Философия руссо: философия образования великого мыслителя эпохи Просвещения / Skillbox Media

Содержание

Жан-Жак Руссо. Этика

«Слушай свое сердце». Разберемся, как этот тезис связан с этикой Руссо.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока

Анна Кигай

Специалист по философии эпохи Просвещения, лектор умного лагеря Марабу и проекта Шатология

В эпоху Просвещения были распространены три основных религиозных течения👇

1️⃣🚫 Атеизм — представление о том, что Бога нет. Эту позицию разделял Гольбах.

2️⃣🌍 Деизм — представление о том, что Бог однажды создал мир, но не вмешивается в его жизнь. Такой точки зрения придерживались Вольтер и Дидро.

3️⃣😇 Теизм — представление о том, что Бог участвует в мире.

Католичество и протестантизм — теистические религии.

🕰 Мир как часы. Среди деистов был популярен образ мира как часов. Вольтер и Дидро представляли, что Бог однажды создал мир как часы и больше не вмешивается в их работу. Часы — это простой механизм, в котором все шестеренки связаны между собой однозначными связями, их можно разобрать и снова собрать. Мыслители считали, что мир подобно часам можно полностью познать и проанализировать. Руссо не разделял этого мнения.

💁🏻‍♂️ Жан-Жак Руссо был теистом. Он считал, что божественное участие есть в этом мире, Бог не оставляет человечество.

Руссо рассказывает о своих взглядах на религию в отрывке «Исповедания савойского викария» из романа-трактата «Эмиль, или О воспитании».

️ Метания Руссо между католичеством и протестантизмом были в большей степени формальными. В отрывке «Исповедания савойского викария» Руссо отрицает религиозную догматику и церковную ритуалистику и утверждает религию сердца.

Но это не значит, что сама религия была для него не важна. Руссо постоянно вступал в споры с атеистами и ссорился из-за религии, например, с Гольбахом.

️ Этика Руссо — этика сердца. В некотором смысле Руссо — сентименталист. В отличие от других просвещенцев он не считал, что все должно быть подвластно одному лишь разуму и верил в то, что простой крестьянин может быть намного нравственнее, чем напудренный аристократ.

💆🏻‍♂️ Этика сердца — умение слушать самого себя. Поскольку Руссо считал, что человек от природы добр, Руссо видел нравственную задачу не в том, чтобы смотреть на общество и поступать как все, а в том, чтобы услышать собственный голос — прислушаться к голосу сердца и услышать внутреннюю правду, свою добродетель.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

У Руссо нет отдельного произведения про этику, но в его работах можно увидеть два важных этических идеала.

🏹 Благородный дикарь. Главным идеалом Руссо является дикарь. Дикарь скорее добр, чем добродетелен.

Осознанный выбор между добром и злом — добродетель, а дикарь еще не знает, что такое добро и зло, поэтому он добр от природы. По мнению Руссо, дикарь совершенно не способен к жестокости, она не свойственна никаким живым существам кроме современного ему цивилизованного человека. Дикарь охотится лишь для пропитания и испытывает естественное чувство сострадания.

💪 Муций Сцевола — идеал мужества.
Второй этический идеал Руссо — римский юноша Муций Сцевола, идеал мужества. Его шантажировали и угрожали убить, а он сам положил свою руку в огонь. Руссо также считал идеалами мужества граждан классической Античности, например, Катона и Сократа. Они вели аскетичный образ жизни и испытывали отвращение ко всему постыдному.

Рассуждая о любви, Жан-Жак Руссо выделяет две концепции.

🤍 Любовь к себе (amour de soi) — любовь, которую испытывает любое живое существо, которое не хочет себе зла, заботится о своем теле и о душе. Руссо считал, что ничего постыдного в этом чувстве нет, оно естественно.

🖤 Себялюбие — желание, основанное на зависти, желание превзойти других, урвать кусок побольше. Философ считал, что себялюбие — болезнь цивилизации.

курс Level One

Философия для жизни: как найти опору в сложные времена

Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
2900₽ 1450₽

подробнее о курсе

«Благородный дикарь» и кумир современников Жан-Жак Руссо

Деятель Просвещения

Жан-Жак Руссо родился в 1712 году в Женеве в семье небогатого мастера-часовщика. С детских лет он впитал республиканские идеи своего родного города, которые подкреплялись регулярным чтением работ Плутарха, Тацита, Цицерона. Важную роль в его дальнейшей судьбе сыграл счастливый случай, когда во время своих юношеских скитаний по Швейцарии он познакомился с богатой протестанткой мадам Варан, с которой прожил более десяти лет и которая руководила его образованием (в итоге он приехал в Париж из провинции весьма образованным человеком).

В столице Руссо близко сошёлся с будущим издателем знаменитой Энциклопедии Дени Дидро, который сыграл существенную роль в карьере молодого философа и писателя. Самая главная работа Руссо «Об общественном договоре» (1762) не была принята современниками, однако она чрезвычайно вдохновила якобинцев; так, что перед смертью Руссо в 1778 году к нему в усадьбу Эрменонвилль приезжал Робеспьер, а перед революцией отрывки из этого сочинения на площадях перед толпами народа читали Сен-Жюст и Марат.

Жан-Жак Руссо. (Wikimedia Commons)


Специфические, порой даже скандальные высказывания и образ мыслей Руссо сознательно провоцировали и эпатировали слушателей или читателей.

В этом смысле весьма характерен случай, якобы произошедший в отношениях между Руссо и Дидро. Считается, что именно он подсказал Руссо основную идею трактата «Рассуждения о науках и искусствах», который был написан специально для участия в конкурсе, объявленного Дижонской академией художеств.

Сам Дидро в этот момент находился в Венсенском замке, где отбывал трёхмесячное заключение за публичный скандал с доктором Реомюром, не разрешившим философу присутствовать на операции по зрению. История заключалась в предположении Дидро о том, что на вопрос «помогают ли науки и искусства улучшить нравы людей», все однозначно ответят утвердительно, однако отрицательный ответ своей смелостью вызовет скандал и отметит оригинальность автора.

В историю вошли весьма сложные и неоднозначные отношения Руссо и другого великого французского философа-просветителя Вольтера. После издания трактата Руссо «Размышления о науках и искусствах» (1749) Вольтер язвительно заметил, что он слишком стар для того, чтобы встать на четвереньки и бежать в лес, ведомый призывами к проявлениям «естественного человека».

Достоевский прокомментировал эту полемику в ироническом тоне: «Сошлись два великих человека, из которых первый называл второго «дрянным человеком», а тот отвечал, называя первого «дураком».

Закон как выражение общей воли

Влияние взглядов Жан-Жака Руссо на общественную мысль колоссально. Его идеи и воззрения легли в основу Декларации прав человека. Первая статья начинается со знаменитого утверждения «Люди рождаются свободными. Они остаются свободными и равными в своих правах», которая практически дословно повторяет утверждение Руссо о том, что целью всякого политического объединения является сохранение естественных и неизменных прав человека. Эти права составляют право на свободу, собственность, безопасность и сопротивление давлению извне.

Вслед за английскими философами Джоном Локком и Томасом Гоббсом Руссо уделял пристальное внимание гипотезt формирования государства по принципам общественного договора. Его идеи были основаны на народном суверенитете. Поскольку, рассуждал Руссо, государство возникает в результате общественного договора, то верховная власть в нём должна принадлежать всему народу. Суверенитет народа неотчуждаем, неделим, непогрешим и абсолютен. Закон как выражение общей воли выступает гарантией индивидов от произвола со стороны правительства, которое не может действовать, нарушая требования закона. Граждане должны иметь возможность вместе принимать основные нормы, по которым они будут жить, и право пересмотреть эти нормы позже, если те покажутся несправедливыми.

В знаменитом художественно-педагогическом трактате «Эмиль, или О воспитании» (1762) Руссо последовательно разрабатывает утверждение о «природе» женщины и мужчины, из которых мыслитель делает вывод об изначальной подчинённости женщины мужчине и о наличии существенных гендерных различий, которые потенциально могут превратить самостоятельное «дерево» в слабого «плюща» как метафору зависимого, несамостоятельного и в некоторой степени паразитирующего существа.

Жан-Жак Руссо. (Wikimedia Commons)


По мнению французского мыслителя, в отличие от мужчины, который «играет роль самца лишь в определённые моменты», женщина «является самкой в течение всей своей жизни», «всё её существование, её конституция, не исключая и её духа, темперамента и характера, определяются её половыми функциями». В итоге, сводя женскую сущность к сексуальности, Руссо противопоставляет женщину и мужчину как два принципиально различных человеческих вида, не имеющих ничего общего, начиная с различий в еде и заканчивая моралью.

Лучшая характеристика Руссо дана биографом философа Артуром Шюке: «Робкий и наглый, несмелый и циничный, нелёгкий на подъём и трудно сдерживаемый, способный к порывам и быстро впадающий в апатию, вызывающий на борьбу свой век и льстящий ему, проклинающий свою литературную славу и вместе с тем только и думающий о том, чтобы её отстоять и увеличить, ищущий уединения и жаждущий всемирной известности, бегущий от оказываемого ему внимания и досадующий на его отсутствие, позорящий знатных и живущий в их обществе, прославляющий прелесть независимого существования и не перестающий пользоваться гостеприимством, за которое приходится платить остроумной беседой, мечтающий только о хижинах и обитающий в замках, связавшийся со служанкой и влюбляющийся только в великосветских дам, проповедующий радости семейной жизни и отрекающийся от исполнения отцовского долга, ласкающий чужих детей и отправляющий своих в воспитательный дом, горячо восхваляющий небесное чувство дружбы и ни к кому его не испытывающий, легко себя отдающий и тотчас отступающий, сначала экспансивный и сердечный, потом подозрительный и сердитый — таков Руссо».


Сборник: Эпоха Просвещения

Просветители обратились к разуму как к единственному инструменту познания, критически пересмотрев общепринятые духовные ценности.

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII век

Екатерина II: главная вольтерьянка эпохи

Екатерина II: главная вольтерьянка эпохи

Императрица Екатерина, проводившая политику просвещённого абсолютизма, увлекалась идеями лучших европейских мыслителей 18-го века.

  • ЕГЭ
  • Европа
  • XVII-XIX вв.

Эпоха Просвещения

Эпоха Просвещения

Каким был Век Разума?

  • Статьи
  • Европа
  • XVII-XVIII вв.

Вольтер — великий насмешник эпохи Просвещения

Вольтер — великий насмешник эпохи Просвещения

Книги Вольтера, написанные в 18-м веке, стали классикой французской философии. За их выкуп боролась Екатерина II.

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII век

«Благородный дикарь» и кумир современников Жан-Жак Руссо

«Благородный дикарь» и кумир современников Жан-Жак Руссо

Вокруг фигуры Руссо ещё при его жизни сложились многочисленные легенды, которые и определили его неповторимый образ.

  • Статьи
  • Европа
  • XXI век

«Я мыслю»

«Я мыслю»

Исток философии Нового времени.

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII век

Эпоха Просвещения: «золотой век утопии»

Эпоха Просвещения: «золотой век утопии»

Столетие Просвещения, по словам Иммануила Канта, вывело сознание народных масс «из состояния своего несовершеннолетия» и захватило потоком новых идей и веяний.

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII век

Екатерина II: главная вольтерьянка эпохи

Императрица Екатерина, проводившая политику просвещённого абсолютизма, увлекалась идеями лучших европейских мыслителей 18-го века.

  • ЕГЭ
  • Европа
  • XVII-XIX вв.

Эпоха Просвещения

Каким был Век Разума?

  • Статьи
  • Европа
  • XVII-XVIII вв.

Вольтер — великий насмешник эпохи Просвещения

Книги Вольтера, написанные в 18-м веке, стали классикой французской философии. За их выкуп боролась Екатерина II.

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII век

«Благородный дикарь» и кумир современников Жан-Жак Руссо

Вокруг фигуры Руссо ещё при его жизни сложились многочисленные легенды, которые и определили его неповторимый образ.

  • Статьи
  • Европа
  • XXI век

«Я мыслю»

Исток философии Нового времени.

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII век

Эпоха Просвещения: «золотой век утопии»

Столетие Просвещения, по словам Иммануила Канта, вывело сознание народных масс «из состояния своего несовершеннолетия» и захватило потоком новых идей и веяний.

Рекомендовано вам

Лучшие материалы

  • Неделю
  • Месяц
  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Швейцарская Ривьера: жить как Байрон, Набоков и Шанель

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Даздраперма и Кукуцаполь: странные имена советских детей

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Александр Засс — сильнейший человек в мире

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

История первого советского маньяка

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Пётр Столыпин: студент-агроном, ставший реформатором

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

«Коктейль Молотова»

  • Статьи
  • Азия
  • VII-VI вв. до н.э.

Зороастризм: так говорил Заратустра

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Басни Крылова в иллюстрациях

  • Статьи
  • Европа
  • XVI век

Екатерина Арагонская: история испанской принцессы

  • Статьи
  • Азия
  • VI век до н. э.

Ворота Иштар

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Швейцарская Ривьера: жить как Байрон, Набоков и Шанель

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Даздраперма и Кукуцаполь: странные имена советских детей

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Александр Засс — сильнейший человек в мире

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

«Пристрелят они тебя, Толя, как собаку»

  • Статьи
  • Европа
  • XVI век

За что истребляли гугенотов? (18+)

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

История первого советского маньяка

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Пётр Столыпин: студент-агроном, ставший реформатором

  • Статьи
  • Америка
  • XX век

Что, если бы Пабло Эскобар выжил

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Накануне 22 июня 1941 года

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

«Коктейль Молотова»

  • Неделю
  • Месяц
  • 📚 Статьи
  • 👀 3310192
Швейцарская Ривьера: жить как Байрон, Набоков и Шанель
  • 📚 Статьи
  • 👀 1011149
Даздраперма и Кукуцаполь: странные имена советских детей
  • 📚 Статьи
  • 👀 640064
Александр Засс — сильнейший человек в мире
  • 📚 Статьи
  • 👀 436072
История первого советского маньяка
  • 📚 Статьи
  • 👀 379117
Пётр Столыпин: студент-агроном, ставший реформатором
  • 📚 Статьи
  • 👀 239220
«Коктейль Молотова»
  • 📚 Статьи
  • 👀 96208
Зороастризм: так говорил Заратустра
  • 📚 Статьи
  • 👀 85713
Басни Крылова в иллюстрациях
  • 📚 Статьи
  • 👀 75502
Екатерина Арагонская: история испанской принцессы
  • 📚 Статьи
  • 👀 57304
Ворота Иштар
  • 📚 Статьи
  • 👀 3310192
Швейцарская Ривьера: жить как Байрон, Набоков и Шанель
  • 📚 Статьи
  • 👀 1011149
Даздраперма и Кукуцаполь: странные имена советских детей
  • 📚 Статьи
  • 👀 640064
Александр Засс — сильнейший человек в мире
  • 📚 Статьи
  • 👀 488662
«Пристрелят они тебя, Толя, как собаку»
  • 📚 Статьи
  • 👀 460025
За что истребляли гугенотов? (18+)
  • 📚 Статьи
  • 👀 436072
История первого советского маньяка
  • 📚 Статьи
  • 👀 379117
Пётр Столыпин: студент-агроном, ставший реформатором
  • 📚 Статьи
  • 👀 362444
Что, если бы Пабло Эскобар выжил
  • 📚 Статьи
  • 👀 273348
Накануне 22 июня 1941 года
  • 📚 Статьи
  • 👀 239220
«Коктейль Молотова»

Общее завещание Жан-Жака Руссо | Дуглас Джайлз, доктор философии | Вставка философии

Генеральная воля Жан-Жака Руссо | Дуглас Джайлз, доктор философии | Вставка философии | Медиум

Социальная философия

Не сработало.

Дуглас Джайлз, доктор философии

·

Читать

Опубликовано в

·

6 минут чтения

·

8 августа, 2021

Жан-Жак Руссо (изображение в открытом доступе)

Жан-Жак Руссо (1712–1778) многие не обращают внимания, но его философия оказала невероятное влияние. Однако его влияние было в основном во Франции, что частично объясняет, почему он получает мало внимания в англоязычном мире. Другая причина отсутствия внимания состоит в том, что его политическая философия была…

Написано Дугласом Джайлсом, доктором философии

2,2 тыс. подписчиков

·Редактор

Философ по профессии и темпераменту, профессор с 20-летним стажем, переносящий философию из башни из слоновой кости в повседневную жизнь. https://linktr.ee/dgilesphd

Еще от Дугласа Джайлза, доктора философии и Inserting Philosophy

Дугласа Джайлса, доктора философии

в

Буддизм по-прежнему неверен

90 007

Крики и отрицание этого не меняют .

·7 минут чтения·17 мая

Дуглас Джайлз, доктор философии

в

Проблема не в британской монархии, а в британском обществе

Король Чарльз многое рассказывает о Великобритании.

·6 мин чтения·5 мая

Дуглас Джайлз, доктор философии

в

Влияние исламского Возрождения на философию

Ислам оказал значительное положительное влияние на западный мир.

·Чтение за 10 минут·20 мая

Дуглас Джайлз, доктор философии

Преодоление мистики «быть писателем»

Писать – это работа, а не прогулка по парку.

·4 мин чтения·3 мая

Просмотреть все от Дугласа Джайлза, доктора философии

Рекомендовано от Medium

Дугласа Джайлса, доктора философии

в

Мемоцен: человек Новая эпоха города

Склоняетесь к посредственности?

·8 мин чтения·5 дней назад

Бенджамин Каин

в

Как молодая Вселенная создает свою структуру

Примирение науки и религии с пантеизмом

·7 мин чтения·6 дней назад 90 007

Списки

Истории, которые помогут вам жить лучше

21 история·80 сохранений

Выбор персонала

323 истории·82 сохранения

Хорошее мышление о продукте

11 историй·62 сохранения

Самосовершенствование 101

9000 6 20 историй·99 сохранений

Пол Остин Мерфи

Постмодернистская физика: пост-наблюдение, пост-доказательства, пост-эксперимент

Steven…

·18 min read·5 days ago

Mitch Horowitz

Когда медицина и метафизика поладили

Невероятная карьера ученого Ричарда К.

Кэбота представляет собой тематическое исследование в сотрудничестве — и результаты

·10 минут чтения·5 дней назад

Итан Сигел

в

Мы не можем избежать сингулярности внутри каждой черной дыры

Да, «законы физики не работают» в особенности. Но должно было произойти что-то действительно странное, чтобы черные дыры не обладали ими.

· 10 мин. Читать · 5 дней назад

Дан Фостер

в

Пришло время прийти в чистоту в отношении библейского брака

, это не то, что вы думаете, это 9 0003

.0046

·10 минут чтения·3 дня назад

Посмотреть больше рекомендаций

Статус

Карьера

Текст в речь

Актуальность Руссо сегодня | Программа сравнительного литературоведения

придет к нам на конференцию 17 февраля 2017 года: UCEN’s Flying A Studio, 8:30–17:30.

АКТУАЛЬНОСТЬ РУССО: ПОЛИТИКА, ЭТИКА И ЗАБОТА О СЕБЕ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЖАН-ЖАКА РУССО

17 февраля 2017 г.
Калифорнийский университет, Санта-Барбара

Трехсотлетие со дня рождения Жан-Жака Руссо в 2012 году породило несколько недавних публикаций, торжеств, встреч и коллоквиумов. Они выдвинули на первый план неугасающую известность во Франции, Швейцарии и во всем мире мыслителя, который представлялся «философом-бродягой». Культ Руссо после публикации неоспоримого бестселлера века « Жюли, или Новая Элоиза » (1761) и Французской революции 1789 года, проистекает не только из его философского и литературного гения, но и из его собственной саморепрезентации. И все же с тех пор невозможно переоценить масштаб и актуальность его размышлений и философских вымыслов. Его релевантность — эталон, по которому другие философы эпохи Просвещения и позже оценивают себя. Представления Руссо о естественной человеческой доброте и эмоциональных основах этики по-прежнему составляют основу сегодняшних моральных воззрений, и большая часть современной политической философии также строится на фундаменте 9 Руссо. 0210 Об общественном договоре  (1762).

На этом однодневном коллоквиуме, который состоится в первый день Ежегодного собрания Западного общества исследований восемнадцатого века (WSECS) 2017 года в Калифорнийском университете в Санта-Барбаре, ученые сосредоточатся на корнях сохраняющейся актуальности и популярности Руссо. привлекательность в современной мысли. Почему такое увлечение Руссо-человеком, его идеями и его произведениями? Направления исследования включают: 1) своевременность работы Руссо в нынешнем контексте углубления политического, социального, экономического и морального кризисов в западном мире; 2) Пионерская работа Руссо в  О неравенстве между людьми  (1755 г.), в котором до сих пор говорится о возмутительном социальном неравенстве, царящем в современном обществе; 3) восхваление и забота Руссо о нашей природной среде, что находит отклик в нашу эпоху экологических катастроф и заботы об устойчивости; 4) сегодняшняя этика животных и обновленные представления о заботе и заботе о себе, введенные Руссо в вызов Просвещению, который до сих пор ставит под сомнение наши собственные повседневные практики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *