1) Фактор превосходства.
Схема восприятия такова. При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем было бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его. Причем превосходство фиксируется по какому-то одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. Эта схема восприятия начинает работать не при всяком, а только при действительно важном, значимом для нас неравенстве.
Для определения этого параметра в нашем распоряжении есть два основных источника информации:
1. Одежда человека, его внешнее оформление, включая такие атрибуты, как знаки отличия, очки, прическа, награды, драгоценности, а в определенных случаях даже такая «одежда», как машина, оформление кабинета и т.д.;
2. Манера поведения человека (как сидит, ходит, разговаривает, куда смотрит и т.
2) Фактор привлекательности.
Заключается в том, что под его влиянием какие-то качества человека переоцениваются или недооцениваются другими людьми. Ошибка здесь в том, что если человек нам нравится (внешне), то одновременно мы склонны считать его более умным, хорошим, интересным и т.д., т.е. опять-таки переоценивать многие его личностные характеристики.
Чем больше внешне привлекателен для нас человек, тем он кажется лучше во всех других отношениях; если же он непривлекателен, то остальные его качества недооцениваются. Но всем известно, что в разное время разное считалось привлекательным, что у разных народов свои каноны красоты.
Значит, привлекательность нельзя считать только индивидуальным впечатлением, она скорее носит социальный характер. Поэтому знаки привлекательности надо искать, прежде всего, не в том или ином разрезе глаз или цвете волос, а в социальном значении того или иного признака человека. Ведь есть одобряемые и не одобряемые обществом или конкретной социальной группой типы внешности.
И привлекательность – не что иное, как степень приближения к тому типу внешности, который максимально одобряется той группой, к которой мы принадлежим. Знаком привлекательности являются усилия человека выглядеть социально одобряемым. Механизм формирования восприятия по этой схеме тот же, что и при факторе превосходства.3) Фактор отношения к нам.
Он действует таким образом, что люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются выше тех, которые к нам относятся плохо. Знаком отношения к нам, запускающим соответствующую схему восприятия, является всё, что свидетельствует о согласии или несогласии партнера с нами.
Психологи, выявив мнения испытуемых по ряду вопросов, ознакомили их с мнениями по тем же вопросам, принадлежащим другим людям, и просили их оценить эти мнения. Оказалось, что чем ближе чужое мнение к собственному, тем выше оценка высказавшего это мнение человека. Это правило имело обратную силу: чем выше оценивался некто, тем больше сходство его взглядов с собственными.
Самовосприятие — процесс ориентировки человека в собственном внутреннем мире в результате самопознания и сравнения себя с другими людьми.
Обратная связь – это сообщение, адресованное человеку о том, как другой человек его воспринимает, что чувствует при общении с ним. Существуют следующие правила обратной связи:
-говорить о том, что конкретно делает данный человек, когда его поступки вызывают какие-либо чувства;-если говорить о том, что конкретно не нравится в данном человеке, то отмечать то, что он сможет при желании в себе изменить;
-не давать оценку.
Проблема восприятия достаточно хорошо разработана в социальной психологии. Термин социальная перцепция, т.е. социальное восприятие, впервые был введен американским психологом Дж. Брунером. Назвав восприятие «социальным» он обратил внимание на то, что, несмотря на все индивидуальные различия, существуют какие-то общие, вырабатываемые в общении, в совместной жизни социально-психологические механизмы восприятия.
К психологическим механизмам восприятия в межгрупповом общении относят процесс социальной стереотипизации, суть которого заключается в том, что образ другого человека строится на базе тех или иных типовых схем.
Социальному восприятию присущи некоторые особенные проявления неточности восприятия, называемые законами, эффектами или ошибками восприятия.
Эффекты стереотипизации:
Галоэффект (эффект ореола, эффект нимба или рога) — общее благоприятное или неблагоприятное мнение о человеке переносится на его неизвестные черты.
Эффекты последовательности:
-Эффект первичности (эффект первого впечатления, эффект знакомства) — первая информация переоценивается по отношению к последующей.
-Эффект новизны — новой информации о неожиданном поведении хорошо знакомого, близкого человека придаётся большее значение, чем всей информации, полученной о нём ранее.
-Эффект роли — поведение, определяемое ролевыми функциями, принимается за личностную особенность.
-Эффект присутствия — чем лучше человек чем-то владеет, тем лучше он делает это на глазах у окружающих, чем в одиночестве.
-Эффект авансирования — к разочарованию приводит отсутствие приписываемых ранее несуществующих достоинств.
-Эффект снисходительности — руководитель гипертрофирует позитивные черты подчинённых и недооценивает негативные (характерно для руководителя попустительского и, в какой-то мере, демократического стиля).
-Эффект гипервзыскательности — руководитель гипертрофирует негативные черты подчинённых и недооценивает позитивные (характерно для руководителя авторитарного стиля).
-Эффект физиогномической редукции — вывод о присутствии психологической характеристики делается на основе черт внешности.
-Эффект красоты — внешне более привлекательному человеку приписывается больше положительных черт.
-Эффект ожидания — ожидая от человека определённой реакции, мы провоцируем его на неё.
-Внутригрупповой фаворитизм — «свои» кажутся лучше.
-Эффект отрицательной асимметрии начальной самооценки — во времени есть тенденция к противоположному внутригрупповому фаворитизму.
-Презумпция взаимности — человек считает, что «другой» относится к нему так, как он относится к «другому».
-Феномен предположения о сходстве — человек считает, что «свои» относятся к остальным людям так же, как он.
-Эффект проекции — человек исходит из того, что другие обладают такими же качествами, как он.
-Феномен игнорирования информационной ценности не случившегося — информация о том, что могло бы произойти, но не произошло, игнорируется.
Эксперты оценили факторы привлекательности России в странах Центральной Азии – НИИРК
Фото: mos.ruВ рамках исследования особенностей восприятия России среди населения стран-соседей, НИИРК совместно с Центром геополитических исследований «Берлек-Единство» провел форсайт-сессию «Россия сегодня и в будущем: факторы привлекательности», в ходе которой эксперты поделились своими мнениями о позиционировании России в Центральной Азии и об отношении к ней населения отдельных стран. Мероприятие прошло онлайн 11 апреля.
В начале мероприятия к участникам обратился директор Центра Радик Мурзагалеев. Он предложил спикерам рассказать не только о факторах привлекательности, но и обратить внимание на детали и нюансы, так как они крайне важны при проведении аналитических исследований.
Директор Центра исследовательских инициатив «Ma’no» Бахтиёр Эргашев напомнил об исследовании, котором в его организации. В 2022 году было опрошено 40 узбекских экспертов из шести отраслей: СМИ, образование, медицина, бизнес, академическая среда, а также независимые эксперты.
«По общему мнению, самый привлекательный фактор в том, что Россия может помочь Узбекистану в решении вопросов безопасности. Еще один фактор – узбекскую молодежь привлекает конкурентоспособное российское высшее образование. Мое мнение, каждый новый филиал российского вуза в Узбекистане по силе влияния равен строительству одной атомной электростанции. Третий фактор – экономическая привлекательность с точки зрения трудовой миграции и инвестиций со стороны России. В 2022 году Россия стала крупнейшим инвестором в узбекскую экономику, инвестировала даже больше чем Китай, который был лидером последние 10 лет», – рассказал Эргашев.
Независимый эксперт Замир Каражанов назвал основные факторы привлекательность России для населения Казахстана: уровень и качество жизни, невысокий уровень преступности, качественное медицинское обслуживание, надежная судебная система, устойчивое состояние экономики России.
Отдельно он отметил российское образование, которое очень популярно у молодых казахстанцев. По его данным, в прошлом году в России обучалось около 70 тысяч казахстанцев.
В целом в Казахстане, по его словам, Россия воспринимается как важный экономический партнер, с которым можно строить отношения на принципах взаимной выгоды. Негативным эксперт назвал влияние некомпетентных СМИ, которые создают неблагоприятный имидж России.
Эргашев обратил внимание на поколенческий фактор. По его словам, сегодня в странах бывшего СССР выросло новое поколение людей, поэтому России необходимо создавать новые основания привлекательности.
Старший научный сотрудник Института государства и права АН РУз Равшан Назаров также обратил внимание на разницу во взглядах молодых и взрослых жителей стран Центральной Азии. При этом молодые люди активно изучают русский язык. По данным эксперта, сегодня 30% студентов в Узбекистане учатся на русском языке и цифры растут.
Назаров заявил, что России в странах Центральной Азии необходимо бороться с негативными стереотипами о стране, и продвигать позитивные. Эксперт-политолог Центра геополитических исследований «Берлек-Единство» Булат Мурзагалеев заметил, что в этом вопросе необходимо проводить обоюдную работу: России нужно рассказывать о собственной культуре аудитории Центральной Азии, но информация должна распространяться и противоположном направлении.
Своим мнением поделился начальник отдела работы с молодежью категорий NEET Молодежного ресурсного центра Восточно-Казахстанской области Мыржакыпов Алгажан.
Кроме российского образования и медицинских услуг, за которыми в Россию едут жители Казахстана, эксперт отдельно отметил высокие объемы импорта товаров из России в республику. По его словам, российские вещи пользуются у казахстанцев большей популярностью, чем произведенные в Китае.
Мыржакыпов привел и такой фактор привлекательности, как шоу-бизнес. По его словам, многие исполнители из стран Центральной Азии начинали карьеры на родине, но добились успеха в России.
«Россия воспринимается в Казахстане хорошо. Но нужно усилить объяснительную работу», – сказал эксперт.
Руководитель сектора изучения этнополитики и конфликтологии Центра Артур Сулейманов в своем выступлении применил продуктовый подход при анализе факторов привлекательности России. «Мы сегодня наблюдаем дефицит правильных смыслов», – сказал эксперт.
По его мнению, необходимо применять более современный подход к продвижению образа России в странах Центральной Азии. Для начала нужно проанализировать различные коммуникации и выявить проблемные вопросы. При этом важен уровень экспертности тех, кто будет делиться мнением о проблеме.
Независимый журналист, писатель, аналитик в области гендерной политики и международного сотрудничества Марина Баканова обратила внимание на религиозные особенности в странах Центральной Азии.
Заведующая кафедрой «Международные отношения и право» Дипломатической академии им. К. Дикамбаева МИД Киргизской Республики, кандидат исторических наук Айнур Джоробекова рассказала, что об уровне привлекательности России в Кыргызстане можно судить по тому, что республика заняла второе место в Рейтинге дружественности коммуникационных режимов, который проводит НИИРК. Обе страны занимаются развитием научного сообщества. Так Институт провел в Бишкеке международный круглый стол «Дружественный коммуникационный режим Кыргызстана». Развивается и программа академической мобильности НИИРК, в рамках которой в Россию в 2022 году приехала докторант Дипломатической академии Министерства иностранных дел им. К. Дикамбаева МИД Киргизской Республики Жанара Таалайбек кызы. Она также присоединилась к форсайт-сессии и рассказала о своем опыте участия в программе. Таалайбек кызы поддержала тезиск других спикеров о привлекательности российского образования в странах Центральной Азии.
Студент кафедры Сайкал Мукаева привела данные, согласно которым с 2020 года в российских вузах отучилось более 300 тысяч человек, то есть около 8% от общего числа. 79% из бывшего СССР. По словам Мукаевой, студентов привлекает качество и цена образования, а также возможность найти работу в России.
Специалист НИИРК Софья Тюлякова поблагодарила спикеров за предоставленные мнения, так как позиция специалистов из Центральной Азии важная для выработки методологии исследований, которые проводит НИИРК. Она отметила, что по итогу мониторинга, все центральноазиатские государства занимают высокие места в рейтинге.
Закрывая форсайт-сессию Радик Мурзагалеев заявил, что участники обозначили моменты, на которые необходимо обратить внимание, так как это поможет улучшить коммуникации в разных сферах.
Результаты форсайт-сессий будут презентованы на VII Международной научно-практической конференции «Россия и мир: диалоги — 2023. Цели и ценности».
Социальная психология: Притяжение | SparkNotes
Межличностное влечение означает положительные чувства по отношению к другой человек. Он может принимать разные формы, включая симпатию, любовь, дружбу, похоть, и восхищение.
Влияния
Многие факторы влияют на то, кого люди привлекают. Они включают физическая привлекательность, близость, сходство и взаимность:
- Физическая привлекательность: Исследования показывают, что романтическая привлекательность в первую очередь определяется физической привлекательностью. В начале стадии знакомства людей больше привлекают партнеры, которых они считают быть физически привлекательным. Мужчины больше ценят физическое привлекательности, чем женщины.
- Восприятие людьми собственной физической привлекательности также
играет роль в романтической любви. Гипотеза соответствия
- Близость: Люди с большей вероятностью подружатся с людей, которые географически близки. Одним из объяснений этого является простое эффект экспозиции. простой эффект воздействия относится к тенденция любить новые стимулы больше, если они сталкиваются с ними неоднократно.
- Сходство: Люди также склонны выбирать партнеров, которые похожи на себя по таким характеристикам, как возраст, раса, религия, социальное класс, личность, образование, интеллект и отношение.
- Это сходство наблюдается не только между романтическими партнерами. но и между друзьями. Некоторые исследователи предполагают, что сходство вызывает влечение. Другие признают, что люди с большей вероятностью друзей и партнеров, похожих на самих себя просто из-за доступность: люди с большей вероятностью будут общаться с людьми, которые похожие на себя.
- Взаимность: Людям обычно нравятся те, кто отвечает взаимностью им нравится.
Романтическая любовь
Многие исследователи сосредотачиваются на одной конкретной форме влечения: романтической любовь.
Виды романтической любви
Исследователи предположили, что романтическая любовь включает в себя два вида любовь: страстная любовь и сострадательная любовь. Эти два вида любви могут происходят вместе, но они не всегда идут рука об руку в отношениях:
- Страстная любовь: Предполагает поглощение другим человек, сексуальное желание, нежность и сильные эмоции.
- Сострадательная любовь: Включает в себя теплоту, доверие и
толерантность к другому человеку.
Стили привязанности
Некоторые исследователи изучают влияние детских стилей привязанности на взрослые отношения. Многие исследователи считают, что во взрослом возрасте люди относятся своим партнерам так же, как они относились к своим опекунам в младенчество. (Дополнительную информацию о стилях прикрепления см. в главе 4.)
Культурные сходства и различия
Между культурами есть как сходства, так и различия в романтическом Привлечение. Исследователи обнаружили, что люди из самых разных культур придавать большое значение взаимному влечению между партнерами и доброте, интеллект, эмоциональная устойчивость, надежность и хорошее здоровье партнеры.
Факторы, влияющие на привлекательность | Развитие продолжительности жизни
Поскольку большинство из нас в какой-то момент вступают в близкие отношения, полезно знать, что психологи узнали о принципах симпатии и любви. Основным интересом психологов является изучение межличностного влечения , или того, что заставляет людей любить и даже любить друг друга.
Сходство: Одним из важных факторов привлекательности является воспринимаемое сходство ценностей и убеждений партнеров (Davis & Rusbult, 2001). Сходство важно для отношений, потому что удобнее, если обоим партнерам нравятся одни и те же действия, и потому что сходство поддерживает чьи-то ценности. Мы можем лучше относиться к себе и к своему выбору занятий, если видим, что нашему партнеру нравится делать то же самое, что и нам. То, что другие любят и верят в то же, что и мы, заставляет нас чувствовать себя обоснованными в наших убеждениях. Это называется согласованной валидацией и является важным аспектом того, почему нас привлекают другие.
Самораскрытие: Симпатия также усиливается самораскрытием , тенденцией к частому общению, без страха перед репрессиями, в принимающей и чуткой манере. Друзья являются друзьями, потому что мы можем открыто говорить с ними о наших потребностях и целях, а также потому, что они слушают и откликаются на наши потребности (Reis & Aron, 2008). Однако самораскрытие должно быть сбалансированным. Если мы открыто говорим о том, что нас беспокоит, то мы ожидаем, что наш партнер сделает то же самое в ответ. Если самораскрытие не будет взаимным, отношения могут не продлиться.
Близость: Другим важным фактором, определяющим симпатию, является близость, или степень до , которая 900 84 человека физически рядом с нами . Исследования показали, что у нас больше шансов завязать дружбу с людьми, которые находятся поблизости, например, с теми, кто живет в том же общежитии, что и мы, и даже с людьми, которые просто оказались ближе к нам в наших классах (Назад, Шмукле). и Эглофф, 2008).
Близость оказывает влияние на симпатию через принцип простого воздействия , что является тенденцией предпочитать стимулы (включая людей, но не ограничиваясь ими), которые мы видели чаще . Эффект простого воздействия очень силен и проявляется в самых разных ситуациях. Младенцы, как правило, больше улыбаются фотографии того, кого они видели раньше, чем фотографии человека, которого видят впервые (Brooks-Gunn & Lewis, 1981), и люди предпочитают изображения людей, перевернутые бок о бок. свои собственные лица нормальному (не перевернутому) лицу, в то время как их друзья предпочитают свое нормальное лицо перевернутому (Мита, Дермер и Найт, 1977). Это ожидается на основе простого экспонирования, поскольку люди видят свои лица в основном в зеркалах и, таким образом, чаще видят перевернутое лицо.
Простое воздействие вполне может иметь эволюционную основу. У нас есть первоначальный страх перед неизвестным, но по мере того, как вещи становятся более знакомыми, они кажутся более похожими и безопасными и, таким образом, производят более позитивный эффект и кажутся менее угрожающими и опасными (Harmon-Jones & Allen, 2001; Freitas, Azizian, Travers, & Берри, 2005).