «Ясно, как надо и ясно, как не надо. А что именно сделать, чтобы переместиться из «не надо» в «надо» — не ясно». К сожалению, психологи иногда грешат тем, что создают некий светлый образ цели, к которой нужно клиенту стремиться, но не обозначают способы достижения цели. Каюсь, тоже иногда заносит, тоже грешен. И поэтому, в этой статье мы разберемся:
Можно ли «законсервировать» эмоции, чтобы использовать их в дальнейшем?
Можно ли «брать» эмоции из будущего?
Как перейти от низкой самооценки к адекватной?
Дисклеймер: В силу подхода к работе так сложилось, что обычно я консультирую людей интеллектуального труда. В последний год это преимущественно управленцы и сотрудники IT-сферы. Это люди, которые всю жизнь решали любые проблемы «через голову». Такой подход неизбежно накладывает отпечаток на личность и внепрофессиональную жизнь. Минимизацией негативных последствий таких особенностей я занимаюсь. И в рамках статей на данном ресурсе стараюсь обобщить профессиональный опыт и дать полезную информацию.
Дисклеймер #2: Я не пытаюсь на серьезных щщах говорить про то, что процесс консервирования капусты и психики — это одно и то же. И не строю на этом теории и статьи. Я лишь подбираю простые аналогии для образности, но не в ущерб содержанию.
Начнем с простого, а конкретно — с определения слова консервирование, которое встречается в названии статьи.
Консервирование — общее название различных способов обработки пищевых продуктов (изготовления консервов) для повышения их срока хранения в основном за счёт угнетения жизнедеятельности портящих продукты микроорганизмов.
Если же мы переносим это на эмоции, то вопрос трансформируется таким образом: «Можно ли сохранить эмоции, вызванные чем-либо, на долгий срок, чтобы в дальнейшем их прочувствовать?».
Чтобы найти ответ, давайте сперва разберемся, а почему эмоции постепенно ослабевают? Причин много, но нас сейчас интересуют три:
Исчезновение триггера.
Сознательная проработка эмоции.
Механизмы психологической защиты.
Исчезновение триггера — исчезновение или сильное ослабление стимула, вызвавшего эту эмоцию. Допустим, вам нравится новогодняя ёлка. И вот пару недель вы наслаждаетесь всем, что с ней связано — запахом, видом, игрушками. Потом ёлка начинает осыпаться и увядать, запаха тоже становится меньше. Ваша радость постепенно выветривается вместе с ним. Когда-нибудь настаёт момент выбросить ёлку (судя по мусорке возле моего подъезда, обычно это промежуток март-июль), эта лысая палка не вызывает уже никаких чувств.
Сознательная проработка эмоции — это действия, направленные на снижение силы эмоции, её влияния на жизнь. Обычно происходит путем выполнения определенных упражнений или же постоянного обсуждения и проговаривания. Фактически, данный пункт просто максимально ускоряет процессы…
Механизмов психологической защиты — это группа разнородных процессов, которая служит различным целям, не только защиты от негатива, но и сохранения внутреннего психологического гомеостаза, стабильности в модели восприятия мира.
То есть, если очень огрублять и проводить аналогии, то механизмы психологической защиты — это те самые микроорганизмы, которые способствуют процессам порчи и разложения продуктов.
Следовательно, для эмоционального «консервирования» нужно соблюсти (в идеале) три переменных:
Максимально сохранить триггер.
Отказаться от сознательной проработки эмоций.
Замедлить работу механизмов психологической защиты.
Как сохранить триггер. Не так сложно это сделать, если триггер является материальным предметом, но что предпринять, если триггер — это событие? Так как наш мозг — это не видеокассета, хранящая информацию, а нейросеть, постоянно воспроизводящая и видоизменяющая воспоминание, выстраеваемое мозгом по запросу на основе ключевых точек, то доверять памяти нельзя. На этом этапе можно воспользоваться лайфхаком — при запоминании и дальнейшем проговаривании используйте наиболее эмоционально яркие слова и эпитеты. В дальнейшем мозг будет выстраивать воспоминания и, следовательно, чувства, на их основе. Но даже без использования лайфхака, ваша первостепенная задача — материализовать данное событие в осязаемый триггер.
Каждый из нас это уже делал и не раз. У каждого есть дорогие сердцу вещи, например, подарки. Сам материальный объект может и не обладать значимой объективной ценностью, но вот его субъективная значимость иногда зашкаливает. Примером является детский рисунок, который вам может подарить сын/дочь. Сам по себе рисунок — просто бумага с мазками, не имеющими художественной ценности. Но кривая надпись «Я тибя лублу» равнодушным не оставит.
Так и сейчас — постарайтесь материализовать триггер в более стабильную форму. Например, если у вас была какая-то значимая победа или достижение, то купите что-нибудь, что будет о ней напоминать. Даже не просто напоминать, а иметь очень четкую и специфическую ассоциативную связь. Например, вы сдали важный проект или решили играть свадьбу, а может быть, выиграли старый спор? Купите себе бутылку тридцатилетнего коньяка или виски и…не открывайте и не пейте его. Триггер должен быть ценным и значимым. Поэтому пусть нетронутая бутылка напоминает вам о событии. А когда вы привыкнете к виду бутылки и она перестанет вас радовать, можно сесть на неё откупорить и порадовать себя долгожданным бокалом.
Отказаться от сознательной проработки эмоций. Фактически, вы не обсуждаете событие с кем-либо, не пишете и не заявляете во всеуслышание, не постите в социальных сетях тематические записи. Не раскладываете и не анализируете эмоции. По возможности, отвлекаетесь от «падения» в мысли. Главная задача данного этапа — контролировать себя и не «съедать» эмоцию сразу.
Если вы купили долгожданную машину, то не стоит в первый же день её всю излазить, тыкать мультимедию до тошноты, показывать всем друзьям и менять аватарку на «я и моя тачка». Растягивайте удовольствие, всегда оставляйте осознанную непознанность, чтобы в нужный момент эту радость использовать.
Замедление работы механизмов психологической защиты. Самый сложный этап с точки зрения «взять и проверить», так как эти механизмы действуют за границей сознательного существования. К сожалению, в этом блоке вам придется мне поверить или же самостоятельно курить мануалы по механизмам психологической защиты. Здесь мы делаем несколько противоестественную вещь — пытаемся остановить полезные, в общем-то, механизмы. Это странные действия, но в определенных ситуациях имеющие смысл. Из механизмов психологических нас интересуют следующие:
Вытеснение (подавление, репрессия) — перевод из сознания в бессознательное неприемлемую информацию (например противоречащую морали), либо подавление негативных переживаний (чувства или эмоции)
Чтобы помешать работе данного механизма, нужно держать событие в фокусе внимания, см. материализацию триггера. Иной вариант — поставить напоминание о событии на видное место, чтобы оно было в фокусе внимания.
Компенсация (гиперкомпенсация)— заполнение/замещение неудовлетворённости в одной сфере жизни (или нескольких), развитием в другой сфере (или нескольких)
Закономерно, что одна радость не должна перебиваться другой. Поэтому, если вы консервируете одну эмоцию, то нужно быть осторожным, чтобы не было в вашем погребке баночки, которая заметно превосходит остальные по силе. К сожалению, мы так устроены, что на контрасте с «лучшим» всё остальное снижает свою субъективную ценность
Обесценивание — это механизм психологической защиты, при котором личность преуменьшает значимость окружающих людей, их поступков, а также самого себя.
В контексте данной статьи нас интересует сохранение ценности достижения/события. Нужно останавливать себя в размышлениях вроде: «Да так каждый мог», «Это не так и важно», «Это было значимо тогда, а сейчас это пшик» и подобных.
Если мы посмотрим на схему, то увидим, что консервация — это время между событием и предвкушением. Реализация предвкушения — это «открытие баночки». Инструменты выше описал. Just do it!
Теперь немного про самооценку в логику данных размышлений. Так как сразу самооценку скорректировать сложно, то нужны промежуточные этапы — временные костыли. Данными костылями могут выступать такие же материализованные триггеры, но в этом случае, это триггеры того образа, который вас привлекает, тех ценностей и элементов, которых вам, по вашему же мнению, не достает. Например, вы считаете, что успешный человек ест только в ресторанах, но вы этого себе позволить не можете. При этом, можно обедать раз в месяц, превратив поход в ресторан в триггер успешности, который укладывается в логику «наслаждаться событием — предвкушать новое». Таким образом, вы можете поддерживать своё самовосприятие, пока ведете более глубокую работу.
А закончить хотелось бы вот какой мыслью: каждый из нас имеет возможность чувствовать себя лучше, но многих тормозит страх потерять себя. Но вы не потеряете. Ни одно упражнение, ни один психолог или психиатр не изменят вашу личность, не превратят вас в кого-то совершенно другого. Они могут дать вам новый взгляд на жизнь, новые ресурсы и возможности. Но не отберут ничего из этого. Так что не бойтесь пробовать жить лучше.
С уважением и поддержкой
Сергей Максимов.
Психолог.
P.S. Если вдруг интересны другие статьи по психологии, они есть в моем ТГ-канале. Только статьи, без мемов и спама. https://t.me/maximov_psy
Первичные и вторичные эмоции: распознавание различий
Согласно исследованиям эмоций, считается, что люди испытывают два различных типа эмоций: первичные и вторичные эмоции.
Согласно Дамасио (1994), первичные эмоции относятся к врожденным эмоциям, которые быстро реагируют и реагируют на новые ситуации. Однако считается, что вторичные эмоции возникают в результате высших когнитивных процессов и следуют за первичной эмоцией.
К базовым эмоциям, также известным как первичные эмоции, относятся радость, печаль, страх, гнев, удивление и отвращение, которые повсеместно признаются и переживаются людьми в разных культурах.Содержание
Что такое первичные эмоции?
Как следует из названия, первичные эмоции — это первые эмоции, которые возникают, когда что-то происходит. Представьте, что вы узнали, что выиграли соревнование, и вашей основной эмоцией может быть невероятная радость. Или, если вы получите плохие новости, которых не ожидали, вы можете почувствовать прилив грусти.
Эти первичные эмоции представляют собой первую реакцию организма, непосредственно связанную с событием или стимулом.
Первичные эмоции часто бывают очень сильными, поэтому их легко идентифицировать. Они считаются инстинктивными, примитивными и чувствительными.
Первичные эмоции являются адаптивными, поскольку они заставляют нас реагировать определенным образом, при этом эмоции не загрязняются и не анализируются мыслями или привычками.
Со временем основная эмоция, скорее всего, угаснет, поскольку мы изо всех сил пытаемся связать ту же эмоцию с событием, потому что наши эмоции изменились.
Психолог Пол Экман выделил шесть основных эмоций: гнев, отвращение, страх, счастье, печаль и удивление. Он предположил, что эти человеческие эмоции являются врожденными и общими для всех людей в разных культурах.
Позже Экман расширил этот список, включив в него такие эмоции, как гордость, стыд, смущение и возбуждение.
Другой психолог по имени Роберт Плутчик определил восемь основных эмоций, которые он сгруппировал в четыре пары полярных противоположностей: радость-печаль, гнев-страх, доверие-отвращение и удивление-ожидание.
Он разработал Колесо Чувств, чтобы отображать эти эмоции вместе с их вторичными эмоциями.
Что такое вторичные эмоции?
Вторичные эмоции — это эмоции, которые часто ощущаются после того, как была пережита первичная эмоция. Они являются реакцией на наши первичные эмоции и часто представляют собой привычные или усвоенные реакции.
Например, почувствовав первичную эмоцию гнева, вы можете впоследствии ощутить вторичную эмоцию стыда; вместо радости вы можете почувствовать облегчение или гордость; вместо того, чтобы чувствовать страх, вы можете чувствовать ненависть.
Цель вторичных эмоций — скрыть чувствительные первичные эмоции чем-то менее чувствительным. Таким образом, они являются способом защитить себя от уязвимости.
Некоторые из вторичных эмоций могут причинить больше вреда и боли по мере их накопления с течением времени, особенно если это такие эмоции, как вина, стыд, негодование, разочарование и раскаяние. Эти эмоции часто передаются в детстве от родителей или других людей в нашей жизни.
Вторичные эмоции часто труднее назвать, чем первичные эмоции, поскольку они насыщают первичную эмоцию сложными реакциями. Они могут влиять на ваше поведение, усиливать интенсивность ваших реакций и длиться гораздо дольше, чем первичные эмоции.
Первичные и вторичные эмоции
Основное различие между первичными и вторичными эмоциями заключается в том, что первичные эмоции — это то, как мы реагируем на события и ситуации, тогда как вторичные эмоции — это реакции на то, что мы чувствуем.
Если вы не уверены, испытываете ли вы первичную или вторичную эмоцию, спросите себя, является ли эмоция прямой реакцией или нет. Если это прямая реакция, то она, скорее всего, первична. Если это не прямая реакция, то скорее всего вторичная.
Вы также можете спросить себя, отступили ли эмоции после того, как отступило исходное событие. Если эмоция вначале была сильной, но с тех пор ослабла, скорее всего, это первичная эмоция. Если эмоция продолжается долгое время после события и мешает вашим способностям в настоящем, она, скорее всего, вторична.
Ниже приведены некоторые другие основные различия между первичными и вторичными эмоциями.
Первичные эмоции:
- Инстинктивные и естественные
- Функциональный
- Может быть болезненным или приятным
- Может нанести вред при реакции на
- Чувствительны и уязвимы
- Уходят корнями в более глубокие отделы мозга
- Может помочь нам оставаться на связи с другими
- Может помочь в наших действиях
Вторичные эмоции:
- Приобретенные или привычные
- Защитный
- Защита и избегание
- Может лучше контролироваться, чем первичные эмоции
- Может подавлять эмоции
- Не слушайте, что просят эмоции
- Происходит из места обучения, например, «Я не должен грустить» или «Я не должен чувствовать никакого гнева». Это не то же самое, что самоконтроль.
- Мотивированы уменьшением боли
- Задержитесь надолго после того, как событие произошло
- Как правило, ведет к отдалению и отключению от наших целей, ценностей и людей
В таблице ниже приведены некоторые примеры первичных эмоций и связанных с ними вторичных эмоций, которые могут возникнуть из них:
Первичная эмоция | Вторичная эмоция |
Радость | Надежда, гордость, возбуждение, восхищение 9010 6 |
Страх | Беспокойство, неуверенность, неполноценность, паника |
Гнев | Обида, ненависть, зависть, ревность, раздражение |
Печаль | Стыд, пренебрежение, депрессия, вина, изоляция |
Удивление | Шок, тревога, растерянность, недоумение |
Вторичные эмоции могут мешать
Вторичные эмоции имеют тенденцию возникать, потому что у нас есть суждения или убеждения об определенных эмоциях. Кто-то, возможно, вырос в семье, где его критиковали за то, что он расстраивался и проявлял грубые эмоции.
Точно так же они, возможно, не научились здоровым способам выражения своего гнева и могли быть свидетелями того, как их родители проявляли гнев нездоровыми способами, например пассивно-агрессивными или ревнивыми.
Когда мы наблюдаем и изучаем свои эмоции, особенно в детстве, мы часто можем перенести это во взрослую жизнь, а это означает, что наши вторичные эмоции часто мешают нашим первичным эмоциям.
Вторичные эмоции — это способ реагирования, а не форма самоконтроля. Это означает, что мы не уделяем время тому, чтобы замечать или исследовать эмоции, которые мы чувствуем. Вместо этого мы можем просто хотеть, чтобы оно исчезло или было похоронено любой ценой.
Мы склонны выбирать второстепенные эмоции, когда чувствуем угрозу, подавленность или опасность. Когда мы действуем на вторичных эмоциях, мы склонны нападать, критиковать, требовать, обвинять, отстраняться и возмущаться другими.
Такое поведение является защитным и не дает нам раскрыть наши истинные чувства.
Однако сокрытие наших истинных чувств второстепенными эмоциями и поведением может со временем навредить. Это может привести к разрыву отношений и оттолкнуть других. Например, если кто-то из ваших близких причиняет вам боль, вы можете превратить эту боль в ненависть, то есть вы можете обвинять и критиковать их.
Воздействие только на вторичные эмоции может вообще не решить никаких проблем и может привести к тому, что мы просто будем ходить по кругу.
Отталкивание сложных эмоций, таких как грусть и страх, и неспособность их распознать могут подвергнуть кого-то большему риску нанести вред своему психическому здоровью.
У людей могут развиться проблемы с тревогой или депрессия после того, как они годами скрывали свои истинные эмоции, надеясь, что они уйдут без решения. Другие проблемы с психическим здоровьем могут развиться в результате неспособности работать со своими эмоциями.
Ниже терапевт описывает свой личный опыт пограничного расстройства личности (ПРЛ) и то, какую большую роль сыграли вторичные эмоции:
‘К сожалению, многие страдания, которые мы испытываем, происходят не из наших основных эмоций. На самом деле это происходит из наших вторичных эмоций. Вторичные эмоции порождают проблемно-ориентированное мышление, негативное поведение… и негативные результаты».
‘В очень юном возрасте я научился сосредотачиваться в первую очередь на этом вторичном эмоциональном состоянии, и я остался бы там. Итак, я бы чувствовал сильный стыд, сильную ярость, сильную тревогу».
Роуз Скитерс, лицензированный терапевт
Полезна ли уязвимость?
Часто люди ожидают, что другие проявят свои основные эмоции, думая, что другие могут выражать свою уязвимость. Однако они придерживаются убеждения, что сами не должны испытывать эти эмоции.
Когда мы реагируем на наши вторичные эмоции или полностью избегаем наших первичных эмоций, мы не даем себе много возможностей для решения проблем или разрешения эмоций.
Когда мы учимся быть более уязвимыми в своих эмоциях, у нас появляется возможность решать больше проблем и учиться лучше узнавать себя.
Уязвимость может иметь более положительные результаты, такие как более крепкие отношения, лучшая производительность на работе и чувство большей удовлетворенности жизнью. Другие могут стать более заслуживающими доверия и более глубоко оценить вашу уязвимость.
Вы можете обнаружить, что окружаете себя людьми, столь же открытыми в своих эмоциях, и это означает, что у вас могут быть более глубокие связи со значимыми людьми.
Когда вы чувствуете, что застряли в сильной или сложной эмоции, попытайтесь выяснить, что скрывается за эмоцией и есть ли что-то чувствительное, что скрывается. Мы с большей вероятностью найдем решение, если заглянем глубже, чем на поверхностный уровень.
При изучении наших эмоций важно быть преднамеренным с
- Знать, что мы чувствуем
- Изучение того, почему мы это чувствуем
- Выбор того, что с этим делать
Как распознавать первичные эмоции
Помните, что может потребоваться время, чтобы лучше понять, что вы чувствуете. Это особенно верно, если вы пытаетесь отучиться от бесполезных мыслей и поведения, укоренившихся в вас с юных лет, таких как убеждение, что вы не должны грустить.
Ниже приведены некоторые способы, с помощью которых вы можете научиться распознавать свои основные эмоции и быть в большей гармонии с ними. колесо). Это может быть очень полезно для детей, а также для взрослых, которые изо всех сил пытаются понять, что они чувствуют, и которые могут быть не в состоянии различить первичные и вторичные эмоции.
Колесо чувств можно использовать каждый день, чтобы проверить, как вы себя чувствуете, или в течение дня, чтобы увидеть, как меняются ваши эмоции.
Если вы идентифицируете чувство, которое является вторичной эмоцией, вы можете использовать колесо, чтобы увидеть, из какой первичной эмоции возникает это чувство. Это может сообщить вам о том, что происходит под поверхностью.
Колесо чувств или эмоций — это визуальный инструмент, который классифицирует и расширяет различные эмоции, помогая людям идентифицировать и формулировать свои чувства с большей точностью и глубиной, тем самым улучшая эмоциональное понимание и навыки общения.Ведение дневника
Ведение дневника может быть полезным способом изложить все свои мысли на бумаге. В ведении дневника может быть как можно меньше структуры, поскольку вы единственный, кто должен его читать. Вы можете просто записывать любые мысли, которые приходят вам в голову, не беспокоясь о том, что они имеют смысл.
Записывая свои мысли, вы можете сформулировать свои эмоции и понять, что именно вы чувствуете. Может быть полезно посмотреть, что выходит на поверхность, когда вы пишете.
Если вы не можете взять на себя обязательство написать длинную запись в дневнике, вы можете написать всего одну строчку в день или несколько слов, чтобы выразить эмоции, которые вы испытываете в этот день.
Внимательность
Внимательность — это проверенная практика для улучшения осознания настоящего момента и самого себя.
Внимательность побуждает вас осознавать свои эмоции, что бы вы ни чувствовали. Вы можете научиться испытывать свои эмоции без осуждения. Вы признаете, что эмоции присутствуют и что эти эмоции — то, что вы чувствуете.
Беседы с другими
Часто общение с другими может помочь вам определить, какие основные эмоции вы можете испытывать. Может быть полезно попрактиковаться в содержательных беседах с доверенным лицом или группой доверенных друзей.
Может быть полезно иметь точку зрения со стороны, которая может помочь точно определить, что вы чувствуете.
Обратитесь за профессиональной помощью
Понять свои эмоции и понять, что вы чувствуете, может быть очень сложно. Может быть трудно увидеть общую картину, когда вы застряли в хаосе множества сложных эмоций.
Таким образом, поддержка психотерапевта может помочь вам разобраться в своих эмоциях и понять, что вы чувствуете и почему. Если вы обнаружите, что у вас много болезненных эмоций, сопровождаемых бесполезными мыслями и поведением, подходящий терапевт может помочь вам преодолеть их.
Почему важно распознавать первичные эмоции?
Распознавание первичных эмоций важно, потому что они полны полезной информации. Они могут сказать нам:
- Кто нам нравится или не нравится
- Что вызывает или расстраивает
- Что нам нужно сделать, чтобы справиться с тем, что мы чувствуем
- Что происходит на самом деле
Если мы не научимся распознавать наши первичные эмоции, то можем придумать нездоровые способы справиться с нашими сложными вторичными эмоциями. Многие люди часто обращаются к наркотикам, алкоголю или самоповреждающему поведению в качестве методов выживания.
Мы также можем оставаться в нездоровых отношениях или на работе, поскольку не знаем, что на самом деле чувствуем, что со временем может нанести ущерб психическому здоровью.
Часто задаваемые вопросы
Универсальны ли вторичные эмоции?
Хотя существует больше культурных различий в значении и выражении вторичных эмоций, они по-прежнему универсальны, поскольку считается, что их испытывают все культуры.
Вторичные эмоции социально сконструированы и представляют собой усвоенную реакцию наших семей, окружающих нас людей и нашей культуры на то, как чувствовать и реагировать на наши эмоции.
Из-за этого вторичные эмоции могут различаться между культурами и даже внутри культур, в зависимости от того, как разные семьи реагируют на первичные эмоции.
Учатся ли вторичные эмоции?
Вторичные эмоции — это привычные или усвоенные реакции, которые часто используются для прикрытия чувствительных первичных эмоций менее чувствительными эмоциями.
Второстепенным эмоциям мы можем научиться в детстве или у окружающих нас людей. Общие вторичные эмоции, которым можно научиться, включают чувство вины, стыда, негодования, разочарования и раскаяния.
Хотя их можно выучить и глубоко укоренить в нас с детства, это не значит, что их нельзя разучить, особенно если они негативно влияют на нашу жизнь.
Является ли тревога вторичной эмоцией?
Тревога — это распространенная вторичная эмоция, которая часто возникает вместо другой эмоции, которую человеку трудно почувствовать или выразить.
Наряду с другими эмоциями, такими как чувство нервозности или беспокойства, тревога является вторичной эмоцией, которая часто возникает из первичной эмоции страха.
Сколько существует вторичных эмоций?
Вероятно, невозможно точно узнать, сколько вторичных эмоций существует на самом деле. Считается, что вторичные эмоции также подразделяются на так называемые третичные эмоции.
Недавнее исследование показывает, что существует не менее 27 различных эмоций, и все они тесно взаимосвязаны (Cohen & Keltner, 2017). Это могут быть такие эмоции, как восхищение, спокойствие, ужас, ностальгия, облегчение, романтика и сексуальное желание.
Является ли гнев вторичной эмоцией?
Нет, гнев не является вторичной эмоцией. Она классифицируется как первичная эмоция, потому что часто является немедленной и инстинктивной реакцией на предполагаемую угрозу, несправедливость или разочарование.
Гнев может вызывать вторичные эмоции, такие как вина, стыд или печаль, но сам по себе гнев считается первичной эмоцией из-за своей прямой и внутренней природы.
Ссылки
Коуэн, А. С., и Кельтнер, Д. (2017). Самоотчет фиксирует 27 различных категорий эмоций, соединенных непрерывными градиентами. Известия национальной академии наук , 114 (38), E7900-E7909.
Дамасио, А. Р. (1994). Ошибка Декарта и будущее человеческой жизни. Scientific American , 271 (4), 144–144.
Экман, П. (1992). Аргумент в пользу базовых эмоций. Познание и эмоции , 6 (3-4), 169-200.
Экман, П. (1999). Базовые эмоции. Справочник по познанию и эмоциям , 98 (45-60), 16.
Плутчик Р. (2001). Природа эмоций. Человеческие эмоции имеют глубокие эволюционные корни, что может объяснить их сложность и предоставить инструменты для клинической практики. Американский ученый , 89 (4), 344-350.
Скитерс, Р. (Хозяин). (2022, 5 августа). Взлом управления эмоциями: первичные и вторичные эмоции. [Эпизод аудиоподкаста]. В «От грани к прекрасному: надежда и помощь при ПРЛ» с Роуз Скитерс, Массачусетс, LPC, PN2.
- ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА
- ПЕЧАТЬ
Ссылки на главу 11 – Психология человеческих эмоций: учебник в открытом доступе
Глава 11: Отрицательные самосознательные эмоции
Ссылки
Амодио, Д. М., Девайн, П.Г., и Хармон-Джонс, Э. (2007). Динамическая модель вины: последствия для мотивации и саморегуляции в контексте предрассудков. Психологические науки , 18 (6), 524-530. https://doi.org/10.1111/j.1467-9280.2007.01933.x
Бир, Дж., Хири, Э.А., Кельтнер, Д., Скабини, Д., и Найт, Р.Т. (2003). Регуляторная функция самосознательных эмоций: выводы пациентов с орбитофронтальным повреждением. Журнал личности и социальной психологии, 85 (4), 594-604. https://doi.org/10.1037/0022-3514.85.4.594
Бастиан, К., Харрисон, Б.Дж., Дэйви, К.Г., Молл, Дж., и Уиттл, С. (2016). Чувства стыда, смущения и вины и их нейронные корреляты: систематический обзор. Неврологические и биоповеденческие обзоры , 71 , 455-471. https://doi.org/10.1016/j.neubiorev.2016.09.019
Кастельфранчи, К., и Поджи, И. (1990). Краснея как дискурс: был ли Дарвин не прав? В WR Crozier (Ed.), Застенчивость и смущение: перспективы социальной психологии (стр. 230-251) Cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/CBO9780511571183.009
Кордаро, Д. Т., Кельтнер, Д., Черинг, С., Вангчук, Д., и Флинн, Л. М. (2016). Голос передает эмоции в десяти глобализированных культурах и одной отдаленной деревне в Бутане. Эмоция , 16 (1), 117-128. https://doi.org/10.1037/emo0000100
Крозье Р. (2010 г., май). Загадка покраснения. Психолог, 23 , 390-393. Британское психологическое общество. Получено с: https://thepsychologist.bps.org.uk/volume-23/edition-5/puzzle-blushing
Дарвин, К. (1872 г.). Выражение эмоций у человека и животных. Джон Мюррей.
Экман П. и Фризен В.В. (1978). Система кодирования движений лица: метод измерения движений лица . Пало-Альто: Психологи-консультанты Press.
Фрид, С., и Д’Андреа, В. (2015). Вегетативное возбуждение и эмоции у жертв межличностного насилия: склонность к стыду, но не тревога, предсказывает тонус блуждающего нерва. Journal of Trauma & Dissociation , 16 (4), 367-383. https://doi.org/10.1080/15299732.2015.1004771
Герлах, А.Л., Вильгельм, Ф.Х., и Рот, В.Т. (2003). Смущение и социальная фобия: роль парасимпатической активации. Журнал тревожных расстройств , 17 (2), 197-210. https://doi.org/10.1016/S0887-6185(02)00197-4
Готтман, Э. (1959). Представление себя в повседневной жизни. Анкер.
Готтман, Э. (1967). Ритуал взаимодействия: Очерки поведения лицом к лицу. Анкер.
Хайдт, Дж., и Келтнер, Д. (1999). Культура и выражение лица: открытые методы находят больше выражений и градиент узнавания. Познание и
Эмоции , 13 (3), 225-266. https://doi.org/10.1080/026999399379267
Келтнер, Д. (1995). Признаки умиротворения: отчетливые проявления смущения, веселья и стыда. Журнал личности и общества
Психология , 68 (3), 441-454. https://doi.org/10.1037/0022-3514.68.3.441
Келтнер, Д., и Басуэлл, Б.Н. (1996). Доказательства различения смущения, стыда и вины: исследование воспоминаний о прошлом и выражении эмоций на лице. Познание и эмоции, 10 (2), 155-171. https://doi.org/10.1080/026999396380312
Келтнер, Д., и Кордаро, Д. Т. (2017). Понимание мультимодальных эмоциональных выражений: последние достижения в базовой теории эмоций. В Ж.-М. Fernández-Dols & JA Russell (Eds.), Наука о выражении лица (стр. 57–75). Издательство Оксфордского университета.
Крайбиг, С. Д. (2010). Активность вегетативной нервной системы при эмоциях: обзор. Биологическая психология , 84 (3), 394-421. https://doi.org/10.1016/j.biopsycho.2010.03.010
Льюис, М., и Рамзи, Д. (2004). Развитие самопознания, использования личных местоимений и ролевой игры в течение 2-го года. Развитие ребенка , 75 (6), 1821-1831. https://doi.org/10.1111/j.1467-8624.2004.00819.x
Льюис, М., Салливан, М.В., Стангер, К., и Вайс, М. (1989). Саморазвитие и осознанные эмоции. Развитие ребенка, 60 (1), 146–156. https://doi.org/10.2307/1131080
Модильяни, А. (1968). Смущение и смущение. Социометрия, 31 (3), 313-326. https://doi.org/10.2307/2786616
Модильяни, А. (1971). Смущение, работа с лицом и зрительный контакт: проверка теории смущения. Журнал личности и социальной психологии, 17 (1), 15-24. https://doi.org/10.1037/h0030460
Парротт, В. Г., Сабини, Дж., и Сильвер, М. (1988). Роли самооценки и социального взаимодействия при смущении. Бюллетень личности и социальной психологии , 14 (1), 191-202. https://doi.org/10.1177/0146167288141019
Сабини, Дж., Гарви, Б., и Холл, А.Л. (2001). Стыд и смущение снова. Бюллетень личности и социальной психологии , 27 (1), 104-117. https://doi.org/10.1177/0146167201271009
Сабини, Дж., Зипманн, М., Штейн, Дж., и Мейеровиц, М. (2000). Кого что смущает?. Познание и эмоции , 14 (2), 213-240. https://doi.org/10.1080/026999300378941
Сабини, Дж., и Сильвер, М. (1997). В защиту стыда: стыд в контексте вины и смущения. Журнал теории социального поведения , 27 (1), 1-15. https://doi.org/10.1111/1468-5914.00023
Заутер, Д.А., Эйснер, Ф., Экман, П., и Скотт, С.К. (2010). Межкультурное распознавание основных эмоций посредством невербальной эмоциональной вокализации. Труды Национальной академии наук (PNAS), 107(6) , 2408-412. https://doi.org/10.1073/pnas.0908239106
Шерер, К.Р. (1997). Роль культуры в оценке предшествующих эмоций. Журнал личности и социальной психологии, 73 (5), 902-922. https://doi.org/10.1037/0022-3514.73.5.902
Сильвер, М., Сабини, Дж. , Парротт, В. Г., и Сильвер, М. (1987). Смущение: драматургический рассказ. Журнал теории социального поведения , 17 (1), 47–61. https://doi.org/10.1111/j.1468-5914.1987.tb00087.x
Саймон-Томас, Э. Р., Келтнер, Д. Дж., Сотер, Д., Синикропи-Яо, Л., и Абрамсон, А. (2009 г.). Голос передает определенные эмоции: Доказательства вокального взрыва отображаются. Эмоция , 9 (6), 838-846. https://doi.org/10.1037/a0017810.
Такахаши Х., Яхата Н., Коэда М., Мацуда Т., Асаи К. и Окубо Ю. (2004). Активация мозга, связанная с оценочными процессами вины и смущения: исследование фМРТ. Нейроизображение , 23 (3), 967-974. https://doi.org/10.1016/j.neuroimage.2004.07.054
Тангни, Дж. П. (1992). Ситуационные детерминанты стыда и вины в юношеском возрасте. Бюллетень личности и социальной психологии , 18 (2), 199-206. https://doi.org/10.1177/0146167292182011
Тангни, Дж.