Эстетическое воспитание детей: Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

Дети в самом раннем возрасте замечают красоту, окружающую их. Они слышат музыку и получают от неё наслаждение, им нравятся стихи и песенки, красивые картинки, явления природы. Сталкиваясь с красотой, ребятишки сами стремятся создать что-то своё — вылепить фигурку из пластилина, придумать песенку, станцевать танец. Встреча с прекрасным всегда побуждает к творчеству и развитию, настраивает на позитивное восприятие мира. Вот поэтому так важно эстетическое воспитание — систематическое воздействие на малыша с целью воспитания способности видеть прекрасное и самому создавать его. В статье мы раскроем секреты, как приучить дошкольника любить прекрасное.

  • 1 Общие принципы эстетического воспитания

  • 2 Методологическая база

  • 3 Воспитываем искусством

  • 4 Как приобщить детей к искусству?

    • 4.1 Смотрите видео о том, как дошкольники приобщаются к искусству, посещая художественную студию при Московском музее современного искусства

  • 5 Эстетическое воспитание в семье

Общие принципы эстетического воспитания

«А знаете ли вы, что подразумевается под эстетическим воспитанием детей? Не только умение видеть красивое и приобретать духовные ценности, но и осваивать правила хорошего поведения, учиться доброжелательно относиться к людям».

Эстетически воспитывать кроху нужно начинать с рождения: это простимулирует развитие творческих способностей, привьёт хороший эстетический вкус, выработает потребность в общении с искусством.

В основе эстетического воспитания лежат такие принципы:

  1. Принцип взаимодействия. Художественно-эстетическое воспитание ежедневно присутствует в жизни ребёнка (в общении с людьми и природой, знакомстве с образцами искусства, самостоятельном творчестве, быту и труде). Важно учить ребёнка стремиться в любом действии до эстетического совершенства.
  2. Комплексный подход. Хороших результатов в воспитании можно добиться, соединяя разные виды искусства и предлагая ребёнку виды творческой деятельности, основанные на межпредметных связях.
  3. Связь эстетическо-художественной деятельности с жизнью. Такое подход формирует адекватное отношение дошкольника к действительности и учит видеть красоту во всех проявлениях.
  4. Единство эстетического и общего развития детей. Правильно организовывая эстетическое воспитание, у ребёнка гармонично будут развиваться все познавательные процессы, речь, эмоциональная сфера.
  5. Самостоятельная творческая деятельность ребёнка. Эстетическое воспитание будет осуществляться самым эффективным способом, если ребёнок начнёт делать что-то творческое сам: танцевать, петь в хоре, рисовать, лепить, сочинять и т. д.
  6. Эстетика всей жизни ребёнка. Дошкольник должен жить в красоте. Вся деятельность его и ближайшего окружения должна быть наполнена эстетикой и красотой. Это имеет особый воспитательный смысл. Малыш должен осознать, как важна аккуратность, воспитанность, вежливость, красота помещений, одежды и т. д. Всё это формирует правильное эстетическое развитие ребёнка.
  7. Учёт возраста детей. Средства эстетического воспитания должны быть подобраны в соответствии с возрастом дошкольника. От того, насколько успешно сформируется правильное эстетическое восприятие действительности в самом раннем возрасте, зависит его становление как личности в более старшем возрасте.

Строя эстетическое воспитание на этих принципах, вы обеспечите правильный подход к воспитанию в целом.

Методологическая база

Существует множество методов и способов эстетического воспитания дошкольников. Отметим, что все методы взаимосвязаны между собой, а с целью достижения наилучшего результата их можно сочетать и варьировать.

Методы различаются:

  • по способу передачи информации
  • по форме организации деятельности.

По способу передачи информации:

  • наглядные методы (непосредственное знакомство с образцами искусства)
  • словесные (рассказ и объяснение).

«Совет. Организовывая эстетическое воспитание дошкольника с помощью наглядных методов (прослушивание музыки, рассматривание картин и т. д.), нужно постараться, чтобы знакомство с произведениями искусства было эмоционально выразительным, иначе первые встречи с искусством могут не произвести никакого впечатления на малыша».

Формы организации деятельности бывают такими:

  • когда воспитатель (или родитель) показывает способ действия и предлагает ребёнку повторить (выучить стихотворение, исполнить песенку).
  • когда ребёнку предлагают самому найти способ исполнения поставленной задачи (самому вылепить что-то, нарисовать, наклеить).

Отметим, что эстетическое воспитание дошкольников имеет отличие от эстетического воспитания школьников. Маленькие дети приобщаются к красоте и искусству с помощью зрительного восприятия, осознания важности порядка и чистоты. А школьники уже умеют выражать свои творческие способности (под руководством взрослых). Малыши учатся оценивать, а более старшие ребята могут уже создать продукт творческой деятельности, творчески подойти к оформлению пространства и т. д. Чем старше становится ребёнок — тем усложняются методы. А чередуя их и используя в комплексе, можно добиться того, что ребёнок научится видеть красоту, начнёт творчески относится к жизни и понимать прекрасное.

Воспитываем искусством

Чтобы успешно организовать эстетическое воспитание дошкольника, нужно обеспечить необходимые условия:

  • создать развивающую среду
  • организовать взаимодействие с природой и искусством
  • организовать творческую деятельность.

Основное отличие эстетического воспитания малышей — то, что они воспринимают действительность чувствами. Дошкольники обращают внимание на форму, цвет, звук, а красота воспринимается в единстве формы и содержания. Когда малышу что-то нравится — он переживает светлые чувства, волнение, восторг, бескорыстную радость. При этом воспитателю или родителю нужно уметь направить душевный отклик ребёнка от обычного восприятия к пониманию прекрасного, формированию своего мнения. Так можно начать формировать хороший эстетический вкус. При грамотном воспитании, дошкольник научится не только понимать прекрасное, но и видеть красоту в повседневном — в природе, быту, труде, одежде.

Важно знакомить малышей с лучшими образцами детской литературы, музыки, народного творчества и живописи. Так дети будут учиться узнавать и любить понятные им произведения искусства.

Детям дошкольного возраста по силу почти все виды творчества: они могут рисовать, вырезать, лепить, клеить, танцевать и петь, составлять рассказы и даже рифмовать. Если ребёнок проявляет интерес к музыке, движениям, изображениям, речи и ему хочется сделать что-нибудь подобное самому, — он готов к самостоятельно творческой деятельности. Поддерживая малыша, помогая ему творить, можно сформировать у ребёнка способность рождать идеи воплощать их.

В детском саду есть все возможности для того, чтобы прививать детям любовь к искусству:

  • занятия по развитию навыков изобразительной деятельности и речи
  • музыкальные занятия
  • театрализованные игры
  • тематические занятия
  • приглашение артистов театра, цирка и филармонии
  • праздники.

 

Как приобщить детей к искусству?

Уметь понимать искусство – вовсе не врождённое качество, а воспитанное.

«Совет. Учить малыша пониманию классической музыки, танца, театра нужно постепенно, осторожно. Иначе можно вызвать отвращение к непонятным действиям артистов».

Чтобы дошкольник легко воспринимал классику — нужно, чтобы он слышал её с раннего детства. Подбирать нужно классику для малышей и включать её нечасто. Когда малышу исполнится 3-4 года, уже можно пытаться обсуждать услышанное, рассказывать о музыке, музыкальных инструментах.

Знакомство с живописью лучше начать с просмотра репродукций в художественных альбомах. Картины должны быть подобраны с учётом возраста малыша: изображения понятных ему сюжетов сказок, животных, сказочных персонажей.

В театр можно повести даже 1,5-годовалого малыша. В кукольных театрах всегда есть представления для самых маленьких. Спектакли идут не больше 30 минут, и ребёнок не успевает устать.

Музеи лучше посещать с 4-5 лет. Лучше, если это будут детские тематические музеи или выставки. В детскую филармонию и на балет лучше начать ходить с 5 лет, выбирая детские представления и концерты.

Перед посещением театра или музея объясните ребёнку, что вы идёте в важное место, и как следует себя там вести. Покормите ребёнка перед походом в музей или театр, чтобы чувство голода не отвлекало малыша от интересного. Позаботьтесь о том, чтобы дорога к «обители муз» не была долгой и утомительной, оденьте малыша красиво – пусть он почувствует важность события. Обязательно расспросите кроху о его впечатлениях от увиденного и услышанного. Спросите, хотел бы он ещё раз увидеть нечто интересное. Если малыш не восторге – сделайте паузу и попробуйте снова организовать культурный досуг через какое-то время.

Смотрите видео о том, как дошкольники приобщаются к искусству, посещая художественную студию при Московском музее современного искусства

Эстетическое воспитание в семье

Эстетическое воспитание в семье происходит с помощью включения в систему воспитания средств искусства.

Советы родителям по эстетическому воспитанию:

  1. Знакомьте кроху с музыкой и поэзией как можно раньше.
  2. Упражняйтесь с ребёнком в лепке, рисовании, пении.
  3. Ограничьте бессистемное прослушивание ребёнком радио и просмотр телевизора.
  4. Выбирайте для просмотра лучшие образцы детских сказок и мультфильмов, а для прослушивания – хорошую детскую или классическую музыку. Помогайте осмысливать увиденное и услышанное.
  5. Читайте ребёнку лучшее из детской литературы, учите его самого читать выразительно.

Осуществляя эстетическое воспитание дошкольника, формируя его хороший эстетический вкус, вы закладываете основы будущего духовного богатства человека.

Эстетическое воспитание детей | PSYCHOLOGIES

Когда начинать эстетическое воспитание? Самое подходящее время – младший дошкольный возраст, 2,5-4 года. Многие родители обращают внимание только на интеллект ребенка, но до школы важно развивать способности и вкус ребенка, а не снабжать его знаниями. А развитие способностей достигается благодаря лепке, пению, играм, обсуждению картин, книг и спектаклей – в общем, тем занятиям, которые являются элементами эстетического воспитания. Они пробуждают воображение ребенка, учат разбираться в своих чувствах, выражать их красиво и нестандартно. О чем стоит помнить перед тем, как знакомить ребенка с искусством? И что делает эстетическое воспитание детей эффективным?

Удовольствие. Если вы, глядя на картину, чувствуете скуку, она передастся и ребенку. Делитесь с ребенком тем, что волнует и радует лично вас. Неважно, что это будет – музыкальный концерт или прогулка по улице с красивыми зданиями – опишите свои впечатления, поинтересуйтесь мнением ребенка. Не бойтесь того, что чего-то не знаете, – минуты вашего искреннего общения важнее сухой информации. А серьезные занятия доверьте опытным педагогам, для которых эстетическое воспитание дошкольников является профессией и призванием.

Свобода выбора. Не навязывайте ребенку какого-либо определенного, «правильного» способа изображения или видения. Его выбор может вас удивить, огорчить, однако доверьтесь ему. Ваша задача – подтолкнуть ребенка к первой встрече с прекрасным, и не вам решать, где и когда она произойдет.

А вот советы искусствоведа Франсуазы Барб-Галль1 о том, как сделать первый поход в музей приятным и полезным:

1.Не ходите в музей в дождливые дни.

Пусть ребенок не думает, что вы пошли туда оттого, что больше нечем заняться. Поход в музей – сознательный выбор, праздник, а не способ убить время.

2.Выберите музей, до которого удобно добраться.

Долгая дорога утомит любого, что уж говорить о ребенке. Его усталость выльется в капризы и испортит праздник. Запланируйте для начала поход в ближайший музей и проверьте, не длинная ли очередь в кассу?

3.Не бойтесь возвращаться к знакомым картинам.

Все дети обожают по сто раз слушать любимые сказки и смотреть мультфильмы. Так же и с картинами. Наберитесь терпения: полюбившаяся картина подогреет интерес к другим, а ребенок поймет, что каждый раз, глядя на картину, можно открывать в ней что-то новое. Это и называется эстетическим воспитанием.

1. Франсуаза Барб-Галль (Franсoise Barbe-Gall), французский искусствовед, автор книги «Как говорить с детьми об искусстве» (Арка, 2012).

Текст:Мария ФедотоваИсточник фотографий:Getty Images

Новое на сайте

«Муж бьет, а у любовника судимость: как определиться, с кем остаться?»

Самообесценивание: что это и как от него избавиться

Чек-лист токсичного врача: 5 тревожных звоночков

«Кто я на самом деле?»: как познать себя и обрести целостность — советы психологов

«До меня домогается брат — с моих 7 лет и до сих пор. А мне уже 14. Помогите!»

«Пишу вам ночью — не могу спать из-за тревоги. Как вернуть нормальный сон?»

Секс без обязательств: вред или польза — узнайте правду

«Если друг оказался вдруг»: 10 типов токсичных знакомых — проверьте ваше окружение

School of Education – Lehman College

Что такое эстетическое образование?

Эстетическое образование — это подход к преподаванию и обучению, при котором учащиеся знакомятся с произведениями искусства посредством практических исследований, вопросов, письма и художественного творчества. По словам философа Максин Грин (Maxine Greene, 2001), это «требует, чтобы учащиеся порвали с само собой разумеющимся, что некоторые называют «естественным отношением», и посмотрели сквозь призму различных способов познания, видения и ощущения. в сознательном стремлении наложить различные порядки на опыт». (стр. 5)

Почему это важно?

Когда мы говорим об эстетическом воспитании в школах, мы видим потенциал развития способов видения и познания, которые влияют на способы преподавания всех дисциплин. Эта техника учит нас быть внимательными наблюдателями окружающего мира. Начиная с изучения произведений искусства, мы развиваем привычки ума, которые влияют на то, как мы подходим ко всему обучению.

Как мы можем глубоко и вдумчиво познакомить детей с различными формами искусства?

В эти трудные экономические времена программы по искусству часто становятся первыми жертвами сокращения школьного бюджета. Когда учащиеся погружаются в длительные встречи с произведениями искусства и имеют возможность создавать и изучать искусство, они развивают глубокое понимание человеческой культуры, а также уравновешенность, мастерство, уверенность и способность выражать себя, которые сослужат им хорошую службу в будущем. всю оставшуюся жизнь. Когда школы не включают искусство в свою учебную программу или когда есть только отдельные опыты без какого-либо значимого обучения, молодые люди упускают существенную часть всестороннего образования. Учителя могут попытаться компенсировать эти пробелы в учебной программе, но они могут сделать это эффективно только в том случае, если они сами имеют богатый опыт изучения хотя бы одного, а лучше нескольких видов искусства. Вот почему так важно, чтобы учителя всех дисциплин имели собственный опыт погружения в изучение искусства в рамках своего педагогического образования. Сеть художественного образования Бронкса оказывает постоянную поддержку учителям, которые стремятся развивать свои методы включения значимых исследований в искусство в рамках учебной программы.

Подготовка учащихся к знакомству с искусством

Дети городской школы растут, учатся проницательно читать городскую среду, но иногда они испытывают чувство неуверенности и дезориентации, когда их просят выйти за пределы привычных районов и опыта. Этот дисбаланс может привести к отчуждению, поэтому так много благонамеренных экскурсий и культурного опыта не оказывают того влияния на обучение студентов, на которое мы могли бы надеяться.

Студенты программы подготовки учителей Lehman College планируют и посещают музеи и участвуют в живых выступлениях. Эта подготовка включает в себя практические семинары, справочную контекстуальную информацию, изучение ведущих дискуссий на основе открытых вопросов, включая методы опроса, а также исследования, которые изучают соответствие учебной программы эстетического образования общим базовым стандартам штата Нью-Йорк.

Влияние эстетического воспитания на грамотность учащихся

Когда мы применяем эстетический образовательный подход к обучению, чтение становится не просто навыком, позволяющим нам понимать написанный текст, но способом действия, формирующим наше отношение к миру. Увидеть закономерности и обдумать выбор, сделанный художником, скульптором или танцором, глубже разобраться в математической задаче, сопереживать человеку, чья точка зрения отличается от вашей, проделать тяжелую работу по осмыслению сложных идеи; все это становится естественным подходом для человека, который научился смотреть, слушать и глубоко задавать вопросы, как это делаем мы, когда практикуем эстетическое воспитание.

Lehman College 250 Bedford Park Boulevard West
— Bronx, NY 10468
— Телефон: (718) 960 — 8000
Правила | Справочник колледжей | Вакансии в Леман | Отдать Леману |

Значение и роль эстетического воспитания в школьном обучении

Творческое образование Vol.05 No.19(2014), ID статьи:51211,5 страниц
10.4236/ce.2014.519190

Значение и роль эстетического воспитания в школьном обучении

Ольга Денак

Педагогический факультет Университета Марибора, Марибор, Словения

Эл. Publishing Inc.

Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution International License (CC BY).

http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

Поступила в редакцию 26 августа 2014 г.; пересмотрено 20 сентября 2014 г.; принято 13 октября 2014 г.

АННОТАЦИЯ

Каждый ребенок нуждается в планомерном эстетическом воспитании, чтобы влиять на переживания, чувства и наслаждение прекрасными вещами в качестве противовеса нашему современному рационализированному миру. Поскольку современная школа стремится к развитию профессиональных знаний и умений на основе интеллектуальных действий, пренебрегая (в то же время) другими сторонами личности ребенка (эмоциями, чувствами и т. д.), она является одной из важнейших задачи воспитания детей и молодежи развивать умение наслаждаться искусством и красотой, а во внутренней и внешней жизни действовать в соответствии с чувством меры, гармонии и красоты. Цель статьи — осветить значение эстетического воспитания в развитии личности в целом, осветить цели эстетического воспитания, определить эстетическое измерение опыта и выяснить причины пренебрежения эстетическим обучение теории и практике.

Ключевые слова:

Эстетическое образование, эстетический опыт, планирование образовательного процесса

1. ВВЕДЕНИЕ

С Научности, идея эстетического образования присутствовала в педагогической теории в качестве существенного элемента дебата. о роли искусства и прекрасного в формировании личности: Платон рассматривал эстетическое воспитание как неотъемлемую составную часть воспитания или образования свободного человека; Шиллер говорит, что осуществить педагогические цели можно только посредством эстетического воспитания, и подчеркивает воспитательные функции эстетического в искусстве, те, которые обогащают человека, взращивают его и развивают в нем чувство подлинной человечности; Гербарт указывает на опасность рациональной односторонности в воспитании и считает, что гармония и равновесие в личностной целостности ребенка могут быть сохранены посредством эстетической культуры; Рид находит, что основная ошибка всех образовательных систем и их методов заключается в их ориентации на рациональное мышление, что может отрицательно сказаться на внутренней гармонии человека, поскольку его необходимо приучать к тому, чтобы он мог жить творчески и естественно. -а последнее может быть достигнуто только посредством эстетического воспитания (Гилберт и Кун, 19 лет)67) .

Парадигмы научной мысли и современные технологии стали доминировать в жизни людей. Педагогические классики уже предостерегали нас от слишком большого внимания к рационализму и к поощрению познавательного развития ребенка и юноши. Все критические периоды прошлого, а отчасти и настоящего видят выход из-под господства рационализма в подчеркивании значения эстетического и художественного воспитания; в тот момент, когда развитие целостности ребенка или подростка становится несбалансированным, это воспитание рассматривается как «последнее средство» в восстановлении гармонии между отдельными областями личности ребенка. Многочисленные авторы педагогических концепций эстетического воспитания. (Читать, 1945; Войнар, 1978; Отто, 1974 год; Молленхауэр, 1996 г.) подчеркнем также, что важность эстетического развития ребенка слишком долго игнорировалась при планировании, реализации и оценке образовательного процесса. В качестве средства предотвращения научности учебной программы Ленцен предлагает ориентацию на эстетику. Он утверждает, что только тогда можно считать воспитательный процесс художественным актом, а не производственным процессом и, соответственно, человека произведением искусства, а не продуктом. (Ленцен, 1992) .

Хотя эстетика включает в себя широкий спектр понятий и признаков из природы и социальной действительности, искусство остается важнейшим средством эстетического воспитания, выраженным в виде наглядных представлений, движений, звуков, словесного выражения и т. д. Искусство участвует не только в развитии детской чувствительности, но и в целостном развитии личности ребенка (познавательном, эмоциональном, социальном и психомоторном), которое должно быть отделено от образования в художественных областях, носящих узкопрофессиональный характер и направленных лишь на развитие художественных способностей. Концепция эстетического воспитания направлена ​​на приобщение детей к различным видам искусства, так как только в этом случае искусство может стать неотъемлемой частью культуры личности. Крофлич указывает, что «ценность искусства должна возрастать в духе постмодернистской эпистемологии и ценностных ориентаций, потому что это ключевой инструмент, позволяющий решительно признать различные ценностные точки зрения и поднять экзистенциальные вопросы». (Крофлич, 2007: стр. 14) . Спивак (2012) также утверждает, что люди могут найти выход из эмоциональной и физической изоляции с помощью гуманитарных наук и литературы. Художественный опыт может направить человека к гуманистическому идеалу личного совершенства. (Купман, 2005 г.) .

2. Задачи эстетического воспитания

Важнейшими целями и задачами эстетического воспитания можно назвать следующие: развитие эстетического чувства прекрасного и чувства меры; развитие эстетического восприятия; переживать, создавая, оценивая и выражая прекрасное; развитие отношения к природе и к прекрасному в межличностных отношениях. Современная педагогика учит, что каждый ребенок должен иметь возможность развивать свои способности наблюдать, переживать, оценивать и создавать прекрасное. Этого можно достичь только в том случае, если мы обеспечим детям здоровую среду обитания и активное художественное образование; другими словами, учебные программы, разработанные с учетом всего вышеперечисленного.

У детей и молодежи необходимо развивать:

1) Способность к восприятию эстетических качеств – чтобы ребенок мог оценить чудеса природы, формы, оттенки и картины, он должен сначала уметь замечать их. Вот почему развитие способности замечать прекрасное является первоочередной задачей эстетического воспитания. Красоту можно найти повсюду вокруг нас, хотя она и не навязывается нам, несмотря на то, что существует объективно. Каждое замечание требует определенного уровня развития этой способности. Ребенок не способен замечать отдельные формы, если его способность замечать предметы и формы не развита. Эстетические отношения начинаются с осознания эстетических качеств. Эта способность к распознаванию включает в себя не просто эмоциональное распознавание, но также и рациональные умственные способности и определенные типы знаний. Если наша способность распознавать эстетические качества не развита, мы также не можем их испытывать;

2) Способность испытывать эстетические качества—эстетические качества необходимо испытывать. Это означает, что они вызывают чувство волнения, радости и оптимизма. Такие эмоциональные состояния облагораживают человека и побуждают его к самостоятельному творчеству. Необходимо также развивать и взращивать способность к эстетическому переживанию. Когнитивные элементы процессов, которые мы переживаем во время наблюдения, должны также включать эмоциональные оттенки, с помощью которых мы формируем впечатления, и именно на них строится эстетический опыт. «Кто-то в состоянии эстетического чувства и переживания в известном смысле возвышает естественные формы над обычными биологическими потребностями и рассматривает их просто с точки зрения того, насколько, насколько и как они «эмоционально воздействуют» на них, следовательно, буквально эстетически. Это все о чистом переживании, ощущении, «эстетике» цвета, звука и художественного качества, которые наполняют нас чувством красоты, композиции и гармонии». (Трстеняк, 1981: с. 454, 455) . Цель этой задачи — с помощью эстетических качеств обогатить эмоциональную жизнь детей и молодежи, развить чувство эстетических ценностей;

3) Творческие способности – важно позволять детям участвовать в мероприятиях, которые будут развивать его/ее творческие способности. Речь идет не столько о создании эстетических способностей в смысле подготовки художников, сколько о творчестве, которое служит общей эстетической культуре, в создании эстетических ценностей в повседневной жизни, в окружающей среде, на рабочем месте. Мы не просто рождаемся с творческими способностями; их надо развивать. Как Валльбаум (1996) претензии, эстетическое восприятие зависит от отношения ребенка к искусству, в котором собственное производство гораздо важнее, чем знакомство с произведениями искусства и их интерпретациями, если это производство, конечно, осуществляется по эстетическим критериям;

4) Эстетическая оценка или оценка эстетических качеств – оценка или оценка эстетических качеств требует сформированных критериев оценки. Чтобы красота раскрыла свою истинную ценность, мы должны знать ее особенности и ее язык. Эта задача также служит общей культуре, а не профессиональной подготовке искусствоведов. На протяжении всего процесса эстетического воспитания педагог должен овладеть различными видами знаний, умений и критериев оценки, которые помогут ему отличать: красивое от некрасивого, эстетически ценное от неценного и художественно ценное произведение от неценного. -ценная работа. Таким образом, ребенок сможет развить основы суждения и оценки прекрасного. Шаблон используется для форматирования бумаги и оформления текста. Все поля, ширина столбцов, межстрочные интервалы и текстовые шрифты прописаны; пожалуйста, не изменяйте их. Вы можете отметить особенности. Например, верхнее поле в этом шаблоне пропорционально больше, чем обычно. Это измерение и другие являются преднамеренными, с использованием спецификаций, которые предполагают вашу статью как часть всего журнала, а не как независимый документ. Пожалуйста, не изменяйте текущие обозначения.

3. Эстетические аспекты опыта

Эстетический опыт определяется как понимание содержания и форм искусства и эмоций, что является наиболее важным аспектом эстетического опыта.

Реймер (1998) в своем анализе доводов в защиту искусства упоминает об эстетическом воспитании, в основе которого лежит гипотеза о том, что «…эстетическое измерение опыта есть особая область внутри познания; его следует понимать и ценить в соответствии с его внутренними характеристиками и преподавать соответствующим образом (то есть отдельно от науки)». (Реймер, 19 лет98: с. 150) . В силу своей специфической структуры как эстетического опыта и содержащихся в нем отдельных аспектов искусство можно рассматривать как деятельность, обеспечивающую развитие личности; это придает искусству особое качество, которое нельзя заменить научно-техническим подходом к признанию и обмену знаниями. (Крофлич, 2007 г.) .

В более широком смысле понятие эстетики не ограничивается только искусством, но также рассматривается как измерение опыта по любому предмету в учебной программе. Дьюи (1934) и Рид (1986) утверждают, что опыт в музыке, изобразительном искусстве и танцах, а также в математике, истории и других предметах включает в себя эстетическую составляющую. Действительно, в более узком смысле эстетическое обычно ассоциируется только с искусством. Феникс (1964) утверждает, что разные виды искусства вместе составляют самостоятельную область эстетического опыта, особую категорию постижения, имеющую большое значение в развитии человеческого сознания. Эббс (1994) Он также утверждает, что эстетическое измерение напрямую связано с опытом в искусстве и что оно уникальным образом сочетает в себе перцептивный, аффективный и когнитивный уровни. Искусство представляет собой поле динамической энергии, передаваемой через процессы переживания, восприятия и творчества. Однако многие авторы не согласны с этой теорией. Лучший (1992) считает, что нет логического объяснения таким видам деятельности, как рисование, игра на инструментах и ​​создание прозы, имеющим общее познавательное измерение, поскольку нельзя одинаково относиться к музыкальным процессам и процессам в других областях искусства. В соответствии с Эллиот (1995) объединение области музыки с другими областями искусства означало бы разрушение ее сущности. Гарднер (1995) , в своей теории множественного интеллекта также предполагает, что нельзя говорить об интеллекте как единой характеристике человеческого разума, а скорее о различных типах интеллекта. Музыку он определяет как отдельную интеллектуальную способность, поскольку основные музыкальные операции или компоненты музыкального интеллекта прямо не связаны с основными операциями других полей.

Таким образом, теоретически существуют два противоположных тезиса о природе искусства или эстетического опыта соответственно. Философская позиция теоретиков, утверждающих, что разные виды искусства составляют общую родовую сущность, может вызвать сомнения в необходимости отдельных предметов искусства в теории и практике планирования учебных программ. С другой стороны, философская позиция теоретиков, подчеркивающих автономию отдельных художественных предметов, обеспечивает их автономию в учебной программе.

Различные интерпретации эстетико-образовательного поля привели к проблемам в решении этих профессиональных и философских проблем, а также способствовали развитию планирования уроков по предметам искусства.

4. Эстетическое воспитание и планирование образовательного процесса

Требования в области эстетического воспитания вытекают в учебных планах только из общих целей, которые более или менее реализуются в ходе изучения различных предметов. Все мы знаем, что каждый предмет дает возможности для развития эстетических способностей. Однако вопрос заключается в том, в какой степени учителя (классные руководители, учителя-предметники предметов искусства, учителя-предметники других предметов, таких как, например, история, математика…, преподаватели вузов) осознают важность формирования целей, касающихся эстетическое измерение и способны ли они реализовать цели эстетического воспитания в запланированных и реализованных школьных программах (Денак, 2011 г.) .

Становится все более очевидным, что государственные учреждения и различные правительственные документы или профессиональная литература предлагают в основном теоретические исходные положения о важности и роли эстетического воспитания, которые также принимаются во внимание разработчиками учебных программ; однако они не предлагают каких-либо конкретных дидактических подходов к обучению искусству и культурному воспитанию.

В нашей педагогической теории и практике такого эстетического мышления нет. Отдельные виды художественного образования не определяются на эстетико-теоретической основе; часто специальная дидактика художественных предметов опирается на художественные приемы и не включает ни цели, ни процессы эстетического измерения, такие как эстетическое восприятие, переживание, создание, оценка и развитие эстетических чувств. (Денак, 1994, 1999) . Вот почему в образовательном процессе наблюдается избыток теоретизирования в ущерб переживанию, творчеству и оценке.

Одной из причин указанных трудностей, несомненно, является нерешенность вопроса о соотношении педагогики, общей дидактики и специальной дидактики. По мнению Дитриха, соотношение между педагогикой, общей дидактикой и специальной дидактикой должно быть построено таким образом, чтобы большее внимание уделялось не только психологии, педагогике и социологии, но и эстетике как науке о прекрасном и художественном. (Дитрих, 1996) . Общая дидактика формирует общие, общественно необходимые цели, к которым должны быть отнесены и цели эстетического измерения, а конкретизацию последних она оставляет специальной дидактике. Отто (1995) размышляет о том, действительно ли (только) эстетическое воспитание является задачей специальной дидактики. Сам он считает, что эту проблему следует рассматривать как общеучебную проблему.

Также необходимо подчеркнуть взаимосвязь между общепедагогическими целями эстетического измерения и профессиональными целями отдельных субъектов. Наиболее важно осознавать общие цели и учитывать их на всем протяжении планирования, реализации и оценки образовательного процесса. Однако следует помнить о двух потенциальных опасностях в процессе целеобразования: если мы не занимаемся общепедагогическими целями эстетического измерения и подчиняем их конкретным профессионально-предметным целям, это может часто приводить к потере интереса детей к деятельность, связанная с музыкой, искусством, движениями, литературой и т. д., и прекращение удовольствия от них; а если внутри предметов мы просто следуем общим педагогическим целям, то отдельный предмет может утратить свою автономию, а значит, может быть заменен другим предметным полем, напр. дети могут выбирать между пением, рисованием, танцами и т. д. Таким образом, необходимо, особенно в общеобразовательных школах, увязать профессиональные цели с общепедагогическими целями эстетического измерения.

5. Заключение

Педагогическая теория и практика в значительной степени ограничиваются изучением интеллектуального развития личности ребенка и имеют тенденцию подчеркивать производственный эффект, а не значение его эстетического развития. Пренебрежение значением эстетического развития в педагогической теории и практике заставило нас осознать необходимость системного подхода к планированию, реализации и оценке целей эстетического измерения.

Образование должно давать человеку возможность вести ответственное, независимое и осмысленно полноценное существование, чтобы он мог в качестве его члена внести свой вклад в свободное и демократическое сообщество. Поскольку искусство в школах по-прежнему находится в шатком положении, в будущем также потребуются реформы системы образования. Жизненно важно, чтобы искусство в образовании получило равный, независимый статус по отношению к другим предметным областям. Сторонники этой точки зрения рассматривают художественное образование как способ поощрения учеников быть сотворцами образовательного процесса, а не только пассивными получателями знаний от других. Они придают равное значение художественному и человеческому опыту, тем людям, которые создают, и тем, кто живет в среде, в которой создается такой опыт, — художнику и публике. (Гадсден, 2008 г.) . Как Реймер (1998) предупреждает, конечной целью эстетического воспитания является приобщение нас к искусству, получение эстетического опыта, а не просто приобретение знаний об искусстве.

В целях развития эстетической чувствительности воспитатель должен побуждать детей и молодежь активно замечать, переживать и создавать прекрасное в искусстве, природе и межличностных отношениях; учитель также должен предоставить им разнообразные средства для самовыражения и самореализации и непосредственный контакт с произведениями искусства самого высокого качества. Школа должна служить фундаментом для достижения целей эстетического воспитания в рамках многообразия школьных предметов.

Надлежащее руководство воспитателей в школах и детских садах и работа с артистами поднимает культурный уровень личности и всей нации (Неванен, Ювонен и Руйсмаки, 2014 г.) . Международный «Европейский проект множественного выбора идентичности» предлагает оригинальное использование множества подходов к развитию молодежной идентичности, а также использование художественной сферы как инструмента познания себя и реальности, который может направить нас к соответствующему поведению в нынешние времена. (Кратсборн, 2009 г.) .

Мы можем найти много примеров хорошей практики художественного образования, в частности, в дошкольном образовании, где программы часто выдвигают на первый план эстетическую составляющую и связывают когнитивную и эмоциональную области личности ребенка. (Уэлч, 2006; Ширмахер, 2002) . Школы Реджо-Эмилии (Кадвелл, 2003 г.) и программы раннего образования, такие как метод Монтессори, уделяют особое внимание искусству и творческому самовыражению. Фантуццо (2007) , например, представил такой проект, в котором литература, математика и социально-эмоциональное развитие основаны на искусстве. Он был разработан совместно с учителями и установлен в учебной и социальной среде. Используя экспериментальные, количественные и качественные методы, исследование может объяснить успех исследовательского подхода и сотрудничества с более широкой средой. (Фантуццо, Гадсден и Макдермотт, 2007 г.) . Подобные проекты являются попыткой включить искусство в образовательный процесс на равных.

По сравнению с исследованиями в других областях существует очень мало исследований по художественному образованию, результаты которых доказывают преимущества включения искусства в образование. У нас есть лишь несколько примеров передового опыта, которые мы можем использовать для поддержки и пропаганды искусства и художественного образования. Отсутствие и недостаточный доступ к соответствующей информации о «важности» художественного образования для образования, вероятно, является основным препятствием, мешающим совершенствованию практики или систематическому включению эстетического и художественного образования в системы образования.

Ссылки

  1. Эббс, П. (1994). Образовательный императив. Лондон: Фалмер Пресс.
  2. Бест, Д. (1992). Общие искусства: целесообразный миф. Журнал художественного и дизайнерского образования, 11, 27–44. http://dx.doi.org/10.1111/j.1476-8070.1992.tb00686.x
  3. Cadwell, L. (2003). Воплощение обучения в жизнь: TheReggioПодход к дошкольному образованию. Нью-Йорк: Издательство педагогического колледжа.
  4. Денак, О. (1994). Целевое планирование эстетико-музыкального воспитания в теории и практике в детском саду и 1 классе начальной школы. Образовательная, 6, 377-391.
  5. Денак, О. (1999). Влияние эстетического и музыкального воспитания на целостное развитие личности ребенка. Содобнапедагогика, 4, 170-187.
  6. Денак, О., Чагран, Б., Денак, Дж., и Зихерл Кафол, Б. (2011). Искусство и культурное образование в словенских начальных школах. Новое образовательное обозрение, 24, 121–132.
  7. Дьюи, Дж. (1934). Искусство как опыт. Нью-Йорк: Книги Козерога.
  8. Дитрих, К. (1996). Музыкальное взаимодействие. Musik und Untericht, 38, 39-41.
  9. Эллиот, Д. (1995). Music Maters: новая философия музыкального образования. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
  10. Фантуццо, Дж. Ф., Гадсден, В. Л., и Макдермотт, П. (2007). Научно обоснованная программа интеграции учебных программ. Промежуточный отчет Национальному институту детского здоровья и развития человека.
  11. Гадсден, В.Л. (2008). Искусство и образование: генерация знаний, педагогика и дискурс обучения. Обзор исследований в области образования, 32, 29-61. http://dx.doi.org/10.3102/0091732С07309691
  12. Гарднер, Х. (1995). Рамки разума. Любляна: Танграм.
  13. Гилберт, К. Э., и Кун, Х. (1967). История эстетики. Белград: Культура Белград.
  14. Купман, К. (2005). Искусство как реализация: об оправдании образования в области искусства. Журнал философии образования, 39, 85-97. http://dx.doi.org/10.1111/j.0309-8249.2005.00421.x
  15. Kratsborn, W. (2009). To-Gather: Европейский проект идентификации с множественным выбором. http://eacea.ec.europa.eu/llp/project_reports/documents/ka4/2009/final_reports/KA4_MP_505353_To_Gather.doc.pdf
  16. Крофлич, Р. (2007). Воспитательное значение эстетического опыта. Содобнапедагогика, 3, 12-30.
  17. Лензен, Д. (1992). Педагогика как Kunst? Искусство и Untericht, 159, 18-20.
  18. Молленхауэр К., Дитрих К. и Мюллер Х.-Р. (1996). Grundfragen Aesthetischer Bildung: Teorethische und Empirische Befunde zur aestethischen Erfahrung von Kindern. Мюнхен: Ювента.
  19. Неванен, С., Ювонен, А., и Руйсмаки, Х. (2014). Детский сад и школа как среда обучения искусству. Международный журнал образования через искусство, 10, 7-23. http://dx.doi.org/10.1386/eta.10.1.7_1
  20. Отто, Г. (1974). Didaktik дер Ästhetischen Erziehung. Брауншвейг: Вестерманн.
  21. Отто, Г. (1995). Musiklehrer ohne Erziehungswissenschaft? Новая музыкальная газета, 5, 5-9.
  22. Феникс, П. (1964). Сферы смысла: философия учебной программы для общего образования. Нью-Йорк: Макгроу Хилл.
  23. Рид, Х. (1945). Воспитание через искусство. Лондон: Фабер и Фабер.
  24. Реймер, Б. (1998). Том IV: Какие знания наиболее ценны в искусстве? Философия образования. Темы мэра в аналитической традиции. В книге П. Х. Херста и П. Уайта (ред.), «Проблемы содержания и практики образования» (стр. 145–170). Лондон, Нью-Йорк: Рутледж.
  25. Ширрмахер, Р. (2002). Художественно-творческое развитие детей раннего возраста. Олбани, Нью-Йорк: Дельмар Томсон Обучение.
  26. Спивак, Г.К. (2012). Эстетическое воспитание в эпоху глобализации. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
  27. Трстеняк, А. (1981). Психологическое творчество. Любляна: Словенскаматика.
  28. Валлбаум, К. (1996). Эстетическое искусство. Musik und Unterricht, 38, 37-42.
  29. Уэлч, Г. Ф. (2006). Музыкальное развитие и воспитание детей раннего возраста. В Б. Сподек и О. Н. Сарачо (ред.), Справочник по исследованиям в области образования детей младшего возраста (стр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *