Этика служебных взаимоотношений мужчины и женщины: Этические особенности деловых отношений мужчины и женщины — NovaInfo 46

Этические особенности деловых отношений мужчины и женщины — NovaInfo 46

NovaInfo 46, с.403-407, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Социологические науки
Просмотров за месяц: 92

Аннотация

В статье рассмотрены этические особенности взаимоотношений мужчины и женщины в служебной обстановке. В современном деловом мире каждый, кто имеет отношение к офисной работе и бизнесу, должен знать этические нормы и соблюдать правила делового этикета.

Ключевые слова

ПРИНЦИПЫ ДЕЛОВОГО ЭТИКЕТА, ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ, ПРАВИЛА ЭТИКЕТНОГО ПОВЕДЕНИЯ, ДЕЛОВАЯ ЭТИКА

Текст научной работы

В широком смысле этика – это кодекс, свод правил общения людей, выработанный многими поколениями. Существует и такое понятие, как этика производственных отношений – правила и нормы, а иногда традиции, которых следует придерживаться, встречаясь ежедневно с коллегами на работе и проводя вместе немало времени.

Этика деловых отношений между мужчиной и женщиной – это не просто свод скучных правил и норм поведения, которые присущи представителям бизнес – элиты. Этика – это собранная по крупицам мудрость лучших представителей бизнеса, которая позволяет не наступать на те грабли, по которым прошлись уже целые поколения успешных предпринимателей [1].

Этические правила подразумевают не столько исключительную политкорректность, сколько знание основных проблем, которые возникают между разными группами людей.

Этика деловых отношений требует минимального знания психологии бизнеса, и умение вести себя в соответствии с этим знанием.

Безусловно, овладение деликатной манерой общения требует специальных знаний по этике и этикету вообще, и управленческому – конкретно. Но главное состоит в практическом умении быть деликатным.

Возрастание нравственного фактора в бизнесе и управлении – закономерность цивилизованной экономики, о чем убедительно свидетельствует опыт развитых стран мира [2; 3].

Взаимоотношения мужчины и женщины в служебной обстановке – особая сфера, весьма сложная для формирования каких-либо принципов установления этих отношений. Известно, что главное в деловой субординации и координации – должность, принадлежность к более высокому или какому-либо другому должностному уровню, тем не менее, принадлежность к тому или иному полу играет значительную роль в построении деловых взаимоотношений, в продвижении по служебной лестнице, в служебном поведении и конкретных поступках [4; 5].

Как же проявляются эти особенности в повседневной служебной деятельности, и какие этические ошибки следует избегать мужчине и женщине в процессе делового общения!?

Психологи и физиологи утверждают, что женщины имеют более тонкий вкус, чем мужчины, они более четко видят различия в материалах, цветах, формах, внешнем виде конструкций. Поэтому не стоит спорить с женщиной-сотрудником по этим вопросам, лучше довериться ее суждениям.

Несмотря на то, что уровень приспособляемости у мужчин ниже, они быстрее реагируют на изменения ситуации, новые методы работы и способы воздействия на коллектив. Поэтому не стоит торопить женщину, чтобы она быстрее высказала свое мнение или проявила отношение к чему-либо, так как это только спровоцирует противоречие, конфликт или другую неэтичную ситуацию [6].

Еще одна причина проявления различий в деловых отношениях: у мужчин лучше развито пространственное воображение, чем у женщин. Именно поэтому среди великих художников и талантливых конструкторов совсем нет представительниц прекрасного пола.

Следует это учитывать и не создавать таких ситуаций, которые провоцировали бы этические нарушения.

Есть еще одна особенность представителей сильного пола, которая может быть поводом для этических нарушений. Дело в том, что одной из особенностей характера мужчины является стремление к известности, популярности, которое может присутствовать в искаженной форме, т. е. в виде тщеславия. Достаточно часто тщеславие приводит к тому, что мужчина хочет «сорить деньгами», что, в свою очередь, к сожалению, имеет своим следствием желание иметь больше денег и получить их любыми путями: моральными или аморальными – безразлично [7; 8].

Имеет смысл помнить о том, что некоторые сотрудники в организации могут быть склонны к некоторым неблаговидным, аморальным поступкам в отношении денег и таких сотрудников больше среди представителей «сильного» пола, нежели среди «слабого, но прекрасного».

В деловом этикете есть ряд рекомендаций, являющихся результатом того, что в некоторых случаях предпочтение отдается женщине:

  • женщина первая протягивает руку для рукопожатия;
  • женщине представляют мужчину, а не, наоборот;
  • в служебном автомобиле женщина занимает более почетное место и первой садится в автомобиль;
  • в служебном помещении женщина вправе принять помощь мужчины (с учетом его большей физической силы) при необходимости передвинуть или перенести мебель или какое-либо тяжелое оборудование;
  • мужчина уступает женщине дорогу.

Таким образом, принадлежность к тому или другому полу накладывает на сотрудников организации дополнительные обязанности по соблюдению норм делового этикета [9; 13].

По служебному этикету приоритет женщины отступает на второй план перед приоритетом начальника и даже меняет свой знак на обратный. Например, по этикету первым с «дамой» здоровается мужчина, но руку для рукопожатия протягивает женщина. На работе женщина-подчиненная первая приветствует руководителя, но только он может быть инициатором рукопожатия. Правила этикета при знакомстве требуют, чтобы мужчина был представлен женщине. Но подчиненную представляют руководителю. Мужчины-начальники, сослуживцы могут не вставать для приветствия (а это важный этикетный знак!), когда в кабинет, рабочую комнату для решения текущих дел входит секретарь или другая сотрудница. Высшие должностные лица по этикету имеют право выйти из комнаты раньше своих подчиненных женщин и др.

Вот еще некоторые моменты служебных отношений мужчин и женщин, которые необходимо знать:

  • Дверь открывает тот, кто ближе к ней стоит.
  • В лифт входит или выходит из него человек, находящийся ближе к двери.
  • И мужчины, и женщины поднимаются со стула, чтобы приветствовать клиента или посетителя, вне зависимости от его пола.
  • И мужчины, и женщины обмениваются рукопожатиями на службе.

Если все сотрудники, находящиеся в кабинете, пользуются общим чайником, и мужчины, и женщины по очереди греют чай и моют чайник. Представление о том, что прерогатива готовить чай является исключительно женским делом, один из самых типичных предрассудков, и ведением «домашнего хозяйства» на работе женщины занимаются наравне с мужчинами. Но это не относится к функциональным обязанностям секретаря-референта по обслуживанию руководителя, его встреч и переговоров [10; 11].

Итак, для предупреждения возможного возникновения ситуаций, чреватых этическими нарушениями, следует учитывать психологические особенности, характерные для представителей полов. Такие особенности есть, и нельзя допустить, чтобы они служили почвой попирания морали – ни в большой степени, ни в малой.

И мужчины, и женщины в сложной системе деловых отношений устремлены к одним и тем же целям – эффективности деятельности, следованию принципам морали и т.п., и для создания этической атмосферы, благоприятствующей достижению этих целей, разумно учитывать психологические особенности представителей разных полов [12].

Читайте также

Список литературы

  1. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений / Р.Н. Ботавина. – М.: Финансы и статистика, 2006 г. – 208с.
  2. Игебаева Ф.А. Профессиональная карьера женщин на фоне «гендерного неравенства» // Современные проблемы мировой науки – 2014. В сборнике: Strategiczne pytania światowej nauki — 2014 Materiały X międzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji. 2014. С. 34-40.
  3. Игебаева Ф.А. Нравственность как ценностное выражение управленческой деятельности. В сборнике: Образование без границ -2014. Materiały X międzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji. 2014. — С. 88-90.
  4. Игебаева Ф.А. Некоторые этические и организационные аспекты управления персоналом В сборнике Проблемы и перспективы российской экономики.VII Всероссийская научно-практическая конференция 26-27 марта 2008г. Пенза.2008. – С.43-45.
  5. Игебаева Ф.А. Технология построения собственного позитивного имиджа В сборнике: Современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования и управления в социально-экономических системах Материалы 2-й Международной научно-практической конференции в 2-х томах. 2013. С. 170-173.
  6. Игебаева Ф.А. Имидж деловой женщины. В сборнике Проблемы социально-экономической устойчивости региона. Сборник статей VI Международной научно-практической конференции. Пенза. 2009. С.205-207.
  7. Игебаева Ф.А. Профессиональная самореализация в свете гендерных отношений. В сборнике: Психология отношений и человеческие ресурсы в современном российском обществе: тенденции, проблемы и перспективы. Цент прикладных научных исследований. Москва, 2010, С.117-120.
  8. Игебаева Ф.А. «Самопрезентация» в деловом общении. В сборнике: Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития. Сборник трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 2014. С.38-40, за 2007. С.120-122.
  9. Игебаева Ф.А. О психологическом потенциале делового человека. В сборнике: Современное государство: проблемы социально-экономического развития. Материалы IV международной научно-практической конференции. 2014. С.92-93.
  10. Гимазова Н.Н., Игебаева Ф.А. Этические особенности деловых отношений мужчины и женщины. Инновационная наука.2016. №3-4. — С. 158-160.
  11. Игебаева Ф.А. Этические основы деятельности современного делового человека. В сборнике Современный мир: экономика, история, образование, культура. Сборник научных трудов. Уфа. 2009.- С.110-113.
  12. Игебаева Ф.А., Марченко Ю. А. Роль этики в деятельности государственного служащего. В сборнике Актуальные вопросы развития социально-экономических систем в современном обществе. Материалы IV международной научно-практической конференции. 2014.- С.87-89.
  13. Де Джордж, Р.Т. Деловая этика / пер. с англ. Р. И. Столпера. СПб.: Экономическая школа. М.: Издательская группа «Прогресс», 2001. – 314с.

Цитировать

Сафиуллина, Л.С. Этические особенности деловых отношений мужчины и женщины / Л.С. Сафиуллина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 46. — С. 403-407. — URL: https://novainfo.ru/article/6402 (дата обращения: 10.06.2023).

Поделиться

Этика служебных взаимоотношений мужчины и женщины

Взаимоотношения мужчины и женщины в служебной обстановке — особая сфера, весьма сложная для формирования каких-либо принципов установления этих отношений.

В других разделах неоднократно указывалось на то, что глав¬ное в деловой субординации и координации — должность, принадлежность к более высокому или какому-либо другому должностному уровню, тем не менее принадлежность к тому или иному полу играет достаточно значительную роль в построении деловых взаимоотношений, в продвижении по служебной лестнице (увы!), в служебном поведении и конкретных поступках.

Не ставя себе задачей выявить и проанализировать психологические особенности полов, покажем, как проявляются эти особенности в повседневной служебной деятельности и каких этических ошибок следует избегать мужчине и женщине в процессе делового общения.

Психологи и физиологи утверждают, что женщины имеют более тонкий вкус, чем мужчины, они более четко видят различия в материалах, цветах, формах, внешнем виде конструкций.

Поэтому не стоит спорить с женщиной-сотрудником по этим вопросам, лучше довериться ее суждениям.

Важной психологической чертой женщины является то, что она чаще и в больших масштабах испытывает страх, боязнь, опасения — перед своим менеджером и вообще перед руководством, а также перед ситуациями и обстоятельствами, кажущимися ей опасными. При этом, естественно, снижается уровень восприятия женщины-сотрудника, сама воспринимаемая информация может быть искажена, деформирована, снижается уровень продуктивности ее труда. Поэтому с точки зрения морали целесообразно стремиться не допускать подобных ситуаций, для этого следует деловые беседы, реплики, замечания, обращения по от-ношению к женщине-сотруднице сделать более мягкими, спокойными, сдержанными.

Можно предположить, что более низкий, чем у мужчин, «порог страха» заложен в «прекрасной половине» генетически, идет из глубины веков, из тех времен, когда самым важным было наличие физической силы, интеллект не принимался во внимание, а поскольку женская физическая сила меньше, чем физическая сила мужчины, женщина большую часть своей жизни находилась в страхе, тревоге.

Развитие человечества не привело к исчезновению этих страхов, хотя в современном мире женщина может восполнить отсутствие физической силы, подобной мужской, с помощью различных достижений технического прогресса (например, женщина-крановщица «поднимает» груз такой же тяжести, как и мужчина-крановщик), и это следует учитывать в межличностных деловых отношениях.

По свидетельству психологов, у женщин эмоциональное начало берет верх над рациональным, поэтому вполне возможен эмоциональный всплеск в случае возникновения в коллективе ситуации, которая кажется женщине-сотруднице конфликтной. Поэтому мужчине-сотруднику надо «сто раз подумать», прежде чем сделать какое-либо замечание коллеге-женщине относительно ее служебного поведения или исполнения служебных обязанностей и, если он все же решился на это, следует использовать самую мягкую, этичную «оболочку» для такого замечания.

В противном случае есть риск возникновения словесной перепалки, психологи-ческого дискомфорта для обеих сторон и, вообще, конфликта в коллективе.

Мужчина генетически ориентирован на успех; успех — это и предмет обсуждения, и любимая тема разговора, в том числе в деловой компании. Женщина же, наоборот, не считает собственные успехи достойной темой разговора, она предпочитает обсуждать успехи других, поскольку хочет на них учиться, — что тоже обусловлено генетически: женщины легче приспосабливаются к условиям работы, к изменению обстоятельств, к методам руководства и т.п. И если, как уже утверждалось ранее, мужчина гене-тически ориентирован на успех, то женщина — на выживание, а этому более всего способствует приспособляемость.

Вывод: мужчине и женщине для построения бесконфликтных служебных отношений имеет смысл учитывать генетическую направленность того и другого пола — успешность и приспособляемость.

Поскольку, как указывалось выше, женщина более эмоциональна, чем мужчина, она чаще бывает «конфликтоносителем»- во время деловых совещаний, служебных контактов с коллегами или с покупателями, клиентами, журналистами, поставщиками и другими представителями внешней, по отношению к организации, среды. Женщины также гораздо чаще, чем их сослуживцы-мужчины, высказывают максималистские суждения, которые тоже могут привести к конфликту, богатому аморальными коллизиями.

Однако те же генетические свойства женской натуры позволяют лучше «вживаться» в ситуацию, в переживания других людей, проявлять сочувствие и т.п. Поэтому этических нарушений в организации будет меньше, если именно женщина возглавляет такое подразделение, как отдел по связям с общественностью или этический комитет.

Женщина более внимательна к мелочам, деталям, поэтому анализ текста договора, контракта у нее более эффективен, чем у мужчины, но сформировать глобальное направление развития организации, выбрать стратегию, т.е. основную линию поведения организации, она может с меньшим успехом, так как обобщения, выводы — не ее сфера, и, чтобы не возникала почва для нарушения этических норм и стандартов, следует учитывать тот утверждаемый психологами феномен, что женщина более внимательна к мелким деталям — например, к словам, отдельным выражениям в деловой беседе или в тексте договора, чем к общей направленности договора или конечным результатам беседы.

Несмотря на то, что уровень приспособляемости у мужчин ниже, они быстрее реагируют на изменения ситуации, новые методы работы и способы воздействия на коллектив. Поэтому не стоит торопить женщину, чтобы она быстрее высказала свое мнение или проявила отношение к чему-либо, так как это только спровоцирует противоречие, конфликт или другую неэтичную ситуацию.

Еще одна причина проявления различий в деловых отношений: у мужчин лучше развито пространственное воображение, чем у женщин. Именно поэтому среди великих художников и талантливых конструкторов совсем нет представительниц прекрасного пола.

Следует это учитывать и не создавать таких ситуаций, которые провоцировали бы этические нарушения.

Есть еще некоторая особенность представителей сильного пола, которая может быть поводом для этических нарушений. (Как уже говорилось, мы не ставим себе задачу исследовать природу тех или иных особенностей полов, мы только стараемся предупредить возможные нарушения этических норм в деловых отношениях между ними. )

Дело в том, что одной из особенностей характера мужчины является стремление к известности, популярности, которое может присутствовать в искаженной форме -т.е. в виде тщеславия. Достаточно часто тщеславие приводит к тому, что мужчина хочет «сорить деньгами», что, в свою очередь, к сожалению, имеет сво¬им следствием желание иметь больше денег и получить их любыми путями: моральными или аморальными — безразлично.

Автор далек от желания высказать мысль, что все мужчины в организации — потенциальные сотрудники, полагающие, что в отношении денег «цель оправдывает средства», — такое утверждение было бы абсурдом. Однако имеет смысл помнить о том, что некоторые сотрудники в организации могут быть склонны к некоторым неблаговидным, аморальным поступкам в отношении денег и таких сотрудников больше среди представителей «сильного» пола, нежели среди «слабого, но прекрасного».

Итак, для предупреждения возможного возникновения ситуаций, чреватых этическими нарушениями, следует учитывать психологические особенности, характерные для представителей полов. Такие особенности есть, и нельзя допустить, чтобы они служили почвой попирания морали — ни в большой степени, ни в малой.

И мужчины, и женщины в сложной системе деловых отношений устремлены к одним и тем же целям — эффективности деятельности, следованию принципам морали и т.п., и для создания эти-ческой атмосферы, благоприятствующей достижению этих целей, разумно учитывать психологические особенности представителей разных полов.

Однако в деловом этикете есть ряд рекомендаций, являющихся результатом того, что в некоторых случаях предпочтение отдается женщине:
• женщина первая протягивает руку для рукопожатия;
• женщине представляют мужчину, а не наоборот;
• в служебном автомобиле женщина занимает более почетное место и первой садится в автомобиль;
• в служебном помещении женщина вправе принять помощь
мужчины (с учетом его большей физической силы) при необходимости передвинуть или перенести мебель или какое-либо тяжелое оборудование;
• мужчина уступает женщине дорогу.

Таким образом, принадлежность к тому или другому полу накладывает на сотрудников организации дополнительные обязанности по соблюдению норм делового этикета.

Читайте также:

Политика в отношении служебных романов, которая нужна каждому бизнесу

  • Запрет служебных романов нереалистичен и может привести к обратным результатам.
  • Менеджеры и специалисты по кадрам должны внедрить четкие правила, которые помогут справиться со служебными романами и избежать проблем, а также обеспечить их понимание всеми.
  • Некоторые романтические отношения, такие как отношения между руководителями и подчиненными, должны оставаться под запретом, чтобы защитить человека с меньшей свободой воли.
  • Эта статья предназначена для менеджеров и специалистов по кадрам, которые хотят внедрить или обновить политику в отношении служебных романов.

Романтика на рабочем месте — обычное дело. В прошлом многие организации запрещали служебные романы, чтобы избежать потенциальных проблем, таких как конфликт интересов, потеря производительности, сбои и возможность злоупотребления властью.

Сегодня, однако, большинство предприятий понимают, что запрет на отношения на рабочем месте нереалистичен или неосуществим. Скорее всего, люди все равно продолжат свои отношения, а компания может потерять талантливых сотрудников из-за устаревшей политики.

Учитывая, что люди встречаются на работе и часто формируют преданные отношения, менеджеры и специалисты по кадрам должны тщательно и тактично применять политики для надлежащего управления этими ситуациями. Цель не в том, чтобы вмешиваться в отношения; это установить политики, которые защищают организацию и всех членов ее команды.

Мы объясним, как установить четкую политику в отношении отношений на рабочем месте и как донести ее до всех сотрудников.

Женщины чаще подвергаются сексуальным домогательствам на рабочем месте. Они также часто не участвуют в разговорах на работе и сталкиваются с дискриминацией по беременности, гендерным разрывом в оплате труда и проблемами карьерного роста.

Как управлять романтическими отношениями на рабочем месте

Поскольку отношения на рабочем месте настолько распространены и общеприняты, их запрет кажется бессмысленным, особенно когда организации стремятся привлечь и удержать лучшие таланты.

По этой причине менеджеры по персоналу и руководители компаний должны установить политики и процедуры для решения потенциальных проблем, защиты сотрудников и соблюдения правовых основ своего бизнеса.

Политики взаимоотношений на рабочем месте, которые следует учитывать 

Политики взаимоотношений на рабочем месте устанавливают меры для защиты бизнеса и его сотрудников. «Политика взаимоотношений на рабочем месте должна требовать от сотрудников соблюдения политики компании по борьбе с домогательствами и ее требований по отчетности», — посоветовал адвокат по трудовому праву Дана Чанг Дикас.

В то время как большинство предприятий хотят быть осторожными, защита сотрудников имеет решающее значение. «Политики также могут (и в большинстве случаев должны) запрещать отношения между руководителями и подчиненными, которые могут стать почвой для заявлений о сексуальных домогательствах или фаворитизме, разглашении конфиденциальной информации компании, сплетен и других нарушений на рабочем месте», — сказал Чанг Дикас. .

Стандартные политики в отношении отношений на рабочем месте включают следующее:

  • Обязательное раскрытие информации об отношениях с отделом кадров
  • Запрет на отношения между начальством и подчиненными
  • Подписание соглашений о «любовном контракте» и признание политики компании по борьбе с сексуальными домогательствами Политики для сотрудников

    Хотя четкие политики необходимы, важно четко объяснить их сотрудникам, а не просто похоронить их в справочнике для сотрудников. Многие сотрудники не знают официальной позиции компании в отношении отношений на рабочем месте. То, что вы это пишете, не означает, что они это прочитают.

    «Наличие хорошо разработанных политик важно, но не менее важно, чтобы политики были доведены до сведения сотрудников и чтобы менеджеры были тщательно обучены тому, как обращаться с жалобами на сексуальные домогательства», — сказал Чанг Дикас.

    Наряду с домогательствами на рабочем месте и другими вопросами трудового законодательства в справочнике вашей компании должны быть описаны правила оплачиваемого отпуска, правила оплачиваемого отпуска (PTO) и правила отпуска по болезни.

    Что говорят исследования о служебных романах

    Установление твердой политики взаимоотношений на рабочем месте и обеспечение ее понимания вашими сотрудниками — отличные первые шаги. Однако это не решит всех потенциальных проблем, связанных со служебными романами. Даже при наличии наилучшей политики служебные романы могут быть сложными в управлении.

    Вот что показывают исследования об отношении к рабочим отношениям.

    1. Одни только требования о раскрытии романа на работе не помогут.

    Хотя раскрытие информации о служебных отношениях часто является обязательной частью политики компаний, оно, как правило, не особенно эффективно для предотвращения служебных романов или контроля последствий испорченных отношений.

    В исследовании 2022 года, проведенном Обществом управления человеческими ресурсами (SHRM), 77% респондентов заявили, что не раскрывают своим работодателям свои отношения на рабочем месте. Существует множество сложных причин, по которым сотрудники могут не сообщать о своих отношениях, в том числе следующие:

    • Одна сторона служебных отношений может состоять в браке.
    • Люди, идентифицирующие себя как ЛГБТК, могут не захотеть сообщать об отношениях.
    • Сотрудники могут считать, что их личная жизнь не касается работодателя.

    Даже если сотрудники сообщают о романтических отношениях, организация не обязательно защищена от судебных исков о домогательствах. Например, одна сторона может заявить, что ее вынудили к раскрытию информации, или что последствия разрыва, если с ними не справиться должным образом, могут иметь последствия для всей команды.

    2. Сотрудники не считают служебные романы чем-то большим.

    Многие сотрудники не видят проблем в отношениях на рабочем месте. Вот некоторые из ключевых результатов исследования SHRM:

    • 33 процента работников США в настоящее время состоят или состояли в романтических отношениях с коллегой.
    • 50% были влюблены в офис.
    • 75 процентов совершенно нормально относятся к служебным романам среди коллег.
    • 84 % уважают или будут уважать коллег, вовлеченных в служебный роман.

    Кроме того, опрос, проведенный консалтинговой компанией The Shift Work Shop, показал следующую статистику:

    • 81% респондентов встречались с коллегами.
    • Более 77 процентов имели сексуальные отношения с коллегой в какой-то момент своей карьеры.

    3. Сексуальные домогательства и сексизм по-прежнему являются огромной проблемой.

    Опрос компании Shift Works Shop показал, что, хотя сотрудники и соглашаются на отношения на рабочем месте, потенциал сексуальных домогательств по-прежнему велик. Рассмотрим эту статистику:

    • 54 процента сообщили о связи с дисбалансом власти.
    • 55 процентов женщин, 44 процента мужчин и 46 процентов небинарных/GNC сотрудников сталкивались с сексизмом на рабочем месте.
    • Более 63 процентов женщин, более 35 процентов мужчин и 1 процент небинарных людей сообщили, что подвергались сексуальным домогательствам в тот или иной момент своей карьеры.
    • 55 процентов женщин и 50 процентов мужчин сообщили, что подвергались домогательствам в течение последних 12 месяцев.

    Существующие риски сексизма и сексуальных домогательств на рабочем месте требуют четкого определения политики взаимоотношений на рабочем месте.

    Сексуальные домогательства занимают первое место среди проблем, с которыми сталкиваются компании в сфере кадрового законодательства. Дискриминация, домогательства на рабочем месте и претензии по инвалидности являются другими важными проблемами.

    Риски служебных романов

    Служебные романы несут в себе все потенциальные риски и выгоды типичных отношений, но с дополнительным уровнем сложности. Тесное смешение профессиональной и личной жизни может привести к катастрофе. «Рабочие романы могут отрицательно сказаться на моральном духе и производительности сотрудников, отвлекая романтических партнеров и их коллег», — сказал Чанг Дикас. «Они также могут привести к конфликту и заявлениям о неравном обращении или сексуальных домогательствах».

    Помимо создания деструктивной атмосферы, изобилующей сплетнями и слухами, служебные романы иногда могут приводить к серьезным проблемам, в том числе следующим: 03 Сбои в работе компании

  • Фаворитизм
  • Сценарии возмездия 
  • Нарушение конфиденциальности
  • Отвлечение внимания на рабочем месте

Хорошо налаженная политика может смягчить многие из потенциальных негативных последствий взаимоотношений на рабочем месте. Для работодателей управление служебными романами — это снижение вероятности причинения вреда.

«Работодатели могут справляться с негативными ситуациями, напрямую обращаясь к отношениям на рабочем месте», — сказал Чанг Дикас. «Полная политика «не брататься» не работает. Работодатели должны сообщать сотрудникам о своем поведении и поведенческих ожиданиях и принимать активные меры, чтобы избежать потенциальной ответственности».

Знаете ли вы? Дружба на рабочем месте и соперничество в офисе также могут повлиять на культуру офиса.

Защитите свое рабочее место от последствий служебных романов

Люди встречаются на работе, и многие могут обрести длительные обязательства и счастье благодаря служебному роману, который выдержит испытание временем. Тем не менее, есть вероятность неприятностей. Руководство и отдел кадров должны защищать сотрудников компании и интересы организации в целом, внедряя четкие политики взаимоотношений на рабочем месте.

Наряду с политиками обучение по борьбе с сексуальными домогательствами может гарантировать, что каждый понимает, что поставлено на карту. «Работодатели могут рассмотреть возможность включения учебных модулей о том, как справляться с романтическими отношениями между сотрудниками, и должны тщательно расследовать все претензии и незамедлительно принимать соответствующие меры», — сказал Чанг Дикас. «Выполнение этих шагов может помочь снизить потенциальную ответственность компании, если сотрудник решит подать иск о сексуальных домогательствах». Обратите внимание, что законы о сексуальных домогательствах могут применяться к вашему бизнесу по мере того, как они становятся более конкретными.

Когда дело касается служебных романов, готовиться к худшему, надеясь на лучшее, всегда мудро.

Адам Узиалко участвовал в составлении и написании этой статьи. Некоторые интервью с источниками были проведены для предыдущей версии этой статьи.

Романтика на рабочем месте набирает обороты

Женатый руководитель настоял на том, чтобы подчиненный, с которым у него были романтические отношения, добровольно покинул компанию, чтобы они могли быть вместе. Она не соглашалась с этими условиями; в итоге он остался без работы. Когда пара в другой компании рассталась, мужчина не воспринял это хорошо и появился на работе с оружием, чтобы убедить свою бывшую девушку пойти с ним. Другая пара, работавшая вместе, считала парковку подходящим местом для сексуальной возни. Они не знали о камерах наблюдения.

Разве любовь не велика?

Ну, не так много, если вы работаете в отделе кадров и должны иметь дело с теми примерами из реальной жизни, которые описывают менеджеры по персоналу. Хотя люди встречаются на работе и даже иногда вступают в брак с теми, кого они узнают на рабочем месте, такие отношения чреваты потенциальными проблемами. Специалисты по персоналу говорят, что урегулировать служебный роман — одна из самых сложных задач. Это потому, что проблема заключается в том, чтобы сопоставить справедливость с правом людей на неприкосновенность частной жизни и возможностью юридической ответственности для компании, если что-то пойдет не так.

«С движением #MeToo вы попадаете в очень пугающую ситуацию», если один сотрудник заявляет о домогательствах или давлении со стороны другого сотрудника, стремящегося к нежелательным отношениям, особенно если преследователь является начальником, — говорит Джефф Латтрелл, SHRM-SCP. , глобальный вице-президент по исполнительным талантам в Atento, мадридской фирме по управлению взаимоотношениями с клиентами, в которой работает 150 000 сотрудников по всему миру. «Это действительно сложная тема, и я думаю, что HR-специалисты борются с ней почти ежедневно».

Действительно, исследование Общества управления человеческими ресурсами (SHRM) показывает нечто неожиданное: несмотря на то, что все больше сотрудников перешли на удаленную работу, во время пандемии увеличилось количество романов на рабочем месте. Треть сотрудников в США в настоящее время связаны или были в романтических отношениях с коллегой по работе, по сравнению с 27 процентами, которые сообщали о романах на рабочем месте до начала кризиса в области общественного здравоохранения. Так что это хорошее время для руководителей HR, чтобы пересмотреть политику своей компании в отношении служебных романов, говорят эксперты, тем более что многие из этих политик отсутствуют.

«Работодатели плохо справляются с этим», — говорит Джоан Липман, автор бестселлера Вот что она сказала: что мужчины должны знать (и женщины должны им рассказать) о совместной работе (Уильям Морроу, 2018). «Половина людей даже не знает, какова политика их работодателя».

Практический подход

Многие специалисты по кадрам согласны с тем, что попытки запретить служебные романы не имеют смысла. «Запретить все романы не очень реалистично. Люди найдут способ», — говорит адвокат Джули А. Мур, SHRM-SCP, президент HR-консалтинговой фирмы Employment Practices Group из Уэллсли, штат Массачусетс.

Драконовская политика либо загонит отношения в подполье, либо заставит людей искать работу в другом месте, считают эксперты.

«Они действительно хотят потерять талант?» — спрашивает Мур. «В наше время талантов мало».

И это только те проблемы, которые возникают, когда чувства взаимны.

Иногда романтические отношения на рабочем месте могут привести к трудным или даже опасным ситуациям. Латтрелл хотел, чтобы служебные романы были запрещены после того, как несколько лет назад он столкнулся с особенно страшным инцидентом на работе в колл-центре. Сотрудник-мужчина, который был расстроен, когда его коллега разорвала их отношения, появился на работе с оружием, «в основном, чтобы забрать ее», — вспоминает Латтрелл.

«Полиция должна была приехать. Разумеется, этого джентльмена тут же уволили и привлекли к уголовной ответственности», — говорит Латтрелл. «Это как бы поставило [отношения на рабочем месте] в другую перспективу для меня».

Компания предоставила сотруднице отпуск и помощь в рамках своей программы помощи сотрудникам.

«Мы проводим больше времени бодрствования с людьми, с которыми мы работаем, чем с кем-либо еще, поэтому мы должны ладить с людьми, с которыми мы работаем», — говорит HR-консультант Чад Соренсон, SHRM-SCP. «Иногда это перерастает в романы с людьми, с которыми мы работаем», — как пара случайно попала на камеры наблюдения на парковке, с которыми Соренсону приходилось иметь дело на предыдущей работе в отделе кадров. Но «когда все идет наперекосяк… или один человек хочет, чтобы отношения [продолжались], а другой нет, вы можете говорить о домогательствах».

Это сложная позиция для HR, потому что отношения не всегда четкие, люди не всегда открыты, и решения должны быть разработаны так, чтобы они не подрывали доверие к компании или моральный дух сотрудников.

И из-за проблем с домогательствами «мы стали очень осторожны с этими служебными романами», — говорит Липман. «Я думаю, что это непреднамеренно демонизировало то, что является совершенно нормальным человеческим поведением».

На самом деле исследование SHRM показало, что три четверти сотрудников говорят, что им комфортно, когда у их коллег романтические отношения.

Иногда служебные романы меняют жизнь в лучшую сторону, когда пары застают своих супругов на работе. Вспомните Барака и Мишель Обаму, которые познакомились и начали отношения, когда работали в одной юридической фирме. Но есть много других причин, по которым любовь может пойти не так — будь то отношения, которые заканчиваются душевной болью, или менеджер, связанный с подчиненным. Последнее вызывает проблемы не только из-за заявлений о домогательствах, но и из-за морального духа в офисе, если люди думают, что к кому-то относятся благосклонно, потому что они спят с боссом, говорят эксперты.

Вот почему специалисты по кадрам и юристы по трудоустройству согласны с тем, что, за исключением очень редких случаев (например, между супружескими парами в семейной компании), отношения между менеджерами и их непосредственными подчиненными не должны допускаться. И во многих случаях нельзя допускать отношений между руководителями и любыми подчиненными, даже если они не работают в одном подразделении.

Что можно и чего нельзя делать для отдела кадров

Отношения на рабочем месте — деликатный вопрос для отдела кадров, который должен защищать компанию от ответственности, позволяя сотрудникам преследовать свои собственные любовные интересы. Несколько советов от HR-менеджеров и юристов:

DO иметь официальную политику и убедиться, что сотрудники знают о ней. Его можно включить в руководство для сотрудников, вводные занятия, тренинги по борьбе с сексуальными домогательствами или, в идеале, все три сразу.

DO адаптируйте свою политику к офисной культуре (например, в семейном бизнесе могут быть менее жесткие правила, чем в крупной иерархической компании), но всегда требуйте раскрытия отдела кадров о романтических отношениях.

DO  поощряйте открытое общение, чтобы отношения не уходили в подполье.

DO документируйте все, будь то официальное признание отношений или подтверждение отношений в сообщениях компании. Если отношения испортятся и кто-то заявит о домогательствах, ваш адвокат поблагодарит вас.

DO считают «любовным контрактом», который официально признает отношения и условия служебного поведения. Это может защитить компанию, но также и заставить людей неохотно раскрывать информацию, если это означает изложение ее в письменной форме.

НЕ пытайтесь запретить внутрислужебные романы. Это нереально — люди встречаются на работе — и это приведет только ко лжи и обману.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ разрешать отношения между руководителем и его непосредственным подчиненным, а также подумайте, должны ли коллеги работать в одной команде, если у них романтические отношения. Члены пары не должны иметь прямого влияния на работу друг друга.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ держаться за руки или другие очевидные публичные проявления привязанности в офисе. —С.М.

Правила взаимодействия

Когда у двух коллег возникают романтические отношения, идеальная ситуация включает в себя то, что пара добровольно сообщает об отношениях HR, после чего HR переводит одного или обоих сотрудников на другую должность в компании, если есть ситуация подчиненного/менеджера. или другой потенциальный конфликт. Это не всегда работает так гладко, особенно когда правила не ясны.

На предыдущей работе в юридической фирме Мура попросили выяснить, как наладить отношения между романтически вовлеченным партнером и коллегой. Дуэт разработал то, что они считали разумным планом для своих отношений, но фирма в конечном итоге попросила обоих уйти, говорит Мур, потому что не могла удовлетворить индивидуальные запросы пары и не хотела выбирать между ними, чтобы решить проблемы руководства.

Джоанн Ли, SHRM-SCP, вице-президент по персоналу дистрибьютора напитков в Нью-Касл, штат Делавэр, N.K.S. Distributors, работала в отделе кадров в предыдущей компании, где женатый генеральный директор-мужчина связался с подчиненной-женщиной, но сказал, что это не будет проблемой, потому что она была готова уйти.

За исключением того, что подчиненный сказал это на частной встрече с HR. «Все стало очень некрасиво, — говорит Ли. — Он только что попал в паутину. В конце концов, генерального директора собирались уволить, поэтому он заранее ушел в отставку.

Лиза Шипани, SHRM-SCP, партнер консалтинговой фирмы KardasLarson LLC из Гластонбери, штат Коннектикут, не лишена сочувствия к тем, кто встречает романтических партнеров на работе. (В конце концов, она познакомилась со своим собственным мужем на работе и добровольно уволилась, чтобы избежать конфликта интересов.) Однако, по ее опыту, романы на работе иногда могут создавать проблемы, и не всегда удается найти удовлетворительное решение.

В одной компании Схипани столкнулись с ситуацией, когда региональный вице-президент был связан с женщиной, которая подчинялась ему. «Мы поговорили с ними и сказали: «Один из вас должен либо переехать в другой район, либо уйти из компании», — говорит Шипани. В итоге женщина ушла, и компания сделала «все возможное», чтобы помочь ей с поиском работы, добавляет она.

Но в другом случае подчиненный был связан с начальником — один был женат — и эти двое не так уж и случайно оказались в одном и том же месте и в одной гостинице во время командировок, оплачиваемых компанией.

«Получилось очень грязно, — говорит Шипани. «Они думали, что ведут себя осторожно». Эта пара настолько потеряла доверие в организации, что оба были уволены.


Стандарты и практика

Какие правила должен устанавливать HR? Это зависит от культуры и размера компании. Дайан Дули, руководитель отдела кадров компании World Insurance в Эдисоне, штат Нью-Джерси, находится в процессе написания справочника, который будет применяться ко всем организациям, которые приобретает компания, в том числе к небольшим, в которых члены семьи уже работают вместе.

В этих компаниях «у нас будет кумовство», — говорит Дули, добавляя, что, по крайней мере, люди должны будут раскрывать свои отношения.

В некоторых компаниях очень подробно описывают, что сотрудники могут и не могут делать при романтических отношениях.

Meta (компания, ранее известная как Facebook) не запрещает служебные романы. Но в руководстве для сотрудников указано, что работник не может пригласить коллегу дважды, если первое приглашение не привело к свиданию. Кроме того, политика Meta гласит, что работники не могут пригласить коллег, которых они никогда не встречали. Это означает, что сотрудники не могут связаться с коллегой, фото профиля которого они считают привлекательным, чтобы пригласить на свидание.

Такие правила могут предотвратить множество проблем в будущем, говорят юристы и менеджеры по персоналу, но только в том случае, если они приняты и соблюдаются сотрудниками, которые могут быть возмущены правилами, которые, по их мнению, нарушают их личную жизнь.

Когда компании проводят очень строгую политику, «это заставляет людей держать ее в секрете», — говорит Мэтт Картер, юрист из Техаса, работающий в фирме по созданию бизнеса Inc and Go. «Поощряйте открытость. Отсутствие этих строгих правил, как это ни парадоксально, является одним из лучших способов избежать ситуации, когда пары ведут тайные дела.

Продолжить с осторожностью

Несмотря на то, что менеджеры по персоналу и юристы рекламируют ценность правил, требующих раскрытия отношений, такое раскрытие происходит редко. Согласно опросу SHRM, 77% работников в США заявили, что их работодатели не требуют от них раскрытия служебного романа. Такой же процент заявили, что они не сообщали своим работодателям, когда они были вовлечены в служебные отношения.

И определение «отношения» мягкое. Когда отношения — это отношения, а не случайная связь, которую обе стороны хотели бы забыть? Что, если одна сторона рассматривает взаимодействие как отношения, а другая считает его более случайным?

Кроме того, иногда у людей есть веские причины не сообщать HR о том, что происходит, говорит Шон Хоран, профессор коммуникаций Университета Фэрфилда, который проводит исследование романов на работе. «Что, если кто-то ЛГБТК и не хочет, чтобы их босс знал?» он спрашивает. «А как насчет измены мужей или жен? Что, если они находятся в немоногамных отношениях по обоюдному согласию?» Некоторые люди могут не захотеть делиться информацией такого рода с друзьями, не говоря уже о ком-то из их компании, говорит Хоран.

В таких случаях эксперты рекомендуют HR быть особенно осторожными, чтобы защитить конфиденциальность сотрудников и помочь им чувствовать себя комфортно, сообщая о своих отношениях.

Непредоставление информации часто может привести к увольнению, независимо от статуса человека в компании. Президент CNN Worldwide Джефф Цукер ушел в отставку в начале 2022 года после того, как признал, что не раскрыл, как это требовалось, отношения с исполнительным вице-президентом и директором по маркетингу Эллисон Голласт.

Еще одна потенциальная проблема — равное отношение к двум сотрудникам в романтических отношениях. Например, компания, которая чаще всего просит женщин перейти на другую должность или выйти из организации, может стать объектом иска о дискриминации, предупреждают юристы.

«Если вы не требуете, чтобы мужчина в отношениях двигался, но требуете, чтобы женщина двигалась — даже если, возможно, на равное положение, — кто-то все равно может заявить, что положение не такое благоприятное», — говорит Питер Кассат, адвокат по вопросам труда и занятости из Вашингтона, округ Колумбия, Culhane Meadows.

Любовные контракты

Специалисты по персоналу расходятся во мнениях относительно так называемых любовных контрактов, когда сотрудники подписывают документ, подтверждающий, что они состоят в отношениях по обоюдному согласию и, возможно, соглашаются с определенными стандартами поведения в офисе.

Эти соглашения полезны, потому что «они показывают, что отношения действительно возникли по обоюдному согласию», — говорит Ванесса Матсис-Маккриди, заместитель главного юрисконсульта и директор по персоналу компании Engage PEO, расположенной в Форт-Лодердейле, штат Флорида, которая предоставляет услуги по управлению персоналом и преимущества для малого и среднего бизнеса. Это защищает компанию, если одна из сторон попытается заявить, что она никогда не хотела отношений.

«Но это не значит, что вы никогда не получите иск о домогательствах», — добавляет Матсис-Маккриди. «Возможно, один человек может сказать, что его заставили подписать соглашение». И некоторые люди могут более неохотно подписывать официальное заявление, особенно если они состоят в браке или идентифицируют себя как ЛГБТК.

Мариэль Смит, партнер и юрист по вопросам труда и занятости в Hall Booth Smith P.C. в Колумбусе, штат Джорджия, говорит, что формальные контракты могут быть «немного более жесткими, чем я думаю, что они должны быть». Однако, когда контракты действительно существуют, в них должна быть указана дата начала отношений, говорит она, поэтому компания в некоторой степени защищена, если отношения закончатся плохо и кто-то выдвинет обвинение в домогательствах.

Однополые отношения могут потребовать особой осторожности 

Просьба к сотрудникам раскрывать романтические отношения является обычным требованием для компаний, которые придерживаются политики в отношении романов на рабочем месте. Но как насчет членов сообщества ЛГБТК, которые могут не хотеть, чтобы люди на работе знали об их сексуальной ориентации?

Это сложный вопрос для HR, и многие эксперты сходятся во мнении, что неправильно выдавать людей, которые хотят сохранить свою сексуальную ориентацию или гендерную идентичность в тайне. Но юридически у HR не может быть других правил для сотрудников ЛГБТК, чем для сотрудников, которые не идентифицируют себя как ЛГБТК.

«Ты должен идти по тонкой грани. Вы действительно не можете выйти и спросить кого-нибудь: «Вы гей?» или «Вы состоите в отношениях со Стивом?», — говорит бизнес-адвокат Мэтт Картер, который является геем. Картер говорит, что когда он вышел в начале 21-го века, это не имело большого значения на его рабочем месте, и он чувствовал себя принятым.

Но это не относится ко всем сотрудникам ЛГБТК.

Знаковое дело Верховного суда 2020 года  Босток против округа Клейтон постановило, что геи, лесбиянки и трансгендеры защищены от дискриминации на рабочем месте в соответствии с разделом VII Закона о гражданских правах от 19 года.64. Но Раздел VII применяется только к компаниям с 15 и более сотрудниками. И это не мешает представителям ЛГБТК подвергаться осуждению или пренебрежению со стороны коллег по работе.

Исследование Института Уильямса Школы права Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, проведенное в сентябре 2021 года, показало, что 46 процентов работников ЛГБТК в какой-то момент своей жизни сталкивались с несправедливым обращением на работе, а каждый десятый сталкивался с дискриминацией на работе в предыдущем году.

Так что же может сделать HR? Эксперты советуют принуждать ЛГБТ-работников к тем же стандартам и правилам, которым должны следовать все сотрудники. Но делайте это с максимальной осмотрительностью, говорит Шон Хоран, преподаватель Университета Фэрфилда, который исследует коммуникацию в отношениях на свиданиях.

Существуют строгие структуры для другой информации, такой как медицинская информация в соответствии с Законом о переносимости и подотчетности медицинского страхования (HIPAA), отмечает Хоран. И хотя может и не быть закона, подобного HIPAA, защищающего раскрытие чьей-либо ЛГБТ-идентичности, это просто приличный поступок, говорит он. —С.М.

Электронная документация

Любовный контракт или не любовный контракт, работодатели должны все документировать, говорят юристы. Во многих компаниях есть политика, которая позволяет руководству просматривать электронные письма и сообщения Slack, написанные сотрудниками, что означает, что компании часто могут обнаружить отношения, обратившись к своим собственным базам данных. И многие предприятия считают поиск компьютеров и телефонов компании честной игрой.

Пол Лопес, адвокат по вопросам труда и трудоустройства в фирме Tripp Scott из Южной Флориды, вспоминает случай, когда пара на рабочем месте — начальник и подчиненный — расстались, после чего одна из сторон заявила, что отношения были принуждены со стороны начинать. Однако при дальнейшем просмотре «были сотни текстовых сообщений, и было совершенно ясно, что это были отношения по обоюдному согласию», — говорит Лопес.

Мур говорит, что в настоящее время она работает над делом, в котором центральным фактором является вопрос о том, когда начались отношения, и электронные письма и текстовые сообщения раскрывают это. «Удивительно, что вы узнаете, просматривая электронную почту, Slack и текстовые сообщения», — говорит она.

Роман на работе также может стать побочным продуктом отдельного расследования. Кассат вспоминает случай, когда менеджера обвинили в дискриминации кого-то в его отделе. По словам Кассат, это было серьезное обвинение, которое потребовало от следователей изучения электронной почты компании.

«Мы узнали, что у него были отношения с другим менеджером в компании», — говорит Кассат, и шутил с ней о «корпоративных встречах» в его квартире через улицу, которые на самом деле не были деловыми встречами. Обе стороны в конечном итоге были расторгнуты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *