Философия счастья. Как получить удовольствие от простых радостей? | Психология и отношения | Здоровье
Ольга Ивашко
770
«Аргументы и факты» в Беларуси № 20. Кого поддержат материально? 17/05/2022Фото из открытых источников
- Мама перестала улыбаться. Она натянута как струна: нервная, дерганая, даже озлобленная. Стала чаще болеть. Я тоже стала забывать, что такое радоваться жизни… И я прекрасно понимаю, что у нас много проблем, а она одна тянет на себе все и всех. Вопрос у меня одновременно и простой, и сложный: как вернуть способность радоваться? Научиться быть счастливым хотя бы в мелочах? Я не говорю о глобальной гармонии…
В. Костенко, Минск
Действительно, ученые отмечают, что сейчас люди испытывают недостаток радости, ощущение которой необходимо для психического и физического здоровья.
Сегодня мы расскажем о том, как научиться находить счастье в мелочах. И познакомим с жизнеутверждающей идеей под названием «хюгге», которая очень популярна в Дании.
Суровые, но счастливыеСогласно исследованиям и социальным опросам датчане считают себя счастливой нацией. И это несмотря на весьма суровый климат, в котором они проживают, а также высокий уровень налогов и цен в стране. В чём же кроется секрет датского счастья?
Не последнюю роль в этом вопросе играет национальная идея, называемая «хюгге» (переводится как «благополучие» или «благосостояние», а по смыслу подойдет и слово «уют»). Суть философии хюгге – получение удовольствия от простых радостей жизни, стремление к покою и гармонии.
Хюгге складывается из множества элементов, и один из важных – общение с родными и друзьями (форм для встреч много – это обеды, пикники, выезды на природу, просмотры фильмов). Но, помимо прочего, жители Дании огромное внимание уделяют созданию правильной атмосферы в интерьере.
Организация пространстваСеверная природа не балует обилием света и тепла, поэтому датчане стараются восполнить этот дефицит своими силами. В Дании весьма популярны свечи, которые нередко зажигают ежедневно. Также в ходу обилие люстр и торшеров, но не с бьющим в глаза светом, а дающих мягкое, приглушённое тёплое освещение. Ну и, конечно же, если есть возможность, обязательно разжигается камин: если нет настоящего, то искусственный. Можно создать свой уголок в стиле хюгге, используя мягкие кресла и диваны, мебель из натурального дерева, пушистый ковёр на полу – всё, что будет приносить удовольствие, когда в него попадаешь.
Много вариантовПризнайтесь, что вы об этом не задумывались, а датчане уверены – такой подход работает! И не только он. Каждый может найти свой рецепт хюгге, будь то занятие интересным творческим хобби, прогулка с друзьями, чтение любимой книги на диване при мягком свете настольной лампы или «обнимашки» с любимой собакой. Главное – чувствовать счастье данного момента и получать истинное удовольствие от того, что делаешь.
В ТЕМУ
Все гениальное просто. И жители Дании уверены, что истинное стремление к гармонии заключается в удовольствии от приготовления домашней еды, которую потом можно разделить с дорогими сердцу гостями. Нередко гости помогают хозяевам в этом самом приготовлении, что способствует сплочению и объединению. Выпечка булочек с корицей, приготовление рагу по семейному рецепту, заваривание ароматного кофе – всё это хюгге.
А ВЫ ЗНАЛИ?
Одной из составляющих хюгге, как ни странно, является активный образ жизни. Скандинавы очень ценят природу и единение с ней, а потому исповедующие принцип хюгге никогда не откажут себе в велосипедной или пешей прогулке по лесу.
психологиясчастье
Следующий материал
Также вам может быть интересно
- Почему мне не нравится спокойная работа?
- Ломовая лошадь. Как остаться женщиной, когда ты много работаешь?
- Как понять, чего хочет маленький ребенок?
- Молодая уже не молода. Почему мужчины предпочитают более зрелых женщин?
У каждой страны есть философия счастья. Мы выбрали 7, которым можно начать следовать прямо сейчас / AdMe
У каждого человека свое представление о счастье. В некоторых государствах есть даже настоящие министерства счастья, задача которых как раз — делать так, чтобы люди были довольны своей жизнью. При этом далеко не все знают, что в мире существуют еще и национальные концепции счастья, которые предлагают готовые рецепты того, как можно начать радоваться жизни и избавиться от стресса.
ADME постарался и собрал наиболее интересные концепции счастья со всего мира, чтобы каждый из вас обязательно нашел что-нибудь полезное для себя.
Калсарикянни (Финляндия)
Если попробовать перевести это сложное слово, то получится примерно такое значение: «распитие спиртных напитков в нижнем белье без малейшего намерения выходить из дома».
В отличие от других скандинавских концепций счастья, калсарикянни не предполагает красивой картинки с камином и уютным пледом — тут все ближе к реальной жизни.
- Рецепт счастья по калсарикянни: Придя вечером домой, переоденьтесь в любимую удобную одежду. Пижама и шерстяные носки — идеальный вариант. Откройте бутылку вина. Можно, конечно, и другого, более крепкого напитка, но тут важна мера. Завтра вам не должно быть плохо от того, что сегодня вы будете испытывать счастье. Возьмите чипсы, шоколадные батончики и конфеты — в общем, то, что не относится к правильному питанию. Сегодня можно. Включите приятную музыку или посмотрите видео с забавными зверюшками. Нужно создать фон. И теперь можно расслабиться и отпустить все проблемы.
Синрин-йоку (Япония)
«Синрин-йоку» переводится с японского как «лесные ванны». Суть данной терапии в наслаждении природой и поиске единения с ней. Это уникальный метод борьбы с депрессией и стрессом без таблеток и врачей.
Лесная терапия официально признана в Японии и Южной Корее. Научно доказано, что она снижает агрессию, уровень гормонов стресса в крови, но при этом повышаются продуктивность и иммунитет. А радость от общения с деревьями ощущается дольше, чем от повышения зарплаты.
- Рецепт счастья по синрин-йоку: Зайдите в лес. Найдите укромное место. Попробуйте «вобрать» лес в себя, включите все свои 5 чувств: посмотрите вокруг, вдохните полной грудью, прислушайтесь, дотроньтесь до дерева, попробуйте воздух на «вкус». Закройте глаза и ощутите умиротворение и гармонию. Займитесь тем, что вам больше всего нравится: гуляйте, рисуйте, медитируйте. Выполните дыхательную гимнастику.
Икигай (Япония)
© Ghost / Paramount Pictures
«Икигай» дословно переводится с японского как «смысл жизни». Однако гораздо ближе другое значение — «то, ради чего хочется вставать по утрам». Это может быть запах кофе, с которого вы начинаете свой день, глобальные проекты на работе или ваш питомец.
Когда человек находит свой икигай, он избавляется от разрушительных привычек и депрессии, не может дождаться начала следующего дня, чтобы заняться любимым делом.
- Рецепт счастья по икигай: Начните утро с любимых лакомств. Так вам приятнее будет встать рано, а день начнется правильно — с хорошего настроения. Впустите небольшие изменения в свою жизнь, например ежедневно выделяйте час на хобби. Разбудите в себе ребенка: станьте смелым, любопытным, независимым от чужого мнения. Но помните, что нельзя стать счастливым, навредив окружающим.
Люкке (Дания)
© Cake / Cinelou Films
«Люкке» с датского переводится как «счастье». Суть концепции сводится к тому, чтобы достичь вселенского удовольствия и ежедневной радости от жизни в чистом виде.
- Рецепт счастья по люкке. Из того, что вы можете сделать прямо сейчас: сходите в гости к соседям и угостите их чем-то вкусным или скажите близким приятные слова. Можно еще улыбнуться незнакомцу. В глобальном смысле стоит сменить работу, если ваша не нравится, и перестать покупать «статусные» вещи только лишь потому, что они есть у всех. Не захламляйте свою жизнь во всех смыслах. И не ограничивайте себя навязанными условностями.
Палли-палли (Южная Корея)
© Premium Rush / Sony Pictures
Если для некоторых стран счастье заключается в умении наслаждаться моментом, быть неторопливым и спокойным, то для Южной Кореи все наоборот.
Жители этого государства вечно куда-то спешат. «Палли-палли» можно перевести как «быстрее-быстрее».Корейцы не любят ждать. Отсюда популярность блиц-свиданий, языковых курсов, обещающих научить иностранному чуть ли не за несколько недель. А что говорить о доставщиках пиццы и интернет-заказов! Чтобы конкурировать с ними в скорости, сети McDonald’s пришлось создать собственную курьерскую доставку.
- Рецепт счастья по палли-палли: Основная заповедь — не упускайте возможности и используйте их быстро. И чтобы нормально жить на таких высоких скоростях, соблюдайте следующие правила: живите по расписанию; хорошо питайтесь и не жертвуйте временем на еду, почаще пойте (в душе, по дороге на работу, в караоке). Не переставайте учиться, но делайте это прилежно.
Кюри (Шотландия)
© The River Wild / David Foster Productions
«Кюри» по-шотландски означает «свернуться клубочком», «прижаться». Конечно, в стране с суровым северным климатом важную роль играет уют. Однако это лишь одна из составляющих.
Не менее ценным в данной концепции счастья является единение с природой, общение с животными и контакт человека со своим наследием. Тут важны ритуалы, традиции, родная земля.
- Рецепт счастья по кюри: Выйдите на прогулку вместе с собакой в какое-нибудь красивое место на природе. Не думайте о холоде или мошкаре — не концентрируйтесь на неприятных мелочах. Включите приятную музыку или послушайте звуки природы. Вечером сходите с друзьями в кафе и обсудите какие-нибудь интересные идеи, поделитесь своими. И обязательно уважайте историю и не забывайте о связи с предками.
Филотимо (Греция)
С греческого «филотимо» переводится примерно как «достоинство, честность, гордость». Однако эквивалент подобрать трудно, так как даже жители страны вкладывают в это понятие что-то свое. Основной смысл — уважение к себе и своим друзьям, чувство общности и родства и, конечно, гордость за себя и других.
- Рецепт счастья по филотимо: Каждый день формулируйте по 2–3 позитивные мысли (можно записывать в дневник), будьте услужливыми и гостеприимными. А если ваш друг на вопрос: «Как дела?» — ответит: «Неплохо» — обязательно уточните, чем вы можете помочь, и угостите его вкусным супом или пирожным.
Рецепт счастья от Далай-ламы
Известный духовный лидер, к которому прислушиваются многие, независимо от культуры и национальности, считает, что принципы счастливой жизни в следующем:
- «К чему печалиться, если все можно еще поправить? И к чему печалиться, если ничего уже поправить нельзя?»
- «Каждый день всем выпадает шанс начать сначала. Каждый день — наш день рождения».
- «Надо учиться концентрироваться и избегать „блуждания ума“. На это, кстати, направлены большинство практик медитации. Стоит полностью отдаваться моменту, в котором мы сейчас живем».
- «Надо уметь быть щедрым и помогать другим. Истинно счастливым человеком можно стать только среди других людей».
А какой рецепт счастья у вас?
AdMe/Культура/У каждой страны есть философия счастья. Мы выбрали 7, которым можно начать следовать прямо сейчас
Как достичь абсолютного счастья? 5 философских ответов
Счастье повсеместно считается положительной эмоцией. Или это состояние бытия? Комплекс действий? Мы все чувствуем, что знаем, что такое счастье, поскольку большинство из нас, надеюсь, испытывали его в какой-то момент своей жизни. Но пытаться определить счастье простыми словами может быть чрезвычайно сложно. В приведенном ниже списке мы рассмотрим четыре известные философские школы и их мысли о счастье. Некоторые считают стремление к счастью нашей главной целью в жизни, в то время как другие считают, что нам нужно ограничить подход к достижению такого состояния бытия.
Стоицизм стал чрезвычайно популярным в последнее десятилетие, особенно как своего рода философия «самопомощи». Многие из ее философов часто касаются вопросов счастья и их пути к достижению eudaemonia (древнегреческий термин, который примерно переводится как «счастье») имеет много общего с движениями осознанности 21 века. Так как же стоицизм определяет счастье?
Согласно стоикам, счастливая жизнь — это та, которая культивирует добродетель и рациональность. Если мы сможем практиковать обе эти вещи, они будут работать вместе, чтобы создать идеальное состояние ума, которое приведет к истинному счастью. Следовательно, счастье — это способ существования в мире, который ставит во главу угла добродетель и рациональность. Но как нам это сделать, когда вокруг нас так много вещей, которые могут вызывать сильные негативные эмоции, такие как страх и тревога?
Стоики признавали, что мир полон вещей, которые причиняют нам горе. Жизнь в бедности, физический вред или потеря любимого человека — все это потенциальные причины несчастья. Эпиктет указывает, что некоторые из этих вещей находятся под нашим контролем, а некоторые нет. Он утверждает, что многие человеческие несчастья вызваны беспокойством о вещах, которые мы не можем контролировать.
Получайте последние статьи на свой почтовый ящик
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей
Решение? Как сказал Эпиктет: «Не требуйте, чтобы все происходило так, как вы хотите, но желайте, чтобы все происходило так, как происходит, и все будет хорошо». Мы должны понять, что в нашей власти, а что нет, иначе мы будем тратить дни на бессмысленные беспокойства о вещах, которые мы никогда не сможем изменить.
Еще одна вещь, которую мы можем сделать, это изменить наши предвзятые суждения о том, что происходит в мире. То, что мы считаем «плохим», может быть нейтральным или даже хорошим для кого-то другого. Если мы осознаем это и поймем, что именно наши суждения о вещах заставляют нас чувствовать себя счастливыми или грустными, тогда мы сможем начать более взвешенно подходить к своей реакции на события.
Настоящее счастье требует практики. Эпиктет советует нам избавиться от привычки ожидать, что мир даст нам то, что мы хотим. Вместо этого мы должны научиться принимать тот факт, что вещи «будут происходить так, как они происходят», и мы должны научиться реагировать, не беспокоясь о том, что мы не можем контролировать. Это путь к эвдемонии .
Классическое конфуцианское описание счастья — это не просто чувство удовольствия и не чувство благополучия. Вместо этого он объединяет обе эти вещи. Как выразился Широнг Луо: «С одной стороны, оно [счастье] связано с чувством (радости), а с другой стороны, это этический ответ на то, как человек проживает свою жизнь».
Вторая часть этого описания, относящаяся к нашей этической реакции на жизнь, характеризуется двумя разными способами. Достижение состояния счастья предполагает развитие нравственных добродетелей, которые, по мнению Конфуция, были необходимы для того, чтобы приносить счастье не только себе, но и другим людям.
Еще одна этическая характеристика достижения счастья — делать «правильный» выбор. В контексте конфуцианства, как указывают Луо и другие, это означает следование «Пути» ( дао ) добродетели. Это нелегкий подвиг. В конце концов, мир полон искушений, которые могут увести нас с пути добродетели и привести к жизни жадности, похоти и бесчестного поведения. Но если мы научимся следовать Пути и взращивать нравственные добродетели, мы будем на верном пути к счастливой жизни.
Как упоминалось выше, такое счастье приносит пользу не только отдельному человеку, но и обществу в целом. Ведь уважение к другим — ключевой компонент конфуцианства в целом: «Не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы другие делали тебе». Когда мы живем добродетельно, наши действия приносят счастье не только конкретному человеку, но и благотворителям таких действий.
Эпикур часто упоминается, когда речь заходит о счастье. Это потому, что его рассуждения о счастье по отношению к удовольствию часто заставляют людей ошибочно полагать, что он поощрял гедонистический образ жизни. На самом деле, Эпикур считал, что удовольствие — это отсутствие физической и душевной боли, что сильно отличается от активной погони за приятными вещами, такими как употребление богатой пищи и питье вина!
Эпикур, как и Аристотель, считал, что достижение счастья является конечной целью жизни. Счастье — это форма удовольствия сама по себе. Это состояние, в котором мы испытываем полное отсутствие физической или душевной боли. Поэтому Эпикур часто отдает приоритет культивированию атараксии или состояния полного спокойствия, свободного от беспокойства в любой форме (наряду с отсутствием каких-либо негативных физических ощущений).
Наряду со счастьем Эпикур также выделяет хара (радость) как отсутствие боли, а не активное занятие деятельностью, которую мы традиционно считали бы радостной (пиршество, секс и т. д.). Эпикур не верил в такие занятия: он утверждал, что они на самом деле поощряют умственное возбуждение, а не уменьшают его до полного отсутствия.
Таким образом, в эпикуреизме счастье — это особый вид приятного состояния, в котором приоритет отдается физическому и психическому благополучию. Это состояние бытия, которое отвергает возбуждение и смятение любого рода, вместо этого отдавая предпочтение спокойствию. Неудивительно, что более поздние философы, такие как Цицерон, интерпретировали эпикурейское счастье как нейтральное состояние, не приносящее человеку ни боли, ни удовольствия в традиционном смысле.
4. Счастье по Канту
Согласно Ане Марте Гонсалес, Кант определяет счастье как «необходимую цель, вытекающую из состояния людей как разумных, конечных существ». Обретение счастья — это один из факторов, который может повлиять на наши процессы принятия решений и степень нашего нравственного поведения.
Природа счастья такова, что для любого нравственного существа нормально пытаться его получить. Однако кантианское моральное существо сможет ограничить свое поведение действиями, которые также соответствуют морали. Счастье относится к «естественному аппетиту, который должен быть ограничен моралью и подчинен ей».
Кант связывает счастье с нашей естественной сущностью и с тем, как мы можем удовлетворять естественные желания и потребности. Счастье — это то, что мы знаем, как достичь инстинктивно, будь то участие в определенных сексуальных практиках или выполнение определенных приятных действий. Однако Кант отказывается признать, что счастье является конечной целью человечества. Если бы это было так, то мы могли бы заниматься тем, что делает нас счастливыми, не заботясь о морали, поскольку часто то, что делает некоторых людей счастливыми, возможно, глубоко морально неправильно (убийство, воровство и т. д.).
Вместо этого мы должны стремиться развивать разум и, таким образом, жить по нравственному закону, чтобы достичь кантовского представления о Высшем Благе. Здесь нравственность является и пределом, и условием счастья.
Многих может удивить появление экзистенциализма в этом списке. В конце концов, экзистенциализм часто изображают как нигилистическую философию. Известные мыслители-экзистенциалисты, такие как Жан-Поль Сартр, подчеркивают абсурдную природу человеческого существования, а также тревогу и отчаяние, возникающие в результате такого положения дел.
Однако некоторые экзистенциальные философы обращались к понятию счастья. Альбер Камю говорит о ключе к счастью в своем эссе «Миф о Сизифе». В греческой мифологии Сизиф был наказан Аидом за обман смерти. Сизиф был приговорен вечно катить тяжелый камень на вершину горы только для того, чтобы он снова упал.
Можно предположить, что это ужасное, бесполезное наказание сломит дух Сизифа и помешает ему испытать счастье. И знаки на первый взгляд выглядят не очень хорошо — Камю использует этот миф, чтобы проиллюстрировать экзистенциалистский взгляд на нашу собственную ситуацию. Как люди, у нас нет внешних ценностей, которым мы должны соответствовать, нет внешнего набора принципов, которые придают нашей жизни смысл и позволяют нам получать чувство удовлетворения. Кажется, что наши действия и поведение в конечном счете бессмысленны. Так же, как катить камень в гору на всю вечность.
Но Камю говорит, что мы должны представить Сизифа счастливым человеком. Потому что, если мы полностью примем вышеуказанные обстоятельства, мы сможем найти счастье внутри себя. Мы делаем это, находя ценность внутри нашего собственного существования. Сизиф полностью осознает свою участь в жизни: у него достаточно времени, чтобы поразмышлять о тщетности своего существования, когда он спускается с горы и снова видит катящуюся к нему скалу. Но он всегда будет волен создавать свой собственный внутренний набор ценностей, в который боги не могут вмешиваться.
Это ключ к счастью Камю. Во-первых, мы должны признать, что мы никогда не найдем смысла во внешнем мире, а затем принять ценность, которую мы можем найти внутри себя. Мы можем создавать свои собственные принципы и идеи и извлекать из них счастье. И что делает эту версию счастья такой могущественной, так это то, что ей не может помешать никакая внешняя сила. Ничто и никто не может отнять его у нас.
Философия счастья | Издательство Колумбийского университета
Дата публикации: ноябрь 2017 г.
ISBN: 9780231184113
400 страниц
9017 1 Формат: Мягкая обложка
Прейскурантная цена: $37,00£30,00
Дата публикации: ноябрь 2017 г.
ISBN: 9780231184106
400 страниц
Формат: Твердый переплет
Цена по прейскуранту: $120. 00£100.00
Дата публикации: Ноябрь 2017
ISBN: 9780231545327
400 страниц
90 004 Формат: Электронная книгаЦена по прейскуранту: 36,99 долл. США 30,00 фунтов стерлингов
- Основной
- отзывов
- Содержимое
- Выписка
- Ссылки
- Награды
Что значит быть по-настоящему счастливым? В книге «Философии счастья » Дайана Лобель приводит широкий спектр аргументов в пользу теории счастья как процветания или благополучия, предлагая глобальный, межкультурный и междисциплинарный взгляд на то, как создать жизненную, полноценную и значимую жизнь. . Опираясь на точку зрения широкого круга философских традиций — восточных и западных, древних и современных, — книга предполагает, что так же, как физическое здоровье — это благополучие тела, счастье — это здоровое и процветающее состояние всего человека. мы испытываем самое полное счастье, когда реализуем свой потенциал через творческое участие.
Лобель показывает, что, хотя пространные описания счастья сильно различаются по текстуре и деталям, определенные темы находят отклик в текстах из разных традиций и исторических контекстов, предлагая основные черты счастливой жизни: внимательное осознание; легкое действие; отношения и связь с более крупным, взаимосвязанным сообществом; любовь или преданность; и творческое взаимодействие. Каждая функция добавляет смысл, значимость и ценность, чтобы мы могли создавать жизнь, достойную и цельную. Эти темы возникают в результате тщательного изучения философских и религиозных текстов и традиций: греческих философов Аристотеля и Эпикура; китайские традиции Конфуция, Лао-цзы и Чжуан-цзы; индус Бхагавад-гита ; японская буддийская традиция мастера Сото Дзэн Догэна и его современного толкователя Сюнрю Судзуки; западные религиозные традиции Августина и Маймонида; персидская суфийская сказка Встреча птиц ; и современные исследования осознанности и творчества. Написанный в ясном и доступном стиле, Philosophies of Happiness предлагает читателям любого происхождения изучить религиозные и философские представления о том, что делает жизнь значимой, и заняться ими.
Посетите https://cup.columbia.edu/extras/supplement/philosophies-of-happiness, чтобы ознакомиться с дополнительными приложениями и дополнительными примечаниями.
Впечатляющее сравнительное исследование концепций счастья в восточноазиатских, южноазиатских и западных традициях мысли, которое будет с интересом прочитано широким кругом религиоведов, философов и психологов. Филип Дж. Айвенго, Городской университет Гонконга
Я не знаю другой работы, в которой задействовано столько традиций; эта работа призвана внести значительный вклад в наше понимание счастья в различных религиозных и философских традициях. Эрин М. Клайн, Джорджтаунский университет
философий счастья Дианы Лобель: сравнительное введение в процветающую жизнь — долгожданный вклад в сравнительную философию и религию. При рассмотрении того, как счастье воспринималось в разных культурах, она исследует традиции от Аристотеля, Августина и Маймонида до конфуцианства, даосизма, Бхагавад-гиты , и японского дзен-буддизма. Эта книга является крупным вкладом в новые области мировой философии и глобальной этики. Итамар Теодор, автор книги «Изучение Бхагавад-гиты: философия, структура и значение»
Информативное, новаторское и своевременное издание Дианы Лобель « философий счастья » увлекательно исследует широкий спектр точек зрения, включая древних греков, ключевые азиатские традиции и центральных фигур христианства, иудаизма и ислама, и завершает их более современными подходами, такими как внимательность. Согласно модели Лобеля, «первым кирпичиком счастливой жизни является внимательное осознание». Эта проницательность лежит в основе не только ее подхода к процветанию, но и самого духа этой выдающейся книги. Джон Д. Данн, Университет Висконсин-Мэдисон, автор книги «Основы философии Дхармакирти»
Хорошо информированная и информативная книга Дианы Лобель « философий счастья », вероятно, станет желанным источником для ученых в области религиоведения, теологии, философии и, возможно, моральной психологии. Чтение религии
Благодарности
Введение
1. Аристотель: жизнь активной деятельности
2. Эпикур: счастье — это удовольствие
3. Конфуцианское счастье: ритуал, человечность, музыка и радость
4. Даосизм: внимательное осознание и легкая простота действия ( Wu-Wei )
5. Бхагавад-гита: Непривязанное действие и универсальный дух
6. Святой Августин: Счастливая жизнь души
7. Маймонид: Радость познания, молитвы и преданности
8. Суфийский путь любви в Аттаре Конференция птиц
9.