Эриксона кризисы: Кризисы возраста

Кризисы возраста

Свою теорию жизненного цикла Э. Эриксон назвал эпигенетической (от греч. epi — после, поверх; genesis — происхождение, возникновение). Эриксон учился у дочери основателя психоанализа Анны Фрейд, поэтому всегда внутренне ориентировался на психоаналитическую традицию с ее гуманитарным и общефилософским подходом к человеку. Сама попытка рассмотреть жизнь личности целиком (от рождения до смерти) как психологическую драму отражает масштабность замысла Эриксона. Но Фрейд «выводил» жизненный сценарий человека из того, как у того складывалось детство. Эриксон же утверждал, что проблемы развития личности «распределяются» на протяжении всего жизненного пути.

Если Фрейд рассматривал стадии психосексуального развития личности (т. е. до периода полового созревания), то Эриксон предал идее стадиальности универсальный характер. По какому же принципу было осуществлено выделение этапов жизненного пути? Эриксон выдвинул постулат, что каждый возрастной этап имеет свою точку напряжения — кризис, порожденный конфликтом развития «Я» личности.

Человек сталкивается с проблемой соответствия внутренних и внешних условий существования. Когда у человека вызревают те или иные качества личности, он встречается с новыми задачами, которые ставит жизнь перед ним как человеком определенного возраста.

«Каждая последующая стадия… есть потенциальный кризис вследствие радикального изменения перспективы. Слово «кризис»… употребляется в контексте представлений о развитии для того, чтобы выделить не угрозу катастрофы, а момент изменения, критический период повышенной уязвимости и возросших потенций и, вследствие этого, онтогенетический (т. е. индивидуально-личностный. — М. И.) источник возможного формирования хорошей или плохой приспособляемости» .

Суть замысла Эриксона состояла в том, чтобы показать, что на каждом возрастном этапе происходит либо благоприятное преодоление кризиса, либо неблагоприятное. В первом случае личность крепнет и овладевает средствами для решения новых жизненных задач. Во втором случае личность оказывается в следующей стадии, будучи отягощена неизжитыми проблемами прошлого.

Естественно, чем менее успешно пройдены предшествующие этапы, тем меньше шансов удачно справиться с предстоящим кризисом. Возрастает конфликтность личности, в переживание и изживание груза прошлого вовлекаются окружающие. Несчастный человек менее всего склонен оставить в покое более счастливых своих собратьев. Жизнь, таким образом, выступает как путь, при прохождении которого у счастливой личности с каждым успешным разрешением кризиса вырастает новая пара крылышек, а у несчастной — из-за неудач к ноге приковывается цепь с очередным ядром. Многих ждет стезя каторжника, редких избранных — полет ангела, а большинство оказывается и окрыленным, и прикованным. Правда, Эриксон оптимистичен. Он верит, что можно изжить проблемы прошлых этапов, но нужно помнить: своевременное успешное преодоление возрастного кризиса всегда желательнее и ценнее. Опасно перекладывать на будущее то, что должно делать в настоящем.

Жизненный путь Эриксон разделил на восемь стадий, дав качественное описание каждой. Указаны два возможных выхода из каждого возрастного кризиса и названа сильная сторона личности, которая укрепляется в случае успешного разрешения возрастной проблемы.

1 стадия (до 1 года). При суровом или незаботливом отношении к себе ребенок начинает ощущать свою покинутость. Мир представляется ему джунглями, полными угроз и неприятных неожиданностей. Базальное недоверие формируется как реакция на необеспеченность своего бытия. Постоянно чего-то опасающийся, будущий человек слишком сосредоточится на себе и своем благе, которое можно уберечь только в отражении всевозможных покушений извне. При внимательном и сочувственном поведении взрослых, направленном на ребенка, он укрепляется в установке, что в целом мир благостен. Ребенок научается понимать, что достойно доверия, а что недостойно. Вырабатывается базальное доверие.

2 стадия (1-3 года). Суровое или попустительское отношение к ребенку со стороны взрослых препятствует овладению ребенком основными навыками (речь, умение сидеть за столом, одеваться и т. п.), в результате чего у него слабо вырабатывается автономия и самоконтроль. Чувство неуверенности преобразуется в неудобство за себя, в стыд. При положительном развитии личность начинает воспринимать себя как активным, независимым и контролирующим свои действия субъектом.

3 стадия (3-6 лет). Ребенок все больше начинает играть, внося в стандартные действия элемент творчества, используя воображение в моделировании жизненных ситуаций. От родителей требуется поддержка, позволяющая расширить репертуар поведения (развитие владения словом, умения петь, рисовать, танцевать и пр.). При неблагоприятных условиях растет тревога по поводу своей ценности, стыд переходит в чувство вины, увеличивается пассивность.Закладываются основы успешной деятельности в будущем.

4 стадия (6-12 лет). Ведущим типом деятельности становится учеба, которая осознается ребенком как серьезная подготовка к взрослой жизни. В благоприятном случае ребенок осваивает логическое мышление, самодисциплину, взаимодействие со сверстниками по определенным правилам. Формируется стремление к умственной деятельности и к успеху. При неблагоприятном развитии ребенок вырабатывает в себе чувство неполноценности, осознавая свою некомпетентность. Отношения со взрослыми принимают конфликтный характер.

5 стадия (12-19 лет). Это пора полового созревания, обретения взрослого внешнего вида. Родители и учителя лишаются монополии на авторитетность. Активизируются отношения внутри группы сверстников, которые и задают критерии личностной оценки, переходящей в самооценку. Эриксон считал эту стадию одной из важнейших. Благодаря возросшим интеллектуальным способностям и активному взаимодействию со сверстниками начинает формироваться ясное представление о себе («внутренняя тождественность»). Таков благоприятный исход, при котором личность научается быть верной другим и положительно относится к себе. Неудачное развитие приводит к размытости представлений о себе, к несогласованности аспектов своей личности, к импульсивному и ситуативному поведению. Часто происходит выпадение из нормальной социальной сферы, юноши попадают в сообщества с отклоняющимся поведением — в компании уголовников, наркоманов, бродяг.

Возрастает агрессивность поведения как форма компенсации внутреннего конфликта (переживания неполноценности, отторгнутости, ненужности).

6 стадия (20-25 лет). Это период получения полной социальной самостоятельности. Неподготовленный к ней прошлыми неудачами человек озабочен собой. Внутреннюю неустроенность он переплавляет в самоутверждение через демонстративность поведения, поверхностные контакты, использование других только как средство для своего удобства или наслаждения. У него нет сил и умения думать о других вне связи со своими интересами. Неблагоприятный исход — еще более полная изоляция. Счастливый выход — это овладение интимностью, способностью бескорыстно переживать благо другого и ощущать себя частью другого. Помимо профессиональной компетентности приходит и умение строить добрые и теплые отношения в малом кругу (в семье, с коллегами, с друзьями).

7 стадия (26-64 года). Благоприятное развитие личности выражается в том, что человек берет на себя полную ответственность за происходящее в большом мире, стремится сохранить все лучшее и способствует совершенствованию культуры и природы.

Личность продуктивна и полна творчества. При неудачном развитии замкнувшаяся в себе личность начинает ощущать безнадежность и бессмысленность жизни. Силы тратятся на власть и потребление. Неспособность заботиться о других оборачивается ненасытной погоней за наслаждениями. Зачинателями самых серьезных конфликтов в мире, авторами разрушительных и человеконенавистнических идей являются неблагополучные личности именно данного возраста. Но в этом же возрасте самые влиятельные творческие люди держат на своих плечах груз ответственности за благо человечества.

8 стадия (после 65 лет). Неудачно прожитая жизнь завершается страхом смерти, непрестанными попытками изводить окружающих своими неудачами и несчастьями, сожалением об упущенных и несделанных делах, жадностью и склонностью к старческому слабоумию. Достойное завершение жизни подобно подъему на высокую вершину, с которой можно обозреть пройденный путь. Происходит интеграция мыслей и чувств на высоком уровне самосознания. Эриксон называет его Эго-интеграцией, синонимом мудрости.

Система Эриксона оказалась богатой и многоаспектной. Не случайно он использовал большинство методов анализа внутриличностного конфликта, которыми располагала культура психологического исследования. Это и защитные механизмы, и чувство неполноценности, и нетождественность «Я». Ценность теории Эриксона выражается и в том, что концептуальная схема в своих частях соприкасается с современными Эриксону научными построениями других школ психологии. Особенно велика близость идей Эриксона идеям так называемой гуманистической психологии (А. Маслоу, Р. Келли, Э. Фромм и др.).


Кризисы, или стадии жизни по Э. Эриксону. Статья. Психология развития. Самопознание.ру

Меня часто просят посоветовать что-то почитать.

Вот и захотелось дать немного теоретической информации из книги Э. Эриксона «Идентичность. Юность и кризис», вообще эту книгу я рекомендую почитать каждому человеку, интересующемуся собой, своими состояниями, своей жизнью, она намного полезнее и даст точно качественную информацию в отличие от множества книг по популярной психологии.

Согласно Эриксону, человек на протяжении жизни переживает ряд психосоциальных кризисов.

Эриксон выделяет восемь стадий развития идентичности, на каждой из которых человек делает (должен сделать!) выбор между двумя альтернативными фазами решения возрастных и ситуативных задач развития. Характер выбора сказывается на всей последующей жизни в смысле её успешности и неуспешности.

На первой стадии, которую он в верность своим фрейдистским основам называет орально-сенсорной (или инкорпоративной, вбирающей), младенец решает фундаментальный вопрос всей своей последующей жизни — доверяет он окружающему его миру или не доверяет. Естественно, решается этот вопрос о базовом доверии к миру не в дискурсивно-логическом плане, а в общении ребёнка со взрослым и контакте со средой своего обитания через впитывание звуков, цветов, света, тепла и холода, пищи, улыбок и жестов и т.д. 

Эриксон указывает на ключевую роль матери в положительном решении задачи возраста (формировании базового доверия к миру). При этом оригинальность его подхода состоит в том, что критерием сформированности доверия к миру он считает способность ребёнка спокойно переносить исчезновение матери из поля зрения.

Прогрессирующая автономность младенца (прежде всего, способность передвигаться — ползком, а позже — шагом, и развитие речи, манипулятивных способностей и пр.) позволяет ребёнку перейти к решению второй жизненной задачи — обретению самостоятельности (альтернативный/негативный вариант — неуверенность в себе, стыдливость, непрерывные сомнения 18 мес.-4 года). Если взрослые сверхтребовательны к ребёнку или, напротив, спешат сделать за него то, что ему под силу сделать самому, то у него развиваются стыдливость и нерешительность. Когда ребёнка ругают за запачканные штаны или разбитую чашку, то это также вклад в развитие чувства стыда и неуверенности в себе. В этом возрасте ребёнок интериоризирует то, что удачно названо Эриксоном «глазами мира», т.е. то, что видят в нём люди.

Третья стадия, 4 года-6 лет, называется Эриксоном локомоторно-генитальной, или эдиповой. Здесь решается альтернатива между инициативой и чувством вины. В этом возрасте расширяется пространство жизнедеятельности ребёнка, он начинает сам себе ставить цели, придумывать занятия, проявлять изобретательность в речи, фантазировать. Это возраст игры, антиципации ролей, овладения реальностью посредством экспериментирования и планирования. В пространстве ребёнка появляется всё больше людей. Уже не только отец и мать, но и другие взрослые являются предметом идентификации ребёнком себя со взрослыми как основы становления новой ступени идентичности.

Четвёртая стадия, 6–11 лет, связана с овладением ребёнком различными умениями, в том числе и умением учиться. Ребёнок активно овладевает символами культуры. Этот возраст — оптимальное время для учения — готовность к тяготам дисциплины, усвоению знаний, стремление делать все хорошо, заряженность на дух соревнования. Здесь формируется чувство умелости, компетентности, а при негативном протекании возраста — неполноценности. Овладевая основами знаний, дети начинают идентифицировать себя с представителями отдельных профессий, для них важным становится общественное одобрение их деятельности.

Пятая стадия, 11–20 лет, — ключевая для приобретения чувства идентичности. В это время подросток колеблется между положительным полюсом идентификации-«я» и отрицательным полюсом путаницы ролей. Перед подростком стоит задача объединения всего, что он знает о себе самом как сыне/дочери, школьнике, спортсмене, друге и пр. Всё это он должен объединить в единое целое, осмыслить, связать с прошлым и спроецировать на будущее. При удачном протекании кризиса подросткового возраста у юношей и девушек формируется чувство идентичности, при неблагоприятном — спутанная идентичность, сопряжённая с мучительными сомнениями относительно себя, своего места в группе, в обществе, с неясностью жизненной перспективы. Здесь Эриксон вводит совершенно оригинальный термин — «психологический мораторий», которым обозначает кризисный период между юностью и взрослостью, в течение которого в личности происходят многомерные сложные процессы обретения взрослой идентичности и нового отношения к миру. Согласно Эриксону, психический мораторий может при определённых условиях принимать затяжной характер и длиться годами, что особенно характерно для наиболее одарённых людей. Непреодоленный кризис влечёт состояние «диффузии идентичности», которая составляет основу специфической патологии юношеского возраста. В предельных случаях психический мораторий и «диффузия идентичности» сами по себе предполагают целесообразность применения соответствующих психотерапевтических мер.

Шестая стадия, 21–25 лет, по Эриксону, знаменует переход к решению уже собственно взрослых задач на базе сформировавшейся психосоциальной идентичности. Молодые люди вступают в дружеские отношения, в брак, появляются дети. Решается глобальный вопрос о принципиальном выборе между этим широким полем установления дружеских и семейных связей с перспективой воспитания нового поколения и изоляционизмом, свойственным людям со спутанной идентичностью и другими, ещё более ранними ошибками в линии развития.

Седьмая стадия, 25–50/60 лет, занимающая львиную долю человеческой жизни, связана с противоречием между способностью человека к развитию, которую он получает на основании благоприобретённого на предыдущих стадиях, и личностным застоем, медленным регрессом личности в процессе обыденной жизни. Наградой за овладение способностью к саморазвитию является формирование человеческой индивидуальности, неповторимости. Поднимаясь над уровнем идентичности, человек обретает редкостную способность быть самим собой.

Восьмая стадия, свыше 60 лет, завершает жизненный путь, и здесь, пожиная плоды прожитой жизни, человек либо обретает покой и уравновешенность как следствие целостности своей личности, либо оказывается обречён на безысходное отчаяние как итог путаной жизни.

Отдельного разговора заслуживает обсуждение Эриксоном проблемы, которую без натяжки можно считать абсолютно не разработанной в отечественной психологии, — темы связи индивидуального жизненного цикла с циклом поколений и вообще проблемы динамики поколений.

Понятие идентичности помимо личной тождественности (неизменность в пространстве) подразумевает также и целостность (преемственность личности во времени), а следовательно, идентичность мыслится не только как персональная, но и как групповая (расовая, общественная, половая и т. д.).

Дополню к словам Эриксона, что интерес к себе, самопознание дают силы, ресурсы проходить через эти кризисы, пускай даже повторно, меняя что-то в понимании себя в кабинете психолога.

Статьи автора

На большом-пребольшом острове на берегу океана жили вместе Птица и Ящерица.

Птица была очень быстрой, ловкой, любознательной и веселой.

То носилась она по побережью, взмывая высоко в небо, то залетала далеко в океан, посмотреть, что же там есть интересного, то облетала остров, наблюдая сверху за жизнью… Читать дальше

Ох, как же сложно писать на тему насилия и, тем более, на тему домашнего насилия.

Сложно, потому что почти каждый, читая даже название «Домашнее насилие», стремится быстрее перейти на другую статью с другим названием, потому что мысли — «а, это не про меня!», «меня это точно не касается!», «у меня-то… Читать дальше

Ну что, дети, улеглись поудобнее? Начинаем нашу сказку!
Жили-были в прекрасной стране, на большом лугу, в самом красивом цветке Дюймовочка со своей семьёй.

Да, да, у Дюймовочки была семья, состоящая из неё, мамы и папы. Жили они хорошо, дружно, практически не ссорились, любили друг друга и особенно… Читать дальше

Очень важный момент в процессе психотерапии.

Приходит человек на терапию. Год работает, другой. Разбирается с первоначальным запросом, намечает следующие шаги. Проблемы, которые раньше казались неразрешимыми, становятся проще и понятнее, потому что для каждой находится решение — пусть не всегда лёгкое… Читать дальше

Другие статьи автора

Читайте также

Понятие КСВ — «кризис среднего возраста» — из СМИ звучит всё чаще. Звучит обычно пугающе, почти как приговор. Такое впечатление, что скоро им будут пугать детей. При этом часто пугаются и подменяются понятия «кризис среднего возраста», мужской гормональный всплеск после сорока лет «седина в бороду —… Читать дальше

Предприниматели называют психологию «мягким» продуктом… А я, размышляя на досуге, пришла к выводу, что скорее уж не мягкий, а жидкий!
Ведь психология — это наука о душе (psyche — душа, logos — слово, речь, мысль или наука).
А душе свойственно разговаривать на языке эмоций и чувств. И, вообще, чувствование… Читать дальше

Недавно ко мне обратилась мама двухлетнего малыша, обеспокоенная тем, что то и дело кричит на своего маленького сына, не в состоянии сдержать себя, да и ребёнок, похоже, уже привык реагировать только на крик. Эта ситуация её совсем не радовала, а перспектива и дальше общаться с собственным чадом в такой… Читать дальше

Нам всем в детстве читали сказку Г.Х. Андерсена «Гадкий утёнок», и мы радовались, когда он превратился в прекрасного лебедя. Гадкий утёнок — это символика неуверенных в себе людей. Они застенчивы, сдержаны, чувствительны к критике, чрезвычайно уступчивы, часто действуют в ущерб своим интересам. В обществе… Читать дальше

  • ВКонтакте

Кризис — Ericsson

Кризис Ericsson стал фактом, когда 12 марта 2001 года было опубликовано предупреждение о прибылях. Бизнес в телекоммуникационном секторе часто бывает неоднородным, а январь и февраль были очень плохими месяцами с финансовой точки зрения, что было нормальным явлением. С другой стороны, заказы обычно накапливаются в марте (последний месяц финансового года для многих американских компаний), но в 2001 г. этого совершенно не произошло.

Это изменение произошло очень внезапно, говорит Рамквист: «Это было как гром среди ясного неба, когда в феврале 2001 года такой крупный клиент, как AT&T, захотел отменить письменные заказы на мобильные системы. Мы никогда не испытывали ничего подобного раньше. […] Правление и руководство Ericsson не предчувствовали, что должно было случиться: худший спад, который отрасль пережила за последнее время, когда более 700 000 человек во всем мире быстро потеряют работу».

Профсоюзы говорят, что предвидели кризис раньше, чем руководство.

«Мы могли задолго до руководителей видеть, что бизнес катится к чертям, — говорит Ян Хедлунд, ставший представителем профсоюза металлистов в совете директоров Ericsson в 1994 году. — Я помню, как финансовый директор Стен Форнелл вызывал большое раздражение. когда он сказал на встрече с профсоюзами осенью 2000 года: «Ну, это не так уж и тревожно. Спад, который мы наблюдаем сейчас, безусловно, временный».

Товарищ Хедлунда по профсоюзному деятелю в правлении Ericsson, Арне Лёфвинг, гневно ответил: «Ради Бога, чувак, скажи правду. Все должны понимать, что мы сталкиваемся с серьезными проблемами».

Хеллстрем был одним из тех, кто видел надпись на стене. «Одним из людей, с которыми я говорил, был генеральный директор Vodafone Крис Гент, и я сказал, что они заплатили слишком много за лицензию. Как они могли себе это позволить? Это соответствует 10-летним инвестициям в инфраструктуру. Но он сослался на чрезвычайно высокую цену их акций и сказал, что по сравнению с этим они не особенно дороги».

HELLSTRÖM ПРЕДУПРЕЖДЕН

В интервью Dagens Industri в середине 2000 года Хеллстрем предупредил, что мобильные операторы слишком дорого платят за лицензии 3G.

Позже он сказал: «Меня чуть не линчевали. И клиенты, и сотрудники были злы на меня. Пытался ли я выбить дно из рынка? Или сеять панику? Пытался ли я подорвать фондовую биржу? Я получил злонамеренные телефонные звонки и письма от разгневанных инвесторов, и, как обычно, средства массовой информации назвали меня идиотом. С другой стороны, никакой критики со стороны правления не было».

Политик Хенрик Вестман написал в Svenska Dagbladet: «Вчера [29 июня 2000 г.] генеральному директору Ericsson Курту Хеллстрему удалось разорить фондовые биржи по всей Европе. Его заявление о риске снижения роста рынка мобильной связи привело к падению акций телекоммуникационных компаний».

Газета цитирует анонимного аналитика: «Проблема с Хеллстремом в том, что ко всему, что он говорит, применяется отрицательный угол. По крайней мере, так его воспринимает рынок. Его просто не так просто интерпретировать. И прежде чем вы узнаете наверняка, вы продадите Ericsson».

Ретроспективный комментарий Хеллстрема: «Было очевидно, что никто не хотел видеть, как обстоят дела. Это был сумасшедший период, но хуже всего было то, что никто не осмеливался встать и пойти против течения».

Но когда дно выпало из рынка, цены на акции тоже упали, и тогда можно было увидеть, что лицензии стоили слишком дорого. Слишком много. Хеллстрем вспоминает: «Интересно, о чем думали европейские политики. Мобильная телефония была единственной областью, в которой Европа взяла на себя инициативу. Ни одна другая отрасль не создавала столько высококвалифицированных рабочих мест и не приносила столько налоговых поступлений. Они просто думали, что так будет продолжаться».

С середины 2001 г. до середины 2002 г. инвестиции операторов связи колебались от ежегодного увеличения на 25 процентов до сокращения на 25 процентов.

Другими словами, они почти вдвое сократили свои закупки у поставщиков, включая Ericsson.

Это означало, что внедрение 3G было трудной задачей. ИТ-кризис 2000 года не затронул мобильную индустрию, но европейские аукционы 3G были катастрофическими.

Удденфельдт вспоминает: «Это затронуло всех поставщиков систем. Что интересно в этом контексте, так это то, что, несмотря на то, что это был крупный телекоммуникационный кризис, он не оказал никакого влияния ни на количество новых абонентов, ни на продажи телефонов. В конце концов, это были продукты, которые были нужны потребителям. Поэтому кризис не затронул Nokia особенно сильно».

И даже если сети не были расширены, когда кризис был в самом разгаре, потребность в этом росла по мере резкого роста числа новых абонентов.

Автор: Свенолоф Карлссон и Андерс Лугн

«Кризис» в Ericsson — Ericsson

Сейчас много писали о «кризисе Эрикссона», и провал Сванберга преувеличивался так же, как и его успех. Сообщалось, что Эрикссон потерял контроль как над своими внутренними, так и над внешними коммуникациями. В свете самонадеянного авторитета деловые журналисты потребовали отставки Сванберга. Сайт деловых новостей E24 запустил конкурс «Кто пойдет первым?», в котором читатели могли проголосовать за Сванберга, Трешоу или Стенсона.

Ставка на то, что генеральный директор зарегистрированной на бирже шведской компании уйдет в отставку первым, букмекерская контора Unibet в какой-то момент предложила 1,7:1 на Карла-Хенрика Сванберга.

Критичны были даже аналитики. Самый гневный голос на пресс-конференции 16 октября принадлежал Хелене Нордман-Кнутсон, одному из аналитиков инвестиционного банка Öhman Fondkommission, пишет Хелен Альбом в Ny Teknik. Нордман-Кнутсон недавно повысила свои прогнозы продаж для Ericsson на основании заявления Сванберга на дне стратегии финансового рынка в Лондоне 11 сентября 2007 г.

Что на самом деле сказал Сванберг в Лондоне? Каждое заявление, сделанное на встрече такого типа, дословно записывается Эрикссон и доступно на веб-сайте компании. Албом просмотрел расшифровку словесных перепалок. Центральный вопрос связан с вопросом от американского аналитика.

«В течение последних 12-18 месяцев вы говорили об ускорении мобильного трафика данных. Но мы не видим никакого положительного влияния на ваши продажи. Они в разработке? Или эти эффекты будут проявляться постепенно в течение периода, который может растянуться от четырех до пяти лет, что в этом случае будет означать, что продажи не увеличатся?»

Это был ответ Сванберга: 

«Это нелегко узнать. Но то, как мы видим, таково, что это [рост мобильного трафика данных] действительно происходит сейчас. Всякий раз, когда мы разговариваем с оператором, мы обсуждаем увеличение трафика данных и то, как это приводит к возникновению узких мест здесь и там. Мы только что подтвердили прогноз [на 2007 год] в связи с нашим вторым квартальным отчетом и традиционно не даем никаких прогнозов на предстоящий год до нашего отчета за третий квартал.

«Недавно в наших отчетах мы заявляли, что исторически это отрасль с умеренным ростом и что у нас есть веские аргументы в пользу того, что мы снова достигаем этих уровней. Но когда это произойдет, зависит от операторов.

«Помните также, что 60 процентов наших продаж по-прежнему приходится на GSM, и что вам потребуется довольно значительный рост [продаж 3G в результате увеличения трафика данных], чтобы это повлияло на общий объем продаж».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *