Этапы становления личности: 6 стадий развития взрослого человека

Содержание

6 стадий развития взрослого человека

Время чтения 10 минут

Этапы развития личности — одна из наиболее интересных и загадочных тем. Всем очень хочется узнать больше о себе, возможностях своего развития, совершенствовать навыки и доводить себя до состояния идеала. Философы и психологи рассматривают эти вопросы с разных точек зрения, поэтому формирование единого мнения в данном аспекте невозможно.

В этой статье вы познакомитесь с такими понятиями как формирование и этапы развития личности, сможете выработать свою собственную точку зрения на социальный вопрос взросления и некоторые методы самопознания.

<<Оглавление>>

7 Этапов развития личности по возрасту

Чаще всего используют возрастную градацию — развитие личности по Фрейду и развитие личности по Эриксону, которые предполагают изменение сознания человека по мере его взросления. Есть и концепция эволюции личности по её социальному и духовному уровню восприятия жизни.

Начнем рассматривать этапы развития личности по возрастному критерию, так как эта теория пользуется наибольшей популярностью и распространена повсеместно.

1. Младенчество

Этот период выделяют Эриксон и Фрейд («Оральная стадия»). На данном этапе закладываются основы личности и отношение к окружающему миру — доверие или недоверие, уверенность или её отсутствие.

Конечно, важную роль в жизни ребёнка играет его мама, которая представляет для младенца целый мир. Ему необходима материнская забота, которая позволяет чувствовать последовательность, узнаваемость в переживаниях. Дальнейшее развитие личности во многом зависит от первых дней жизни.

При наличии доверия ребёнок воспринимает мир в позитивном ключе, как надёжный, предсказуемый, спокойно переносит трудности, даже временное отсутствие матери рядом. При отсутствии материнской заботы в должной мере возникает чувство недоверия, страха и подозрительности. Таким образом, в основе первого периода лежит соотношение: «доверие-недоверие».

2. Раннее детство

Период от 1-го до 3-х лет, соответствует «Анальной стадии» по Фрейду, ребёнок овладевает способностью контролировать свои выделительные функции. Кроме того, малыш становится более крепким физически и может выполнять более сложные действия — ходить, карабкаться, умываться.

Очень часто проявляются призывы к самостоятельности «Я сам», важным моментом является помощь родителей в самостоятельных действиях. Необходимо предоставить возможность для развития личности, становления автономии ребёнка. Если его постоянно опекают и всё за него делают, то это идёт во вред развитию, наравне с необоснованной требовательностью.

Подобные вещи вызывают в дальнейшем неуверенность, слабоволие. При положительном развитии развивается воля и самоконтроль.

3. Дошкольный возраст

Дошкольный возраст, 3-6 лет, ещё называют «Возраст игры», по Фрейду — «Фаллическая стадия», период осознания различия полов. Этот период характерен увеличением социальных взаимодействий — игры, общение со сверстниками и взрослыми, интерес к трудовым делам.

Саморазвитие проявляется в умении брать ответственность за тех, кто меньше или слабее, забота о животных. Основной лозунг: «Я то, что я буду. Сейчас формируется Супер — Эго, в результате понимания социальных ограничений. Возможно обучение и воспитание ребёнка, есть все предпосылки для этого.

Дети испытывают радость от самостоятельных действий, начинают ассоциировать себя с особыми, важными людьми, начинают ставить перед собой цели. К тому же, проявляют фантазию в выборе игр и создании собственных развлечений. Стоит поощрять самостоятельные действия ребёнка, что будет основой для развития инициативности, независимости и помогать в развитии творческих способностей.

4. Школьный возраст

Школьный возраст (6-12 лет), если обратиться к теории развития личности по Фрейду — «Латентный период». Наблюдается успокоение в психике, на первом месте сейчас освоение и изучение внешнего мира, создание контактов. Основой всего является стремление к освоению новых знаний, всему, что важно в пределах общества, где растёт ребёнок.

Главный девиз: «Я то, чему могу научиться». Детям прививается дисциплина и участие в решении различных задач. Есть стремление в проявлении творчества. Дети нуждаются в поддержке взрослых для развития личности. В негативном развитии могут наблюдаться сомнения в себе и собственной компетенции.
Юность

Юность (12-19 лет), идентичность личности и самоопределение. Важный период для становления и развития личности. Этап поиска и самоопределения. Подросток старается определить своё место в этой жизни и выбрать роль, которая подходит для него. Происходит переосмысление жизни и ценностей.

На данном этапе часто всплывают ошибки прошлых периодов, которые были допущены в воспитании ранее. В результате может возникнуть негативная самоидентификация — принадлежность к неформальным группам и более того — наркомания, алкоголизм, нарушение закона. Наблюдается также тенденция создания кумиров и стремления походить на них. При положительном развитии событий наблюдается саморазвитие таких качеств, как верность и способность к самостоятельным решениям, определению жизненного пути.

5. Молодость

Молодость (20-25 лет), начало взрослой жизни. Это период возникновения любви, привязанностей, создания семьи и самостоятельной жизни. В этот период возникает потребность в интимной близости, причём всесторонней, не только на физическом уровне.

Важно наличие взаимных чувств и уважения в отношениях, научиться сливаться с любимым человеком без потери своей идентичности. Человек учится построению межличностных отношений. Если не удаётся обрести этот баланс в отношениях с противоположным полом, то появляется чувство одиночества.

Большое значение в данном периоде оказывает на человека чувство — любовь, которое рассматривается, как доверие к партнёру, верность при любых обстоятельствах, забота о ближнем. Все этапы развития личности необходимо пройти вовремя — «Блажен, кто смолоду был молод…» (А.С. Пушкин), хотя бывает, что развитие идёт с опозданием, и это вполне нормально.

6. Зрелость

Зрелость (26-64 лет), развитие личности проявляется в заботе о подрастающем поколении. Причём, даже при отсутствии детей, при нормальном стечении обстоятельств, больше концентрируют внимание на внешнем мире и помощи другим. В обратном случае возникает «кризис среднего возраста», появляется чувство бессмысленности жизни.

Как правило, к этому времени человек уже достиг определённых результатов в жизни и имеет потребность передавать знания и умения другим, помогать своим детям, внукам. Наблюдается и в достаточной степени.

7. Старость

Старость (от 65 лет), последняя стадия развития личности. Происходит очередное переосмысление жизни, человек всё чаще вспоминает прожитые годы и осознаёт правильность или ошибочность своих поступков и решений. Часто говорят: старость — это мудрость. Для тех, кто прошёл долгий жизненный путь и произвёл анализ своей жизни — так и есть.

Данный этап развития личности приходит, когда уже много всего в жизни удалось пройти, покорить наивысшие вершины. И очень важно быть удовлетворённым, находить радостные моменты в прожитой жизни. Тогда старость будет спокойной и уверенной, а приближение смерти уже не будет страшить, ведь жизнь продолжается в потомках и творениях человека.

Если человек не может обрести спокойствие, то его ждут лишь печали по упущенным возможностям и мучения совести. Поэтому на протяжении жизни нужно стараться жить так, чтобы спустя годы, радоваться своим достижениям и свершениям, писать мемуары и рассказывать внукам о своей жизни.

Вот и произвели мы анализ развития личности на протяжении жизни. Однако, это в идеале, к старости приходит мудрость, а в детстве мы живём импульсами и желаниями. Всё зависит от человека и его желания развиваться, а ещё пережитого опыта и осмысления уроков жизни и ошибок на пути.

В зрелом возрасте выделяют также этапы развития личности, которые основаны на уровне развития разума и духовного наполнения сущности человека. Конечно, мы можем и сознательно влиять на эти процессы, применяя саморазвитие.

6 стадий развития взрослой личности

Этапы взросления описаны с чисто биологической точки зрения и если учитывать мнение Фрейда в этом вопросе, то мы прийдем к извечному вопросу о сексуальности, но так ли все однозначно? Многие согласятся с тем, что теория знаменитого ученого и психотерапевта совершенна и несет в себе структурированную подачу информации о человеке. Но для того, чтобы составить собственное мнение, недостаточно знаний всего одной книге по психоаналитике.

Рассмотрим этапы развития личности человека в другой градации.

1. Этап первобытного человека

Наиболее низкий уровень развития человеческой личности — этап первобытного человека. Поведение человека приближается к животному миру — в основе удовлетворение животных инстинктов. Причём на этой стадии человека мало интересуют социальные вопросы и ограничения.

Если личность застрянет на этом этапе, то это может негативно сказываться на близких людях и окружающих, да и сам человек не может быть счастлив при отсутствии контроля над своими желаниями и потребностями. Всё это ведёт к преступности, нарушению законов общества. Причём сдерживают «человека» лишь уголовный кодекс и в меньшей степени моральные принципы.

У человека этого этапа может возникнуть интерес к другим этапам. Для саморазвития и перехода с этого уровня на следующий необходимо осознание потребности и принятие мысли, что всё возвращается, и негативное отношение к жизни и людям также. Необходимо искоренить насилие на уровне мыслей, подсознательных процессов.

2. Уровень обывателя

Второй уровень — уровень обывателя, который мало думает самостоятельно о жизни, большую часть информации черпает из телепрограмм, журналов и СМИ. При этом не подвергает информацию критическому анализу. Здесь уже есть понимание, что нужно избегать насилия в жизни. И это связывают с кармическим опытом либо воспитанием и более высокоразвитым сознанием человека.

При этом человек в обществе ведёт себя вполне нормально, согласно существующим правилам, а на более тонком уровне, в мыслях, позволяет оскорблять, обвинять, обманывать. Основа этого этапа — потребность в удовольствиях, часто встречаются любители выпить, курильщики или просто чревоугодие.

Если мы вспомним развитие личности по Фрейду, то он говорил о возможности развития таких последствий, регрессии в саморазвитии. Человек может быть вполне адекватным, и при этом в сложных ситуациях или в периоды стресса, скатываться до этого уровня, — начинать поглощать сладости в большом количестве, употреблять спиртное и т. д. Люди пытаются обрести душевное равновесие путём получения удовольствий.

Первоистоки заложены в детстве, часто люди данной категории недополучали любви и внимания в раннем возрасте или родители были слишком требовательны, поэтому «балуют» себя во взрослой жизни.Регрессия возникает, когда человек не может справиться со следующими этапами личностного развития.

Для дальнейшего роста нужно произвести глубокий анализ основ своего поведения, понять и отработать психоэмоциональные причины ранних периодов или вырабатывать навыки преодоления жизненных трудностей другим образом. Во втором случае лечится следствие, в первом — причины этого явления (регрессии).

3. Уровень «начальника»

Следующий этап развития личности — уровень «начальника». При этом не имеют в виду начальника в плане карьерном, хотя профессиональное развитие личности может наблюдаться. В первую очередь человек становится хозяином своих чувств и требует порядка от окружающих его людей. Физиологические потребности уже не являются основными в поведении.

В основе поведения — желание владеть, управлять, подчинять. В отношениях это проявляется в желании завоевать внимание представителя противоположного пола, после чего интерес часто угасает. Только встреча человека более высокого уровня может задержать человека на время. Ведь всегда интересно познание нового, а люди тонкого уровня — очень чуткие и иначе воспринимают жизнь, реагируют на неё.

На подсознательном уровне ищем человека на один уровень выше нашего для дальнейшего развития. Интересно, что человек третьего уровня может общаться с людьми более низкого уровня по необходимости или, если не прошёл все уроки прошлых периодов, возникает регрессия, жизнь отправляет нас на повторное изучение.

Условно первые три периода — это развитие личности в социальном плане, а следующие три этапа — духовное совершенствование, саморазвитие.

4. Период «блаженого»

Этап настоящего взросления, называю периодом «блаженного». Человек уже не концентрирует всё внимание на своё Эго, перестаёт быть ребёнком и готов брать ответственность и заботиться о других людях. Далеко не все люди переходят на этот этап, многие предпочитают оставаться детьми и желают быть центром Вселенной, подчинять себе мир. Люди первых трёх этапов не проявляют интерес к данной теме, их устраивает существующие положение вещей.

Давайте подумаем, может ли быть действительно счастлив такой человек? Даже если исполнятся все желания, то будет осадок, чувство одиночества. Для этого периода характерны изменения в восприятии жизни, появляется глубина чувств и эмоций, приходит понимание, что негативные эмоции и чувства — ненависть, злость, обман не могут радовать человека.

Если третий уровень позволяет обрести социальную позицию и стабильность, то сейчас появляется знания для управления своей силой. Приходит понимание, что жизнь не стоит тратить на переживания, рефлексию, она прекрасна и стоит радоваться каждому прожитому дню, создавая прекрасный мир и помогая близким людям.

В возрастной градации — это период зрелости, однако не все приходят к осознанию необходимых критериев взросления личности и необходимости саморазвития.

5. Этап мудреца

Следующий период называют «этап мудреца». Человек обретает знания по управлению собственным сознанием, возрастает понимание уклада устройства мира и причинно-следственных связей. Приходит осознание, что все события жизни имеют свои первопричины, являются уроками, которые необходимо проработать, чтобы преобразовать картину своей жизни.

Человек учится видеть глубинный смысл всех процессов, переход на пятый этап связан с разочарованием в идеалах мира и познании духовной сущности человека. Важно проходить этапы развития личности постепенно, ибо, если упустить четвёртый период — преодоления гордыни, то возникает ощущение бессмысленности бытия и глубокое разочарование.

При правильном ходе развития, возникает настоящая мудрость и понимание эволюции жизни, развитие личности. Человек этого периода находит баланс во всех проявлениях жизни и реагирует на события спокойно, всегда находит варианты решения. Этот баланс держится на глубинном уровне.

Обычно считают, что мудрость приходит в преклонном возрасте, однако, в первую очередь, её формирование зависит от развития самосознания и жизненных процессов, пережитого опыта. Есть такое выражение — «мудрый не по годам».

6. Просветление личности

На последнем этапе происходит просветление личности. Переход к данному периоду воспринимается как откровение или озарение сознания. Человек вдруг понимает, где настоящая истина, в сознании происходит настоящая революция. При этом личность может жить обычной жизнью, а понимать всё на более тонком уровне.

Просветление — это осознание существования жизни в конкретный момент времени, прошлое и будущее — всего лишь иллюзия. Проявления — успокоение, созерцание жизни, «всё идёт, как надо и произойдёт то, что нужно». Себя человек воспринимает как явление, что спонтанно возникает в реке бытия.

Вспоминаются буддисты, монахи, которые познали жизнь и никуда не спешат. Жизнь — это мысль. Она определяется нашим представлением о ней. Встречаются такие люди и в нашей жизни — они невероятно спокойные и удивляют своей стойкостью к любым жизненным ситуациям.

Вывод

Итак, мы рассмотрели этапы развития личности по разным критериям и затронули истоки формирования личности. Важно понять: независимо от нашего положения на данный момент, всегда есть возможность двигаться вперед и не простаивать время, которое с легкостью можно направить на хорошие дела. Будь то самопознание или развитие собственного бизнеса, построение карьеры или творчества, — используйте все необходимые инструменты и добивайтесь успехов вместе с проектом Саморазвития и Самопознания.

Тематика: Личностный рост

46.Этапы становления личности

Но постепенно у ребенка формируется и «эгоидентичность», чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на то, что идут многие процессы изменения.Формирование эгоиндентичностидлительный процесс, включает ряд стадий развития личности. Каждая стадия характеризуется задачами этого возраста, а задачи выдвигаются обществом.

На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру.

2-я стадия раннего детства связана с формированием автономии и независимости, ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за «мокрые штанишки».

В возрасте 3-5 лет, на 3-й стадии,ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Игра очень важна для развития ребенка, т.е. формирует инициативу, творчество .

В младшем школьном возрасте (4-я стадия)ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический эгос культуры.

Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе.

В подростковом возрасте (5-я стадия)формируется центральная форма эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения – вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к подростку о самоопределении.

 На 6-й стадии (молодость)для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми.

Существуют разные точки зрения на соотношение биологического и социального развития в личности. Одни включают биологическую организацию человека в понятие личности. Другие рассматривают биологическое как заданные условия развития личности, которые не определяют ее психологические черты, а выступают лишь как формы и способы их проявления (А. Н. Леонтьев).Личностью не рождаются – личностью становятся; личность формируется в онтогенезе относительно поздно.Личность не есть пассивный результат воздействия извне на ребенка, а она развивается в процессе его собственной деятельности.

Отношения «Я-Ты» – это целиком взаимные отношения, включающие в себя полное переживание другого. Они отличаются от эмпатии (рассмотрения в воображении ситуации с точки зрения другого), потому что это больше чем «Я», пытающееся отнестись к «другому». «Не существует ‘Я’ как такового, а есть лишь фундаментальное Я-Ты». Это понятие было введено Мартином Бубером.

Бубер полагает, что мир для человека двойствен и это определяется двойственностью отношения человека к миру. Человек может принимать отношение рационалистически-сциентистского типа, которое автор называет также «функциональным», или «ориентирующим». В этом случае мы смотрим на мир только как на скопление безличных предметов и орудий, которые так или иначе могут служить нашим целям и интересам. Такое отношение нам необходимо, чтобы нормально ориентироваться в мире. Для того чтобы пользоваться предметом, следует обозначить его место среди других предметов, т.е. поместить его в то или иное пространство и время, в те или иные причинно-следственные связи.

Т.о. мы познаем Нечто. Там, где есть Нечто, есть и другое Нечто наряду с ним. При этом, считает Бубер, мы подчиняемся установке Я–Оно и используем соответствующий ей язык. Когда человек познает мир как объект, как Оно, мир остается непричастным процессу познания. Он лишь позволяет изучать себя, но не откликается, не соучаствует, ведь с ним ничего не происходит. Подход Я–Оно возможен в отношении предметов, людей и даже Бога. Мир Оно не есть зло сам по себе. Но, будучи единственным, он ущербен и уродлив, поскольку человек здесь отчужден от другого человека, от Бога и от самого себя.

Диалог означает, что мы можем обращаться к чему бы то ни было и к кому бы то ни было как к Ты, как обращаются к личности, к собеседнику, другу, к единственному в мире и неповторимому.

Я и Ты при этом вступают в онтологический диалог, и мир предстает совершенно отличным от мира Оно и несоизмеримым с ним. Пространство, время и причинность здесь исчезают (Бубер в духе кантианства рассматривал их как априорные формы чувственного созерцания). В том случае, когда мы хотим понять два бытия, две субстанции в отношении Я–Ты, эти субстанции «изымаются» из отношения Я–Оно. Объект фактически перестает быть таковым и становится тоже субъектом – равноправным партнером и собеседником в диалоге.

Психосексуальные стадии развития: определение, Фрейд

Оговорка по Фрейду — это когда кто-то ошибочно говорит что-то, что раскрывает его настоящие, бессознательные чувства. Известный пример: Дэвид Кэмерон сказал, что собирает деньги для богатых, а не для бедных.

Наряду с введением термина «оговорка по Фрейду» Зигмунд Фрейд также разработал теорию психосексуальных стадий развития.

  • Мы начнем с рассмотрения Фрейдом стадий психосексуального определения.
  • Затем будет изучена психосексуальная теория Фрейда, и каждая
  • каждая из стадий психосексуального развития Фрейда будет подробно рассмотрена, и для облегчения вашего понимания будут приведены примеры некоторых стадий психосексуального развития.
  • Диаграмма психосексуальных стадий развития обобщает психосексуальные стадии.

Стадии психосексуального развития Определение

Слышали ли вы раньше о Зигмунде Фрейде? Возможно, но знаете ли вы, почему он так знаменит? Фрейд был австрийским неврологом, прославившимся своим развитием психоанализа и психосексуальных стадий развития. Он утверждал, что оба эти принципа основаны на отношениях ид, эго и суперэго.

id — самая рефлексивная и примитивная часть нашего бессознательного. Он отвечает за наше удовольствие, половое влечение и любые другие врожденные реакции или приятное поведение, которые люди не могут контролировать.

Суперэго — это голос разума. Он содержит нашу совесть и личность. Суперэго — это часть нашего бессознательного, которая помогает нам принимать правильные решения.

эго является посредником между ид и суперэго. Он пытается сочетать удовольствие Ид с рассуждениями Супер-Эго.

В психосексуальном развитии человека его Ид, Эго и Супер-Эго развиваются, чтобы помочь ему управлять своим телом и делать правильный выбор.

Психосексуальная теория Фрейда

Фрейд утверждал, что психосексуальные стадии представляют собой установленные периоды развития, через которые проходят дети, в основном сосредотачиваясь на времени от рождения до примерно шестилетнего возраста.

Он сказал, что дети проходят пять стадий развития личности, обычно называемых моделью психосексуальной стадии 9.0024 . Стадии: оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная. Эти разные стадии связаны с движущей силой развития ребенка или либидо , выражающимся в разных формах и частях тела.

Различные фиксации сексуальных побуждений или инстинктивных влечений представляют стадии психосексуального развития. В процессе роста другие части тела становятся более заметными, что и будет источником возможных разочарований или удовольствий.

Описывая развитие личности и психосексуальные стадии, Фрейд хотел сказать, что развитие связано с высвобождением кульминационной энергии Ид по мере взросления ребенка. Фрейд использовал термин «сексуальный» для описания приятных действий и мыслей.

Приятный может означать приятный, а также сексуальный.

Фрейд подчеркивал важность первых пяти лет жизни ребенка для формирования его личности.

То, как ребенок справляется с конфликтами и их разрешением на этих этапах, определяет некоторые события детства, которые будут формировать его поведение и опыт во взрослой жизни.

Ид, например, нужно контролировать, чтобы он мог удовлетворять свои социальные потребности. Эго и Суперэго также развивают и уравновешивают потребность в удовлетворении и социально приемлемом поведении для осуществления этого контроля.

Фрейд считал, что прежде чем перейти к следующему этапу, нужно разрешить конфликт. На каждом этапе есть определенный конфликт, и если человек не разрешит его, в дальнейшей жизни у него разовьется фиксация.

Стадии психосексуального развития Фрейда

Давайте рассмотрим каждую из стадий психосексуального развития Фрейда.

Психосексуальные стадии развития: оральная стадия

Эта стадия происходит между рождением и первым годом жизни. оральная стадия — это опыт удовольствия, воспринимаемый через рот. Эта стадия связана с едой и удовольствием от кормления сосками и сосания большого пальца.

Они играют важную роль в течение первого года жизни ребенка. Когда детям около года, они начинают отвыкать от многих из этих вещей. Если опекуны не справятся с этим, это может привести к конфликту.

Рис. 1. Оральная фиксация.

Что произойдет, если конфликты не будут разрешены на этом этапе? По Фрейду, последствия неразрешенных конфликтов на этом этапе относятся к месяцу.

Курение, переедание, чрезмерное употребление алкоголя, кусание ногтей, чрезмерный сарказм или излишняя критика могут быть примерами оральной фиксации.

Ребенок также мог быть отлучен от груди либо слишком рано, либо слишком поздно, что привело к фиксации для снятия беспокойства.

Психосексуальные стадии развития: анальная стадия

анальная стадия продолжается до третьего года жизни после того, как ребенок прошел оральную стадию. На этом этапе основное внимание уделяется анусу. На этой стадии дети испытывают удовольствие от дефекации и опорожнения мочевого пузыря.

Анальная стадия является решающей стадией развития эго. Через приучение к горшку ребенок осознает социальную реальность посещения туалета.

Таким образом, на этом этапе дети узнают правила общества.

Что произойдет, если конфликты не будут разрешены на этом этапе? Фрейд предполагает, что склонность к анальной фиксации может проявляться двумя способами:

  • анальная ретенция , которая проявляется в навязчивом перфекционизме.

  • Анальное изгнание , которое проявляется в беспорядке и легкомыслии.

Психосексуальные стадии развития: фаллическая стадия

фаллическая стадия происходит между третьим и шестым годами жизни, в течение которых развивается супер-эго. Акцент делается на половых органах. По мнению Фрейда, на этой стадии ребенок проходит через Эдипов комплекс.

Это важный момент для преодоления бессознательных желаний, направленных к матери у мальчиков и к отцу у девочек. Происходит идентификация с отцом у мальчиков или с матерью у девочек.

Эдипов комплекс происходит из греческого мифа, в котором Эдип женится на своей матери после убийства своего отца. Когда Эдип обнаружил это, он изуродовал себя, выдавив себе глаза. Фрейд предполагал, что мальчики испытывают сексуальное влечение к своим матерям и хотят обладать ими исключительно, а для этого им придется избавиться от отца. Если отец поймет это, он сможет избавиться от того, что сын любит больше всего: от пениса. Затем мальчик подражает отцу и берет на себя мужскую роль, чтобы преодолеть это.

Комплекс Электры относится к девушкам, которые желают своих отцов. Они знают, что у них нет пениса, что приводит к зависти к пенису. Девочки подавляют свою зависть к пенису и вместо этого сосредотачивают свое желание на отце, обвиняя мать в отсутствии у них пениса. Позже девочка больше ассоциируется с матерью и берет на себя ее женскую роль, по Фрейду.

Если неразрешенные конфликты не разрешены на этом этапе, они проявляются в безрассудном и нарциссическом поведении.

Психосексуальные стадии развития: латентная стадия

Сексуальное энергетическое влечение предыдущей стадии становится латентным, поэтому ребенок может сосредоточиться на окружающем мире. Фокус этапа задержки скрыт. Он начинается примерно в шестилетнем возрасте и продолжается до полового созревания.

На этом этапе происходит много общего роста и получения новых знаний.

Рис. 2. Латентный этап сосредоточен на обучении.

Психосексуальные стадии развития: генитальная стадия

Генитальная стадия является последней стадией, которая достигает кульминации в психосексуальной энергии в гениталиях. Она направлена ​​на формирование отношений взрослых. На этом этапе основное внимание уделяется формированию романтических отношений, которое происходит после полового созревания.

Фрейд считал, что эти романтические и приятные отношения были только в рамках гетеросексуальных отношений.

Любая фиксация на предыдущей стадии может привести к тому, что человек предпочтет сексуальное удовольствие на этой стадии (например, человек с фиксацией на оральной стадии предпочтет оральный секс).

В ходе этого процесса формируются эго и суперэго, и ребенок сталкивается с конфликтами между неудовлетворенными желаниями и социальными нормами.

Индивидуум не может разрешать конфликты на любой психосексуальной стадии. В этом случае у них впоследствии могут развиться психологические проблемы из-за фиксации на той или иной фазе.

Таблица стадий психосексуального развития

Давайте взглянем на таблицу стадий психосексуального развития, чтобы получить краткий обзор стадий психосексуального развития Фрейда.

Стадия

Описание

Последствия нерешенного конфликта

ORAL: 0–1753 9015 9015 9015 9015 9015 9015 9015 9015 9015 9015 9015 9015 9015 9015 9015 9015 9015 9015 9015 9015 9015 9015 9015 9015 9015 9015 9015 9015. объект желания.

Оральная фиксация – курение, грызение ногтей, саркастическая, критическая.

Анальный секс: от 1 до 3 лет

Наслаждение сосредоточено на анусе. Ребенок находит удовольствие в сдерживании и изгнании фекалий.

Анальный ретентив – перфекционист, навязчивый.

Анальное изгнание – бездумное, грязное.

Фаллический: 3-5 лет

Наслаждение сосредоточено на области гениталий. Ребенок испытывает Эдипов комплекс или комплекс Электры.

Фаллическая личность – нарциссическая, безрассудная, возможно гомосексуальная.

Латентность: 6 – Половое созревание

Ранние конфликты вытесняются, и меньше фокусируется на сексуальных фиксациях.

Половые органы: После полового созревания

Сексуальные желания становятся осознанными с началом полового созревания.

Трудности в налаживании гетеросексуальных отношений.

Примеры психосексуальных стадий развития

Давайте рассмотрим примеры психосексуальных стадий развития по Фрейду.

  • Малышка любит свою пустышку и всегда хочет, чтобы она была у нее во рту. Фрейд сказал бы, что она находится на стадии оральной фиксации в своем развитии, поскольку ей всегда нужно что-то держать во рту.

  • Трехлетний ребенок начинает копировать своего отца. Фрейд сказал бы, что ребенок осознает, что он одного пола, и узнает о мужественности.

  • В средней школе ученик сосредоточен на обучении и развитии новых дружеских отношений. Фрейд поместил бы этого студента на латентную стадию развития, поскольку он меньше внимания уделяет собственному телу и репродуктивным органам.

Психосексуальные стадии развития – основные выводы

  • Определение психосексуальных стадий – это стадии, переживаемые детьми, связанные с движущей силой детского развития или либидо, выражающейся в различных формах и частях тела.
  • Фрейд утверждал, что дети проходят пять стадий в развитии своей личности, которые обычно называют стадиями психосексуального развития Фрейда.
  • Стадии: оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная.
  • Различные стадии связаны с движущей силой детского развития или либидо, выраженным по-разному и в нескольких частях тела.
  • Примерами психосексуальных стадий развития, которые предполагают, что ребенок зациклен на определенной стадии, являются нарциссические тенденции или трудности в установлении отношений.

Stages of Personality Development — 2752 Words

Table of Contents

  1. Introduction
  2. Sigmund Freud’s Psychosexual Theory
  3. Erik Erikson’s Psychosocial Theory
  4. Conclusion
  5. Reference List

Introduction

Личность относится к характеристикам человека, которые отличают его/ее от других людей в различных обстоятельствах. Развитие личности происходит в результате взаимодействия между генетическим составом человека и окружающей средой. Развитие личности начинается еще до рождения и находится под влиянием многих внешних факторов.

Для объяснения концепции развития личности было изобретено множество теорий. В этом обсуждении рассматриваются этапы развития личности, разработанные Зигмундом Фрейдом и Эриком Эриксоном. Психоаналитическая теория была разработана Зигмундом Фрейдом и рассматривала эмоциональное развитие с сексуальной точки зрения. Позже эта теория была модифицирована Эриком Эриксоном, который сосредоточил внимание на роли социальных взаимодействий в развитии личности.

Психосексуальная теория Зигмунда Фрейда

Согласно теории Зигмунда Фрейда, у развивающегося ребенка есть определенные «эрогенные зоны», такие как анус, рот и гениталии, которые чувствительны на каждом этапе. Поэтому ребенок ориентируется на то, что стимулирует его «эрогенные зоны» на каждом этапе. Потребности ребенка на каждом этапе необходимо удовлетворять, иначе он застрянет на этом этапе, и это отразится на нем во взрослой жизни. Фрейд выделил пять стадий развития, которые включают оральную, анальную, фаллическую, латентную и генитальную стадии (Engler, 2008).

Оральная стадия начинается с рождения ребенка. Этот этап длится около полутора лет. На этом этапе основным объектом внимания ребенка является рот, и ребенок большую часть времени сосет и пытается все положить в рот. На этом этапе Эго и Суперэго еще не полностью развиты и поэтому ребенок использует Ид.

Со временем малыш понимает, что удовлетворение его потребностей может произойти не сразу, и поэтому он должен вести себя определенным образом, чтобы ускорить это. Например, ребенок плачет, когда хочет удовлетворить свои потребности. Когда ребенка отлучают от груди, он испытывает чувство утраты и ребенок понимает, что он не всегда должен получать то, что хочет. У ребенка, чьи требования не удовлетворяются на этом этапе, развивается личность сарказма, зависти, пессимизма и подозрительности.

Слишком большое или слишком малое оральное удовлетворение оказывает негативное влияние. У человека, застрявшего на этой стадии, во взрослом возрасте могут развиться такие привычки, как грызть ногти и жевать такие вещи, как ручки. Тот, кто не получает достаточного орального удовлетворения на этом этапе, также может развить привычку чрезмерно есть и пить. Однако ребенок, чьи потребности удовлетворяются на этом этапе, становится оптимистом и восхищается окружающей средой (Engler, 2008).

Анальная стадия начинается, когда ребенку около полутора лет; когда он/она начинает обучаться пользованию туалетом. На этом этапе внимание ребенка сосредоточено на выведении отходов жизнедеятельности. Ребенок может либо удалить, либо сохранить отходы. То, как родители справляются с этим конфликтом, определяет его разрешение.

Этот кризис разрешается, когда ребенку удается приспособиться к требованиям родителей, и родители разумно обращаются с ребенком. Таким образом, со временем ребенок поймет важность порядка и чистоты и, следовательно, станет взрослым, обладающим самоконтролем. Если родители очень суровы, когда приучают ребенка пользоваться туалетом, ребенок может решить подчиниться и развить в себе дисциплинированность.

Однако ребенок, который отказывается подчиняться требованиям родителей, в конечном итоге оказывается хулиганом. Ребенок, которому нравится безответственно испражняться, в конечном итоге станет небрежным, безрассудным, неряшливым, дерзким и неорганизованным. С другой стороны, ребенок, которому нравится продлевать задержку отходов организма, в конечном итоге становится аккуратным, скупым, упрямым, точным и аккуратным. Этот этап длится около двух лет (Larsen and Buss, 2009).).

Далее идет фаллическая стадия, на которой внимание ребенка сосредоточено на области гениталий. Дети осознают различия в своем теле и телах других детей противоположного пола. На этом этапе ребенок одержим родителем противоположного пола и желает избавиться от другого. Ребенок мужского пола будет желать обладать матерью, но видит в своем отце помеху. Он начинает завидовать отцу, которого считает своим соперником в борьбе за материнскую любовь.

Однако мальчик боится, что отец может его кастрировать. Когда мальчик понимает, что не может обладать матерью, он пытается походить на отца, чтобы завоевать ее. Поэтому он пытается приобрести черты своего отца. Таким образом, он усваивает свою мужскую сексуальную роль, и это знаменует собой разрешение кризиса. С другой стороны, девочка понимает, что у нее нет полового члена, и начинает страстно желать его иметь. Она винит свою мать в отсутствии у нее пениса и у нее развивается «зависть к пенису».

Она чувствует, что не может владеть матерью, так как у нее нет пениса. Когда она понимает, что не может получить мать, ее тянет к отцу. Девушка усваивает свою сексуальную роль, пытаясь стать похожей на мать, чтобы обладать отцом. Таким образом, конфликт разрешается.

Неспособность разрешить этот конфликт может привести к очень низкой самооценке женщин, желанию доказать свое превосходство над мужчинами или развитию привычки флиртовать с мужчинами. Для мужчин неспособность преодолеть эту стадию приводит к завышенным устремлениям и высокомерию. Неспособность разрешить конфликты на этом этапе и идентифицировать себя с родителем того же пола приводит к безрассудству, гордыне, страху перед близкой любовью и состояниям, подобным гомосексуализму (Larsen and Buss, 2009).).

Следующая стадия — латентный период, когда сексуальные желания ребенка остаются неактивными. На этом этапе дети сосредотачиваются на других занятиях, таких как игры, учеба и дружба с представителями своего пола. Эта стадия происходит непосредственно перед половым созреванием. Неспособность преодолеть конфликты на фаллической стадии может повлиять на человека на этой стадии и помешать ему/ей заниматься ожидаемой деятельностью (Larsen and Buss, 2009).

Следующая стадия — генитальная. На этом этапе внимание ребенка снова переключается на половые органы, и он начинает заводить дружеские отношения с людьми противоположного пола. На этом этапе люди пытаются отделиться от родителей и разобраться с конфликтами, которые не были разрешены на более ранних этапах.

Ребенок, разрешивший все конфликты на фаллической стадии, будет иметь здоровые и правильные отношения с представителями противоположного пола. Однако ребенок, не преодолевший конфликты на этом этапе, в конечном итоге будет иметь проблемные отношения с противоположным полом (Larsen, Buss, 2009).

Теория Зигмунда Фрейда имеет несколько недостатков. Во-первых, личность не может развиваться только на основе сексуальности. Эрик Эриксон также не согласен с концепцией развития личности только на основе сексуального влечения. Более того, этапы развития подтверждаются не какими-либо научными данными, а исследованиями конкретных случаев. Вопреки теории Фрейда о том, что у человека не может быть эго и суперэго с раннего возраста, исследования показывают, что эти сущности проявляются у детей раньше, чем в предполагаемом им возрасте (Ewen, 19).98).

Эриксон также считает, что развитие личности происходит поэтапно. Однако он не согласен с теорией психосексуальных стадий Зигмунда Фрейда. Он считает, что развитие личности происходит в результате социального взаимодействия с окружающей средой. Благодаря взаимодействию с окружающей средой у людей развивается эго.

На каждом этапе развития человек стремится стать компетентным. Если кому-то удастся успешно пройти этап, его эго поднимется, и у него разовьется чувство компетентности. Однако неспособность правильно управлять сценой приведет к ощущению неполноценности. На каждом этапе человек проходит через конфликт, который может либо построить, либо разрушить его личность (Engler, 2008).

Первая стадия развития личности — это стадия доверия или недоверия, которая возникает с момента рождения ребенка до достижения им возраста одного года. На этом этапе ребенок беспомощен и полностью зависит от других, кто позаботится о нем/ней. У младенца разовьется чувство доверия или недоверия в зависимости от заботы, которую он/она получает от родителей.

Если люди, ухаживающие за ребенком, способны эффективно заботиться о ребенке, у него разовьется доверие, и он всегда будет чувствовать себя в безопасности. Однако, если родители ребенка проявляют неприятие и пренебрежение к ребенку, у него разовьется недоверие и чувство незащищенности. У этого ребенка может развиться депрессия в детстве, и это может продолжаться даже во взрослом возрасте (Larsen and Buss, 2009).).

На следующем этапе у детей развивается чувство контроля над функциями тела и чувство автономии. Это происходит в возрасте от одного до трех лет. Дети начинают делать выбор между едой, одеждой и игрушками. На этом этапе у ребенка может развиться либо автономная личность, либо личность сомнения или стыда.

Самостоятельный ребенок всегда исследует окружающую среду и пытается сделать новые открытия самостоятельно. Ребенок, который развивает чувство сомнения или стыда, менее уверен в себе и менее заинтересован в изучении нового окружения. Если ребенок успешно пройдет этот этап, у него разовьется чувство защищенности и уверенности в завтрашнем дне. Те, кто не справляется с этой стадией, в конечном итоге испытывают чувство неполноценности и сомнения на протяжении всей своей жизни (Newman and Newman, 2007).

Прежде чем дети пойдут в школу, они проходят еще один этап, на котором у них может развиться чувство инициативы или вины. Обычно это возраст от трех до шести лет. На этом этапе дети развивают свою личность, взаимодействуя с другими через игру и другие виды деятельности.

Те, у кого развито чувство инициативы, склонны выполнять задачи до конца. Однако дети, у которых развивается чувство вины, будут неохотно выражать себя и свои интересы и не захотят выполнять сложные задачи. Если ребенок справится с этой стадией, у него разовьется чувство способности и чувство лидерства. Те, кто не пройдет этот этап успешно, в конечном итоге будут чувствовать себя виноватыми, сомневаться в своих способностях и лишены изобретательности (Левингер, 19 лет).97).

В возрасте от пяти до одиннадцати лет дети проходят стадию трудолюбия или неполноценности. Взаимодействуя с другими, дети начинают гордиться своими достижениями и талантами. Дети, у которых развито чувство трудолюбия, любят брать на себя ответственность, потому что верят в свои способности. С другой стороны, дети, у которых на этом этапе развивается чувство неполноценности, ненавидят обязанности, потому что сомневаются в своей способности удовлетворительно выполнять эти задания.

Родители, учителя и другие люди могут способствовать развитию чувства неполноценности или трудолюбия. Если дети получают поддержку от своих учителей и родителей за свои способности и достижения, у них разовьется чувство мастерства и уверенности в своих способностях. Однако те, кто не получает никакой поддержки от учителей или родителей, в конечном итоге сомневаются в своей способности добиться успеха в жизни (Loevinger, 1997).

Следующая стадия происходит в подростковом возрасте, и у людей может развиться либо чувство идентичности, либо замешательство. Это происходит в возрасте от 12 до 18 лет. Люди, у которых есть чувство идентичности, будут иметь чувство направления в жизни и будут очень уверены в том, кем они хотели бы стать в жизни.

По этой причине они проходят эту стадию, сосредоточившись на достижении этой цели, и их самооценка будет высокой. Однако люди, которые испытывают чувство замешательства, будут вести жизнь, лишенную цели или направления, и не будут уверены в том, кем они хотят стать в жизни.

Такие люди не будут стремиться к достижению каких-либо целей в жизни и будут вести жизнь без каких-либо планов на будущее. Самооценка таких людей может быть низкой. На этом этапе люди открывают себя, и если они получают достаточную поддержку, у них развивается хорошее чувство независимости, самосознания и контроля. Те, кто не пройдет успешно через эту стадию, в конечном итоге не будут уверены в своей жизни и останутся в замешательстве и неуверенности в себе в будущем (Левингер, 19 лет).97).

Следующим этапом является ранняя взрослость, от 18 до 35 лет, когда люди начинают развивать личные отношения. На этом этапе у людей может развиться чувство близости или изоляции. Люди, которым удается развивать здоровые отношения на этом этапе, в конечном итоге имеют надежные и преданные отношения в будущем.

Эти люди смогут установить стабильные отношения, которые могут закончиться браком. Однако те, кто терпит неудачу на этом этапе, в конечном итоге имеют плохие отношения и чувство одиночества, депрессии и изоляции. У таких людей будет очень мало друзей, и им будет трудно вступать в серьезные отношения, которые могут привести к браку (Larsen and Buss, 2009).).

Когда человек вступает во взрослую жизнь, у него может развиться либо продуктивная, либо стагнирующая личность. На этом этапе люди строят свою семью и карьеру. Человек, который развивает в себе чувство продуктивности, будет склонен к какой-либо продуктивной работе и будет стремиться помогать другим.

Человек, переживающий застой, не будет заниматься продуктивной работой и не захочет помогать другим. Люди, добившиеся успеха в своей карьере и семейной жизни, в конечном итоге будут чувствовать себя продуктивно, поскольку они вносят свой вклад в общество. Однако те, кто не преуспевает в своей карьере и семейной жизни, в конечном итоге будут чувствовать себя бесплодными и непродуктивными в жизни (Larsen and Buss, 2009). ).

Заключительный этап развития личности по Эриксону приходится на пожилой возраст. На этом этапе люди оглядываются на то, как они прожили свою жизнь, и у них может развиться чувство отчаяния или цельности. Люди, которые смотрят на свою жизнь и чувствуют, что достигли своей цели, развивают чувство чести и удовлетворения и почти не жалеют.

Приближаясь к смерти, они чувствуют покой и чувствуют, что достигли всего, чего когда-либо хотели. Поэтому они не боятся умереть, поскольку нет ничего, что они хотели бы изменить, если бы им дали еще один шанс. Они абсолютно довольны тем, как прожили свою жизнь. С другой стороны, люди, которые на этом этапе оглядываются назад и чувствуют, что потратили свою жизнь впустую и не осуществили свои мечты, будут сожалеть.

Они пожалеют, что прожили свою жизнь по-другому. Следовательно, они в конечном итоге будут чувствовать горечь и отчаяние. У них может развиться ощущение, что жизнь бесполезна. Эти люди также боятся смерти, так как хотят получить еще один шанс или больше времени на жизнь, чтобы они могли действовать по-другому и исправить ошибки, совершенные в прошлом (Loevinger, 1997).

Несмотря на то, что теория развития личности Эриксона расширила понимание людьми социального развития, у нее есть некоторые недостатки. Теория неясна и не указывает истинных причин развития личности. Он не дает четкого объяснения факторов, заставляющих людей развиваться по-разному, и влияния каждого этапа на личность человека.

Теория также не дает четкого объяснения способа преодоления кризисов на каждом этапе и перехода к следующему. В нем также не указывается, что должен делать человек, чтобы успешно преодолеть проблемы, возникающие на каждом этапе (Newman and Newman, 2007).

Более того, все этапы не совпадают с этапами, которые проходят все люди в жизни. В некоторых культурах между детством и взрослой жизнью очень мало времени, чтобы раскрыть свою личность, поскольку люди женятся в раннем возрасте. В других сообществах у человека нет свободы выбора, поскольку большинство из них делают родители, например, выбор карьеры или партнера по браку (Newman and Newman, 2007).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *