Этапы развития личности по эриксону: 8 стадий развития личности по Э. Эриксону

Стадии развития личности по Эриксону — 8 ступеней

Время чтения 6 минут

Стадии развития личности в процессе социализации по Эриксону подразумевают зарождение разных личностных качеств на протяжении всей жизни, начиная с раннего младенчества и заканчивая глубокой старостью. В статье мы рассмотрим восемь стадий созревания личности, а так же узнаем, какие опасности они в себе несут.
Создателем теории стадий психосоциального развития является немецкий психолог Эрик Хомбургер Эриксон. Именно по его теории работают многие современные психоаналитики.

В своих учениях Эриксон выделил сразу восемь важных стадий развития личности, на каждой из которых основной упор идёт на раскрытие собственного “Я”. Эрик ставит значимость людского Эго на первый план, отталкиваясь от него и развивая свою теорию.

<<Оглавление>>

Стадии развития личности в процессе социализации

Благодаря тесному сотрудничеству Эриксона с эго-психологией, его работы отошли от ярого фрейдизма. За основу каждой стадии взято внутреннее “Я” индивида, а не “Оно” (“Ид”), как у Фрэйда. Несмотря на это, Эрик не раз говорил о своем положительном отношении к теории Фрейда.

И всё же, если брать теории Фрейда для сравнения, то в них рассматривается формирование сознательности и личности только в период детства. Что же касается утверждений Эриксона, то личностное становление происходит на каждом периоде всего жизненного цикла. По его мнению, развитие себя не заканчивается в детском периоде, а происходит непрерывно на протяжении жизни.

Стадии развития личности по Эриксону

Если рассматривать более подробно каждую стадию развития личности по Эриксону, то легко заметить стоящий на каждом этапе взросления конфликт, разрешение которого позволяет особи перейти на новую ступень.

  1. Младенчество
  2. Раннее детство
  3. Дошкольный возраст (возраст игры)
  4. Школьный возраст
  5. Юность
  6. Молодость
  7. Зрелость
  8. Старость

Младенчество

Данная стадия определяется с самого рождения ребенка до достижения одного года. На протяжении этого времени важно привить малышу чувство полного доверия, которое станет залогом его психического здоровья и личностного формирования.

На этом этапе ориентиром доверия будет выступать мать ребенка, с которой он находится на протяжении всего времени. Здесь важно показать вашему чаду, что он находится в безопасности, и вы его не бросите. Именно в этот период зарождается узнавание “своих” и “чужих”.

При правильном воспитании чувства доверия у малыша, он не будет закатывать истерики, плакать и переживать при кратковременно отсутствии материи, так как будет подсознательно уверен в её возвращении.

Раннее детство

Ступень раннего детства определяется с одного года до трёх. На данном этапе происходит формирование воли, поэтому родителям важно обучить своё чадо минимальным навыкам самостоятельности: проситься в туалет или самому ходить на горшок, самостоятельно кушать уже приготовленную еду, умываться и одеваться.

Здесь важно не перегнуть палку с чрезмерной опекой. Малышу необходимо научиться самодисциплине или же самоконтролю. Для этого придётся дать не много свободы своему ребёнку, но, конечно же, в рамках дозволенного.

В период раннего детства можно часто услышать такие фразы, как “Я сам”, “Я могу” и “Я умею”. При правильном разрешении конфликта такой стадии, личность усваивает себе понятия воли и контроля над собой.

Дошкольный возраст

“Возраст игры” базируется с трёх до шести лет. В него входит яркий конфликт чувства вины и инициативности. Такой возраст подразумевает в себе познание человеческих взаимоотношений, приобщение к трудовой деятельности, подражания и самоидентификации.

На этом этапе особа задаётся вопросом: “Кто я?” и “Кем я буду?”. Возраст подразумевает посещение детского сада и контакты со сверстниками. Также эта стадия подразумевает пробу индивидуума в трудовой сфере в форме игры или представления. Поощрение инициативности станет наиболее удачным решение конфликта.

Школьный возраст

В период с шести до двенадцати лет происходит переход дитя в новую для него сферу – школу, а также познание ответственности и трудолюбия. Ребёнок обучается самостоятельному труду, систематичности и получает награду или поощрение за свои положительные заслуги.

Также на данной ступени жизни важно привить трудолюбие, так как в дальнейшем это станет ориентиром для самосовершенствования личности. Такое качество можно помочь усвоить путём поощрения трудов школьника, помощи в рукоделии и заряде вдохновения в творчестве.

Опасность такой стадии заключается в том, что вместо похвалы особа может получить обвинения в баловстве или же не получить должной поддержки, в таком случае у школьника разовьётся чувство неполноценности и не уверенности в себе. В таком случае, его ответ на вопрос: “Способен ли я?” окажется отрицательным, что негативно отразиться на дальнейшем его развитии.

Юность

Юность – самая неординарная и опасная стадия развития личности по Эриксону. Приходится она на подростковый этап с двенадцати до двадцати лет. Бушующие гормоны и нравы подростка подталкивают его бросить вызов своим близким, да и всему обществу в целом.

Подросток познаёт новые роли в социуме, пробуя себя в них и сталкиваясь с различными не знакомыми требованиями. На плечи юных персон ложится большая ответственность в выборе направления для собственного будущего. В это время стоит провести полный анализ своих навыков, талантов и уже полученных знаний, для того, чтобы определить по какому пути стоит развиваться в дальнейшем.

Сложен этот возраст ещё и тем, что в организме юных особ происходят как физиологические перестроения, так и психологические. Из-за всех этих перемен, подросток вынужден принять на себя большой груз ответственности в самоопределении и завоевании статуса в обществе.

Опасность заключается в наивном поведении подростков, так как они начинают мыслить стереотипами и идеалами своей возрастной группы. Поддаваясь влиянию окружающих, они становятся более зависимыми от их мнения.

Юность является переходом от детства к взрослому существованию. И именно в это время выходом из кризисной ситуации станет увеличение уверенности в себе, подчинение общественным устоям и нравам. Не принятие порядков, установленных обществом, приводит к разочарованию и неопределенности. Не способность совершить выбор и не видение своего будущего приводят к тому, что подросток замыкается в себе, чувствует вину и бесцельность.

Молодость

С двадцати до двадцати пяти лет начинается формальное знакомство с взрослой жизнью. То есть, происходит вступление в брак, ведение собственного быта, получения профессии, а так же первая интимная близость, являющаяся доказательством взаимности отношений.

Вовлечённость в любовные отношения подразумевает в себя прохождение всех предыдущих стадий развития личности по Эриксону:

  • Без привитого чувства доверия человек сам не сможет никому довериться.
  • Уверенность в себе важна для того, чтобы не бояться подпустить других к себе.
  • Безвольной и замкнутой особе будет сложно позволить себе эмоциональную близость с кем-либо.
  • Отсутствие любви к труду приведёт к пассивным отношениям с партнёром, а непонимание собственного предназначения к внутреннему разладу.

Совершенная близость возможна лишь тогда, когда партнёр способен на доверительные отношения. Беспрекословное доверие между партнёрами означает правильное развитие на этапе молодости.

Решением кризиса на данной стадии станет любовь. Она поможет познать чувство доверия и близости, что приведёт к совершенным отношениям между партнёрами. Опасностью будет являться избегание опыта сближения с кем-либо, либо беспорядочные контакты. Всё это приведёт к глубокому одиночеству и саморазрушению.

Зрелость

На жизненном пути с двадцати шести до шестидесяти четырёх лет наступает зрелость. В этот момент наступает острая необходимость творческой самореализации. Собственное “Я” проявляется в чрезмерной отдаче себя семье, работе, обществу. Когда дети достигли подросткового возраста, а жизненное предназначение найдено, как и постоянная работа, то возникает ярко выраженный интерес к общечеловеческим ценностям и окружающему миру. Здесь настигают мысли о будущих поколениях, о своём наследии. Осуществляется навязчивая забота о подростках, помощь в их становлении и созревании.

Проблемой этого этапа выступает не желание отпускать детей во взрослую жизнь, сверхконтроль. Некоторые наоборот начинают уделять всё свободное время себе, интересам и увлечениям, начинают сосредотачиваться на том, что нравится им. Если же жизнь в этом возрасте стала бесцельной, то здесь встаёт вопрос о кризисе среднего возраста.

Старость

Начало старости приходится на шестьдесят – шестьдесят пять лет. С её наступлением возникает внутренний конфликт цели и бесцельного существования. Так как на последней стадии полное здоровое психосоциальное созревание завершается, то наступает либо принятие себя таким, какой ты есть, либо отторжение. Основные трудности и решения закончились, теперь приходит осознание мудрости и полноценной зрелости.

Неприятностью такого этапа становятся непрерывные сожаления о том, что мы не успели сделать, появляется страх скорой смерти и ощущение безнадежности и конца. Наилучшим решением станет осознание судьбы и её принятие.

Тематика: Личностный рост, Развитие детей

Этапы развития личности по теории Э. Эриксона

Реферат

  • формат rtf
  • размер 47.61 КБ
  • добавлен 10 сентября 2010 г.

Становление эго-психологии, Развитие личности: психосоциальные стадии, Основные положения Эриксона относительно природы человека.

Смотрите также

  • формат djvu
  • размер 4.01 МБ
  • добавлен 14 октября 2010 г.

Процессы и принципы развития психологии издавна привлекали исследователей. Решая эту проблему, авторы данной книги разрабатывают методологические и теоретические основы психологического развития человека на разных этапах его индивидуального развития, раскрывают возможности направленного формирования психики личности. Читатель найдет ответы на такие вопросы, как закономерности развития форм общения, в чем сущность гармонического развития личности,…

Статья

  • формат docx, doc
  • размер 278.62 КБ
  • добавлен 14 июня 2010 г.

МПСИ (Муромский филиал) 2009 Конспекты по первоисточникам: Божович, Выготский, Фрейд, Фельдштейн и т. д. Оглавление Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе Выготский Л. С Проблема культурного развития ребенка Леонтьев А. Н. Проблема психического развития ребенка Лисина М. И. Средства общения Пиаже Ж. Стадии интеллектуального развития. Фельдштейн Д. И. Закономерности поуровневого развития личности в онтогенезе. Фрейд З. Развитие лич…

Курсовая работа

  • формат docx
  • размер 125.76 КБ
  • добавлен 07 июня 2011 г.

Содержание. Введение. I. Теоретические аспекты проблемы Я-концепции в психологии. 1.1 Основные научные теории развития личности. 1.2 Особенности личностного развития дошкольника. 1.3 Влияние семьи на формирование личности дошкольника. II. Экспериментальное исследование взаимосвязи между стилем семейных взаимоотношений и уровнем развития самосознания детей дошкольного возраста. 2.1. Основные методы и методики исследования. 2.2. Анализ и результаты…

Шпаргалка

  • формат doc
  • размер 208. 5 КБ
  • добавлен 26 марта 2011 г.

Предмет и проблемы. стратегия и методоы иссл. отечеств теории периодизации. Биологизаторские и социологизаторские теории. принцип конвергенции и теории психич. развития. Выготский о движущих силах и усл. развития. развитие учения Выготского. проблема интелл. развития. проблема развития личности. кризис новорожденности. младенчество. кризис года и т.д. всего 34 ответа 51 стр. РГСУ 3 курс.

pottee

  • формат doc
  • размер 35.71 КБ
  • добавлен 02 ноября 2009 г.

Академия Фсин россии, специальность- Психология, 3-ий курс. Предмет и задачи возрастной психологии. Становление возрастной психологии. как науки. Методы исследования. возрастной психологии. Исторический анализ понятия «детство». Теории психического развития. Биогенетические концепции развития. Социогенетические концепции развития. Концепция конвергенции. двух факторов детского развития. Психоаналитические теории детского развития. Эпигенетическая…

Презентация

  • формат ppt
  • размер 44.5 КБ
  • добавлен 04 декабря 2010 г.

Презентация к лекции. Социогенетический подход. Теория психосоциального развития Эриксона. Стадии развития по Эриксону и Фрейду. Представлены 9 слайдов с описанием точки зрения Эриксона на значительные события и социальные факторы влияющие на развитие ребенка и взрослого. Дети и Подростки: психология развития /Дэвид Шэффер. — 6-е изд. — Спб.

: Питер, 2003. с.75-77

Реферат

  • формат rtf
  • размер 383.69 КБ
  • добавлен 19 февраля 2011 г.

Введение Становление эго-психологии Развитие личности: психосоциальные стадии Младенчество: базальное доверие – базальное недоверие Раннее детство: автономия — стыд и сомнения Возраст игры: инициативность – вина Школьный возраст: трудолюбие – неполноценность Юность: эго- идентичность – ролевое смешение Ранняя зрелость: интимность – изоляция Средняя зрелость: продуктивность – инертность Поздняя зрелость: эго – интеграция – отчаяние Основные положе…

pottee

  • формат doc
  • размер 53.5 КБ
  • добавлен 01 марта 2010 г.

КГПУ, 2008 г. Теория рекапитуляции Холла. Теория трехступенчатого развития Бюллера. Конвергенция двух факторов Штерна. Психодинамическая концепция Фрейда. Эпигенетическая концепция Эриксона. Концепция развития интеллекта Пиаже.

Реферат

  • формат docx
  • размер 24.55 КБ
  • добавлен 24 января 2011 г.

Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона. 8 стадий развития личности по Э. Эриксону. Характеристики стадий развития личности по Э. Эриксону. Стадия-Базовое чувство доверия — недоверия. От рождения до 18 месяцев. Стадия-Автономность- стыд, сомнение. От 18 до 36 месяцев. Стадия-Инициатива (предприимчивость) — вина. От 3 до 5 лет. Стадия-Трудолюбие — неполноценность. От 6 до 11лет. Стадия-Идентичность — ролевой беспорядок. От 11 до 18 ле…

Реферат

  • формат docx
  • размер 60.54 КБ
  • добавлен 20 ноября 2010 г.

Введение, Эпигенетическая теория личности Э. Эриксона, Психосоциальные стадии развития по Эриксону: младенчество, раннее детство, возраст игры, школьный возраст, юность, ранняя зрелость, средняя зрелость, поздняя зрелость, выводы, список литературы. 33 страницы

Психологические стадии Эриксона: обзор

Эрик Эриксон был немецким психоаналитиком, находившимся под влиянием Зигмунда Фрейда. Он исследовал три части идентичности: эго (я), личную (личные особенности, отличающие одного человека от другого) и социальную/культурную (различные социальные роли человека).

Эриксон известен своей психосоциальной теорией развития, которая признает влияние внешних факторов, родителей и общества на развитие личности, начиная с детства и заканчивая взрослой жизнью. Его теория состоит в том, что люди должны пройти восемь неотъемлемых стадий в течение своей жизни. Именно он придумал знаменитую фразу, ставшую мейнстримом в обществе: «кризис идентичности».

Существует восемь стадий развития Эриксона, в том числе:

  • Доверие против недоверия
  • Автономия против стыда
  • Инициатива против вины
  • Трудолюбие против неполноценности
  • Идентичность против смешения ролей
  • Близость против изоляции
  • Генерация против стагнации
  • Целостность эго против отчаяния

1) Младенчество: от рождения до 18 месяцев

В течение первого года жизни или около того ребенок узнаёт, что такое доверие и недоверие: является ли мир безопасным местом или наполнен ли он неопределёнными событиями и потенциальными несчастными случаями. Забота и забота родителей о ребенке является наиболее важной. Это стадия, когда младенец не уверен в своем окружении, и чувства разрешаются через его основного опекуна, который обеспечивает эту стабильность и постоянную заботу. Это этап, когда у ребенка разовьется доверие, защищенность, оптимизм и уверенность, если о нем постоянно и надежно заботятся. Если младенец получит такую ​​заботу, у него разовьется чувство доверия, которое он перенесет в другие будущие отношения. По мере взросления ребенок будет чувствовать себя в безопасности даже при столкновении с угрозой. Кроме того, после того, как у него появится чувство доверия, у младенца появится надежда, когда наступит кризис.

Однако, если ребенок не испытывает чувства доверия, у него разовьется незащищенность, никчемность и недоверие к миру в целом. Без доверия у младенца не будет надежды, что приведет к развитию страха. Например, если уход за младенцем будет мрачным и непоследовательным, у него разовьется недоверие и не будет уверенности в окружающем мире. Это недоверие позже будет перенесено на другие отношения, а также, возможно, приведет к беспокойству и повышенной неуверенности.

2) От 18 месяцев до трех лет

На этом этапе у ребенка есть возможность развить чувство собственного достоинства и самостоятельности, узнать что-то новое и понять разницу между правильным и неправильным. Ребенок будет отстаивать свою независимость, уходя от родителей, выбирая, с чем он хочет играть, и делая выбор в отношении того, что носить и есть. Это время открытий, когда ребенок узнает, сколько у него навыков и способностей.

На этом этапе Эриксон подчеркивает, что для родителей жизненно важно позволять детям пробовать пределы своих способностей, поощряя их и прощая неудачи. Поддерживающий родитель не будет одевать ребенка, но позволит ребенку попробовать одеться самостоятельно, пока он не сможет это сделать или не попросит о помощи. Родители должны поощрять ребенка к тому, чтобы он стал независимым, но они также должны следить за тем, чтобы ребенок не терпел неудачу постоянно. Одним словом, родители не должны делать все за ребенка, а если он в чем-то не справится, то не должны его критиковать.

Ребенок, о котором хорошо заботятся, будет уверен в себе и вместо стыда испытает гордость. Как только он добьется успеха на этом этапе, это приведет к «воле». Дети, которых поощряют и поддерживают по мере того, как они становятся все более и более независимыми, становятся уверенными и уверенными в себе и своих способностях.

Однако, когда детей критикуют, чрезмерно контролируют и они не могут самоутвердиться, у них появляется чувство неполноценности в способности выжить. Это приводит к заниженной самооценке, чрезмерной зависимости от других и чувству стыда или сомнения в том, что они могут сделать.

3) От трех до пяти лет

В этот период дети хотят подражать взрослым, которые их окружают. Они придумывают игровые ситуации, например, придумывают истории для своих кукол, разговаривают по игровым телефонам и создают игры. Они «испытывают», что, по их мнению, значит быть взрослым. Это также период, когда они выходят в мир и спрашивают «почему» обо всем.

На этом этапе дети будут взаимодействовать с другими детьми, и у них будет возможность изучить свои навыки межличностного общения во время занятий. Если им разрешено заниматься этими видами деятельности, у детей появляется чувство инициативы, они чувствуют себя в безопасности при принятии решений и своей способности вести за собой других.

Если на этом этапе детей критикуют или контролируют, у них разовьется чувство вины. Они могут чувствовать, что раздражают других, становясь последователями. Им может не хватать собственной инициативы. Кроме того, на этом этапе развития дети задают много вопросов в поисках информации. Если родители ведут себя так, как будто эти вопросы тривиальны, раздражают или даже смущают, у ребенка может возникнуть чувство вины за то, что он причиняет боль или беспокоит.

Когда у ребенка слишком много чувства вины, он может быть неуверенным в общении с другими, и это может помешать его творчеству. (Однако определенная доля вины необходима ребенку, чтобы иметь самообладание и совесть.)

Здоровая доля инициативы и чувства вины приведет к целеустремленности.

4) От 6 до 12 лет

На этом этапе дети учатся читать и писать, решать арифметические задачи и способны решать задачи самостоятельно. Они способны учиться и творить, а также достигать многих новых навыков и получать знания. Сейчас дети находятся на социальной стадии. Если у ребенка есть неразрешенная неадекватность и неполноценность среди его друзей и одноклассников, у него могут возникнуть серьезные проблемы с самооценкой и компетентностью. Его мир теперь больше, и его основные отношения связаны со школой и обществом. Родители ребенка по-прежнему неотъемлемы, но они не единственные авторитеты, как раньше, — значительную роль здесь играет учитель.

Если дети получают поддержку в их инициативе, они чувствуют, что способны достигать целей — появляется уверенность в себе. Но, если инициатива не поощряется учителем или его родителями, ребенок начинает чувствовать себя неполноценным и у него возникают вопросы о своих способностях. Он может не достичь своей полной способности к достижениям. (Например, если ребенок не может добиться успехов в спорте или других видах деятельности, он может чувствовать себя неполноценным.) Кроме того, ему придется время от времени терпеть неудачи, чтобы стать скромным, поэтому важен баланс между уверенностью и скромностью.

После успеха на этом этапе это приведет к компетентности.

5) От 18 до 35 лет

На этом этапе люди находят любовь и общение. Некоторые люди начинают создавать свои семьи. Однако, когда молодые люди ищут близость и отношения, которые приносят удовлетворение, и они оказываются безуспешными, это может привести к изоляции. Отношения на этом этапе в основном с друзьями и супругами.

6) От 35 до 65 лет

На данном этапе жизни карьера является одной из самых важных сфер, и семья имеет большое значение, равно как и отношения на работе и в обществе. Это этап, когда люди берут на себя больше ответственности и контроля.

Происходят важные события, такие как взросление детей и уход из дома, смена работы и многое другое.

Этот этап включает в себя работу по созданию стабильности. Эриксон описывает генеративность как попытку произвести что-то, что изменит общество. Страхи, которые часто возникают на этом этапе, связаны с бездействием и «бессмысленностью» — людям может быть трудно определить свое предназначение в жизни.

7) От 55 до 65 лет до смерти

По словам Эриксона, большая часть жизни уходит на подготовку к среднему взрослому и заключительному этапу, и это связано с размышлениями о событиях своей жизни. Некоторые пожилые люди могут размышлять о прошлом с чувством целостности, в том числе с чувством удовлетворения или удовлетворения. Они считают, что их жизнь была значимой и внесла важный вклад в развитие общества.

Однако другие люди могут испытывать чувство муки, когда думают о своем опыте и неудачах. Кроме того, они могут бояться смерти и спорить о цели своей жизни. Они задаются вопросом, была ли их жизнь ценной.

Этапы развития личности Эрика Эриксона

Содержание

  1. Развитие личности

  2. Младенчество (от рождения до 18 месяцев)

  3. Раннее детство (
  4. 902003) 14
  5. Дошкольный возраст (3 -5 лет)

  6. Школьный возраст (6-11 лет)

  7. Процитированные работы

Развитие личности

Понятие личности является одним из наиболее обсуждаемых в психологии. Существует несколько психологических теорий, которые подчеркивают и обсуждают этапы развития личности, сосредотачиваясь на различных аспектах, которые можно считать влиятельными для прогресса личности. Эрик Эриксон — автор теории развития личности, в основе которой лежит влияние социальных факторов, определяющих восемь стадий процесса развития.

Наши эксперты могут предоставить Эриксон Эриксон Эссе по развитию личности
, адаптированные к вашим инструкциям
всего за 13,00 долл. США $ 11,05/Page

308 Квалифицированные специалисты онлайн

. теории Зигмунда Фрейда, оказавшего влияние на видения Эриксона, несмотря на то, что его теория зависит не от факторов личной сексуальности, а от социального опыта и влияния родителей. Для анализа особенностей психологического развития детей необходимо рассмотреть первые четыре стадии, описанные в теории Эриксона.

Таким образом, для определения стадий и факторов, которые можно считать решающими для их развития, Эрик Эриксон сосредоточился на таких понятиях, как эго-идентичность, личная идентичность и социальная идентичность. Согласно Эриксону, социальные взаимодействия можно рассматривать как ключевые аспекты развития эго-идентичности, личной идентичности и социальной идентичности. При этом успешное личностное развитие на каждом этапе зависит от особенностей преодоления определенных конфликтов, определяющих эти этапы (Муни). Психологический рост на определенном этапе влияет на развитие личности на следующем этапе (Георгис и Глейзер). Первые четыре стадии, связанные с возрастом детей, — это периоды младенчества (от рождения до 18 месяцев), раннего детства (малыши, 2—3 года), дошкольного (3—5 лет) и школьного (6—11 лет). ) возраст (Эриксон).

Младенчество (от рождения до 18 месяцев)

Первая стадия развития основана на конфликте между чувством доверия и недоверия младенца. Эриксон рассматривает эту стадию как основу для развития других стадий. Вот почему родители несут ответственность за заботу о своих детях, потому что на этом этапе им необходимо чувствовать себя в безопасности. Дети зависят от своих родителей, и качество заботы и материнских отношений может сильно повлиять на чувство доверия ребенка к миру. Во избежание дальнейшего недоверия и страхов у детей необходимо уделять большое внимание общению родителей и детей, их зрительным и сенсорным контактам. Эриксон акцентирует внимание на том, что основным понятием этого этапа является надежда как результат доверия (Эриксон).

Раннее детство (2-3 года)

На этом этапе дети осознают себя как самостоятельные личности. Вот почему главный конфликт периода основан на соотношении автономии и стыда. Детская автономия проявляется в необходимости контролировать свои действия (приучение к туалету, функции организма). Однако обратной стороной этого процесса является чувство стыда, на которое может повлиять неспособность справиться с тем или иным навыком и функцией (Муни).

Прогресс детей на этом этапе приводит к развитию их самосознания и самостоятельности в управлении определенными аспектами своей жизни. Таким образом, Эриксон концентрируется на развитии понятия воли подобно основному (Эриксон). Дети начинают выбирать еду и игрушки, выявляя свои самостоятельные предпочтения. Этот этап важен для формирования у детей чувства уверенности в своих действиях (Георгис и Глейзер).

Дошкольный возраст (3-5 лет)

Третий этап процесса развития во многом зависит от второго этапа, так как мировосприятие детей и их способность к контролю в этот период играют значительную роль в их социальных взаимодействиях. Ощущение независимости и контроля трансформируется в процессе игры. Дети начинают играть роли взрослых, которые являются результатом видений жизни и социальных взаимодействий между людьми. Кроме того, детям важно проявлять инициативу в игре, чтобы подчеркнуть свою самостоятельность и определенные способности. Основной конфликт этой стадии — между инициативой и чувством вины.

Своевременная доставка! Получите свой 100% персонализированная бумага
готово в
всего за 3 часа

Начнем

Чувство вины появляется, когда у детей возникают трудности с проявлением инициативы и игрой активной роли. Эриксон также акцентирует внимание на значении сексуального аспекта этой фазы (Эриксон). В дошкольном возрасте дети могут испытывать множество проблем, связанных с их социальной идентичностью, что может привести к развитию таких комплексов, как «Эдипова борьба». Основное понятие этого периода — цель. Вот почему дети начинают задавать много вопросов о причинах и целях тех или иных действий и явлений (Муни).

Школьный возраст (6-11 лет)

Школьный возраст раскрывает значимость такого понятия, как компетентность. В этот период дети начинают развивать свои творческие и обучающие способности. Поэтому им нужна поддержка родителей и окружающих, несмотря на то, что авторитет родителей начинает снижаться. Когда способности и действия детей поощряются, развивается чувство трудолюбия. Это чувство находится в конфликте с чувством неполноценности, которое может стать следствием отсутствия поддержки и веры в способности детей. Таким образом, на данном этапе чувство уверенности должно подкрепляться чувством компетентности в совершении таких общественно значимых действий, как обучение и творчество (Муни).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *