Определение чувства: ЧУВСТВА это

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧУВСТВ И ИХ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Психологическая библиотека


 

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
Под ред. проф. А. В. Петровского.

Учебник
М., 1996.

 



ЧАСТЬ II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И СОСТОЯНИЯ

Понятие о чувствах. Человек не только познает действительность в процессах восприятия, памяти, воображения и мышления, но вместе с тем и относится так или иначе к тем или иным фактам жизни, испытывает те или иные чувства по отношению к ним. Такое внутреннее личное отношение имеет своим источником деятельность и общение, в которых оно возникает, изменяется, укрепляется или угасает. Чувством называют и патриотизм, во многом определяющий позиции человека. Чувством называют и охватившее человека отвращение к лжецу, обманувшему кого-то из мелких побуждений. Тем же понятием обозначают и мимолетное удовольствие, возникшее из-за того, что после долгого дождя блеснуло солнце.

Чувстваэто переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает.

Переживание чувства выступает как особое испытываемое субъектом психическое состояние, где восприятие и понимание чего-либо, знание о чем-либо выступает в единстве с личным отношением к воспринимаемому, понимаемому, известному или неизвестному. Во всех этих случаях говорят о переживании чувства как особом эмоциональном состоянии человека. Вместе с тем переживание чувства является психическим процессом, имеющим свою динамику, текущим и изменчивым. В частности, например, переживать тяжесть утраты близкого человека означает осуществлять активное переосмысление своего места в жизни, которое изменилось после невосполнимой потери, переоценивать жизненные ценности, находить в себе силы для преодоления критической ситуации и т.д. Бурно протекающий таким образом эмоциональный процесс своим итогом имеет некоторую сбалансированность положительных и негативных оценок самой ситуации» потери и себя в этой ситуации. Итак, переживание связано объективной необходимостью перенести ситуацию, ставшую критической, выдержать ее, вытерпеть, справиться с ней.

Это и значит эмоционально пережить что-то. Переживание, таким образом, выступает как особая эмоциональная деятельность большой напряженности и нередко большой продуктивности, способствующая перестройке внутреннего мира личности и обретению необходимого равновесия.

Чувства и потребности человека. Чувства способствуют выделению предметов, отвечающих потребностям личности, и стимулируют деятельность, направленную на их удовлетворение. Переживание радости при научном открытии активизирует поисковую деятельность ученого, поддерживает интенсивность процесса удовлетворения познавательной потребности. Интерес как форма проявления потребности всегда имеет яркую эмоциональную окраску.

Чувства субъективно (для человека) выступают показателем того, как происходит процесс удовлетворения его потребностей. Возникшие в процессе общения и деятельности положительные эмоциональные состояния (восторга, удовольствия и т.п.) свидетельствуют о благоприятном протекании процесса удовлетворения потребностей. Неудовлетворенные потребности сопровождаются отрицательными эмоциями (стыда, раскаяния, тоски и т.п.).

В психологии сложилось представление, согласно которому эмоциональные состояния определяются качеством и интенсивностью актуальной потребности индивида и оценкой, которую он дает вероятности ее удовлетворения. Этот взгляд на природу и происхождение эмоций получил название информационной концепции эмоций (П. В. Симонов). Сознавая или не осознавая, человек сопоставляет информацию о том, что требуется для удовлетворения потребности, с тем, чем он располагает в момент ее возникновения. Если субъективная вероятность удовлетворения потребности велика, появляются положительные чувства. Отрицательные эмоции порождаются более или менее осознаваемой субъектом реальной или воображаемой невозможностью удовлетворения потребности или же падением ее вероятности по сравнению с прогнозом, который субъект давал ранее. Информационная концепция эмоции обладает несомненной доказательностью, хотя, скорее всего, не объясняет всю многообразную и богатую эмоциональную сферу личности.

Далеко не все эмоции по своему происхождению укладываются в эту схему. Так, например, эмоция удивления явно не может быть отнесена ни к позитивным, ни к негативным эмоциональным состояниям.

Важнейшей характеристикой эмоциональных состояний является их регулятивная функция.

Возникающие у человека переживания выступают в роли сигналов, информирующих человека о том, как идет у него процесс удовлетворения потребностей, с какого рода препятствиями он сталкивается, на что надо обратить внимание, над чем необходимо задуматься, что изменить. Учитель, непозволительно грубо накричавший на ученика, действительно провинившегося, но, вероятно, не вызвавшего бы этим такой бурной реакции педагога, если бы не усталость и раздражение последнего после неприятного разговора с директором школы, может, успокоившись, переживать эмоцию огорчения, досады на свою несдержанность, стыда. Все эти эмоциональные состояния побуждают учителя каким-то образом исправить ошибку, найти способ показать мальчику, что он сожалеет о своей резкости, вообще построить свое поведение и свои взаимоотношения с ним на основе объективной оценки ситуации, приведшей к конфликту.

Эмоция сигнализирует о благополучном или неблагополучном развитии событий, о большей или меньшей определенности положения субъекта в системе его предметных и межличностных отношений и обеспечивает тем самым регулирование, отладку его поведения в условиях общения и деятельности.

Чувства — одна из специфических форм отражения действительности. Если в познавательных процессах отражаются предметы и явления действительности, то в чувствах отражается отношение субъекта с присущими ему потребностями к познаваемым и изменяемым им предметам и явлениям действительности.

Приведем простой пример. Если учителю истории сообщить, что в одной из зарубежных стран на преподавание его предмета резко уменьшено учебное время, то это вызовет некоторую эмоциональную заинтересованность фактом и попытку его осмыслить, понять, но не больше. Вместе с тем, если тому же учителю сообщат, что на прохождение одной из конкретных тем по истории ему даже незначительно урезано учебное время, это вызовет у него сильную эмоциональную реакцию.

Соотношение между его потребностями (желанием наиболее полно и доступно изложить исторические факты) и их предметом (программным материалом) изменилось и породило эмоциональную реакцию.

Физиологические и поведенческие компоненты эмоций. Как и все психические процессы, эмоциональные состояния, переживания чувств являются результатом деятельности мозга. Возникновение эмоций имеет своим началом изменения, которые совершаются во внешнем мире. Эти изменения ведут к повышению или понижению жизнедеятельности, пробуждению одних потребностей и угасанию других, к переменам в процессах, происходящих внутри человеческого организма. Физиологические процессы, характерные для переживания чувств, связаны как со сложным безусловным, так и с условным рефлексами. Как известно, системы условных рефлексов замыкаются и закрепляются в коре больших полушарий, а сложные безусловные рефлексы осуществляются через подкорковые узлы полушарий, зрительные бугры, относящиеся к мозговому стволу, и другие центры, передающие нервное возбуждение из высших отделов мозга на вегетативную нервную систему.

Переживания чувств являются результатом совместной деятельности коры и подкорковых центров.

Чем большее значение имеют для человека изменения, происходящие вокруг него и с ним, тем более глубокими являются переживания чувств. Возникающие вследствие этого процессы возбуждения, распространяясь по коре больших полушарий, захватывают подкорковые центры. В отделах мозга, лежащих ниже коры больших полушарий, находятся различные центры физиологической деятельности организма: дыхательной, сердечнососудистой, пищеварительной, секреторной и др. Поэтому возбуждение подкорковых центров вызывает усиленную деятельность ряда внутренних органов. В связи с этим переживание чувств сопровождается изменением ритма дыхания (человек задыхается от волнения, тяжело и прерывисто дышит) и сердечной деятельности (сердце замирает или усиленно бьется), изменяется кровоснабжение отдельных частей организма (от стыда краснеют, от ужаса бледнеют), нарушается функционирование секреторных желез (слезы от горя, пересыхание во рту при волнении, «холодный» пот от страха) и т.

д. Эти процессы, протекающие во внутренних органах тела, сравнительно легко поддаются регистрации и самонаблюдению и в силу этого с давних времен зачастую принимались за причину чувств. В нашем словоупотреблении и до сих пор сохранились выражения: «сердце не прощает», «тоска в сердце», «покорить сердце» и др. В свете современной физиологии и психологии очевидна наивность этих воззрений. То, что принималось за причину, является лишь следствием других процессов, происходящих в мозгу человека.

Кора больших полушарий в нормальных условиях оказывает тормозящее влияние на подкорковые центры, и таким образом сдерживаются внешние выражения чувств. Если кора мозга приходит в состояние чрезмерного возбуждения при воздействии раздражителей большой силы, при переутомлении, при опьянении, то в результате иррадиации перевозбуждаются и центры, лежащие ниже коры, вследствие чего исчезает обычная сдержанность. А если в подкорковых узлах полушарий и промежуточном мозге в случае отрицательной индукции распространяется процесс широкого торможения, наблюдается угнетение, ослабление или скованность мускульных движений, упадок сердечно-сосудистой деятельности и дыхания и т. д. Таким образом, при переживании чувств, при эмоциональных состояниях наблюдается и повышение, и понижение интенсивности разных сторон жизнедеятельности человека.

В последнее время физиологические исследования выявили значение некоторых узкоспециализированных мозговых структур для возникновения эмоциональных состояний. Опыты проводились на животных, которым вживляли электроды в определенные участки гипоталамуса (эксперименты Д. Олдса).

При раздражении одних участков у подопытных возникали явно приятные, эмоционально положительные ощущения, к возобновлению которых они активно стремились. Эти участки получили название «центров удовольствия». Когда же электротоком раздражались другие мозговые структуры, было замечено, что животное испытывало отрицательные эмоции и всячески стремилось избежать ситуации воздействия на эти участки, которые были названы поэтому «центрами страдания» Установлено, что существует связь между разными участками, отвечающими за возникновение отрицательных эмоций, — «центры страдания», расположенные в разных отделах мозга, образуют единую систему. В связи с этим отрицательные эмоции переживаются довольно единообразно, сигнализируя об общем неблагополучии организма. В то же время центры, специализировавшиеся на продуцировании положительных эмоций, менее связаны друг с другом, в результате чего положительные эмоции более разнообразны в своем выражении.

Разумеется, в особенностях функционирования мозга человека не следует усматривать прямую аналогию с физиологией эмоциональных состояний у животных, однако существует, очевидно, возможность выдвинуть базирующиеся на приведенных фактах обоснованные гипотезы о физиологических предпосылках возникновения человеческих эмоций.

Существенно важные данные для понимания природы эмоций были также получены при изучении функциональной асимметрии мозга. В частности, выяснилось, что левое полушарие в большей степени связано с возникновением и поддержанием положительных эмоций, аправое -с отрицательными эмоциями.

Все исследования физиологических основ эмоций отчетливо показывают их полярный характер: удовольствие — неудовольствие, наслаждение — страдание, приятное — неприятное и т. д. Эта полярность эмоциональных состояний находит основание в специализации мозговых структур и закономерностях протекания физиологических процессов.





НАВЕРХ

Валидация в психологии — определение термина, уровни валидности

Валидация это способ принимать свои чувства или чувства окружающих. Валидация – не значит согласие или одобрение. Валидация – это признание и принятие мыслей, эмоций, чувств и поступков как понятных. Марша Лайнехан описывает 6 уровней валидации.

1 уровень: Быть в настоящем. Есть столько способов находиться «здесь и сейчас»: держать вашего близкого человека за руку, когда он проходит через болезненную медицинскую процедуру, слушать вашего ребенка со всем вашим вниманием и не отвлекаясь ни на что, когда он рассказывает он своем первом дне в школе, приехать домой к подруге в полночь, когда она плачет из-за того, что ее друг солгал о ней кому-то.

Быть в настоящем значит давать все свое внимание человеку, которого вы слушаете.

2 уровень: Стремиться точно понять и сформулировать происходящее. На этом уровне вы пробуете обобщенно назвать чувства, которые испытывает ваш собеседник или вы. Важно постараться избежать критикующих интонаций и показать, что ваша настоящая цель – правильно понять опыт другого человека. Иногда этот тип валидации помогает разобраться в своих мыслях и отделить эмоции от суждений. «По сути, я чувствую себя разозленным и мне больно» — пример валидации своих собственных чувств.  «Похоже, что ты разочарован в себе из-за того, что не перезвонил ему» — пример аккуратной рефлексии в ответ на чей-то рассказ.

3 уровень: Чтение мыслей! Это умение строить предположения о чувствах и мыслях других людей. У всех людей разный уровень способности различать свои чувства. Иногда не получается понять, что именно человек чувствует, потому что в детстве ему не разрешали испытывать те эмоции, которые у него возникали или же его воспитали с чувством страха перед своими эмоциями.

Люди могут скрывать свои чувства, потому что они запомнили, что окружающие негативно реагируют на такие проявления. Это подавление чувств может привести к тому, что даже сам человек не будет понимать, что именно он чувствует, что в свою очередь плохо влияет на способность управлять своими эмоциями.

Помните, что вы можете ошибочно распознать переживания своего собеседника, умение принимать поправки к вашим репликам – часть навыка валидации.

4 уровень: Понимание поведения человека в контексте его личной истории и физического состояния. Ваш опыт и биология вашего тела влияют на ваши эмоциональные реакции. Если ваш лучшая подруга была покусана собакой пару месяцев назад, она маловероятно получит удовольствие, играя с вашей немецкой овчаркой. Валидация на этом уровне будет звучать так: «Учитывая то, что случилось с тобой недавно, я полностью понимаю, что тебе не хочется находится рядом с моей собакой.»

Самовалидация – понимание ваших собственных реакций в контексте вашего прошлого опыта.

5 уровень: Признание эмоций нормальными в данной ситуации и слова о том, что такие чувства испытал бы и другой человек, попади он в такую ситуацию. «Конечно ты нервничаешь. Первое публичное выступление страшно для любого человека, это нормально.»

6 уровень: Полная искренность. На этом уровне вы проявляете понимание к собеседнику на очень глубоком уровне, например, если у вас был похожий опыт. Чувство общности переживаний приносит большое облегчение в сложных ситуациях. Нередко такой опыт возникает в результате встречи терапевтической группы (групповая терапия).

Переведено с английского, с сокращениями, специально для ЦИРПП, источник:

https://www.psychologytoday.com/blog/pieces-mind/201204/understanding-validation-way-communicate-acceptance

* — обязательные поля
Отправляя заявку, Вы соглашаетесь с условиями
политики конфиденциальности



Читайте также

Анорексия. Сюжет программы «Жить здорово» на Первом канале

Мы на Первом!

Читать далее »

Выпуск программы «Доброе утро» на Первом канале

Смотрите выпуск программы «Доброе утро» на Первом канале, посвященный Дню борьбы с …

Читать далее »

Программа «Жить здорово» на Первом канале

13 октября вышла программа «Жить здорово», где приняли участие врач-психиатр Центра …

Читать далее »

Программа «За гранью» на телеканале НТВ

В октябре врач-психиатр Марина Евгеньевна Котик приняла участие в съемках программы «За …

Читать далее »

Убить Дракона: опыт родителей, борющихся с расстройством пищевого поведения своего ребенка

Нашей дочери было 12 лет, когда ей поставили диагноз анорексия, и это перевернуло наш мир …

Читать далее »

Специализированный лечебный массаж для пациентов с расстройствами пищевого поведения

Читать далее »

Dictionary of Obscure Sorrows описывает эмоции, которые не поддаются официальному определению

YouTube

Лучшие слова из «Словаря неясных печалей»

Чувства, не более чем чувства — эй, эй, эй. Как показывает нам классическая песня, чувства бывает трудно выразить. Настолько сложно, что у нас нет слов для многих эмоций, которые мы испытываем каждый день. Это подводит нас к Джону Кенигу, создателю «Словаря неясных печалей». The Independent выбрала 10 любимых новых слов Кенига, но пропустила немало действительно хороших слов. Вот они: приготовьтесь что-то почувствовать…

Не редактировать

YouTube

Адронит

Разочарование тем, сколько времени требуется, чтобы узнать кого-то.

Не редактировать

Авенуар

Желание, чтобы память текла вспять. «Вы создаете воспоминания, вы создаете импульс. Вы двигаетесь, как гребец, лицом назад. Трудно не задаться вопросом, на что была бы похожа жизнь, глядя в другую сторону… Вы увидите, как приближаются годы ваших воспоминаний, и увидите, как они медленно становятся реальными, вы узнаете, какая дружба будет длиться… и подготовитесь к грядущим ошибкам».

Не редактировать

YouTube

Gnossienne

Момент осознания того, что у кого-то, кого вы знали много лет, все еще есть личная и таинственная внутренняя жизнь… дверь, запертая изнутри.

Не редактировать

)Z

Образ, который необъяснимым образом возвращается в ваше сознание из далекого прошлого.

Не редактировать

Не редактировать

Ассошиэйтед Пресс

Лахезизм

Желание быть пораженным бедствием.

Не редактировать

YouTube

Nighthawk

Повторяющаяся мысль, которая приходит в голову только поздно ночью.

Не редактировать

YouTube

Nodus tollens

Осознание того, что сюжет вашей жизни больше не имеет для вас смысла.

Не редактировать

Онизм

Осознание того, как мало мира вы познаете: «Все направления, куда вы не купили билет… все фантазии, которые дремали в вашей голове… все ты сдаешься, чтобы быть там, где ты сейчас».

Не редактировать

:

Неоднозначная интенсивность взгляда кому-то в глаза, который может казаться одновременно агрессивным и уязвимым. «Зрительный контакт — это вообще не контакт. Это всего лишь взгляд, почти промах, который вы можете почувствовать только тогда, когда он проскользнет мимо вас».

Не редактировать

Не редактировать

TNS-WR

Ruckkehrunruhe

Ощущение возвращения домой после захватывающего путешествия быстро исчезает из вашего сознания.

Не редактировать

Орегонец

Велликор

Странная задумчивость магазинов подержанных книг.

Не редактировать

Вемодален

Страх, что все уже сделано. «Вы уникальны, и есть семь миллиардов других, таких же уникальных, как и вы. … Но что это значит, если жизни, которые мы формируем вручную, в конечном итоге выглядят одинаково, и их легко заменить тысячей идентичных других?»

Не редактировать

— Дуглас Перри

Определите свои собственные печали

Ознакомьтесь со Словарем неясных печалей Кенига. Тогда скажите нам, есть ли у вас собственные эмоции, которым нужно слово, чтобы описать их. Как насчет «asysfo», меланхолии, которая накрывает вас, когда что-то, чем вы наслаждаетесь, внезапно и необъяснимо заканчивается, как это слайд-шоу?

Не редактировать

чувствуя себя прекрасно определение | Словарь определений английского языка


N

1 Ощущение прикосновения

A Способность испытывать физические ощущения, такие как тепло, боль и т. Д.

B Сенсация так испытывала

3 Современное состояние
.

4   физическое или психическое впечатление  
чувство тепла     

5   нежность; сочувствие  
испытывать сильное чувство к кому-либо     

6    способность глубоко чувствовать  
человек с чувством     

7    чувство  
ощущение того, что проект осуществим     

8    впечатление или настроение; атмосфера  
ощущение чужого города     

9    эмоциональное расстройство, особ. гнев или неприязнь 
много недовольства по поводу повышения налогов     

10    интуитивная оценка и понимание  
чувство слов     

11    чувствительность в исполнении чего-либо  

12    pl   эмоциональная или моральная чувствительность, как по отношению к принципам или личному достоинству (особенно во фразе ранить или ранить чувства)  
      прил  

13    чувствующий; чувствительный

14   выражающий или содержащий эмоции  

15   сердечный; сочувствующий  
  с чувством      adv  

сочувствие  
      n   9взаимная симпатия или дружба часто используется с отрицательным негодованием; плохо будет
никаких обид?

плохое чувство  
      n   враждебное чувство; враждебность  

Английский словарь Коллинза — определение английского языка и тезаурус &nbsp

Смотрите также:

товарищеское чувство, тяжелое чувство, плохое чувство, с чувством

Collaborative Dictionary     Определение английского языка

н.

чувство счастья, удовлетворения, благополучия

Например: Ничто не сравнится с теплым пушистиком, который вы получаете, когда снова видите своих старых друзей.

прил.

Чувствую себя супергероем в спандексе. Почувствовать себя Адамом Уэстом

н.

чувство пустоты, которое испытывают родители после того, как дети уходят из дома

[Псих.]

эксп.

быть поглощен эмоцией; испытать сильное чувство

быть вне себя от радости/горя/гнева и т.д.

эксп.

избавиться от сильного чувства к чему-либо или кому-либо

[Неофициальный] Если вы сделали что-то не так, скажите ему и выкиньте это из своей системы. После разрыва ему потребовалось некоторое время, чтобы вытащить ее из своей системы.

н.

1: произносить язвительные слова 2: высмеивать или дразнить язвительными словами «Группа Gridiron Show шутила и насмехалась над теми, кто находится во власти Мемфиса, в основном над политиками. Редко кто-нибудь задевал свои чувства пародиями в шоу…» — Тоби Селлс, Memphis Magazine, декабрь 2014 г.

н.

представление выражения лица, состоящего из различных комбинаций клавишных символов, используемых для передачи чувств автора или предполагаемого тона в электронном общении. Например, 🙂 означает улыбку.

[Интернет] Пример: при отправке электронной почты люди все чаще используют смайлики как забавный способ передать тон своих сообщений.

эксп.

Когда вы чувствуете волнение, вы испытываете сильное чувство грусти или сочувствия из-за какой-то трогательной ситуации, чего-то трогательного, пронзительного, душераздирающего, душераздирающего, побуждающего, мотивирующего, переполняющего сердце, ситуации, которая явно что-то будоражит внутри, пробуждает эмоции.

н.

потеря чувств к тому, кого раньше любили; разлюбить

От греческого: an = без; агапе = любовь

Вы хотите отклонить эту запись: дайте нам свои комментарии (неправильный перевод/определение, повторяющиеся записи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *