что это простыми словами, краткий обзор, теории
Приветствую Вас, друзья!
Основной целью философии всегда было стремление понять, как устроен мир и какое место в нём занимает человек. При этом с античных времён мыслители задумывались о том, удастся ли человечеству когда-нибудь найти ответы на все вопросы, или же некоторые аспекты мироустройства так и останутся для нас непознанными. Ответа на этот вопрос мы пока не знаем, поэтому у каждой из версий есть свои сторонники.
Концепция, согласно которой, полное понимание мира для человека недоступно, называется гносеологическим пессимизмом. Её сторонники считают, что человеческий разум не способен понять всех аспектов мироустройства, а значит, всегда будут оставаться вопросы, достоверных ответов на которые человечество найти не сможет.
Гносеологический пессимизм включает два направления:
- агностицизм – философская концепция, согласно которой мир является непознаваемым для человека, поскольку некоторые знания для него недоступны и никогда не будут доступны;
- скептицизм – концепция, подвергающая сомнению надёжность истины (то есть, саму возможность достоверно понимать, что реально, а что является вымыслом).
Сегодня мы поговорим об агностицизме. Мы подробно рассмотрим суть данного учения, историю его появления и развития, перечислим основных сторонников и детально разберём, чем оно отличается от скептицизма.
Что такое агностицизм?
Агностицизм – это философская концепция, отрицающая возможность абсолютного познания мира. По мнению агностиков, метафизическая сущность реальности принципиально непознаваема, поскольку недоступна и для эмпирического познания, и для опирающегося на него теоретического.
Термин «агностицизм» происходит от древнегреческого слова ἄγνωστος (агностос – непознанный), которое в свою очередь было образовано из слова γνῶσις (гнозис – знание) добавлением префикса отрицания ἀ- (а-).
Согласно данной концепции, человеку недоступны достоверные и полные знания о первичной природе реальности, поскольку невозможно полностью изучить её, будучи её частью и находясь внутри. Такие мысли высказывали ещё античные философы. Так Протагор ещё в 5 веке до нашей эры высказал мысль о том, что мы не можем достоверно знать о существовании богов, поскольку это невозможно проверить.
Как самостоятельное направление агностицизм окончательно сформировался в 19 веке. Автором названия считается британский зоолог Томас Хаксли. В 1869 году он назвал этим словом позицию, которой должен придерживаться любой разумный человек в религиозной дискуссии. Этим он хотел подчеркнуть, что в спорах между религиозными людьми и атеистами обе стороны обычно демонстрируют предельную уверенность в своей точке зрения, несмотря на отсутствие удовлетворительных подтверждений.
Основные идеи агностицизма
Своим развитием агностицизм обязан большому числу мыслителей, развивавших и популяризировавших его идеи на протяжении многих столетий. Рассмотрим основные идеи агностицизма с привязкой к конкретным ученым и философам — тем, чей вклад привёл к формированию агностицизма в его современном виде:
Джордж Беркли
Ключевым тезисом, который Беркли развивал и отстаивал на протяжении всей своей научной деятельности, было утверждение «бытие – это то, что воспринимается, или тот, кто воспринимает». Он настаивал, что человеку доступно лишь то знание об окружающей действительности, которое он получает посредством восприятия.
При этом в сознании человека понимание окружающего мира присутствует лишь в той форме, в которой оно было воспринято. Следовательно, познание объективной реальности не может быть абсолютным, поскольку оно ограничено возможностями и искажено особенностями человеческого восприятия.
Дэвид Юм
Идеи Юма схожи с идеями Беркли. Его главной работой, освещающей данную тему, стал «Трактат о человеческой природе», опубликованный в 1739-1740 годах (публиковался частями). В этой работе он рассуждает о вопросах достоверности знания, а также о принципиальной невозможности проверить эту достоверность.
При этом он не призывает к тотальному скептицизму, а лишь показывает, что необходимо учитывать несовершенство доступных нам методов познания. Все знания достигаются за счёт эмпирического и теоретического познания. Иными словами, процесс познания всегда подразумевает некие предположения и допущения, многие из которых невозможно достоверно доказать или опровергнуть.
Иммануил Кант
Как было отмечено выше, Кант рассматривал объективную реальность как «вещь в себе», которая существует независимо от человеческого сознания, но при этом доступна в определённой форме для его восприятия. Он утверждал, что сначала необходимо понять границы разума, и только потом можно будет рассуждать о принципиальной возможности или невозможности чистого знания, а также о методах его достижения.
А пока мы не понимаем этих границ, мы не можем знать, насколько «вещь для нас» (наше восприятие реальности) идентична «вещи в себе» (объективная реальность). Упрощённо агностицизм Канта можно сформулировать следующим образом: пока неизвестны границы человеческого разума, абсолютное знание невозможно, как невозможен и ответ на вопрос о достижимости абсолютного знания в будущем.
Герберт Спенсер
Свою позицию по рассматриваемой тематике Герберт Спенсер изложил в работе «Основные начала». В ней он говорит, что «последняя реальность» недоступна для человеческого понимания, поскольку границы возможностей его разума не простираются так далеко, как простирается реальность.
Спенсер отмечает, что это является главным инструментом религий, которые используют всевозможные домыслы и иносказания, чтобы создать иллюзию понимания. При этом утверждения, постулируемые религией, невозможно проверить в силу всё тех же ограничений человеческого разума.
Таким образом, одно из ключевых утверждений агностицизма Спенсера состоит в том, что человек ничего не может знать достоверно о Боге и других сверхъестественных явлениях, которые невозможно изучить опытным путём.
Зарождение и развитие агностицизма
Как было отмечено выше, первые аргументы в пользу агностицизма высказывали ещё античные философы, приверженцы скептицизма. Их главным аргументом было несовершенство имеющихся у человечества знаний, которые постоянно менялись и пересматривались. В связи с этим скептики отказывались считать истинными любые существующие знания, релятивизировали их (релятивизм — это философская концепция, утверждающая относительность, условность и субъективность человеческого познания), утверждая, что они отражают не объективную реальность, а доступные методы познания.
В относительно современной форме основные идеи агностицизма сформулировал Джордж Беркли. Он утверждал, что человек не способен выйти за пределы собственного чувственного познания, а значит, и полное понимание объективной реальности ему недоступно.
Авторами классической концепции агностицизма считаются Дэвид Юм и Иммануил Кант. Юм утверждал, что любое знание, которым обладает человек, исходит из опыта. А этот опыт всегда будет ограничен, и выйти за его пределы невозможно. Соответственно, невозможно достоверно понять, насколько знание совпадает с объективной реальностью. Кант применял к объективной реальности понятия «вещь в себе» и «вещь для нас». Он считал, что субъект может познать в любом объекте лишь тот смысл, который вкладывает в него собственными действиями.
Значительную роль в развитии учения сыграл анализ рассуждений Виктора Кузена о природе Бога и её познаваемости, который опубликовал в 1829 году Уильям Гамильтон. Впоследствии многие из мыслей, высказанных в этой работе, повторял один из главных представителей агностицизма Герберт Спенсер.
Основываясь на идеях Канта, Гамильтон считал, что все знания, которыми может обладать человек, основываются на субъективном опыте. И знание, находящееся за пределами опыта, всегда будет оставаться для человека антиномичным (антиномия – ситуация, при которой два взаимно противоречащих утверждения выглядят одинаково обоснованными с точки зрения логики).
Отличия агностицизма от скептицизма
Первыми идеи агностицизма начали высказывать античные скептики, поэтому можно считать, что он происходит от скептицизма. И всё же разница между ними довольно существенна, поэтому отождествлять их или считать одно частью другого нельзя.
Скептицизм исходит из того, что невозможно достоверно понимать, какие знания соответствуют объективной реальности, а какие нет. Агностицизм допускает такое понимание, но при этом считает ограниченной саму способность человеческого разума к познанию метафизических основ реальности. Таким образом, агностицизм ограничивает потенциальные возможности познавательных процессов, тогда как скептицизм, по сути, подвергает сомнению их ценность.
Хаксли подчёркивал, что по мере развития наук границы познания расширяются, но какие-то вопросы всегда остаются за пределами этих границ и, судя по всему, многие будут оставаться там всегда. В частности, с точки зрения Хаксли, невозможно достоверно подтвердить или опровергнуть существование Бога и других сверхъестественных сущностей.
В этом плане разница между агностицизмом и скептицизмом заключается в том, что первый подразумевает четкое понимание того, где проходят границы достоверных знаний, тогда как второй вообще отрицает возможность отличать достоверные знания от недостоверных.
Заключение
Агностицизм представляет собой философскую концепцию, основной тезис которой гласит, что мир непознаваем для человеческого разума и люди не могут понять действительную природу реальности в силу ограниченности своего восприятия. Одно из ключевых утверждений заключается в том, что нам недоступно достоверное знание о существовании Бога. Иными словами, мы не можем ни утверждать, ни отрицать существование божественных проявлений.
В связи с этим агностицизм, в частности, отказывает любой религии в статусе достоверного знания. На протяжении многих веков это служило причиной жёсткой критики данной концепции. Однако и сегодня она продолжает существовать. При этом на данный момент сформировалось три ветви: философский, научный и религиозный агностицизм. Каждая из этих ветвей постулирует и аргументирует ограниченность возможностей познания в соответствующей области.
Агностицизм — определение и кто такой агностик
Агностицизм (от греческого gnostikos/γνωστικος — когнитивный, гностический) — интеллектуальная доктрина или мировоззрение, заявляющее о неопределённости всех претензий на окончательное знание, т. е. что мир невозможно постичь полностью.
Агностик (от греческого agnostos) — человек, связанный с агностицизмом, сторонник агностицизма. Часто агностики применяют это «отсутствие знаний» к существованию бога. В этом случае агностик — это тот кто не подтверждает и не отрицает существование Бога.
Апатеист (апатия + теизм) — тот, кому безразлично, есть ли бог или загробная жизнь.
Разница между атеистом, теистом и агностиком
Атеизм и агностицизм имеют дело с вопросами о существовании богов.
Атеизм — это про вашу веру или, более точно, про то, во что вы не верите. Агностицизм — это про ваше знание или, более точно, про то, что вы не знаете.
Атеист — это тот, кто не верит ни в каких богов. Агностик — это тот, кто утверждает, что не знает, существуют какие-либо боги или нет.
В то время как атеизм включает в себя то, во что человек верит или нет, агностицизм включает в себя то, что человек знает или нет. Вера и знание связаны, но тем не менее являются отдельными вопросами.
Что такое агностический атеист и агностический теист
Есть простой тест, чтобы определить, является ли человек агностиком или нет. Вы точно знаете, что существует какой-либо Бог? Если да, то вы не агностик, а теист.
Или, может, вы знаете наверняка, что ни один бог не существует или даже не может существовать? Если это так, то вы не агностик, а атеист.
Каждый, кто не может ответить «да» на один из этих вопросов — это человек, который может верить или может не верить в одного или нескольких богов. Однако, когда они также утверждают, что не знают наверняка, они агностики.
Агностический атеист не верит ни в каких богов, а агностический теист верит в существование хотя бы одного бога.
Тем не менее оба не заявляют, что обладают знаниями, подтверждающими это убеждение.
Гностики и агностики
Гностики считают, что мир можно познать, разум пробирается в сущность вещей, человеческая мысль может познать объективный мир.
И это познание может быть достигнуто разными способами: ощущениями (сенсуализмом), чувственным опытом (эмпиризмом), разумом (рационализмом), с помощью интуиции (интуитивизмом) и прочим.
Агностики же отрицают возможность окончательной познаваемости мира: мы познаём не мир, а наше собственное сознание, мысли.
Дилемма о подлинности познания окружающей человека реальности не может быть решена полностью: человек может много знать, но при этом всё же находится на грани незнания.
Агностицизм в философии
Агностицизм в философии — это учение, которое говорит, что невозможно прийти к решению об истинности познания. Диалектический материализм признаёт и объективность мира, и его познаваемость, а также умение человека находить объективную истину.
Идеи агностицизма уже появлялись в античной философии: у Протагора и софистов, в античном скептицизме. Но сам термин «агностицизм» был введён Томасом Генри Гексли (английским биологом и педагогом) в 1869 году.
Томас Генри Гексли (1825—1895).Исходные формы агностицизма зародились по причине существования несовершенства и непостоянства знания.
В особенности это относилось к дилемме первоначальных оснований всего сущего: ещё в самом начале развития философии были сделаны разные предположения по поводу вариантов картины мироздания.
Каждая теория опиралась на свою первопричину, однако ни одна из предложенных не имела удовлетворительной логичной убедительности.
Осознание и принятие этого факта и дало жизнь скептицизму, и его крайней формой стал агностицизм (отречение возможности понимания разумом истинности вещей).
Агностицизм Юма и агностицизм Канта
Двумя наиболее влиятельными мыслителями философии агностицизма были Дэвид Юм (1711—1776) и Иммануил Кант (1724—1804). Хотя Юм технически был скептиком, его аргументы неизбежно вели к агностицизму.
В основе идей Дэвида Юма было его утверждение о том, что существуют только два вида значимых утверждений. Он писал в своей книге «Исследование о человеческом познании»:
«Если мы возьмём в руки какой-либо том, например, о богословии или школьной метафизике, будет ли там какие-либо абстрактные рассуждения относительно величин или чисел? Нет.
Содержится ли там какие-либо экспериментальные рассуждения относительно реальной действительности и существования? Нет. Тогда сожгите её, потому что эта книга не может содержать ничего, кроме софистики и иллюзии».
Если утверждение не является ни соотношением идей, ни реальной действительностью, оно не имеет смысла. Поскольку утверждения о познании Бога находятся вне этих двух категорий, Бог по сути непознаваем.
Вторая основополагающая идея Юма состояла в том, что нет никаких необходимых причин. Мы никогда не можем знать наверняка, что что-то было причиной чего-то ещё.
Согласно Юму все ощущения не связаны и любая причинная связь, которую мы можем установить, находится лишь в нашем уме. Эти связи устанавливаются только после того, как мы испытываем повторные стечения событий.
Без способности понять причину вселенной мы никогда не сможем по-настоящему ничего узнать о Боге.
На философию Иммануила Канта большое влияние оказал Юм. Кант попытался объединить идеи рационализма и эмпиризма.
Рационализм придерживается позиции, что в каждом есть определённое врождённое знание. Эмпиризм же напротив, утверждает, что мы рождены как чистые листы и все знания приобретаются опытом.
Кант собрал воедино достоинства обеих сторон. Содержание знания приходит через опыт (как утверждали эмпирики), но структура или форма знания развивается в уме (как утверждали рационалисты). Это «решение» привело Канта к агностицизму.
Портрет Иммануила Канта (1724-1804), художник Иоганн Готтлиб Беккер, 1768 год.Если человек не может ничего узнать без опыта через чувства и если это чувственное познание может быть структурировано в наших умах только врождёнными категориями, тогда мы можем знать вещи только такими, какие они есть для нас.
Мы никогда не сможем узнать реальность такой, какая она есть на самом деле. Нашим ориентиром всегда будем мы сами, а не предметы. Существует расхождение между видимостью (для нас) и реальностью.
Виды агностицизма
Скептицизм
Направление в философии, которое выдвигает сомнение в качестве принципа мышления, в частности сомнение в точности истины. Следует обратить внимание, что существуют различия между обыденным скептицизмом, научным и философским скептицизмом.
Обыденный скептицизм
Отказ от суждений, обусловленный сомнениями.
Научный скептицизм
Это логичная оппозиция учениям, у которых нет эмпирических доказательств.
Философский скептицизм
Это направление в философии, которое проявляет сомнения в возможности истинного знания.
Скептики опровергали догматы всех школ, для них знание – это что-то, что должно быть полностью и окончательно верно, а это для них невозможно, из-за этого одни были уверены, что знание всегда ошибочно, для других – знание могло быть ошибочно.
Скептики призывают к поиску истины, но при этом пытаются доказывать равносильность противоположных суждений. Для них истина недостижима, критерии истины не существуют, чувствительный метод вводит человека в заблуждение и мы можем воспринимать то, что не существует — сны и иллюзии.
Разум нас тоже обманывает: он не способен разрешить противоречия.
Релятивизм
Релятивизм — методологический принцип, сторонники которого, абсолютизируя относительности и условности содержания всего познания, считают объективное познание действительности невозможным.
Релятивизм, как методологическая установка, восходит к учению древнегреческих софистов. Как писал Протагор: «человек есть мера всех вещей…», релятивисты делают вывод, что основой познания является текучая чувственность и она не отражает ничего объективного и никаких устойчивых явлений.
Иррационализм
Иррационализм — философское учение, отрицающее важнейшую роль разума в познании. Оно выдвигает на передний план использование других видов человеческих способностей, таких как: созерцание, инстинкт и интуиция, вера, воображение и и другие чувства.
Иррационализм заявляет об алогичности и иррациональности самой действительности, поэтому познание с помощью разума становится второстепенным.
Смотрите также значение Философии и Софистики.
Спецвыпуск: Агностицизм в 21 веке
Уважаемые коллеги,
С начала 21 века интерес к агностицизму медленно, но неуклонно растет. Это важное событие по нескольким причинам. Во-первых, многие, особенно в западном мире, чувствуют, что не могут однозначно отождествить себя ни с одной из основных альтернатив, теизмом или атеизмом (см. , например, Taylor, 2007). Однако по сравнению с этими альтернативами исследования агностицизма все еще недостаточны. Возможные объяснения нехватки исследований могут заключаться в том, что агностицизм слишком часто ассоциировался с атеизмом или что его узко определяли как отсутствие веры в конкретного Бога Совершенного Бытия Теизма. Другими словами, основное внимание уделялось воздержанию от суждений о том, существует ли совершенно хороший, всеведущий и всемогущий Бог.
Целью настоящего выпуска является продолжение важной работы по агностицизму, особенно для расширения этой области исследований. Мы приветствуем статьи по всем вопросам, касающимся агностицизма, но особенно статьи, касающиеся следующих широко истолковываемых и взаимосвязанных областей исследований:
Понимание агностицизма
Центральная область исследований касается того, как мы можем определить или понять агностицизм. Является ли агностицизм верой, неверием или, скорее, отказом верить или не верить? Можем ли мы думать об агностицизме как об отношении, как о предложении или и о том, и о другом (см. , например, Draper 2022)? Следует ли проводить важное различие между агностицизмом, скептицизмом и, что, возможно, более важно, атеизмом?
Разновидности агностицизма
Литература по агностицизму часто фокусируется на теизме Бога Совершенного Бытия. Однако другие концепции Бога, как, например, пантеистические и панентеистические концепции Бога, могли бы позволить нам сформулировать другие разновидности агностицизма. Существуют также как исламские, так и христианские традиции, которые поддерживают апофатическое понимание Бога и представляют Бога невыразимым, за пределами нашего понимания или, по крайней мере, до некоторой степени скрытым. Можно ли с учетом этих традиций сформулировать апофатические формы агностицизма? Могут ли быть интересные формы, например, буддийского агностицизма, которые, помимо отрицания или приостановки веры в богов, приостанавливают суждения, например, о карме? Как насчет более широких версий агностицизма, которые сосредоточены, например, на ультимизме Джона Шелленберга (точка зрения, которую Шелленберг назвал «новым агностицизмом») или етизме Джеймса Эллиота (см.
Оправдание агностицизма
Третья важная область исследования касается того, можем ли мы оправдать агностицизм и как. Можно ли считать агностицизм позицией по умолчанию? Оправдана ли идея только одной позиции по умолчанию, которую каждый должен принять с самого начала? Уравновешивают ли друг друга соответствующие свидетельства за или против существования Бога или богов? Поддерживают ли сами по себе религиозные и доказательные разногласия агностицизм? Должен ли рациональный агностик объяснять, почему он не атеист, имея ответы, например, на аргументы, исходящие от зла или божественной тайны (см., например, Jonbäck 2022)? Ответы на подобные вопросы, по-видимому, зависят от того, как понимать агностицизм и рассматриваемую разновидность агностицизма.
Агностицизм и религиозность
Агностицизм часто ассоциируется не только с атеизмом, но и со светским (нерелигиозным) образом жизни. Однако, если агностик не верит в богов, но рассматривает существование Бога или богов как живую возможность, может или должен агностик вести религиозный образ жизни? Должен ли агностик надеяться, что Бог существует, и вести религиозную жизнь, основанную на этой надежде? Как мы должны истолковывать или понимать то, что Гэри Гаттинг назвал «религиозным агностицизмом» (см. Gutting, 2013)? Как мы можем сравнить аксиологическую ценность теизма и других мировоззрений, чтобы сформировать суждение о том, на что надеяться (см., например, Kraay 2018 и Lougheed 2020)?
Дрейпер, Пол (2022), «Атеизм и агностицизм», в книге Эдварда Н. Залта (ред.), Стэнфордская философская энциклопедия . Онлайн: https://plato.stanford.edu/archives/sum2022/entries/atheism-agnosticism.
Эллиот, Джеймс (2017), «Сила смирения в скептической религии: почему иетизм предпочтительнее ультимизма Дж. Л. Шелленберга». Религиоведение 53, вып. 1, стр. 97–116.
Гаттинг, Гэри (2013), «Религиозный агностицизм» Философские исследования Среднего Запада 37, вып. 1, стр. 51–67.
Джонбек, Фрэнсис (2022), «Скептический агностицизм» Международный журнал по изучению скептицизма . Онлайн перед печатью: https://brill.com/view/journals/skep/aop/article-10.1163-22105700-bja10026/article-10.1163-22105700-bja10026.xml.
Краай, Клаас (2018), Имеет ли значение Бог. Очерки аксиологических последствий теизма
(Нью-Йорк: Routledge).Lougheed, Kirk (2020), Аксиологический статус теизма и других мировоззрений (Чам: Пэлгрейв Макмиллиан).
Шелленберг, Джон (2013), «Во славу строгости: ответ Форресту». София 52, № 4, стр. 695–700).
Тейлор, Чарльз (2007), Светская эпоха (Кембридж, Массачусетс: Издательство Белкнап издательства Гарвардского университета).
Д-р Фрэнсис Йонбек
Приглашенный редактор
Информация о подаче рукописи
Рукописи должны быть представлены онлайн на сайте www.mdpi.com путем регистрации и входа на этот сайт. После регистрации нажмите здесь, чтобы перейти к форме отправки. Рукописи можно подавать до указанного срока. Все материалы, прошедшие предварительную проверку, рецензируются экспертами. Принятые статьи будут постоянно публиковаться в журнале (как только они будут приняты) и будут перечислены вместе на веб-сайте специального выпуска. Приглашаются исследовательские статьи, обзорные статьи, а также короткие сообщения. Для планируемых статей в редакцию можно отправить название и краткую аннотацию (около 100 слов) для размещения на сайте.
Представленные рукописи не должны быть опубликованы ранее или находиться на рассмотрении для публикации в другом месте (за исключением материалов конференции). Все рукописи тщательно рецензируются в процессе двойного слепого рецензирования. Руководство для авторов и другая необходимая информация для подачи рукописей доступны на странице Инструкции для авторов. Philosophies — международный рецензируемый журнал с открытым доступом, выходящий раз в полгода, издаваемый MDPI.
Перед отправкой рукописи посетите страницу Инструкции для авторов. Плата за обработку статьи (APC) для публикации в этом журнале с открытым доступом составляет 1200 швейцарских франков (швейцарских франков). Представленные документы должны быть хорошо отформатированы и на хорошем английском языке. Авторы могут использовать MDPI Услуги редактирования на английском языке перед публикацией или во время авторских правок.
Агностицизм: исследования философии и религиозной мысли (в твердом переплете)
Фрэнсис Фэллон (редактор), Гэвин Хайман (редактор)
Сейчас нет в наличии. Может быть доступен на Bookshop.org.
Найдите нас на Bookshop.org для заказа!
Описание
Во времена заметных публичных столкновений между теистами и атеистами гораздо меньше внимания уделялось вопросу агностицизма, будь то в публичных дебатах или в научной литературе. Это тем более удивительно, учитывая, что очень многие в западном обществе чувствуют себя неспособными безоговорочно отождествлять себя ни с теизмом, ни с атеизмом. Эта книга объединяет некоторых ведущих современных философов как аналитической, так и континентальной традиции, чтобы дать последовательное и глубокое рассмотрение вопроса агностицизма. Подходя к вопросу с разных позиций и используя разные методологии, авторы исследуют различные возможные значения агностицизма сегодня. Некоторые из них развивают то, что они называют «новым агностицизмом», где отношения с теизмом или формами религиозной веры не являются взаимоисключающими, как это часто предполагалось. Другие ищут признаки агностицизма там, где его обычно не считают, например, в формах 9.0065 континентальной философии и даже в самой теологии. Они также поднимают интересные методологические вопросы на стыке аналитической и континентальной философии. Это стимулирующие и новаторские эссе, основанные на самых последних достижениях в области философии и религиозной мысли. Они открывают новые направления мысли, которые будут интересны философам, теологам и другим вдумчивым читателям, будь то теисты, атеисты или агностики.
Об авторе
Фрэнсис Фэллон, доцент философии, Университет Св. Иоанна, Нью-Йорк, Гэвин Хайман, старший преподаватель, Университет Ланкастера Фрэнсис Фэллон, доцент кафедры философии, Университет Св. Иоанна, Нью-Йорк, США. Учился в Тринити-колледже в Дублине, Королевском колледже в Кембридже и в Ланкастерском университете в Великобритании. Фэллон в основном публикуется в журналах «Философия разума» и «Философия науки». Его текущие проекты включают эмпирическую работу над сознанием (при поддержке инициативы «Ускоряющие исследования сознания» Всемирного благотворительного фонда Темплтона). Фэллон также является членом совета директоров Философского общества Лонг-Айленда. Гэвин Хайман — старший преподаватель кафедры политики, философии и религии Ланкастерского университета, Великобритания. Он получил образование в Университете Эксетера и Питерхауса в Кембридже. Хайман также проводил выездные стипендии в Мэнсфилд-колледже в Оксфорде и Хэтфилд-колледже в Даремском университете.