что это, как и зачем развивать
Путеводитель по психике
Путеводитель по психике. Выпуск № 51
Светлана Белицкая
прислушивается к своим эмоциям
Профиль автораЕсть люди, которые могут найти общий язык со всеми.
Они подмечают, когда кому-то плохо, и осторожно предлагают помощь. Они умеют внимательно слушать других, а если случился конфликт, корректно выскажут свои претензии. Такое поведение обычно говорит о высоком эмоциональном интеллекте. Рассказываем о том, что это такое, в очередном выпуске путеводителя по психике.
В предыдущем выпуске: что такое социопатия.
Что такое эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект включает в себя способности распознавать, понимать свои и чужие эмоции, контролировать желания и порывы.
Развитый эмоциональный интеллект помогает:
- добиваться успехов в учебе и работе;
- успешнее проводить переговоры благодаря способности в нужный момент пойти на компромисс;
- вызывать симпатию у окружающих, прежде всего за счет способности быть внимательным к чувствам других;
- внимательнее следить за своим здоровьем, благодаря чему человек улавливает поступающие от организма сигналы;
- быть более удовлетворенным своей жизнью.
Ученые объясняют это тем, что чем выше эмоциональный интеллект у человека, тем ему проще поддерживать конструктивные отношения и справляться со стрессом.
Чем я могу тебе помочь: что такое эмпатия
Само понятие «эмоциональный интеллект» психологи начали использовать еще в 1920-х годах. Но серьезные исследования начались лишь в начале 1990-х. Тогда была сформулирована концепция эмоционального интеллекта — модель Мэйера — Сэловея — Карузо. В рамках нее эмоциональный интеллект рассматривается как совокупность врожденных способностей человека, помогающих ему обрабатывать эмоциональную информацию.
Составляющие эмоционального интеллекта
Согласно модели Мэйера — Сэловея — Карузо, эмоциональный интеллект состоит из четырех основных компонентов.
Восприятие эмоций. Это базовый компонент эмоционального интеллекта. Он включает в себя:
- способность человека замечать свои эмоции;
- способность распознавать и расшифровывать эмоции других людей по вербальным и невербальным признакам, в том числе по мимике и жестам;
- способность считывать эмоциональную информацию, заложенную в произведениях искусства.
Использование эмоций в когнитивной деятельности. Например, для решения задач и проблем или для обучения. В частности, эмоции помогают:
- смотреть на вещи под разными углами зрения: эмоции нередко противоречат рациональному восприятию и это расширяет наши представления о вещи;
- фокусировать внимание на определенном предмете, действии, человеке — чем больше эмоций они у нас вызывают, тем дольше мы искренне интересуемся ими;
- лучше запоминать информацию: эмоции играют важную роль в работе памяти, поэтому все, что связано с ними, мы запоминаем быстрее — и помним дольше.
Понимание эмоций. Оно включает в себя способность воспринимать эмоции во всей их полноте и сложности, улавливать мельчайшие нюансы в них, видеть взаимосвязь эмоций друг с другом. Это дает возможность:
- предсказать поведение человека в будущем на основе его текущего эмоционального состояния;
- верно определять ситуации, которые могут вызвать бурную эмоциональную реакцию.
Управление эмоциями. Оно подразумевает способность:
- контролировать свои эмоции для достижения результата;
- включать положительные и отключать отрицательные эмоциональные реакции;
- принимать и проживать негативные эмоции;
- влиять на эмоциональное состояние окружающих.
Человеком с высоким эмоциональным интеллектом считается тот, у кого хорошо развиты все четыре его компонента.
На основе концепции Мэйера — Сэловея — Карузо появились и другие модели эмоционального интеллекта. Одну из них предложил журналист Дэниел Гоулман, который и популяризировал это понятие, серьезно его расширив. С его подачи к эмоциональному интеллекту начали причислять любые социальные навыки и личностные черты, например: душевную теплоту, способность к командной работе, инициативность, — многие из которых напрямую не относятся к интеллектуальной обработке эмоциональной информации.
Мэйер, Сэловей и Карузо критиковали такой подход за недостаточную научную обоснованность. Смысл их концепции состоял в четком взаимодействии между интеллектом и чувствами. Все, что выходило за рамки этой взаимосвязи, по их мнению, не могло относиться к эмоциональному интеллекту.
Кроме того, концепция Гоулмана не была подкреплена исследованиями. Но тем не менее понравились поп-психологам, коучам, журналистам, которые используют ее до сих пор.
Как определить уровень эмоционального интеллекта
Обычно для этого используются тесты и опросники, основанные на самоотчетах. Вот самые известные.
Тест Мэйера — Сэловея — Карузо. Самый сложный и серьезный тест, который оценивает эмоциональный интеллект в рамках модели способностей. Состоит из восьми разделов со 144 вопросами. Каждый вопрос имеет правильные и неправильные варианты ответов.
Баллы, полученные в тесте, не зависят от самооценки человека, его аффективного состояния, желания покрасоваться и других факторов. Потому он считается точным. Но интерпретировать результаты теста нужно вместе с психологом.
Пример задания из теста Мэйера — Сэловея — Карузо. Источник: ipran.ruСамоотчетная методика SREIT. Также основана на работах Джона Мэйера и Питера Сэловея, но представляет собой опросник, а не тест.
Включает 33 утверждения, разделенных на три шкалы: оценку и выражение эмоций, регулирование эмоций, использование эмоций. Опросник считается довольно точным, но только в том случае, если тестируемый отвечает честно, а не дает социально желательные ответы.
Пример вопроса из опросника SREIT. Источник: psytests.orgТест «ЭмИн» Дмитрия Люсина. Основан на самоотчете о понимании своих и чужих эмоций.
Состоит из 46 утверждений, разделенных по шести разделам, например: «осознание своих эмоций» или «интуитивное понимание чужих эмоций».
Пример вопроса из теста «ЭмИн». Источник: psytests.orgТест эмоционального интеллекта Кимберли Бачард. Создан с целью охватить максимально известное число аспектов эмоционального интеллекта — в том числе тех, что входят в концепцию Гоулмана.
Включает 68 утверждений, разделенных по семи шкалам от способности принимать решения на основе эмоций до внимательности к ним.
Пример вопроса из теста Кимберли Бачард. Источник: psytests.orgСтоит помнить, что многие ученые сомневаются в достоверности результатов опросов, основанных на самоотчете тестируемого. Дело в том, что человек редко способен объективно себя оценить, а кроме того, далеко не всегда в реальных условиях ведет себя так, как ответил в опроснике.
Причины низкого эмоционального интеллекта
Генетика. Исследования показывают, что эмоциональный интеллект наследуем. Он есть у каждого человека, но его уровень, как и уровень интеллекта вообще, во многом определяется генетикой.
Особенности воспитания. Огромный вклад в развитие эмоционального интеллекта у ребенка вносят родители. Если они учат его распознавать свои чувства и чувства окружающих и понимать, откуда они взялись и что значат, — у него больше шансов вырасти внимательным и чутким человеком.
Умный, но бедный: как интеллект влияет на зарплату
Чем опасен низкий эмоциональный интеллект
Люди с низким эмоциональным интеллектом чаще имеют проблемы в общении, так как попросту не всегда могут понять чувства собеседников. Также часто они не умеют слушать и обычно сфокусированы на собственных интересах.
Как показывают исследования, они более склонны к агрессивному поведению, в частности к буллингу окружающих.
Неумение регулировать свои эмоции повышает риск развития депрессии и других психических расстройств, а также зависимости от психоактивных веществ.
Как развить эмоциональный интеллект самостоятельно
Долгое время считалось, что, так как эмоциональный интеллект — совокупность врожденных способностей, его практически невозможно развить. Однако последние исследования показывают, что в действительности развить их можно.
Одну из методик разработал психолог Марк Бракет из Йельского центра по изучению эмоционального интеллекта. Она состоит из пяти шагов.
Первый шаг: осознание. Понять, что вы на самом деле чувствуете, обычно не так-то просто: люди склонны подавлять сильные эмоции. Чтобы это исправить, Бракет предлагает использовать технику «Измеритель настроения». Она заключается в том, чтобы задать себе два вопроса:
- Насколько интенсивна эта эмоция?
- Насколько приятна эта эмоция?
Например, очень интенсивные и приятные эмоции — это обычно радость, предвкушение, оптимизм. Слабые, но и не сильно неприятные: подавленность, тоска. Тревога, гнев и разочарование — это обычно интенсивные и неприятные эмоции. А спокойствие и удовлетворенность — приятные, но не особенно интенсивные.
Определив таким образом, к какой категории относятся ваши эмоции, вам будет проще понять, что дальше с ними делать.
Второй шаг: понимание. Теперь вам нужно понять, откуда эта эмоция взялась. Бракет предлагает это сделать с помощью таких вопросов:
- Что сейчас произошло?
- Что я делал до того, как возникла эта эмоция?
- Что произошло сегодня утром или прошлой ночью, что может быть связано с этой эмоцией?
- Какие воспоминания остались у меня о ситуации или месте, где возникла эта эмоция?
Третий шаг: поиск названия. Важно не только обнаружить у себя эмоцию и понять ее причину, но и подобрать ей правильное определение.
Словарный запас, пригодный для описания чувств, ограничен у многих людей. У некоторых он вообще сводится к «плохо» или «хорошо». Другие обходятся четырьмя прилагательными: «грустный», «радостный», «злой», «испуганный».
Но существует гораздо больше слов для описания эмоций. Исследования показывают, что чем точнее мы знаем, какую именно эмоцию мы испытываем, тем нам проще регулировать их.
Например, вы понимаете, что испытываете массу неприятных эмоций и ощущений, а еще вы устали. Это могут быть «стресс» или «перегруженность». И вам важно определиться, какое из этих двух состояний вы испытываете, так как от этого зависят ваши дальнейшие действия. Если вы перегружены — вам нужно просто уменьшить нагрузку. А вот если вы испытываете стресс — тут все сложнее: нужно понять его источник, попробовать устранить его. А если и это не получится, попробовать адаптироваться с помощью способов снижения стресса.
Четвертый шаг: выражение. Бракет настаивает, что эмоции — особенно негативные — не стоит держать в себе. Иначе они будут только усиливаться и в какой-то момент вырвутся на свободу — в результате вы крупно с кем-то поссоритесь, и это окончательно разрушит ваши отношения.
Но важно выражать эмоции правильно, так, чтобы при этом не обидеть других и не навредить себе. Поэтому нужно учитывать особенности отношений. Например, помните, что с начальником вы не можете разговаривать так же, как с другом, старайтесь выразить эмоции менее эмоционально и более формально, с упором на факты, а не на их оценку.
Пятый шаг: регуляция. Этот шаг подразумевает контакт и взаимодействие со своими эмоциями для того, чтобы они помогали нам добиваться своих целей. Или хотя бы не мешали это делать.
Существует множество различных методик, помогающих это сделать. К примеру, дыхательные упражнения — один из самых простых способов снизить интенсивность негативных эмоций. Но есть и другие способы — еще проще. Так, Бракет советует по возможности избегать того, что вызывает у вас негативные чувства. И приводит конкретный пример: «Вас бесит сосед? Так постарайтесь пореже встречаться с ним».
Знания о психологии и работе мозга, которые помогут выжить в этом безумном мире, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_dopamine
9 ступеней эмоционального интеллекта и 8 способов его «прокачать»
Переключиться
Эмоциональный интеллект — загадочная субстанция, которой все хотят обладать, но не все понимают, что это такое на самом деле. Можно ли приобрести эмоциональный интеллект или это нечто врожденное? Из чего он состоит и существуют ли доказанные способы его «прокачать»? И можно ли вообще управлять эмоциями? Рассказываем, что обо всем этом говорит наука.
Интеллект — понятие сложное, неоднозначное и до сих пор вызывающее научные дебаты. В широком смысле оно обозначает способность успешно справляться с жизнью и ее ежедневными вызовами. Классический интеллект — тот, что измеряют показателем IQ, — отвечает за когнитивные способности: логически мыслить, планировать, генерировать идеи, строить причинно-следственные связи, использовать язык и обучаться. Но ближе к 20 веку ученые поняли, что ума как такового недостаточно, чтобы преуспевать в жизни, — нужен еще, как его тогда назвали, «социальный интеллект». Под этим термином подразумевалась способность эффективно общаться с другими людьми. В 1990 году это понятие определили как «эмоциональный интеллект» (ЭИ) — умение отслеживать свои и чужие эмоции, различать их и использовать эту информацию в своем мышлении и поведении. Название ЭИ, или EQ — emotional quotient, — закрепилось и в науке, и в сознании людей, но до сих пор не все понимают, как работать с этим типом интеллекта.
Что есть что: разберемся с понятиями
Обсуждая понятие ЭИ, ученые пришли к выводу, что он включает в себя навыки из четырех основных областей:
- восприятие эмоций — способность распознавать эмоции, «считывать» их, например, в выражении лица, тоне голоса, фильмах, музыке, и т. д.;
- обогащение мыслей эмоциями — умение учитывать эмоциональную информацию в процессах мышления;
- понимание эмоций — возможность усвоить эмоциональную информацию из окружающего мира;
- управление эмоциями — владение набором навыков, которые позволяют использовать эмоции и эмоциональную информацию для развития своей личности и отношений с другими.
Также важным в дискуссии об эмоциональном интеллекте является понятие «эмпатия». И с ним связано много путаницы: эмпатию зачастую путают с такими вещами, как сочувствие и сопереживание. В чем же разница между этими терминами?
- Сочувствие — самое простое из этих трех эмоциональных состояний. Чаще всего, говоря о сочувствии, мы подразумеваем, что человек испытывает жалость по отношению к другому — тому, кто пострадал, в особенности несправедливо.
- Сострадание — более глубокий процесс. Если взглянуть на строение и происхождение этого слова, становится понятно, что оно обозначает «совместное страдание»: способность понять, что человек рядом страдает, и попытки прожить это вместе с ним, как-то облегчить его состояние. В отличие от сочувствия, это не просто чувство, но и активный процесс, включающий какие-то действия.
- Эмпатия же важна для того, чтобы правильно распознавать чужие эмоции, а затем адекватно реагировать на них. Эмпатичный человек в состоянии почувствовать себя на месте другого, испытать не те эмоции, которые он бы сам ожидал от себя, а именно те, которые испытывает в этой ситуации другой. Это комплексный навык, требующий интуиции, рефлексии и большой осознанности, — именно поэтому в разговорах об эмоциональном интеллекте чаще всего упоминается именно эмпатия.
9 ступеней
Сегодня получила распространение девятиступенчатая модель эмоционального интеллекта, разработанная греческими учеными в 2018 году. Она включает в себя навыки из разных областей, относящихся к ЭИ, а также врожденные способности и черты человека, которые могут способствовать «прокачке» эмоционального интеллекта — или, наоборот, мешать этому.
В основании пирамиды — получение и производство эмоциональных стимулов. Это довольно базовый для психики процесс, который обычно не требует дополнительного обучения. Человек получает из окружающего мира стимул, чаще сенсорный — звук голоса, вид чужого лица, и так далее, — и с помощью мыслительных способностей интерпретирует его. Дальше мозг решает, какую эмоциональную реакцию стоит выдать в этой ситуации. Эта реакция выступает эмоциональным стимулом для другого человека, и так далее по кругу.
Следующая ступень — это осознание и распознавание эмоций. Реагировать эмоционально можно и совершенно несознательно. Когда человек умеет определить, какую эмоцию испытывает он сам или люди вокруг него, он может лучше проконтролировать свою реакцию, — это уже более продвинутая ступень, зачатки эмоционального интеллекта.
Дальше в модели развитии ЭИ идет осознанность, или знание себя. Это уже не просто про способность определить свою эмоцию в моменте — скорее, про понимание себя в целом, своих привычных эмоциональных реакций, сильных и слабых сторон. Осознанный человек может предугадать, как воспримет ту или иную ситуацию, и подготовить себя эмоционально.
Логически за знанием себя следует способность контролировать свои эмоциональные реакции. Здесь нужно оговориться, что ученые до сих пор не могут точно ответить на вопрос, может ли человек контролировать свои эмоции. С одной стороны, есть данные о том, что, переключая внимание или меняя свое отношение к ситуации, можно изменить и эмоциональный ответ. С другой, к примеру, смещение фокуса внимания с фигуры Гитлера на его возраст (в эксперименте, где нужно было оценить возраст Гитлера и свое к нему отношение) никак не повлияло на чувства людей к диктатору.
Можно предположить, что в какой-то степени управлять эмоциями можно, но, видимо, не всегда.
Подавлять негативные эмоции никто и не требует — это может быть вредно для психики. Но вот что можно сделать всегда, так это изменить способ выражения эмоций, свою реакцию и поведение, — и те, кто способен это контролировать, оказываются счастливее и успешнее в жизни.
Человек, достигший этого уровня пирамиды эмоционального интеллекта, становится более открытым к людям, гибким и восприимчивым — и одновременно с этим не так остро реагирует на происходящее, не позволяет чужим эмоциям сильно сбивать себя с толку.
Это готовит почву для следующей ступени ЭИ — развития эмпатии. Эмпатия является продолжением осознанности: научившись понимать свои собственные чувства и эмоциональные реакции, человек затем развивает способность поставить себя на место другого и спрогнозировать эмоции этого человека. Таким образом, эмпатия позволяет адекватно реагировать на других, активно включаться в их проблемы и радости, — за счет этого мы развиваем свои социальные навыки, формируем свой круг общения.
Кстати, есть распространенное заблуждение, что люди с расстройством аутистического спектра (РАС) — а таких больше, чем многие думают, около 2% взрослого населения, — страдают от пониженной эмпатии. Долгое время считалось, что именно поэтому аутичные люди с трудом заводят друзей и испытывают другие сложности в социуме. Но последние исследования показывают, что аутисты испытывают не меньше эмпатии к другим аутичным людям, чем нейротипичные (без РАС) люди к таким же, как они. Эта находка заставила ученых пересмотреть подходы к изучению эмпатии.
Оказалось, что аутисты просто испытывают эмпатию иначе — скорее на эмоциональном уровне, чем на когнитивном, как это делают нейротипичные люди. Нейротипичный человек чаще определяет эмоции по контексту, аутичный — по прямым проявлениям. Так что, если человек плохо считывает социальные шаблоны, это еще не говорит о его низком эмоциональном интеллекте — вполне возможно, что его ЭИ расцветет в других условиях, когда окружающие будут более открыто делиться своими эмоциями. Ваш коллега или партнер, как вам кажется, недостаточно эмпатичен? Попробуйте говорить о своих чувствах напрямую — это может помочь.
Оставшиеся четыре ступени в пирамиде эмоционального интеллекта — это уже уровень «про», которого достигают далеко не все даже осознанные и рефлексирующие люди. Начинается он с экспертизы: человек с такими навыками ЭИ может учить других распознавать свои эмоции, выступать медиатором в спорах или, к примеру, стать психологом.
Дальше идет самоактуализация (самореализация) — этот этап совпадает с верхней ступенью в пирамиде Маслоу. Исследователи ЭИ подчеркивают, что максимально реализовать свой потенциал можно только тогда, когда человек достиг гармонии со своими эмоциями и научился обходиться с чужими, — именно поэтому для достижения самореализации важно развивать эмоциональный интеллект.
Последние две ступени — трансцендентность и эмоциональное единство — уже находятся на уровне духовных гуру: человек, достигший таких высот ЭИ, помогает реализоваться другим, живет в гармонии с людьми, природой, не разделяет страдания и радости на свои и чужие.
Упражнения для «прокачки» эмоционального интеллекта
Эмоциональный интеллект — это, как минимум отчасти, навык. А значит, его можно тренировать. Это подтверждают и исследования: уже после шести месяцев занятий люди отмечают, что стали лучше распознавать свои эмоции и управлять реакциями на них.
Какие именно упражнения в этом помогут? Ориентироваться можно на программы, разработанные для развития ЭИ у детей.
- Самое базовое упражнение на распознавание собственных эмоций: остановитесь в любой случайный момент времени, обратите внимание на тело и чувства. Что вы испытываете? Где эта эмоция находится в теле? Повторять регулярно, чтобы наладить контакт с самим собой.
- Доставайте из подсознания чувства, которые уходят от вашего внимания. Для этого можно, например, писать «утренние страницы» или делать какие-то другие письменные практики подобного типа, вести дневник. Или, как дети в тель-авивских школах, рассказывать свои сны — в них могут таиться скрытые и подавляемые эмоции.
- Используйте творчество и воображение. Пишите стихи, рассказывайте, придумайте сказку своему ребенку или сценарий для онлайн-игры — главное, чтобы у героев были узнаваемые эмоциональные реакции. Старайтесь не проецировать на всех свой взгляд на мир, а учесть, что кто-то может — и будет — думать, чувствовать и вести себя по-другому.
- Активно слушайте. Не отвлекайтесь на телефон и собственные мысли, погрузитесь в то, что вам рассказывает собеседник, задавайте вопросы.
- Позвольте себе не знать. Когда вы не понимаете, что кто-то имеет в виду, постарайтесь не додумывать — а вместо этого честно сказать: «Я тебя не понимаю. Скажи, пожалуйста, как ты себя чувствуешь/чего ты хочешь/и т. п.?»
- Научитесь связывать эмоции и проблемы — и придумывайте эффективные действия для решения последних. Например, вы заметили тенденцию, что вы постоянно испытываете тревогу перед поездками, — и поняли, что это связано с тем, что вы пакуете чемоданы в последний момент и боитесь опоздать на самолет. Простым решением, которое спасет от многих неприятных чувств в будущем, будет писать заранее список дел и вещей, которые вы должны взять с собой.
- Учитесь говорить «нет», когда вам неприятно, не хочется чего-то делать.
Не нужно выдумывать причины — вашего нежелания достаточно! Так вы научитесь уважать сначала свои, а потом и чужие эмоциональные границы.
Учитесь говорить о чувствах максимально понятно — так, чтобы ваши слова нельзя было услышать «не так». Конечно, помните о «я-высказываниях» — всегда лучше говорить о своих эмоциях, а не о поведении другого. А если вам кажется, что вы недопоняли чувства собеседника, можно повторить суть сказанного максимально простыми словами и уточнить, все ли правильно.
Эмоциональный интеллект (для подростков) — Nemours KidsHealth
Более чем один вид интеллекта
Возможно, вы слышали, как люди упоминают IQ, когда говорят об интеллекте и о том, насколько человек умен. (Например, «Моему брату не нужно учиться так много, как мне, потому что у него очень высокий IQ».) IQ означает «интеллектуальный коэффициент». Это может помочь предсказать, насколько хорошо кто-то может учиться.
IQ — это всего лишь один из показателей наших способностей. Помимо интеллекта существует множество других видов интеллекта. Например, пространственный интеллект — это способность мыслить в трехмерном пространстве. Музыкальный интеллект — это способность распознавать ритм, каденцию и тон. Спортивные, артистические и механические способности — это другие типы интеллекта.
Одним из важных типов интеллекта является эмоциональный интеллект.
Что такое эмоциональный интеллект?
Эмоциональный интеллект — это способность понимать, использовать и управлять своими эмоциями. Эмоциональный интеллект иногда называют для краткости EQ (или EI). Точно так же, как высокий IQ может предсказать лучшие результаты тестов, высокий EQ может предсказать успех в социальных и эмоциональных ситуациях. EQ помогает нам строить прочные отношения, принимать правильные решения и справляться с трудными ситуациями.
Один из способов думать об EQ состоит в том, что он является частью того, чтобы быть умным человеком . Понимание людей и умение ладить с ними помогает нам добиться успеха практически в любой сфере жизни. На самом деле, некоторые исследования показывают, что EQ важнее, чем IQ, когда речь идет об успеваемости в школе или успехах на работе.
Некоторые люди от природы обладают хорошими навыками EQ. Над ними должны работать другие. Хорошая новость заключается в том, что каждый может стать лучше. В отличие от IQ, люди могут улучшить свой эмоциональный интеллект — , если они знают, что делать.
Улучшение EQ
Эмоциональный интеллект представляет собой комбинацию нескольких различных навыков:
Осознание своих эмоцийБольшинство людей в течение дня испытывают множество различных эмоций. Некоторые чувства (например, удивление) длятся всего несколько секунд. Другие могут оставаться дольше, создавая настроение счастья или печали. Способность замечать и точно обозначать эти повседневные чувства — самый базовый из всех навыков EQ.
Осознание эмоций — простое замечание их так, как мы их чувствуем, — помогает нам управлять своими эмоциями. Это также помогает нам понять, что чувствуют другие люди. Но некоторые люди могут прожить весь день, не замечая своих эмоций. Практикуйтесь в распознавании эмоций, когда вы их чувствуете. Назовите их в уме (например, скажите себе: «Я благодарен», «Я разочарован» и т. д.). Сделайте ежедневной привычкой осознавать свои эмоции.
Понимание того, что чувствуют другие и почемуЛюди естественным образом созданы для того, чтобы пытаться понять других. Частью EQ является способность представить, как другие люди могут чувствовать себя в определенных ситуациях. Это также о понимании того, почему они чувствуют то, что они делают.
Способность представить, какие эмоции может испытывать человек (даже если вы на самом деле этого не знаете), называется эмпатией. Эмпатия помогает нам заботиться о других и строить хорошие дружеские отношения. Он подсказывает нам, что говорить и как вести себя с тем, кто испытывает сильные эмоции.
Управление эмоциональными реакциями
Мы все злимся. У всех нас есть разочарования. Часто важно выразить то, что вы чувствуете. Но управлять своей реакцией означает знать , когда , , где , и , как выражать себя.
Когда вы понимаете свои эмоции и умеете ими управлять, вы можете использовать самоконтроль, чтобы сдерживать реакцию, если сейчас неподходящее время или место для ее выражения. Тот, у кого хороший EQ, знает, что неуважительная, слишком напряженная, слишком импульсивная или вредная реакция на эмоции может повредить отношениям.
Выбор настроенияЧастью управления эмоциями является выбор настроения. Настроения – это эмоциональные состояния, которые длятся некоторое время. У нас есть сила решить, какое настроение подходит для ситуации, а затем войти в это настроение. Выбор правильного настроения может помочь кому-то получить мотивацию, сосредоточиться на задаче или попробовать еще раз вместо того, чтобы сдаваться.
Люди с хорошим EQ знают, что настроение — это не только то, что с нами происходит. Мы можем контролировать их, зная, какое настроение лучше всего подходит для конкретной ситуации и как войти в это настроение.
EQ: В разработке
Эмоциональный интеллект развивается по мере взросления. Если бы это было не так, все взрослые вели бы себя как маленькие дети, выражая свои эмоции физически через топот, плач, удары, крики и потерю контроля над собой!
Некоторые навыки, составляющие эмоциональный интеллект, развиваются раньше. Они могут показаться проще: например, распознавание эмоций кажется простым, если мы знаем, на что обращать внимание. Но навык EQ управления эмоциональными реакциями и выбора настроения может показаться труднее освоить. Это потому, что часть мозга, отвечающая за самоуправление, продолжает развиваться после подросткового возраста. Но практика помогает развивать эти мозговые пути.
Мы все можем работать над развитием еще более сильных навыков эмоционального интеллекта, просто осознавая, что мы чувствуем, понимая, как мы туда попали, понимая, что чувствуют другие и почему, и выражая свои эмоции искренними словами, когда это необходимо.
Что такое эмоциональный интеллект? Узнайте определение EQ
перейти к содержанию Об EQsite-admin2023-05-03T15:01:40-07:00– Об EQ
Эмоции присутствуют во всем, что вы думаете, делаете и говорите каждый день на работе, в своей карьере и на протяжении всей жизни. Эмоциональный интеллект (EQ) — это то, как вы ведете себя и других. Ваш EQ затрагивает фундаментальный элемент человеческого поведения, который отличается от вашего интеллекта и личности. Это влияет на то, как вы управляете своим поведением, справляетесь с социальными сложностями и принимаете личные решения, которые приводят к положительным результатам.
Люди, которые развивают свой эмоциональный интеллект, более эффективно общаются, продуктивно справляются со стрессом и конфликтами, лучше работают в команде, способны ориентироваться в изменениях, а также работать на более высоком уровне.
«Обучение EQ является обязательным для всех руководителей организаций. Нам лично это нужно для роста, а нашим сотрудникам нужно, чтобы мы осознавали свое эмоциональное воздействие на людей, с которыми мы работаем».
– Джони Эрл, генеральный директор
Sound Transit
Мы часто слышим об эмоциональном интеллекте, но что это такое? Может ли это действительно повлиять на наш успех? Ответ: да! В отличие от личности или IQ, эмоциональный интеллект — это навык, который можно развить, и он абсолютно необходим для личного роста и развития, а также для социальной осведомленности и компетентности в отношениях. Есть четыре ключевых компонента: самосознание, самоуправление, социальная осведомленность и управление отношениями.
Самосознание — это ваша способность точно воспринимать свои эмоции в данный момент и понимать свои тенденции в различных ситуациях. Осознаете ли вы это во времена, когда вы доведены до предела? Когда наступает внезапный пик разочарования или гнева или медленное, тупое нарастание напряжения и стресса, — знаете ли вы, как эти эмоции влияют на ваши реакции и поведение? Как эти эмоции проявляются физически? У вас учащается сердцебиение или напрягаются плечи? Первый шаг к сильному эмоциональному интеллекту — это осознавать и быстро понимать свои эмоции по мере их возникновения.
Тогда, в эти решающие моменты, сможете ли вы эффективно управлять собой, чтобы контролировать импульсы и немедленные реакции этой эмоции? Самоуправление — это ваша способность использовать осознание своих эмоций, чтобы оставаться гибким и направлять свое поведение в положительную сторону. Что, если эти эмоции могут нанести ущерб ситуации или взаимодействию? Можете ли вы сделать паузу и подумать, прежде чем эта эмоция продиктует вашу реакцию? Этот навык самоконтроля необходим для того, как вы взаимодействуете с окружающим миром.
Как только вы овладеете собственным эмоциональным интеллектом, социальная осведомленность поможет вам узнать и оценить других людей. Социальная осведомленность заключается в том, чтобы слушать и наблюдать за людьми, чтобы лучше воспринимать эмоции и понимать, что с ними происходит на самом деле. Способны ли вы узнавать, признавать и сочувствовать человеку напротив вас? Осознаете ли вы «эмоции в комнате»? Вы видите момент, когда энергия смещается? Если вы сможете распознавать эмоции окружающих вас людей, вы станете на один шаг ближе к тому, чтобы повлиять на ситуацию.
Последним компонентом EQ является управление взаимоотношениями. Способность осознавать социальные факторы, влияющие на динамику в комнате, — это половина уравнения. Самым сложным элементом, который действительно отличает людей с высоким эмоциональным интеллектом от остальных, является способность успешно справляться с социальными ситуациями. Можете ли вы повернуть и перенаправить разговор в данный момент? Можете ли вы скорректировать и изменить свое поведение, чтобы изменить ход событий? Это сила эмоционального интеллекта.