Философия эссе смысл жизни человека: Эссе. Философия и смысл жизни

Проблемы смысла жизни человека Эссе


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

Министерство образования Российской Федерации

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. Н.Э. БАУМАНА

Факультет: Информатика и системы управления

Кафедра: Информационная безопасность (ИУ8)

ФИЛОСОФИЯ

Домашнее задание
Эссе на тему проблемы смысла жизни человека.

Преподаватель:

Кузнецов Э.Н.

Студент: Курганов Н.С.

ИУ8-54


Москва 2017

«В чем смысл жизни?» – этот вопрос на определенном этапе жизни себе я думаю, каждый человек живущий на Земле. Независимо от своего состояния, пребывая в расстройстве или, наоборот, в хорошем расположении духа, но мы все же иногда задаем себе этот вопрос в голове.

Понимание этого вопроса даёт нам цель существования, даёт нам мотивацию двигаться дальше и достигать чего-то совершенно нового.

Каждый человек, так или иначе, задаётся подобным вопросом — это важная часть в его становлении как личности. Сам по себе вопрос о смысле жизни — это философская проблема, которая несёт в себе неопределённость цели существования.

Почему возникает этот вопрос? Часто ли спрашивают себя счастливые люди, в чем смысл жизни? Мне кажется, что нет. Нам ой взгляд эти люди как раз и нашли свой смысл жизни, в продлении счастья и благополучия.

Понимание данной проблемы даёт нам двигаться вперёд. А что будет если этот вопрос мы не понимаем? К сожалению, вопрос о смысле жизни чаще всего задают люди, которые находятся отчаяние, одиночество, депрессия, беспомощность — всё это приводит к тому, что человек начинается закрываться в себе, не имея возможности ответить на этот вопрос. Как раз-таки это является корнем проблемой, так как в самых отчаянных ситуациях это приводит к попытке самоубийства, а как следствие к возможной гибели человека.

Например, у меня есть знакомый, который в 18 лет потерял своих родителей. Они погибли. Я не представляю, как ему было больно, но в этот момент он находился на распутье между жизнью и смертью, и с большой долей вероятности задавал постоянно вопрос. В чем мой смысл жизни? Как теперь жить дальше? Для него ответом на этот вопрос стало создание собственной семьи, рождение детей, устройство на хорошую работу. Он не сдался, не выбрал легкий путь, а перешагнул через это и двинулся дашь к намеченной цели. А чем закончилась вся эта история? Буквально через 2 месяца назад он познакомился с девушкой (студенткой МГТУ) около спорткомплекса МГТУ им. Н.Э.Баумана. Уже как два месяца они встречаются, любят друг друга и пытаются создать свою собственную счастливую семью.

Итак, вопрос о смысле жизни возник, как только человек осознал себя, так личность, способную к развитию или в результате каких-то сильных жизненных потрясений. И этот вопрос уже многие столетия волнует разум людей.

Среди античных философов можно вспомнить Аристотеля, который на вопрос «в чем смысл жизни» отвечал — «Служить другим и делать добро!». Он находил смысл жизни в благе и считал, что духовное осмысление и умственное развитие стоят гораздо выше физических удовольствий. Поэтому искусство и науку он считал добродетелями, которые достигаются через усмирение своих желаний и преобладанием разума над страстями.

Эпикур же наоборот считал, что смысл жизни заключается в постоянном получении удовольствия. Но при этом удовольствие не носило в себе чувственного наслаждения. Оно скорее понималось, как избавление от физической боли, душевных страданий и страха. Эпикур думал, что смысл жизни — это постоянное продление удовольствие, без вмешательства в то, что может нарушить привычный ход вещей. Мне кажется, что немало современных людей разделяют точку зрения Эпикура.

Но все-таки что же является смыслом жизни? И можно ли ответить на этот вопрос так, чтобы это было понятно каждому человеку? Может быть, но тогда это будет утопией, где каждый человек будет играть роль шестерёнки, безукоризненно играющей свою роль. Пока человечество несёт в себе индивидуальность и неповторимость каждого отдельного человека — смысл жизни для каждого будет свой. Для любящей матери — забота о своей семье. Для заботливого отца — безопасность своей семье. И это не просто сказанные два слова. В них невозможно вместить все их решения и действия, которые они принимали для того, чтобы их семья была счастлива.

А в чём смысл жизни парня или девушки, которые только закончили университет? Для начала — найти любимую, нравящуюся работу по специальности, встретить свою любовь, обрести стабильный доход, свою крышу над головой и приступить к созданию полноценной семьи. Разве не этого многие ищут? Сколько людей ищут друг друга, тихо страдая от одиночества в надежде, что кто-то их от неё спасёт. Миллионы людей. Но опять же, к чему стремятся эти молодые выпускники? В нормальных случаях — конечной целью является создание семьи. В ненормальных средства начинают поедать цель.

Что же в голове у подростков? В большинстве случаев их целью является выделиться среди своих друзей, быть круче в чем-то остальных. Для чего? Чтобы на него обратили внимание. Чтобы показать, что в чём-то он лучше. Себе, или другим — не имеет значения.

В чём смысл жизни ребёнка? В том, чтобы вырасти и стать космонавтом. Или пилотом, капитаном корабля, врачом — список можно продолжать очень долго. Зачем им быть такими? Настоящая цель ребёнка, стать тем, кем он восхищается. Стать тем, в ком они видят героя. А может ли герой делать что-то плохое? Нет. Иначе его бы не звали героем. Даже для ребёнка — смысл жизни в том, чтобы нести благо. Пусть даже не осознанно.

Но все эти положительные примеры смысла жизни возможны только в здоровом обществе, когда человек умеет стать выше своих страстей и чётко знает, чего он хочет от жизни.

Я не просто так выбрал этих двух философов. Думаю, что, благодаря им я могу разделить людей на две категории:

Первоначально человек рождается со смыслом жизни, который несёт в себе благо. Он стремится к нему и работает над собой, развиваясь духовно и умственно. Он ставит перед собой задачи и, если у него получается, то он ставит себе новую цель. И с каждой целью он достигает этого блага. Состояния счастья и дальнейшая его цель — это продление этого состояния.

Человек также ставит себе какую-то цель, но если он не сможет совладать со своими желаниями, если не сможет справиться со страстями, как говорил Аристотель, то он начинает искать удовольствие. Те вещи, которые помогут ему забыть страх от поражения, которые помогут ему справиться с болью от нереализованных планов. Из этого вылезает наркомания, алкоголь, беспорядочные половые связи. Человек разменивает себя, скрываясь от себя и всего мира, придумывая себе свой собственный, в котором у него есть смысл жизни.

Подводя итог я, пожалуй, соглашусь с Аристотелем и всеми, кто говорил, что смыслом жизни должно являться благо. Оно должно быть разное для всех, но одинаковое по отношению к каждому. Ведь глубоко внутри каждый здоровый духом человек ощущает, какой отзыв внутри него находит даже маленькое, но доброе дело.

Так что для каждого человека смысл жизни должен быть своим. Тем, что будет приносить счастье и благо, а не гонка за удовольствием, ведущая в никуда. Ведь только так, в старости мы сможем понять, что жизнь была прожита не зря.

Скачать 156,14 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Смысл жизни — Конспект лекций по философии (Философия)

9.3. Смысл жизни — в чём он?

  • 9.3.1. Гедонистический смысл жизни
  • 9.3.2. Смиренно-стоический смысл жизни
  • 9.3.3. Категорически — императивный смысл жизни
  • 9.3.4. Религиозный смысл жизни
  • 9.3.5. Действенно-гуманистический смысл жизни

Философская рефлексия над миром получает свое завершение, свою полноту и цельность лишь с введением в нее смысложизненной проблематики (хрестоматия 9.3), вопросов смысла и ценности человеческого бытия (существования).
Смысл жизни — только человеческий феномен (http://elshany.narod.ru/philos/). Никто из живых существ, кроме человека, не задумывается над смыслом бытия, не поднимается выше своих физических возможностей. Проблема смысла жизни реальна только там, где ставится вопрос о целом, целостности жизни, о взаимосвязи ее начала и конца и потому — о том, что после жизни. Как проблема, смысл жизни существует лишь для того, кто задался целью понять до конца свое поведение, свою траекторию жизни. Иными словами, «зачем» жизни (а это и есть смысл бытия) появляется там и тогда, где и когда человек начинает сопрягать ее «откуда» и «куда».
Смысл жизни — это не только ее понимание, но и самооправдание: само по себе («голое») существование не самодостаточно, человека оно не удовлетворяет. Под смыслом жизни скрывается убеждение, что жизнь достойна того, чтобы ее прожить. И совершенно прав здесь А. Камю: » Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, — значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное — имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями — второстепенно». Сама постановка этого вопроса свидетельствует о том, что он рождается из сомнения в существовании такого смысла. Все другие, частные наши сомнения восходят в конечном счете к этому фундаментальному сомнению. Смысл жизни выступает в качестве самого глубокого или главного мотива нашего существования.
Человек — субъект жизни, а значит и ее смысла. В смысле жизни концентрированно выражается сам человек, полнота его бытия. Человек, по общему признанию, бивалентен. Традиционно его изображают в виде оппозиции души и тела, разума и чувств, идеального и материального. В зависимости от того, чему отдается предпочтение, что акцентируется в этой оппозиции, понимается и определяется смысл жизни. Он ищется или в опыте чувств или в опыте разума.

9.3.1. Гедонистический смысл жизни

Смысл жизни, выводимый из опыта чувств, ассоциируется обычно с теми удовольствиями, которые они, т. е. чувства, нам доставляют или поставляют (рис. 9.3.1). Он поэтому называется гедонистическим (гр. hedone — наслаждение). Как концепция гедонистический смысл жизни уходит своими корнями в древнегреческую культуру. Впервые он был развернуто представлен философской школой киренаиков, основанной Аристиппом из города Кирены. Киренаики видели в чувственном наслаждении цель и смысл своей жизни. Оговорки насчет разумности наслаждений, благоразумности в удовольствиях мало что меняли в их общей жизненной установке. Непосредственное физическое наслаждение, учили киренаики, — единственное и подлинное благо в жизни человека. Жизнь есть совокупность моментов настоящего, каждый из которых должен быть наполнен как можно более сильным и острым удовольствием. Будущего в этом смысле нет.
Для умножения и интенсификации удовольствий хороши все средства и пути. Именно удовольствие является критерием добра и зла. Можно манипулировать всем и вся, лишь бы это приносило наслаждение. Богатство, власть, слава и т. п. — все подчинено наслаждению, его достижению и продлению. Наслаждение, удовольствие — главный мотив всех человеческих поступков и деяний.
Смысложизненная доктрина киренаиков по-своему преломилась в учении Эпикура. Как и Аристипп, Эпикур считал наслаждение единственным благом, началом и концом счастливой жизни. Между ними есть, однако, и различия. Если наслаждение у Аристиппа ценно само по себе, уже одним своим наличием, то у Эпикура оно идет как бы со знаком минус — как отсутствие страдания. Лучше сразу избежать страдания, чем искать удовольствия, если оно имеет своим следствием страдание. «Предел величины удовольствия, — отмечал Эпикур, — есть устранение всякого страдания, а где есть удовольствие, там, пока оно есть, нет страдания или печали, или нет и того и другого».
Благоразумие, только намеченное в школе киренаиков, получает у Эпикура дальнейшее развитие. В благоразумии древнегреческий мыслитель видел корень всех других добродетелей. Нельзя жить приятно, не живя разумно, пренебрегая рассудительным самообладанием. Можно, полагал Эпикур, пойти и на страдание, если только за ним последует еще большее удовольствие. Высшей формой счастья, идеалом жизни, по Эпикуру, является атараксия — блаженное состояние свободы от телесных страданий и душевных тревог, от болезней тела и страхов (перед смертью и вообще всем непонятным) души.
Гедонистическая концепция смысла жизни имеет много недостатков или уязвимых точек. Во-первых, многие удовольствия ведут к отрицательным последствиям, причиняют в конечном счете страдания. Во-вторых, многие удовольствия несовместимы друг с другом, т.е. гедонизм как концепция внутренне противоречив. В-третьих, ориентация на поиск одних удовольствий в жизни делает человека рабом как самих этих удовольствий, так и, в особенности, тех обстоятельств, вещей и людей, от которых они зависят. Рабская зависимость от удовольствий — вряд ли это удовольствие. Наконец, что очевидно, в жизни полно малоприятных вещей, рутинной, грязной работы. Участие в военных действиях по защите Отечества, уход за физически беспомощным человеком — эти и подобные им ситуации приятными не назовешь. Но ни отменить их, ни уйти от них в реальной жизни нельзя. Гедонистическая линия поведения, таким образом, вряд ли совместима с достойным человека смыслом жизни. Хотя жизнь без удовольствий — тоже не жизнь.

9.3.2. Смиренно-стоический смысл жизни

Смысл жизни, если вести ее «по разуму», в соответствии с каким-то долгом, может приобретать различные формы. Смирение — одна из них. Смирение является не чем иным, как покорностью, подчинением себя какому-то открытому разумом закону или другой необходимости. Это упование на характер, внутренние силы и резервы, известная стойкость перед лицом неизбежности, неотвратимости, неизбывности (рис. 9.3.2).
Своеобразным выражением смысложизненной установки на смирение была греко-римская философская школа стоицизма. Ее представители исходили из убеждения, что жизнь подчинена судьбе, что все происходящее не может не происходить так, как оно происходит. Логос — всеобщая и разумная закономерность, лежит в основе всего существующего. В сознательном подчинении этой мировой закономерности или необходимости и состоит, по учению стоиков, свобода человека. Судьба согласного с ней ведет, противящегося тащит, полагали они.
Свободное подчинение объективной необходимости мира было у стоиков, однако, весьма специфическим. Активность человека им вообще-то не перечеркивалась, как могло бы показаться на первый взгляд. А достигалось это за счет выработки особой бытийной индифферентности (безразличия, равнодушия) к текущим событиям, внешним влияниям. Понятие неизбежного носило у стоиков «безразличный» характер. Подчинение через безразличие, индифферентность. Согласитесь, здесь есть и определенная доля независимости. События, к которым человек глубоко равнодушен, не могут иметь полной власти над ним.
Стоицизм, таким образом, нельзя отождествлять с фатализмом, для которого характерно пассивно-полное принятие неизбежности или предопределенности всего происходящего в мире, вплоть до отдельных событий и индивидуальных поступков. Принятие неизбежного в стоицизме носит в целом сдержанно-мужественный характер. Подчиняясь судьбе, стоик стремится все же сохранить какую-то внутреннюю свободу. По словам немецкого протестантского теолога и философа П. Тиллиха, стоицизм — это «мужество быть, мужество утверждения собственной разумной природы вопреки всему тому, что есть в нас случайного». Стоик внутренне готов и к альтернативному развитию событий, к другому миропорядку — просто нет выбора. Фаталист, напротив, не допускает его даже в принципе. Фатализм, в свете сказанного, можно считать крайней, экстремальной формой выражения смысложизненного смирения человека. Стоицизм — это очень суровое, т. е. строгое и серьезное, существование, способность сохранять человеческое лицо даже в условиях нечеловеческого существования.

9.3.3. Категорически — императивный смысл жизни

Идея смысла жизни как долга нашла свое наиболее полное выражение в философии Канта. Цель или смысл жизни, по Канту, — жить нравственно, т.е. поступать всегда в соответствии с нравственным законом. Закон же этот, называемый по-другому категорическим императивом, формулируется следующим образом: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства». Любой индивидуальный и конкретный поступок, если только он претендует на нравственное качество, должен мыслиться под углом зрения этого универсального законодательства, быть в сущности своей моральным прецедентом или образцом для всех поступков подобного рода. Иными словами, каждый индивид должен поступать так, чтобы правило его личного поведения могло стать правилом поведения для всех.
Нравственно — это когда то, что делаю лично я, могли бы делать, повторить за мной миллионы других, вообще все люди, и жизнь при этом не только не расстроилась бы, а, наоборот, сделалась бы более человечной. Почему, например, следуя кантовскому категорическому императиву, нельзя лгать? Да потому, что если я стану врать, если вы будете врать, если все вдруг сделаются лгунами, то человеческая коммуникация окажется невозможной, совместная общественная жизнь просто развалится.
Категорический императив всеобщ и необходим. Он не только предшествует нравственному опыту, нравственному поведению, но впервые только и делает его возможным. Нравственный закон в форме категорического императива дается человеку его разумом. Он уходит своими корнями в свободно-творческое волеизъявление человека. У человека есть фундаментальный долг — быть человеком.
Кантовский категорический императив имеет также другую формулировку: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству». Речь идет, таким образом, о важности и необходимости видеть в каждом отдельном человеке представителя рода человеческого, признавать в человеке именно человека и не использовать его поэтому в качестве средства или условия решения каких-то узкопрагматических задач, достижения определенно эгоистических целей. Рассматривать того или иного индивида в качестве человека — значит, уважать в нем его человеческое достоинство, видеть в нем — хотя бы в тенденции, принципиальной возможности — свободную личность, самоцельное существо. Человек самоцелен (и самоценен), также как и добро, которое он творит. Добро можно делать только ради добра, а не в виду какой-то выгоды, пользы, других сторонних соображений.

*******

Рассмотренные варианты смысла жизни, задаваемые жизнью разума, долгом, из него извлекаемым, имеют ряд привлекательных черт. Они обеспечивают в определенной мере глубинный покой души, развивают и укрепляют моральные силы человека, возвышают его духовно, что особенно важно в наш нравственно далеко не благополучный век. Они ведут также к углубленному пониманию мира, обстоятельств и людей, с которыми связана повседневная жизнь каждого из нас. Наконец, они выявляют и убедительно подтверждают несокрушимость свободного начала в человеческом бытии, свободу выбора, свободу воли человека.
Вместе с тем данные варианты несколько схематичны. Все богатство и разнообразие человеческой жизни втискивается ими в прокрустово ложе долженствования (рис. 9.3.3) — разумного, свободно принимаемого, но это уже оговорки. Они слишком ригористичны (прямолинейны), несправедливо пренебрегают обычными человеческими радостями и заботами. Намечаемая ими линия поведения для многих оказывается явно завышенной. Ее очень трудно придерживаться. Впрочем, различные подходы к смыслу жизни потому и существуют, что люди-то разные.
Оцениваемые здесь формы смысла жизни не лишены и внутренних противоречий. Чтобы там ни говорилось, а совместить предопределенность и свободу воли логически никак нельзя. Индифферентность стоиков — мнимое решение данной проблемы. Или возьмем кантовскую концепцию. Как быть, например, в ситуации конфликта двух или более обязанностей. Предположим, вы обещали одному человеку держать какую-то информацию в секрете, а другой просит вас открыть ее ему, быть искренним, правдивым. По категорическому императиву Канта, вы обязаны и держать слово-обещание, и говорить всегда правду. В предлагаемой ситуации, однако, два этих долга с очевидностью исключают друг друга.

9.3.4. Религиозный смысл жизни

К ряду форм смысла жизни, выводимого из опыта разума, примыкает также и соответствующая религиозная проблематика. Она достаточно широкая — ее следы легко обнаруживаются в самых различных смысложизненных перспективах. И все же религиозное понимание смысла жизни стоит особняком — оно весьма специфично. Доминирует в нем не разум в человеческой его ипостаси, а вера, т.е. то, что разуму этому как раз противостоит. Религия, как принято считать, удовлетворяет бытийные потребности души, сердца человека, а потом уже, возможно, и разума. В этом смысле религия коренится в каких-то очень фундаментальных эмоциях и чувствах человека.
Что же, однако, это такое — религиозный смысл жизни? Если кратко, он заключается в самоотверженном служении Богу, в выполнении религиозных заповедей и предписаний, прежде всего заповедей любви и непротивления злу насилием, в приготовлении к достойному переходу в вечность, т.е. к жизни иной, на том свете. Как нетрудно понять, сама по себе земная жизнь человека в религиозной ее интерпретации лишена всякого смысла, всякой ценности и цели. Она бессмысленна так же, как бессвязны выдранные из книги клочки страниц (С. Франк) (http://www.krotov.org/libr_min/f/frank/smysl_1.html).
Смысл в человеческую жизнь вносит лишь перспектива потустороннего мира, личного бессмертия и загробного воздаяния. Доминирует здесь убеждение в том, что если за пределами земного бытия для человека нет ничего, жизнь его — суета и тщета, т. е. бессмысленна. Земная жизнь дана человеку в качестве испытания, для страданий, которые, по христианскому вероучению, очищают и закаляют душу, укрепляют веру в Бога. Цель жизни, можно сказать, — в спасении души (рис. 9.3.4).
Религиозный смысл жизни привлекателен для очень многих людей. Он достаточно прост и лаконичен, а потому доступен человеку любого уровня развития (блаженны как раз «нищие духом»). Эмоционально-образный строй его оставляет впечатление конкретности и убедительности. Религиозный смысл жизни по-своему примиряет человека с грозным роком — смертью. Последняя, как известно, является ахиллесовой пятой всех других (секуляризированных, светских) вариантов смысла жизни. Согласно религии, истинная жизнь со смертью только и начинается.
Религиозный смысл жизни дает человеку утешение в его жизненных страданиях, лишениях и невзгодах. Более того, он обещает вознаграждение за все это в будущей жизни. Осуждая погоню за земными, материальными благами и наслаждениями, религиозный смысл жизни ориентирует человека на первенство духовного, нравственного начала в нем. Нравственность, духовность действительно являются самым светлым и благородным измерением нашей жизни.
Посмотрим, однако, как и насколько обоснован религиозный смысл жизни. На чем он стоит? На вере, и только. А можно ли веру считать устойчивым, надежным основанием? Как сказать, в жизненной устойчивости вере вообще-то не откажешь. Можно согласится в данной связи с У. Джеймсом: человек имеет право верить в вещи («воля к вере»), у которых нет рациональных, т.е. ясных и убедительных, оснований, но которые тем не менее весьма полезны для жизни — в процессе адаптации к ее сложностям, заботам и тревогам. К сожалению, это право логически ведет к тертуллиановскому «Верую, потому что это абсурдно».
Религиозный смысл жизни обнаруживает известное уничижение человека, обидную недооценку его реальных сил и возможностей — как в отрицательном, так и в положительном плане.

9.3.5. Действенно-гуманистический смысл жизни

Данный смысл раскрывается через актуализацию и предметную реализацию внутреннего потенциала человека, деятельное выявление его целостной природы. Он придает ценность самовыражению или самоутверждению личности, всестороннему и гармоничному развитию всех ее сущностных сил, внутренних задатков и талантов, чувств и разума. Одновременно это и самопознание, ответ на вопрос, что может, на что способен тот или иной человек. Движение здесь об богатства возможностей к богатству действительности.
Поскольку самореализация, как мы уже установили, составляет одну из базовых потребностей человека, то можно утверждать что смысл жизни имплицируется самой природой человека, по сути вытекает из нее. Иначе говоря, он представляет собой обобщенно-ценностное осмысление самой высокой, хотя и базовой потребности человека.
Действенно-гуманистический смысл жизни выигрышно отличается от других его вариантов или форм своей целостностью, своим динамизмом и оптимизмом. Вместе с тем у него немало и ахиллесовых пят. Во-первых, никто пока не открыл эффективных путей и средств для его массовой реализации. Он все еще удел немногих. Для остальных же он оказывается довольно смутным идеалом. Во-вторых, даже эта очень, казалось бы, оптимистическая концепция не снимает трагизма, связанного с конечностью или смертностью каждого отдельного человека, а, возможно, и человечества в целом.
Действенно-гуманистический смысл жизни позволяет понять, что никакого такого смысла в (у) жизни самой по себе нет. Вообще говоря, его можно было бы искать (находить, открывать) только в одном случае — если бы прежде он кем-то или чем-то был туда, в эту жизнь, вложен. Данному условию, отметим, удовлетворяет только религиозный смысл жизни, но о его спорности мы уже говорили. На самом деле смысл вносится в жизнь самим человеком. Это — его основной, или бытийный, выбор, главная цель, которую он определяет для себя, своей жизни. Она как нравственный закон определяет его линию поведения, его образ жизни (рис. 9.3.5). Смысл жизни живет постоянным осмыслением, рефлексией над тем, как и чем мы живем. Механизм действия смысла жизни можно сравнить с кантовской свободной причинностью, «причинностью из свободы». И, добавим, из будущего, «причинностью из будущего». Главная цель жизни всегда впереди, во всяком случае пока мы живем, живы. В то же время она постоянно реализуется в настоящим и уходит в прошлое. Вопрос «зачем живу?» рано или поздно становится вопросом «зачем жил?». Но даже этот последний вопрос имеет проспективное измерение, идет к нам из будущего, правда, уже в форме упования, надежды.
Важно, определившись со смыслом жизни, следовать ему во всем своем повседневном существовании, в сотнях и тысячах мелких дел. А это, разумеется, нелегко. Ведь любить что-то далекое и высокое, то же человечество например, много легче, чем того или иного конкретного человека.
Повседневное следование смыслу жизни является одновременно и его обоснованием. Из данного обстоятельства — «рукотворности» обоснования смысложизненной ориентации следует один очень важный вывод. В случае затруднения с принятием смысла жизни его можно уточнить, изменить, а то и заменить. «Причинность из свободы» позволяет человеку начинать все сначала, при условии, разумеется, личного мужества, должной целеустремленности, силы воли. Тут желательно, можно и должно творить. Ни один путь в принципе не заказан. Что ж, дерзайте, творите, думайте, сомневайтесь.

Словарь терминов

1. антропология

Рекомендуемые материалы

2. гедонизм

3. гуманизм

4. категорический императив

5. неравенство социальное

6. природа

7. природа человека

8. природные дарования

9. религия

10. самореализация

11. смысл

12. смысл жизни

13. справедливость

14. фатализм

Вопросы для самопроверки

1. Как соотносятся между собой термины «природа» и «сущность»?

2. Что понимал под природой человека К. Маркс?

3. Назовите основные базовые потребности человека.

4. Как связана природа человека с прогрессом и его критериями?

5. Как понимали справедливость Платон и Аристотель?

6. Соотношение справедливости и равенства.

7. Справедливо ли природа распределяет таланты между людьми, или Можно ли обижаться на природу?

8. Какой принцип справедливости и почему является наиболее адекватным современному демократическому обществу?

9. Связан ли и как смысл жизни с ее целостностью?

10. Что такое гедонизм в проблеме смысла жизни?

11. Подходит ли аскеза современному человеку?

12. Были ли стоики фаталистами?

13. Страдает ли внутренним противоречием кантовский категорический императив?

14. За что можно критиковать религиозный смысл жизни?

15. Какие преимущества у действенно-гуманистического смысла жизни?

Темы курсовых работ и рефератов

1. Антропология: что такое человек?

2. Религиозная вера и человеческое бытие

3. Идея homo sapiens

4. Идея homo faber

5. Идея Сверхчеловека по Ницше

6. Человек — существо трансцедирующее

7. Природа человека: генетический аспект проблемы

8. Человек как существо социальное

9. Уважение и самоуважение как социальные феномены

10. Идентификация и идентичность (человеческого индивида)

11. Природа человека и социальный прогресс

12. Человеческое бытие: взаимосвязь сущности и явления

13. Справедливость как истина социального бытия

14. Справедливость: попытка определения

15. Справедливость и равенство

16. Справедливость и неравенство

17. «Маленький человек» — что это такое?

18. Справедливость и социальный прогресс

19. Смысл жизни как «вечная» проблема

20. Гедонизм: о месте и роли наслаждения в жизни человека

21. Какие ограничения нужны человеку

22. Долг и смысл жизни

23. Стоицизм как смысложизненная позиция

24. Религиозный смысл жизни: «за» и «против»

25. Смерть и смысл жизни

26. Эвтаназия и смысл жизни

27. Клонирование и смысл жизни

28. Гуманизм: идеал и реальность

Список литературы

Обязательная

1. Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. — 3-е изд., перераб. и доп. М.: Гардарики, 2003. С. 439-455.

2. Философия: Учебник / Под ред. Э.Ф. Караваева, Ю.М. Шилкова. — М.: Юрайт-Издат, 2004. С. 155-162, 177-186, 187-214.

Рекомендуемая и цитированная

1. Губин В., Некрасова Е. Философская антропология: Учебное пособие для вузов. — М., 2000.

2. О человеческом в человеке. — М., 1991.

3. Бубер М. Я и Ты. — М., 1993.

4. Бердяев Н.А. О назначении человека. — М., 1993.

5. Брюнинг В. Философская антропология: Исторические предпосылки и современное состояние // Западная философия: Итоги тысячелетия. Екатеринбург, 1997.

6. Марков Б.В. Философская антропология. — СПб., 1998.

7. Гуревич П.С. Философская антропология. — М., 1997.

8. Фромм Э. Иметь или быть? — М., 1990.

9. Хейзинга И. Ното 1ш1еп8. — М., 1992.

10. Феномен человека. Антология. — М., 1993.

11. Что такое человек? — СПб., 1996.

12. Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995.

13. Алексеева Т. А. Справедливость как политическая концепция. — М., 2001.

14. Бердяев Н. А. Философия неравенства. — М., 1990.

15. Хеффе О. Политика. Право. Справедливость. — М., 1994.

16. Шохов И. П. Правда о справедливости. — М., 1995.

17. Смысл жизни: опыт философского исследования. — М., 1992.

18. Бердяев Н.А. Смысл истории. — М., 1990.

19. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти, бессмертии. Кн.1-2. — М., 1991-1995.

Интернет-ресурсы (ссылки)

Мухи — лекция, которая пользуется популярностью у тех, кто читал эту лекцию.

1. http://www.philosophy.ru/library/ — электронная библиотека Института философии РАН

2. http://www.earlham.edu/~peters/gpi/index.htm — путеводитель по философии в Интернете (англ. )

3. http://anthropology.ru/

4. http://www.elenakosilova.narod.ru/

5. http://www.courier.com.ru/humanities/

Эссе по философии смысла жизни

Тип бумаги: Бесплатное эссе Предмет: Философия
Количество слов: 885 слов Опубликовано: 1 января 2015 г.

Ссылка на это

Поделись этим: Фейсбук Логотип Facebook Твиттер Логотип Твиттера Реддит Логотип Reddit LinkedIn Логотип LinkedIn WhatsApp Логотип WhatsApp

Универсальный вопрос «В чем смысл жизни?» спрашивали с самого начала цивилизации. Ответ людей в современном обществе может сильно отличаться от ответов людей из римской и греческой цивилизаций тысячи лет назад. Великие философы Сократ, Платон, Аристотель и римские стоики внесли свой вклад в то, что, как мы верим, придает ценность нашей жизни. Каждый философ дает свой взгляд на жизнь, который вызывает много вопросов у многих на протяжении многих лет.

Получите помощь в написании эссе

Если вам нужна помощь в написании эссе, наша профессиональная служба написания эссе всегда готова помочь!

Служба написания эссе

Из сочинений Ксенофонта и Платона мы узнаем, какие видения жизни были у Сократа. Одно из основных положений Сократа состоит в том, что смысл жизни заключается в мысли. Что мы можем почерпнуть у Сократа, так это то, что он верил, что люди будут делать добро для достижения счастья. Однако это поиск того, что является истинным человеческим «хорошим»? Через учения Сократа он хотел, чтобы люди узнали, что существует разница между мнением и знанием. Он считал, что, подвергая сомнению чужое мнение и показывая другим правильность их оппозиции, начинается истина знания. Это приводит к тому, что истина может быть приобретена через диалект.

В конечном счете, Сократ сосредоточился на этике. Наша мораль делает жизнь такой, какой она должна быть. Он считает, что если кто-то поступает неправильно, он не понимает ясно или не имеет опыта жизни. У них нет ясности в отношении добродетелей любви, морали или чего-либо еще этического. Однако если человек никогда не делает ничего плохого и всегда ведет себя хорошо, у него никогда не будет причин поступать неправильно.

Учитывая, что Платон был учеником Сократа, его учение и письменность переплетаются с Сократом. Важность жизни для Плейта лучше всего представлена ​​в его шестой книге «Республика». Платон ищет ответы о том, что такое идеальное правительство, справедливая индивидуальность и что хорошо для человеческой души. Республика смотрит на ответ правительства, основанный на справедливости, мудрости, мужестве и умеренности. Платон полагал, что счастье будет достигнуто при идеальном правительстве, упразднившем семьи и частную собственность.

Видимый и умопостигаемый миры Платона — это концепция продолжения открытия истины и знания, ведущего к счастью жизни. В видимом мире мы можем иметь только мнение, а в умопостигаемом мире мы находим знание. Когда открывается это окончательное знание, тогда человек может иметь добро и смысл в своей жизни. Платон хочет, чтобы люди открыли истину за пределами своего существования.

Мысли Аристотеля сильно отличаются от Платона и Сократа. Его идеи формируют натуралистический взгляд. Ценность жизни для Аристотеля формируется вокруг мысли о телесной душе, мышлении и восприятии. Человек может правильно воспринимать то, что он видит из внешнего мира, а также то, чем он кажется сам по себе. Аристотель не согласен с платоновской «Республикой», в которой необходимо множественность. Он утверждает, что теории Платона не позволяли бы счастью совершать слишком много ошибок. Аристотель считал, что хорошая жизнь — это город-государство, и ее нельзя вести в одиночку, а только как сообщество.

Для Аристотеля ценность жизни начинается с человеческой деятельности. Счастье можно получить сначала через личный опыт. Он описывает, что не одна вещь ведет к счастью, а несколько вещей, таких как удовольствие и работа. Однако удовольствие и работа в меру, а не в избытке. Аристотель подчеркивает, что смысл жизни заключается в нашей дружбе и возлюбленных. Люди также могут иметь эмоции в своей душе, как и другие животные, но люди отличаются от них тем, что могут контролировать эмоции. Поскольку человек может правильно контролировать свои эмоции и желания, это приводит к моральным добродетелям.

Философия римских стоиков вращалась вокруг концепции логоса. Все, что окружало человека на земле, в том числе и Бог, было, по стоикам, материализмом. Римляне очень уважали Virtus, и с признанием Virtus можно было полностью принять их жизненную ситуацию. Также не было различия между мужчиной, женщиной, бальзамом и свободным, в отличие от Платона. Главной целью для стоика было счастье. Тем не менее это счастье могло быть достигнуто только через поиски добродетели. Этот идеал жизни с добродетелью означал жизнь с разумом в логосе. Стоики описывали его как сохранение счастья, если избегать эмоций и страстей.

Философии Сократа, Платона, Аристотеля и римских стоиков различаются, но во многом соответствуют друг другу. Аристотелевская философия жизни и сочинения мне наиболее импонирует. Хотя я не полностью согласен со всем, что сказал Аристотель, я считаю его наиболее уравновешенным философом по моим стандартам. Вера Аристотеля в то, что человек и общество должны объединиться в городе-государстве, — это философия, с которой я полностью согласен. Однако я не согласен с Аристотелем об отношениях души и тела. Я считаю, что Платон и Сократ слишком экстремальны, особенно с платоновской «Республикой».

Философы, возможно, сформировали множество идеалов того, что считается смыслом жизни. Теории от Платона до Аристотеля и стоиков дали людям пищу для размышлений за последние тысячи лет и сегодня.

 

Поделись этим: Фейсбук Логотип Facebook Твиттер Логотип Твиттера Реддит Логотип Reddit LinkedIn Логотип LinkedIn WhatsApp Логотип WhatsApp

Процитировать эту работу

Чтобы экспортировать ссылку на эту статью, выберите стиль ссылки ниже:

  • АПА
  • ГНД
  • МЛА-7
  • Гарвард
  • Ванкувер
  • Википедия
  • ОСКОЛА

UKEssays. (ноябрь 2018 г.). Философское эссе о смысле жизни. Получено с https://us.ukessays.com/essays/philosophy/the-meaning-of-life-philosophy-essay.php?vref=1 Ссылка скопирована в буфер обмена.

«Очерк философии смысла жизни». ukessays.com. 11 2018. UKEssays. 05 2023 . Ссылка скопирована в буфер обмена.

«Философское эссе о смысле жизни». UKEssays. ukessays.com, ноябрь 2018 г. Интернет. 20 мая 2023 г. . Ссылка скопирована в буфер обмена.

UKEssays. Ноябрь 2018. Эссе по философии смысла жизни. [В сети]. Доступно по адресу: https://us.ukessays.com/essays/philosophy/the-meaning-of-life-philosophy-essay.php?vref=1 [Проверено 20 мая 2023 г.]. Ссылка скопирована в буфер обмена.

UKEssays. Философское эссе о смысле жизни [Интернет]. Ноябрь 2018 г. [По состоянию на 20 мая 2023 г.]; Доступно по адресу: https://us. ukessays.com/essays/philosophy/the-meaning-of-life-philosophy-essay.php?vref=1. Ссылка скопирована в буфер обмена.

{{цитировать веб-сайт|последний=ответы |первый=все |url=https://us.ukessays.com/essays/philosophy/the-meaning-of-life-philosophy-essay.php?vref=1 |title = Эссе о философии жизни |publisher=UKEssays.com |date=ноябрь 2018 |accessdate=20 мая 2023 |location=Ноттингем, Великобритания}} Ссылка скопирована в буфер обмена.

All Answers ltd, «Эссе по философии смысла жизни» (UKEssays.com, май 2023 г.) по состоянию на 20 мая 2023 г. Ссылка скопирована в буфер обмена.

Сопутствующие услуги

Посмотреть все

Служба написания эссе

От 124 фунтов стерлингов

Служба написания диссертаций

От 124 фунтов стерлингов

Служба написания заданий

От 124 фунтов стерлингов

Закон о защите авторских прав в цифровую эпоху / Запрос на удаление

Если вы являетесь автором этого эссе и больше не хотите, чтобы ваша работа публиковалась на UKEssays. com, пожалуйста:

Сопутствующие услуги

Наши услуги по академическому письму и выставлению оценок может помочь вам!

  • Узнайте больше о нашей службе написания эссе

Цены от

152 долл. США

Ориентировочная стоимость:

  • Бакалавриат 2:2
  • 1000 слов
  • Доставка за 7 дней

Заказ Эссе

  • Служба написания диссертаций
  • Служба написания заданий
  • Служба маркировки
  • Примеры наших услуг
  • Полный портфель услуг

Humanity University

Посвящается вашему достоинству и ценности как человека!

Узнать больше

Связанные лекции

Учитесь бесплатно с нашим набором университетских лекций!

  • Все доступные лекции

Внештатные писательские работы

Ищете гибкую должность?
У вас степень 2:1 или выше?

Подайте заявку сегодня!

Учебные ресурсы

Бесплатные ресурсы , которые помогут вам в учебе в университете!

  • Ресурсы для диссертаций по адресу UKDiss. com
  • Как написать эссе
  • Руководство для покупателей эссе
  • Справочные инструменты
  • Руководство по написанию эссе
  • Руководства по написанию для магистров

Назначение человека — 814 слов

Содержание

  1. Введение
  2. Основная часть
  3. Заключение
  4. Процитированные работы

Введение

У каждого человека есть цель в жизни. Однако трудно дать конкретное определение смысла и цели жизни. Каждый человек сталкивается с различными ситуациями, проблемами и вызовами, которые, как правило, определяют цель его жизни и указывают на нее. Вся жизнь состоит в том, чтобы действовать, чтобы найти правильное решение своих невзгод и выполнить обязанности каждого человека. Человеку совершенно невозможно жить счастливой и полной жизнью, когда он сталкивается с множеством проблем, таких как нехватка еды, крова и даже свободы. С другой стороны, человек, который ни в чем не испытывает недостатка, с большей вероятностью будет наслаждаться жизнью. Эта статья посвящена значению и назначению человека, а также тому, почему он или она каждый день встает с постели.

Основной корпус

Согласно Виктору Франклу, смысл жизни человека заключается не только в удовольствии и силе, но и в смысле самой жизни. Самая большая ответственность человека – это поиск смысла своей жизни. Философ считал, что предназначение человека можно найти в том, чтобы делать что-то важное, проявлять любовь и заботу о другом человеке и иметь мужество преодолевать трудности (Франкл 3).

Он утверждает, что страдание не имеет смысла, но оно становится значимым, когда люди реагируют на него и как именно они на него реагируют. Философ также утверждает, что человек склонен проявлять храбрость по отношению к внешним трудностям, чтобы отстоять свое самосохранение, что, скорее всего, скомпрометирует его человеческое достоинство. Его аргумент свидетельствует о том, что внутренняя сила человека может поставить его выше его трудностей.

Силы, неподконтрольные человеку, способны отнять у человека все, что он имеет, за исключением его свободы выбора, как реагировать на данную ситуацию. Трудно контролировать события жизни, но человек всегда может контролировать то, что он чувствует и что он делает в связи с тем, что с ним происходит. Окончательная свобода человека — это способность взять на себя ответственность за свое отношение к трудностям, с которыми он сталкивается. Отнять у людей эту окончательную свободу довольно трудно. Более того, человек, потерявший надежду на жизнь, с меньшей вероятностью встанет с постели, потому что у него нет цели в жизни и мотивации. Многие люди, не находящие цели в жизни, склонны скрывать свои страдания за бессмысленными действиями, такими как курение сигарет, алкоголизм и преступные действия.

Согласно аристотелевской ценности этики, добродетели зависят от целей людей, которые позволяют людям достичь разумного состояния счастья, обеспечивающего выполнение естественной человеческой цели. Аристотель считает, что счастье — это высшее благо человечества, и люди должны стремиться действовать позитивно, чтобы успешно его достичь (Притчетт 1). В соответствии с Аристотелем Сократ пытается доказать, что жизнь полна счастья и удовлетворения.

Он считает, что у каждого живого существа есть функция и ответственность, и человек не исключение. Более того, все, что имеет функцию и ответственность, также обладает достоинством, дополняющим его правильное функционирование. Функция хорошей души, например, состоит в том, чтобы заботиться о вещах и жить хорошо в целом, в то время как плохая душа делает все плохо (Korsgaard 129).).

Продуктивный труд — важнейшая цель жизни разумного человека. Работа определяет иерархию всех остальных ценностей повседневной жизни человека. Наличие причины позволяет человеку продуктивно работать, а чувство собственной важности является конечным результатом, который дает человеку цель жить хорошо. Одна из основных добродетелей человека — быть рациональным, и она усиливает все другие добродетели. Человек должен иметь возможность тщательно выбирать свои действия, цели и ценности для реализации и наслаждения высшей ценностью, которой является его собственная жизнь (Иоанна 373). Продуктивная работа обеспечивает цель в жизни человека, которая позволяет ему или ей каждый день вставать с постели для достижения поставленных целей и ценностей.

Заключение

Для человека очень важно определить свое предназначение в жизни, чтобы избежать бессмысленной деятельности, которая не добавляет ценности его жизни. Такие бесполезные занятия, как курение и алкоголизм, имеют тенденцию разрушать счастье и благополучие человечества. Имея цель в жизни, люди уверены, в каком направлении двигаться в жизни, и несут ответственность за свою жизнь, отношения и поведение. Из исследований видно, что без смысла и цели жизнь для многих людей становится пустой и бесполезной. Требуется волевой человек, чтобы обнаружить свою цель в жизни и каждый день вставать с постели, чтобы работать над ее достижением.

Процитированные работы

Франкл, Виктор. Человек в поисках смысла . Бостон: Beacon Press, 2006. Печать.

Джон, Хосперс. Руководство по вводному философскому анализу .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *