группировка товаров по влиянию референтных групп, влияние референтной группы, референтная группа самоидентификации, потребность в экспорте, позитивные и негативные референтные группы
Содержание статьи:
- Классификация групп
- Типология референтных групп
- Позитивные и негативные референтные группы
- Потребность в экспорте
- Референтная группа самоидентификации
- Влияние референтной группы
- Группировка товаров по влиянию референтных групп
Добавлено в закладки: 0
Что такое группа референтная? Описание и определение понятия
Группа референтная – это социальная группа, которую данный индивид считает для себя стандартной, и воспринимает как систему отсчета для формирования своих ценностей, а также для оценки себя и других. Референтные группы могут выполнять различные функции. Так, различают группы сравнительные и нормативные, идеальные и группы присутствия, положительные и отрицательные. Для индивида, одна и та же группа может выступать сразу в нескольких качествах, к примеру, быть одновременно и сравнительной, и нормативной.
Референтная группа — это социальная группа, которая служит для индивида своеобразным стандартом, системой отсчета для себя и других, а также источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций.
Рассмотрим более детально термин группа рефернтная.
Классификация групп
По выполняемым функциям различают нормативные и сравнительные референтные группы, по факту членства в группе — группы присутствия и идеальные, в соответствии с согласием или отрицанием индивидом норм и ценностей группы — положительные и отрицательные референтные группы.
Нормативная референтная группа выступает источником норм, регулирующих поведение индивида, ориентиром по ряду значимых для него проблем.
В свою очередь, сравнительная референтная группа является для индивида эталоном в оценках себя и окружающих. Одна и та же референтная группа может выступать и как нормативная, и как сравнительная.Несмотря на большое количество референтных групп которые в той, или иной мере оказывают воздействие на покупателя (потребителя), маркетологау особый интерес представляют лишь три:
- членская группа;
- группа устремления;
- нежелательная группа.
Членская группа – это группа, которая оказывает на человека прямое влияние. Является группой, к которой человек имеет принадлежность и с которой он производит взаимодействие;
Группа устремления – это группа, принимая участие в которой потребитель будет стремиться стать и с которой он хотел бы отождествлять себя. Это может быть, к примеру, какое-нибудь профессиональное сообщество, группа иного социального статуса.
Нежелательная (диссоциативная) группа – это группа, ценностными ориентациями и поведения в которых человек не приемлет и потому стремится держаться от нее подальше.
Существует реальная и кажущаяся референтная группы
Также можно можно выделить такие референтные группы:
– информационная – носители информации Среди них различают носителей опыта и экспертов;
– ценностная – это эталон ценностно-нормативной системы;
– утилитарная – является группой носителей материальных или иных благ, являющиеся важными для индивида. Для мужчин утилитарной референтной группой будут женщины, а для женщин – лица мужского пола;
– группа самоидентификации – это группа, с которой производит идентификацию личность, членом которой себя считает.
Типология референтных групп
Индивид имеет возможность принадлежать к референтной группе или же быть далеким от нее. Группа взаимодействия (термин Р.Мертона), или членская группа, – является непосредственным социальным окружением индивида. Это группа, принадлежность к которой не оспаривается. Если человек дорожит членством в данной группе, то он будет стремиться закрепиться в ней и рассматривает нормы и ценности ее субкультуры как авторитет для себя, стремиться быть похожим на большинство ее членов, то эту группу можно назвать референтной для этого человека. В таком случае группа взаимодействия и референтная группа будут просто совпадать, но их качественные характеристики являются абсолютно различными. Если же человек считает себя выше членов своей группы или рассматривает себя как чужака в ней, то как бы тесно он не был связан с ней, такую группу нельзя назвать эталонной. В этом случае группа не может предлагать привлекательные нормы и ценности.
Эталонная группа – это реальная социальная группа или воображаемая, которая является как результат социального конструирования, выступает в качестве статистической общности, члены группы могут и не подозревать, что кому-то они являются одной сплоченной группой. К примеру, на протяжении десятилетий для большинства советских людей была такая мифическая референтная группа, под названием “Запад”, “Америка”.
Чем более закостенелое, замкнутое данное общество, тем большей будет вероятность, что референтную группу индивида будет является его группа социального взаимодействия. К примеру, в докапиталистическом обществе господствует сословная социальная структура, при помощи которой большинство людей рождаются в определенном сословии (группа имеющая определенный социальный статус, который закреплен законами) и оставались в нем всю жизнь, передавая свой сословный статус по наследству. В таком обществе крестьянину сравнивать себя с придворной аристократией, подражать ей было верхом нелепости. Капиталистическое или государственно-социалистическое (например, советское) общества могут быть открытыми для социальной мобильности. Это будет значить, что тот кто родится в крестьянской семье не будет иметь шансов прорваться к самому верху политической, административной или экономической иерархии. Такое общество вполне разумно индивиду, который находится на дне, но который подражает тем, кто может находиться на самом верху. Такому обществу сблизиться с референтной группой потенциально возможно. “Американская мечта” как главный миф Америки провозглашает, что каждому американцу возможно стать президентом или миллионером. Примеры, доказывающие что эта мечта реальна в американской мифологии достаточно. Советская мифология также изобилует массой примеров героев, которые поднялись из “простых рабочих и крестьян” к высшим постам государстве.
Связь индивида и референтных групп очень часто бывает неустойчивой, подвижной и расплывчата. Это означает, что по разным этапам биографии он может принадлежать к разным референтным группам. Более того, во время выбора различных элементов стиля жизни, во время совершения разных покупок индивиду следует ориентироваться на различные референтные группы.
К примеру, в случае если перед нами спортсмен, то для него при выборе спортивной одежды может выступить в качестве референтной группы любимая команда или звезда спорта, но если он не является чьим-то фанатом, а просто спортсменом, то мнение спортивной звезды по вопросам, которые выходят за пределы спорта, уже не будут являться авторитетными. И на выбор зубной пасты скорее повлияет мнение дантиста а не любимого спортсмена. Хотя, конечно же может быть и иначе.
Позитивные и негативные референтные группы
Эталонные (референтные) группы бывают как позитивные так и негативные. Позитивная эталонная группа это такая группа будто реальная или воображаемая, которая будет служить образцом для подражания, привлекательный эталон. Чем больше индивид будет перенимать с нее стиль жизни, тем большим удовлетворением он будет обладать. Негативной эталонной группой называют реальную или мнимую (сконструированную) группу, которая выступает в качестве отталкивающего примера, это группа, контактировать или ассоциировать с которой себя не хотят.
Набором референтных групп могут заниматься при относительном характере. Это означает, что в обществе, которое состоит из множества социальных групп и субкультур, не может существовать единый набор позитивных и негативных референтных групп, который будет действительным для всех. Та группа, которую можно считать образцом для подражания для одних людей, другие люди могут рассматривать как антиэталон (“Не дай Бог быть на них похожими”). У нас зачастую не хотели бы быть похожими на доярку, колхозницу, деревенского жителя, нового русского, монахиню и т.д.
Референтные группы можно разделить на несколько видов: информационные (источниками надежной информации), самоидентификации, ценностные.
Информационная референтная группа является той группой людей, информации из уст которой мы доверяем. При этом не является важным, находимся ли мы при этом в заблуждении или являемся близкими к истине. Главной отличительной чертой такой группы является то, что мы доверяем информации, которая исходит от нее. Эта группа может проявляться в двух основных формах:
а) Носители опыта. Как такая группа может выступать люди, которые попробовали “на своей шкуре” этот товар или услугу. Мы можем обратиться к их дилетантскому опыту, с целью подтвердить или опровергнуть сомнения по поводу планируемой покупки модели товара.
б) Эксперты, то есть являющиеся специалистами в данной области. Эту группу, которая рассматривается людьми как наиболее сведущая в данной области, чье суждение может точнее всего отразить реальные качества явления, товара, услуги и т.д.
Потребность в экспорте
Когда может возникнуть потребность в эксперте? К нему могут обратиться, если в рамках повседневности возникнет проблемная ситуация, если в течение повседневной жизни входит нечто неожиданное (Ионин 1996: 97). Человек всю жизнь ел, не задумываясь о зубах. И как на зло они напоминают о себе так, что он уже не сможет думать ни о чем, за исключением зубов. Машина ездила себе некоторое время, а потом встала… Наступает конец нормальной жизни, а наших знаний и опыта не достаточно, чтобы преодолеть проблемную ситуацию.
К экспертам мы обращаемся чтобы поддерживать нормальное течение повседневной жизни. дажесреди самых выдающихся наших современников выдающиеся из наших современников – дилетанты в большинстве областей, с которыми они имеют честь сталкиваться. Что же можно сказать о массе простых людей. Не удивительно, что в выборе товаров и услуг мы не имеем ничего другого, как принимать во внимание мнение экспертов. Я ничего не смыслю в медицине, поэтому выберу зубную пасту, щетку, лекарство, опираясь в основном на мнение врачей.
Референтная группа самоидентификации
Референтную группу самоидентификации можно назвать такую группу, к которой индивид принадлежит и находится под давлением ее норм и ценностей. Он, может быть, и хотел бы не поддаваться этому принуждению, но, как говорится в поговорке, “с волками жить – по-волчьи выть”. Группа напрямую или косвенно будет вынуждать его придерживаться такого стиля поведения, среди прочего и потребления, который может рассматриваться как “подобающее” для члена данной группы, и заниматься избежанием такого стиля, который можно считать в ней “неприличным”, “странным”.
Ценностная референтная группа – можно назвать реальную или мнимую группу людей, которые будут рассматриваться этим индивидом как яркие носители, выражающие те ценности, которые разделяет и он. Потому как эта же группа не просто тайком сочувствует этим ценностям, а занимается их исповеданием через свой стиль жизни и намного дальше него продвинулась в деле реализации этих ценностей, то индивид будет подражать этой группе, а также стремиться следовать принятому в ней стиля поведения. Он может не являться членом данной группы, находиться иногда очень далеко от нее как в физическом, так и в социальном пространстве. Зачастую всего в роли этой эталонной группы могут выступать “звезды” спорта, кино, поп-музыки и герои, выдающиеся деятели той сферы, являющейся преобладающей в формировании данного индивида.
Утилитарная референтная группа – это группа, располагающая арсеналом позитивных и негативных санкций, а значит она может как наградить, так и наказать конкретного индивида. В данном качестве могут выступить самые разные реальные социальные и мнимые группы.
К примеру, служащий учреждения может одеваться так, как нравится начальнику, чтобы не раздражать его и не заниматься созданием препятствий для собственной карьеры. На работе, даже при всем желании он не будет пить водку и есть чеснок, потому как он знает, что начальник имеет власть уволить его за такие особенности стиля потребления. Юноша может подбирать такой стиль поведения, вызывающий симпатию если не у всех, то у избранной части девушек или даже одной, но самой лучшей. Девушки в таком случае будут выступать как утилитарная референтная группа, которая располагает таким арсеналом позитивных и негативных санкций, как явные и скрытые проявления симпатии, любви, антипатии, презрения.
Влияние референтной группы
Особенно сильно влияние референтной группы сказывается на поведении значительной части девушек и женщин. Именно среди них особенно заметна готовность идти на самые большие жертвы, неудобства ради того, чтобы вызвать восторг или просто внимание той части мужчин, которые являются референтной группой, или зависть, одобрение у других женщин, выступающих в качестве второй референтной группы.
Так, давно медиками доказаны, что высоким каблуки оказывают вредное воздействием на здоровье женщин. Но вновь и вновь мода на них будет возвращаться, и миллионы продолжают одевать эту красивую, но неудобную обувь. Почему? Как объяснил король лондонской обувной моды Маноло Бланик, “высокие каблуки возвышают женщину, делают ее сильной для того, чтобы сводить с ума мужчин и завоевывать мир” (Маслов 6.11.97). Таким образом, ключ к пониманию женского потребительского поведения нередко лежит во вкусах мужчин.
Группировка товаров по влиянию референтных групп
При совершении различных покупок индивид испытывает разное по силе давление референтных групп. Так, покупая пищу, одежду и другие товары первой необходимости в условиях острой нужды, люди не оглядываются на свою референтную группу: голод и холод диктуют эти покупки. Однако при наличии выбора конкретного вида товара первой необходимости индивид уже находится под влиянием своей референтной группы.
Многие продукты несут отпечаток престижности: разного рода деликатесы, дорогие спиртные напитки. В каждой группе свои нормы сервировки стола: хочешь считаться своим – сервируй стол не ниже принятых в этой группе стандартов (влияние группы самоидентификации). Если для хозяев ценностные референтные группы на Западе, то на столе превалируют импортные продукты специфически западного типа (“Кока-кола”, маринованная кукуруза, специфические приправы и т.п.). Если же хозяева ориентируются на нравы русской старины, то тут упор будет на отечественные, простые продукты, национальную кухню. Аналогичным образом и марка одежды связана с избранной референтной группой. В то же время предметы первой необходимости, которые не подлежат показу посторонним, выбираются при минимальном воздействии референтных групп.
При покупке предметов, считающихся в данной стране роскошью, влияние рефрентной группы сильно по всем направлениям.
Мы коротко рассмотрели определение термина референтная группа, группировка товаров по влиянию референтных групп, влияние референтной группы, референтная группа самоидентификации, потребность в экспорте, позитивные и негативные референтные группы, типология референтных групп, классификация групп . Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.
«+»ipt>((__lxGc__=window.__lxGc__||{‘s’:{},’b’:0})[‘s’][‘_224026’]=__lxGc__[‘s’][‘_224026’]||{‘b’:{}})[‘b’][‘_704383’]={‘i’:__lxGc__.b++};»+»ipt>»+»ipt>((__lxGc__=window.__lxGc__||{‘s’:{},’b’:0})[‘s’][‘_224026’]=__lxGc__[‘s’][‘_224026’]||{‘b’:{}})[‘b’][‘_704383’]={‘i’:__lxGc__.b++};»+»ipt>
«+»ipt>((__lxGc__=window.__lxGc__||{‘s’:{},’b’:0})[‘s’][‘_224026’]=__lxGc__[‘s’][‘_224026’]||{‘b’:{}})[‘b’][‘_704383’]={‘i’:__lxGc__.b++};»+»ipt>»+»ipt>((__lxGc__=window.__lxGc__||{‘s’:{},’b’:0})[‘s’][‘_224026’]=__lxGc__[‘s’][‘_224026’]||{‘b’:{}})[‘b’][‘_704383’]={‘i’:__lxGc__. b++};»+»ipt>
«+»ipt>((__lxGc__=window.__lxGc__||{‘s’:{},’b’:0})[‘s’][‘_224026’]=__lxGc__[‘s’][‘_224026’]||{‘b’:{}})[‘b’][‘_699400’]={‘i’:__lxGc__.b++};»+»ipt>»+»ipt>((__lxGc__=window.__lxGc__||{‘s’:{},’b’:0})[‘s’][‘_224026’]=__lxGc__[‘s’][‘_224026’]||{‘b’:{}})[‘b’][‘_699400’]={‘i’:__lxGc__.b++};»+»ipt>
Референтная группа это…
Референтная группа — это социальное объединение, на которое индивид ориентируется при оценке своих убеждений. Вот такое короткое определение в обществознании.
Обращаю ваше внимание на то, что нельзя говорить: «Референтная группа — это группа, для которой характерны….», потому как нельзя определять термин через него же самого. Кстати, более подробно, как правильно формулировать определения, я говорил в этом видео.
Это довольно важная тема для ЕГЭ по обществознанию. Она соотносится с темой, что такое социальная группа.
Как всегда тему раскроем на конкретных примерах и с разных сторон.
Суть
Впервые о референтных группах заговорил психолог Г. Хаймен в 1942 году. В психологии — это любая группа, нормам, ценностям, установкам, убеждениям которой индивид стремится соответствовать.
Почему это происходит? Почему люди склонны к тому, чтобы ориентироваться на ценности какой-то непонятной группы? Ну, ответ прост — люди — социальные животные, им необходимо общаться между собой. Тем более, группе человек не чувствует себя одиноким, есть групповое сознание, которое сильнее индивидуального и способно подчинять его себе. Я думаю поэтому.
В психологии также выделяют ингруппы и аутгруппы.
Ингруппа (внутренняя) — это общность, в которую человек входит, становится ее участником. Для этой ситуации характерна антитеза «мы — они». Мы — свои. Они — чужие. Мы — 11 а класс, мы свои. А они — 11 б класс — какие другие люди, у них все по-другому.
Аутгруппа (внешняя) — это общность, в которую индивид не входит, и себя с ней не отождествляет.
В идеале твоя РГ должна быть ингруппой. Тогда ты чувствуешь себя «в теме», вместе с единомышленниками. Социологи доказали, что люди занимаются любой деятельностью (играют, работают) лучше в именно в такой ситуации. Когда такое совпадение есть — такая РГ называется позитивной.
И есть противоположная ситуация: когда ты не чувствуешь себя частью группы. Ты можешь к ней принадлежать, но не можешь почувствовать себя ее участником. В этом случае твоя РГ является для тебя аутгруппой — и, значит она — негативная.
Например, ты перешел в другую школу, и в новом классе не нашел общего языка с ребятами. Скорее всего у тебя не будет мотивации хорошо учиться. Ты будешь искать другую группу себе. И может быть, твоей референтной группой станут всякие субкультуры: рейверы, панки, готы, яппи, хиппи.
У подростков так часто и бывает. Юноши и девушки «тусуются» на улице не просто так. Они ищут либо уже нашли свою референтную группу, и хотят превратить ее в позитивную для себя. Все это характерно для молодежи как социальной группы.
Семья может и должна быть референтной группой
Такое случается, когда семья, как социальная группа, не выполняет своих функций в полном объеме. Поскольку, объективно — старшие члены семьи должны следить за ситуацией и создавать условия, чтобы у ребенка референтной группой были те сообщества, которые будут влиять на него позитивно, а не деструктивно.
Чтобы «вырвать» подростка из «лап» деструктивной негативной референтной группы (которую он-то для себя считает позитивной), членам семьи надо съездить куда-нибудь, отдохнуть вместе. В общем, надо чтобы семья реализовывала свою рекреационную функцию в полном объеме. На таком отдыхе можно поговорить с детьми, найти какое-то взаимопонимание, пойти на какие-то компромиссы.
Функции
Референтная группа выполняет ряд важнейших функций в жизни личности.
- Нормативная функция — референтная группа «навязывает» своим участникам «свои» социальные нормы, ценности, убеждения и следит за их соблюдением. Ну, к примеру, вряд ли на тусовку рейверов придете в деловом костюме и без волос, выкрашенных в кислотный цветик семицветик!
- Оценочная — индивид постоянно оценивает себя сквозь призму ценностей своей референтной группы — насколько он ей соответствует.
- Функция социализации. Референтная группа участвует в усвоении индивидом норм и ценностей общества, индивид отрабатывает в ней те или иные социальные роли, которые соответствуют занимаемому в этой группе социальному статусу. В этом смысле рассматриваемые группы являются агентами социализации.
- Функция социального контроля. Как уже было сказано, рассматриваемые группы следят за соблюдением своими участниками норм и правил жизни общества, или своих каки-то норм. Ситуация нормальная, когда эти нормы не идут вразрез с нормами морали и пр.
А на этом все! Поделитесь этой статьей с друзьями в социальных сетях: вам, может, все равно, а нам приятно!
Поделиться в соц. сетях
Референтная группа: типы, функции, характеристики, важность
Прагати Каливе
человек использует в качестве точки сравнения в процессе самооценки. Точки сравнения (или точки отсчета), на которые смотрит человек, могут быть нормами, установками и ценностями членов референтной группы. Например, когда ребенок поступает в новую школу, он будет смотреть на других старших учеников школы для справки, чтобы знать, как одеваться, говорить и вести себя в манере, принятой социальной группой, которая является их новой школой. В этом случае референтной группой становятся старшие ученики школы. Таким образом, люди могут выбирать из нескольких существующих социальных групп, какую из них они рассматривают как референтную группу. Таким образом, референтные группы предоставляют людям основу для социального сравнения.
Нет необходимости, чтобы человек был подписан только на одну референтную группу в любой момент времени. Люди могут обращаться одновременно к нескольким референтным группам, что иногда может вызывать аномалии в их поведении. Кроме того, референтные группы не имеют установленного размера и не требуют, чтобы люди явно идентифицировали себя с этой группой.
Большинство референтных групп имеют тенденцию быть неформальными, т. е. они неструктурированы и не работают для достижения конкретных целей. Вместо этого членство в группе в первую очередь основано на общих интересах и ценностях. Семьи и группы сверстников являются примерами референтных групп, которые обычно неформальны. И наоборот, существуют также формальные референтные группы, в которых, в отличие от неформальных референтных групп, члены коллектива работают над достижением определенных целей, а также имеют жесткую структуру и иерархию для достижения этих целей. Например, профсоюзы и религиозные группы.
Функции референтных групп- Референтные группы предоставляют людям основу для оценки их взглядов и убеждений.
- Установка эталона измерения позволяет людям определить свою самоидентификацию и свое поведение в социальной среде.
- Кроме того, они служат источником вдохновения или стремлений для людей, которым нужно жить и работать над собой.
- Референтные группы также помогают формировать наши ценности с точки зрения того, что мы считаем правильным или неправильным. Это различие проводится, когда мы решаем, каким ценностям мы хотим подражать, а какие отвергать.
- Наконец, они позволяют нам погрузиться в новую среду, предоставляя нам стандарт, которому мы должны следовать, чтобы мы могли лучше вписаться в нее.
Гарольд Келли (1952) выделил два различных типа референтных групп на основе функций, которые они выполняют –
- Нормативные референтные группы – 051
Нормативные эталонные группы служить источником норм, ценностей и установок личности. Это группы, на которые люди смотрят, чтобы понять, как вести себя в той или иной среде. Например, новый сотрудник в организации будет обращаться к старшим сотрудникам, чтобы понять, какой кодекс поведения является приемлемым в этой организации.
- Сравнительные эталонные группы –
Сравнительные эталонные группы – это группы, которые люди используют в качестве эталона, с которым они сравнивают себя в процессе самооценки. Например, в футбольной команде юные игроки могут сравнивать себя со своими более опытными коллегами с точки зрения навыков, техники и производительности.
Американский социальный психолог Теодор Ньюкомб далее различал два основных типа референтных групп на основе характера сравнения –
- Положительные референтные группы –
Положительная референтная группа – это группа, членом которой люди стремятся стать. Люди обычно восхищаются моделями социализации и поведения и отношениями этой группы и хотят подражать им.
- Отрицательные референтные группы –
Отрицательная референтная группа – это группа, которую люди не одобряют и используют свои модели поведения, мнения и установки в качестве стандарта, которого следует избегать.
Характеристики референтных групп- Референтные группы устанавливают идеалы поведения и отношения, ценности и идеологии для тех, кто к ним относится.
- Они не являются организованными группами людей, которые сознательно или преднамеренно выступают за то, чтобы представлять определенные социальные ценности. Вместо этого их можно понимать как концептуальные группы, потому что они не являются группами членства.
- Чтобы стать членом референтной группы, люди должны принять образ жизни и ценности группы. Например, иммигранты в западных странах учатся включать западную культуру в свой образ жизни, чтобы развивать чувство принятия и принадлежности.
- Референтная группа человека находится в постоянном движении. Когда мы вступаем в новую социальную среду или в новые этапы жизни, мы меняем референтные группы, на которые ориентируемся для самооценки.
Читайте также: Первичные и вторичные группы
ВажностьВыдающийся социальный психолог Музафер Шериф предположил, что люди являются единственным известным видом, который демонстрирует поведение референтной группы, изменяя свое поведение на основе изучения их социальных среда. Это делается либо путем ассимиляции ценностей других людей или групп, либо путем противоречия социальным стандартам других людей или групп.
- Таким образом, референтные группы становятся источниками понимания человеком самоидентификации, познания и восприятия.
- Кроме того, они позволяют людям оценивать свое поведение и результаты в любой конкретной социальной или профессиональной ситуации.
- Референтное групповое поведение существует в сложных обществах, таких как наше, которые гордятся своей капиталистической и промышленной структурой. В таких сообществах изучение поведения референтной группы может быть средством для понимания социальных отношений и установок.
- Референтные группы могут вызвать чувство относительной депривации. Например, предположим, что человек предпочитает сравнивать себя с референтной группой, представляющей более высокий социально-экономический класс. В этом случае они могут чувствовать себя неадекватными из-за неравных возможностей и доступа к ресурсам.
- Теория поведения референтной группы отвечает на вопрос, почему люди ведут себя определенным образом в конкретных социальных ситуациях. Однако он не предлагает никаких средств контроля или изменения такого поведения.
- Теория референтных групп также понимается только односторонне, т.е.; В нем обсуждается только то, как референтные группы влияют на поведение людей, которые стремятся стать членами группы, а не то, как членство человека влияет на референтную группу.
Будучи социальными существами, люди врожденно тянутся друг к другу и от природы обладают способностью подражать чужому поведению. Эти знания составляют основу теории референтных групп. Работа этой теории направлена на объяснение и анализ человеческого поведения в различных социальных средах и условиях, а также на понимание того, как люди оценивают себя, чтобы прийти к более глубокому пониманию своей самоидентификации.
Ссылки
T, J. (2017, 7 октября). Социология блок 13 Ref. Группа . Середина. https://medium.com/@jacobthanni/sociology-unit-13-ref-group-b5cc7c0576f7.
Уильямс, Ю. (2015). Референтная группа в социологии: определение, примеры и типы . Исследование.com | Пройдите онлайн-курсы. Заработайте кредит колледжа. Исследовательские школы, степени и карьера. https://study.com/academy/lesson/reference-group-in-sociology-definition-examples-types.htm
Encyclopedia.com. (н.д.). ». Международная энциклопедия социальных наук. . Энциклопедия.com. 16 июня 2021 г. . Encyclopedia.com. https://www.encyclopedia.com/social-sciences-and-law/sociology-and-social-reform/sociology-general-terms-and-concepts/reference.
Группы ссылок: значение, типы, первичные и вторичные группы ссылок . iEduNote. (2021, 13 июня). https://www.iedunote.com/reference-groups.
Britannica, T. Editors of Encyclopaedia (10 февраля 2010 г.). Социальная группа. Британская энциклопедия. https://www.britannica.com/topic/social-group
Справочная группа – IResearchNet . Психология. (2016, 31 января). http://psychology.iresearchnet.com/social-psychology/social-influen/
отрицательная референтная группа . Оксфордский справочник. (н.д.). https://www.oxfordreference.com/view/10.1093/oi/authority.20110810105453735.
положительная референтная группа . Оксфордский справочник. (н.д.). https://www.oxfordreference.com/view/10.1093/oi/authority.20110803100339694#
Категории Основные понятия, Психология, Социологический словарьCopyright © 2023 The Sociology Group
6.1 Типы групп – Введение в социологию 3e
Цели обучения
К концу этого раздела вы должны уметь:
- Различать первичные и вторичные группы.
- Распознавание своих и чужих групп как подтипов первичных и вторичных групп
- Дайте определение референтным группам
Большинство из нас чувствует себя комфортно, употребляя слово «группа», не задумываясь над ним. Часто мы имеем в виду разные вещи, когда используем это слово. Можно сказать, что собаку видела группа детей, и это может означать 250 студентов в лекционном зале или четверо братьев и сестер, играющих на лужайке перед домом. В повседневном использовании это может быть общий термин, хотя он имеет важное клиническое и научное значение. Более того, концепция группы играет центральную роль в том, как мы думаем об обществе и человеческих взаимодействиях. Так как же нам более точно отточить значение для социологических целей?
Определение группы
Термин «группа» является аморфным и может относиться к широкому кругу собраний, от двух человек (подумайте о «групповом проекте» в школе, когда вы сотрудничаете с другим учеником), клубе, регулярном собрании друзей или люди, которые работают вместе или разделяют хобби. Короче говоря, этот термин относится к любой группе, состоящей как минимум из двух человек, которые взаимодействуют с определенной частотой и разделяют ощущение, что их идентичность каким-то образом связана с группой.
Другим примером негруппы являются люди, которые имеют схожие характеристики, но никак не связаны друг с другом. Эти люди считаются категорией, и, например, все дети, родившиеся примерно в 1980–2000 годах, называются «миллениалами». Почему миллениалы — это категория, а не группа? Потому что, хотя некоторые из них могут разделять чувство идентичности, в целом они не часто взаимодействуют друг с другом.
Интересно, что люди внутри агрегата или категории могут стать группой. Во время стихийных бедствий люди по соседству (совокупность), которые не знали друг друга, могли стать дружелюбными и зависеть друг от друга в местном приюте. После катастрофы, когда люди возвращаются к простому проживанию рядом друг с другом, чувство сплоченности может сохраниться, поскольку все они имеют общий опыт. Они могут оставаться группой, готовясь к чрезвычайным ситуациям, координируя поставки в следующий раз или по очереди заботясь о соседях, которым нужна дополнительная помощь.
Точно так же в одной категории может быть много групп. Возьмем, к примеру, учителей. В рамках этой категории могут существовать такие группы, как профсоюзы учителей, учителя-инструкторы или сотрудники, участвующие в PTA.
Типы групп
Социолог Чарльз Хортон Кули (1864–1929) предположил, что группы можно условно разделить на две категории: первичные группы и вторичные группы (Cooley 1909). Согласно Кули, первичные группы играют наиболее важную роль в нашей жизни. Первичная группа, как правило, довольно мала и состоит из людей, которые обычно общаются лицом к лицу в долгосрочных эмоциональных отношениях. Эта группа обслуживает эмоциональные потребности: экспрессивные функции, а не прагматические. Первичную группу обычно составляют значимые другие, те люди, которые оказывают наибольшее влияние на нашу социализацию. Лучшим примером первичной группы является семья.
Вторичные группы часто бывают более крупными и безличными. Они также могут быть сфокусированы на задаче и ограничены во времени. Эти группы выполняют инструментальную функцию, а не экспрессивную, а это означает, что их роль больше ориентирована на цель или задачу, чем на эмоциональную. Классная комната или офис могут быть примером вторичной группы.
Ни первичные, ни вторичные группы не связаны строгими определениями или установленными ограничениями. На самом деле люди могут переходить из одной группы в другую. Группа сотрудников, например, может начать как второстепенная группа, но по мере того, как сотрудники будут работать вместе в течение многих лет, они могут найти общие интересы и прочные связи, которые превратят их в основную группу. Как мы обсудим в главе о средствах массовой информации и технологиях, даже онлайн-сети людей с общими интересами могут иногда переходить из статуса второстепенной в основную группу.
Социология в реальном мире
Лучшие друзья, которых она никогда не встречала
Писатель Эллисон Леви работала одна. Хотя ей нравилась свобода и гибкость работы из дома, ей иногда не хватало сообщества коллег, как для практических целей мозгового штурма, так и для общения. Леви сделала то, что делают многие в эпоху Интернета: она нашла группу других писателей в Интернете через веб-форум. Со временем группа примерно из двадцати писателей, которые все писали для одной и той же аудитории, отделилась от более крупной группы и начала частный форум только по приглашению. В то время как писатели в целом представляют все гендеры, возрасты и интересы, эта группа в конечном итоге стала собранием двадцати-тридцатилетних женщин, которые писали художественную литературу для детей и молодежи.
Поначалу форум писателей был явно второстепенной группой, объединенной профессиями участников и рабочими ситуациями. Как объяснил Леви, «в Интернете вы можете присутствовать или отсутствовать так часто, как хотите. Никто не ждет твоего появления». Это было полезное место для поиска информации об издателях, недавно опубликованных книгах и авторах, а также о тенденциях в отрасли. Но со временем Леви обнаружил, что это служит другой цели. Поскольку группа разделяла и другие характеристики помимо того, что они писали (например, возраст и пол), их разговор, естественно, перешел к таким вопросам, как воспитание детей, старение родителей, здоровье и физические упражнения. Леви нашел, что это было приятное место для разговоров на любые темы, а не только для письма. Кроме того, когда люди не публиковали сообщения в течение нескольких дней, другие выражали беспокойство, спрашивая, слышал ли кто-нибудь о пропавших без вести писателях. Дошло до того, что большинство участников сообщали группе, если они путешествовали или им нужно было какое-то время не в сети.
Группа продолжала делиться. Один из участников сайта, который переживал тяжелую семейную болезнь, написал: «Я не знаю, где бы я был без вас, женщины. Так здорово иметь место, где можно выговориться, и я знаю, что это никому не повредит». Аналогичные чувства разделяли и другие.
Так это основная группа? Большинство из этих людей никогда не встречались друг с другом. Они живут на Гавайях, в Австралии, Миннесоте и по всему миру. Они могут никогда не встретиться. Леви недавно написал группе, сказав: «Большинство моих «реальных» друзей и даже мой муж на самом деле не понимают, что такое писать. Я не знаю, что бы я делал без тебя». Несмотря на расстояние и отсутствие физического контакта, группа явно удовлетворяет потребность в самовыражении.
Рисунок 6.2 Студенты инженерных и строительных специальностей собираются вокруг рабочего места. Как ваши академические интересы определяют вашу группу «свою» и «чужую»? (Источник: USACEpublicaffairs/flickr)
Внутренние и внешние группы
Одним из способов, которым группы могут быть влиятельными, является включение и, наоборот, исключение. Чувство, что мы принадлежим к элите или избранной группе, является пьянящим, в то время как чувство того, что нас не пускают внутрь или что мы соревнуемся с группой, может мотивировать по-другому. Социолог Уильям Самнер (1840–1819 гг.).10) разработал концепции ингруппы и аутгруппы для объяснения этого феномена (Sumner 1906). Короче говоря, мы-группа — это группа, к которой человек чувствует, что принадлежит, и считает ее неотъемлемой частью себя. И наоборот, чужая группа — это группа, к которой кто-то не принадлежит; часто мы можем чувствовать презрение или конкуренцию по отношению к чужой группе. Спортивные команды, союзы и женские клубы являются примерами своих и чужих групп. Первичные группы состоят как из своих, так и из чужих групп, как и вторичные группы.
В то время как групповая принадлежность может быть нейтральной или положительной, концепция своих и чужих групп также может объяснить некоторые негативные проявления человеческого поведения, такие как движения сторонников превосходства белой расы. Определяя других как «не таких, как мы» и низших, ингруппы могут в конечном итоге практиковать этноцентризм, расизм, сексизм, эйджизм и гетеросексизм — манеры отрицательно судить о других на основе их культуры, расы, пола, возраста или сексуальности.
Часто ин-группы могут образовываться внутри вторичной группы. Например, на рабочем месте могут быть группы людей, от топ-менеджеров, которые вместе играют в гольф, до инженеров, которые вместе пишут код, до молодых одиноких людей, которые общаются в нерабочее время. Хотя эти внутренние группы могут проявлять фаворитизм и близость к другим членам своей группы, организация в целом может быть неспособна или не желает признать это. Следовательно, стоит с осторожностью относиться к политике ин-групп, поскольку члены могут исключать других как форму получения статуса в группе.
Большая фотография
Запугивание и киберзапугивание: как технологии изменили игру
Большинство из нас знает, что старая поговорка «палки и камни могут сломать мне кости, но слова никогда не повредят мне» неверна. Слова могут причинить боль, и это никогда не бывает так очевидно, как в случаях издевательств. Запугивание часто достигает крайней степени жестокости у детей и молодых людей. Люди на этих этапах жизни особенно уязвимы для чужого мнения и глубоко привязаны к своим сверстникам. Сегодня киберзапугивание находится на подъеме. Киберзапугивание может включать в себя отправку угрожающих текстов, оскорбление кого-либо на общедоступном форуме (например, в социальных сетях), взлом чьей-либо учетной записи и выдачу себя за них, размещение постыдных изображений в Интернете и так далее. Исследование, проведенное Исследовательским центром киберзапугивания, показало, что 28 процентов подростков становились жертвами киберзапугивания (Hinduja and Patchin, 2019).). Сильные издевательства могут привести к суицидальным мыслям и попыткам самоубийства (John, 2018). Исследователи отметили, что учащиеся, подвергшиеся издевательствам лично и в Интернете, в одиннадцать раз чаще пытались покончить жизнь самоубийством (Hinduja, 2018). В то время как запугивание лицом к лицу требует готовности взаимодействовать с вашей жертвой, киберзапугивание позволяет хулиганам преследовать других, не выходя из дома, не наблюдая за ущербом воочию. Эта форма издевательств особенно опасна, потому что она широко доступна и, следовательно, ее легче осуществить. Киберзапугивание может создать ощущение беспомощности и неизбежности, потому что виктимизация не ограничена физическим местоположением. Многие жертвы сообщают о преследовании на нескольких платформах или в разных форматах одновременно.
Киберзапугивание впервые попало в заголовки международных газет в 2010 году, когда пятнадцатилетняя девочка Фиби Принс из Саут-Хедли, штат Массачусетс, покончила жизнь самоубийством после того, как девочки в ее школе безжалостно издевались над ней. После ее смерти хулиганы были привлечены к ответственности, а штат принял закон о борьбе с издевательствами. Это ознаменовало собой значительное изменение отношения к издевательствам, в том числе к киберзапугиванию, в Соединенных Штатах. В настоящее время для школ, семей и сообществ существует множество ресурсов для обучения и профилактики по этому вопросу. Платформы социальных сетей и их материнские компании также предпринимают шаги (часто под давлением со стороны сообщества) для улучшения возможностей обнаружения киберзапугивания и сообщения о нем.
Согласно отчету, опубликованному в 2013 году Национальным центром образовательной статистики, почти каждый третий (27,8%) ученик сообщает, что подвергается издевательствам со стороны своих одноклассников. Семнадцать процентов студентов сообщили, что стали жертвами киберзапугивания. В целом молодежь ЛГБТК подвергается нападкам чаще, чем другая молодежь, а представители меньшинств в целом чаще становятся жертвами киберзапугивания (Hinjuda & Patchin, 2020). Наконец, взрослые (особенно студенты колледжей) также часто становятся жертвами и виновниками киберзапугивания.
Референтные группы
Рисунок 6.3 Спортсмены часто рассматриваются как референтная группа для молодежи. (Источник: неорганический/ flickr)
Референтная группа — это группа, с которой люди сравнивают себя, — она обеспечивает стандарт измерения. В американском обществе группы сверстников являются обычными референтными группами. Дети и взрослые обращают внимание на то, что носят их сверстники, какую музыку они любят, чем занимаются в свободное время, и сравнивают себя с тем, что видят. У большинства людей более одной референтной группы, поэтому ученик средней школы может посмотреть не только на своих одноклассников, но и на друзей своего старшего брата и увидеть другой набор норм. И он мог бы наблюдать за поведением своих любимых спортсменов в качестве еще одной точки отсчета.
Некоторыми другими примерами референтных групп могут быть культурный центр, рабочее место, семейное собрание и даже родители. Часто референтные группы передают конкурирующие сообщения. Например, на телевидении и в кино молодые люди часто имеют замечательные квартиры и автомобили и ведут активную общественную жизнь, несмотря на отсутствие работы. В музыкальных клипах молодые женщины могут танцевать и петь в сексуально агрессивной манере, что свидетельствует об опыте не по годам. В любом возрасте мы используем референтные группы, чтобы направлять наше поведение и устанавливать наши социальные нормы. Итак, насколько важно окружить себя положительными референтными группами? Вы можете не признавать референтную группу, но она все равно влияет на то, как вы действуете. Определение референтных групп может помочь вам понять источник социальной идентичности, к которой вы стремитесь или от которой хотите дистанцироваться.
Социология в реальном мире
Колледж: мир своих, чужих и референтных групп
Рисунок 6.4 В какое братство или женское общество вы бы вписались, если таковые имеются? День набора в женский клуб предлагает студентам возможность узнать об этих различных группах. (Фото: Texas A&M/flickr)
Для студента, поступающего в колледж, социологическое изучение групп приобретает непосредственное практическое значение. В конце концов, когда мы приезжаем в новое место, большинство из нас оглядывается, чтобы увидеть, насколько хорошо мы вписываемся или выделяемся так, как хотим. Это естественная реакция на референтную группу, а в большом кампусе может быть много конкурирующих групп. Скажем, вы сильный спортсмен, который хочет заниматься очным спортом, а ваши любимые музыканты — местная панк-группа. Вы можете обнаружить, что взаимодействуете с двумя очень разными референтными группами.
Эти референтные группы также могут стать вашими внутренними или внешними группами. Например, различные группы в кампусе могут предложить вам присоединиться. Есть ли в вашей школе братства и женские клубы? Если да, то, скорее всего, они попытаются убедить студентов — то есть студентов, которых они считают достойными, — присоединиться к ним. И если вы любите играть в футбол и хотите играть в команде кампуса, но вы носите рваные джинсы, армейские ботинки и футболку местной группы, вам может быть трудно убедить футбольную команду дать вам шанс. В то время как большинство студенческих групп воздерживаются от оскорблений конкурирующих групп, существует определенное чувство противопоставления своей группы чужой. «Их?» может сказать член. «С ними все в порядке, но их вечеринки далеко не такие классные, как наши». Или: «Только серьезные инженеры присоединяются к этой группе». Эта немедленная категоризация на свои и чужие группы означает, что учащиеся должны тщательно выбирать, поскольку любая группа, с которой они связаны, может определить их друзей на несколько лет вперед.