Роль и статус
15.02.2012
Роль и статус — этими понятиями оперируют социальные психологии, описывая положение индивида в группе и обществе.
Психологическая роль – построение поведения в соответствии с тем, чего от тебя ждут. Во всяком организованном действии роли находятся в обязательном взаимодействии друг с другом. Играние роли заключается в том, чтобы исполнять обязанности, которые накладываются ролью и осуществлять свои права по отношению к другим.
Формальная социальная роль – поведение, которое мы строим в соответствии с усвоенными нами ожиданиями общества, выполняя ту или иную социальную функцию. Выработанная обществом и усвоенная нами индивидуальная система мыслей, чувств, намерений и действий.
Внутригрупповая роль – поведение, которое строится с учетом ожиданий со стороны данной группы на основе сложившихся в ней взаимоотношений.
Межличностная роль – поведение, которое строится с учетом ожиданий, предъявляемых знакомым человеком на основе сложившихся с ним отношений.
Индивидуальная роль – поведение, которое строится в соответствии с собственными ожиданиями.
Статус – положение личности в обществе, устанавливаемое в терминах прав, обязанностей, привилегий и свобод, которые она получает благодаря своему положению. Действия большинства людей направлены на сохранение или повышение своего личного статуса.
Социальный статус – относится к позиции человека в обществе: уважение которым он пользуется и его престиж основываются на том, к какой категории он относится и как оценивается эта категория в социальной системе.
Личный статус возникает в связи с взаимоотношениями в группах. Сохранение личного статуса состоит в том, чтобы действовать так, чтобы обеспечить свое положение.
Можно сказать, что роль — это ожидаемое поведение, связанное с определенным статусом.
Роли человек усваивает и присваивает в ходе социализации, под влиянием ближайшего социального окружения
Ключевые слова: Роль, Статус
Источник: Марковская И. М., Основы социально-психологических знаний
Материалы по теме |
---|
Статусно-ролевая регуляция взаимодействия Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С… |
Социальные статусы и социальные роли личности Основы социологии и политологии — Козырев Г.И — Учебник для ссузов — 2008 — 240 |
Виды обучения ролям Фролов С.С., Основы социологии |
Способы разрешения ролевых конфликтов Фролов С.С., Основы социологии |
Личность и социальные роли Социальная психология развития личности / Я. Л. Коломинский, С. Н. Жеребцов. — Минск : Выш…. |
Социальная роль как единица общественной структуры Т. Л. Рыжковская. Основы психологии и педагогики — Минск.: Изд-во МИУ, 2010 |
Социальные роли Кравченко А. И., Основы социологии и политологии: учебник для бакалавров. -Москва : Проспект… |
Ролевые теории личности Т.Л. Рыжковская. Основы психологии и педагогики — Минск.: Изд-во МИУ, 2010 |
📖 24. Понятие социальной роли. Шпаргалка по социальной психологии. Челдышова Н. Б. Страница 24. Читать онлайн
Социальная роль это модель поведения личности, направленная на выполнение прав и обязанностей, соответствующих принятым нормам и обусловленная статусом.
Социальную роль это статус в движении, т. е. набор реальных функций, ожидаемых поведенческих стереотипов.
Ожидания могут быть зафиксированы в определенных институционализированных социальных нормах: юридических документах,
инструкциях, положениях, уставах и т. д., а могут носить характер обычаев, нравов, и в том и в другом случае они определяются статусом.
Ролевые ожидания, прежде всего, связаны с функциональной целесообразностью. Время и культура произвели отбор наиболее целесообразных для каждого данного статуса типичных черт личности и закрепили их в виде образцов, стандартов, норм поведения личности.
Однако, каждый индивид в ходе социализации вырабатывает сам представление о том, как он должен поступать во взаимодействии с миром других социальных статусов. В связи с этим между ролевым ожиданием и ролевым исполнением невозможно полное совпадение, что вызывает развитие ролевых конфликтов.
Виды ролевых конфликтов:
1) внутриличностный возникает в связи с противоречивыми требованиями, предъявляемыми к поведению личности в разных или в одной социальной роли;
2) внутриролевой возникает на основе противоречия в требованиях, предъявляемых к исполнению социальной роли разными участниками взаимодействия;
3) личностно-ролевой причиной является несовпадения представлений человека о себе и его ролевых функций;
4) инновационный возникает как результат расхождения ранее существовавших ценностных ориентаций и требований новой социальной ситуации.
Основные характеристики роли (по Парансону):
1) эмоциональностью роли различаются по степени проявления эмоциональности;
2) способ получения одни роли могут предписываться, другие завоевываются;
3) структурированностью часть ролей сформирована и строго ограничена, другая размыта;
4) формализацией часть ролей реализуется в строго установленных шаблонах, алгоритмах, другая произвольно;
5) мотивацией системой личностных потребностей, которые удовлетворяются исполнением роли.
Виды социальных ролей в зависимости от норм и ожиданий:
1) представляемые роли система ожиданий индивида и определенных групп;
2) субъективные роли субъективные представления человека о том, как он должен действовать по отношению к лицам с другими статусами;
3) играемые роли наблюдаемое поведение личности, имеющей данный статус, по отношению к другому лицу с другим статусом.
Нормативная структура исполнения социальной роли:
1) описания поведения, характерного для данной роли;
2) предписания требования к поведению;
3) оценки исполнения предписанной роли;
4) санкций за нарушение предписанных требований.
Для реализации социального статуса человек исполняет множество ролей, которые в совокупности представляют собой ролевой набор, индивидуальный для каждого человека. Т. е. личность можно рассматривать как сложную социальную систему, состоящую из совокупности социальных ролей и ее индивидуальных особенностей.
Психология bookap
Значимость роли для человека и идентификация себя с исполняемой ролью определяется индивидуальными особенностями личности, её внутренней структурой.
Человек может сильно «вживаться» в свою роль, что называется ролевой идентификацией или наоборот сильно дистанцироваться от неё, перемещаясь из актуальной части сферы сознания на периферию или даже вытесняя её из сферы сознания полностью. В случае если объективно актуальная социальная роль не осознается в качестве таковой субъектом, то это выливается в развитие внутреннего и внешнего конфликта.
Психология и ее роль в информационных технологиях
Психология и ее роль в информационных технологиях
Скачать PDF
Скачать PDF
- 1. Послание Президента
- Опубликовано:
- Паула Гулкасян 1
Методы, инструменты и компьютеры исследования поведения
18 тыс. обращений
4 Цитаты
Сведения о показателях
Abstract
В этой статье обсуждается роль психологии в развитии информационных технологий. Из-за популярности психологии в качестве специальности бакалавриата, опыта психологии в области измерений и утверждения некоторых, что когнитивная наука обеспечивает научную основу для достижений в области информационных технологий, психология как дисциплина несет ответственность за продвижение информационных технологий и обучение студентов. эта технология. Исследования показывают, что высшее психологическое образование может облегчить рассуждения по общим вопросам. Ориентированный на процесс курс психологии и компьютеров предлагается как способ включения компьютерной грамотности в учебную программу по психологии. Обсуждается также роль Общества компьютеров в психологии.
Скачайте, чтобы прочитать полный текст статьи
Ссылки
Бенджафилд, Дж. Г. (1994). Критическое осмысление методов исследования . Бостон, Массачусетс: Аллин и Бэкон.
Google Scholar
Кастеллан, Нью-Джерси, младший (1991).
Компьютеры и вычислительная техника в психологии: Двадцать лет прогресса и еще светлое будущее. Методы, инструменты и компьютеры исследования поведения , 23 , 106–108.Google Scholar
Кастеллан, Нью-Джерси, младший (1993). Оценка информационных технологий в преподавании и обучении. Методы, инструменты и компьютеры исследования поведения , 25 , 233–237.
Google Scholar
Чут, Д.Л. (1993). Проект Class 2000: личный взгляд на то, что прошлое говорит нам о будущем. Компьютерный обзор социальных наук , 11 , 477–486.
Артикул Google Scholar
Кларк, Ч. Р. (1992). Когнитивная наука: научная основа новых информационных технологий. Австралийский психолог , 27
, 17–21.Артикул Google Scholar
Эккерман, Д. А. (1991). Микрокомпьютеры в студенческой лаборатории по психологии. Методы исследования поведения, инструменты и компьютеры , 23 , 91–99.
Google Scholar
Фонг, Г.Т., Кранц, Д.Х., и Нисбетт, Р.Е. (1986). Влияние статистического обучения на размышления о повседневных проблемах. Когнитивная психология , 18 , 253–292.
Артикул Google Scholar
Лофтус Г. Р. (1993). Одна картинка стоит тысячи p значения: О неактуальности проверки гипотез в эпоху микрокомпьютеров. Методы, инструменты и компьютеры исследования поведения , 25 , 250–256.
Google Scholar
Нисбетт, Р. Э., Фонг, Г. Т., Леман, Д. Р., и Ченг, П. В. (1987). Обучение рассуждению. Наука , 238 , 625–631.
Артикул пабмед Google Scholar
Null, CH (1988). Наука, политика и компьютеры. Методы, инструменты и компьютеры исследования поведения , 20 , 73–80.
Google Scholar
Пиаже, Дж., и Инхелдер, Б. (1975). Происхождение идеи случайности у детей . Нью-Йорк: Нортон.
Google Scholar
Торндайк, Э. (1906 г.). Принципы обучения . Нью-Йорк: Зайлер.
Книга Google Scholar
Тернер, С.Э., и Боуэн, В.Г. (1990). Бегство от искусств и наук. Наука , 250 , 517–521.
Артикул пабмед Google Scholar
Зехмайстер, Э. Б., и Джонсон, Дж. Э. (1992). Критическое мышление: функциональный подход . Пасифик-Гроув, Калифорния: Брукс/Коул.
Google Scholar
Ссылки на скачивание
Информация об авторе
Авторы и организации
Факультет психологии, Университет Северной Каролины, 28223, Шарлотта, Северная Каролина
Паула Гулкасян
Авторы
- Пола Гулкасян
Посмотреть автора публикации
Вы также можете искать этого автора в PubMed Google Академия
Автор, ответственный за переписку
Пола Гулкасян.
Дополнительная информация
Выражаем благодарность Frada Mozanter за ее помощь с частотами цитирования. Без ее помощи эти данные были бы недоступны.
Права и разрешения
Перепечатка и разрешения
Об этой статье
Пять обязанностей психолога | Работа
М.Т. Вроблевски Обновлено 27 июля 2020 г.
Наверное, не проходит и дня, чтобы слова или действия другого человека не вызывали у вас недоумения, недоумения или даже интриги. Как человеческие существа, мы по своей природе любопытны по отношению к другим и часто чувствуем потребность успокоить тех, кто борется с чувством беспокойства, гнева или депрессии. Если вас привлекает динамика человеческого поведения, вы наделены «геном-помощником» и навыками активного слушания, идея стать психологом, возможно, завладела вашим воображением. Узнайте об обязанностях психолога, прежде чем сделать следующий шаг в этой захватывающей области.
Поймите роль психолога
Truity выражает суть роли психолога, говоря, что она заключается в том, чтобы исследовать мысли, чувства и поведение людей, чтобы они могли вести более здоровую и счастливую жизнь. Наиболее распространенная техника, которой располагают психологи, — это то, что Американская психологическая ассоциация называет терапией беседы, но они также используют свои навыки наблюдения, оценки и экспериментирования, чтобы направить пациентов к более спокойному существованию.
Возможно, одним из самых сложных элементов работы психолога является сотрудничество с пациентом в поиске стиля терапии, который соответствует его предпочтениям, личности и характеристикам. Психологи также должны опираться на научные исследования, поскольку они помогают людям справляться с множеством проблем, которые варьируются от горя и супружеских разногласий до зависимостей и хронических заболеваний.
Большинство психологов имеют докторскую, а не медицинскую степень, и это различие представляет собой самую большую разницу между ними и психиатрами, согласно Very Well Mind. Психиатры — это врачи, которые также могут назначать лекарства.
Обязанности психологов во всем диапазоне
Редкий человек не испытает чувства благодарности и признательности за важность психологии в области медицины после оценки обязанностей психолога. Не будет преувеличением сказать, что они могут буквально держать чью-то жизнь в своих руках, поскольку они:
- Способствуют психическому и физическому здоровью пациентов в своей частной практике, а также в больницах, психиатрических клиниках, амбулаторных центрах, реабилитационных центрах, домах престарелых. и клиники боли.
- Изучайте социальное развитие по мере того, как люди проходят через множество изменений и этапов своей жизни.
- Поддерживайте благополучие человека, помня о его роли и обязанностях в сообществах, членом которых он является. К ним относятся маленькое семейное сообщество, а также город, в котором он живет, и люди, с которыми он общается.
- Проводить и публиковать исследования, часто в специализированных областях. Исследования могут проводиться в контролируемых условиях лаборатории или в полевых условиях, где можно наблюдать за людьми в их естественной среде, в том числе на рабочем месте.
- Обучайте и предоставляйте услуги учащимся с первых дней учебы в школе и колледже, помогая им справиться с трудностями обучения, особыми потребностями, социальными или эмоциональными проблемами. В этом качестве психолог может быть частью междисциплинарной команды, которая разрабатывает и контролирует индивидуализированные планы обучения.
Психологи должны сдать экзамен
Развивать и поддерживать уважительные и честные отношения
Демонстрировать чувствительность к разнообразию
Следовать этическим и правовым принципам
Вести себя как профессионалы посредством слов и действия
Хорошо сотрудничать с коллегами
Стремиться совершенствовать методы лечения
Понимать научные дисциплины, связанные с психологией
Будьте в курсе психологических исследований
С такими вызовами можно быть уверенным, что не пройдет и дня, когда вы не будете заинтригованы нюансами человеческого мышления и поведения.