Социализация как непрерывный процесс. Этапы социализации по Э. Эриксону и Колбергу
Нравственное развитие того или иного индивида может задержаться на определенном этапе, но сам процесс социализации никогда не кончается. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем и пожилом возрасте. Д-р Орвиль Г.Брим-младший (1966) одним из первых высказал мысль о том, что социализация происходит в течение всей жизни. Он утверждал, что существуют следующие различия между социализацией детей и взрослых.
Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации.
Взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их. С возрастом мы понимаем, что даже Джордж Вашингтон иногда был вынужден говорить неправду, а вот дети верят, что существует некий сказочный мальчик, который «всегда говорит правду».
Описание различий между социализацией детей и взрослых, сделанное Бримом, в основном считается правильным.
Эриксон.
Доверие — недоверие (грудной возраст). Когда младенца кормят грудью, ласкают, баюкают, когда меняют ему пеленки, он узнает, в какой мере будут удовлетворены его основные потребности. Если дети чувствуют себя в достаточной безопасности и больше не плачут, когда уходят те, кто о них заботится, можно считать, что они преодолели первый кризис в своей жизни. Однако в некоторой степени недоверие к окружающим может сохраняться, ведь часто кризис разрешается не полностью.
Автономия — стыд и сомнение (1-2 года). Ребенок учится говорить и бегать не падая. Расширяются его знания об окружающем мире. Именно в этот период особенно ярко проявляются стремление детей к самостоятельности и неповиновение авторитету. Однако именно на данном этапе родители обычно стараются приучить их садиться на горшок.
Когда ребенку предъявляют слишком много требований в такой интимной сфере, он испытывает глубокое чувство стыда и собственной неполноценности; тем самым подрывается его стремление к самостоятельности и умение ориентироваться в окружающем мире.Инициатива — чувство вины (3-5 лет). В этот период у детей наблюдаются подвижность, любознательность, работа фантазии. Ярко проявляются дух соперничества и осознание различий между мальчиками и девочками. В результате ребенок конфликтует с окружающими по поводу того, как далеко может заходить его инициатива в демонстрации своих новых способностей.
Трудолюбие — неполноценность (младший школьный возраст). Дети учатся выполнять индивидуальные задания, например, читать, и работать сообща, в группе — участие в действиях, выполняемых всем классом. Они устанавливают отношения с учителями и другими взрослыми людьми. Дети начинают проявлять интерес к реальным жизненным ролям: пожарного, летчика, медицинской сестры. Однако на данном этапе главное значение имеет развитие их уверенности в себе и компетентности, ведь именно в этот период дети начинают усваивать (и воспроизводить в своем воображении) подлинные роли взрослых.
Становление индивидуальности (идентификация) — ролевая диффузия (юность). В этот период происходят два основных события. По своему физическому развитию молодые люди становятся взрослыми и испытывают активное сексуальное влечение; и в это же время им приходится также выбирать свое место в жизни. Юноша или девушка должны решить вопрос об учебе в колледже, найти подходящую работу, выбрать спутника жизни. Неудачи в этих делах могут отрицательно повлиять в дальнейшем на выбор подходящей работы, партнеров, друзей.
Интимность — одиночество (начало взрослого периода). На этой стадии основное значение приобретают ухаживание, брак и другие виды интимных отношений. Человек стремится к искренним, доверительным отношениям с постоянным партнером, однако это не всегда удается, и люди расстаются или разводятся. Если конфликт между интимностью и одиночеством не находит разрешения, может случиться, что в дальнейшем человек будет вступать во временные связи, всегда кончающиеся разрывом.
Творческая активность — застой (средний возраст). На данном этапе люди главным образом осваивают определенную деятельность и родительские функции. Он дает ответы на следующие вопросы: насколько честолюбив тот или иной человек? Выкладывается ли он на работе и с какого момента он проявляет особый интерес к своей карьере? Может ли он дать обществу новых членов, родив и воспитав детей? Каким образом он преодолевает неудачи, возникающие на работе и в связи с воспитанием детей?
Умиротворение — отчаяние (старость). На этой стадии люди подводят итоги своей жизни; некоторые из них спокойно встречают старость, другие испытывают чувство горечи; наверное, в этот период человек по-новому осмысливает свою жизнь. Если люди довольны ею, то создается чувство, что все этапы жизни представляют собой некое целостное единство. Если нет, наступает отчаяние.
Колберг
Колберг выделил шесть стадий нравственного развития личности, которые сменяют друг друга в строгой последовательности аналогично познавательным стадиям у Пиаже. Переход от одной стадии к другой происходит в результате совершенствования когнитивных (познавательных) навыков и способности к сопереживанию (эмпатии). В отличие от Пиаже Колберг не связывает периоды нравственного развития личности с определенным возрастом. В то время как большинство людей достигают, по крайней мере, третьей стадии, некоторые на всю жизнь остаются нравственно незрелыми.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Расчет стоимостиГарантииОтзывы
Две первые стадии относятся к детям, которые еще не усвоили понятий о хорошем и плохом. Они стремятся избежать наказания (первая стадия) или заслужить поощрение (вторая стадия). На третьей стадии начинают формироваться собственные понятия о хорошем и плохом, люди в основном стремятся приспосабливаться к окружающим, чтобы заслужить социальное одобрение. На четвертой стадии люди осознают интересы общества и правила поведения в нем. Именно на этой стадии формируется нравственное сознание: человек, которому кассир дал слишком много сдачи, возвращает её, потому что это «правильно». Как считает Колберг, на последних двух стадиях люди способны совершать высоконравственные поступки независимо от общепринятых ценностей.
На пятой стадии люди осмысливают возможные противоречия между различными нравственными убеждениями. На этой стадии они способны делать обобщения, представлять себе, что произойдет, если все будут поступать определенным образом. Так формируются собственные суждения личности о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Например, нельзя обманывать налоговое управление, ведь если бы все так поступали, наша экономическая система развалилась бы. Но в некоторых случаях может быть оправдана «ложь во спасение», щадящая чувства другого человека.
На шестой стадии у людей формируется собственное этическое чувство, универсальные и последовательные нравственные принципы.
Такие люди лишены эгоцентризма; они предъявляют к себе такие же требования, как и к любому человеку. Наверное, Махатма Ганди, Иисус Христос, Мартин Лютер Кинг и были мыслителями, достигшими этой высшей стадии нравственного развития.Экспериментальные исследования выявили некоторые недостатки теории Колберга. Поведение людей часто не вполне соответствует той или иной стадии: даже находясь на одной и той же стадии, они могут вести себя по-разному в сходных ситуациях. Кроме того, возникли вопросы относительно шестой стадии развития личности: правомерно ли считать что несколько выдающихся деятелей в истории человечества достигли какого-то особого уровня развития своей личности? Быть может, дело скорее в том, что они явились на определенном историческом этапе, когда их идеи обрели особое значение. Однако, несмотря на критику, труд Колберга обогатил наше понимание развития нравственности.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Реферат
Социализация как непрерывный процесс. Этапы социализации по Э. Эриксону и Колбергу
От 250 руб
Контрольная работа
Социализация как непрерывный процесс. Этапы социализации по Э. Эриксону и Колбергу
От 250 руб
Курсовая работа
Социализация как непрерывный процесс. Этапы социализации по Э. Эриксону и Колбергу
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимостьСоциализация как системный процесс: Э. Эриксон
ДОБАВИТЬ В КОНСПЕКТ
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и
запомнить
Сторонники адаптивистского подхода обычно считают, что взрослым приходится преодолевать один за другим ряд отдельных кризисов. Разрешение одного кризиса не всегда помогает выдержать следующий. В отличие от этих теорий развивающий подход подразумевает, что процесс социализации взрослых не исчерпывается преодолением одного кризиса и переходом к другому. Сторонники развивающего подхода полагают, что кризисы создают основу для дальнейшего роста. Социальный психолог Эрик Эриксон одним из первых предложил теорию развития личности в течение всей ее жизни. Согласно теории Эриксона, жизненный цикл развития состоит из восьми стадий; первые пять приходятся на детство, а последние три соответствуют определенным периодам в жизни взрослых. На каждой стадии в жизни индивида возникает специфический кризис, или сомнение, а переход от одной стадии к другой происходит в результате преодоления этого кризиса (даже если он разрешается не полностью). Так, когда мы становимся взрослыми, нам надо решить проблему интимных отношений, выбрав между ними и одиночеством. В это время мы стремимся к открытым, доверчивым отношениям с постоянным партнером (близость). Если это не удается, может произойти разрыв или развод (одиночество). Если проблема выбора между интимностью и одиночеством не решается, может случиться, что всю жизнь мы будем вступать в связь со случайными неподходящими партнерами.
Восемь стадий человеческого развития по Эриксону
Доверие — недоверие (грудной возраст). Когда младенца кормят грудью, ласкают, баюкают, когда меняют ему пеленки, он узнает, в какой мере будут удовлетворены его основные потребности. Если дети чувствуют себя в достаточной безопасности и больше не плачут, когда уходят те, кто о них заботится, можно считать, что они преодолели первый кризис в своей жизни. Однако в некоторой степени недоверие к окружающим может сохраняться, ведь часто кризис разрешается не полностью.
Автономия — стыд и сомнение (1-2 года). Ребенок учится говорить и бегать не падая. Расширяются его знания об окружающем мире. Именно в этот период особенно ярко проявляются стремление детей к самостоятельности и неповиновение авторитету. Однако именно на данном этапе родители обычно стараются приучить их садиться на горшок. Когда ребенку предъявляют слишком много требований в такой интимной сфере, он испытывает глубокое чувство стыда и собственной неполноценности; тем самым подрывается его стремление к самостоятельности и умение ориентироваться в окружающем мире.
Инициатива — чувство вины (3-5 лет). В этот период у детей наблюдаются подвижность, любознательность, работа фантазии. Ярко проявляются дух соперничества и осознание различий между мальчиками и девочками. В результате ребенок конфликтует с окружающими по поводу того, как далеко может заходить его инициатива в демонстрации своих новых способностей.
Трудолюбие — неполноценность (младший школьный возраст). Дети учатся выполнять индивидуальные задания, например, читать, и работать сообща, в группе — участие в действиях, выполняемых всем классом. Они устанавливают отношения с учителями и другими взрослыми людьми. Дети начинают проявлять интерес к реальным жизненным ролям: пожарного, летчика, медицинской сестры. Однако на данном этапе главное значение имеет развитие их уверенности в себе и компетентности, ведь именно в этот период дети начинают усваивать (и воспроизводить в своем воображении) подлинные роли взрослых. Если ребенку не удается преодолеть этот кризис, он чувствует себя неполноценным.
Становление индивидуальности (идентификация) — ролевая диффузия (юность). В этот период происходят два основных события. По своему физическому развитию молодые люди становятся взрослыми и испытывают активное сексуальное влечение; и в это же время им приходится также выбирать свое место в жизни. Юноша или девушка должны решить вопрос об учебе в колледже, найти подходящую работу, выбрать спутника жизни. Неудачи в этих делах могут отрицательно повлиять в дальнейшем на выбор подходящей работы, партнеров, друзей.
Интимность — одиночество (начало взрослого периода). На этой стадии основное значение приобретают ухаживание, брак и другие виды интимных отношений. Человек стремится к искренним, доверительным отношениям с постоянным партнером, однако это не всегда удается, и люди расстаются или разводятся. Если конфликт между интимностью и одиночеством не находит разрешения, может случиться, что в дальнейшем человек будет вступать во временные связи, всегда кончающиеся разрывом.
Творческая активность — застой (средний возраст). На данном этапе люди главным образом осваивают определенную деятельность и родительские функции. Он дает ответы на следующие вопросы: насколько честолюбив тот или иной человек? Выкладывается ли он на работе и с какого момента он проявляет особый интерес к своей карьере? Может ли он дать обществу новых членов, родив и воспитав детей? Каким образом он преодолевает неудачи, возникающие на работе и в связи с воспитанием детей?
Умиротворение — отчаяние (старость). На этой стадии люди подводят итоги своей жизни; некоторые из них спокойно встречают старость, другие испытывают чувство горечи; наверное, в этот период человек по-новому осмысливает свою жизнь. Если люди довольны ею, то создается чувство, что все этапы жизни представляют собой некое целостное единство. Если нет — наступает отчаяние.
Сделай паузу,
насладись
ярким летом!
У нас есть 10. 000 идей, как
раскрасить
твое лето красками.
Создай свой собственный план
и проведи лето незабываемо!
3.4: Объяснение социализации — Социальные науки LibreTexts
- Последнее обновление
- Сохранить как PDF
- Идентификатор страницы
- 2020
- Анонимный
- LibreTexts
Цели обучения
Теория | Основные цифры | Основные допущения |
---|---|---|
Cooley, CH (1902). Общественная организация . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Scribner’s.
Эриксон, Э. Х. (1980). Личность и жизненный цикл . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Нортон.
Фрейд, С. (1933). Новые вводные лекции по психоанализу . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Нортон
Фридан, Б. (1963). Загадка женственности . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: В. В. Нортон; Миллет, К. (1970). Сексуальная политика . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Doubleday
Гиллиган, К. (1982). Другим голосом: Психологическая теория и развитие женщины . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
Кольберг, Л. (1969). Состояния в развитии нравственного мышления и действия . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон.
Мид, Г. Х. (1934). Разум, личность и общество . Чикаго, Иллинойс: University of Chicago Press
Piaget (1954) Piaget, J. (1954). Конструирование реальности у ребенка . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Основные книги.
Райли, Д., Сан-Хуан, Р.Р., Клинкнер, Дж., и Раммингер, А. (2009). Интеллектуальное развитие: соединение науки и практики в условиях раннего детства . Сент-Пол, Миннесота: Redleaf Press.
Эта страница под названием 3.4: Объяснение социализации распространяется под лицензией CC BY-NC-SA 3. 0 и была создана, изменена и/или курирована Anonymous с использованием исходного контента, который был отредактирован в соответствии со стилем и стандартами платформы LibreTexts; подробная история редактирования доступна по запросу.
- Наверх
- Была ли эта статья полезной?
- Тип изделия
- Раздел или Страница
- Автор
- анонимно
- Лицензия
- CC BY-NC-SA
- Версия лицензии
- 3,0
- Программа OER или Publisher
- Издатель, имя которого нельзя называть
- Показать оглавление
- нет
- Теги
- источник@https://2012books. lardbucket.org/books/sociology-comprehensive-edition
Процесс социализации и теория Эрика Эриксона
Социализация — это процесс усвоения норм и идеологий общества. Акт приспособления поведения к нормам культуры или общества называется социализацией.
Социализация происходит на протяжении всей нашей жизни, но самые важные моменты социализации происходят в детстве. Социализация — это средство, с помощью которого младенцы начинают приобретать навыки, необходимые для того, чтобы действовать в качестве функционирующих членов своего общества. Социализация имеет решающее значение не только для усвоения социальных норм, для развития ума, но и для развития эмоций и морали.
Процесс социализации начинается после рождения ребенка в неформальной обстановке.
Неформальная социализация – процесс усвоения ценностей установок, моделей поведения, приобретенных в личной жизни. Агентами неформальной социализации являются семья, друзья, соседи и т. д.
Формальная социализация полностью совпадает с образованием. Но различие между формальным и неформальным не только в школе. Поэтому формальная социализация может быть осуществлена институтами, организациями, группировками с конкретными целями, правилами, обязанностями и обязательствами.
Агенты социализации
1. Семья
2. Школа
3. Сверстники
4. Средства массовой информации
Первичная социализация относится к социализации младенца в первые или самые ранние годы его жизни. Это процесс, посредством которого младенец осваивает язык и когнитивные навыки, усваивает нормы и ценности. Младенец усваивает обычаи данной группы и превращается в эффективного социального участника этой группы. Нормы общества становятся частью личности индивида. У ребенка нет чувства неправильного и правильного. Путем прямого и косвенного наблюдения и опыта он постепенно усваивает нормы, относящиеся к неправильным и правильным вещам. Первичная социализация происходит в семье.
Процесс можно наблюдать на работе вне ближайших родственников, в «группе сверстников». Растущий ребенок усваивает очень важные уроки социального поведения от своих сверстников. Он также учится в школе. Следовательно, социализация продолжается вне и вне семейного окружения. Вторичная социализация обычно относится к социальной подготовке, полученной ребенком в институциональных или формальных условиях, и продолжается на протяжении всей остальной его жизни.
- 1. Ранняя социализация – (Родители, Сверстники, Школа)
- 2. Социализация взрослых – (После брака, Отцовство, Старость)
Эриксон сказал, что каждый человек за всю свою жизнь прошел через восемь взаимосвязанных стадий.
- Этап 1 – Доверие против недоверия
- Стадия 2 – Автономия против стыда и сомнения
- Этап 3 – Инициатива против вины
- Стадия 4 – Трудолюбие против неполноценности
- Этап 5 – Идентичность против замешательства
- Стадия 6 – Близость против изоляции
- Стадия 7 – Генерация против стагнации
- Этап 8 – Целостность против отчаяния
1.
ДОВЕРИЕ VS. НЕДОВЕРИЕ (РОЖДЕНИЕ – 18 МЕСЯЦЕВ)Младенец на этом этапе сталкивается с кризисом. Он зависит от других в удовлетворении своих потребностей. Если это удается, у ребенка развивается чувство доверия, которое продолжается. Если этот кризис не разрешен, он может перенести чувство недоверия и страха во взрослую жизнь. Базовое недоверие, если оно достаточно сильное, может даже вызвать психотический срыв. Человек не доверяет системам реальности других людей.
2. АВТОНОМИЯ VS. СТЫД И СОМНЕНИЕ. (18 МЕСЯЦЕВ-3 ГОДА)
Ребенок становится мобильным в своем мире. Поощряется нахождение выше, чтобы двигаться, это помогает развить чувство независимости, и взрослый проявляет последовательность. Ребенок сталкивается с неудачами и несоответствиями, испытывает стыд и сомнения в своей самооценке. Серьезные попытки приучить ребенка к туалету до того, как ребенок будет способен к самоконтролю, могут привести к такому результату, как безвыигрышная борьба за власть со взрослыми.
3. ИНИЦИАТИВА VS. ВИНА. (3 – 6 лет)
Ребенок находится на стадии, сравнимой с фаллической стадией Фрейда. Его невосприимчивость исследует его или ее среду, пробуя новые вещи. Если родители усиливают это чувство самостоятельности и исследования, у ребенка развивается инициатива. Когда родитель ограничивает ребенка, у него развивается чувство вины.
4. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ VS. НЕДОСТАТОЧНОСТЬ (6-12 лет)
Ребенок, поступающий в школу, сталкивается с новой социальной ролью и получает одобрение от других, выполняя определенные задачи. У ребенка, не развивающего эти навыки и не чувствующего себя принятым на основе компетентного исполнения, разовьется чувство неполноценности. То же самое относится к домашним задачам или задачам, изучаемым вне школ в племенных культурах.
5. ИДЕНТИЧНОСТЬ VS. РОЛЕВАЯ ПУТАНИЦА. (12-18 лет)
Фрейд назвал это генитальной стадией. Человек стремится найти идентичность и место в мире в сексуальном и социальном плане. Пытаются понять, что делать со своей жизнью. На этом этапе, если прошлые переживания интегрированы и прошлые кризисы разрешены, возникает сильная эго-идентичность. Когда эго не сильно, возникает путаница в идентичности.
6. Близость VS. ИЗОЛЯЦИЯ (18-35 лет)
В центре внимания находится потребность в близости. Проблема на этом этапе заключается в неспособности близко общаться с другими. У человека может развиться чувство изоляции, когда он чувствует себя одиноким в мире и ни от кого не зависит.
7. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ VS. ЗАСТОЙ. (35-65 лет)
В зрелом возрасте потребности в близости уже недостаточно и возникает потребность каким-то образом зарождать себя. Умение смотреть вовне на себя на мир способствует этому и при этом быть счастливым. Человек, не способный каким-то образом создать себя, становится поглощенным собой, эгоцентричным и испытывает чувство застоя, задаваясь вопросом, что я сделал со своей жизнью.
8. ЧЕСТНОСТЬ ЭГО VS. ОТЧАЯНИЕ (65 – ДО СМЕРТИ)
Если человек развил чувство единства внутри себя, целостность эго сделает старость счастливым временем.