Есть понятие практическое т е представление цели: Олимпиадные задания по праву 11 класс | Олимпиадные задания по праву (11 класс) на тему:

Содержание

Олимпиадные задания по праву 11 класс | Олимпиадные задания по праву (11 класс) на тему:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПРАВО 2018-2019 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП  (10-11 класс)

Задания

1. Решите тестовые задания. Выберите единственный правильный ответ.

1.1. Что НЕ относится к субъективной стороне преступления?

А. вина

Б. мотив

В. орудие

Г. цель

1.2. Минимальный возраст для занятия должности судьи районного суда:

А. 18 лет

Б. 21 год

В. 25 лет

Г. 35 лет

1.3. Какое государство НЕ существует?

А. Литовская Республика

Б. Республика Беларусь

В. Королевство Молдова

Г. Королевство Дания

1.4. В настоящее время одно из государств Европейского союза готовится выйти из данной организации. Этот процесс называется Brexit. О каком государстве идёт речь?

А. Ирландия

Б. Венгрия

В. Болгария

Г. Великобритания

1.5. Какая  форма  реализации  права  принадлежит  только  органам государственной власти и органам местного самоуправления?

А. соблюдение

Б. исполнение

В. использование

Г. правоприменение

1.6. Сколько в РФ федеральных округов?

А. 1

Б. 3

В. 4

Г. 8

1.7. Кто был последним Президентом СССР?

А. В.И. Ленин

Б. М.С. Горбачёв

В. Б.Н. Ельцин

Г. Л.И. Брежнев

1.8. Кто из нижеперечисленных учёных являлся сторонником психологической теории государства?

А. Т. Гоббс

Б. Д. Локк

В. Ж.Ж. Руссо

Г. З. Фрейд

1.9. Какая часть Гражданского кодекса РФ регулирует отношения, связанные с получением патента на изобретение, полезную модель и промышленный  образец?

А. 1

Б. 2

В. 3

Г. 4

1.10. Сколько процентов от дохода, по общему правилу, составляет подоходный налог?

А. 5

Б. 10

В. 13

Г. 18

Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2. Напишите, что лишнее в каждом перечне и почему:

2.1. правовая идеология, правовая психология, правовая психиатрия

2.2. Орловский областной совет народных депутатов, Московская городская Дума, Государственный совет Республики Татарстан, Совет депутатов городского округа Подольск Московской области

2.3. завещание, договор дарения, договор купли-продажи, договор мены, договор поставки

2.4. супруг, родители, бабушки и дедушки, дети

2.5. субъект, объект, предмет, объективная сторона, субъективная сторона

3. Соотнесите термин и отрасль права, в которой он применяется.

Термин

Отрасль права

А. судебный штраф

1. уголовно-процессуальное право

Б. привод

2. трудовое право

В. опцион на заключение договора

3. уголовное право

Г. импичмент

4.гражданское право

Д. локаут

5. конституционное право

4. Напишите название теории происхождения права, исходя из её описания.

1)  Право – это стройная пирамида во главе с «основной нормой», в которой нижестоящая норма соответствует вышестоящей. Система права имеет ступенчатое строение, т. е. последовательно выводится из «основной нормы», образуя иерархию норм.

2)  Право – это система правил поведения, которые исходят от Бога. В то же время позитивное право также исходит от Бога, но через посредника (правителя).

3)  Право – это возведённая в закон воля господствующего класса. Право –исторически преходящее явление, которое необходимо обществу лишь на определённом этапе его развития. С исчезновением классов оно утратит полностью свою социальную ценность.

4)  Право – это правовые эмоции людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, т. е. представляют собой переживания чувства правомочия на что-то (атрибутивная норма) и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма).

5)  Право вытекает из неизменной природы человека. Право людьми не создаётся, а возникает само по себе, спонтанно; люди каким-то образом лишь познают его как некий идеал, эталон всеобщей справедливости. Это так называемое неписаное право, под которым понимается совокупность естественных и неотъемлемых прав человека и которое выступает критерием права позитивного.

5. Заполните таблицу по государствам.

Государство

Столица

Глава государства

Форма правления

Форма государственного устройства

А. Франция

1. Вадуц

1. Карл XVI Густав

1. Монархия

1. Унитарное

Б. Лихтенштейн

2. Токио

2. Ханс-Адам II

2. Республика

2.Федеративное

В. Япония

3. Париж

3. Си Цзиньпин

Г.Швеция

4. Иерусалим

4. Акихито

Д. Израиль

5. Пекин

5. Эмманюэль Макрон

Е.Китай

6. Стокгольм

6. Биньямин Нетаньяху

6. Найдите ошибки в тексте и исправьте их.

В соответствии с Конституцией России Россия является правовым государством. В нашей Конституции есть отдельная 7-ая глава, посвящённая судоустройству и судебной системе, которая так и называется – «Судебная власть». В России существуют суды общей юрисдикции, арбитражные суды и хозяйственные  суды.  Высшим  судебным  органом  по  рассмотрению гражданских и уголовных дел является Высший суд справедливости РФ, а

последней инстанцией, которая рассматривает дела по экономическим спорам, является Верховный Суд РФ, хотя до 2014 г. данную функцию исполнял Главный Арбитражный суд РФ. Минимальный возраст для того, чтобы стать судьёй, – 30 лет, а стаж работы по юридической специальности – 2 года, при этом высшее юридическое образование не обязательно. Для того чтобы стать судьёй Конституционного Суда, который находится в г. Санкт-Петербурге, необходимо достичь возраста 40 лет и иметь стаж работы по юридической специальности не менее 15-ти лет. Сегодня Конституционный суд возглавляет Вячеслав Лебедев. Первый Конституционный суд появился в Австрии в 1920 г.

7.  Расшифруйте аббревиатуры

1. ГУ ГШ ВС РФ

2. КПСС

3. ФССП РФ

8. Перед Вами отрывок из произведения известного учёного-правоведа. В тексте несколько раз пропущено одно и то же слово. Назовите это слово и укажите, основателем какой правовой школы (теории права) является автор.

«__________ есть понятие практическое, т. е. представление цели; каждое представление цели по самой своей природе двойственное; ибо оно заключает в себе цель и средство. Недостаточно указать только одну цель, но необходимо дать средства к её достижению. Следовательно, __________ должно дать ответ на оба эти вопроса – будут ли они касаться всей области __________, или отдельного института, и действительно ли вся систематика __________ есть непрерывный ответ на оба эти вопроса. Всякое определение правового института, например собственности, обязательства, необходимым образом распадается на две части. Оно указывает цель этого института и в то же время даёт средства для её достижения. Все средства, как бы они разнообразны ни были, сводятся к борьбе против неправды. В представлении __________ заключаются два противоположных понятия: борьба и мир; мир как цель; борьба как средство __________, оба необходимо дополняют друг друга и нераздельно соединены в нём».

9. В мире существует множество объединений государств. Напишите, представители каких государств образуют Балтийскую ассамблею

10. Решите практические задачи.

1. Прогуливаясь как-то летом в парке, Рабинович обнаружил на скамейке забытый кем-то фотоаппарат. Он забрал фотоаппарат с собой, и, будучи студентом МГИМО, точно знал, что о находке необходимо сообщить в полицию, и потому в тот же день сделал это. Через 8 месяцев после находки к Рабиновичу обратился некий Беседенко, студент одного из московских университетов, и потребовал вернуть ему фотоаппарат, заявив, что он оставил его на скамейке прошлым летом, когда изучал вопрос поступления в магистратуру НИУ ВШЭ. Тот факт, что это был его фотоаппарат, он доказал, указав на особые приметы фотоаппарата. Беседенко добавил, что срок истребования имущества ещё не истёк. Рабинович отказался возвращать фотоаппарат и сказал, что знания российского законодательства у Беседенко крайне плохие и с таким уровнем подготовки он вряд ли поступит в магистратуру одного из лучших университетов России. Прав ли Рабинович, когда он отказался возвращать фотоаппарат? Ответ обоснуйте. В каком кодексе можно найти информацию, чтобы разрешить данный спор?

2. Совершеннолетний гражданин В., житель г. Твери, собрался вступить в брак с совершеннолетней гражданкой А., жительницей г. Москвы. Брак они решили заключить в г. Орле, т. к. именно благодаря этому городу они и познакомились, выиграли Всероссийскую олимпиаду школьников и поступили в университет своей мечты. Однако в ЗАГСа г. Орла им отказали в заключении брака, ссылаясь на то, что брак может быть заключён только в том субъекте, где проживают вступающие в брак или один из них. Правы ли сотрудники ЗАГСе г. Орла? Ответ обоснуйте.

11. Напишите определение следующим правовым терминам из истории Отечественного государства и права:

1. тайный посул

2. вира

3. вече


ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПРАВО 2018-2019 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП  (10-11 класс)

Ответы

  1. Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

В

В

В

Г

Г

Г

Б

Г

Г

В

По 1 баллу за каждый правильный ответ.

Максимум за задание 10 баллов.

2. Ответы:

2.1. Правовая психиатрия, т. к. всё остальное – элементы правосознания (1 балл за верно выбранный вариант ответа, 2 балла за обоснование, всего 3 балла)

2.2. Совет депутатов городского округа Подольск Московской области, т. к. данный орган является органом местного самоуправления, остальные – законодательные (представительные) органы власти субъектов (1 балл за верно выбранный вариант ответа, 2 балла за обоснование, всего 3 балла)

2.3. Завещание, т. к. оно является односторонней сделкой, а все остальные –договорами. Или: завещание, т. к. оно регулируется III частью ГК РФ, а всё остальное – II частью (1 балл за верно выбранный вариант ответа, 2 балла за обоснование, всего 3 балла)

2.4. Бабушки и дедушки, т. к. они являются наследниками второй очереди, а все остальные – первой. Или: супруг, т. к. он хотя и является членом семьи, но не является родственником (1 балл за верно выбранный вариант ответа, 2 балла за обоснование, всего 3 балла). Допускается и иной ответ, верный по смыслу.

2.5. Предмет, т. к. он является факультативным элементом состава преступления, а все остальные – обязательными (1 балл за верно выбранный вариант ответа, 2 балла за обоснование, всего 3 балла)

Максимум за задание 15 баллов.

3. Ответы:

А

Б

В

Г

Д

3

1

4

5

2

По 1 баллу за каждый правильный ответ.

Максимум за задание 5 баллов.

4. Ответы:

1) Нормативистская

2) Теологическая

3) Марксистская/материалистическая/классовая

4) Психологическая

5) Естественно-правовая  (ответ:  «теория  общественного  договора»  –неверный, она относится к теории происхождения государства)

По 2 балла за каждый правильный ответ.

Максимум за задание 10 баллов.

5. Ответы:

Государство

Столица

Глава государства

Форма правления

Форма государственного устройства

А

3

5

2

1

Б

1

2

1

1

В

2

4

1

1

Г

6

1

1

1

Д

4

6

2

1

Е

5

3

2

1

По 1 баллу за каждую правильно заполненную ячейку.

Максимум за задание 24 балла.

6.

Ошибка

Правильный ответ

1. Есть глава «Судебная

власть»

Название главы – «Судебная власть и

прокуратура»

2. В РФ существуют

хозяйственные суды

Таких судов в РФ нет / есть арбитражные

суды

3. Высшим судебным

органом по рассмотрению

гражданских и уголовных

дел является Высший суд

справедливости РФ

Высшим судебным органом по

рассмотрению гражданских и уголовных

дел является Верховный Суд РФ

4. До 2014 г. данную

функцию исполнял

Главный Арбитражный

суд РФ

До 2014 г. данную функцию исполнял

Высший Арбитражный суд РФ

5. Минимальный возраст для

того, чтобы стать

судьёй, – 30 лет

Минимальный возраст для того, чтобы стать

судьёй, – 25 лет

6. Минимальный стаж

работы по юридической

специальноти – 2 года

Минимальный стаж работы по юридической

специальности – 5 лет

7. Высшее юридическое

образование не обязательно

Высшее юридическое образование

Обязательно

8. Конституционный суд возглавляет Вячеслав Лебедев

Конституционный суд возглавляет Валерий Зорькин (или Верховный Суд возглавляет Вячеслав Лебедев)

По 1 баллу за каждую верно указанную ошибку и по 1 баллу за каждое

верное исправление.

Максимум за задание 16 баллов.

7. Ответы:

1. Главное управление Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации (3 балла, за верную расшифровку от пяти до семи слов – 1 балл)

2. Коммунистическая партия Советского Союза (3 балла, за любое неверно расшифрованное слово – 0 баллов)

3. Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации (3 балла, за любое неверно расшифрованное слово – 0 баллов)

Максимум за задание 9 баллов.

8. Ответы:

1. Право (2 балла)

2. Реалистическая  школа  права/  Социологическая  школа  права/

Социологический подход к пониманию права (2 балла)

Максимум за задание 4 балла.

9. Ответы:

1) Латвия (1 балл)

2) Литва (1 балл)

3) Эстония (1 балл)

Максимум за задание 3 балла.

10.Ответы

 10.1 Ответ: Да, Рабинович прав, т. к. в соответствии со ст. 227 Гражданского кодекса РФ, если в течение шести месяцев с момента заявления о находке в полицию или в орган местного самоуправления лицо, управомоченное получить найденную вещь, не будет установлено или само не заявит о своём праве на вещь нашедшему её лицу, в полицию или в орган местного самоуправления, нашедший вещь приобретает право собственности на неё.

3 балла за правильный ответ (по 1 баллу за каждый элемент ответа).

(Внимание! От участника не требуются дословный ответ и указание статей.)

10.2 Ответ: Нет, не правы, т. к. в соответствии со ст. 10 Семейного кодекса РФ брак

может быть заключён в любом органе ЗАГС на территории РФ.

1 балл за правильный ответ, 2 балла за обоснование. (Внимание! От участника не требуются дословный ответ и указание статей.)

11. Ответ:

1. Взятка (1 балл)

2. Штраф / штраф за убийство (1 балл)

3. Народное собрание в Древней Руси (1 балл)

Максимум за задание 3 балла

Максимум за всю работ у105 б.

Отличие проектной и исследовательской деятельности обучающихся

Отличие проектной и исследовательской деятельности обучающихся

Организация проектной и исследовательской деятельности становится одним из важнейших условий эффективности подготовки обучающихся к жизни в социуме и в профессиональном самоопределении.

К сожалению, зачастую наблюдается путаница в поминании обучающимися и их руководителями основ проектной и основ исследовательской деятельности.

Проект – с латинского языка переводится как «брошенный вперед». Проектирование – это процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта или состояния).Исследование – это процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Общая схема научного исследования такова:

1. Обоснование актуальности выбранной темы.

2. Выдвижение гипотезы. Гипотеза – предложение, еще не доказанная и не подтвержденная опытом догадка. Любая гипотеза должна быть опровержима хотя бы в принципе. Неопровержимые предположения гипотезами не являются. В результате исследования гипотеза подтверждается или опровергается.

3. Постановка цели и задач исследования.

4. Определение объекта и предмета исследования.

5. Выбор методов (методик) проведения исследования.

6. Описание процесса исследования.

7. Обобщение результатов исследования.

8. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

Соотношение проектирования и исследования следующее:

Проектирование

Исследование

1. Разработка и создание планируемого объекта или его определенного состояния

1. Не предполагает создание заранее планируемого объекта

2. Решение практической проблемы

2. Создание нового интеллектуального продукта

3. Подготовка конкретного варианта изменения элементов среды

3. Процесс поиска неизвестного, получение нового знания

Наиболее популярные

формы проектов среди обучающихся:

Учебный проект, информационный, экологический, социальный проект, видеофильм, учебная предметная презентация, сценарий мероприятия и пр.

По профилю знаний проекты делятся на монопроекты и межпредметные проекты:

Монопроекты реализуются, как правило, в рамках одной области знаний. Могут быть, например, экологическими, спортивными, историческими, музыкальными.

Межпредметные проекты могут одновременно требовать знаний из нескольких областей. Например, проект для старшеклассников по теме «Проблема исторического достоинства в российском обществе в XIX веке» требует одновременно исторического, литературоведческого, культурологического, психологического и социологического подходов.

По продолжительности

проекты бывают краткосрочными и долгосрочными:

Минипроекты могут укладываться в одно занятие.

Краткосрочные проекты выполняются обычно за четыре — шесть занятий. Могут проводиться в виде заключения, обобщения знаний по какому-либо разделу программы. На 1-ом занятии выдается задание по сбору необходимой информации и даются рекомендации к подготовке готового продукта (проекта). На 2-ом занятии обучающиеся отчитываются по собранной информации, идет выработка содержания проектного продукта и формы его презентации. На 3-ем и 4-ом занятии идет презентация готовых проектов обучающихся и их обсуждение.

Долгосрочные проекты рассчитаны обычно на год.

По количеству участников проекты могут быть индивидуальными, парными и групповыми.

Преимущества персональных проектов в том, что:

— план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью;

— у обучающегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него;

— обучающийся приобретает опыт на всех этапах выполнения проекта – от рождения замысла до итогового результата;

— у ребенка формируются исследовательские, презентационные, оценочные умения и навыки.

Преимущества групповых проектов:

— в проектной группе формируются навыки сотрудничества;

— в группе проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне:

— на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер: лидер-генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта, лидер-режиссер презентаций. Т.е. каждый обучающийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе;

— в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, точки зрения. Элемент соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

Какими бы не были проекты с их помощью можно:

1. Обучить детей:

— выявлять и формулировать проблемы, проводить их анализ;

— находить необходимые источники информации для выработки вариантов решения проблемы;

— находить конкретные собственные пути решения проблем;

— применять полученную информацию для решения поставленных задач.

2. Развивать у обучающихся исследовательские умения.

3. Обеспечить механизм развития критического мышления ребенка, умение искать путь решения поставленной задачи.

4. Развивать у школьников умение творчески подходить к способу подачи материала.

5. Развивать у обучающихся «командный дух» и «чувство локтя», коммуникабельность и умение сотрудничать.

6. Способствовать повышению личной уверенности и самореализации каждого участника проектного обучения.

Этапы разработки учебного проекта:

1. Подготовительный (мотивация, целеполагание, осознание проблемной ситуации, выбор темы, постановка цели проекта).

2. Проектировочный (общее планирование, построение конкретного плана деятельности, распределение заданий в работе с учетом выбранной позиции).

3. Практический (исследование проблемы, темы, сбор и обработка данных, получение нового продукта, результата проектной деятельности за счет выполнения определенных действий, интерпретации результатов, возможно графическое представление результатов, оформление документации).

4. Аналитический (сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы).

5. Контрольно-корректировочный (анализ успехов и ошибок, поиск способов коррекции ошибок, исправление проекта в соответствии с реальным состоянием дел).

6. Заключительный (представление содержания работы, обоснование выводов, защита проекта).

Алгоритм работы над проектом:

Алгоритм работы над проектом:

Стадия работы над проектом

Деятельность обучающихся

Деятельность педагога

1. Подготовка

а) Определение темы и целей проекта, его исходного положения

б) Подбор рабочей группы

Обсуждают тему проекта с педагогом и получают при необходимости дополнительную информацию.

Определяют цели проекта

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует обучающихся.

Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой обучающихся

2. Планирование

а) Определение источников необходимой информации

б) Определение способов сбора и анализа информации

в) Определение способа представления результатов (формы проекта)

г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта

д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы

Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий.

Выбирают и обосновывают критерии успеха проектной деятельности

Предлагает идеи, высказывает предложения. Наблюдает за работой обучающихся
3. Исследование

а) Сбор и уточнение информации (основные инструменты: опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.)

б) Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта

в) Выбор оптимального варианта хода проекта

г) Поэтапное выполнение исследовательских задач

Поэтапно выполняют задачи проектаНаблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью обучающихся
4. Выводы

а) Анализ информации

б) Формирование выводов

Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проектСоветует, наблюдает за работой обучающихся
5. Представление (защита) проекта и оценка его результатов

а) Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет)

б) Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов неудач и причин этого)

Представляют проект, участвуют в его коллективном анализе и оценке

Перед вами небольшой перечень возможных выходов проектной деятельности:

— Тематическая выставка

— Рекламный буклет (например: для Новогодней выставки)

— Сценарий праздника

— Видеофильм (например: «Наши таланты»)

— Фантастический проект (например: «Город моей мечты»)

— Костюм (показ собственных моделей)

— Музыкальное произведение (собственного сочинения)

— Оформление кабинетов (например, проект стендо

— Конкретные предложения по улучшению какой-то ситуации (например: краеведческий уголок в кабинете)

— Прогноз развития ситуации (например: экологический проект) и пр.

Экологические проекты очень часто носят характер социального проекта.

Социальный проект – это проект, предполагающий своей целью нахождение решения какой-либо социальной проблемы, создание нового социального продукта, развитие идеи, улучшение процесса или ситуации для жизни общества или его групп, проект нужный социуму.

Вот несколько примеров классификации социальных проектов:

— Оздоровительные проекты

— Проекты историко-культурной направленности

— Ориентированные на проблемы и интересы конкретной этнической группы (или какой-либо молодежной субкультуры)

— Социально значимые для определенной местности, района, города

— Образовательные и профориентационные

Объектом деятельности в ходе социального проектирования могут выступать:

— социальные явления («социальные негативы» — курение, наркомания, сквернословие, алкоголизм)

— социальные отношения (отношения к старикам, к молодежи, к детям, к потребителю и др. )

— социальные институты (школа, больница, магазин, органы власти и управления и пр.)

— социальная среда (ландшафт в целом (городской, сельский), социальный ландшафт (пандусы, остановки, места отдыха, выгула собак, игровые площадки, внешний вид и обустройство стадиона и т.п.)

На завершающем этапе осуществление проекта требует презентации продукта и защиты самого проекта. Для это оформляется проектная папка (портфолио проекта).

Некоторые ученые говорят, что проект – это пять «П»:

1. Проблема

2. Проектирование (планирование)

3. Поиск информации

4. Продукт (создание проектного продукта)

5. Презентация проектного продукта

Принципиальное отличие проекта от исследования состоит в том, что работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной лично значимой или социально-значимой проблемы, исследование же не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта. Исследование – по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний. Исследовательская деятельность обучающихся связана с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.

Проект всегда ориентирован на практику. Ребенок, реализующий тот или иной проект, решает реальную проблему. Проект можно выполнить, пользуясь готовыми алгоритмами и схемами действий.

Проектирование изначально задает предел, глубину решения проблемы, в то время как исследование допускает бесконечное движение вглубь. Исследовательская деятельность, в отличие от проектирования, значительно более гибкая, в ней больше места для импровизации.

Если вместо того, чтобы «пойти туда не знаю куда и попытаться найти то не знаю что…», начинающий исследователь под руководством педагога (особенно на первоначальном этапе работы) может ясно сказать куда он идет, что ищет, и самое удивительное – что он это найдет, то тут возникает вопрос: если то, что предполагается найти, известно до начала исследования, то что же они собрались искать?… Это не исследовательский поиск, это проектирование – воплощение уже известной идеи в практику.

Поэтому так важно, чтобы педагог, занимающийся проектно-исследовательским обучением, мог не только сам четко разграничивать эти понятия, но и помощь ребенку разобраться в отличительных особенностях основ проектной и основ исследовательской деятельности.

Ведь утверждение Я.А.Коменского «обучая других, обучаешься сам» — не преувеличение.

Девять уроков Ганье | Центр инновационного преподавания и обучения

  1. Центр инновационного преподавания и обучения
  2. Ресурсы
  3. Руководства
  4. Учебное пособие
  5. Девять обучающих мероприятий Ганя

Серия мероприятий, связанных с Робертом Гагне устранить психические условия для обучения. Каждое из девяти событий инструкции выделено ниже, за которым следуют примеры методов, которые помогут реализовать события в вашей собственной инструкции. Используйте девять событий Ганье в сочетании с пересмотренной таксономией Блума для разработки увлекательных и содержательных инструкций. Следующие шаги были адаптированы из Gagné, Briggs, and Wager (19).92).

1. Привлеките внимание учащихся

Убедитесь, что учащиеся готовы учиться и участвовать в деятельности, представляя стимул для привлечения их внимания.

Вот несколько способов привлечь внимание учащихся:

  • Стимулировать учащихся новизной, неуверенностью и удивлением
  • Задавайте учащимся вопросы, наводящие на размышления
  • Предложите учащимся задавать вопросы, на которые должны ответить другие учащиеся
  • Возглавить деятельность ледокола

2. Сообщите учащимся о целях

Сообщите учащимся о целях или результатах курса и отдельных занятий, чтобы помочь им понять, что они должны изучать и делать. Поставьте цели до начала обучения.

Вот несколько методов определения результатов:

  • Опишите требуемую производительность
  • Опишите критерии стандартной производительности
  • Предложить учащимся установить критерии стандартной успеваемости
  • Включить цели курса в подсказки об оценке

Сообщите учащимся о целях или результатах курса и отдельных занятий, чтобы помочь им понять, что они должны изучать и делать.

3. Стимулировать припоминание предыдущего обучения

Помогите учащимся осмыслить новую информацию, связав ее с чем-то, что они уже знают, или с чем-то, что они уже испытали.

Существует множество методов стимулирования припоминания:

  • Задайте вопросы о предыдущем опыте
  • Спросите учащихся об их понимании предыдущих концепций
  • Свяжите информацию предыдущего курса с текущей темой
  • Предложите учащимся включить предшествующее обучение в текущую деятельность

4. Представление содержания

Используйте стратегии для представления содержания урока и подсказок, чтобы обеспечить более эффективное обучение. Упорядочивайте и группируйте контент осмысленными способами и давайте пояснения после демонстраций.

Ниже приведены способы представления и указания содержания урока:

  • Представление нескольких версий одного и того же содержания (например, видео, демонстрация, лекция, подкаст, групповая работа и т. д.)
  • Используйте различные средства массовой информации, чтобы вовлечь учащихся в процесс обучения
  • Включите активные стратегии обучения, чтобы вовлечь учащихся
  • Предоставьте доступ к содержимому на Blackboard, чтобы учащиеся могли получать к нему доступ за пределами класса

5. Обеспечить руководство по обучению

Сообщите учащимся о стратегиях, которые помогут им в обучении, и о доступных ресурсах. Другими словами, помочь учащимся научиться учиться.

Ниже приведены примеры методов предоставления рекомендаций по обучению:

  • Обеспечьте учебную поддержку по мере необходимости, т. е. подмостки, которые можно постепенно снимать по мере того, как учащийся изучает и осваивает задание или содержание
  • Моделирование различных стратегий обучения – например, мнемоника, концептуальное картирование, ролевая игра, визуализация
  • Используйте примеры и не примеры – примеры помогают учащимся понять, что делать, а не примеры помогают учащимся увидеть, что а не делать
  • Обеспечьте тематические исследования, визуальные образы, аналогии и метафоры. Тематические исследования обеспечивают применение в реальном мире, визуальные изображения помогают создавать визуальные ассоциации, а аналогии и метафоры используют знакомый контент, чтобы помочь учащимся понять новые концепции

… помочь учащимся научиться учиться

6. Выявление успеваемости (практика)

Предложите учащимся применить то, чему они научились, чтобы закрепить новые навыки и знания и подтвердить правильное понимание концепций курса.

Вот несколько способов активировать процессинг учащихся:

  • Способствовать деятельности учащихся – задавать вопросы по углубленному изучению, предлагать учащимся сотрудничать со своими сверстниками, проводить практические лабораторные занятия
  • Предоставление возможностей для формативной оценки – напр. письменные задания, индивидуальные или групповые проекты, презентации
  • Разрабатывать эффективные викторины и тесты, т. е. тестировать учащихся таким образом, чтобы они могли продемонстрировать свое понимание и применение концепций курса (в отличие от простого запоминания и припоминания)

7.

Предоставляйте обратную связь

Предоставляйте своевременную обратную связь об успеваемости учащихся для оценки и облегчения обучения, а также для того, чтобы учащиеся могли выявить пробелы в понимании, пока не стало слишком поздно.

Ниже перечислены некоторые типы отзывов, которые вы можете предоставить учащимся:

  • Подтверждающий отзыв информирует учащегося о том, что он сделал то, что должен был сделать. Этот тип обратной связи не говорит учащемуся, что ему нужно улучшить, но поощряет учащегося.
  • Оценочная обратная связь информирует учащегося о точности его работы или ответа, но не дает указаний о том, как двигаться дальше.
  • Корректирующая обратная связь предлагает учащимся найти правильный ответ, но не дает правильного ответа.
  • Описательная или аналитическая обратная связь предоставляет учащимся предложения, указания и информацию, чтобы помочь им улучшить свою успеваемость.
  • Оценка сверстников и самооценка помогают учащимся выявить пробелы в обучении и недостатки в работе в своей работе и работе сверстников.

Предоставлять своевременную обратную связь об успеваемости учащихся для оценки и облегчения обучения, а также для выявления пробелов в понимании учащихся…

8. Оценить успеваемость

Проверить, были ли достигнуты ожидаемые результаты обучения по ранее заявленным целям курса.

Некоторые методы тестирования обучения включают следующее:

  • Проводить предварительные и последующие тесты для проверки прогресса в изучении контента или навыков
  • Внедрение возможностей формативного оценивания в курс обучения с помощью устных вопросов, коротких активных учебных заданий или викторин
  • Внедрить различные методы оценивания, чтобы предоставить учащимся множество возможностей продемонстрировать уровень владения языком
  • Создание цели, эффективные критерии оценки письменных заданий, проектов или презентаций

Внедрите различные методы оценки, чтобы дать учащимся множество возможностей продемонстрировать свои знания.

9. Улучшение удержания и передачи

Помогите учащимся сохранить больше информации, предоставив им возможность связать концепции курса с потенциальными реальными приложениями.

Ниже перечислены методы, помогающие учащимся усвоить новые знания:

  • Избегайте изоляции содержания курса. Свяжите концепции курса с предыдущими (и будущими) концепциями и опирайтесь на предыдущие (и предварительные) знания, чтобы укрепить связи.
  • Постоянно включайте вопросы из предыдущих тестов в последующие экзамены, чтобы закрепить информацию о курсе.
  • Предложите учащимся преобразовать информацию, полученную в одном формате, в другой формат (например, вербальный или зрительно-пространственный). Например, от студентов требуется создать концептуальную карту для представления связей между идеями (Halpern & Hakel, 2003, стр. 39).).
  • Чтобы способствовать глубокому обучению, четко сформулируйте цели урока, используйте свои конкретные цели в качестве ориентира при разработке учебного плана и согласуйте учебные действия с целями урока (Halpern & Hakel, 2003, стр. 41).

Резюме

Девять обучающих мероприятий Gagné могут помочь вам создать основу для подготовки и предоставления учебных материалов, одновременно рассматривая и учитывая условия для обучения. В идеале вы должны подготовить цели курса и задачи обучения до того, как приступить к девяти мероприятиям — цели и задачи помогут расположить события в соответствующем контексте. Затем девять видов обучения можно изменить, чтобы они соответствовали как содержанию, так и уровню знаний учащихся.

Ссылки

Gagné, R.M., Briggs, L.J., & Wager, W.W. (1992). Принципы учебного дизайна (4 -е изд. ). Форт-Уэрт, Техас: Издательство Harcourt Brace Jovanovich College.

Халперн, Д. Ф., и Хакель, М. Д. (2003). Применение науки об обучении в университете и за его пределами: обучение для долгосрочного удержания и передачи. Смена, 35 (4), 36-41. https://seaver-faculty.pepperdine.edu/thompson/projects/wasc/Applying%20the%20science%20of%20learning. pdf 

Избранные ресурсы

Ганье, Р. М. (1985). Условия обучения и теория обучения (4 изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон.

Университет Флориды, Центр учебных технологий и обучения. (2018). Ганье 9 учебных занятий. Получено с https://citt.ufl.edu/tools/gagnes-9-events-of-instruction/

Технологический институт Вирджинии, Педагогическая школа. (2008). Учебный лист планирования, основанный на девяти учебных мероприятиях Ганье [Doc File]. Получено с https://www.itma.vt.edu/courses/currip/lesson2/currip2.doc


Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.


Рекомендуемая ссылка

Университет Северного Иллинойса, Центр инновационного преподавания и обучения. (2020). Девять событий обучения Ганье. В Учебное пособие для преподавателей вузов и ассистентов преподавателей. Получено с https://www.niu.edu/citl/resources/guides/instructional-guide

Действуйте так, как вы хотите, чтобы действовали другие – Эффективиология

 

Категорический императив — это моральный принцип, который означает, что вы должны «действовать только в соответствии с тем принципом, посредством которого вы можете в то же время желать, чтобы он стал всеобщим законом», что означает, что вы должны действовать определенным образом, только если вы хотите, чтобы все остальные поступали так же.

Например, когда дело доходит до отношений, категорический императив означает, что вы должны избегать грубости по отношению к людям, если только вы не хотите, чтобы все грубили друг другу.

Категорический императив был предложен немецким философом Иммануилом Кантом в его книге 1785 года «Основы метафизики морали». Там Кант утверждает, что категорический императив является моральным принципом, который является абсолютным, а это означает, что ему должны следовать все разумные существа и что следование ему следует рассматривать как самоцель.

Категорический императив — один из самых известных моральных принципов, которые когда-либо были сформулированы, и может быть полезен в самых разных контекстах, поэтому важно понимать его. Таким образом, в следующей статье вы узнаете больше о категорическом императиве и о понятиях, связанных с ним, и увидите, как вы можете использовать его на практике.

 

Содержание

Примеры категорического императива

Примером категорического императива является то, что вы не должны давать обещание, которое собираетесь нарушить позже, если только вы не хотите, чтобы все остальные сделали то же самое.

Другие примеры использования категорического императива появляются в различных областях. Например:

  • Когда дело доходит до бизнеса , продавец не должен обманывать покупателей, если только он не считает, что все продавцы должны поступать так же.
  • Когда дело доходит до медицины , медсестра не должна оказывать пациентам некачественное лечение, если только они не считают, что так следует относиться ко всем.
  • Когда дело доходит до окружающей среды , человек не должен мусорить, если только он не хочет, чтобы все остальные тоже мусорили.

Кроме того, ниже приводится всеобъемлющий пример категорического императива, который показывает, как его можно реализовать, и объясняет его обоснование, предложенное самим Кантом:

«Когда я в затруднительном положении, могу ли я дать обещание с намерением его не сдержать?

… Я спрашиваю себя: удовлетворился бы я этим, если бы моя максима (избавления от смущения посредством лживого обещания) имела бы силу всеобщего закона (как для меня, так и для других), и смог бы я сказать себе, что всякий может давать ложное обещание, когда он оказывается в затруднительном положении, из которого он не может выйти никаким другим способом?

Вскоре я осознаю, что могу желать лжи, но вовсе не универсальный закон лжи; ибо в соответствии с таким законом, собственно, не было бы никаких обещаний, потому что было бы бессмысленно объявлять мою волю в отношении моих будущих действий тем, кто не поверил бы этому признанию, или, если бы они сделали это опрометчиво, кто заплатил бы мне обратно в той же монете; поэтому моя максима, как только она станет всеобщим законом, разрушит сама себя.

Таким образом, мне не нужна хорошо информированная проницательность, чтобы знать, что я должен сделать, чтобы сделать мою волю морально доброй. Неопытный в отношении хода мира, неспособный быть готовым ко всем событиям, которые могут в нем произойти, я спрашиваю себя только: можешь ли ты также желать, чтобы твоя максима стала всеобщим законом? Если же нет, то это предосудительно, и это не ради какой-либо грозящей вам или кому-либо другой невыгоды, а потому, что это не может в принципе вписаться в возможное всеобщее законодательство…»

— Из книги Иммануила Канта 1785 года «Основы метафизики морали» (на основе перевода Аллена В. Вуда 2002 года) . Это описывает явление, при котором коллективные действия отдельных лиц, каждый из которых действует независимо и в личных интересах, в конечном итоге наносят ущерб им всем, как правило, из-за истощения или порчи общего ресурса. Типичный пример этого происходит в случаях коммерческого перелова, когда каждый человек пытается поймать как можно больше рыбы, и, таким образом, они в конечном итоге истощают всю популяцию рыб. Здесь реализация категорического императива может решить эту проблему, потому что побуждает людей учитывать последствия своих действий, когда они совершаются в коллективном масштабе.

 

Как использовать категорический императив

Чтобы реализовать категорический императив, спросите себя: «Хотел бы я, чтобы все остальные поступали так же?» прежде чем действовать определенным образом, а затем основывайте свои действия на ответе на этот вопрос. Кроме того, чтобы помочь себе сделать это правильно, вы можете сделать несколько дополнительных вещей, например:

  • Задать наводящие вопросы. Например, вы можете спросить себя: «Что бы я почувствовал, если бы увидел, что кто-то другой ведет себя так же?». При этом вы также можете извлечь выгоду из создания психологическая дистанция , которая поможет вам более честно и рационально оценить ситуацию. Это означает, например, что вместо того, чтобы спрашивать себя: «Что бы я почувствовал, если бы я увидел, что кто-то другой поступил бы так же?», лучше спросить себя: «Что бы вы почувствовали, если бы вы видел, как кто-то другой поступил так же?».
  • Визуализируйте, как все остальные действуют так же. Например, если вы собираетесь вести себя определенным образом по отношению к кому-то, попытайтесь представить, как бы это выглядело, если бы все вели себя одинаково по отношению друг к другу, особенно к вам или к тому, кто вам небезразличен.
  • Подумайте о последствиях того, что все будут действовать одинаково. Например, попытайтесь рассмотреть все потенциальные результаты всех остальных действий таким же образом, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

Вы можете обнаружить, что другие методы также помогают вам усвоить и реализовать категорический императив. Например, вам может помочь представление об этом принципе как о том, что вы устанавливаете для себя те же стандарты, что и для других (т. е. избегаете двойных стандартов в отношении себя и других). В качестве альтернативы вам может быть полезно подумать о том, как категорический императив связан с другими моральными принципами, такими как золотое правило и принцип милосердия, как в целом, так и в конкретных ситуациях.

Кроме того, обратите внимание, что хотя категорический императив в основном используется при рассмотрении будущих действий, его также можно использовать при оценке ваших прошлых действий. Это может быть полезно, например, если вы хотите оценить, были ли ваши прошлые действия правильными или неправильными с моральной точки зрения, и когда нужно решить, что вы хотите изменить в себе как в личности.

 

Поощрение других к использованию категорического императива

В некоторых случаях может быть полезно поощрять других людей к использованию категорического императива. Для этого можно использовать любую комбинацию следующих приемов:

  • Объясните, что такое категорический императив.
  • Объясните смысл категорического императива.
  • Приведите соответствующие примеры, иллюстрирующие использование и важность категорического императива.
  • Поощряйте прямое использование категорического императива (например, говоря: «Вы должны использовать этот принцип»).
  • Задавайте вопросы, побуждающие к использованию категорического императива (например, «Что бы вы чувствовали, если бы все вели себя так, как вы намерены действовать сейчас?»).
  • Поощряйте использование методов, облегчающих использование категорического императива, таких как визуализация результатов других людей, действующих таким же образом.

 

Формулировки категорического императива

Кант представил три основные формулировки категорического императива и включил дополнительный вариант для первой и третьей формулировок, чтобы сделать их более наглядными и легкими в применении, поэтому есть в Всего пять формулировок категорического императива. Эти формулировки включают следующее, перечисленное в переводе Аллена В. Вуда 2002 г. работы Канта 1785 г. «Основы метафизики морали»:0015

  • Первая формулировка, известная как Формула Универсального Закона (FUL)- «Действуй только в соответствии с тем принципом, посредством которого ты можешь в то же время желать, чтобы он стал универсальным законом».
  • Вариант первой формулировки, известной как Формула Закона Природы (FLN)- «Так поступай так, как если бы максима твоего действия должна была стать по твоей воле универсальным законом природы».
  • Второй состав, известный как Формула человечества как самоцель (FH)- «Поступай так, чтобы ты использовал человечество как в своей собственной личности, так и в личности любого другого, всегда одновременно как цель и никогда просто как средство» .
  • Третья формулировка, известная как Формула Автономии (FA)- «Идея воли каждого разумного существа как воли, дающей всеобщий закон» или «Не выбирать иначе, чем так, чтобы максимы своего выбор в то же время постигается с ним в той же воле, что и всеобщий закон».
  • Вариант третьей формулировки, известный как Формула Царства Целей (FRE) и иногда также как Формула Царства Целей «Действовать в соответствии с принципами универсального законодательного члена для просто возможного царства целей».

Наиболее известным из этих составов является первый вариант первого состава, известный как Формула Универсального Закона .

Тем не менее, может быть полезно рассматривать эти формулировки вместе, направляя свои действия. Как говорит Кант:

«…в моральном суждении лучше всегда действовать строго по методу и брать за основу всеобщую формулу категорического императива: Поступать согласно той максиме, которая может в то же время превратиться в универсальный закон . Но если хотят в то же время получить доступ к нравственному закону, то очень полезно совершить одно и то же действие через три названных понятия и таким образом, насколько это возможно, приблизить действие к к интуиции».

— Из книги Иммануила Канта 1785 г. «Основы метафизики морали» (на основе перевода Аллена Вуда 2002 г.)

 

Критика категорического императива к понятию категорического императива в целом, а также вопросы, которые поднимались относительно отдельных его аспектов.

Эти критические замечания включают следующее:

  • Критика «необходимости авторитета». Эта критика, предложенная немецким философом Артуром Шопенгауэром, предполагает, что «этика императивов… требует «авторитета», от которого могут исходить приказы, но если в человеке нет авторитета, от которого мог бы исходить категорический императив, он может только покоятся «на предпосылке зависимости человека от другой воли, которая повелевает им и возвещает ему награду и наказание и не может быть отделена от нее». Кроме того, Шопенгауэр предложил другие критические замечания в адрес работы Канта, например, что категорический императив движим эгоизмом, тогда как им должно управлять сострадание.
  • Критика «неспособности бороться со злом». Эта критика предполагает, что категорический императив приводит к таким проблемам, как бессилие перед лицом определенных затруднений. Такие проблемы очевидны, например, в примере из эссе Канта «О предполагаемом праве лгать по альтруистическим мотивам», которое он написал в ответ на статью французского философа Бенджамина Констана. В этом примере Кант утверждает, что если бы убийца спросил кого-то о местонахождении невинной жертвы, которую он намеревается убить, то лгать убийце было бы морально неправильно, поскольку лгать неправильно.

Дополнительная критика категорического императива также была предложена другими философами, такими как Джон Стюарт Милль и Георг Вильгельм Фридрих Гегель.

Тем не менее, есть два важных момента, на которые следует обратить внимание в связи с этой критикой. Во-первых, многие из этих критических замечаний сами подвергались критике и опровергались различными способами. Во-вторых, несмотря на эти различные критические замечания, часто соглашаются, что категорический императив, тем не менее, имеет определенную ценность в качестве руководящего морального принципа.

С практической точки зрения это означает, что, несмотря на то, что категорический императив может быть полезной концепцией для реализации, вы должны использовать ее с осторожностью и вниманием, как правило, принимая во внимание другие важные соображения.

 

Категорический императив против золотого правила

Золотое правило — это моральный принцип, который означает, что вы должны относиться к другим так же, как вы хотите, чтобы относились к вам. Этот принцип, который играет заметную роль во многих философиях и религиях, существенно предшествует работам Канта и также похож на категорический императив, поэтому общая критика категорического императива заключается в том, что это то же самое, что и золотое правило.

Однако, хотя золотое правило и категорический императив похожи, эти два моральных принципа отличаются друг от друга, поскольку золотое правило гласит, что вы должны относиться к другим так, как вы хотите, чтобы относились к вам , тогда как категорический императив утверждает, что вы должны действовать так, как вы хотите, чтобы действовали все остальные.

Таким образом, эти два принципа могут привести к разным результатам. Например, категорический императив может направить вас не бросать мусор на улицу, если вы не хотите, чтобы другие делали то же самое, тогда как золотое правило не будет играть никакой роли в этой ситуации, так как ваше поведение не направлено на другой человек.

Кант сам обратился к различию между двумя принципами и упомянул три основных возражения против золотого правила как морального принципа: что оно не налагает обязанностей по отношению к себе, что оно зависит от личных вкусов или желаний и что оно не t государственные обязанности, выполнять которые строго обязаны.

Тем не менее, может быть полезно использовать золотое правило в сочетании с категорическим императивом, например, в тех случаях, когда оно помогает более эффективно направлять действия людей, поскольку побуждает их к большему сочувствию.

 

Дополнительная информация

Максимы и императивы

Понятия максим и императивов играют важную роль в кантовской философии, относящейся к категорическому императиву.

Поскольку для этих терминов и, в частности, для понятия максимы были предложены различные толкования, настоящая статья фокусируется только на том, что сам Кант высказал по этой теме. В частности, Кант начинает со следующего утверждения:

« максима есть субъективный принцип воли; объективный принцип (т. е. тот, который служил бы всем разумным существам и субъективно в качестве практического принципа, если бы разум имел полную власть над способностью желания) есть практический закон ».

— Из книги Иммануила Канта 1785 года «Основы метафизики морали» (на основе перевода Аллена В. Вуда 2002 года)

Позже он расширяет это следующим образом:0095 максима есть субъективный принцип действия, и его следует отличать от объективного принципа , а именно практического права. Первый содержит практическое правило, которое разум определяет в соответствии с условиями субъекта (часто его невежеством или также его наклонностями), и, таким образом, является принципом, в соответствии с которым субъект действует ; но закон есть объективный принцип, действительный для всякого разумного существа, и принцип, согласно которому он должно действовать , т. е. императив».

— Из «Основ метафизики морали» Канта

Кроме того, Кант также расширяет понятие императивов, формулируя следующее:

«Представление объективного принципа, поскольку оно требует воля, называется «приказом» (разума), а формула приказа называется императивом .

Все императивы выражаются через должен и тем самым указывают на отношение объективного закона разума к воле, которая в своем субъективном строении не обязательно определяется этим законом (необходимость). Они говорят, что было бы хорошо что-то сделать или воздержаться от чего-то, но говорят это воле, которая не всегда делает что-то только потому, что ей это представляется хорошим делать.

Практическое благо есть то, что определяет волю посредством представлений разума, следовательно, не из субъективных причин, а объективно, т. е. из оснований, действительных для всякого разумного существа как такового. Он отличается от приятное , как то, что воздействует на волю только посредством ощущения от чисто субъективных причин, действительных только для чувств того или иного, а не как принцип разума, действующий для всех.

— Из книги Канта «Основы метафизики морали»

 

Гипотетические и категорические императивы работа:

  • A гипотетический императив — моральный закон, который зависит от некоторой конечной цели или условия. Примером гипотетического императива является «не груби, если ты не хочешь, чтобы другие грубили тебе».
  • A категорический императив — моральный закон, который является абсолютным и безусловным, а это означает, что он не зависит от конкретной конечной цели. Пример категорического императива – «не груби».

Таким образом, разница между гипотетическим и категорическим императивом заключается в том, что гипотетический императив зависит от некоторого условия, а категорический императив — нет. Это означает, что гипотетические императивы следует соблюдать только в том случае, если вы хотите достичь какой-то конкретной цели, тогда как категорическим императивам следует подчиняться всегда, независимо от ваших целей. Например: «Не воруй, если хочешь не попасть в тюрьму» — это гипотетический императив, а «не воруй» — категорический императив.

Как утверждает сам Кант:

«Теперь все императивов командуют либо гипотетически , либо категорически . Первые представляют собой практическую необходимость возможного действия как средства достижения чего-то еще, чего желают (или чего возможно пожелать). Категорический императив был бы императивом, который представляет действие как объективно необходимое для самого себя, без какой-либо ссылки на другую цель.

Так как всякий практический закон представляет возможное действие как доброе и, следовательно, как необходимое для субъекта, практически определяемого разумом, то все императивы суть формулы определения действия, необходимого по принципу воли, благой в каким-то образом. Теперь, если действие было хорошим просто как средство для что-то еще , тогда повелительное наклонение гипотетическое ; если оно представлено как хорошее в себе , следовательно необходимое, как принцип воли, в воле, которая сама по себе согласуется с разумом, то оно категорично .

Императив, таким образом, говорит, какое действие, возможное благодаря мне, было бы хорошим, и представляет собой практическое правило по отношению к воле, которая не совершает действия непосредственно потому, что оно хорошо, отчасти потому, что субъект не всегда знает, что это хорошо отчасти потому, что если бы оно знало это, то его максимы все же противоречили бы объективным принципам практического разума».

— Из книги Иммануила Канта 1785 г. «Основы метафизики морали» (на основе перевода Аллена В. Вуда 2002 г.) императив:

«Наконец, есть один императив, который, не будучи основанным на какой-либо другой цели, которая должна быть достигнута посредством определенного образа поведения как своего условия, повелевает этим поведением немедленно. Это императив категориальный . Дело не в сущности действия и в том, что из него вытекает, а в форме и принципе, из которого оно вытекает; и то, что по существу хорошо в нем, состоит в расположении, каким бы ни был результат. Этот императив можно назвать тем, что нравственности

Категорический императив, таким образом, есть только один, а конкретно такой: А ct только в соответствии с той максимой, благодаря которой вы можете в то же время желать, чтобы она стала всеобщей. закон ».

— Из книги Канта «Основы метафизики морали».

Во-первых, Кант проводит различие между совершенными и несовершенными обязанностями. Проще говоря, совершенная обязанность должна соблюдаться, поскольку она «не допускает никаких исключений в интересах склонности», в то время как несовершенная обязанность допускает некоторую свободу действий, поскольку «закон не может точно указать, как человек должен действовать и сколько он должен делать».

Кроме того, Кант также проводит различие между положительными и отрицательными обязанностями. Проще говоря, положительный долг — это действие, которое следует выполнять, например развивать талант, а отрицательный долг — это действие, которого следует избегать, например воровство.

Наконец, Кант также проводит различие между обязанностями, которые мы имеем по отношению к себе , и обязанностями, которые мы имеем по отношению к другим .

 

Противопоставление другим философским теориям

Философские взгляды Канта заключены в философской теории под названием кантианство . Кантовская этика в целом и категорический императив в частности деонтологичны , что означает, что они основаны на идее о том, что действия могут быть правильными или неправильными по своей сути (или, альтернативно, допустимыми, обязательными или запрещенными), основанными на некоторых правилах, независимо от их последствий.

Деонтологию часто противопоставляют консеквенциализму , который предполагает, что мораль действий определяется их последствиями, так что действия являются морально правильными, если их последствия более благоприятны, чем неблагоприятны. Кроме того, деонтологию часто противопоставляют утилитаризму , который представляет собой тип консеквенциализма, который предполагает, что действия являются морально правильными, если их последствия более благоприятны, чем неблагоприятны для всех , что означает, что действия должны быть направлены на создание наибольшего количества благ. для наибольшего количества людей.

И деонтология, и консеквенциализм являются типами нормативной этики , которые представляют собой этику, связанную с определением того, какие действия являются правильными, а какие неправильными, или какие действия должны быть разрешены, а какие запрещены.

 

Резюме и выводы

  • Категорический императив является моральным принципом, который означает, что вы должны «действовать только в соответствии с тем принципом, посредством которого вы можете в то же время желать, чтобы он стал всеобщим законом», что означает что вы должны действовать определенным образом, только если вы хотите, чтобы все остальные поступали так же.
  • Примером этого является то, что вы не должны давать обещание, которое вы собираетесь нарушить позже, если вы не хотите, чтобы все остальные сделали то же самое.
  • Чтобы реализовать категорический императив, спросите себя: «Хотел бы я, чтобы все остальные поступали так же?» прежде чем действовать определенным образом, а затем основывайте свои действия на ответе на этот вопрос.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *