Олигофрения степени – Умственная отсталость — Википедия

Степени и формы олигофрении | PSYERA

Распространенность олигофрении в разных странах равняется 0,7-3%. Из них: идиотия – 4-5%, имбецильность – 18-19%, дебильность – 76-78%.

1. Идиотия – наиболее тяжелая степень умственной отсталости. Диагностика возможна уже на первом году жизни. Речь и мышление полностью не развиты. Дети не владеют даже элементарными навыками самообслуживания, их не удается приучить к элементарной опрятности. Могут не различать вкусовых качеств, и поэтому сосут и жуют несъедобные предметы. Движения плохо координируются, поэтому с трудом овладевают ходьбой или ведут лежачий образ жизни; преобладают бесцельные двигательные стереотипии, например, раскачивания. Недоступна осмыслению даже игровая деятельность. Эмоции отражают удовлетворение или неудовлетворение органических потребностей, выражаясь нечленораздельными криками, визгами и хаотичным возбуждением. Прогресс в интеллектуальном развитии невозможен. Осмысление окружающего и собственной личности отсутствует или смутно. Дети-идиоты обучению не подлежат. При меньшей тяжести идиотии дети могут ходить, обслуживать себя, говорить.

Дети-идиоты нуждаются в постоянной помощи и надзоре. Содержатся в учреждениях Министерства социальной защиты, по достижении 18 лет переводятся в интернаты для психохроников. Активность ограничивается инстинктивными действиями. Однако дети с тяжелой умственной отсталостью так же, как и остальные, способны развиваться. Они могут научиться частично обслуживать себя, овладеть навыками общения (речевым или безречевыми), расширять свои представления об окружающем мире. Коэффициент интеллекта –0-35 баллов.

2. Имбецильность – средняя по глубине степень умственной отсталости. При этой форме поражены как кора больших полушарий головного мозга, так и нижележащие образования. Это нарушение выявляется в ранние периоды развития ребенка. В младенческом возрасте такие дети начинают позже держать голову (к 4-6 месяцам и позже), самостоятельно переворачиваться, сидеть. Овладевают ходьбой после трех лет. У них практически отсутствуют гуление, лепет, не формируется комплекс оживления. При умеренной имбецильности дети могут произносить короткие, простые фразы, понимают несложную по смыслу речь. Запас знаний крайне ограничен, дети не способны к самостоятельному понятийному мышлению. Имеющиеся понятия носят конкретный бытовой характер, диапазон которых очень узок. Мышление осуществляется в представлениях.

При правильном воспитании удается привить элементарные навыки несложного труда и самообслуживания (мыть посуду, подметать пол и т.п.). Могут выполнять простую физическую работу при постоянном контроле и понуждении (чувство долга и ответственности не развито). Способность самостоятельно ориентироваться в жизни ограничена, имбецилы нуждаются в постоянной опеке. Обладают определенными возможностями в овладении речью, но наличие грубых дефектов восприятия, памяти, мышления, коммуникативной функции речи, моторики, эмоционально-волевой сферы делает этих детей практически не  обучаемыми даже во вспомогательной школе. Словарный запас может достигать нескольких сотен слов. При этом речь носит подражательный характер, ее содержание не осмысливается, самостоятельный рассказ отсутствует. Накапливаемый запас сведений является непрочным, неосмысленным. Дети-имбецилы могут овладеть элементами письма, чтения, счета в пределах 20, но абстрактный счет остается недоступным. Являются недееспособными. До достижения 18 лет так же, как и идиоты, находятся в специальных детских домах для глубоко умственно отсталых. В последние годы установлено, что часть детей-имбецилов способна овладевать определенными знаниями, умениями и навыками в объеме специально разработанной для них программы. Будучи взрослыми, они способны брать на дом работу, не требующую квалифицированного труда (склеивание коробок, конвертов). Практика показала, что лица с умеренной степенью умственной отсталости прекрасно справляются с сельскохозяйственным трудом, который доставляет им радость, давая возможность самореализоваться.

Эмоциональная жизнь: испытывают привязанность к близким, у них развито чувство стыда, обидчивость, злопамятность, они способны реагировать на похвалу и порицание. При умеренной имбецильности коэффициент интеллекта – 35-49 баллов.

3. Дебильность – легкая степень умственной отсталости. Дебилы обучаются во вспомогательной школе. После 5 лет в достаточной степени овладевают речью. Большинство достигает полной независимости в уходе за собой. Овладевают несложной профессией и впоследствии ведут самостоятельную жизнь. За 9 лет обучения в школе усваивают материал, приблизительно соответствующий программе начальной общеобразовательной школы (умение читать, писать, простой счет). Соматические нарушения, общая физическая ослабленность, нарушения моторики, особенности эмоционально-волевой сферы и т.п. ограничивают круг их профессионально-трудовой деятельности. В зрелом возрасте многие работают на несложных работах и даже вступают в брак. Эти люди дееспособны, поэтому общество признает их способными отвечать за свои поступки перед законом, нести воинскую повинность, наследовать имущество, участвовать в выборах и т.д. Характерны конкретность, шаблонность, стереотипность мышления и поведения, неумение выделять существенные признаки, слабость критики своих поступков.

Способность с 16-18 лет систематически работать на производстве служит критерием удовлетворительной социальной адаптации. Работа в коллективе, получение заработка служат для дебилов доказательством успешности их труда и стимулом для дальнейших усилий, позволяют им чувствовать себя такими, «как все». В условиях чрезмерной опеки со стороны родителей, когда ребенку не прививаются навыки самообслуживания и труда, потенциальные возможности социальной адаптации ребенка в должной мере не используются. Преодолению жизненной неопытности дебильного ребенка способствует воспитание родителями у него способности принимать самостоятельные решения.

Степень социальной адаптации определяется характером поведения: она снижается в случаях повышенной возбудимости, агрессивности. Высокая внушаемость, неспособность оценить отношения между людьми делает их нередко жертвой злонамеренных элементов, вовлекающих их в преступные действия. Низкий уровень моральных задержек ведет к расторможенности сексуальных влечений, а у женщин – к частым внебрачным связям и беременностям. Отмечается также склонность к злоупотреблению психоактивными веществами, бродяжничеству. Коэффициент интеллекта – от 50 до 70 баллов.

Классификация клинических форм олигофрении по М.С.Певзнеру:

  1. Основная форма. Характеризуется диффузным, но относительно поверхностным поражением коры больших полушарий головного мозга при сохранности подкорковых структур и ликвообращения. Не нарушены грубо деятельность анализаторов, эмоционально-волевая сфера, двигательная сфера, речь. Характерно недоразвитие всей познавательной деятельности. Дети с основной формой олигофрении часто не осознают поставленной перед ними задачи и заменяют ее решение другими видами деятельности. Они не понимают основного смысла сюжетной картины, не могут установить систему связей в серии последовательных картинок или понять рассказ со скрытым смыслом. Им свойственен низкий уровень абстрактного мышления, инертность и тугоподвижность мышления, что является основным симптомом.
  2. Олигофрения с выраженными нейродинамическими нарушениями. Этот диагноз относится к быстро возбудимым, расторможенным, недисциплинированным детям с резко сниженной работоспособностью или к детям крайне вялым и заторможенным. Причиной подобных состояний является нарушение равновесия между нервными процессами. Трудности в школьном обучении этих детей связаны с плохой фиксацией на задании.
  3. Олигофрения в сочетании с нарушенной речью. Характерно сочетание диффузного поражения всей коры с более глубоким поражением в области речевых зон левого полушария. Выражена апраксия губ и языка; в дальнейшем страдает и сенсорная сторона речи. Дети не различают фонемы, не могут выделить отдельные звуки из плавной речи, поскольку стойко нарушено фонематическое восприятие. Нарушен звуко-буквенный анализ, что затрудняет овладение грамотой.
  4. Олигофрения с нарушением пространственного восприятия. Диффузное поражение коры больших полушарий головного мозга сочетается с локальным поражением в теменно-затылочной области левого полушария. Нарушение пространственного восприятия затрудняет процесс овладения представлением о числе; трудности возникают даже при освоении простейших счетных операций.
  5. Олигофрения с недоразвитием личности в целом. У детей резко изменена вся система потребностей и мотивов, имеются патологические наклонности. Диффузное поражение коры больших полушарий головного мозга сочетается с преимущественным недоразвитием лобных долей. Характерно грубое нарушение моторики: движения неуклюжи, неловки, дети не могут себя обслужить. Резко изменена походка (апраксия ходьбы). Движения плохо автоматизированы; дети могут выполнять движения спонтанно, но не могут выполнять их по инструкции. Изменения в поведении выражаются в некритичности, неадекватном оценивании ситуации, в отсутствии застенчивости, обидчивости, а также стойких мотивов. Сохранены моторная и сенсорная стороны речи, но значительно нарушена регулирующая ее функция. Детям свойственна склонность к подражанию речи взрослых в форме резонерства.
  6. Сочетание общего интеллектуального недоразвития с выраженными психопатическими формами поведения. Это грубые, недисциплинированные дети с патологическими влечениями. Они не умеют регулировать свое поведение общепринятыми морально-этическими нормами. Диффузное поражение коры головного мозга сочетается у них с наличием подкорковых очагов, что подтверждает ЭЭГ.

Отмечены и более резкие формы олигофрении: олигофрения, осложненная гидроцефалией, олигофрения при врожденном сифилисе, олигофрения при фенилкетонурии.

psyera.ru

Какие степени и формы олигофрении бывают и в чем разница?

Интеллект одно из основных свойств человека. Именно он отличает человека от представителей животного мира, обеспечивая развитие абстрактного мышления и способности человека получать и перерабатывать информацию. Одной из самых серьезных патологий, приводящей к нарушению интеллекта является олигофрения.

Этиология и классификация недуга

Олигофрения (умственная отсталость) — это состояние, связанное со снижением интеллекта вследствие врожденной патологии или приобретенных заболеваний произошедших до 3 лет.

На сегодняшний день известно, что от 1.5 до 3% жителей земного шара страдает различными формами снижения умственной деятельности со значительным преобладанием легких форм.

Чаще выявляется патология у мальчиков, чем у девочек, что обусловлено наибольшей устойчивостью женского организма к негативным воздействиям окружающей среды. Умеренные и тяжелые степени заболевания встречаются во всех слоях общества. Легкие формы олигофрении бывают в семьях с низким материальным положением.

По причине возникновения недуга выделяют:

  1. Состояния, вызванные нарушениями генетического или хромосомного набора: синдром Шерешевского-Тернера, синдром Дауна.
  2. Состояния, вызванные метаболическими нарушениями: фенилкетонурия, галактоземия, фруктоземия.
  3. Состояния, связанные с вредными воздействиями в период беременности: вирус краснухи, паротита, цитомегаловирус, алкоголь, гемолитическая болезнь плода или новорожденного.
  4. Нарушения, вызванные травмами во время родов и заболеваниями ЦНС в первые 3 года: травмы во время родовой деятельности, обвитие пуповиной, заболевания энцефалитом и менингитом.

Классификация олигофрении по клиническим формам:

  1. Дебильность.
  2. Имбецильность.
  3. Идиотия.

Для диагностики наибольшей проблемой является дебильность, при которой необходимо отличать ее от педагогической запущенности и умственной отсталости вызванной каким-либо заболеванием. В западных странах, таких как США или Канада диагностика олигофрении основывается на проведении тестов, определяющих коэффициент интеллектуальности IQ. Нормальным считается интеллект на уровне 70-100 баллов. Показатели ниже 70 баллов расцениваются как олигофрения.

Международная классификация болезней рассматривает следующие степени олигофрении:

  1. Легкая умственная отсталость.
  2. Умеренная умственная отсталость.
  3. Тяжелая умственная отсталость.
  4. Очень тяжелая умственная отсталость.
к оглавлению ↑

Клинические проявления олигофрении.

Признаки, характеризующие данную болезнь, носят самый разнообразный характер. В основном проявляются нарушениями умственного развития и формированиями волевых и эмоциональных реакций.

к оглавлению ↑

Олигофрения в степени дебильности

Является одной из самых распространенных форм олигофрении (легкая степень умственной отсталости). Она варьирует от легкого слабоумия до тяжелой имбецильности. Наиболее часто страдает конкретно-образное мышление, больные не способны к выработке сложных понятий и образов. Зачастую они видят только одну сторону событий, не способны к анализу информации. Коэффициент интеллекта на уровне 50-69.

Поведение при легкой степени олигофрении часто носит характер подражания другому человеку, например, матери, отцу, братьям, сестрам или бабушкам. Наиболее часто больной воспринимает только форму, но не смысл явления, события или предмета.

Примером может являться реакция на бытовые предметы. Человек находящийся в данной стадии может понять, что чайник горячий, но отсутствует понимание того что им можно согреть воду чтобы приготовить еду. Память на имена, действия и предметы обычно хорошо развита. С возрастом у детей с диагнозом дебильность при олигофрении происходит накопление навыков, и формируется способность к самообслуживанию.

Обучение таких детей проблематично, связано с заторможенностью интеллектуальных процессов, низкой инициативой и сниженными творческими способностями. Адаптация к новым условиям среды проблематична. Переезд и смена места жительства нежелательна. Обучение предпочтительно в специализированных школах с возможным обучением несложной профессии. Олигофрения в стадии дебильности характеризуется дружелюбным поведением с большим желанием объятий и прикосновений, но с приступами упрямства и необоснованными капризами. Часто такие люди очень внушаемы и доверчивы и могут становиться жертвами преступлений.

к оглавлению ↑

Олигофрения в степени имбецильности

Склонна к более тяжелому течению и выраженным клиническим симптомам (умеренная умственная отсталость). Коэффициент интеллекта на уровне 35-49. Больные имеют способность к формированию простых суждений, словарный запас у них значительно беднее, чем в стадии дебильности, но существует возможность поддержать несложную беседу.

Навыки самообслуживания, такие как умывание, одевание, уборка помещения присутствуют. Возможности памяти и адаптации более ограничены и возможны только в хорошо знакомых и постоянных условиях. В стадии имбецильности при малейшей смене обстановки больные теряются, нервничают. Возможность самостоятельной жизни маловероятно, человек испытывает постоянную потребность в контроле. Возможна работа мастерских устроенных при медицинских организациях.

При тяжелой имбецильности (тяжелая умственная отсталость) обучение невозможно. Запас слов ограничен до 40. Общение ограничивается выражением собственных нужд. Распространено присутствие неврологических нарушений и дефектов походки. Людям в данном состоянии жизненно необходим постоянный контроль.

Коэффициент интеллекта находится на уровне 20-34.

к оглавлению ↑

Идиотия

Очень тяжелая умственная отсталость, характеризуется крайним снижением интеллекта. Коэффициент интеллекта не превышает 20. В таком состоянии человек не имеет способности различать человеческую речь, не может опознать близких людей, не имеет контактных представлений или понятий о пространстве.

Примером служат горячие предметы или о высокорасположенные объекты. Характерна невозможность отличить съедобные предметы от несъедобных. Для них характерно попадание инородных предметов в глотку или гортань.

Речь часто состоит из произношения неопределенных звуков или одного или двух слов. Характерны неразвитость двигательной функции, больные не имеют возможности ходить и двигаются при помощи ползанья. Характерна беспричинная агрессия. Навыки самообслуживания не развиваются, к профессиональной деятельности не пригодны, характерна потребность в постоянном уходе.

к оглавлению ↑

Стадии

Помимо интеллектуальных нарушений возможны нарушения эмоций и воли. При различных степенях нарушений выделяют 4 стадии олигофрении:

  1. Стеническая. Процессы воли и формирования эмоций довольно устойчивы и обладают достаточной силой. При незначительной интеллектуальной недостаточности процессы адаптации не страдают. Больные способны к трудовой деятельности и усвоению информации. Выделяют две формы стенической стадии устойчивая (эмоции стабильные и ровные, приступы гнева или упрямства отсутствуют, или минимальны) и неустойчивая (постоянные приступы гнева или агрессии).
  2. Дистрофическая. Пациенты часто пребывают в тоскливо-депрессивном состоянии. Имеется наклонность к негативному восприятию окружающей среды, необдуманной или рискованной деятельности, присутствует постоянная раздражительность, которую человек переносит на окружающих его людей.
  3. Астеническая. Характеризуется пассивностью, постоянной плаксивостью. Больные невнимательны и быстро истощаются. Обучаются с большим трудом, крайне медлительны.
  4. Атоническая. Полная неспособность к какой-либо деятельности. Больные не могут овладеть самыми простыми навыками и умениями.
к оглавлению ↑

Особые формы олигофрении

Наиболее часто встречаются клинические формы олигофрении, вызванные хромосомными или метаболическими нарушениями. Олигофрения, связанная с наличием синдрома Дауна бывает различной, но наиболее часто выражена легкая или средняя степень. Такие дети часто позже начинают говорить, речь их бледна и суха на эмоции, нарушение способности к произношению слов.

Процесс формирования и нарушения эмоций не нарушен. Такие дети обыкновенно ласковы и послушны, но возможны приступы агрессии и упрямства. Они обладают высокой подражательной способностью и с возрастом приобретают навыки самообслуживания. Рекомендовано индивидуальное обучение, возможно освоение несложной профессией. Наиболее часто дети с данной патологией не достигают адаптации в обществе, что выражается в постоянном контроле и опеке.

При синдроме Кляйнфельтера страдает эмоциональная сфера. Обычно пациент чувствуют свою неполноценность, возможно формирование невротических реакций.

При синдроме Шерешевского-Тернера олигофрения выражена только среди малой части больных и протекает в легкой форме. Больные обычно добродушны и не выражают агрессии.

При метаболических нарушениях центральная нервная система страдает в первую очередь. Фенилкетонурия – это патология вызываемая нарушением обмена фенилаланина и превращения в аминокислоту тирозин. В конечном итоге происходит накопление фенилаланина и продуктов его метаболизма, которые оказывают повреждающее действие на структуры головного и спинного мозга. Фенилпировиноградная олигофрения характеризуется тяжелой степенью поражения нервной системы с развитием идиотии. В первые месяцы жизни дети не отличаются от здоровых, но могут нарастать явления слабости и вялости.

Для своевременной диагностики в возрасте 2-3 месяцев используют мочу с постановкой пробы Фелинга. Однако этот тест неспецифичен. Для более точной постановки диагноза проводится взятие крови определением количества фенилаланина в сыворотке крови. Единственным методом лечения способным предотвратить развитие фенилпировиноградной олигофрении является строгая диета, полностью исключающая продукты содержащие фенилаланин.

Гаргоилизм – это группа различных симптомов, вызванных накоплением кислых мукополисахаридов в организме. При отсутствии диагностики и лечения возможно развитие тяжелой олигофрении.

Олигофрения, вызванная воздействием вирусов, выражается в развитии тяжелой умственной недостаточности. В случае заболевания беременной женщиной вирусной инфекцией возможно формирование грубых пороков развития.

Малоумие, вызванное гемолитической болезнью плода, бывает различной по степени тяжести:

  1. Умственная отсталость, причиной которой служит алкоголизм матери связана с приемом алкоголя во время беременности. Развивается обычно олигофрения легкой степени тяжести в сочетании с отставанием в физическом развитии и нарушением строения черепа.
  2. Умственная отсталость, возникающая вследствие травматических повреждений во время родов и асфиксии, вызывает развитие кровоизлияний с последующим развитием органического поражения головного мозга.
  3. После перенесенных нейроинфекций развивается умственная отсталость тяжесть, которой зависит от степени поражения головного мозга, судорожные приступы и другая неврологическая симптоматика.
к оглавлению ↑

Терапия и профилактика

Лечение олигофрении возможно при уточнении причины патологии и механизма ее формирования. При нарушениях метаболизма эффективна диетотерапия с ограничением определенных продуктов. При фенилкетонурии ограничивают содержание фенилаланина в продуктах питания.

Симптоматическое лечение основано на применении противосудорожных и седативных препаратах. Особо необходимо подчеркнуть применение нооотропных и психостимулирующих препаратов.

Основное значение принадлежит лечебно-педагогическим мероприятиям, заключающимся в применении особых методик обучения таких пациентов с целью формирования повседневных и профессиональных навыков.

В последние годы приобретает значение профилактика олигофрении.

Рекомендовано при планировании семьи обращение к генетику с целью расчета вероятности рождения ребенка с патологией.

Диагностические мероприятия во время беременности и в первые месяцы жизни дают возможность ранней диагностики и своевременного лечения различной степени олигофрении.

Поэтому необходимо внимательно относиться к здоровью детей, не достигших трехлетнего возраста, и женщин, ожидающих ребенка. Именно в этот период происходит формирование нервной системы, которая определит интеллектуальный потенциал ребенка.

oinsulte.ru

Степени умственной отсталости и их описания

Умственной отсталостью, или олигофренией, называют недостаточное развитие интеллекта и связанных с ним возможностей по причине ограниченного физиологического или функционального развития головного мозга, вследствие чего пациент физически неспособен преодолеть порог своих умственных возможностей. Таким образом, интеллектуальные способности жестко ограничены биологическими возможностями.

В преобладающем количестве случаев болезни, олигофрения вызвана врожденными факторами, однако науке известны случаи приобретенной умственной отсталости вследствие глубоких травм черепа, сосудистых дисфункций или других экзогенных факторов, влияющих на деятельность головного мозга и когнитивные возможности человека.

Достаточно часто олигофрены рождаются вследствие кровосмешения или тяжелых инфекционных заболеваний матери на первых стадиях беременности.

Умственная отсталость не подвергается лечению в силу анатомических особенностей головного мозга, а средняя и тяжелая формы расстройства, как правило, сопровождаются рядом сложных психопатологических состояний.

Олигофрения – состояние статичное, со временем не подвергающееся прогрессу или регрессу. Однако легкая форма характеризуется сглаживанием клинических признаков во взрослом возрасте вследствие приобретенного жизненного опыта и занятия человеком своей ниши в социуме.

Классификация умственной отсталости

Умственную отсталость, или малоумие, классифицируют по тяжести и формам клинических признаков, проявляющихся при данном расстройстве. Одна из традиционных классификаций включает в себя следующие виды умственной отсталости:

  • Дебильность – легкая умственная отсталость, характеризующаяся наличием сглаженных клинических признаков олигофрении, тем самым обуславливая некоторые сложности в постановке диагноза;
  • Имбецильность – умеренная умственная отсталость;
  • Идиотия – тяжелая форма умственной отсталости, сочетающая в себе, помимо облигатных признаков практически нулевого интеллекта, симптоматику сложных психопатологических состояний.

Международная классификация болезней десятого пересмотра (МКБ-10) предусматривает отдельную классификацию умственной отсталости, основанную на проверке уровня интеллекта тестом Айзека (IQ) и различает, в зависимости от результатов теста, легкую, умеренную, тяжелую и глубокую форму олигофрении. В России такой подход используется в крайне редких случаях с целью определения уровня дебильности. Для более тяжелых форм использование теста IQ нецелесообразно. Для постановки диагноза на умственную отсталость и ее качество, в нашей стране приняты методы Векслера и различные вербальные и не вербальные шкалы, которые с определенной точностью позволяют определить уровень интеллекта у испытуемого.

Серьезный вклад в педагогические направления работы с умственно-отсталыми детьми принадлежит М. С. Певзнер, которая, в 1979 году, предложила свою разновидность классификаций олигофрении исходя из этиологических и патогенетических особенностей заболевания:

  • Неосложненная форма олигофрении;
  • Умственная отсталость на фоне нарушений нейродинамических процессов, направленных в сторону возбуждения либо торможения;
  • Умственная отсталость на фоне дисфункций анализаторов – слуховых. Зрительных, тактильных;
  • Умственная отсталость, сочетающаяся с психопатологическими проявлениями поведения пациента;
  • Умственная отсталость на фоне выраженной лобной недостаточности.

Дебильность

Данный термин в современной психиатрии используется все реже, его рекомендуют заменять на – «легкую умственную отсталость». Как все виды умственной отсталости, легкая форма зависит от биологических характеристик головного мозга, заложенных при рождении.

Данная форма расстройства диагностируется только с применением специализированных тестов по определению уровня интеллекта, так как клиническая картина выражена довольно слабо. Особенно сильно симптоматика проявляется в детском возрасте, дети при этом расстройстве сохраняют механическую память и эмоционально-волевую сферу. Получение новых знаний и закрепление полученных проходит очень тяжело с выпадением больших объемов, которые приходится заучивать вновь и вновь.

Способность к абстрактному мышлению практически отсутствует, однако хорошо развит описательный тип мыслительных процессов.

Детям крайне сложно связать между собой логические нити двух разных объектов, понятие «время» и «пространство» недоступно для понимания.

Вербальные проявление демонстрируют весьма скудный лексикон, узкие формы и малословие. Пересказ или заучивание наизусть чревато очень большими физическими затратами, а учитывая недостаточную функциональность постоянной памяти – выученное быстро исчезает из нее.

Нередко при дебильности проявляются определенные одаренности в той, или иной области – ребенок может с успехом проводить сложные математические вычисления или достаточно красиво рисовать. Эмоциональное проявление жестко привязано к конкретной ситуации, действия, как правило, не располагают к долгому достижению цели, в рассуждениях преобладает негативизм.

В англоязычных странах, термин «дебил» аналогичен по смыслу понятию «moron», который довольно долго время использовался в английской и американской психологии, обозначая примерно ту же картину, которая свойственна для дебильности или – мягкой интеллектуальной инвалидности. Именно так в США называют легкую форму умственной отсталости.

На сегодняшний день «морон» постепенно выходит из психиатрической американской номенклатуры, как и «дебил» из российской, поскольку эти термины приобрели оскорбительный характер в виде частого использования в быту.

Имбецильность

Данный термин применяют к умеренной умственной отсталости, которая занимает промежуточное значение между легкой и тяжелой формами олигофрении.

Стадия имбецильности характеризуется пониманием пациентами окружающей действительности, в их разговорной речи присутствуют логически правильные подобранные слова, отражающие поверхностную суть их требований на фоне очень бедного запаса слов и коротких – из двух-трех слов, предложений. Ярко просматриваются неразвитая воля, эмоциональная скудность, невозможность к сосредоточению и получению новых знаний. Собственно, о последнем пункте не может быть и речи, как правило, действия имбецилов ограничиваются приобретенными рефлексами.

При определенном уровне стараний, пациентов возможно обучить общим навыкам чтения, письма и счета. Для математических исчислений возможно использование первого десятка и элементарных арифметических операций.

Реакция на похвалу или порицание выражены логически правильно, эмоции выражены ярче, чем при последней стадии олигофрении. Также хорошо просматривается привязанность к близким или тем людям, которые за ними хорошо ухаживают или дарят иные положительные эмоции. Такие проявления характера, как инициативность, адаптация, социальность имбецилам не знакомы.

Пациентам, страдающим данной формой олигофрении, присваивается государственная поддержка в виде выплат пенсий и льготного обслуживания.

Идиотия

Идиотия относится к самой тяжелой форме олигофрении и выражается полным отсутствием понимания и осознания окружающей обстановки и выраженности логически корректных эмоций.

Идиотия, в преобладающем большинстве случаев, сопровождается серьезными моторными, физиологическими и психопатологическими дисфункциями. Пациенты, как правило, передвигаются с трудом, имеют анатомические проблемы внутренних органов. Осмысленная деятельность недоступна. Вербальные проявления бессвязны, практически не содержат слов – их заменяют высокие вокальные ноты отдельных слогов или звуков. Пациентам не свойственно отличать окружающих их людей, они не реагируют на смысловую нагрузку обращений, ограничивая свою ответную реакцию мимическими проявления и криками.

Эмоциональное удовлетворение ограничено лишь получением примитивного удовольствия от принятия пищи, высвобождения кишечника, а также – патологических зависимостей в виде мастурбации, сосания пальцев или жевания несъедобных предметов.

Пациентам обязательно необходимо присутствие ухаживающих людей, поэтому они всегда находятся на содержании государства в специальных интернатах на протяжении всей своей жизни.

onevroze.ru

Степени олигофрении

Олигофрения—  это одна из форм умственной отсталости, при которой недоразвитыми являются все нервно-психические процессы. При олигофрении более значительно выражены нарушения деятельности в интеллектуально-речевой сфере, в меньшей степени это относится к сенсомоторной.

Отставание в умственной деятельности могут проявляться в форме слабоумия и малоумия.
Слабоумие или деменция, это стойкая и почти неисправимая утрата интеллектуальных способностей, которая может быть вызвана каким либо патологическим процессом. Это обратное развитие умственных способностей с приобретенным характером. При этом ухудшается память, ослабевают познавательные способности, оскудевает эмоциональная сфера, что проявляется в изменении поведения.

Малоумие (олигофрения), это врожденная умственная отсталость, имеющая свои степени проявления. При малоумии мозг поражается еще внутриутробно патологическим процессом, хотя это может произойти и при родах, на начальном этапе развития ребенка, не успев сформироваться (в первые три года). При слабоумии интеллект снижается от нормального уровня, а при олигофрении интеллект не в состоянии достичь нормального уровня взрослого человека.

Совокупность признаков олигофрении достаточно стабильна и проявления этой патологии не нарастают и не снижаются, если касаться собственно интеллекта. Эмоционально-волевая сфера и иные предпосылки интеллекта, в какой-то мере, естественно мере могут развиваться, либо корректироваться.

Три степени олигофрении

Можно выделить три степени олигофрении. Это идиотия, имбецильность и дебильность.
При идиотии больной не обладает никакими навыками, в том числе и речи, ребенок не только не владеет элементами самообслуживания, у него также отсутствует инстинкт самосохранения, он не может эмоционально выделить близких людей их окружающих, обучить его чему-либо не представляется возможным.

К этой группе, хотя зачастую они относятся и к выраженным имбецилам, относятся олигофрении эндогенного происхождения, когда поражены генеративные клетки родителей. К этим патологиям относятся весьма распространенная болезнь Дауна, при которой наблюдается наличие лишней, сорок седьмой, хромосомы.

Кроме того при идиотии наблюдается истинная микроцефалия характерная недоразвитием головного мозга, его полушарий, а особенно лобных долей.

При имбецильности элементы речи, хотя и косноязычной, все-таки присутствуют, а словарный запас редко превышает набор из двухсот простейших слов, нескольких простых фраз из пары слов, которые грамматически бывают не связанными. Во вспомогательной школе обучение невозможно, существует возможность выполнения самых простых видов деятельности, но только при непрерывной стимуляции и под присмотром. Элементарные навыки самообслуживания также можно такому ребенку привить.

К этой группе относятся олигофрении, в происхождении которых велико значение поражений зародышевых тканей вирусами. Это гепатиты, гриппы, эпидемический паротит, нейроинфекции, сифилис.

При дебильности вполне возможно получение начального и даже неполного среднего образования. Среднее может быть получено лишь формально. Учение происходит с трудом, в основном с помощью зубрежки. При легких проявлениях дебильности больной может совершать простейшие обобщения, ему доступно понимание жизненных правил, поэтому в случае необходимой психиатрической экспертизы дебилы признаются вменяемыми. Они в состоянии выполнять несложные виды трудовой деятельности и сносно адаптироваться в обществе, однако действия их шаблонны и однообразны. Они весьма внушаемы в некоторых ситуациях, однако в иных могут быть чрезмерно упрямыми. В раннем развитии эти признаки выделить тяжело, поэтому вопрос о легкой степени дебильности поднимается лишь к четырем шести годам, когда ребенку уже следует учиться читать, считать, писать и его отставание уже совсем заметно.

В этой стадии имеются олигофрении, развившиеся вследствие постнатальных вредностей (при родах и в раннем детстве). Это могут быть родовые травмы и асфиксия, перенесенная ребенком до трех лет нейроинфекции и травмы головы.

apteke.net

Олигофрения — формы, степени и причины.

Общая характеристика заболевания

Олигофрения – это врождённое или приобретённое в раннем возрасте слабоумие. Оно выражается в общем недоразвитии психики и в первую очередь затрагивает интеллект человека. Термин «олигофрения» происходит от двух греческих слов  «oligos» (малый) и «phrēn» (разум), хотя более корректными считаются выражения «психическая задержка» или «психическая недостаточность». В обиходе олигофрению у детей нередко называют психической отсталостью, а самого ребёнка с задержкой умственного развития — отсталым.

Олигофрения, как отдельное заболевание, была классифицирована лишь в начале прошлого века. До этого времени общий собирательный термин «слабоумие» объединял пациентов как с врождённой болезнью, так и с приобретённым психическим недоразвитием, например, старческой деменцией.

Причины олигофрении

Существует три группы факторов, провоцирующих развитие заболевания:

Первый комплекс причин олигофрении имеет эндогенный (внутренний) характер. Сюда относят все виды психического недоразвития, вызванного хромосомными патологиями, различными генетическими синдромами и наследственными специфическими нарушениями обмена веществ. Причиной олигофрении данного типа могут послужить синдром Клайнфельтера, Шерешевского-Тернера, Рубинстайна — Тейби, болезнь Дауна, разные типы мукополисахаридоза и другие  метаболические заболевания.

Второй комплекс причин олигофрении составляют факторы экзогенной, т.е. внешней, этиологии. В данном случае общее психическое недоразвитие у больного могут вызвать внутриутробные инфекции во время беременности, иммуноконфликт крови мамы и ребёнка, родовые и послеродовые травмы черепа малыша, алкоголизм матери, наркомания и другие пагубные привычки, спровоцировавшие серьёзные нарушения в снабжении плода питательными веществами.

Комплекс причин олигофрении смешанной этиологии состоит из факторов как экзогенной, так и эндогенной природы. В результате совокупного воздействия на организм человека сразу нескольких неблагоприятных факторов развиваются самые тяжёлые формы олигофрении.

Формы олигофрении

Каждому комплексу причин олигофрении соответствует отдельная форма заболевания. Всего на сегодняшний момент принято различать 4 формы олигофрении:

I форма олигофрении – наследственный вариант заболевания, вызванный дефектными генеративными клетками родителей больного. К I форме олигофрении относят пациентов с болезнью Дауна, микроцефалией и психическим недоразвитием на фоне серьёзных патологий кожи и костей человека.

II форма олигофрении – различные виды эмбрио- и фетопатий. Ко II форме олигофрении причисляют виды психического недоразвития, вызванные внутриутробными факторами: вирусными, бактериальными или паразитарными инфекциями женщины во время беременности, гемолитическими болезнями плода.

III форма олигофрении – задержка психического развития у ребёнка, спровоцированная родовой травмой, гипоксией или асфиксией во время родов, а также перенесённым в возрасте до 3 лет энцефалитом, менингитом или серьёзной черепно-мозговой травмой.

И последняя VI форма олигофрении – тип психического недоразвития, вызванный прогрессированием основного врождённого заболевания, например, различных дефектов головного мозга или эндокринных патологий.

Степени олигофрении

В зависимости от выраженности умственного дефекта и коэффициента интеллекта больного различают 3 степени олигофрении:

Лёгкую умственную отсталость принято называть дебильностью. У больных с этой степенью олигофрении коэффициент интеллекта находится в переделах 50-70 балов. Пациенты имеют довольно развитую речь, могут совершать простые арифметические операции (сложить, отнять, посчитать деньги). Их круг интересов ограничен бытовыми вопросами. К обучению больные с лёгкой степенью олигофрении интереса не проявляют и демонстрируют полную неспособность к абстрактному мышлению. Они в состоянии усвоить правила общественного поведения и навыки примитивного монотонного ручного труда.

Имбецильность – степень олигофрении с умеренной выраженностью интеллектуального недоразвития. Коэффициент интеллекта этих людей от 20 до 49 баллов. Больные с данной степенью олигофрении косноязычны. Их словарный запас состоит из нескольких десятков слов. При этой степени олигофрении у человека сохраняется способность к самообслуживанию, но выполнять самую примитивную производственную работу больной часто оказывается не в состоянии.

Идиотия – степень олигофрении с самой глубокой умственной отсталостью. Пациенты этой группы имеют коэффициент интеллекта менее 20 баллов. Мышление при глубокой степени олигофрении практически неразвито. Больные плохо понимают обращённую к ним речь. Их общение с окружающими ограничено проявлением эмоций удовольствия или неудовольствия. Навыки самообслуживания у пациентов отсутствуют, и они полностью зависимы от ухаживающих за ними людей.

Диагностика олигофрении

Некоторые формы олигофрении, вызванные генетическими факторами, сегодня можно диагностировать ещё на стадии внутриутробного развития. В таком случае решается вопрос о возможности искусственного прерывания беременности.

Олигофрения у детей первого года жизни диагностируется на основании целого комплекса симптомов физического и психического отставания в развитии. Олигофрения у детей самого раннего возраста выражается в неспособности ребёнка до года держать голову, сидеть, фиксировать взгляд на одной точке, поворачивать голову на звук, улыбаться или гулить на обращённую к нему речь.

Олигофрения у детей второго года жизни проявляется в отсутствии желания познавать окружающую среду, в неразвитости речи и моторики. Ребёнок не понимает обращённую к нему речь и не пытается имитировать действия взрослых. В самом раннем возрасте диагностируются, как правило, самые тяжёлые степени олигофрении.

В дошкольном периоде лёгкая степень олигофрении у детей выражается в слабо развитой речи, преобладании примитивных эмоций, плохой обучаемости и неспособности к самообслуживанию.

Лечение олигофрении

Для выявления различных форм олигофрении у детей во всём мире существует патронажная система контроля физического и психического развития ребёнка от рождения и до определения его в школу. К сожалению, лечение заболевания возможно лишь у детей с олигофренией метаболической этиологии. В таком случае ребёнку назначаются препараты для коррекции обмена веществ, и дальнейшее развитие болезни зависит от восприимчивости детского организма к лечению.

При всех других формах олигофрении у детей можно проводить лишь вспомогательную терапию витаминными комплексами, аминокислотами, ноотропами, препаратами для стимуляции мозгового кровообращения и уменьшения внутричерепного давления.

Диагноз «олигофрения» у детей предполагает участие ребёнка в социальной программе реабилитации. При лёгкой и средней степени олигофрении больные направляются в специализированные детские сады и школы-интернаты. Там они получают образование примерно на уровне 4 классов обычной школы и одновременно обучаются какой-либо профессии. После окончания интерната большинство выпускников трудоустраивается. При всех формах олигофрении пациентам оформляется инвалидность и назначается денежное пособие.

www.pigulka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *