База знаний: Факторы риска (Психологический тест: PRO-отчет)
Каждому выявленному фактору риска посвящена своя страница в отчете. Она включает в себя два раздела: описание фактора риска и рекомендации по взаимодействию с респондентом, у которого выявлен этот фактор.
При отборе кандидата на должность наличие нескольких факторов риска может быть серьезной причиной, чтобы не брать его.
Список возможных факторов риска:
Неискренность
При тестировании респондент проявлял недостаточную откровенность, неискренне отвечал на вопросы, пытался произвести благоприятное впечатление, демонстрируя строгое следование социальным нормам.
Это может косвенно указывать на риск проявления нелояльности в профессиональной деятельности.
Рекомендации:
• При отборе кадров данный фактор с высокой степенью вероятности означает, что респондент пытался ввести работодателя в заблуждение, показывая себя в лучшем свете. Поэтому стоит рассматривать данный фактор риска как вескую причину для того, чтобы отказаться от кандидата.
• В случаях, когда диагностируется сотрудник компании, необходимо понять причины, из-за которых он отвечал неискренне. Причинами могут быть:
– Нелояльность, намеренная попытка ввести работодателя в заблуждение;
– Настороженное отношение к тестированию;
– Несерьезное отношение к тестированию;
– Плохое понимание мотивов собственного поведения.
• В случае, если сотрудник ценен для компании, можно рассмотреть вариант повторного прохождения тестирования. При этом нужно напомнить ему о том, что отвечать на вопросы нужно максимально честно и открыто.
• Если тестирование проходил ребенок или подросток, то необходимо пройти его заново, контролируя при этом процесс и предварительно убедив ребенка отвечать на вопросы честно.
Драматизация условий жизни
Респондент пытается обратить внимание на трудности и проблемы в своей жизни. Стремится вызвать сочувствие, нуждается в помощи и сопереживании. Это может свидетельствовать о нахождении респондента в состоянии стресса.
Наличие данного фактора риска может приводить к появлению в отчете других факторов риска. Они, однако, могут иметь временный характер и быть вызваны состоянием стресса.
Данный фактор риска достаточно часто появляется у подростков, что обусловлено их склонностью к максимализму. Тем не менее, не стоит его игнорировать, так как он может отражать и наличие реальных проблем.
Также данный фактор риска может появиться, если респондент сопротивлялся процедуре тестирования путем случайного выбора ответов как попало, постоянного выбора ответов «верно» или ответов «неверно», либо плохо понимал смысл вопросов теста.
Рекомендации:
• Выяснить, не сопротивлялся ли респондент процедуре тестирования, достаточно ли внимательно отвечал на вопросы, были ли они ему понятны.
• Если респондент утверждает, что проходил тест нормально, то необходимо выяснить причину, вызывающую у него состояние стресса, и попытаться ее устранить. Если это невозможно, нужно оказать респонденту помощь и моральную поддержку.
• Предложить респонденту пройти тестирование заново через одну-две недели.
• Показана консультация по отчету или психологическая консультация для точного определения причины появления данного фактора риска и выработки индивидуальных рекомендаций.
Скрытность, осторожность
Респондент проявлял защитную реакцию по отношению к тестированию, избегал откровенности, отвечал на вопросы крайне осторожно. Пытался отрицать наличие у себя недостатков.
Характеризуется закрытостью, недоверчивостью, осторожностью в социальных контактах с незнакомыми людьми. Избегает критики окружающих, тесных эмоциональных отношений.
Рекомендации:
• При отборе кадров данный фактор с очень высокой степенью вероятности означает, что респондент намеренно пытался скрыть от работодателя информацию о себе. Поэтому стоит рассматривать данный фактор риска как вескую причину для того, чтобы отказаться от кандидата.
• В случаях, когда диагностируется сотрудник компании, необходимо понять причины, из-за которых он проявлял защитную реакцию. Причинами могут быть:
– Намеренная попытка скрыть информацию;
– Настороженное отношение к тестированию;
– Скрытность и стеснительность как черта характера.
• В случае, если сотрудник ценен для компании, можно рассмотреть вариант повторного прохождения тестирования. При этом нужно напомнить ему о том, что отвечать на вопросы нужно максимально открыто.
• Если тестирование проходил ребенок или подросток, то необходимо пройти его заново, контролируя при этом процесс и предварительно убедив ребенка отвечать на вопросы открыто.
Соматизация тревоги
Наблюдается повышенное внимание респондента к своему состоянию здоровья и самочувствию. Регулярно испытывает слабость, утомление, снижение жизненных сил, болезненные ощущения. Часто бывает раздражительным.
Респондент может иметь навязчивый страх опасной болезни, следствием которого является чрезмерная забота о своем здоровье. В таком состоянии человек много времени уделяет сбережению своего здоровья и лечению.
Рекомендации:
• Ограничить общение и взаимодействие с людьми, имеющими проблемы со здоровьем.
• Противопоказана учебная и профессиональная деятельность, связанная с медициной, а также любая деятельность, предполагающая изучение каких-либо заболеваний или контакт с больными людьми.
• Не вести с респондентом беседы о медицине и болезнях. Ни в коем случае не усугублять тревогу респондента касательно его состояния здоровья.
• Включать в активные виды деятельности, предполагающие интерес и эмоциональную вовлеченность.
• Создать условия покоя и комфорта на рабочем месте и дома.
• Не создавать чрезмерную умственную и физическую нагрузку.
• Не включать в деятельность, предполагающую стресс и психическое напряжение.
• Рекомендуется психологическая консультация.
Депрессивные тенденции
У респондента наблюдается склонность к пониженному настроению и депрессии. Может часто испытывать чувство грусти, вины, неблагополучия, безразличия, апатии, разочарования. Предъявляет к себе завышенные требования, недооценивает свою значимость и полезность. Склонен пессимистически оценивать будущее. Нарастание депрессивных тенденций приводит к снижению жизненных сил и мотивации.
Рекомендации:
• Рекомендуется психологическая консультация.
• Нуждается в контроле и наблюдении.
• Целесообразно через определенный период, после прохождения курса психотерапии, повторно пройти тестирование.
• Нуждается в сочувствии, сопереживании, поддержке.
• Исключить жесткость и проявление агрессии во взаимодействии с респондентом.
• Не создавать чрезмерную умственную и физическую нагрузку.
• Не включать в деятельность, предполагающую стресс и психическое напряжение.
• Избегать постановки новых, сложных профессиональных задач.
Невротическая потребность в привлечении внимания
Наблюдается выраженное стремление респондента привлекать к себе внимание при помощи демонстрации своих достоинств на публике, провокационной эмоциональности, яркости и артистичности поведения.
При недостатке внимания или игнорировании со стороны окружающих может проявлять конфликтность, пытаться занять оппозиционную большинству коллектива позицию, вести себя вызывающе. Возможно, будет негативно влиять на деятельность команды, отвлекая ее от дела.
Рекомендации:
• Предоставить возможность демонстрировать свои достижения, успехи окружающим.
• Включать в публичную деятельность.
• Исключить критичность, жесткость во взаимодействии и оценке результатов деятельности.
• Стимулировать успехи и достижения.
• Объяснить, что чрезмерно демонстративное поведение может вызывать агрессию со стороны окружающих.
• Замечать и позитивно оценивать выгодные для дела проявления личности.
Недоверчивость, агрессивность
Респондент проявляет недоверчивость к людям, стремится контролировать их действия. Свойственна доминантность и наступательность в поведении, которая может перерастать в придирчивость и агрессивность. Может быстро выходить из себя, разряжать свое напряжение на окружающих, совершать импульсивные поступки. Отличается нетерпеливостью, затруднениями в планировании, пренебрежением последствием своих действий. В стрессовых ситуациях возможна непредсказуемость и неуправляемость поведения.
Рекомендации:
• Создать условия эффективной психофизической разрядки, а именно: занятия спортом, экстремальный туризм, физический труд и пр.
• Показаны: массаж, сауна, бассейн и пр.
• Создать условия эмоциональной разрядки: посещение стадионов, спортивных соревнований, массовых действий и зрелищ.
• Исключить жесткость и агрессию во взаимодействии, не провоцировать респондента.
• Терпеливо относиться к непростому характеру респондента.
• Формировать доверительное отношение к людям.
• Не включать в командную работу, если респондент часто вступает в конфликт с участниками команды.
• Не включать в деятельность, в которой требуется терпение или мягкое, вежливое взаимодействие с людьми.
Консерватизм, негибкость
У респондента возможно наличие сверхценных идей, убеждений, заключающихся в абсолютизации некоторых убеждений и полной им приверженности.
Респондент может быть подозрителен по отношению к другим, длительно переживать обиды и негативные эмоции, остро реагировать на ущемление своих прав. Негибок в общении, критически относится к окружающим людям, может обвинять их и предъявлять требования. Стремится к превосходству и повышению своего положения.
Рекомендации:
• Принять право респондента на точку зрения, позицию, если она не препятствует его профессиональной деятельности.
• Не пытаться переубедить респондента, спорить с ним.
• При наличии у респондента убеждений, мешающих профессиональной деятельности, искать возможность перемещения на другую должность, в которой нежелательные убеждения минимально влияли бы на эффективность работы.
• Относиться к респонденту с уважением, не ставить под сомнение его статус.
• Свести к минимуму постановку перед респондентом задач, предполагающих быстрые изменения.
• Создать стабильные, исключающие неопределенность условия работы.
Неуверенность, ранимость
Наблюдается высокая степень чувствительности и восприимчивости респондента. Характерны неуверенность в себе, сниженная самооценка, колебания при принятии решения, сомнения в его правильности, стремление перепроверять сделанное, опасения по поводу возможных последствий. Ориентирован на избегание неудач, тщательно планирует свои действия, действовать предпочитает только при наличии гарантированного результата. В крайних случаях возможно наличие навязчивых страхов (фобий) и навязчивых действий (ритуалов).
Рекомендации:
• Нуждается в сочувствии, сопереживании, поддержке.
• Исключить жесткость и проявление агрессии во взаимодействии с респондентом.
• Способствовать повышению самооценки и развитию уверенности в себе.
• Не создавать чрезмерную умственную и физическую нагрузку.
• Исключить виды деятельности, связанные с чрезмерным напряжением и стрессом.
• Свести к минимуму ситуации неопределенности, непредсказуемости и неупорядоченности.
• Создать спокойные, безопасные и комфортные условия для работы и учебы.
• Рекомендуется пройти психологическую консультацию.
• Целесообразно через определенный период, после прохождения курса психотерапии повторно пройти психодиагностику.
Специфичность мышления
В силу нестандартности, сложности мыслительных процессов и восприятия реальности респондент может неправильно понимать возложенные на него задачи и обязанности. Возможны трудности в адаптации к работе по плану и распорядку.
Может испытывать трудности в понимании окружающих и в выражении своих чувств. Может быть свойственна необычность поведения, непохожесть на других, своеобразие восприятия и суждений.
Рекомендации:
• Принять нестандартный характер респондента, терпеливо относиться к особенностям его проявлений.
• Включать в творческую деятельность или в деятельность, связанную с решением нестандартных, сложных задач в области науки.
• Исключить жесткость и проявление агрессии во взаимодействии с респондентом.
• Использовать наставничество для постепенной адаптации респондента к профессии.
• Способствовать повышению самооценки респондента и развитию его уверенности в себе.
• Осуществлять контроль процесса деятельности респондента.
• Не поручать респонденту работу, связанную с активным взаимодействием с другими людьми.
Снижение жизненных сил
У респондента проявляется снижение активности, потеря интереса к жизни и профессиональной деятельности. Возможно проявление общей слабости, снижение мотивации, безразличие, отстраненность, легкое чувство вины, недооценка собственных возможностей. Понижен уровень оптимизма и жизнелюбия.
Рекомендации:
• Создать условия отдыха, покоя, комфорта на рабочем месте и дома.
• Исключить жесткость и проявление агрессии во взаимодействии с респондентом.
• Поручать деятельность, которая могла бы быть наиболее интересна респонденту.
• Не создавать чрезмерную умственную и физическую нагрузку.
• Не включать в деятельность, предполагающую стресс и психическое напряжение.
• Рекомендуется пройти психологическую консультацию.
используйте психологию, чтобы упростить задачу пользователям
UX-дизайнеры могут применять принципы психологии человеческого фактора, чтобы предоставить пользователям больше возможностей.
Опыт взаимодействия (UX) — это междисциплинарная область, охватывающая различные аспекты дизайна и проектирования. Услышав термин “UX”, вы, скорее всего, подумаете о приложениях и программном обеспечении, однако это понятие значительно шире! Принципы UX применяются во многих сферах, от обслуживания клиентов до раскладки товаров в магазинах.
Суть UX заключается в том, чтобы вникнуть в проблемы людей, выявить их потребности и разработать решения, которые помогут им достичь целей. Ставя интересы людей на первой место, мы не просто зря потратим время и деньги, а сможем создать полезный продукт, который будет приятно использовать.
Существует множество принципов, идей и подходов, которые используют дизайнеры при разработке и реализации проектов. Однако знаете ли вы, что для усовершенствования UX и расширения возможностей пользователей можно использовать психологию? На самом деле отец UX — Дон Норман — известный когнитивный психолог! В данной статье речь пойдет об одном не слишком популярном разделе психологии “Человеческие факторы” и о способах его применения в своих дизайн-проектах.
1. Подождите-ка… А разве суть психологии не в том, чтобы ставить диагнозы?
Нет! Психология — это наука о психике и поведении. Диагностика психических расстройств очень важна для психологии, но в этой науке существуют и другие направления:
- теория обучения;
- групповое мышление;
- память;
- иные области.
Хотя психология считается относительно молодой формальной дисциплиной — она существует всего около 150 лет — ее предпосылки можно обнаружить даже в 4 веке до нашей эры, когда Гиппократ предположил, что психические расстройства обусловлены физическими причинами, а не сверхъестественными, как это объяснялось ранее.
Если вы задаетесь вопросом, чем же занимается психология? Ответ следующий:
- описывает поведение и процесс познания;
- объясняет причины, лежащие в основе этих процессов;
- прогнозирует то, каким образом субъект будет вести себя или воспринимать информацию в будущем;
- пытается сделать эти процессы более эффективными.
Возьмем для примера дрессировку собаки. Мы будем действовать следующим образом:
- Определяем, какое поведение следует изменить: собака писает в доме.
- Пытаемся понять и определить его причины: собака хочет писать и ей надо где-то это сделать.
- Прогнозируем, когда это случится снова: это зависит от размера и возраста собаки, а также от того, сколько воды она выпивает.
- Применяем методы обучения, например, оперантное обусловливание: приучаем собаку не справлять нужду прямо в доме.
Любой, кто когда-либо дрессировал собаку (или даже приучал к горшку ребенка), понимает, о чем идет речь.
Это должно быть знакомо и вам, поскольку UX преследует аналогичные цели — UX-дизайнеры хотят сначала понять и описать (зачастую, используя метод анализа задач) действия, мысли и эмоции пользователей. После этого они пытаются спрогнозировать поведение пользователей, чтобы дизайн лучше соответствовал их ожиданиям и навыкам, тем самым улучшая опыт взаимодействия.
К примеру, мы заметили, что некоторые пользователи при заполнении формы всегда делают одну и ту же ошибку. Следуя принципам психологии, мы:
- Опишем ситуацию: люди по-прежнему оставляют одно из обязательных полей незаполненным.
- Попытаемся объяснить, почему это происходит: они не замечают визуальную подсказку, которой обозначено обязательное для заполнения поле.
- Спрогнозируем, когда это произойдет снова: вероятность возрастает, если перед пользователем одновременно стоит несколько задач.
- Изменим дизайн, чтобы поведение пользователей стало эффективнее: возможно, сделаем визуальную подсказку более заметной или добавим еще одну.
Вуаля! Дизайн стал совершеннее.
Психология и UX имеют аналогичные цели, задачи и методы. Следующие примеры являются подтверждением этому:
- Почти все дизайнеры отлично осведомлены о теории цвета и принципах гештальта (направления в психологии) и используют их в своей работе;
- Одним из разделов психологии, тесно переплетающимся с UX, является “человеческие факторы” — это научная дисциплина, цель которой состоит в изучении и развитии взаимодействий между людьми и системами.
2. Что же такое психология человеческого фактора?
Исходя из вышесказанного, суть психологии человеческого фактора состоит в изучении связи между человеком и “системой”. Понятие “система” достаточно расплывчатое, системой может быть что угодно, например: стул, космический корабль или междисциплинарная команда людей и роботов.
Психология человеческого фактора также известна как “эргономика” — эта научная дисциплина в североамериканских сообществах носит название «человеческий фактор», а в европейских сообществах ее называют «эргономикой». Но название не так важно, как сама суть: в данном случае речь идет о понимании и улучшении связей между людьми и вещами, которые они используют.
Человеческие факторы чрезвычайно разнообразны. В этой области изучается множество проблем: от определения оптимальной формы офисных стульев, чтобы снизить нагрузку на поясницу, до усовершенствования функций военных радаров. Среди других связанных с человеческими факторами областей:
- организация рабочего пространства;
- представление и восприятие информации;
- проектирование систем (например, пространственное и визуальное расположение элементов).
Вы уже видите связь с UX? Если нет, позвольте рассказать немного больше. Человеческий фактор — это совокупность следующих дисциплин:
- психология;
- проектирование;
- дизайн взаимодействий;
- опыт взаимодействия.
Если вы когда-нибудь задумывались: 1) как сделать что-либо более эффективным или 2) свести к минимуму количество совершаемых людьми ошибок или даже 3) сделать что-то безопаснее, значит вы уже практиковали психологию человеческого фактора, только не знали об этом.
3. Давайте перейдем к делу!
Итак, каким образом мы можем использовать принципы психологии человеческого фактора для создания лучших дизайнов, усовершенствования систем, с которыми работают наши пользователи, и, в конечном счете, предоставления им широкого спектра возможностей?
Вот три основных принципа психологии человеческого фактора, которые мы постоянно применяем в своих проектах:
1. Ментальные модели
Ментальные модели — это представления пользователей о том, как работает та или иная система, которые помогают им понять, каким образом с ней взаимодействовать. В это понятие входит осознание взаимосвязи между функцией системы и действиями пользователя. Например, “когда я нажму это, я что-то запущу”.
Важно понимать ментальные модели, поскольку они дают нам представление о том, как пользователи воспринимают и группируют данные о функциональных возможностях системы.
Для определения ментальных моделей можно воспользоваться следующими способами:
- метод сортировки карточек;
- проведение интервью с пользователями;
- опросы;
- анализ конкурирующих (особенно популярных) товаров, чтобы вы смогли понять, какими именно будут ожидания пользователей относительно работы системы.
В ходе разработки системы, мы не должны забывать о ментальных моделях пользователей. Нам следует убедиться, что визуальное представление функций системы соответствует ментальной модели пользователя.
Например, представим, что мы проектируем систему, которая поможет водителю военного транспортного средства произвести его полное техническое обслуживание. В своей работе водитель следует утвержденным правилам обозначения и классификации технических неполадок. Поскольку мы разрабатываем систему для конкретных пользователей, нам необходимо учесть эти правила в дизайне, ведь они являются важнейшей составляющей ментальной модели.
Если не учесть существующие ментальные модели пользователей, то пользователя ждет несоответствие между его ожиданиями о том, как работает система и тем, как она функционирует на самом деле. В таком случае будьте готовы к следующим последствиям:
- пользователи будут разочарованы;
- они не захотят совершать покупки на вашем сайте;
- начнут использовать системы конкурентов.
Список негативных последствий можно продолжать бесконечно.
Распространенная ошибка: полагать, что ваша ментальная модель как дизайнера совпадает с ментальной моделью целевой аудитории. Ментальная модель каждого человека уникальна, поскольку определяется его опытом. Поэтому то, что кажется абсолютно интуитивно понятным вам и даже некоторым пользователям, может быть совершенно непонятным для других людей.
Итак, задача дизайнеров — помочь пользователям развивать и расширять их ментальные модели по мере использования наших систем, но при этом не разочаровывать их. Чтобы добиться плавного перехода, нужно постепенно знакомить пользователей с новыми UX-элементами и давать им необходимые для понимания подсказки.
2. Когнитивная нагрузка
Существуют различные виды памяти (долговременная, кратковременная, рабочая) и каждая из них функционирует по-разному.
Речь пойдет о рабочей памяти, поскольку при взаимодействии с системой, именно она активно используется. Рабочая память обеспечивает временное хранение информации / воспоминаний, которые мы обрабатываем в текущий момент. Данный вид памяти имеет ограничения в объеме, другими словами: мы не можем выполнять слишком много действий одновременно.
Понятие когнитивной нагрузки связано с рабочей памятью. Это умственные усилия, необходимые для изучения чего-то нового, объем которых зависит от количества информации, которую человек должен обрабатывать и / или использовать одновременно.
Представьте ситуацию, в которой рабочая память — это жонглирование, а когнитивная нагрузка — количество шариков. Таким образом:
- Если два шарика, то это довольно легко.
- Три — все еще не слишком трудно.
- Четыре — немного сложнее, но все же выполнимо.
- Пять — стало трудно и вы, вероятно, начинаете совершать ошибки.
- 10 шариков — это слишком много, все они падают на землю.
Наша рабочая память действует аналогичным образом. Если информации слишком много, а когнитивная нагрузка достигла предела, мы начинаем делать ошибки. Так как же это связано с UX? Когда дизайн создает высокую когнитивную нагрузку для пользователей, им требуется много умственных усилий, чтобы научиться применять систему и управлять ей.
Важно соблюдать правильный баланс между снабжением пользователей слишком большим количеством информации и предоставлением им необходимых сведений в нужное время. Если мы изначально предоставим слишком большой объем информации, то существует риск перегрузить пользователей, в результате чего они начнут совершать ошибки или, что еще хуже, покинут систему. Если же мы, наоборот, скроем важные сведения, пользователи будут разочарованы или утратят интерес.
Для достижения баланса и повышения производительности дизайнерам следует: 1) опираться на существующие ментальные модели пользователей, 2) не перегружать интерфейс визуальными элементами (избегать визуального беспорядка) и 3) задействовать кратковременную память клиентов.
Этого можно добиться следующим образом:
- добавьте значения по умолчанию, чтобы пользователям было проще заполнять формы;
- используйте принцип “от простого к сложному”: то есть постепенно знакомьте пользователей с новыми функциями;
- включите “хлебные крошки”: навигационную цепочку;
- предусмотрите контекстную справку и подсказки.
Нам, как дизайнерам, важно понимать в какой степени пользователи испытывают когнитивную нагрузку при взаимодействии с системой, и соответствующим образом проектировать информационную архитектуру. Задайте себе следующие вопросы:
- какая цель является основной для пользователей вашей системы?
- какие сведения необходимо предоставить, чтобы помочь людям достичь этой цели?
- какие личные воспоминания / ожидания они для этого применяют? Другими словами: учитывайте их ментальные модели.
Если мы принимаем во внимание эти особенности взаимодействия пользователя с системой, мы можем быть уверены, что когнитивная нагрузка будет не слишком высокой, а опыт взаимодействия станет эффективнее.
3. Единообразие
Я знаю, о чем вы думаете… Единообразие? Но это же старый добрый принцип UX-дизайна! Это действительно так, однако он важен и в психологии человеческого фактора. Рассмотрим, каким образом связаны единообразие дизайна и человеческие факторы.
Мы уже говорили о том, что, когда люди начинают использовать вашу систему, они руководствуются своими ментальными моделями. Эти модели развиваются в процессе взаимодействия с вашим UX-дизайном. В том случае, если дизайн не отличается единообразием, пользователям придется каждый раз, при столкновении с несоответствиями, менять свои ментальные модели и взгляды на то, как работает система.
Как результат — полное непонимание, неоправданные ожидания о системе и абсолютное разочарование. Из-за отсутствия единообразия пользователи не смогут применить знания, полученные на предыдущем этапе взаимодействия с вашим дизайном, к последующим этапам. Как ребенок, который робко делает первые шаги, пользователи будут бояться знакомиться с новыми функциями.
Единообразие также тесно связано с когнитивной нагрузкой. Если пользователи имеют дело с UX-паттернами, которые отличаются от привычных, им приходится делать паузы, чтобы понять, как действовать дальше. Повышенная когнитивная нагрузка в таком случае негативно влияет на юзабилити, ведь дизайн, лишенный визуального, функционального или внешнего (речь о других связанных продуктах) единообразия, трудно изучать и использовать. Он также становится препятствием для развития надежной ментальной модели.
При наличии рассмотренных выше проблем когнитивная нагрузка пользователей возрастает не только в процессе обучения, но и при любом взаимодействии с вашей системой. Представьте, что всякий раз, когда вы открываете входную дверь, вам пришлось бы разглядывать замочную скважину, поскольку ее расположение постоянно изменяется. Вы были бы очень расстроены!
Такие несогласованные взаимодействия заставляют пользователей проявлять повышенную бдительность, чтобы понять, каким образом работает система. При визуальном и функциональном единообразии дизайна, напротив, пользователи могут расслабиться, поскольку им не нужно тратить умственные усилия на изучение интерфейса.
Кроме того, поскольку UX-дизайн становится все более кроссплатформенным (планшеты, AR и VR-гарнитуры и т.д.) поддерживать единообразие на всех этих устройствах будет сложно, но делать это очень важно.
Пример единообразного дизайна приложения для проведения технического обслуживания для планшета и гарнитуры дополненной реальности.Заключение
Чтобы сделать взаимодействие с системой эффективнее, свести к минимуму недопонимания и улучшить повседневную жизнь пользователей придерживайтесь следующих принципов:
- Разрабатывайте единообразные интерфейсы;
- Учитывайте ментальные модели пользователей;
- Сокращайте когнитивную нагрузку.
Если вы хотите лучше разобраться в теме человеческих факторов, посетите веб-сайт Общества по вопросам человеческого фактора и эргономики (HFES). О других принципах психологии человеческого фактора вы можете прочитать в блоге AdobeXD и UX Collective.
Что такое защитные факторы в психологии? 36 Примеры
Через невзгоды мы приобретаем навыки, способности и качества, которые позволяют нам не только выживать, но и, в конечном счете, процветать.
Французский психиатр Пьер Жане сказал:
«Каждая жизнь — это произведение искусства, созданное всеми доступными средствами».
Ван Дер Колк, 2014, с. 112
Когда я думаю об утверждении Джанет, я представляю красочную и замысловатую мозаику жизни , собранную в хорошие и плохие времена, обдумав и испробовав различные варианты, и приземлившись на правильный вариант для завершения работы.
Точно так же расположены бедствия. В юности мы наблюдали, как взрослые преодолевают трудности. Мы наблюдали, что делало их стойкими и помогало пережить трудные времена. Если мы думаем о жизни как об искусстве, мы спрашиваем: «Какие навыки и качества проявляются в мозаике их жизни?»
Чтобы понять атрибуты и способности, используемые для преодоления невзгод, в этой статье мы исследуем концепцию защитных факторов в психологии и их жизненно важную роль в охране психического здоровья.
Прежде чем продолжить, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения на устойчивость. Эти увлекательные научно обоснованные упражнения помогут вам эффективно справляться с трудными обстоятельствами и дадут вам инструменты для повышения устойчивости ваших клиентов, студентов или сотрудников.
Эта статья содержит:
- Что такое защитные факторы в психологии?
- 36 Примеры защитных факторов
- Защитные факторы и устойчивость
- Роль в охране психического здоровья
- Объяснение тренинга по защитным факторам
- Топ 5 рабочих листов для помощи клиентам
- Полезные ресурсы PositivePsychology.com
- Сообщение на вынос
- Каталожные номера
Что такое защитные факторы в психологии?
Защитные факторы — это индивидуальные и экологические атрибуты, которые связаны с позитивной адаптацией и развитием в течение угрожающих жизни условий и культурных ситуаций (Lopez, Pedrotti, and Snyder, 2019).
Grych, Hamby и Banyard (2015) используют структуру, которую они называют моделью портфеля устойчивости , для описания атрибутов, которые способствуют здоровью и процветанию людей, которые сталкиваются с невзгодами.
Для построения всеобъемлющей модели такие факторы, как саморегуляция и социальная поддержка, были определены и объединены в три области:
- Саморегулирование
Сила регуляции способствует контролю импульсивности, управлению неконтролируемыми эмоциями и стойкости перед лицом невзгод.
- Межличностные сильные стороны
Развитие прочных межличностных отношений, в том числе с семьей, друзьями и членами сообщества, способствует процветанию и устойчивости.
- Значение изготовления
Способность понимать и объяснять сложные или травматические переживания способствует психическому здоровью. В эту категорию включены религиозные и духовные смыслы, помогающие людям справляться с насилием и лишениями.
Модель портфеля устойчивости предполагает, что это может быть совокупность сильных или полисильных качеств в портфолио человека, которые, скорее всего, уменьшат воздействие и улучшат способность справляться, а не какой-то один сильный или защитный фактор. Использование полисилы предполагает, что «плотность и разнообразие ресурсов и активов, доступных людям (их портфель устойчивости), формируют их реакцию на насилие» (Grych et al., 2015, стр. 343).
Защитные факторы могут действовать несколькими способами. Они могут снизить вероятность невзгод, способствовать здоровому функционированию, несмотря на невзгоды, или уменьшить влияние невзгод на здоровье и благополучие (Grych et al., 2015).
Нападения 11 сентября на Всемирный торговый центр продемонстрировали это в истории за историей, описывая ужасные события, пережитые жителями Нью-Йорка и всем миром.
Несколько жителей Нью-Йорка проявили сильные стороны, которые помогли им выжить и преуспеть в этих невзгодах.
36 Примеры защитных факторов
Теория приобретенного оптимизма Мартина Селигмана показывает, что некоторые люди используют адаптивные причинные атрибуции для понимания и объяснения негативных жизненных событий, тогда как пессимисты по умолчанию полагаются на внутреннюю причинность и неудачу (Lopez et al., 2019).).
Оптимизм является одним из нескольких защитных факторов.
Hamby, Grych и Banyard (2017) провели исследование в сельской местности Аппалачей, используя три показателя здорового функционирования после невзгод: субъективное благополучие, посттравматический рост и симптомы психического здоровья.
Они показали, как регулятивные, осмысленные и межличностные сильные стороны связаны с различными областями здорового функционирования.
Некоторые защитные факторы, связанные с каждой сильной стороной, описаны ниже.
Регулятивные преимущества
- Долговечность
- Эмоциональное осознание
- Эмоциональная регуляция
- Копинг
- Честность и скромность
- Управление гневом
Сильные стороны, создающие смысл
- Цель
- Оптимизм
- Создание религиозного смысла
- Самоориентированное создание смысла
- Создание смысла, ориентированного на отношения
- Создание морального смысла
- Уход за семьей, смысл создания
Межличностные сильные стороны
- Генерация
- Сострадание
- Социальная поддержка
- Поддержка сообщества
- Прощение
- Великодушное поведение
- Генерирующие роли
- Материнская насадка
- Отцовская привязанность
Некоторые из наиболее многообещающих защитных факторов включали компоненты эмоционального интеллекта – эмоциональную регуляцию и эмоциональную осведомленность.
Защитные факторы для детей
В качестве сотрудников по вопросам пробации мы использовали такие категории, как Окружающая среда , Предыдущие преступления , Образование/занятость , Связь с пиер , СПАСА. Abus , Mental Health , , SUP SUPACE ABUSE , MENTAL HEALTH , , , SUP SUPACE ABUSE , Mental Health , , , SUP SUPACE ABUSE , Mental Health , , . досуг/отдых и отношение/ориентация для оценки защитных факторов молодежи из групп риска.
На основе отчета, опубликованного Национальным исследовательским советом и Институтом медицины (2009 г.)), Министерство здравоохранения и социальных служб США (nd) выпустило раздаточный материал, разделяющий защитные факторы для молодежи на три области: индивидуальные, семейные и школьные/общинные.
Индивидуальный
- Положительное физическое развитие
- Академическая успеваемость
- Высокая самооценка
- Эмоциональная саморегуляция
- Навыки преодоления трудностей и решения проблем
- Участие и связи как минимум в двух контекстах, включая школу, сверстников, спорт, работу, религию и культуру
Семейство
- Обеспечивает структуру, ограничения, правила, мониторинг и предсказуемость
- Поддерживающие отношения
- Четкие ожидания в отношении поведения и ценностей
Школа/сообщество
- Наставники и поддержка в развитии навыков и интересов
- Участие в жизни школы и сообщества
- Положительные нормы
- Четкое ожидание поведения
- Физическая и психологическая безопасность
Защитные факторы и устойчивость
Время испытаний может стать почвой для негатива и пессимизма. По словам Барбары Фредриксон (2008), если мы не сможем контролировать свое мышление и точку зрения во время трудностей, это может привести к нисходящей спирали, которая может высосать из нас жизнь.
Слово устойчивость относится к здоровому функционированию после неблагоприятных обстоятельств. Другой термин, используемый для описания устойчивости, — это восстановление. Лопес и др. (2019, п. 108) описывают устойчивость как «класс явлений, характеризующихся моделями позитивной адаптации в контексте значительных невзгод или рисков».
Хэмби и др. (2017) утверждают, что устойчивость включает в себя три компонента: невзгоды или некоторые травмирующие или стрессовые события, здоровое функционирование после невзгод и механизмы, которые позволяют человеку избегать невзгод или восстанавливаться после них.
Механизмы включают защитные факторы. Изучение устойчивости привело исследователей к маркировке факторов, которые способствуют продуктивному функционированию после невзгод.
Один регулирующий защитный фактор, указанный Hamby et al. (2017) — эмоциональное осознание. Эксперты в области устойчивости подробно рассказывают об этом защитном факторе и обсуждают, как различные эмоции способствуют устойчивости.
Устойчивость и положительные эмоции
Позитивность
Фредриксон (2008) считает, что люди могут быть достаточно устойчивыми и что устойчивость, по сути, является нашим неотъемлемым правом. Ее исследование со студентами колледжей до и после терактов 11 сентября подтвердило это.
Студенты с устойчивым стилем личности до приступов демонстрировали меньше признаков клинической депрессии, несколько окрепли психологически, а после приступов стали более оптимистичными, спокойными и удовлетворенными своей жизнью.
Любопытство
По словам Люси Хоун (2017), поиск ответов после невзгод может привести к любопытному расследованию самого инцидента и последующей эмоциональной обработки.
Люди могут найти комфорт и утешение в понимании того, что это нормальный процесс и что они не одиноки.
Благоговение
Согласно Хоуну, такие переживания, как великолепный закат или смена листьев осенью, вызывают моменты благоговения, напоминая нам, что мы являемся частью огромной и удивительной вселенной, намного большей, чем проблемы, переживаемые в момент.
Другие положительные эмоции, о которых говорил Хон, включают гордость, надежду, вдохновение, благодарность, безмятежность, юмор и любовь.
Роль в психиатрической помощи
Медицинские работники, социальные работники, инструкторы и весь персонал, работающий с людьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, могут использовать факторы защиты, основанные на сильных сторонах, как часть процесса оценки.
Layous, Chancellor и Lubomirsky (2014, стр. 3) лаконично заключают: «Более счастливые люди менее склонны к психопатологии».
По мнению авторов, благополучие служит противоядием от негативных эмоций, таких как тревога и депрессия, и помогает тем, кто чувствует себя в ловушке горя, пессимизма и изоляции. Увеличение счастья помогает ослабить острую боль от неблагоприятных жизненных событий и предотвращает переход к клиническим уровням депрессии, злоупотребления психоактивными веществами или другим психическим расстройствам.
Layous et al. (2014) признают, что большинство людей в настоящее время не получают минимально рекомендуемого медицинского лечения, и предлагают исследователям и практикам сосредоточиться на благополучии. Они считают, что забота о благополучии улучшает общее психическое здоровье двумя способами:
- Преднамеренное стремление к благополучию может уменьшить негативные эмоции, поведение и мысли, характерные для многих факторов риска расстройств.
- Содействие благополучию приносит положительные результаты в работе, любви и здоровье, которые смягчают неблагоприятное воздействие факторов риска.
Используя теорию Фредриксона «расширяй и развивай», Layous et al. (2014) утверждают, что положительные эмоции способствуют творческому решению проблем и достижению результатов. Они предлагают, чтобы позитивная деятельность выполняла промежуточную роль, защищая от психопатологии.
Положительная деятельность осуществима и функциональна, согласно Layous et al. (2014, стр. 5), потому что они «обычно кратки, просты, доступны и практически не требуют финансовых ресурсов». Например, клиентов могут попросить перечислить пять благословений или подумать о двух хороших событиях, которые произошли в конце каждого дня.
Практики, улучшающие самочувствие, включают:
- Написание благодарственных писем
- Подсчет благословений
- Практика оптимизма
- Практика добрых дел
- Использование субъективных сильных сторон новыми способами
- Утверждение личных ценностей
- Медитация на положительные чувства по отношению к себе и другим
Помимо защиты от трудных времен, участие в позитивной деятельности также, как было показано, удовлетворяет основные психологические потребности в автономии, компетентности и родстве, сформулированные Райаном и Деси (2000) в теории самоопределения.
Объяснение обучения факторам защиты
Защитные факторы могут применяться в различных контекстах; например, защитные факторы для психического здоровья могут иметь компоненты, отличные от защитных факторов для детей из групп риска.
Таким образом, доступ к обучению факторам защиты зависит от нюансов и достигается упорством. К счастью, к большинству видов обучения теперь можно получить доступ онлайн. Ниже приведены некоторые идеи по обучению факторам защиты.
Что касается злоупотребления психоактивными веществами, то Управление по борьбе со злоупотреблением психоактивными веществами и психическим здоровьем США помогает объяснить основную полезность защитных факторов в этом информационном листке с подробным описанием факторов риска и защитных факторов.
Министерство здравоохранения и социальных служб США (nd) также опубликовало раздаточный материал о защитных факторах, которые действуют в период от младенчества до раннего взросления.
Еще один способ пройти обучение по факторам защиты — пройти курсы, связанные с устойчивостью, так как они часто связаны между собой. Программа обучения устойчивости READY , групповая программа психосоциального обучения, исследует пять защитных факторов, направленных на благополучие на рабочем месте: положительные эмоции, когнитивная гибкость, социальная поддержка, смысл жизни и активное преодоление трудностей (Burton, Pakenham, & Brown, 2010).
Детский трастовый альянс предоставляет обучение, ресурсы и материалы, объясняющие основанный на сильных сторонах подход к искоренению жестокого обращения с детьми и безнадзорности. Такие ресурсы, как это описание защитных факторов, доступны на испанском и английском языках. Кроме того, информацию об обучении можно найти в этой листовке или на их веб-сайте.
Наконец, Центры по контролю и профилактике заболеваний предоставляют информацию о защитных факторах, защищающих людей от самоубийств, на своем веб-сайте вместе с другими полезными ресурсами.
Загрузить 3 бесплатных пакета инструментов для обеспечения устойчивости (PDF)
Указав свое имя и адрес электронной почты ниже.
Топ 5 рабочих листов для помощи клиентам
Включенные здесь рабочие листы раскрывают некоторые критически важные компоненты, связанные с факторами защиты. Ниже приведены рабочие листы, в которых исследуются навыки преодоления трудностей , преодоление стресса, изучение прошлой устойчивости, избегающих тенденций и благодарности.
Опросник навыков преодоления трудностей определяет шесть наиболее распространенных навыков преодоления трудностей, в том числе вызов мыслям, высвобождение эмоций, любовь к себе, отвлечение внимания, использование своих лучших качеств и заземление. Инвентаризация побуждает клиентов записывать, как они могут использовать каждый из навыков преодоления трудностей, сталкиваясь с трудностями.
Этот рабочий лист помогает клиентам определить стратегии выживания, которыми они обладают в настоящее время, поразмышлять над стратегиями, использовавшимися в прошлом, и рассмотреть стратегии, которые могут быть доступны им в будущем. Клиентам предлагается определить факторы стресса, ресурсы преодоления, препятствия и методы преодоления препятствий.
Этот рабочий лист дает возможность подумать о прошлой неудаче и изучить стратегии, использованные для ее преодоления. Ряд вопросов помогает клиенту глубже понять целостный опыт.
Это упражнение подтверждает, что избегающее поведение — это один из способов справиться с травмой; однако это краткосрочное решение. Первый шаг к преодолению страхов – это встретиться с ними лицом к лицу. Это упражнение помогает клиентам выявлять и постепенно преодолевать страхи, которые их преследуют, сначала перечисляя их, а затем разрабатывая постепенный план борьбы с ними.
Положительные эмоции, такие как благодарность, были определены исследователями, такими как Барбара Фредриксон, как факторы, ведущие к устойчивости. Это простое упражнение можно использовать, чтобы помочь клиентам составить план выражения благодарности одному или нескольким достойным людям в их жизни.
Полезные ресурсы PositivePsychology.com
Здесь, на PositivePsychology.com, у нас есть богатая коллекция ресурсов, которые могут помочь вам добиться успеха. Развивая свои способности, защитные факторы могут помочь вам преодолеть невзгоды и сохранить душевное здоровье.
Статьи по теме
Ниже приведена подборка статей по теме, которые могут вам понравиться:
- В чем смысл жизни согласно позитивной психологии
- Что такое саморегулирование? (+95 навыков и стратегий)
- 20 причин, почему сострадание так важно в психологии
- Важность прощения в браке и отношениях
17 упражнений на устойчивость и преодоление трудностей
Если вы ищете более научно обоснованные способы помочь другим преодолеть трудности, ознакомьтесь с этой коллекцией из 17 проверенных инструментов устойчивости для практиков. Используйте их, чтобы помочь другим справиться с личными трудностями и превратить неудачи в возможности для роста.
Сообщение на вынос
Было достаточно времени, чтобы поразмыслить о травме, полученной во время терактов 11 сентября, и оценить как совокупный ущерб, так и стойкость выживших.
Подобно созданию мозаики, выжившие мучительно и скрупулезно осознали множество сильных сторон и качеств, что способствовало их постоянному индивидуальному повествованию о преодолении невзгод.
Что мы скажем спустя годы после всемирной пандемии? Кто выжил? Кто процветал и почему? Какие сильные стороны были обнаружены и использованы для процветания?
У каждого из нас есть защитные факторы, как используемые, так и нереализованные, вносящие свой вклад в мозаику нашей жизни. Они помогают объяснить, как мы приняли хорошее и преодолели плохое. При этом мы создаем уроки для себя и своих близких. Искусство никогда не бывает совершенным, но какое это прекрасное произведение искусства.
Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно загрузить три наших упражнения на устойчивость.
- Бертон, Н.В., Пакенхэм, К.И., и Браун, В.Дж. (2010). Осуществимость и эффективность обучения психосоциальной устойчивости: экспериментальное исследование программы READY. Психология, здоровье и медицина , 15 (3), 266–277.
- Фредриксон, Б.Л. (2008). Позитивность: первоклассное исследование раскрывает восходящую спираль, которая изменит вашу жизнь . Три реки Пресс.
- Грич, Дж., Хэмби, С., и Баньярд, В. (2015). Модель портфеля устойчивости: понимание здоровой адаптации жертв насилия. Психология насилия , 5 (4), 343–354.
- Хэмби, С., Грич, Дж., и Баньярд, В. (2017). Портфели устойчивости и полисильные стороны: выявление защитных факторов, связанных с процветанием после невзгод. Психология насилия , 8 (2), 172–183.
- Хоун, Л. (2017). Стойкое горе: Обретение сил и принятие жизни после потери, которая меняет все . Эксперимент.
- Лайоус, К., Канцлер, Дж. , и Любомирский, С. (2014). Позитивная деятельность как защитные факторы от психических заболеваний. Journal of Abnormal Psychology , 123 (1), 3–12.
- Лопес, С.Дж., Педротти, Дж., Т. и Снайдер, Ч.Р. (2019 г.). Позитивная психология: научные и практические исследования человеческой силы . Мудрец.
- Национальный исследовательский совет и Институт медицины. (2009). Профилактика психических, эмоциональных и поведенческих расстройств среди молодежи. Издательство национальных академий.
- Райан, Р. М., и Деси, Э. Л. (2000). Теория самоопределения и содействие внутренней мотивации, социальному развитию и благополучию. Американский психолог , 55 (1), 68–78.
- Министерство здравоохранения и социальных служб США. (н.д.). Факторы риска и защиты от психических, эмоциональных и поведенческих расстройств на протяжении жизненного цикла .
- Ван Дер Колк, Б. (2014). Тело ведет счет: мозг, разум и тело в лечении травмы . Книги пингвинов.
Что такое психология человеческого фактора?
Психология человеческого фактора — это более новая отрасль психологии, целью которой является проектирование и улучшение вещей посредством применения знаний о человеческом поведении и мыслительных процессах. Психология, основанная на человеческом факторе, напрямую связана с известной наукой о здоровье эргономикой.
Как начинались исследования человеческого фактора?
Психология, основанная на человеческом факторе, начала развиваться во время и после Второй мировой войны. Это связано с тем, что многие инструменты и оружие были плохо спроектированы и поэтому неэффективны. Следовательно, психологи начали сосредотачиваться на взаимосвязях между дизайном рабочего места и средствами управления и соответствующими навыками и производительностью работника. В 1960-х годах исследования человеческого фактора распространились на эксклюзивные области, такие как аэрокосмические исследования, и коммерческие области, такие как бизнес и образование.
Чем занимается психолог по человеческому фактору?
В зависимости от отрасли психологи, занимающиеся человеческим фактором, выполняют множество уникальных задач. Однако большинство преследует одни и те же цели. Например, они обычно оценивают и проектируют продукты или системы с целью повышения безопасности или удобства использования. Частично это включает в себя анализ того, как информация представлена, например, на контрольном дисплее, и ее изменение для уменьшения количества ошибок. Иногда они сосредотачиваются на конкретном процессе или системной проблеме, чтобы изолировать сопутствующие факторы. Все психологи, занимающиеся человеческим фактором, стремятся разработать процедуры и удобные средства управления, которые снижают утомляемость, ошибки, недопонимание и затраты на обучение. С положительной стороны, они повысят безопасность, производительность и производительность.
Где работает психолог по человеческому фактору?
Большинство психологов, занимающихся человеческим фактором, работают в частных компаниях или государственных учреждениях. В основном они работают в частных компаниях в автомобильной, аэрокосмической, компьютерной и производственной областях. Они также работают в государственных и федеральных государственных учреждениях, таких как НАСА или Министерство труда. Многие психологи, занимающиеся человеческим фактором, специализируются в определенной области, такой как дизайн продукта, предотвращение ошибок и разработка пользовательского опыта. Другие сосредоточены на когнитивной эргономике или взаимодействии человека с машиной и человеком с компьютером.
Снимок карьеры
По данным Американской психологической ассоциации (АПА), психология, основанная на человеческом факторе, идет рука об руку с инженерией. Это связано с тем, что инженеры могут сделать взаимодействие между продуктом и потребителем более безопасным, простым и комфортным. Поэтому психологи, занимающиеся человеческим фактором, работают с инженерами над созданием более эффективных и надежных продуктов и систем. Например, психологи будут анализировать человеческое поведение и характеристики, связанные со зрением, концентрацией внимания и когнитивным процессом принятия решений. Следовательно, многие продукты, такие как мобильные телефоны и электронные приборы, проще в использовании. Однако психология человеческого фактора очень полезна для других областей, таких как здравоохранение, авиаперевозки и даже службы экстренной помощи.
Пример авиаперелета
Большинство авиакатастроф происходит из-за человеческого фактора, а не из-за отказа оборудования или экстремальных погодных условий. Поэтому психологи, специализирующиеся на человеческом факторе, разработали учебные программы по управлению ресурсами экипажа (CRM) для летных экипажей. В результате все летные экипажи должным образом обучены тому, как выявлять различные типы угроз и справляться с ними. Это снижает количество ошибок при принятии решений и операционных ошибок, которые могут привести к коллективным травмам и смертельным случаям. Часть обучения включает в себя процесс наблюдения за тем, как экипаж управляет практикой CRM. Психологи, занимающиеся человеческим фактором, также проанализируют, как летные экипажи воспринимают угрозы, обрабатывают информацию, принимают решения и общаются с другими.