Группа телесной психотерапии: Терапевтическая телесная группа — Институт Психотерапии и Клинической Психологии «ИПиКП»

Содержание

Группы телесной терапии

Некоторые психокоррекционные группы — такие, например, как группы встреч, гештальтгруппы — направляют свое внимание как на физические процессы участников, так и на их вербальные коммуникации. Вместе с тем ряд групповых методов подчеркивает важность физических привычек как ключей к диагностике и может быть назван «телесной, или ориентированной на тело, терапией».

Причина «включения» тела в групповую работу довольно проста. Представьте себе следующую ситуацию:

ваша девушка или парень только что сообщили вам, что «бросают» вас ради вашего лучшего друга. Теперь обратите внимание на свои телесные реакции. Вы почувствуете спазм в груди, дыхание станет учащенным, напрягутся мышцы рта, рук и ног. Согласно мнению сторонников телесной терапии, даже если вы намеренно и сознательно не боретесь со стрессовой ситуацией, на нее тем не менее автоматически отреагирует ваше тело. Переживания отражаются в том, как люди двигаются, дышат, управляют своими мышцами, а также в болезнях, которыми они страдают.

Более того, пептические язвы, высокое кровяное давление и другие соматические недуги, по крайней мере частично, обусловлены длительным стрессом.

Телесные терапевты утверждают, что большинство психологических методов слишком рассудочны. Если для традиционного психоанализа неприемлем любой физический — даже визуальный — контакт между терапевтом и пациентом, то современные групповые подходы не придерживаются такой ограничивающей модели. Фрейд выделял в человеке как физическом существе разум, символизирующий высшее начало, и тело, воплощающее человеческую основу, животную природу. Телесные терапевты пытаются преодолеть барьер психического и физического, подчеркивая значение интеграции тела и разума. Они верят, что существует физический аналог род-жерсовскому понятию естественного организмического оценивающего процесса, поэтому поощряют людей доверять примитивным, анималистическим телесным ощущениям, полагая, что и физиологическому функционированию присуща мудрость.

Цели телесной терапии отличаются от тех, что лежат в основе физических занятий человека, посвятившего свою жизнь спорту. Хотя совершенные физические качества достойны одобрения и вносят свой вклад в психическое здоровье, фанатики физической подготовки в большинстве случаев рассматривают свои тела как объекты восхищения. Телесные терапевты, наоборот, ставят акцент на знакомстве с телом, подразумевающем расширение сферы осознания индивидуумом глубоких организми-ческих ощущений, исследование того, как потребности, желания и чувства кодируются в разных телесных состояниях, и обучение реалистичному разрешению конфликтов в этой области.

Следует сказать, что наиболее известные виды телесной терапии начинали развиваться вне группового движения, и, хотя телесная терапия часто применяется в группах, не всегда ясно, как эффективно ее использовать. В этом отношении такие групповые подходы, как телесная терапия и гештальттерапия, имеют сходство: они фокусируются на взаимоотношениях между руководителем группы и ее отдельными участниками и только затем обращаются к поощрению и поддержке участниками друг друга. Как и гештальттерапию, ряд методов телесной терапии можно рассматривать в рамках когнитивного и физически ориентированного подхода.

Такие разновидности телесной терапии, как биоэнергетика, метод Фельденкрайса, метод Александера, структурная интеграция (рольфинг) и первичная терапия, исторически связаны с терапевтическими методами Вильгельма Райха (Reich, 1949). Поэтому в центре внимания будет терапия Райха и биоэнергетический метод его ученика и преемника Александра Лоуэна.

по мотивам книги К.Э. Рудестама «Групповая психотерапия»

 


Телесная терапия

  • Другие подходы телесной терапии
  • История и развитие телесно-ориентированной психотерапии
  • Основные защитные «панцири» по В. Райху
  • Основные понятия телесной психотерапии
  • Основные процедуры телесной психотерапии
  • Практические упражнения в группах телесной терапии
  • Проблемы телесной терапии
  • Рольфинг
  • Техника «Распускание панцирей»
  •     … и другое

 


   RSS     azps@azps. ru 

Телесно-ориентированная групповая терапия | Надежда Медведица психолог, телесно ориентированный терапевт.

  • Сильные воздействия. Как поддержка, так и фрустрация на психологических тренингах значительно сильнее, чем в индивидуальном консультировании. Если только терапевт указывает вам на то, что сложно принять — вам просто от этого отмахнуться. Куда сложнее это сделать, если на это вам указывает 8 человек из 12. Аналогично принятие и поддержка от большого количества людей — это огромный ресурс и сильнейшая поддержка, которая практически недостижима в индивидуальной работе. Саморазвитие и личностный рост происходят значительно быстрее, чем на консультирование.
  • Непосредственные наблюдения. Тренинг — «это маленькая жизнь». Выполняя упражнения и взаимодействуя в группе, человек, так или иначе, отыгрывает в миниатюре свое привычное поведение, которое свойственно ему в жизни. Всегда можно исследовать его непосредственно. В индивидуальной терапии это затруднено. Психологические тренинги помогают ответить на следующие вопросы: Как человек ведет себя в конфликте? Что делает, когда инструкции недостаточно ясны? Как проявляет свою сексуальность? Как входит в новый коллектив? Похоже ли это на то, как он действует в жизни?
  • Возможность смоделировать ситуацию. В процессе работы с одним из участников группы, можно использовать остальных участников как инструмент. Можно придумать упражнение или провести эксперимент для того, чтобы увидеть как человек ведет себя в конкретной ситуации.
  • Обратная связь. Это рассказ о чувствах в связи с чем-то. Участник группы может узнать, что чувствуют другие участники группы, когда он что-то делает. В обычной жизни человек не может доверять таким ответам — велико социальное давление, которое не позволит некоторым людям отвечать честно. В группе честный ответ получить проще. В индивидуальной терапии обратная связь используется ограниченно и в основном самим терапевтом, который отслеживает свои реакции на клиента и использует их. В группе же, обмен обратной связью — ощутимая часть процесса. Тренинг личностного роста особенно богат безопасной обратной связью.
  • Эксперименты. Человек может прямо тут пробовать новые способы поведения, изучать реакцию на них. При этом это происходит в безопасной и контролируемой среде. Удобно. Как симулятор жизни для тренировки нового поведения. Это особенно полезно для саморазвития начинающих проходить личностные тренинги.
  • Обмен опытом. Очень важная часть. Если участник группы рассказывает о волнующей ситуации или переживании, другие участники помимо обратной связи, могут поделиться своим жизненным опытом. Самый очевидный плюс кроме «готовых решений» заключается в том, что человек понимает, он не один такой, другие тоже сталкиваются с похожими трудностями и преодолевают их. Вот они, сидят живые. Значит, это не смертельно. Наши тренинги помогают в психологии саморазвития, как мужчинам, так и женщинам.
  • Выше сопротивление. Согласитесь, признаться в группе о своих слабостях и открыться гораздо сложнее, чем тет-а-тет с психологом.
  • Время и внимание. Очевидно, что группа не может работать с одним человеком. Работа ведется со всеми поровну. Внимание терапевта переключается от человека к человеку, от людей — к групповым процессам. Участник терапии может быть в центре внимания психолога и группы ограниченное время. Не исключено, что когда внимание группы направлено на особо скучного участника, кое-кто может заскучать. С другой стороны, время и внимание становится ценным ресурсом, который распределяется и им можно управлять. Как будет управлять им группа? Как будет вести себя каждый из участников в ситуации дефицита? Какие способы будут применять участники, чтобы получить ресурс группы? Похоже ли это на то, что они делают в жизни? Осознанно ли они применяют эти способы? Огромное пространство для исследований уже только в разделении общего ресурса!

На каждом первом занятии вы получите теоретический материал в соответствии с заявленной темой блока, продиагностируете актуальность лично для вас данной темы, и получите базовые навыки для коррекции выявленной проблематики. Ответите себе на вопрос «Как у меня с этой темой?».
На втором занятии мы нарабатываем новое поведение, корректируем уже сложившееся малоэффективное поведение, пробуждаем тело и конкретные мышцы в соответствии с заявленной темой, работаем в мини-группах, тройках и парах, нарабатываем доверие к терапевтическому пространству.
Во время третьего занятия мы работаем с телесными блоками, зажимами, препятствующими новому качеству жизни.

Четвертое занятие посвящено глубокой проработке психики, работе с убеждениями и ценностями.
На каждом занятии Вам будут даваться как домашние задания, так и телесные упражнения, помогающие реализовать запрос, пробудить свою телесность.

Эффективность прохождения группы напрямую зависит от вашей мотивации, выполнения домашних заданий и упражнений, присутствия на каждом занятие и включенности в работу.

Важно пройти весь блок целиком, ведь просто исследовать проблему, набрать ресурс и наработать новое поведение недостаточно. Со временем вы снова вернетесь к старому поведению, так как ваши убеждения и непрожитые чувства остались прежними.

Группа закрытая, к каждому первому занятию блока могут подключиться новые участники.

Вся программа логически структурирована, и основана на опыте других групп, пожеланий участников ранее участвовавших в терапии, вскрывающейся проблематике в каждом блоке; а именно, получив достаточный Ресурс (1 блок), возникает желание стать более устойчивым, уверенным в себе, обрести Опору (2 блок), как только появляется устойчивость, есть желание завить об этом Миру, очертить свои Границы (3 блок), для того, чтобы установить границы необходима Сила и Агрессия (4 блок) в телесно-ориентированной терапии Агрессия – это сила помогающая двигаться к Цели.

Когда у вас появились Силы вам хочется исследовать и испытать всю гамму Чувств и Эмоций (5 блок), получив доступ к чувствам и эмоциям, вам захочется испытать глубину желаний и Удовольствий (6 блок).

Однако, когда речь идет о каких-то эмоциональных или физических проблемах, вам может понадобиться регулярно пройти несколько блоков, прежде чем вы заметите какие-то изменения, или же дополнительно ходить на индивидуальные консультации.
Нужно понимать, что невозможно в одном занятии, и даже блоке отработать то, что подавлялось, вытеснялось, копилось в течение многих лет, может быть, и поколений.

  • Блок 1
  • Блок 2
  • Блок 3
  • Блок 4
  • Блок 5
  • Блок 6

Блок 1

Это закрытая терапевтическая группа, занятия необходимо начинать с первого дня тематического блока “Тело как источник ресурса”. Подключение к группе после первого занятия невозможно.

Максимальное количество участников в группе – 10 человек. Для закрепления за собой места необходимо внести предоплату.

Захваченный событиями и объектами внешнего мира, человек забывает, что удовольствие есть восприятие полноты существования здесь и сейчас, а это значит находиться в полном контакте с телом.

Цель: Получение удовольствия от своего тела
Содержание:
  • Создание индивидуального комплекса упражнений в соответствии с запросом клиента.
  • Релаксационные телесные техники.
  • Техники на саморегуляцию
Результаты:
  • Открытие доступа к скрытым ресурсам тела.
  • Ощущение тела источником самостоятельной поддержки.
  • Ощущение импульсов и потребностей тела.

Блок 2

Это закрытая терапевтическая группа, занятия необходимо начинать с первого дня тематического блока “Работа с опорами и безопасностью”. Подключение к группе после первого занятия невозможно.

Максимальное количество участников в группе – 10 человек. Для закрепления за собой места необходимо внести предоплату.

Известно, что некоторые взрослые люди, несмотря на прожитые годы, не могут стоять на собственных ногах. Такие люди зависят от других, стараются на кого-то опереться. Мы, человеческие существа, похожи на деревья, один конец которых укоренен в земле, а другой устремлен в небо. Сила стремлений вверх зависит от силы нашей корневой системы, от связи человеческой личности с почвой и реальностью.

Цель:

Внутреннее ощущение устойчивости.

Содержание:
  • Техники на заземление.
  • Техники на саморегуляцию.
  • Работа в парах с опорами.
Результаты:
  • Создание безопасного пространства вокруг себя.
  • Формирование доверия к себе и к людям.
  • Ощущение стабильности и устойчивости в теле.
  • Проработка неопределенного телесного и душевного дискомфорта.
  • Уверенность в предъявлении своих новых проектов.
  • Ощущение безусловного принятия.

Блок 3

Это закрытая терапевтическая группа, занятия необходимо начинать с первого дня тематического блока “Работа с границами и самооценкой”. Подключение к группе после первого занятия невозможно.

Максимальное количество участников в группе – 10 человек. Для закрепления за собой места необходимо внести предоплату.

Мир большой и увлекательный и вы занимаете в нем какое-то место. Вы становитесь видимым. Если вы не занимаете пространства, вы остаетесь менее заметным. Первое условие установления границ – стать видимым.

Цель: Уверенность в себе.

Содержание занятия:
  • Работа с внутренними и внешними границами.
  • Работа с личностными, территориальными и социальными границами.
Результаты:
  • Повысить способность отстаивать себя, когда твои границы пытаются нарушить.
  • Развить устойчивость к манипуляции.
  • Различать сигналы «животного» и «социального тела».
  • Развить навык концентрации.

Блок 4

Это закрытая терапевтическая группа, занятия необходимо начинать с первого дня тематического блока “Работа с агрессией”. Подключение к группе после первого занятия невозможно.

Максимальное количество участников в группе – 10 человек. Для закрепления за собой места необходимо внести предоплату.

Человек не сможет сознавать свою индивидуальность, если не обладает правом и способностью утверждать ее. Утверждение самого себя подразумевает противопоставление или оппозицию. Самоутверждение – это провозглашение человеком собственной индивидуальности перед лицом сил, которые ее отрицают. Без права на выражение своего отличия индивидуальность слабеет, а ее творческие способности теряются.

Цель: Развить способность участников управлять своим уровнем агрессии.

Содержание:
  • Техники на пробуждение своей животной силы.
  • Техники на выражение накопившейся злости, гнева, обиды.
  • Техники на развитие способности преодолевать препятствия и достигать цели.
Результаты:
  • Развитие способности отличать агрессивное и пассивно-агрессивное поведение.
  • Ощущение своей животной силы.
  • Устойчивость и самообладание к проявлению агрессии со стороны окружающих.
  • Развитие способности преодолевать препятствия и достигать цели.

Блок 5

Это закрытая терапевтическая группа, занятия необходимо начинать с первого дня тематического блока “Работа с выражением чувств и эмоций”. Подключение к группе после первого занятия невозможно.

Максимальное количество участников в группе – 10 человек. Для закрепления за собой места необходимо внести предоплату.

В здоровом организме существует равновесие между возбуждением и сдерживанием; человек ощущает себя свободным в выражении своих чувств и эмоций, но он настолько владеет собой, что может выражать их уместным и достойным образом.

Цель:

Развить способность выражать чувства и эмоции, а также навык «контейнировать».

Содержание:
  • Техники на соотнесение телесных ощущений с появлениями чувств.
  • Техники на управление своей эмоциональностью с помощью тела.
  • Танцевально-двигательная терапия.
Результаты:
  • Принять свою эмоциональность.
  • Развить навык защищаться от эвакуации эмоций.
  • Понимание причины подавления чувств и эмоций.
  • Способность контейнировать и выражать чувства.

Блок 6

Это закрытая терапевтическая группа, занятия необходимо начинать с первого дня тематического блока «Работа с чувственностью, удовольствием, сексуальностью». Подключение к группе после первого занятия невозможно.
Максимальное количество участников в группе – 10 человек. Для закрепления за собой места необходимо внести предоплату.

Любовь и удовольствие являются внутренними составляющими творческого процесса, а любящий человек – созидательный человек, так как он во все вкладывает сердце.

Цель:

Соединение сексуальности и чувственности

Содержание:
  • Выявление основных стереотипов мужественности и женственности, с последующей проработкой.
  • Осознавание и проработка запретов на проявление сердечности и чувственности.
  • Работа с тазовым и грудным блоками.
Результаты:
  • Индивидуальное понимание сексуальности.
  • Выявление основных стереотипов мужественности и женственности, с последующей проработкой.
  • Работа с тазовым блоком.
  • Поднимать и перенаправлять сексуальную энергию.
  • Развитие способности наслаждаться и получать удовольствие.
  • Контакт с собой истинным.
  • Ощутить любовь к себе.

Посмотреть события этого блока

Интенсивы – это тематические терапевтические группы, которые проходят в субботу и в воскресение один раз в месяц. Тут вы сможете более глубоко проработать интересующую вас тему.

Метод холотропного дыхания позволяет обратиться к тем слоям психики, где хранятся давно забытые травматические события.

Используемые на группе трансперсональные и телесно-ориентированные техники освобождают мощную энергию, накопленную в психологических защитах, оберегающих человека от обращения к травматическим переживаниям, и эта энергия используется для исцеления, осознания и решения актуальных задач.

Ко-терапевтом может стать клиент, который ранее прошел все блоки программы, интенсивы, ощутил на себе эффект от прохождения групп, захотел продолжить глубокую личностную проработку, пройти обучение групповой терапии, повысить квалификацию, а также научится особенностям групповой и индивидуальной работы в телесной и трансперсональном подходе, отработать и закрепить практические навыки. Ко-терапия на терапевтических группах позволяет увидеть свои реакции, возникновение переносов и контрпереносов. Во время ко-терапии происходит психотерапевтическая отработка домашнего задания, прояснение личного запроса на группу. Процессы осознавания идут значительно глубже и ярче, чем на клиентской группе.

Ко-терапевт регулярно проходит интервизии и этапы индивидуальной супервизии, осуществляет анализ групповой динамики, презентует свои мастер-классы, повышает свой профессионализм как на личностном, так и на профессиональном уровне.

В ко-терапию входят как индивидуальная супервизия, так и групповая супервизия.

Ко-терапевты помогают ведущей создавать атмосферу безопасности, стабильности и защищенности на группе, при необходимости дорабатывают и завершают процессы, возникающие в группе.

Предпочтения в работе:
Конфликты с родными или коллегами
Стресс, тревога, растерянность, обида, вина, стыд
Созависимые отношения или их отсутствие
Психосоматические заболевания
Проблема с самоидентификацией (в т.ч. раскрытие женственности / мужественности)

подробнее