Философия это жизнь а жизнь это философия: Философия жизни. Основные идеи

Философия жизни. Основные идеи

Давайте посмотрим на главные идеи философии жизни, которые были близки ее разным представителям.

🌱 Мы живые. Это важно. Всегда нужно помнить, что любой человек в первую очередь — живое существо, и только потом ученый, поэт или государственный деятель. Жизнь должна быть на первом месте, системы понятий и законов не должны вступать с ней в конфликт, ограничивать ее. Разум — порождение жизни, разум должен служить жизни, а не наоборот.

🧠 Жизнь всегда важнее размышлений о ней. Жизнь важнее, чем любые размышления о ней, попытки ее упорядочить и систематизировать.

🕰 Жизнь всегда здесь и сейчас. Мы не должны терять живое настоящее за образами прошлого и утопическими проектами будущего. Важно помнить, где мы находимся сейчас.

📌 Жизнь событийна. Жизнь не является чем-то застывшим, определенным, ограниченным строгими рамками, независимым от времени. Жизнь происходит, случается.

Когда мы пытаемся объяснить жизнь с помощью науки, особенно важно помнить, что она событийна.

🔎 Ученый-теоретик всегда «опаздывает» к событию жизни, застает только его мертвый снимок. Ученый изучает и описывает событие, когда оно уже свершилось. Например, на составление словаря специалисты могут потратитесь годы, когда словарь будет опубликован, живой язык будет уже впереди, уже немного изменится.

🌊 Жизнь континуальна, она представляет собой поток. Жизнь длится, течет и любая попытка расчленить ее на части и проанализировать, означает ее убийство. Навязывание любой схемы, любого алгоритма жизни — заведомо означает блокирование понимания жизни. Попытаться понять жизнь при помощи правил — значит получить мертвый слепок жизни, но не саму жизнь.

🎨 Жизнь — творческая и порождающая сила. У жизни нет внешней цели — ни богом, ни мировым разумом не предначертано, для чего жизнь. Жизнь ценна сама по себе, ее причина и ее цель внутри ее самой. Она — творческое начало, которое переполняет самое себя, выплескивается наружу и порождает бесконечное многообразие форм.

🤨 В постижении жизни важнее непосредственные переживания и интуиция, чем рассудочные понятия и аргументы. Рассудок аналитичен, интуиция более живая, синтетическая, познавательная способность. Интуиция схватывает как живое то, что рассудок расчленяет как мертвое. Интуиция важнее, чем рассудочные понятия и аргументы, а аналогии важнее, чем умозаключения.

🙋🏻‍♂️ Жизнь имеет свое собственное пространство-время, «жизненный мир»его нельзя адекватно описать от третьего лица. Любая жизнь образует свой собственный жизненный мир. Жизнь невозможно понять, если не смотреть на нее ее глазами. Например, чтобы понять жизнь автора, литературовед должен поставить себя на его место, посмотреть его глазами, попытаться понять его биографию.

💡 Важно понимать, а не объяснять жизнь. Важно не подменять живую жизнь ее объективированными отчужденными формами и схемами.

Как философия помогает в повседневной жизни

27 июня 2018ЖизньКолонка

Философия может научить нас многому: смотреть на проблему со стороны, доверять себе и быть смелее.

Поделиться

0

Анастасия Шавлохова

Куратор Философского клуба ЦСИ Винзавод.

Взглянуть на проблему со стороны

Порой нам приходится слышать, что того или иного знакомого или друга постигла неудача на работе или в личной жизни. Потом с течением времени неудачи оборачиваются удачами. И наоборот.

Как писал Сергей Есенин в 1924 году в его «Письме к женщине»:

Лицом к лицу лица не увидать.

Большое видится на расстоянье.

Философия помогает пережить этот момент отчаяния путём отстранения от события, беспристрастным взглядом со стороны. Многие ждут от философии ответа на глобальные вопросы человечества и непреложных истин, хотя сами философы всегда напоминают, что философия — это про сам поиск (истины ли, своего предназначения ли), а не про результат.

Слово «философия» переводится с древнегреческого как «любовь к мудрости». Мудрость, как и не абсолютная истина, может быть разной, меняясь от момента времени, нашего внутреннего фокуса и их со-настройки.

Не бояться сложностей

Обратимся к классикам. Фридрих Ницше много писал о внутреннем аде и отчаянии, в которое впадает человек. Вот, например, из эссе «К генеалогии морали»:

«Всякий, кто когда-нибудь строил новое небо, находил силу для этого лишь в собственном аду».

Если бы в нашей жизни всё шло ровно и гладко, то и не было бы возможности для роста. Тяжёлые ситуации, проигрыши помогают нам иначе посмотреть на проблему, которую мы пытаемся игнорировать. Именно из состояния внутреннего ада и начинается движение в сторону качественных изменений.

По сути, каждый проходит в своей жизни тяжёлые моменты сомнений, сложности выбора, внутренней разомкнутости. Главное — помнить, что это нормально, что без этих раздумий личность не может расти. Но только если эти размышления не превращаются в откладывание важных решений. В «Так говорит Заратустра» Ницше пишет:

«Нужно носить в себе ещё хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду».

Поэтому не забывайте, что за разрушением чего-то старого должно следовать созидание нового. И в минуты сильнейшего отчаяния помните: достигнув дна, мы можем следовать только наверх.

Доверять себе

Людвиг Витгенштейн, один из самых влиятельных философов XX века, совсем молодым человеком писал в своём дневнике:

«Делай всё наилучшим образом! Большего ты сделать не можешь: и пребывай в радости. Дай другим быть самими собой. Ведь другие не поддержат тебя, а если и поддержат, то только лишь на короткое время».

Это напутствие из его «Тайных дневников» 1914–1916 годов, которые он вёл, воюя на передовой, испытывая ужасные лишения и каждый день рискуя жизнью. Но об этом важно помнить и в повседневности: вкладывать душу в своё дело, опираться только на себя и учиться быть счастливым. Это не фигура речи — «учиться быть счастливым». Этому действительно нужно учиться. И не забывать, что мы не в силах повлиять на большую часть того, что происходит в мире, поэтому об этом не стоит переживать.

А за много веков до Витгенштейна блаженный Августин писал:

«Люби, и тогда чего хочешь — делай».

Для меня это посыл к тому, что нужно доверять себе, своей интуиции и двигаться вперёд с добротой в сердце и любовью к ближнему.

Не поддаваться эмоциям

Современный немецкий философ Роберт Пфаллер, занимающийся эстетикой, чьи работы, к сожалению, пока не переведены на русский язык, пишет так:

«При определённых условиях или другом освещении именно отрицательные качества оказываются чрезвычайно привлекательными. Они, по словам Канта, вызывают удовлетворение, причём удовлетворение, направленное „во вред всем чувствам“».

Важно помнить об этом как о предостережении. Действительно, не всё то золото, что блестит. И не всегда бывает оправданным доверие своим первым сильным эмоциям. Когда волна спадёт, а душевный шторм уляжется, мы поймём, что в пелене эмоций не слышали себя и свою интуицию.

Поэтому так важно помнить, что наше восприятие ситуации, особенно самое первое, может подводить нас. Наши чувства могут серьёзно искажать картинку реальности. Не забывайте, что иногда нужно дать себе время на принятие взвешенного решения.

Быть смелее

Виднейший философ XX века Ханна Арендт когда-то высказала очень жизненную мысль, которую я соотнесу со всем вышесказанным и которой подведу итог:

«Для сохранения авторитета необходимо уважение к соответствующему лицу или учреждению. Поэтому величайший враг авторитета — это презрение, а самый верный способ подрыва авторитета — смех».

Эта мысль важна в перспективе того, о чём я уже говорила: человеческое субъективное восприятие подвержено многим погрешностям, мы не совершенны. Поэтому не забывайте иногда менять угол зрения на мир, забираться вопреки правилам на столы и парты, как советовал своим ученикам герой Робина Уильямса в фильме «Общество мёртвых поэтов».

Что бы вы сказали себе об этой ситуации, будучи старше на год, на пять лет, на десять? Будет ли это важно тогда? Некоторые авторитеты рухнут, чьи-то мнения перестанут быть жизненно важными для нас: просто потому, что мы станем более опытными, зрелыми, бесстрашными. Но пусть эта мысль не доведёт вас до пустого самодовольства! Помните, что смех, в том числе смех над собой, — это то, перед чем отступают многие невзгоды.

Читайте также 🧐

  • 8 философских идей, которые перевернут ваше мировоззрение
  • 5 знаменитых философских парадоксов и их значение для каждого из нас
  • Как избавиться от страданий с помощью философии стоицизма

Развитие философии жизни. Часть I

Примечания к Платону

Зачем нам нужна философия жизни и как ее разработать?

Если вы изучаете академический курс философии в наши дни, попробуйте спросить своего профессора о смысле жизни или о том, какую философию вам следует изучать, чтобы сделать свою жизнь более удовлетворительной и полноценной. Скорее всего, на вас будут смотреть смущенно и недоверчиво, и вам скажут, что на самом деле философия не для этого.

Такой ответ чертовски удивил бы Сократа (и Платона, и Аристотеля, просто чтобы придерживаться первоначальной команды философии мечты). В самом деле, для большинства древних философов и вплоть до появления так называемой аналитической философии в начале 20-го века ответ на такой вопрос был если не , то предметом философского исследования, по крайней мере, важным.

(Сократ, как известно, сказал, что его не интересует натурфилософия, что его внимание сосредоточено на мудрости и том, как прожить свою жизнь. Аристотель, безусловно, интересовался натурфилософией, став в некоторых отношениях одним из первых ученых в истории Западный мир, но даже он определенно был поглощен вопросами смысла и этики.)

Когда я переключился с моей ранней академической карьеры биолога-эволюциониста на мою нынешнюю карьеру философа науки, я не стремился разработать философию жизни. По крайней мере, не поэтому я перешел от естественных наук к гуманитарным. Если подумать, однако, может быть, я занимался именно таким делом с тех пор, как оставил католицизм, в котором вырос, — в конце концов, религия имеет встроенную философию жизни, часто более или менее неявно служащую верующим. с тех пор, как поется в знаменитой песне Монти Пайтона, еще до их рождения.

Важное решение оставить католицизм созрело в школьные годы, и вовсе не случайно в течение трех из этих лет я изучал (обязательный в Италии) курс истории западной философии. Более того, одним скучным воскресным днем, когда мне было лет 15 или около того, я прочитал автобиографию Бертрана Рассела, которая быстро привела меня к его знаменитому «Почему я не христианин», а через несколько месяцев после того, как эта религия навсегда стала историей, насколько я обеспокоенный.

Но атеизма было явно недостаточно. Вопреки многочисленным дискуссиям в блогосфере в последнее время, сам по себе атеизм — это просто отсутствие конкретной метафизической веры, обычно (но, поверьте мне, не всегда) основанной на собственном понимании причин и свидетельств за и против существования сверхъестественного. Таким образом, атеизм никого не обязывает к каким-либо позитивным убеждениям в отношении этики, политики или того, что делает жизнь значимой. Говоря словами Фрэнсиса Бэкона (в его «Новом органоне», ответе Аристотелю), прогресс в философии достигается путем объединения pars destruens с pars construens : атеизм предоставляет отрицательный аргумент, который устраняет религиозную веру (если кто-то к этому склонен), но тогда также нужен какой-то положительный аргумент, чтобы заполнить пробел, оставленный ранее существовавшей религиозной верой.

В конце концов, то, что делают религии, заключается именно в том, чтобы придать смысл, а также этическое руководство для жизни людей.

Итак, я сначала исследовал очевидную альтернативу: светский гуманизм (с учетом родственных подходов, таких как унитарный универсализм и этическая культура). Здесь влияние оказали труды философа и светского активиста Пола Курца, такие как «В защиту светского гуманизма» и «Аффирмации: радостное и творческое изобилие». И все же светскому гуманизму мне всегда казалось, что ему чего-то не хватает. Мне нравился натуралистический взгляд на вещи, идея о том, что наш взгляд на жизнь должен основываться на разуме и (научных) данных, и в целом либеральная прогрессивная политика, которую поддерживали такие люди, как Курц. Но все это казалось немного расплывчатым и ad hoc , несмотря на то, что за десятилетия было опубликовано множество «Манифестов гуманизма».

Мне потребовалось несколько лет, и мой возобновившийся интерес к философии, возникший первоначально по чисто профессиональным причинам, привел меня к поиску более серьезных альтернатив.

Мой первый курс в аспирантуре в качестве студента-философа был посвящен этике, и в результате я опубликовал статью под названием «Об отношениях между наукой и этикой» (в Zygon, 2003). В нем я набросал подход «квазинепрерывности» между моими старыми и моими новыми дисциплинами, где этика рассматривается как тип рассуждений о человеческих делах, которые не могут быть сведены к естественным наукам и тем не менее должны быть основаны на них. .

Но меня по-прежнему ограничивали основные современные философские рамки размышлений об этике: кантианская деонтология и утилитаризм. Оба они явно имели серьезные недостатки, на мой взгляд, и, кроме того, определенно не представляли собой философию жизни в духе того, что пытались сделать светские гуманисты (а католики и другие религиозные люди успешно достигли на протяжении тысячелетий).

Именно тогда я (снова) открыл для себя этику добродетели. Об этом я продолжу во второй части этого эссе. Следите за обновлениями.

{fastsocialshare}

МАССИМО ПИЛЬУЧЧИ — К. Д. ИРАНСКИЙ ПРОФЕССОР ФИЛОСОФИИ ГОРОДСКОГО КОЛЛЕДЖА НЬЮ-ЙОРКА. ЕГО ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗ ЭВОЛЮЦИОННОЙ БИОЛОГИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ, ХОТЯ НЕДАВНО У НЕГО ПРОЯВИЛСЯ ОСТРЫЙ ИНТЕРЕС К СТОИЗМУ. ЕГО САМАЯ ПОСЛЕДНЯЯ КНИГА (СОРЕДАКТИРОВАННАЯ С МАРТЕНОМ БУДРИ) – «ФИЛОСОФИЯ ЛЖЕНАУКИ: ПЕРЕСМОТР ПРОБЛЕМЫ ДЕМАРКАЦИИ» (UNIVERSITY OF CHICAGO PRESS, 2013). ДРУГИЕ ЕГО СТАТЬИ МОЖНО НАЙТИ НА PLATOFOOTNOTE.ORG.

Есть ли у вас философия жизни? Зачем он вам нужен и как его найти

Что такое Философия Жизни может показаться довольно глубоким понятием и относится к постоянно пугающему вопросу « В чем смысл жизни ?».

Многие могут отвернуться от этого вопроса, и идея личной философии кажется слишком обширной для рассмотрения. Возможно, вы думаете, что бессмысленно останавливаться на таких абстрактных мыслях и просто хотите со всем этим справиться.

Но жизненная философия не обязательно должна быть сложной. Должно быть личная и простая философия, направленная на решение экзистенциальных проблем нашей жизни, с которыми мы все неизбежно столкнемся . Благодаря этому мы можем попытаться интегрировать смысл в нашу жизнь.

Эти идеи и вопросы возникли в современном качестве за последние полвека и серьезно обсуждались несколькими философами. Это становится все более актуальной темой, которая требует рационального осмысления во все более сложном и светском мире.

Тем не менее, это не новая цель для нас, людей. Греки были одними из первых, кто занялся вопросом, как жить хорошо, чтобы придать более глубокий смысл нашей жизни. Они сказали, что мы должны работать над telos (конечная цель) eudaimonia (человеческое процветание).

Мы можем прислушаться к этим древним учениям, но жизненная философия каждого человека будет индивидуальной для них . Именно благодаря глубокому анализу своей жизни каждый из нас, как личность, может установить свои собственные принципы того, как жить осмысленной жизнью.

Возможно, целью этого не должно быть достижение конечной цели счастья (поскольку это может показаться слишком утопическим). Вместо этого наша жизненная философия должна работать над сохранением и созданием возможностей для самореализации и работать над уменьшением страданий .

Все мы хрупкие и нежные человеческие существа и неизбежно столкнемся с рядом трудностей на протяжении всей нашей жизни . Нам нужен способ управлять такой неизбежностью, чтобы не быть поглощенным страданием. Таким образом, мы можем быть достаточно сильными, чтобы пережить трудные времена и использовать возможности для счастья на этом пути.

Нам нужна жизненная философия, чтобы сделать это, и она должна быть направлена ​​на сведение к минимуму страданий и достижение самореализации. Если мы сделаем это, мы сможем жить осмысленной жизнью.

В прогрессивно светском обществе люди могут прийти к заключению, что жизнь бессмысленна . В некотором смысле это верно и вполне объяснимо.

Но мы не должны отчаиваться в этом мрачном настроении; скорее мы должны признать, что нас должны найти это значение – , чтобы попытаться восполнить недостаток . У нашего существования нет другой реальной цели, кроме той, которую мы придаем себе сами.

Существует всеобщая борьба за достижение этой цели, но нет универсальных указаний относительно того, как ее достичь. Это зависит от человека.

Жизненная философия будет полностью личной для вас , и вы должны учитывать многие аспекты вашего бытия. Поэтому глубокий анализ и оценка самих себя – это то, что необходимо – в первую очередь.

Как найти философию жизни

Все мы совершенно индивидуальные, уникальные и по-своему сложные существа . Следовательно, только мы можем определить философию, которой будем жить. Для этого мы должны изучить и рассмотреть некоторые аспекты нашей жизни и сформировать образ мышления в соответствии с нашими открытиями.

Да, мы все должны стремиться направить наши действия и взгляды на сохранение удовлетворения и уменьшение страданий. Однако все мы можем добиться этого по-разному.

Несмотря на то, что это личное начинание, есть несколько основных соображений и советов, которые помогут вам повлиять на это предприятие:

1.
Не сравнивайте себя с другими

В вашей жизни наступает момент когда вы сосредотачиваетесь исключительно на том, что считаете правильным, независимо от того, что делают все остальные.
-Alexander McQueen

Часто во время размышлений мы можем начать сравнивать себя с другими – друзьями, семьей и знакомыми, которых мы регулярно видим и слышим. У них может быть более высокая зарплата, у них может быть дом побольше или они могут проводить более роскошные каникулы, чем мы.

В свете их успеха по сравнению с нашим мы можем чувствовать себя неполноценными . Мы можем чувствовать себя неудачниками. Однако это не должно и не имеет отношения к нашей собственной жизни и нашему собственному благополучию.

Поскольку все мы уникальны и разные, сравнение себя с другими контрпродуктивно и вредно для поиска личной жизненной философии. Все заботы посвятите собственной жизни и тому, как ее улучшить, а не материальным достижениям других .

2. Вам не нужно придерживаться культурных и социальных норм

Когда мы взрослеем, обычные ожидания от нас состоят в том, чтобы сделать карьеру, получить хорошую работу, которая поддерживает вас, жениться, завести семью, получить дом и так далее. Это составляющие стабильной жизни, но не необходимые элементы полноценной жизни для всех .

Например, вы можете рано начать карьеру, устроиться на постоянную работу и признать, что работа скучна и неинтересна или что у вас много часов работы и у вас нет свободного времени, от чего вы получаете удовольствие.

Дело в том, что вам не нужно зацикливаться на жестких социальных ожиданиях. Выберите то, что для вас наиболее важно, и разработайте вокруг этого свою философию .

Однажды ты вдруг понимаешь, что не обязан воспринимать мир так, как тебя учили.

-Неизвестно

3. Получите работу, которая вас удовлетворит

Мы будем работать большую часть своей жизни. Наша работа займет большую часть наших дней и большую часть наших недель. Получение работы, которая имеет для вас ценность, которая вас интересует и которая вызывает у вас энтузиазм, будет фундаментальным фактором в обеспечении вас значимой жизнью и в сохранении удовлетворения на протяжении всего вашего существования.

Выберите карьеру, которая соответствует вашим амбициям и которой вы увлечены. Если вы недовольны своей работой, бросьте ее и следуйте своим амбициям и страсти, чтобы найти достойную работу. Мы будем работать долго, так что нам лучше убедиться, что это то, что нам нравится .

4. Поддерживайте здоровые отношения

Будь то романтика, дружба или семья, нам нужны здоровые и заботливые отношения. Нам всем нужен кто-то, с кем можно поговорить и довериться на протяжении всей жизни.

Сообщать о своих тревогах или праздновать наши достижения с теми, кто нам дорог больше всего, будет иметь решающее значение для нашего благополучия и максимально использовать счастливые моменты . И это неотъемлемая часть поиска смысла.

Устраните отношения, которые не являются взаимовыгодными или тянут вас вниз. Если люди хотят для вас самого лучшего, то они будут слушать, и вы должны делать для них то же самое.

5. Читать философию

Знакомство с философией, даже краткое, поможет понять, как лучше всего сформировать жизненную философию . Вам не нужно читать толстые тома интенсивных философских рассуждений. Простое изучение основных идей о существовании, которыми нас поделили философы, может дать нам влияние и руководство.

Например, изучение стоической философии, изучение основных идей Платона и Аристотеля и вообще то, что философы говорят о том, что значит жить счастливой жизнью , может побудить нас глубже размышлять о своей жизни и формировать идеи, чтобы жить по.

Получив это, взращивайте и поддерживайте его

Мы не сможем чудесным образом определить, какова наша жизненная философия за одну ночь. Это будет продвижение через непрерывное и глубокое исследование нашей жизни и самих себя.

Однако, как только вы определились с набором идей, убеждений и поведения, которым нужно жить, взращивайте и сохраняйте их как можно больше, чтобы сделать все возможное, чтобы найти смысл в своей жизни.

Мы не достигнем конечной, сияющей цели или утопического состояния счастья и блаженства. Создание жизненной философии и поиск смысла жизни — это скорее вопрос управления мышлением, которое направлено на поддержание удовлетворения во всем и помогает бороться и уменьшать неизбежные страдания.

Ссылки:

  1. https://plato.stanford.edu
  • Автор
  • Последние сообщения

Александр Ниланд, Б.А.

Соавтор Learning Mind

Александр Ниланд — заядлый писатель, блогер и путешественник со степенью бакалавра гуманитарных наук в области английской литературы и философии, окончивший в 2018 году Шеффилдский университет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *