Философия иррационализма А. Шопенгауэр, Ф. Ницше
Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Философия иррационализма А. Шопенгауэр, Ф. Ницше. Презентация на заданную тему содержит 10 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!
Презентации» Образование» Философия иррационализма А. Шопенгауэр, Ф. Ницше
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Философия иррационализма А. Шопенгауэр, Ф. Ницше.
Слайд 2
Описание слайда:
Уже в первой половине XIX века возникает иррационалистическая метафизика А.
Слайд 3
Описание слайда:
Одним из наиболее ранних философов–иррационалистов является немецкий философ А. Шопенгауэр (1788-1860). Его основная работа « Мир как воля и представление» была опубликована еще в 1819 году, но получила признание лишь в конце его жизни. Шопенгауэр опирается на философию Канта, но заметно иррационализирует его учение о «вещи в себе», абсолютизирует нерациональный характер продуктивной силы воображения. Он испытывает также влияние индийской философии.
Слайд 4
Описание слайда:
Шопенгауэр рассматривает мир в двух аспектах: как представление и как волю. Весь «существующий для познания» мир – объект по отношению к субъекту, мое представление, без субъекта не существующее («Нет объекта без субъекта»). Рассматривая представление как единство субъекта и объекта, Шопенгауэр предвосхищает идею, распространенную в Новейшей философии. Представление мира осуществляется в формах пространства и времени, причинности, множественности. Мир как представление – мир феноменов, мир науки. Научное познание исследует отношения между вещами, но суть вещей, реальность скрыта. Мир феноменов – иллюзия, покрывало Майи. Уже тело человека показывает недостаточность понимания человека только в аспекте мира как представления. Тело – не просто тело среди других предметов, но и проявление воли. («Волевой акт и телесные движения есть одно и то же»). Тело – это видимая воля, сущность практических поступков – в воле. Шопенгауэр делает вывод о том, что воля – это сущность не только отдельного человека, но мира в целом. Воля – свободна и иррациональна, она вне времени, пространства множественности – вещь-в-себе.
Слайд 5
Описание слайда:
Воля как воля к жизни — основа страданий, это непрерывное напряжение. Жизнь человека проходит между страданием от неудовлетворенной потребности и скукой. Мир – обитель страдания, оптимизм бессовестен. Этика Шопенгауэра – этика пессимизма. Это новое явление в западноевропейской философии. Уменьшить страдание можно через искусство, созерцая неизменные идеи. Но полностью устранить страдания можно лишь через аскезу, укрощая волю. Вместе с угасанием воли к жизни упраздняется и мир явления, происходит растворение в ничто и успокоение духа. Философия Шопенгауэра как учение о нерациональном начале мира оказало влияние на последующее развитие философии: на учение о бессознательном Э.
фон Гартмана, учение Ф.Ницше, косвенно на формирование теории психоанализа З.Фрейда.Слайд 6
Описание слайда:
Развитие иррационалистической философии в последней трети XIX века связано с появлением «философии жизни». Ее основная категория – «жизнь» как иррациональное начало, как особая форма человеческого опыта в его единстве и целостности. Некоторые аспекты понимания «жизни» связаны с биологизацией действительности, с борьбой за существование, другие — с подчеркиванием первичности жизни как формы практического опыта по отношению к научному разуму. Практическая, витальная активность выступает в «философии жизни» как основа бытия. К этому широкому неоформленному течению относят немецких философов В. Дильтея, Г. Зиммеля, Ф. Ницше, французского мыслителя А. Бергсона.
Слайд 7
Описание слайда:
Философское учение Ф. Ницше (1844-1900) непоследовательно и противоречиво, но оно едино по духу, тенденции и цели. Оно не исчерпывается рамками философии жизни. Его основные работы: «Так говорил Заратустра» (1885), «По ту сторону добра и зла» (1886) и другие. Ранний Ницше находился под влиянием Шопенгауэра, но в отличие от последнего вопросам бытия и познания уделял гораздо меньшее внимание. Его творчество в основном посвящено критике европейской культуры и проблемам морали. Нерациональная воля, «жизнь» в ее противоположности научному разуму образует исходную реальность. Мир есть мир нашей жизни. Независимый от нас мир не существует. Мир рассматривается в процессе непрерывного становления, это мир постоянной борьбы за существование, столкновения воль. Ницше, как и другие философы-современники, биологизирует мир, который для него в основе – «органический мир». Становление его — проявление воли к власти, которая и порождает относительно устойчивый порядок действительности, так как большая воля побеждает меньшую.
.Слайд 8
В отличие от Шопенгауэра Ницше исходит из плюрализма воль, их борьба формирует действительность. «Воля» понимается конкретнее – как воля к власти. Наконец, он отстаивает необходимость укрепления воли, критикуя Шопенгауэра за его стремление успокоить последнюю. Необходимо стремиться не к небытию, а к полноте жизни – таков принцип философии Ф. Ницше. Он критически относится к идее развития: есть лишь становление и «вечное возвращение». Периодически наступает эпоха нигилизма, воцаряется хаос, отсутствует смысл. Возникает необходимость воли, появляется примирение с самим собой и мир снова повторяет сам себя. Вечное возвращение – судьба мира, на ее основе складывается «любовь к року». Познание мира недоступно логике, обобщающей науке, познание — средство овладения миром, а не получения знания о мире. Истина – лишь «полезное заблуждение». В процессе познания мы не проникаем в сущность мира, а лишь даем интерпретацию мира, воля к власти проявляется в создании своего «мира» человеческим субъектом
Слайд 9
Описание слайда:
Критикуя современную ему культуру, Ницше отмечает особое историческое место своей эпохи. Это эпоха, когда «Бог умер», и Ницше провозглашает новую эру прихода сверхчеловека. Его Заратустра – пророк этой идеи. Современный человек слаб, он есть «нечто, что нужно преодолеть». Христианская религия как религия сострадания – религия слабых, она ослабляет волю к власти. Отсюда антихристианство Ницше (при высокой оценке личности Иисуса). Христианская церковь, считает он, все перевернула («любую истину превратила в ложь»). Необходима «переоценка ценностей». Переоценке подлежит и традиционная мораль. Современная мораль – эта мораль слабых, «рабов», это орудие их господства над сильными.
Слайд 10
Описание слайда:
Один из виновников морального переворота — Сократ, и поэтому Ницше идеализирует досократиков, у которых мораль не была еще извращена. Ницше превозносит аристократическую мораль, которой присущи отвага, щедрость, индивидуализм. В ее основе — связь человека с землей, радость любви, здравый рассудок. Это и есть мораль сверхчеловека, сильного, свободного человека, который освобождается от иллюзий и реализует высокий уровень «воли к власти», возвращаясь «к невинной совести хищного зверя». Декларируемый Ницше «аморализм» и связан с заменой «морали рабов» на «мораль господ». Новая мораль, по сути, — новая интерпретация мира. Философия Ницше нередко получала неоднозначные оценки: ее пытались использовать идеологи фашизма, в ней видели идеологию империалистической буржуазии. В то же время она оказала влияние на ряд течений в современной философии и культуре.
Tags Философия иррационализма А. Шопенгауэр, Ф. Ницше
Похожие презентации
Презентация успешно отправлена!
Ошибка! Введите корректный Email!
философия Артур Шопенгауэр «Мир как воля и представление» | Презентации Философия
Скачай философия Артур Шопенгауэр «Мир как воля и представление» и еще Презентации в формате PDF Философия только на Docsity! Артур Шопенгауэр «Мир как воля и представление» ДННББ13/1 ШАРАПОВ ШЕРАЛЫ План сообщения 2 Структура, основные идеи и проблемы труда Заключени е Сведения об Артуре Шопенгауэ ре Структура труда «Мир как воля и представление ◉ КНИГА ПЕРВАЯ. О мире как представлении. Первое размышление: представление, подчиненное закону основания: объект опыта и науки ◉ КНИГА ВТОРАЯ. О мире как воле. Первое размышление: объективация воли ◉ КНИГА ТРЕТЬЯ. О мире как представлении. Второе размышление: представление, независимое от закона основания: платоновская идея: объект искусства ◉ КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ. О мире как воле. Второе размышление: утверждение и отрицание воли к жизни при достигнутом самопознании ◉ Примечания . 5 Основные идеи и проблемы труда «Мир как воля и представление: вещь в себе Название главной работы А.Шопенгауэра «Мир как воля и представление» точно суммирует его метафизическую систему. Мир — это мир представлений, как пространственно-временное универсалие индивидуализированных объектов, мир, образованный нашим собственным когнитивным аппаратом. В то же время внутреннее существо этого мира, что находится вне нашего когнитивного аппарата или то, что И.Кант называет вещью в себе — это воля — оригинальная сила, проявляющаяся в каждом представлении. А.Шопенгауэр утверждает, что пространство и время, которые являются принципами индивидуации человека, чужды вещи в себе, поскольку они являются способами нашего познания. Для нас воля выражается в разных индивидуализированных существах, но сама воля является неразделенным единством. Это та же сила, которая действует в наших собственных желаниях, в движениях животных, растений и неорганических телах. 6 Основные идеи и проблемы труда «Мир как воля и представление: аспекты воли Посмотрим, как А.Шпопенгауэр требует различать аспекты воли: ○ то, что является — воля; ○ то, как является — в объективированных формах; ○ то, как познается — чувством, рассудком, разумом. Отсюда видно, что воля, согласно А.Шопенгауэру, первична и бытийна, но чувства, рассудок и разум человека – вторичны и, что очень важно, функциональны. Для философа мир – есть представление человека. Мир неподатлив, самостоятелен, но мир — это мир человека, в том смысле слова, что человек его видит таким, каким ему позволяет видеть собственная способность представлять. Отсюда следует, что развитие способности представления может позволить представлять мир не таким, каким он является сам по себе, а значит быть способным трансформировать и корректировать реальность. 7 Заключение Таким образом, на мой взгляд, в самом названии фундаментальной работы философа «Мир как воля и представление» видится дихотомия «темного» и «светлого» романтизма: с одной стороны, мир – это воля, бессознательная и величавая, но, с другой стороны, мир – это представление, субъективная интерпретация человеком, обладающим разумом. Принимая трансцендентный идеализм, А.Шопенгауэр утверждает, что мир существует исключительно как «репрезентации» и зависит от познающего субъекта. Таким образом, наше знание объектов — это знание простых явлений, а не вещей в себе. А.Шопенгауэр идентифицирует вещь в себе — внутреннюю сущность всего — как волю — слепое, бессознательное, бесцельное стремление, лишенное знания, вне пространства и времени и свободное от всякой множественности. Следовательно, мир как представление — это «объективация» воли. Эстетический опыт на короткое время освобождает человека от его бесконечного рабства к воле, которая является корнем страдания. Истинное освобождение от жизни, утверждает А.Шопенгауэр, может произойти только в результате полного аскетического отрицания «воли к жизни». 10 Список использованных источников 1. Шопенгауэр А. О четверояком корне… Мир как воля и представление. Критика Кантовской философии: В 2 т. — М.: Наука, 1993. — Т. 1. — 672 с. 2. Шопенгауэр А. О четверояком корне… Мир как воля и представление. Критика Кантовской философии: В 2 т. — М.: Наука, 1993. — Т. 2. — 672 с. 11
Анимированное введение в жизнь и мысли Фридриха Ницше
Нет ничего постыдного, если вы никогда не знали, как правильно произносить имя Фридриха Ницше. Даже меньше, если вы никогда не помните, как это пишется. Если это так, вы можете быть менее чем знакомы с его философией. Позвольте анимационному видео «Школа жизни» Алена де Боттона кратко представить вас, и вы никогда не забудете, как это сказать: «Колено Ча». (Что касается запоминания правописания, вы сами по себе.) Вы также получите краткую биографию недовольного, страдающего расстройством желудка немецкого философа, который оставил многообещающую академическую карьеру в Базельском университете в середине 20-х годов и отправился в Швейцарские Альпы, чтобы писать свои жестокие оригинальные книги в одиночестве, прежде чем поддаться психическому срыву в 44 года, когда он увидел, как возница бьет лошадь.
Ницше умер после почти полного молчания в течение 11 лет. В эти годы и после его смерти, благодаря проискам его сестры Елизаветы, его мысль исказилась в ненавистную карикатуру. С тех пор он был реабилитирован от связей с нацистами, но по-прежнему вызывает страх и ненависть у многих людей из-за своей безжалостной критики христианства и репутации человека, слишком долго смотрящего в бездну. Может быть, мы не можем не слышать фашистский подтекст в его концепции сверхчеловека, а его идеи о рабской морали могут вызывать дискомфорт при чтении. Те, кто знаком с идеями Ницше, возможно, не считают, что комментарий де Боттона дает этим идеям должное критическое значение.
Точно так же к самому Ницше относятся как к чему-то вроде сверхчеловека, подход, который вырывает его из его социального мира. Важные фигуры, оказавшие огромное влияние на его личную и интеллектуальную жизнь, такие как Артур Шопенгауэр, Рихард и Козима Вагнер, Лу Саломе и сестра Ницше, даже не упоминаются. Но это слишком много для шестиминутного резюме. Де Боттон выделяет некоторые философские моменты и объясняет некоторые заблуждения. Да, Ницше вообще не питал никакого интереса к христианству, но это потому, что оно причиняло огромные страдания, как он думал, заставляя людей морально увядать и глубоко возмущаться.
Вместо этого, утверждал он, мы должны принять наши желания и использовать так называемые греховные страсти, такие как зависть, для усиления наших амбиций. Ницше не обольститель, развращающий молодежь обещаниями величия. Вы вполне можете потерпеть неудачу, признал он, и потерпеть неудачу с треском. Но отвергнуть себя — значит никогда не стать тем, кто ты есть. Исследователь Ницше Бабетта Бабич описала этот аспект мысли философа как этику поддерживающего друга. Она цитирует Дэвида Б. Эллисона, который пишет, что совет Ницше приходит к нам «как друг, который, кажется, разделяет все ваши опасения, а также ваши отвращения и подозрения. Как настоящий друг, он редко говорит тебе, что тебе следует делать».
За исключением того, что он часто это делает. Бабич также пишет о Ницше как о педагоге, и действительно, он считал образование одним из высших человеческих благ, слишком драгоценным, чтобы растрачивать его на тех, кто его не ценит. Его философия образования согласуется с его взглядами на культуру. Поскольку Бог умер, мы должны заменить священные писания и литургию искусством, литературой и музыкой. До сих пор так много молодых ницшеанских энтузиастов, изучающих свою собственную форму ницшеанского образования, будут участвовать в программе философа.
Но, как также объясняет де Боттон, Ницше, превративший Диониса в философский идеал, возможно, дал слишком много предписаний для среднего студента колледжа: не пить. Если это слишком много для желудка, мы должны, по крайней мере, серьезно отнестись к тому, что мы смотрим в бездну. Ницше имел в виду это как предупреждение. Вместо этого, как пишет Питер Превос в «Горизонте разума», «мы должны выйти за рамки пристального взгляда и смело прыгнуть в безграничную пропасть и практиковать философский бейсджампинг». Сколько бы вы ни читали Ницше, он никогда не скажет вам, что это значит. Он полагает, что мы становимся теми, кто мы есть, только тогда, когда понимаем это самостоятельно.
Связанный контент:
Бесплатные онлайн-курсы по философии
Как Ницше стал самым непонятым и ублюдочным философом? University (1872)
Анимационное введение в философский рецепт Фридриха Ницше для преодоления источников сожалений, разочарований и страданий в нашей жизни
Джош Джонс — писатель и музыкант из Дарема, Северная Каролина. Подпишитесь на него по адресу @jdmagness
Ницше – Введение в философию – Слайды лекций | Слайды Введение в философию
Скачать Ницше — Введение в философию — Слайды лекций и многое другое Введение в философию Слайды в формате PDF только на Docsity! Сумерки идолов (1889 г.) Или как философствовать молотком Исторический контекст и стиль Основные направления: Сократ, философия, разум, мораль, «истинный мир», религия, образование, немецкое государство… docsity. com Атака Ницше на философию Что такое «Проблема Сократа»? Декадентский, т. е. антижизненный, уродливый, деградирующий, преступный, псевдогреческий, антигреческий «Сократовское приравнивание разума, добродетели и счастья противоположно всем инстинктам ранних греков» (стр. 475). Диалектика заменяет благородные обычаи. Разум становится тираном, а рациональность – спасителем. Этот мир, единственный реальный мир, который мы можем ощутить, есть мир становления. Сказать, что существует «истинный мир» бытия, — это иллюзия.