Социализация личности по Эриксону
Эпигенетическая концепция Э. Эриксона
Психоаналитическая концепция Э. Эриксона создана об отношениях «Я» и общества, но вместе с этим это и концепция детства.
Ученый говорил о том, что длительное детство свойственно иметь человеку, потому что оно из человека делает виртуоза в техническом и интеллектуальном смысле, но и на всю жизнь оставляет след эмоциональной незрелости.
Структуру личности Эриксон трактует также, как З. Фрейд. Целый ряд публикаций говорит о том, что работы Эриксона являются началом нового психоисторического метода, т.е. применение психоанализа к истории.
Ученый ставил перед собой задачу – разработать новую психоисторическую теорию развития личности с обязательным учетом конкретной культурной среды. Им были проведены полевые этнографические исследования воспитания детей в индейских племенах.
Сравнив результаты с воспитанием детей в городских семьях, он пришел к выводу, что в каждой культуре существует особый стиль материнства, который воспринимается как единственно правильный. Этот стиль всегда определяется тем, что ожидает от ребенка социальная группа, к которой он принадлежит.
В своей самой знаменитой работе он пишет о том, что личностная индивидуальность является стратегической задачей второй половины XX века точно также, каким было изучение сексуальности в конце XIX века во времена З.Фрейда.
Общество выдвигает специфические задачи для каждой стадии жизненного цикла, оно же определяет содержание развития. Решение задачи зависит от двух моментов – от уже достигнутого уровня психомоторного развития индивида и, во-вторых, от общей духовной атмосферы общества, где индивид живет.
Концепция получила название эпигенетической концепции жизненного пути личности, принцип которой используется при изучении эмбрионального развития. Согласно ему всё, что растет, имеет общий план, а вот исходя из общего, происходит развитие отдельных частей и каждая часть для преимущественного развития имеет наиболее благоприятный период – в результате произойдет формирование функционального целого.
Последовательность стадий являются результатом биологического созревания, но содержание развития определяется ожиданием общества, к которому относится индивид.
Прохождение всех стадий зависит от продолжительности жизни человека.
Замечание 1
Оценивая проделанную работу, автор признает, что периодизацию нельзя рассматривать как теорию личности, что это только ключ к построению такой теории. Его любимый философ Кьеркегор говорил, что жизнь можно понять в обратном порядке, но прожить её надо с самого начала. Эти слова философа, как нельзя кстати подходят к концепции Э. Эриксона.
Стадии процесса социализации по Э. Эриксону
Концепция развития личности Э. Эриксона, который считал, что основы человеческого «я» своими корнями уходят в социальную организацию общества, появилась из практики психоанализа.
Со стадиями развития личности связаны ожидания, присущие данному обществу, а индивид может их оправдать или не оправдать. Это означает, что этот индивид может включиться в общество или будет, обществом отвергнут. Идеи, высказанные Э. Эриксоном, стали основой 2-х понятий – «групповой идентичности» и «эго-идентичности».
Воспитание ребенка с момента рождения направлено на включение его в социальную группу, в результате формируется групповая идентичность. Параллельно идет формирование эго-идентичности. В результате этого у субъекта создается чувство устойчивости и своего «я».
Положения Э. Эриксона заключаются в следующем. Он:
- выдвинул предположение, что наряду с психосексуальным развитием существуют психологические стадии развития «я» и индивид устанавливает основные ориентиры как по отношению к себе, так и по отношению к социальной среде;
- утверждал, что становление личности не заканчивается в подростковом возрасте, а длится на протяжении всей жизни;
- полагал, что каждая стадия имеет свои параметры развития, а они могут быть как положительные, так и отрицательные.
По мнению ученого, третья стадия, которую З. Фрейд назвал фаллическая, развивается между предприимчивостью и чувством вины. Какое из этих качеств перевесит, зависит от родителей – какова их реакция на детские забавы и игры.
Латентной фазе в психоанализе соответствует четвертая стадия, но рамки психоанализа Эриксон расширяет. Он говорит о том, что развитие ребенка в этот период зависит от отношения и других взрослых, а не только от родителей. Этот период связан с появлением у ребенка дедукции, регламентированным занятиям, организованным играм. Социальный параметр с одной стороны характеризуется умелостью, а с другой стороны – чувством неполноценности.
На пятой стадии, а это возраст 12-18 лет, подросток может уже обобщать и должен объединить всё, что о себе знает – какой он сын, друг, спортсмен, школьник и др. Возникает необходимость объединить эти роли в целое, осмыслить их, связать с прошлым и проецировать в будущее. Справившись с такой задачей, у него появится ощущение кто он и куда идет. Влияние родителей на этой стадии становится косвенным.
Начало зрелости – это шестая стадия жизненного цикла – специфический параметр заключен между положительным полюсом близости и отрицательным – одиночества.
Параметр общечеловечности появляется на седьмой стадии зрелого возраста. Общечеловечность Эриксон понимает, как способность человека интересоваться людьми за пределами своего круга, задумываться над жизнью подрастающего поколения. Если чувство сопричастности не выработалось, человек сосредотачивается на себе и своем комфорте.
Завершенная форма его идентичности – это восьмая стадия жизненного цикла, на которой появляется мудрость, а Эриксон определяет её как отстраненный интерес к жизни как таковой перед лицом смерти. Если эта личностная интеграция отсутствует, то возникает страх смерти, отчаяние.
Замечание 2
Каждая стадия имеет свои сильные стороны и Эриксон считает, что неудача на одной стадии может быть исправлена на другой стадии. Не только родители должны нести ответственность за формирование личности, но и какую-то часть этой ответственности должны взять на себя сам индивид и общество.
Социализация как непрерывный процесс
Процесс социализации не кончается до конца жизни человека, но нравственное его развитие на определенном этапе может и задержаться. Эту мысль одним из первых высказал доктор Орвиль Г. Брим-младший.
По его мнению, между социализацией взрослых и детей существуют различия. У взрослых людей она выражается в изменении внешнего поведения, а детская базовые ценностные ориентации корректирует.
Взрослые люди способны оценивать нормы, в то время как дети могут их только усваивать. Изменение процесса социализации у взрослых ряд социологов объясняют тем, что переживания и кризисы различны в жизни взрослого человека и ребенка. Данный подход получил название адаптивистский.
Суть его заключается в том, что жизнь взрослых людей рассматривается как ряд ожидаемых и неожиданных кризисов, их, безусловно, необходимо осмыслить и преодолеть. Так, например, неожиданным кризисом может стать потеря близкого человека, возрастная потеря физической подвижности, выход человека на пенсию, уход взрослых детей из родного дома.
У разных людей время наступления кризиса разное. Взрослые люди, как считают сторонники адаптивистского подхода, кризисы преодолевают один за другим и разрешение одного совсем не означает, что следующий кризис тоже будет разрешен.
Но, есть и другая точка зрения, принадлежащая сторонникам развивающего подхода. Они полагают, что кризис является основой для дальнейшего роста. И одним из первых теорию развития личности на протяжении всей жизни предложил социальный психолог Э. Эриксон.
Этапы развития личности по Эрику Эриксону
Эрик Эриксон
Согласно теории развития личности Эрика Эриксона, развитие личности продолжается всю жизнь, где один этап в случае благополучного разрешения внутренних противоречий приходит на смену другому.
Детство
1. Доверие и недоверие
Первая стадия развития человека соответствует оральной фазе классического психоанализа и обычно охватывает первый год жизни. В этот период, считает Эриксон, развивается параметр социального взаимодействия, положительным полюсом которого служит доверие, а отрицательным — недоверие.
Степень доверия, которым ребенок проникается к окружающему миру, к другим людям и к самому себе, в значительной степени зависит от проявляемой к нему заботы. Младенец, который получает все, что хочет, потребности которого быстро удовлетворяются, который никогда долго не испытывает недомогания, которого баюкают и ласкают, с которым играют и разговаривают, чувствует, что мир, в общем, место уютное, а люди — существа отзывчивые и услужливые. Если же ребенок не получает должного ухода, не встречает любовной заботы, то в нем вырабатывается недоверие — боязливость и подозрительность по отношению к миру вообще, к людям в частности, и недоверие это он несет с собой в другие стадии его развития.
Необходимо подчеркнуть, однако, что вопрос о том, какое начало одержит верх, не решается раз и навсегда в первый год жизни, но возникает заново на каждой последующей стадии развития. Это и несет надежду и таит угрозу. Ребенок, который приходит в школу с чувством настороженности, может постепенно проникнуться доверием к какой-нибудь учительнице, не допускающей несправедливости по отношению к детям. При этом он может преодолеть первоначальную недоверчивость. Но зато и ребенок, выработавший в младенчестве доверчивый подход к жизни, может проникнуться к ней недоверием на последующих стадиях развития, если, скажем, в случае развода родителей в семье создается обстановка, переполненная взаимными обвинениями и скандалами.
Благоприятное разрешение этого конфликта — надежда.
Достижение равновесия
2. Самостоятельность и нерешительность (автономия и сомнения).
Вторая стадия охватывает второй и третий год жизни, совпадая с анальной фазой фрейдизма. В этот период, считает Эриксон, у ребенка развивается самостоятельность на основе развития его моторных и психических способностей. На этой стадии ребенок осваивает различные движения, учится не только ходить, но и лазить, открывать и закрывать, толкать и тянуть, держать, отпускать и бросать. Малыши наслаждаются и гордятся своими новыми способностями и стремятся все делать сами: разворачивать леденцы, доставать витамины из пузырька, спускать в туалете воду и т. д. Если родители предоставляют ребенку делать то, на что он способен, а не торопят его, у ребенка вырабатывается ощущение, что он владеет своими мышцами, своими побуждениями, самим собой и в значительной мере своей средой — то есть у него появляется самостоятельность.
Но если воспитатели проявляют нетерпение и спешат сделать за ребенка то, на что он и сам способен, у него развивается стыдливость и нерешительность. Конечно, не бывает родителей, которые ни при каких условиях не торопят ребенка, но не так уж неустойчива детская психика, чтобы реагировать на редкие события. Только в том случае, если в стремлении оградить ребенка от усилий родители проявляют постоянное усердие, неразумно и неустанно браня его за «несчастные случаи», будь то мокрая постель, запачканные штанишки, разбитая чашка или пролитое молоко, у ребенка закрепляется чувство стыда перед другими людьми и неуверенность в своих способностях управлять собой и окружением.
Если из этой стадии ребенок выйдет с большой долей неуверенности, то это неблагоприятно отзовется в дальнейшем на самостоятельности и подростка, и взрослого человека. И наоборот, ребенок, вынесший из этой стадии гораздо больше самостоятельности, чем стыда и нерешительности, окажется хорошо подготовлен к развитию самостоятельности в дальнейшем. И опять-таки соотношение между самостоятельностью, с одной стороны и стыдливостью и неуверенностью — с другой, установившееся на этой стадии, может быть изменено в ту или другую сторону последующими событиями.
Благоприятное разрешение этого конфликта — воля.
3. Предприимчивость и чувство вины (в другом переводе — Предприимчивость и неадекватность).
Третья стадия обычно приходится на возраст от четырех до пяти лет. Дошкольник уже приобрел множество физических навыков, он умеет и на трехколесном велосипеде ездить, и бегать, и резать ножом, и камни швырять. Он начинает сам придумывать себе занятия, а не просто отвечать на действия других детей или подражать им. Изобретательность его проявляет себя и в речи, и в способности фантазировать. Социальный параметр этой стадии, говорит Эриксон, развивается между предприимчивостью на одном полюсе и чувством вины на другом. От того, как в этой стадии реагируют родители на затеи ребенка, во многом зависит, какое из этих качеств перевесит в его характере. Дети, которым предоставлена инициатива в выборе моторной деятельности, которые по своему желанию бегают, борются, возятся, катаются на велосипеде, на санках, на коньках, вырабатывают и закрепляют предприимчивость. Закрепляет ее и готовность родителей отвечать на вопросы ребенка (интеллектуальная предприимчивость), и не мешать ему фантазировать, и затевать игры. Но если родители показывают ребенку, что его моторная деятельность вредна и нежелательна, что вопросы его назойливы, а игры бестолковы, он начинает чувствовать себя виноватым и уносит это чувство вины в дальнейшие стадии жизни.
Благоприятное разрешение этого конфликта — цель.
4. Умелость и неполноценность (творчество и комплекс неполноценности).
Четвертая стадия — возраст от шести до одиннадцати лет, годы начальной школы. Классический психоанализ называет их латентной фазой. В этот период любовь сына к матери и ревность к отцу (у девочек наоборот) еще находится в скрытом состоянии. В этот период у ребенка развивается способность к дедукции, к организованным играм и регламентированным занятиям. Только теперь, например, дети как следует учатся играть в камешки и другие игры, где надо соблюдать очередность. Эриксон говорит, что психосоциальный параметр этой стадии характеризуется умелостью с одной стороны и чувством неполноценности — с другой.
В этот период у ребенка обостряется интерес к тому, как вещи устроены, как их можно освоить, приспособить к чему-нибудь. Этому возрасту понятен и близок Робинзон Крузо; в особенности отвечает пробуждающемуся интересу ребенка к трудовым навыкам энтузиазм, с которым Робинзон описывает во всех подробностях свои занятия. Когда детей поощряют мастерить что угодно, строить шалаши и авиамодели, варить, готовить и рукодельничать, когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят и награждают за результаты, тогда у ребенка вырабатывается умелость и способности к техническому творчеству. Напротив, родители, которые видят в трудовой деятельности детей одно «баловство» и «пачкотню», способствуют развитию у них чувства неполноценности.
В этом возрасте, однако, окружение ребенка уже не ограничивается домом. Наряду с семьей важную роль в его возрастных кризисах начинают играть и другие общественные институты. Здесь Эриксон снова расширяет рамки психоанализа, до сих пор учитывавшего лишь влияние родителей на развитие ребенка. Пребывание ребенка в школе и отношение, которое он там встречает, оказывает большое влияние на уравновешенность его психики. Ребенок, не отличающийся сметливостью, в особенности может быть травмирован школой, даже если его усердие и поощряется дома. Он не так туп, чтобы попасть в школу для умственно отсталых детей, но он усваивает учебный материал медленнее, чем сверстники, и не может с ними соревноваться. Непрерывное отставание в классе несоразмерно развивает у него чувство неполноценности.
Зато ребенок, склонность которого мастерить что-нибудь заглохла из-за вечных насмешек дома, может оживить ее в школе благодаря советам и помощи чуткого и опытного учителя. Таким образом, развитие этого параметра зависит не только от родителей, но и от отношения других взрослых.
Благоприятное разрешение этого конфликта — уверенность.
Кризис подросткового возраста
5. Идентификация личности и путаница ролей.
При переходе в пятую стадию (12-18 лет) ребенок сталкивается, как утверждает классический психоанализ, с пробуждением «любви и ревности» к родителям. Успешное решение этой проблемы зависит от того, найдет ли он предмет любви в собственном поколении. Эриксон не отрицает возникновения этой проблемы у подростков, но указывает, что существуют и другие. Подросток созревает физиологически и психически, и в добавление к новым ощущениям и желаниям, которые появляются в результате этого созревания, у него развиваются и новые взгляды на вещи, новый подход к жизни. Важное место в новых особенностях психики подростка занимает его интерес к мыслям других людей, к тому, что они сами о себе думают. Подростки могут создавать себе мысленный идеал семьи, религии, общества, по сравнению с которым весьма проигрывают далеко несовершенные, но реально существующие семьи, религии и общества. Подросток способен вырабатывать или перенимать теории и мировоззрения, которые сулят примирить все противоречия и создать гармоническое целое. Короче говоря, подросток — это нетерпеливый идеалист, полагающий, что создать идеал на практике не труднее, чем вообразить его в теории.
Эриксон считает, что возникающий в этот период параметр связи с окружающим колеблется между положительным полюсом идентификации «Я» и отрицательным полюсом путаницы ролей. Иначе говоря, перед подростком, обретшим способность к обобщениям, встает задача объединить все, что он знает о себе самом как о школьнике, сыне, спортсмене, друге, бойскауте, газетчике и так далее. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить его, связать с прошлым и проецировать в будущее. Если молодой человек успешно справится с этой задачей — психосоциальной идентификацией, то у него появится ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет.
В отличие от предыдущих стадий, где родители оказывали более или менее прямое воздействие на исход кризисов развития, влияние их теперь оказывается наиболее косвенным. Если благодаря родителям подросток уже выработал доверие, самостоятельность, предприимчивость и умелость, то шансы его на идентификацию, то есть на опознание собственной индивидуальности, значительно увеличиваются.
Обратное справедливо для подростка недоверчивого, стыдливого, неуверенного, исполненного чувства вины и сознания своей неполноценности. Поэтому подготовка к всесторонней психосоциальной идентификации в подростковом возрасте должна начинаться, по сути, с момента рождения.
Если из-за неудачного детства или тяжелого быта подросток не может решить задачу идентификации и определить свое «Я», то он начинает проявлять симптомы путаницы ролей и неуверенность в понимании того, кто он такой и к какой среде принадлежит. Такая путаница нередко наблюдается у малолетних преступников. Девочки, проявляющие в подростковом возрасте распущенность, очень часто обладают фрагментарным представлением о своей личности и свои беспорядочные половые связи не соотносят ни со своим интеллектуальным уровнем, ни с системой ценностей. В некоторых случаях молодежь стремится к «негативной идентификации», то есть отождествляет свое «Я» с образом, противоположным тому, который хотели бы видеть родители и друзья.
Но иногда лучше идентифицировать себя с «хиппи», с «малолетним преступником», даже с «наркоманом», чем вообще не обрести своего «Я».
Однако тот, кто в подростковом возрасте не приобретает ясного представления о своей личности, еще не обречен оставаться неприкаянным до конца жизни. А тот, кто опознал свое «Я» еще подростком, обязательно будет сталкиваться на жизненном пути с фактами, противоречащими или даже угрожающими сложившемуся у него представлению о себе. Пожалуй, Эриксон больше всех других психологов-теоретиков подчеркивает, что жизнь представляет собой непрерывную смену всех ее аспектов и что успешное решение проблем на одной стадии еще не гарантирует избавить человека от возникновения новых проблем на других этапах жизни или появление новых решений для старых, уже решенных, казалось, проблем.
Благоприятное разрешение этого конфликта — верность.
Конфликты среднего возраста6. Близость и одиночество.
Шестой стадией жизненного цикла является начало зрелости — иначе говоря, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, то есть от конца юности до начало среднего возраста. Об этой стадии и следующей за ней классический психоанализ не говорит ничего нового или, иначе, ничего важного. Но Эриксон, учитывая уже совершившееся на предыдущем этапе опознание «Я» и включение человека в трудовую деятельность, указывает на специфический для этой стадии параметр, который заключен между положительным полюсом близости и отрицательным — одиночества.
Под близостью Эриксон понимает не только физическую близость. В это понятие он включает способность заботиться о другом человеке и делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя. С близостью дело обстоит так же, как с идентификацией: успех или провал на этой стадии зависит не прямо от родителей, но лишь от того, насколько успешно человек прошел предыдущие стадии. Так же как в случае идентификации, социальные условия могут облегчать или затруднять достижение близости. Это понятие не обязательно связано с сексуальным влечением, но распространяется и на дружбу. Между однополчанами, сражавшимися бок о бок в тяжелых боях, очень часто образуются такие тесные связи, которые могут служить образчиком близости в самом широком смысле этого понятия. Но если ни в браке, ни в дружбе человек не достигает близости, тогда, по мнению Эриксона, уделом его становится одиночество — состояние человека, которому не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться.
Благоприятное разрешение этого конфликта — любовь.
7. Общечеловечность и самопоглощенность (производительность и застой).
Седьмая стадия — зрелый возраст, то есть уже тот период, когда дети стали подростками, а родители прочно связали себя с определенным родом занятий. На этой стадии появляется новый параметр личности с общечеловечностью на одном конце шкалы и самопоглощенностью — на другом.
Общечеловечностью Эриксон называет способность человека интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью грядущих поколений, формами будущего общества и устройством будущего мира. Такой интерес к новым поколениям не обязательно связан с наличием собственных детей — он может существовать у каждого, кто активно заботится о молодежи и о том, чтобы в будущем людям легче жилось и работалось. Тот же, у кого это чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредоточивается на самом себе и главной его заботой становится удовлетворение своих потребностей и собственный комфорт.
Благоприятное разрешение этого конфликта — забота.
8. Цельность и безнадежность.
На восьмую и последнюю стадию в классификации Эриксона приходится период, когда основная paбoта жизни закончилась и для человека наступает время размышлений и забав с внуками, если они есть. Психосоциальный параметр этого периода заключен между цельностью и безнадежностью. Ощущение цельности, осмысленности жизни возникает у того, кто, оглядываясь на прожитое, ощущает удовлетворение. Тот же, кому прожитая жизнь представляется цепью упущенных возможностей и досадных промахов, осознает, что начинать все сначала уже поздно и упущенного не вернуть. Такого человека охватывает отчаяние при мысли о том, как могла бы сложиться, но не сложилась его жизнь.
Благоприятное разрешение этого конфликта — мудрость.
Развитие социальных навыков | Взаимодействие со сверстниками
Одной из наиболее убедительных теорий социального развития является «Восемь стадий психосоциального развития» Эрика Эриксона. Каждый шаг основан на том, чтобы сделать здоровый выбор для ребенка и научить его или ее поступать в том же духе, когда появляется возможность принимать решения самостоятельно. Стадии определяют положительные ориентиры — и их противоположности — от рождения до смерти.
Подготовка ребенка к общим связям,
через теорию Эрика Эриксона
Формирование глубоких связей у всех детей зависит от развития здоровой самооценки. Это, конечно, может быть трудно культивировать среди множества физических проблем или проблем развития, которые могут выделить его или ее среди других детей. Но это возможно.
Немецкий психоаналитик Эрик Эриксон считал, что фундамент для позитивной или негативной социализации закладывается в детстве. «Восемь стадий психосоциального развития» Эриксона предлагают ключ, который может раскрыть способность ребенка формировать отношения.
Эриксон считал, что личностные черты — застенчивый ребенок или общительный, пассивный или агрессивный — являются фиксированными состояниями. Индивидуальные характеристики, такие как чувство неэффективности или силы, приобретаются, а это означает, что на них можно влиять на определенных этапах развития, используя правильную эмоциональную поддержку и возможности. Каждый шаг основывается на другом.
Конечно, большинство детей не вписываются ни в одну конкретную коробку; особенно это касается молодых людей с инвалидностью. Ценность теории Эриксона заключается в том, что она позволяет родителям идентифицировать признаки поведения ребенка, которые не способствуют установлению дружеских отношений, и дает родителям время, чтобы повлиять на осуществимые решения, чтобы ребенок мог вырасти сильным и уверенным в себе взрослым. Информация используется таким образом, чтобы показать важность методов воспитания детей и возможностей обучения, которые могут повлиять на развитие человека.
Стадии Эриксона — это попытка объяснить, как у человека развивается чувство идентичности. Модель предполагает, что в определенном возрасте человеческого развития ребенок переживает конфликт, изменяющий его жизнь. Возможности, предоставляемые ребенку, стиль воспитания, которым руководствуется ребенок, и опыт, с которым сталкивается ребенок, влияют на его социальную идентичность.
Эриксон надеялся, что, зная эти этапы, родители и психологи смогут помочь ребенку преодолеть психологические барьеры. Если родители понимают важность социальных стадий и развития, они смогут лучше поддерживать своего ребенка в процессе построения отношений на всю жизнь.
Восемь стадий психосоциального развития Эриксона
Восемь стадий Эриксона подробно описаны ниже в двух частях: те, которые происходят в детстве, и те, которые проявляются во взрослом возрасте.
Детство
Стадия I: Надежда – Обучение базовому доверию и недоверию, от 0 до 18 месяцев
Первая стадия имеет место, когда ребенок в возрасте от 0 до 18 месяцев сильно зависит от других, чтобы компетентно удовлетворять свои основные потребности в еде , жилье и безопасность. В младенчестве родителю необходимо воспитывать и любить ребенка, чтобы у него развилось чувство безопасности, оптимизм и любознательность. Если этого не происходит, ребенок может стать неуверенным и недоверчивым к другим и остаться с чувством покинутости, что контрпродуктивно для построения отношений.
Стадия II: Воля – обучение автономии против стыда, от 18 месяцев до 3,5 лет
Вторая стадия – это период времени, когда ребенок либо проявляет новообретенный контроль, либо становится обездвиженным из-за страха. Для большинства детей это время, когда их не все постоянно поддерживают. Они учатся переворачиваться, сидеть, ползать и ходить. С этой вновь обретенной мобильностью они исследуют. Для ребенка с церебральным параличом, у которого есть форма нарушения подвижности, ребенок все еще ищет свободу исследовать свое окружение беспрепятственно и раскованно, даже если у него есть проблемы с подвижностью. У них начинает развиваться чувство желания какой-то формы контроля над своим окружением. Предоставление ребенку мобильных устройств может помочь. Предоставление возможностей для изучения необходимо.
Безопасный ребенок имеет чувство пространства и начинает ощущать потребность взаимодействовать внутри него. Он пытается контролировать движения своего тела в меру своих возможностей, учится у окружающих и пытается взаимодействовать с другими. В младенчестве он или она выражает радость и грусть с помощью мимики и радостных толчков, а к четырем годам ему предоставляется возможность играть вместе с другими детьми и становиться неотъемлемой частью того, что происходит в комнате с другими.
Этот этап представляет собой возможность для ребенка сделать выбор – брать это в рот или нет; я хочу быть в комнате с другими, или исследовать? Это время, когда родители предоставляют выбор, эксперименты, границы и контроль. Родитель должен направлять ребенка, проявлять последовательность, учить сотрудничеству и поощрять позитивное взаимодействие с другими, когда ребенок решает: «Хорошо ли быть мной?»
С другой стороны, если на ребенка кричат за то, что он любопытный ребенок, у него ограниченные возможности исследовать окружающую его среду и он сталкивается с непоследовательным или враждебным руководством, ребенок, скорее всего, станет парализован страхом, стыдом и сомнением.
Стадия III: Цель – обучающая инициатива против чувства вины, от 3 ½ до 5 лет
Эта стадия сосредоточена на способности ребенка сотрудничать с другими, осваивать свои телесные функции (приучение к туалету), взаимодействовать с окружающей средой и далее развивать приемлемые навыки общения. То, как дети воспитываются и контролируются, играет роль в их способности развивать инициативу или подвергать сомнению свои способности. Ребенок определяет: «Можно ли мне делать, двигаться и действовать?»
Родителям рекомендуется использовать поощрение, чтобы способствовать самостоятельности и подпитывать свое любопытство с помощью обучающих моментов. Это время, чтобы избежать борьбы за власть. Это время, когда у детей начинают развиваться предпочтения, интерес и желания через естественное любопытство.
Дети с новообретенной подвижностью и ловкостью склонны к исследованиям и испытаниям. Они исследуют безопасную и небезопасную территорию, требуя наблюдения, дополненного поощрением, а иногда и отвлечением внимания. Они учатся уравновешивать риск и самоограничения.
Тем не менее, дети с нарушением подвижности, которые могут быть не такими подвижными, все же нуждаются в возможности исследовать, учиться, делиться и получать предпочтения, интересы и желания. Им необходимо развить чувство некоторого контроля над своим окружением, самодостаточности и способности делать выбор. Все дети должны пройти этот этап с инициативой и чувством выполненного долга.
Детям следует предоставить возможность выполнять задания, начиная задания и заканчивая их самостоятельно. Их вновь обретенная независимость и контроль над своим окружением могут сопровождаться приступами разочарования из-за того, что они не могут достичь того, что задумал их разум. Им потребуется руководство в выполнении реалистичных и соответствующих возрасту занятий.
Согласно Эриксону, если ребенку отказывают в возможности выполнять задачи, на которые он способен, или его разочаровывают выговорами или насмешками при попытке обрести чувство автономии, дети уязвимы для чувства разочарования и агрессивного поведения, такого как бросание предметов. , удары, укусы и попытки привлечь внимание. Часто первым инстинктом родителей было бы дисциплинировать их или отказать им в выполнении их задачи. Однако вспышку следует рассматривать как обучаемый момент, который вместо этого может потребовать отвлечения внимания или предоставления ребенку двух приемлемых вариантов.
Дети, столкнувшиеся с борьбой за власть между родителем и ребенком или неконструктивными методами дисциплины, часто впадают в чувство вины, стыда и неуверенности в себе на стадии III и могут формировать отношения созависимости со взрослыми. В школе им может не хватать уверенности, чтобы чувствовать себя достойными частью группы или команды. Им может не хватать чувства инициативы, полномочий и мотивации. Ребенок, который зависит от родителей в плане одобрения своих занятий, будет менее склонен чувствовать себя уверенно в общении с другими детьми в школе или во время игр. Точно так же другие дети чувствуют эту разницу в ребенке, что может заставить их избегать дружеских отношений.
Стадия IV: Компетентность — переживание трудолюбия против неполноценности, от 5 до 12 лет
Стадия IV возникает в раннем школьном возрасте, когда у детей есть врожденное желание общаться и играть с другими детьми. На этом этапе дети уходят из гнезда в школу или другие детские дома. Здесь они учатся взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в соответствии с принятыми правилами и нравами других.
Они адаптируются к интересным структурированным занятиям, включая спорт. Этикет в классе, требования к выполнению домашних заданий и командные действия, которые способствуют развитию структуры, сотрудничества и социального ухода.
Это важнейший этап, когда детям младшего школьного возраста предоставляется возможность добиваться успехов, получать похвалу и добиваться успехов — строительные кирпичики уверенности в себе. Благодаря положительной поддержке со стороны родителей, учителей и сверстников у них развивается чувство инициативы и мотивация к достижению успеха по мере роста их уверенности в себе. Они чувствуют себя принятыми.
Обычно ребенок, вступающий в эту стадию, прошел предыдущие стадии с инициативой, самостоятельностью и доверием. Ребенок использует свое чувство выполненного долга и уверенность в себе, чтобы взаимодействовать с другими в более структурированной среде, наполненной правилами и требованиями.
Если ребенок, выходящий из Стадии III, перешел в Стадию IV с низкой самооценкой и парализован страхом при принятии собственного выбора или взаимодействии с другими, он или она, вероятно, почувствует чувство неполноценности и откажется от групповой деятельности и взаимодействия. Ребенку может не хватать уверенности в своих силах, сомневаться в своей способности принимать решения, быть склонным к поражению и чувству вины в командных упражнениях.
Этот этап может быть сложным для родителей ребенка с инвалидностью. У них может возникнуть соблазн защитить ребенка от других из-за желания защитить его от насмешек, насмешек или даже издевательств. Родители переживают, примут ли их ребенка другие. Родителям придется сопротивляться искушению изолировать своего ребенка и изолировать его из-за страха перед неизвестным.
Детям с ограниченными возможностями на этом этапе требуется дополнительная поддержка. Родители должны избегать изоляции ребенка от социализации, так как это этап социального развития, который позволит ребенку почувствовать себя частью группы и обрести уверенность в себе, чтобы быть равным среди сверстников.
На этом этапе ребенок определяет, как он вписывается в мир людей. Они открывают свои особые таланты и ценности. Необходимо приложить все усилия, чтобы поощрять преследование их интересов и быть с другими людьми, имеющими такие же интересы. Они требуют способности преуспеть в дружбе и испытать узы.
Стадия V: Верность – обретение идентичности или смешение ролей, от 13 до 19 лет
Стадия V, заключительная стадия детства, включает в себя осознание подростком того, кто он есть и кем он может стать во взрослом возрасте. Подростковый возраст может быть трудным переходным периодом во многих отношениях. Ребенок развивается во взрослую жизнь через множество физических, эмоциональных и социальных проблем. Они осознают свои изменяющиеся тела, свою сексуальную идентичность, свою потребность в независимости и роль, которую они будут играть в обществе. Это годы кризиса идентичности.
На этапе V ребенок определит, кто он или она на самом деле и кем он хотел бы стать. Это может быть период интенсивных социальных экспериментов; Во время этой фазы наиболее вероятны своеволие и бунт.
Для учащихся с особыми потребностями система образования начинает переводить учащегося с инвалидностью во взрослую жизнь в возрасте 16 лет. Им в большей степени, чем трудоспособным учащимся, рекомендуется планировать свой путь во взрослую жизнь. Прилагаются усилия для развития самодостаточности, навыков независимой жизни и ориентирования в обществе без руководства или зависимости от своей семьи, когда это возможно. Это включает в себя гигиену, финансовое планирование, общественный транспорт, жилье, обучение навыкам или планирование колледжа.
Если ребенок входит в Стадию V с чувством вялости и отсутствия мотивации, развившимся в конце Стадии 4, он или она, скорее всего, станет более замкнутым и зависимым от других. Им может не хватать мотивации, видения и уверенности в своих силах.
Взрослость
Эриксоновские стадии психосоциального развития предполагают, что идентичность, сформированная и испытанная в детстве, вносит свой вклад в идентичность взрослого человека. Он подробно описывает три стадии развития, которые переживаются во взрослой жизни.
Стадия VI: Любовь. Достижение близости или изоляция, от 20 до 24 лет или от 20 до 40 лет
Эта стадия иллюстрирует борьбу за то, чтобы соответствовать сверстникам и партнерам. Это этап в жизни, когда человек находится в поисках близости как основной человеческой потребности в формировании взаимных отношений с другими посредством дружбы, брака или партнерства. По словам Эриксона, когда человеку в детстве предоставляется безопасная, теплая и надежная среда, он естественным образом подходит для формирования таких же отношений с другими людьми во взрослой жизни. Если они развили уверенность и достижения, они используют эти навыки для построения отношений.
Однако для некоторых путь к Стадии V приводит к обратному результату: человек жаждет изоляции, подальше от болезненной реальности отвержения, которую он испытывал на протяжении многих лет. Если в детстве они были разочарованы, осмеяны, замкнуты или недоверчивы, то эти качества могут проявиться в их взрослых отношениях. Если у них низкая самооценка и недостаточная уверенность в своих способностях, это отразится на их способности связываться с друзьями и товарищами.
Стадия VII: Забота – Достижение продуктивности против стагнации, от 25 до 64 лет или от 40 до 64 лет
Стадия VII – это путешествие в средний возраст, когда мы спрашиваем себя: «Могу ли я сделать свою жизнь значимой?» Средний возраст — это время, когда человек приходит к пониманию того, чего он хотел достичь, по сравнению с тем, чего он смог достичь, — как он определяет свою цель в жизни.
На этом этапе предполагается, что существует врожденная потребность в социальной значимости нашей способности быть полезными членами общества, нашего вклада в наш брак, нашей гордости за создание семьи и наших успехов в выполнении гражданского долга. Те, кто в среднем возрасте, сокращают свои кошельки для своих детей, они налаживают новые отношения со своим супругом и изящно принимают роль старения.
Однако для некоторых это путешествие более эгоистично, менее удовлетворительно, менее продуктивно и, возможно, застойно.
Стадия VIII: Мудрость — целостность эго против отчаяния, от 65 до смерти
Стадия VIII — это момент в жизни, когда человек оглядывается назад, чтобы спросить: «Хорошо ли быть мной?» Социально развитые люди будут претендовать на свой жизненный успех, свои достижения и сохранившиеся индивидуальные черты.
Хотя жизнь не всегда благоприятна, общее ощущение хорошо социализированного человека состоит в том, чтобы смириться со своим путешествием, быть довольным достижениями и стареть изящно.
Те, кому предстоит трудный путь по этапам социального развития, могут испытывать некоторое разочарование и растерянность из-за недостигнутых целей.
Узнайте больше
Доверие через театр.
- Последнее обновление
- Сохранить как PDF
- Идентификатор страницы
- 129784
Как обсуждалось в этом чтении, культура является основным компонентом социализации и, таким образом, формирования идентичности. По Эриксону, социальная идентичность развивается через опыт социализации. Конечной целью формирования идентичности является достижение, дающее человеку целостную и целостную личность. Эриксон отмечает, что это происходит через индивидуализацию идентичности, когда дети начинают видеть себя отдельными личностями от группы. В США эту идею может быть сложно применить к детям, выросшим в культурах, которые опираются на коллективистские и взаимозависимые рамки, а не на индивидуализм и независимую ориентацию (Markus & Kitayama, 19).91; Триандис, 1995). В большинстве культур по всему миру дети думают о себе как о части группы, а не как о личности. Концепция самостоятельного мышления ребенка не поощряется и может сделать достижение идентичности, как подчеркивает Эриксон, не распространяемым на все культуры.
Кроме того, на развивающееся чувство собственного достоинства у детей влияет то, как их видят другие – родители, опекуны, учителя, друзья. Для многих детей предвзятость в отношении расы и этнической принадлежности напрямую влияет на чувство психологического благополучия (Kaiser & Wilkins, 2010). Как отмечалось выше, членство в группе или нахождение в стороне от коллектива — это опыт многих людей. Когда групповой опыт и ожидания не принимаются во внимание, его часто можно представить как негативную идентичность в рамках концепции Эриксона.
Ссылки
Эриксон, Э. (1959). Личность и жизненный цикл . Издательство международных университетов.
Эриксон, Э. (1968). Личность: юность и кризис . В.В. Нортон и компания.
Кайзер К.Р., Уилкинс К.Л. (2010). Групповая идентификация и предрассудки: теоретические и эмпирические достижения и последствия. Журнал социальных вопросов. 66(3):461–476
Lumen Learning. (н.д.). 8 стадий психосоциального развития Эриксона.
Марсия, Дж. Э. (1980). Идентичность в подростковом возрасте. В J. Adelson, (Ed.), Справочник по подростковой психологии
(стр.