Этнопсихология как наука. Предмет и методы
Этническая психология – это междисциплинарная отрасль знания, изучающая и разрабатывающая: 1) особенности психики людей различных народов и культур; 2) проблемы национальных особенностей мировосприятия; 3) проблемы национальных особенностей взаимоотношений; 4) проблемы национального характера; 5) закономерности формирования и функции национального самосознания и этнических стереотипов; 6) закономерности формирования обществ, национальных общин.
Объектом исследования являются нации, национальности, национальные общности.
Предмет – особенности поведения, эмоциональных реакций, психики, характера, а также национальное самосознание и этнические стереотипы.
Изучая психические процессы у представителей этнических групп, этнопсихология применяет определенные методы исследования. Широко используется метод сравнения и сопоставления, при ктором строятся аналитические сравнительные модели, классифицируются и группируются этнические группы, этнические процессы по определенным принципам, критериям и признакам.
К
способам исследования в этнопсихологие
относят общепсихологические
Существует два основных ответвления этнопсихологии: этнологическая (психологическая антропология) и психологическая (
Ментальность – спектр социально-психологических явлений, отображающих духовный мир человека или социальной общности, эпохи или этнокультуры. Дает возможность анализировать психический состав людей в социальном, политическом или этническом контексте. Ментальность охватывает различные уровни социальных целостностей. В зарубежной литературе выделяют три структурных компонента ментальности: эмоциональный (эмотивный), когнитивный (вербальный), поведенческий (конативный). Эмоциональный компонент включает: 1) эмоциональные состояния, предшествующие организации вербального и поведенческого компонентов; 2) переживания, связанные с наиболее важными вербальными элементами. Вербальный компонент состоит из знания об объектах и ситуациях жизнедеятельности, являющихся результатом приобретения индивидуального жизненного опыта, то есть процессов обучения. Поведенческий компонентслучит импульсом актуализации элементарных фиксированных установок, ценностных ориентаций, этнических ценностей.
Этническая ментальность проявляется в доминирующем настроении человека, в характерных особенностях мировосприятия, в системе моральных требований, норм, ценностей и принципов воспитания, в формах межличностных взаимоотношений… Ментальность выступает целостным выражение духовных направлений (не только религии и исксства), специфическим отображением действительности, обусловленным процессом жизнедеятельностиэтноса в определенном географическом, историческом или культурном пространстве.
Под национальным сознанием следует понимать «сознание принадлежности людей к нации». Это относительно устойчивая, осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о себе как о представителе определенной нации. …Язык…
Этническое самосознание может также проявляться в виде осознания субъектом своей этнической общности. Наблюдается эффект, напоминающий приобщение человека к религиозным организациям. Осознавая себя членом какой-нибудь этнической группы, человек подавляет в себе страх перед обществом в целом… Члены данной группы представляются ему близкими людьми, на них возлагаются личностные надежды индивида. Он чувствует себя уверенней и ощущает «мнимую» поддержку.
Национальные чувства. Проявление национальных чувств в экономике, политике, общественной жизни нации
Национальные чувства – производное от национального самосознания чувство устойчивой привязанности к своей нации, к традициям, обычаям, культуре, быту, национальным и духовным ценностям. Формируется внутри этнической общности людей, занимающих общую территорию, ведущих сходный образ жизни, говорящих на одном языке. Под национализмом мы понимаем: 1) определенный комплекс этнопсихологических установок; 2) систему политических идей; 3) общественное движение. Национализм может выступать в различных формах, от беззаветного патриотизма, или готовности на жертвы во имя целой нации в целом, до крайней экстремальной формы, тесно связанной с милитаризмом, шовинизмом и фашизмом.
Националистическая психология не возникает сама по себе и независимо от психологии национальной. Она базируется на национально-психологических образованиях, которые под влиянием политических интересов становятся предметом абсолютизации и превращаются в совокупность искаженных и упрощенных представлений о людях своей и других наций и народностей.
Национальное самосознание включает в себя такой спектр чувств как: национальная гордость и любовь к родине, радость, переживаемая при восприятии объектов национальной культуры, эмоционально поддерживаемая убежденность в справедливости идеологических положений и политических шагов, которые выражают интересы национального развития и субъективно представляются как интересы своего народа.
Структура и содержание этнической установки, ее основные функции в регуляции социального поведения и деятельности
Этнической установкой является готовность личности воспринимать те или иные явления национальной жизни и межэтнических отношений и в соответствии с этим восприятием действовать определенным образом в конкретной ситуации. Э.У. фокусирует в себе убеждения, взгляды, мнения людей относительно истории и современной жизни этнической общности, ее взаимосвязей с другими народами, людьми иных национальностей. В своей структуре установка объединяет элементы эмоционального и рационального подхода к объектам при ведущей роли эмоционального начала. Всегда бывает либо негативной, либо позитивной относительно объекта… Субъективно всегда представляется ее носителю правильной и наилучшей. Формируется отдельными индивидами и подхватывается массами. Наличие установок на конкретный объект, сходных по направленности и по интенсивности их проявления, служит фактором, объединяющим людей на основе общей симпатии и антипатии.
Этнические стереотипы. Их структура и содержание
В
психологии понятие стереотипа обозначает
устойчивое, эмоциональное по своей
природе психическое
Этнический стереотип содержит в себе устойчивое ядро, определенный комплекс представлений о внешнем облике представителей данного народа, о его историческом прошлом. Особенностях образа жизни и пр. Кроме того Э.С. содержит ряд изменчивых суждений относительно коммуникативных и моральных качеств данного народа. Этнический стереотип – отражение прошлого и настоящего, негативного и позитивного опыта взаимоотношения народов, особенно в таких сферах деятельности как торговля, с/х, пр.
Этнические конфликты, их сущность, объективные и субъективные условия возникновения
Конфликт – это социальный процесс, в котором индивид или группа стремится к достижению своих целей путем подчинения, устранения или уничтожения другого индивида или группы, стремящихся к сходным или идентичным целям, (хотя можно стремиться к разным целям, но для их реализации хотеть воспользоваться одними и теми же средствами). В конфликте всегда есть осознание противника. Рождаются на основе антагонизма (комлекса негативных установок и оценок, способных привести к действиям, направленным на устранение или подчинение противника). Может выступать в форме борьбы (стремятся показать свое превосходство) и форме войны (вооруженная борьба за реализацию политических целей).
Представители биологической теории и социал-дарвинизма: «законом жизни является борьба за существование, т.е конфликты необходимы…» — теория несостоятельна. Враждебность возникает под влиянием соответствующего воспитания и имеет определенные причины социального характера. Теория географических факторов связана с претензиями, обосновывающими историческую правомерность притязаний на ту или иную территорию…
Причины
возникновения –
Социально-психологическая сущность понятия «нация». Основные этнические и культурологические признаки нации
Нация – исторически сложившаяся, устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющаяся в общности культуры. Общность языка – характерна, но не определяющая черта (англичане и американцы). Общность территории также не доминирующий признак (Польша в период разделов не имела государственной организации). Общность экономической жизни – не доминанта (интересы украинского инженера отличны от интересов немецкого). Осознание своей принадлежности к определенному политическому образованию как признак нации имеет право на существование, но не более того. Только наличие всех признаков образует понятие «нация».
Национальное сознание как фактор оптимизации совместной деятельности людей.
Под национальным сознанием следует понимать «сознание принадлежности людей к нации». Это относительно устойчивая, осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о себе как о представителе определенной нации. Наиболее существенным состоянием народа является язык.
Настоящий
национальный патриотизм заключается
в осмыслении естественных требований
своей нации, критическом понимании требований
общечеловеческого прогресса.
Этнопсихология как наука
Министерство Образования РФ
Тольяттинский
Государственный
Университет
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Этнопедагогика и этнопсихология»
на тему:
«Православная
и народная педагогика»
Выполнила:
группа
Преподаватель:
Тольятти – 2012
Содержание
- Введение…………………………………………………………
..3 - Этнопсихология и другие науки……………………………….4
- Предмет, основные понятия этнопсихологии………………..5
- Задачи этнопсихологии как науки…………………………….8
- Заключение……………………………………………………
…14 - Список
литературы……………………………………………..1
5
Введение
Этнопсихология изучает своеобразие проявления и функционирования психики представителей различных этнических общностей и является в настоящее время одной из самых молодых, сложных и перспективных наук.
Вместе с тем этническая психология должна развиваться в тесном сотрудничестве с другими науками. Ее взаимодействие с ними обусловливается необходимостью объединения усилий многих исследователей в интересах изучения сходного объекта — явлений, выступающих следствием взаимодействия, общения, взаимоотношений и поведения людей в составе этнических общностей.
Долгое
время общепризнанной категорией этнической
психологии считалось понятие
Психологию представителей различных этнических общностей изучают многие науки. Очень часто они допускают слишком вольное или просто неточное толкование собственно психологических феноменов. Кроме того, национальная психика людей должна изучаться и осмысливаться на основе психологических, а не каких-то других закономерностей.
Этнопсихология и другие науки
Этническая психология — это самостоятельная, довольно молодая и одновременно сложная отрасль знаний, возникшая на стыке таких наук как психология, социология (философия), культурология и этнология (этнография), которые в той или иной мере изучают национальные особенности психики человека и групп людей.
Философия, методологически и теоретически осмысливает, главным образом, социальное и, частично, психологическое своеобразие этнических групп и их представителей, прежде всего наций, и выясняет специфику его влияния на внутри- и межнациональное взаимодействие и общение людей.
Социология и культурология в свою очередь всегда изучали качественные характеристики национальных групп как социальных и культурных общностей, разрабатывали социологические и культурологические концепции их развития. Социология стремится продемонстрировать наиболее общие тенденции и закономерности взаимодействия культурных отношений между различными этносами.
Этнология (этнография) была изначально ориентирована на изучение материальной культуры, систем родства, жизнеобеспечения, воспитания, социальной и политической структуры различных народов; проблем их этногенеза, этничности и межкультурных контактов; расселения этносов, демографических процессов в них; сравнение культурных черт (культурных изменений) того или иного народа. Этнография же, как таковая в большей мере описательная наука, и этнология является ее теорией. В тоже время этнология исследует национальные традиции, привычки и вкусы, специфические особенности поведения и действий представителей различных этносов.
Психологическая наука, а также ее отрасль социальная в силу своего предназначения должны заниматься конкретным анализом национальных особенностей психики людей, в том числе как представителей конкретных социальных групп, и выявлением закономерностей их проявления и функционирования.
Сфера
проявления национальных особенностей
психики индивида достаточно обширна,
по этой причине закономерно выделилась
и стала продуктивно развиваться особая
отрасль социальной психологии — этнопсихология (с греч. племя, народ+ душа+ учение).
Предмет, основные понятия этнопсихологии
Предметом этнопсихологии как самостоятельной отрасли знаний является изучение своеобразия проявления и функционирования психики представителей различных этнических общностей. Однако эта наука, как уже подчеркивалось, формировалась под влиянием различных взглядов на ее содержание и главные феномены, которые она должна исследовать.
Структура этнопсихологических явлений при наполнении ее конкретным содержанием до сих пор испытывает влияние двух тенденций. Первая из них состоит в том, что в систему элементов этой структуры включаются компоненты, представления о которых заимствованы из общей и социальной психологии: характер, темперамент, чувства, воля и т. д. представителей той или иной нации. Вторая тенденция предполагает изучение определенных общих и особенных черт национальной психики, национального характера людей, составляющих содержание и формы проявления этнопсихологических феноменов.
Национально-
Таким образом, этнопсихология — это наука, изучающая закономерности развития и проявления национально-психологических особенностей людей как представителей конкретных этнических общностей и отличающих их друг от друга. Она в свою очередь является отраслью социальной психологии и базируется на исследованиях, осуществляемых не только учеными- психологами, но и социологами, этнографами, философами. Национально-психологические особенности людей — реально существующие, активно функционирующие и четко осознаваемые исследователями явления общественного сознания, имеющие свои специфически свойства, своеобразные механизмы проявления и оказывающие большое воздействие на поведение и деятельность людей.
Этническая
психология и ученые, ее представляющие,
занимаются прикладными исследованиями,
которые в зависимости от того,
кто их осуществляет, могут быть
двух видов. Во-первых, психологи занимаются
изучением собственно национально-психологических
особенностей людей как представителей
конкретных этнических общностей, независимо
от того, являются ли они врожденными
или приобретенными в ходе социализации
индивида, а также закономерностей
их проявления и функционирования. Национально-психологические
Во-вторых,
социологи и этнографы
Методология
этнической психологии — это наиболее
общие представления об идейных
позициях этой науки, основных закономерностях
познания и осмысления ею национально-психологических
особенностей представителей конкретных
этнических общностей. Методология
этнической психологии определяется своеобразием
ее предмета: чтобы успешно исследовать
национально-психологические
Обычно различают три уровня методологии: общую, специальную и частную. Общая методология обеспечивает наиболее правильные и точные представления о наиболее общих законах развития объективного мира, его своеобразии и составляющих компонентах, а также месте и роли в нем тех явлений, которые изучает этническая психология. Специальная методология, или методология самой этнической психологии, позволяет последней формулировать свои собственные законы и закономерности, относящиеся к своеобразию формирования, развития и функционирования тех феноменов, которые она исследует. Специальной методологией этнической психологии выступают методологические принципы психологической науки в целом, которыми она должна руководствоваться при анализе национально-психологических феноменов.
Методологический принцип единства сознания и деятельности вооружает этнопсихологию правильным пониманием сущности проявления этнопсихологических феноменов в зависимости от закономерностей того или иного вида деятельности, в которую вовлечен представитель национальной общности. С одной стороны, очевидно, что общие закономерности конкретной деятельности рождают сходство в проявлении психологии субъектов ее осуществления. С другой, — национальное самосознание, будучи по своему происхождению своеобразным у каждого народа, вносит такое же отличие и в элементы, формы и результаты самой деятельности.
Принцип личностного подхода требует при изучении любых национально-психологических особенностей учитывать, что их носителем всегда выступает, во-первых, конкретная личность и, во-вторых, представитель определенной этнической общности с характерными для них чувствами, мыслями, переживаниями и т. д. Следовательно, нужно постоянно помнить: в психологии каждого человека присутствует и личностно, и национально особенное, проявляющиеся в единстве и противоречивости своего сочетания.
Кроме того, необходимо принимать во внимание и принцип учета этнологических факторов. Последние производны от материальной жизни и материального бытия людей. При их осмыслении важно руководствоваться демографическими и статистическими закономерностями, которым они подчиняются в своем развитии, влияя тем самым и на психологию человека.
Следует помнить и о принципе относительности всех психологических характеристик наций, равноправии и взаимоуважении их представителей в вопросах духовного развития каждого этноса, который ориентирует ученых на достаточно осторожное обращение с результатами своих исследований, предполагает отказ от противопоставления и абсолютизации конкретных черт этнической психики конкретных народов.
Задачи этнопсихологии как науки
Этническая психология как отрасль научных исследований имеет свои конкретные задачи, которые включают:
1. Всестороннее осмысление и
2.
Изучение специфики
3. Исследование национально дифференцированных характеристик интеллектуально-познавательной активности людей конкретной национальности, проявляющихся в своеобразно функционирующих в ходе трудовой и другой деятельности степени приверженности к логике, глубине абстрагирования, скорости мыслительных операций, организации интеллектуальных процессов, глубине восприятий, полноте и оперативности представлений, концентрации и устойчивости внимания и других качествах.
Политика этнопсихологии, 1930–1980 гг. – безумие
Исследовательская группа «Деколонизация психики: политика этнопсихологии, 1930–1980 гг.», финансируемая Швейцарским национальным научным фондом (SNSF), принимает заявки на получение двух докторских должности в Женевском институте международных исследований и исследований в области развития.
Полная ссылка
Кандидатская должность «Наблюдение за африканскими практиками воспитания детей в психологии и антропологии»
Годовая брутто-зарплата: 47 040–50 040 швейцарских франков (коэффициент активности: 100%)
Главный исследователь: научный сотрудник SNSF Eccellenza д-р Миша Сутер
Общее описание
Проект базируется на кафедре международной истории Высшего института международных исследований и исследований в области развития. Два докторанта будут работать с главным исследователем Мишей Сутер (по состоянию на сентябрь 2021 года научный сотрудник SNSF Eccellenza в Институте последипломного образования). При условии их принятия они будут полностью интегрированы в докторскую программу Департамента, которая включает в себя необходимую курсовую работу и предварительную защиту диссертации. Им будет интересна живая интеллектуальная среда (готовятся семинары и конференция). Они будут проводить исторические исследования на нескольких площадках, финансируемые SNSF.
Исходная информация
Общий проект «Деколонизация психики: политика этнопсихологии, 1930-1980-е годы» прослеживает дебаты об универсальности и особенностях человеческой психики в течение «долгого момента деколонизации». Проект посвящен истории этнопсихологии, научной области на стыке антропологии и психологических дисциплин. Этнопсихология (обобщающий термин, выбранный здесь для множества подходов, таких как «этнопсихиатрия», «этнопсихоанализ», «кросс-культурная психология» и др.) возникла в межвоенный период и видоизменилась после Второй мировой войны. Центральная гипотеза проекта заключается в том, что этнопсихология была методом, позволяющим смириться с концом империи и даже справиться с ним, одновременно действуя как фактор, его катализирующий. Вторая гипотеза состоит в том, что этнопсихология функционировала и как инструмент колониализма (например, патологизируя антиимперские движения как «безумные»), и как средство антиколониальной критики (примерами служат работы таких мыслителей, как Франц Фанон и другие). . В проекте задаются следующие вопросы: Как психологи осмысляли психику людей с Глобального Юга? Какие политические взгляды и практические программы повлекли за собой эти концептуализации? Чтобы ответить на эти вопросы, проект исторически исследует различные направления психологических дисциплин в их соответствующем диалоге с антропологией.
Докторский проект «Наблюдение за африканскими практиками воспитания детей в психологии и антропологии»
Этот проект находится на стыке гендерной истории и истории психологии развития (детской психологии). Начиная с межвоенной школы культуры и личности, антропологи и психологи рассматривали инфантильную социализацию как ключевое место психического воспроизводства общества. Научные дебаты о воспитании детей послужили основой для психологических моделей привязанности и развития, а также для политического управления семейными моделями. Проект развивает новую перспективу, основанную на истории науки. В чем сходились исследования воспитания детей, основанные на различном опыте — например, в традициях Жана Пиаже, а не в американской «психологической антропологии», и в чем они расходились? В этих широких рамках аспиранту предлагается разработать свою собственную программу исследований в соответствии со своими интересами и опытом. Продемонстрированный интерес к гендерной истории и/или африканской истории является плюсом.
Ваш профиль должен включать
– степень магистра, магистра истории или смежной дисциплины; Высококачественная магистерская работа
– Интерес к междисциплинарным и теоретическим дискуссиям
– Готовность проводить многоцентровые архивные исследования и устные исторические интервью
– Отличные письменные и устные коммуникативные навыки на английском языке (французский является преимуществом)
– Высокая организованность и способность работать автономно
– Знакомство с архивными работами и/или устными историческими интервью приветствуется
Как подать заявку
Пожалуйста, заранее ознакомьтесь с процедурой онлайн-заявки на кафедру международной истории Высшего института международных исследований и развития в Женеве, принятие которой необходимо для позиций в этом проекте: https:/ /www. graduateinstitute.ch/application
Ваше заявление должно включать
1. Мотивационное письмо: Укажите свой интерес к проекту «Деколонизация психики» на кафедре международной истории Высшего института и четко укажите, для какого из две должности кандидата наук, на которые вы хотите подать заявку. Опишите, как ваше научное образование подготовило вас к этому исследованию. Затем набросайте краткое исследовательское предложение, в котором вы указываете, как вы предполагаете подойти к предмету (вопрос исследования, цели, методы, источники, дополнительная литература).
2. Резюме (с подробным описанием языковых навыков, исследовательского опыта, стажировок за границей и т.д.).
3. Стенограммы прошлого опыта высшего образования (BA, MA).
4. Контактные данные двух академических рецензентов (с ними свяжутся, и у них будет дополнительная неделя на отправку рекомендательных писем).
5. Образец написания (дипломная или магистерская диссертация или готовящаяся статья).
6. Копия вашей магистерской диссертации на английском или французском языке. Если вы не писали диссертацию, предоставьте обширную исследовательскую работу, которая является частью вашей степени магистра. Если документ не на английском или французском языке, предоставьте переведенное резюме (около 5 страниц) вместе с документом на языке оригинала.
7. Копия диссертации (см. инструкцию), содержащая условное название и описание темы исследования. Ваше предложение может быть на английском или французском языке.
Кроме того, заявителям, которые хотят быть освобождены от уплаты платы за обучение, которая в противном случае вычиталась бы из зарплаты доктора наук, необходимо подать заявку на получение финансовой помощи и запросить «полное освобождение от платы за обучение». Решение о предоставлении такого полного освобождения от платы за обучение принимается другим комитетом, а не приемной отборочной комиссией, и члены приемных отборочных комиссий не имеют доступа ни к личности претендентов на финансовую помощь, ни к документам, подтверждающим заявки на финансовую помощь. Кандидаты, желающие претендовать на полное освобождение от платы за обучение, должны предоставить следующие дополнительные файлы:
Заявители на получение финансовой помощи
– Сопроводительное письмо с объяснением ваших финансовых потребностей
– Копия самого последнего налогового сертификата или налоговой декларации ваших родителей/супруга.
При отсутствии налоговых документов необходимо представить официальное подтверждение на этот счет, а также следующие документы:
– Подтверждение вашего дохода и дохода ваших родителей/супруга: трудовой договор с указанием заработной платы или последние зарплатные ведомости.
– Выписка из банка с указанием имеющихся средств.
– Подтверждение всех других источников финансирования: сбережения, аннуитеты, инвестиции, семейные вклады и т. д.
– Подтверждение других стипендий.
Интервью с кандидатами, включенными в окончательный список, будут проводиться в цифровом формате вскоре после истечения срока подачи заявок. Окончательное уведомление в апреле. Неофициальные запросы по адресу: [email protected]
Kontakt
Кандидатская должность «Культура и миграция в психиатрической эпидемиологии после 1945 года»
Годовая брутто-зарплата: 47 040–50 швейцарских франков 040 (уровень активности: 100%)
Главный исследователь: научный сотрудник SNSF Eccellenza д-р Миша Сутер
Общее описание
Проект базируется на кафедре международной истории Высшего института международных исследований и исследований в области развития. Два докторанта будут работать с главным исследователем Мишей Сутер (по состоянию на сентябрь 2021 года научный сотрудник SNSF Eccellenza в Институте последипломного образования). При условии их принятия они будут полностью интегрированы в докторскую программу Департамента, которая включает в себя необходимую курсовую работу и предварительную защиту диссертации. Им будет интересна живая интеллектуальная среда (готовятся семинары и конференция). Они будут проводить исторические исследования на нескольких площадках, финансируемые SNSF.
Исходная информация
Общий проект «Деколонизация психики: политика этнопсихологии, 1930-1980-е годы» прослеживает дебаты об универсальности и особенностях человеческой психики в течение «долгого момента деколонизации». Проект посвящен истории этнопсихологии, научной области на стыке антропологии и психологических дисциплин. Этнопсихология (обобщающий термин, выбранный здесь для множества подходов, таких как «этнопсихиатрия», «этнопсихоанализ», «кросс-культурная психология» и др.) возникла в межвоенный период и видоизменилась после Второй мировой войны. Центральная гипотеза проекта заключается в том, что этнопсихология была методом, позволяющим смириться с концом империи и даже справиться с ним, одновременно действуя как фактор, его катализирующий. Вторая гипотеза состоит в том, что этнопсихология функционировала и как инструмент колониализма (например, патологизируя антиимперские движения как «безумные»), и как средство антиколониальной критики (примерами служат работы таких мыслителей, как Франц Фанон и другие). . В проекте задаются следующие вопросы: Как психологи осмысляли психику людей с Глобального Юга? Какие политические взгляды и практические программы повлекли за собой эти концептуализации? Чтобы ответить на эти вопросы, проект исторически исследует различные направления психологических дисциплин в их соответствующем диалоге с антропологией.
Кандидатский проект «Культура и миграция в психиатрической эпидемиологии после 1945 года»
Этот проект находится на стыке истории психиатрии и истории миграции. Глобальные учреждения здравоохранения, такие как ВОЗ и Всемирная федерация психического здоровья, сыграли решающую роль в зарождающейся дисциплине психиатрической эпидемиологии, изучающей модели психических расстройств по всему миру. Интенсивные дебаты вызвал вопрос о том, в какой степени психопатологические образования определяются «культурой» и, особенно, преодолением «культурных границ». WFMH и ВОЗ рассматривали мобильность населения в пределах деколонизирующегося Глобального Юга, а также миграционные процессы с Юга в Европу как проблему для психического здоровья. Проект историзирует связь психиатрической эпидемиологии между культурой и миграцией как психопатогенным фактором: как «традиционная культура», дислокация и «современность» превратились в проблему с психиатрической точки зрения? В этих широких рамках аспиранту предлагается разработать свою собственную программу исследований в соответствии со своими интересами и опытом. Продемонстрированный интерес к истории психиатрии и/или истории миграции приветствуется.
Ваш профиль должен включать
– степень магистра, магистра истории или смежной дисциплины; Высококачественная магистерская работа
– Интерес к междисциплинарным и теоретическим дискуссиям
– Готовность проводить многоцентровые архивные исследования и устные исторические интервью
– Отличные письменные и устные коммуникативные навыки на английском языке (французский является преимуществом)
– Высокая организованность и способность работать автономно
– Знакомство с архивными работами и/или устными историческими интервью приветствуется
Как подать заявку
Пожалуйста, заранее ознакомьтесь с процедурой онлайн-заявки на кафедру международной истории Высшего института международных исследований и развития в Женеве, принятие которой необходимо для позиций в этом проекте: https:/ /www. graduateinstitute.ch/application
Ваше заявление должно включать
1. Мотивационное письмо: Укажите свой интерес к проекту «Деколонизация психики» на кафедре международной истории Высшего института и четко укажите, для какого из две должности кандидата наук, на которые вы хотите подать заявку. Опишите, как ваше научное образование подготовило вас к этому исследованию. Затем набросайте краткое исследовательское предложение, в котором вы указываете, как вы предполагаете подойти к предмету (вопрос исследования, цели, методы, источники, дополнительная литература).
2. Резюме (с подробным описанием языковых навыков, исследовательского опыта, стажировок за границей и т.д.).
3. Стенограммы прошлого опыта высшего образования (BA, MA).
4. Контактные данные двух академических рецензентов (с ними свяжутся, и у них будет дополнительная неделя на отправку рекомендательных писем).
5. Образец написания (дипломная или магистерская диссертация или готовящаяся статья).
6. Копия вашей магистерской диссертации на английском или французском языке. Если вы не писали диссертацию, предоставьте обширную исследовательскую работу, которая является частью вашей степени магистра. Если документ не на английском или французском языке, предоставьте переведенное резюме (около 5 страниц) вместе с документом на языке оригинала.
7. Копия диссертации (см. инструкцию), содержащая условное название и описание темы исследования. Ваше предложение может быть на английском или французском языке.
Кроме того, заявителям, которые хотят быть освобождены от уплаты платы за обучение, которая в противном случае вычиталась бы из зарплаты доктора наук, необходимо подать заявку на получение финансовой помощи и запросить «полное освобождение от платы за обучение». Решение о предоставлении такого полного освобождения от платы за обучение принимается другим комитетом, а не приемной отборочной комиссией, и члены приемных отборочных комиссий не имеют доступа ни к личности претендентов на финансовую помощь, ни к документам, подтверждающим заявки на финансовую помощь. Кандидаты, желающие претендовать на полное освобождение от платы за обучение, должны предоставить следующие дополнительные файлы:
Заявители на получение финансовой помощи
– Сопроводительное письмо с объяснением ваших финансовых потребностей
– Копия самого последнего налогового сертификата или налоговой декларации ваших родителей/супруга.
При отсутствии налоговых документов необходимо представить официальное подтверждение на этот счет, а также следующие документы:
– Подтверждение вашего дохода и дохода ваших родителей/супруга: трудовой договор с указанием заработной платы или последние зарплатные ведомости.
– Выписка из банка с указанием имеющихся средств.
– Подтверждение всех других источников финансирования: сбережения, аннуитеты, инвестиции, семейные вклады и т. д.
– Подтверждение других стипендий.
Интервью с кандидатами, включенными в окончательный список, будут проводиться в цифровом формате вскоре после истечения срока подачи заявок. Окончательное уведомление в апреле. Неофициальные вопросы по адресу: [email protected]
Контакт
Нравится:
Нравится Загрузка…
Этнопсихология и самосознание (обзор книги)
Автор : Депре, Винчиан
Издательство : Другая пресса, 2004 г.
Отзыв от : Женева Рейнага-Абико, PsyD, Vol. 26 (2), 45-48
Как видно из названия, эта книга посвящена эмоциям. Депре написал невероятно подробный текст на тему, которую часто считают само собой разумеющейся. Она имеет как философское, так и психологическое обоснование, и читателю предоставляется вся история того, как теоретически трактовались эмоции. Книга начинается с вопроса, который может задаться многим из нас: «Как может то, что мы считаем столь очевидным, быть объектом такого невероятного накопления теорий, множества письменных работ, определений, объяснений и споров?» (стр. 4). Депре тратит остальную часть текста, отвечая на этот вопрос.
В первой главе нам дается своего рода введение, в котором мы приходим к пониманию того, что «…мы фабрикуем наши эмоции, чтобы они производили нас» (стр. 20). Таким образом, мы неразрывно связаны с ними, поскольку они создают нас так же, как и мы их. Любое теоретическое понимание — это всего лишь попытка ответить на вопрос, лишив эмоции всего смысла. Наука (психология и неврология) предполагает, что она исследует эмоции с помощью экспериментов и лабораторных исследований; в то время как вместо этого наука конструирует эмоции с априорным предположением, что эмоция и разум, согласно Платону, являются бинарными состояниями. В результате неудивительно, что научные исследования сосредоточены на необходимости контролировать страсть, т. е. сводить эмоции к контролю над разумом.
В следующей главе «Истинная природа» эмоций рассказывается история понимания эмоций. Депре уделяет много времени обсуждению того, как до конца 1970-х годов эмоции понимались как психобиологические процессы, которые можно было прочитать в теле и которые были неподвластны культуре и обществу. Лаборатория решила контролировать «культуру» как постороннюю переменную, искажающую «настоящие» эмоции. Хорошо известно, что, хотя исследователи думали, что они вызывали эмоции у участников исследования и добивались результатов, которые были «универсальными» и «обобщаемыми», на самом деле это было не так:
Она [лаборатория психологии] определяется как место универсализации, то есть нейтральная система, место, истинное везде и для всего. Оно не определено для того, что оно есть на самом деле и что оно есть для тех, кто туда приглашен, то есть социальное место, характеризующееся его ссылкой на науку, в которой могут обсуждаться эмоции и возможности того, чем они могут быть. Предположение об универсальности эмоций, равно как и способ, которым лаборатория конструирует и определяет связи, впоследствии часто приводило исследователя к исключению вещей и событий, «имеющих значение» из его исследования, а также к тому, к кому он обращался с вопросами. были направлены как для всех, кого он не допрашивал. (стр. 79)
Эту идею очень важно обдумать, поскольку многое из того, чему нас учат в рамках традиционных программ обучения психологии, основано на представлении о том, что количественные лабораторные исследования — единственный способ получить достоверные результаты. Хотя психоаналитики обычно не попадаются в эту ловушку, поскольку они используют тематические исследования и более качественные исследовательские проекты, факт остается фактом: чтобы считаться заслуживающим доверия, необходимо использовать количественные методы в лаборатории.
В следующей главе эта идея углубляется, и Депре развенчивает миф о том, что лаборатория — это «нейтральное место». Целую главу мы читаем о том, как невозможно предположить, что участники исследования делают что-то отличное от того, что от них ожидается:
испытуемый пытается угадать мнение исследователя. Сам факт того, что их называют «подданными», уже подсказывает им, как им следует себя вести, и ставит их в специфическую связь социальных отношений, отмеченных печатью знания и авторитета, а также печатью асимметрии ролей. (стр. 85)
Это интересно не только потому, что относится к так называемому научному методу, но и потому, что именно такая философия легла в основу психологических теорий, лежащих в основе современной практики. Это еще более актуально, если учесть недавний толчок в этой области, чтобы сосредоточиться на лечении, которое «поддерживается эмпирически».
Какой философии мы придерживаемся, когда практикуем по моделям, заставляющим наших пациентов говорить о том, что с ними не так? Депре сравнивает это с повторением пыток, из-за которых их и лечили:
…предубеждения, на которых основаны наши психотерапевтические модели, не позволяют нам увидеть насилие, которое мы применяем к «другим», и это тем более серьезно, когда эти «другие» не только происходят из других культурных миров, но и были там жертвами пыток . Западная модель… основанная на всемогуществе аффектов, в крайнем случае заканчивается повторением пытки, поскольку все дело в том, чтобы «заставить [пациента] говорить» путем повторения насилия вторжения. Поиск истины вытесненных аффектов — как если бы признаваемая эмоция позволила достичь подлинности бытия — принимает тогда формы, очень похожие на пытки и исповеди. (стр. 115)
Такое поведение можно назвать вуайеризмом, хотя, конечно, мы убеждены, что это «полезно» и в конечном итоге ведет наших пациентов к психическому здоровью. Но что, если это не так? Что, если разговоры об эмоциях — не лучший способ избавиться от них? Эта идея противоречива и пугающа, поскольку она идет вразрез со всем, во что мы, как практикующие психологи, верим.
Следующая глава уводит нас от этих вызывающих тревогу идей к обсуждению Платона и управления страстью. Здесь начинается идея о том, что мы должны сдерживать тех, кто поддается страсти, или тех, кто неуправляем, на грани бунта и т. д. Депре указывает, что это всего лишь еще один способ контролировать людей:
Говоря… о необходимости обуздания страстей, речь идет об управлении теми, кому приписывается печальная привилегия этих страстей; это говорит об опасности и клеймит тех, кто не может «сдержать себя». Разговор о контроле или управлении эмоциями оказывается прежде всего не чем иным, как способом говорить о двойственности природы тех, кто является конкретной целью этого дискурса. Это природа, переживаемая и как слабая, и как опасная, то есть природа доминируемых групп. Другими словами, говорить об эмоциональном контроле — это один из способов говорить о власти и применении власти. (стр. 153)
Разве это не то, что мы видим в том, как психоанализ нацелен на лечение высших слоев общества или тех, кто может себе это позволить? Разве это не проявляется у тех, у кого есть возможность рассказать о своих проблемах, и у тех, у кого этого нет? Разве не иметь денег, чтобы платить кому-то за то, чтобы они слушали, что вы говорите, равносильно тому, что не иметь на это права?
Следующая глава посвящена тому, на что похожи эмоции, если рассматривать их такими, какие они есть на самом деле: социально обоснованными, культурными, и их нелегко сдерживать. Таким образом, они представляют то, что происходит в мире. Депре дает исторический отчет об эмоциях, которые раньше существовали, но больше не существуют, учитывая, что они больше не актуальны в наше время. Это интересная идея, и эта глава поможет нам понять, насколько на самом деле эмоции связаны культурой.
Последняя глава является одновременно и заключением, и своего рода введением. Он дает краткое изложение текста, а также дает обоснование всей работы. Депре говорит о непонимании и переводе как о способе открытия новых возможностей и новых способов понимания друг друга. Мы заканчиваем эмоциональным обещанием надежды в наших начинаниях:
Я уверен. Я знаю, какое доверие мы можем оказать себе и которым мы можем себя одарить: напротив, это проявляется в том, к чему может привести недоверие ученого по отношению к своему предмету, когда верность стремлению заниматься наукой сводит субъекта к молчанию и невежеству. Эта уверенность не только меняет доступ к тому, что мы хотим знать и что изучаем, но и спасает юмор от иронии, удивление от цинизма; это то, что допускает риск, колебания, растерянность и терпимость к неопределенности. Это уверенность, которую я вижу в работе над переводом, а также то, что спасает версию от темы. Это то, что дает мужество сопротивляться мотиву разделения. Это то, что превращает версии знания в версии страсти: удивление, юмор, любовь, интерес и любопытство. Я уверен. Точнее, уверенность победила меня. (стр. 302)
В этой работе мы отправимся в историческое и философское путешествие о том, как эмоции теоретизировались и исследовались таким образом, чтобы контролировать и поддерживать статус-кво. Хотя это и не следует из названия, Депре написал убедительный текст об исключении культуры и продолжающемся угнетении определенных людей во все времена. Несмотря на то, что материал плотный и иногда трудный для понимания, было приятно найти такие слова в печати, поскольку эта тема не часто обсуждается в психологической или психоаналитической литературе.
© APA Div. 39 (Психоанализ). Все права защищены. Поэтому читатели должны применять к произведениям в этом электронном архиве те же принципы добросовестного использования, что и к опубликованным печатным архивам.