Примеры восприятия: Приведите свои примеры ощущения и восприятия.

Сенсорное восприятие и эмоциональный интеллект: знаем, развиваем, расслабляем

С первой минуты рождения ребёнка запускается непрерывный процесс познания — активная работа всех органов восприятия. Малыш слышит миллион новых звуков, доносящихся с разных сторон родильной палаты, и тысячи запахов, среди которых способен моментально различить родной запах маминой груди. Ему невыносимо холодно и неожиданно сухо. Зрение младенца ещё не сформировалось окончательно — сетчатка и зрительные нервы не дозрели, но он уже видит, пусть нечётко и не все цвета. С каждым днём малыш способен получать и воспринимать всё больше информации, зреют и развиваются все сенсорные системы его организма. Отныне и всегда работа этих систем будет сопровождать жизнь человека, поэтому очень важно относиться к ним бережно, внимательно, не забывая проводить «диагностику» и своевременно отправлять «на сервис».

Как же мы не сходим с ума в этом ежеминутном потоке сенсорной информации, что позволяет нам комплексно перерабатывать её, выделяя главное и отбрасывая второстепенное, запоминая важное и не обращая внимание на ненужные детали? Ответы на все эти вопросы знает Виктория Шиманская, психолог, автор методики развития эмоционального интеллекта и социальных навыков детей «Академия Монсиков».

Виктория Шиманская, доктор психологии, ведущий российский эксперт в области развития эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект

Чем больше он развит, тем более точно мы способны оценивать и воспринимать окружающую нас среду, находиться в состоянии осознанности момента через эффективную работу всех сенсорных систем.

Жить настоящим и чувствовать все краски и грани этого мира — составляющие жизни счастливого и успешного человека.

Поэтому в рамках разработанной нами методики развития эмоционального интеллекта «Академия Монсиков» мы уделяем огромное значение работе именно над сенсорными системами детей.

Каким образом работает наше восприятие? Мы получаем информацию через сенсорные системы, сознание выдаёт определённую эмоцию, информация получает отклик в нашем сознании и теле — так мы воспринимаем окружающую нас действительность. Ежедневно эти процессы происходят неосознанно, но если обратить на них своё внимание, то открываются удивительные особенности сенсорного восприятия.

На тренингах по развитию ЭИ, вынося участникам на пробу кусочек шоколадки, мы каждый раз меняем сопровождение дегустации: музыку, освещение, вступительный рассказ. Шоколад одинаковый, но вкус люди ощущают по-разному в зависимости от антуража — от сладкого молочного до горького, солёного или даже безвкусного. Это ли не фантастика!

Понаблюдайте за реакциями собственного организма — он как лакмусовая бумага моментально реагирует на сенсорные изменения окружающей действительности: войдите в комнату с красными стенами — ваше сердцебиение участится, с голубыми — уменьшится. Или обратите своё внимание на вегетативные реакции во время просмотра фильма — изменения музыки, теней подсказывают нам, что сейчас что-то случится — и у нас перехватывает дыхание.

И последний пример, который я специально провела над собой. Я была уверена, что высокий уровень развития моих EQ и IQ позволит мне перехитрить VR-технологии. Но я ошиблась. Эксперимент выглядел так: я стою перед деревянной доской, лежащей на полу у моих ног. Надеваю виртуальный шлем: меня поднимают на высокое здание на скоростном лифте. Мне предстоит пройти по доске от небоскрёба 10 шагов. Я знаю, что доска в реальности лежит на полу, но организм выдаёт чёткую вегетативную реакцию — ладони потеют, ноги переступают очень осторожно. Мозг полностью обманут, организм уверен, что я на вершине небоскрёба.

Сберечь и сохранить

Работа сенсорных систем — это механизм, который не прекращает трудиться ни на секунду, чем бы вы ни занимались. И представьте, в какой степени масштабнее и объёмнее эти процессы происходят у детей — новые знания они получают ежедневно! Поэтому нам, родителям, важно контролировать потоки восприятия информации детьми, чтобы избежать перегрузок и дать сенсорным системам возможность отдохнуть и восстановиться.

Главная рекомендация — это режим дня малыша и в целом распорядок событий и мероприятий его жизни. После шумного праздника обязательно устройте «разгрузочный день» с минимумом раздражителей для сенсорных систем ребёнка — спокойные игры, чтение, обязательно прогулки. То же касается и посещений общественных мест, торговых центров, спектаклей.

Каким бы насыщенным ни был ваш день, помните, что дневной сон — это жизненно необходимый отдых для всех сенсорных систем ребенка, поэтому его организация — главный приоритет при планировании развлечений, поездок и мероприятий.

Упражнения для отдыха и восстановления

Облака

Во время прогулки с ребёнком или в перерыве между мероприятиями насыщенного дня малыша найдите минутку и взгляните вместе на небо — попробуйте отыскать среди облаков очертания земного или фантазийного животного, расскажите про него сказку — важно постараться удержать внимание и взгляд ребёнка на небе. Естественная среда, голубой и белые цвета оказывают расслабляющий эффект на зрение и восприятие в целом. Можно вместе наблюдать, как медленно, словно по волшебству, растворяются облака и появляются новые.

Волшебная коробочка

Сделайте с ребёнком тематическую сенсорную коробочку. Тематическое содержание должно вызывать у малыша спокойствие, умиротворение, гармонию. Например, «коробочка сенсорной разгрузки»: кладём в неё всё, что может помочь малышу перезарядить нервную систему, — любимое одеяло и подушечку для отдыха, диск с классической спокойной музыкой, фотографии природы разных времён года, рамку для рассматривания облаков — выбирайте наполнение в соответствии с предпочтениями ребёнка. Поставьте коробочку на видное место — у малыша будет возможность воспользоваться ею в любой момент, когда он почувствует необходимость в срочной «перезагрузке».

Жмурки

Важно регулярно давать возможность отдыха зрительной сенсорной системе, ведь 80% информации мы получаем именно через органы зрения. Это возможно благодаря усиленной работе всех остальных систем. Активируем слух — играем в жмурки; тактильные ощущения — рассказываем сенсорные сказки и играем в игру «угадай предмет с закрытыми глазами»; предлагаем ребёнку покачаться в гамаке с закрытыми глазами — работает вестибулярный аппарат.

Ветер

Ровное, спокойное дыхание снимает психоэмоциональное напряжение ребёнка и расслабляет работу сенсорных систем организма. Медленно дуйте на подвешенные на нитках листья деревьев, чтобы посмотреть, чей лист будет кружиться дольше. Играйте с мыльными пузырями; задача — отбиться от летящих пузырей, сбивая их с пути выдуваемым воздухом. Задувайте свечи, избегая шумных вдохов-выдохов и надутых щёк.

Берегите здоровье и психоэмоциональное состояние малыша. Избегайте перенапряжения, он ещё успеет столкнуться с проблемой высокой нагрузки в школе, вузе и во взрослой жизни. Умение отдохнуть и вовремя переключиться станет лучшей профилактикой десятка заболеваний, связанных с высоким уровнем стресса.

Читайте также:

«Язык эмоций — это особое мировоззрение»: гости программы «О! Дети» рассказали, зачем нужно развивать эмоциональный интеллект

6 мультфильмов, герои которых умеют пользоваться эмоциональным интеллектом лучше нас

5 игр для развития эмоционального интеллекта ребёнка

Фото: Sunny studio, plantic, DG Stock, Uber Images/Shutterstock. com

психологиядетиэмоциональный интеллектВиктория Шиманская

Понедельник — красного цвета и очень странный на вкус

  • Холли Уильямс
  • для BBC Culture

Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.

Автор фото, Getty

Синестезия, она же единство чувственного восприятия – что это такое? Корреспондент BBC Culture рассказывает об истории этого явления и о том, как она сама переживает это состояние.

Восприятие цвета в обычном понимании связано со зрением: свой цвет имеют все предметы, цветом пользуются художники, и все мы можем представить себе какой-нибудь цвет, не видя его перед собой. Но некоторые люди воспринимают цвета сразу несколькими органами чувств, через ассоциации со звуком, текстурой, вкусом или формой. Музыка имеет определенные оттенки: например, звук трубы — это всплеск темно-оранжевого.

Числа, буквы, дни недели окрашены в свои цвета: так, цифра один белая, буква «л» синяя, а понедельник красный.

Это неврологическое явление называют синестезией. Если вы сами с ним не сталкивались, оно может показаться странным, игрой буйного воображения. Но если вы входите в те четыре процента населения Земли, которые являются синестетами, то оно для вас столь же естественно, как понимание того, что небо голубое, а трава зеленая. Самое емкое определение синестезии — единство восприятия, при котором раздражение одного органа чувств непроизвольно и последовательно вызывает реакцию другого. Выделяют до 70 различных видов синестезии — от ощущения вкуса времени до различения запахов симфонической музыки — однако наиболее распространенными являются цветовые ассоциации.

У меня графема-цифровая синестезия — в моем восприятии числа, дни, месяцы и буквы (а также, соответственно, слова) имеют совершенно определенные цвета. Приведенные выше примеры взяты из моего собственного опыта: например, для меня буква «л» неотделима от синего цвета.

Это самая распространенная форма синестезии.

Мне уже было за двадцать, когда я осознала, что не все видят мир так, как я, — более того, мое утверждение о том, что все слова имеют свой цвет, часто встречают скептической усмешкой. А я просто знаю, что среда всегда была и будет темно-зеленой. Впрочем, другие синестеты могут со мной не согласиться и до хрипоты спорить о цвете и даже точном оттенке этого дня.

Одна моя подруга ощущает не только цвет, но и вкус и текстуру слов. В моей повседневной жизни синестезия не играет почти никакой роли, но для нее эта способность превратилась в тяжкое бремя — некоторые слова она просто не может произнести, не морщась. Однако для некоторых синестезия может стать подарком судьбы, стимулирующим творческую деятельность.

Автор фото, Thinkstock

Подпись к фото,

Каков красный цвет на вкус? И чем он пахнет?

Как ни странно, это явление относительно мало изучено — ему не уделяли должного внимания до появления в 1980-х практики магнитно-резонансных исследований, благодаря которым удалось доказать, что у синестетов действительно наблюдается возбуждение соответствующих участков головного мозга. Считается, что синестезия распространена, в первую очередь, среди людей творческих профессий.

Искусство шума

В последнее время синестезия стала модной темой в музыкальных новостях — многие американские и британские артисты, такие как Фаррелл Уильямс, Канье Уэст, Леди Гага, Дев Хайнс и Фрэнк Оушен, вдруг разом заговорили о своем цветовом мировосприятии. Если хотите знать, то мировой мега-хит автора и исполнителя песен Фаррелла Уильямса Happy имеет желтый цвет с вкраплениями горчичного и нежно-оранжевого.

В своем интервью Уильямс утверждает, что синестезия – «это не редкость. Одна из основных мыслей, которые я пытаюсь донести до публики: для большинства творческих людей это обычное явление».

Автор фото, Getty

Подпись к фото,

Фаррелл Уильямс рассказывает о своей песне Happy

Пропустить Подкаст и продолжить чтение.

Подкаст

Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Подкаст

Возможно, музыкант преувеличивает, но в мире искусства существует множество примеров синестезии. Среди известных синестетов (а точнее, предполагаемых — если принять во внимание, что этот термин появился в науке относительно недавно) композиторы Оливье Мессиан, Ференц Лист и Ян Сибелиус, писатель Владимир Набоков, художники Винсент Ван Гог и Дэвид Хокни, легенда джаза Дюк Эллингтон и даже киноактриса Мэрилин Монро.

Одним из просветителей публики в этом направлении является британский композитор Ник Райан. У него графема-цветовая синестезия. Кроме того, он ощущает цвет, форму и текстуру звуков и музыки. Как и Фаррел, он считает это преимуществом – «так приятнее слушать музыку» — и давно пытается воспроизвести свои ощущения в форме, доступной людям, не обладающим такими способностями.

В соавторстве с художниками Давидом Квайолой и Натаном Синигальей, которые активно используют в своей работе цифровые технологии, Райан реализует аудиовизуальный проект Synaes.

Недавно в рамках фестиваля современной классической музыки Reverb, организованного британской певицей Имоджен Хип, в лондонском концертном зале Roundhouse состоялась премьера их совместной работы.

На большой экран проецировались цифровые изображения с насыщенной текстурой и четкими цветами, которые трансформировались в соответствии с музыкальным оформлением — чередующимся звучанием электронных инструментов и Лондонского современного оркестра. «Я хотел воздействовать на все органы чувств, потому что в этом и состоит природа синестезии, — рассказывает Райан. — Публика словно погружается в атмосферу, состоящую из обрывков ощущений».

Автор фото, Getty

Подпись к фото,

Мультисенсорное представление в Сингапуре: такие аудиовизуальные проекты становятся все более обычным явлением

Грохот электронной музыки изображался на экране набегающими монохромными волнами-помехами, а непрерывному рокоту струнных и басов соответствовали медленно стягивающиеся паутины темно-розового и снежно-белого цвета.

Не знаю, какое впечатление производило все это действо на публику, не знакомую с синестезией, но я вдруг осознала, что я воспринимаю музыку именно так. Некоторые изображения радовали полным соответствием моему восприятию, некоторые были совершенно не к месту. Эта бледненькая сеточка? Да она слишком светлая, чистая и продуманная для такого звука! Тут должно быть что-то совсем темное, тяжелое, более натуралистичное…

Стена звука

Конечно, Райан — далеко не единственный человек от искусства, пытавшийся в своих работах воспроизвести синестезию. Пожалуй, наиболее известны в этом отношении абстрактные полотна Василия Кандинского, которые действительно выражали его опыт восприятия цвета, контуров и формы музыки. Его картина «Импрессия III (Концерт)» написана после посещения концерта в Мюнхене, где исполнялись сочинения Арнольда Шёнберга, и хотя на холсте изображены также очертания предметов, широкие ярко-желтые мазки воплощают сам звук.

Автор фото, Getty

Подпись к фото,

Работы Кандинского по-своему влияют на наше восприятие живописи

Кандинский с жаром писал об этом явлении: «Цвет — это клавиатура, глаза — это молоточки, а душа — пианино со множеством струн. Художник — это играющий оркестр, который касается той или иной клавиши, чтобы вызвать колебания в душе».

Кандинский играл на виолончели — этот инструмент у него ассоциировался с темно-синим цветом, который он также активно использовал в живописи. Интересно отметить, что хотя Анри Матисса не принято считать синестетом, он писал, что тот же глубокий темно-синий цвет, который встречается в его знаменитой картине «Голубая обнаженная», воздействует на зрителя словно звучный удар гонга».

Писатели тоже пытались передать через искусство ощущения, характерные для синестезии. Известно, что и Артюр Рембо, и Шарль Бодлер были синестетами и активно использовали эту особенность в своем творчестве.

Автор фото, Thinkstock

Подпись к фото,

А какого цвета ваши ноты?

Бодлер видел взаимосвязь между ощущением и эмоцией. Здесь мы, возможно, вступаем в область метафор — поэт был ярым сторонником теории богослова Эммануила Сведенборга о том, что каждый элемент сущности соответствует другому в духовном смысле всеобщей связи. Но в своем сонете «Соответствия», написанном в 1857 году, он интуитивно точно описал переплетение ощущений: «Так в соответствии находятся прямом / Все краски, голоса и запахи земные. / Меж ароматами есть свежие, как плоть / Младенца, нежные, как музыка гобоя, / Зеленые, как луг».

В то же время у Рембо, очевидно, была графема-цветовая синестезия — это подтверждает его сонет “Гласные”:

А — черно, бело — Е, У — зелено, О — сине, И — красно… Я хочу открыть рождение гласных.

А — траурный корсет под стаей мух ужасных, Роящихся вокруг как в падали иль в тине,

Мир мрака; Е — покой тумана над пустыней, Дрожание цветов, взлет ледников опасных.

Поэт, по сути, классифицирует буквы по цветам, а потом использует эти ассоциации как отправную точку для буйного полета фантазии, одновременно увлекательного и пугающего. В принципе, на этом и построена вся поэзия, но, вне всякого сомнения, для Рембо эти цветобуквенные соответствия вполне реальны и соответствуют его личному восприятию.

Одна беда: цвета он перепутал. Очевидно же, что «а» — красная…

Холли Уильямс — корреспондент ежедневной британской газеты Independent.

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Culture.

примеров восприятия и конфликтов на рабочем месте | Малый бизнес

Лиза Бигелоу

На рабочем месте конфликты и споры не существуют без уже существующих проблем восприятия. По словам адвоката по трудовым спорам Блейна Донайса, когда между двумя людьми существует проблема восприятия, каждый из них считает, что у них есть «несовместимые интересы». Выявление источника конфликта до того, как он перерастет в спор, например спор или судебный процесс, имеет важное значение для поддержания производительности.

«Просто работа» Vs. Карьерные устремления

  1. Огромная проблема восприятия и конфликта возникает, когда у коллег разные представления о своем профессиональном будущем. Возьмите двух сотрудников, Джейн и Алекс. Алекс стремится продвинуться вперед и часто проводит дополнительные часы в офисе, берется за дополнительные задания, и Джейн считает, что он «целуется». Джейн смотрит на эти действия — и на Алекса — с пренебрежением и, возможно, гневом. В то время как Джейн считает и боится, что Алекс выставляет ее собственную работу в невыгодном свете, Алекс может осуществить мечту всей своей жизни, или, возможно, был без работы в течение нескольких месяцев, или у него могут быть личные проблемы, которые заставляют его работать. очень тяжело.

Личные проблемы

  1. Серьезные личные проблемы, такие как смерть, развод или заботы о воспитании детей, также имеют привычку проникать в нашу трудовую жизнь. Например, Алекс может вернуться к работе после длительного периода безработицы. Возможно, он просрочил ипотеку или у него беременная жена. Алекс, благодарный за работу и чувствующий себя лучше после нескольких месяцев проблем, может с трудом понимать, почему Джейн не работает усерднее и не более благодарна за то, что у нее есть. Алекс может воспринимать Джейн как ленивую.

Культурные различия

  1. Культурные различия могут иметь огромное влияние на работу. Грасиэла Кениг из LatPro.com говорит, что различия между американской и североевропейской культурами и латиноамериканскими культурами настолько значительны, что их необходимо решать заранее. Например, латиноамериканские культуры придают большое значение ценности отношений и будут защищать их любой ценой; западные культуры отдают предпочтение прямоте и тайм-менеджменту. Игнорирование этих культурных подходов может поставить под угрозу гармонию на рабочем месте. Если Джейн, латиноамериканка, опаздывает на встречу, Алекс, житель Запада, может воспринять это как грубость. Тем временем Джейн может разговаривать с коллегой и не хочет заканчивать разговор, опасаясь поддаться часам.

Стили управления

  1. Стили управления также сильно влияют на восприятие рабочего места и конфликтные ситуации. Если менеджер не вмешивается в работу, он может быть воспринят как недостаточно заботящийся о работе своих сотрудников. С другой стороны, менеджер может быть настолько сосредоточенным на деталях и беспокойным, что его будут воспринимать как не доверяющего своим сотрудникам выполнять свою работу. Первое может привести к апатии со стороны тех, кто не мотивирован; последнее может вызвать негодование среди тех, кто есть. По иронии судьбы, Джейн и Алекс могут обнаружить, что они могут сойтись во мнениях по одному вопросу: неадекватности их босса.

Ссылки

  • Посредник; Каковы источники конфликтов на рабочем месте?; Блейн Доне; Ноябрь 2006 г.

Ресурсы

  • Слоны за работой; придурки на работе; Бет Сирс; 23 мая 2011 г.
  • BizCovering.com: Восприятие людей другими людьми и то, как это может вызвать напряженность в офисе

Биография писателя

Лиза Бигелоу — независимый писатель с профессиональным опытом работы в сфере финансов и фитнеса. Она также ведет уважаемую колонку политических комментариев, публикуемую в округах Фэрфилд, Нью-Хейвен и Вестчестер в районе метро Нью-Йорка.

положительное словосочетание восприятия | значения и примеры использования

словосочетание на английском языке

значения позитива и восприятия

Эти слова часто используются вместе. Нажмите на ссылки ниже, чтобы изучить значения. Или посмотрите другие словосочетания с восприятием.

положительный

прилагательное

великобритания

Ваш браузер не поддерживает аудио HTML5

/ˈpɒz.ə.tɪv/нас

Ваш браузер не поддерживает аудио HTML5

/ˈpɑː.zə.t̬ɪv/

полный надежды и уверенности, или дающий повод для надежды. ..

См. больше на положительный

восприятие

сущ.

uk

Ваш браузер не поддерживает аудио HTML5

/ pəˈsep.ʃən / нас

Ваш браузер не поддерживает аудио HTML5

/pɚ-/

убеждение или мнение, часто разделяемое многими людьми и основанное на том, как …

См. больше на восприятие

Примеры положительного восприятия

Эти примеры взяты из корпусов и источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.

Отзывы учащихся и растущий конкурс на поступление также подтверждают положительное восприятие школы и образовательный эффект.

Из Кембриджского корпуса английского языка