Фокус внимания это направленность сознания на определенный предмет: Фокус внимания: почему сейчас важно смотреть не по сторонам, а на себя

Содержание

Фокус внимания: почему сейчас важно смотреть не по сторонам, а на себя

10 451

Антистресс

Фокус внимания — это сосредоточенность сознания на определенной цели. У каждого она своя. Чем активнее мы на ней концентрируемся, тем в большей степени наполняем энергией, и желаемые события начинают проявляться в жизни.

Если происходит что-то отвлекающее от цели, фокус внимания переключается на эту ситуацию. Она может быть тревожной, стрессовой или, наоборот, радостной — в любом случае формируются новые мысли и эмоции. Когда они позитивные, человек отвлекается, но может легко вернуть внимание в нужное русло, проявив сознательность. В случае с негативным настроем сделать это гораздо сложнее.

Мы не можем сфокусироваться на цели очень долго — от одного-трех дней до нескольких месяцев

В зависимости от направленности мыслей и эмоций формируется и телесная реакция. При переживании негатива человеку хочется плакать, кричать, он злится и обижается. Как следствие, возникают зажимы в теле, появляется боль в определенном участке, иногда и повышенный голод. Если внимание постоянно рассеивается или концентрируется на стрессовых ситуациях, со временем возникают расстройства, хронические заболевания.

Чтобы этого не происходило, необходимо сместить фокус с внешних обстоятельств на себя. События в нашей жизни во многом зависят от того, на чем мы сосредотачиваемся. Не стоит пытаться изменить этот мир: нужно начать с собственных целей и установок.

Как помогает смещение фокуса внимания

За внимание человека борется очень много факторов, так как это один из главных ресурсов — именно от него зависит качество нашей жизни. И смещение фокуса на себя может значительно его повысить:

  • Уменьшается физиологический эффект стресса, болезни или боли. Осознанность ума и тела позволяет не столь бурно реагировать на негативную информацию и ситуации.

  • Устраняются стрессовые переживания. Если мы научимся обращать внимание на себя, у нас будет меньше эмоциональных реакций — и мы не будем так остро отзываться на внешние обстоятельства.

  • Легче переносятся перемены и потери. Работая над собой, мы начинаем осознавать, что любые изменения — лишь начало нового жизненного этапа. И тогда они воспринимаются не как утрата, а как новые возможности.

  • Развивается открытость к позитивным изменениям. Наша повседневная жизнь улучшается, и словно сами собой начинают происходить судьбоносные события.

  • Сохраняется спокойствие и ясность ума в каждый момент. Мы становимся менее подвержены панике, поэтому в стрессовых ситуациях действуем организованно, исходя из поставленных целей.

  • Расширяется доступ к внутренним ресурсам для исцеления. Радостное ощущение жизни становится более осознанным. Высвобождается огромное количество энергии, которую организм может использовать для собственного восстановления.

  • Формируются волевые качества. Будучи сконцентрированными на своих целях, мы проявляем большую настойчивость и меньше «рассеиваемся» на внешние обстоятельства.

Но научиться концентрироваться на себе в один момент нельзя. Для этого необходимо регулярно практиковаться, используя специальные техники.

Упражнения для развития внимания

Чтобы научиться смещать фокус концентрации на себя и собственные цели, выберите практики, которые придутся по душе. Они не должны вызывать дискомфорт. Их плюс не только в самой смене фокуса, но и в возможности отвлечься, заземлиться, успокоить тело и ум.

Уделяйте упражнениям ежедневно определенное время и занимайтесь в тихом месте, где вас никто не побеспокоит. Не позволяйте себе делать что-либо небрежно: концентрируйтесь на каждом движении, мысли, словно они имеют жизненно важное значение.

Сканирование тела

Наша индивидуальность скрыта за мышечным панцирем, который определяет не только наш внешний облик, но и самочувствие. В стрессовых ситуациях мышцы зажимаются, поза становится неестественной, движения — скованными. Как результат, развиваются неврозы, артроз, болезни желудка, подавляются сексуальные желания, возникает агрессивность.

Напряженный мышечный панцирь сковывает личностный рост

Телесно-ориентированная терапия — целый комплекс психотерапевтических методов. Она направлена на расслабление тела и избавление от негативных установок. Отсутствие зажимов в мышцах помогает осознать и принять цели и желания, стать на путь развития и самосовершенствования.

В рамках практики «Сканирование тела» внимание фокусируется на телесных ощущениях. Поочередно, как сканер, мы охватываем каждый участок нашего организма, начиная с макушки. Эта техника позволяет абстрагироваться от навязчивых мыслей и перевести внимание на тело.

Упражнение на концентрацию

Сядьте или лягте так, чтобы вам было удобно ваше положение. Медленно вдохните и выдохните носом, отпустите напряжение. Сконцентрируйтесь на области глаз, возвращайте туда внимание, если оно «убегает».

Выберите перед собой точку и смотрите на нее, не отводя взгляд. Представьте, что вы увидели там что-то пугающее, и распахните глаза как можно шире. Повторите 2-3 раза это упражнение.

Затем опять сосредоточьтесь на точке, сделайте несколько вдохов и выдохов — и полностью расслабьте глаза. Повращайте ими в разные стороны по 20 раз, потом посмотрите вверх-вниз, в стороны, по диагонали — столько же раз.

Завершайте упражнение несколькими глубокими вдохами. Выполняйте его два раза в день утром и вечером в течение трех-пяти минут.

Медитативные практики

Медитация очищает ум и позволяет ознакомиться с механизмами внимания. Техники, направленные на самоосмысление, делают человека здоровее, сильнее, нормализуют энергетические потоки.

Самая простая медитация заключается в концентрации на дыхании. Сядьте так, чтобы спина была прямая. Положите кисти рук на колени. Сделайте медленный вдох, внимательно наблюдая за тем, как воздух проходит через легкие и наполняет тело изнутри. Выдох должен быть столь же осознанным: вас ничего не должно отвлекать.

Если беспокоят различные мысли, просто понаблюдайте, как они пролетают мимо

Не сосредотачивайтесь на них: пусть уходят, как плывущие по морю корабли. Уделяйте медитации 10-15 минут ежедневно, постепенно увеличивая время. Скоро вы заметите, что стали спокойнее и менее подвержены стрессу.

Переводя фокус на себя, мы эффективнее концентрируемся на целях и не растрачиваем попусту энергетические ресурсы. Благодаря этому достигаем в жизни большего, а наш путь становится успешнее и легче.

Клинический психолог, арт-терапевт, член Национальной арт-терапевтической ассоциации.

Личный сайт

Текст:Редакция Psychologies.ru

Новое на сайте

«Ненавижу людей, когда они чем-то пахнут или шумят. А от их лиц вообще тошнит»

Ученые определили формулу идеальной анкеты для онлайн-знакомств

Депрессия у близкого: как понять и чем помочь

«Мне с тобой скучно»: как пережить период плато — 2 простых шага

Не дочь, а жена: как выйти из позиции ребенка в отношениях с мужем

«Синдром счастливой девушки» в ТикТоке: когда чрезмерная мечтательность вредит вам

«Мне 49, матери 73 — и она до сих пор командует мной, унижает и учит жизни. Как вести себя с ней?»

Как ухаживать за кожей летом в городе

Вопрос 37. Определение, виды, функции внимания. Внимание в классической психологии сознания и его современное понимание. Основные свойства и их экспериментальные исследования. Нарушения внимания.

Определение внимания.

Внимание – это направленность психики, сознания на определенный объект, имеющий для личности устойчивую или ситуативную значимость. Оно предполагает повышение функционирования сенсорики, памяти, интеллекта. Внимание может быть направлено на процессы, происходящие внутри нас и на предметы окружающего мира. Внимание обеспечивает положительную задержку активности на том или ином предмете. Установка определяет выбор тех или иных впечатлений, событий, концентрацию на них психической энергии. Таким образом, внимание – специфическая человеческая психическая деятельность, которая служит для трансформации тех или иных установок импульсивного поведения. Внимание является сквозным психическим процессом, так как никогда не выступает отдельно, а только вместе с какой-либо деятельностью, как ее сторона или характеристика. Внимание не имеет особого содержания, оно находится внутри всех процессов. Сущность внимания заключается в направленности, которая определяет селекцию информации, предполагающую произвольный и непроизвольный выбор объектов и более длительную обработку, сохраняющуюся в сознании. Сущность также заключается в сосредоточенности субъекта на объекте.

Виды внимания.

Различаются (Добрынин) три вида внимания:

— непроизвольное внимание как непреднамеренно возникающая ориентировочная реакция;

— произвольное внимание, связанное с целенаправленными волевыми усилиями; и

— постпроизвольное внимание, когда в результате сдвига мотива на цель выполнение действия осуществляется без значительных волевых усилий.

В непроизвольном выделяют:

  • вынужденное – определяется видовым опытом субъектом и обусловлено внешними факторами среды;

  • невольное – зависит от индивидуального опыта, проявляется в минуты отдыха, может быть длительным и устойчивым при сильном интересе, привлекают его объекты, которые находятся ближе всего, более значимы и более бросаются в глаза;

  • привычное – обусловлено установками субъекта и намерением выполнить ту или иную деятельность, внимание к алгоритму деятельности (водитель – знаки).

В произвольном:

Функции внимания.

(а) избирательность деятельности – отбор материала

(б) направленность деятельности

(в) активность деятельности

(г) улучшение качества любой деятельности

(д) отбор и удержание значимых воздействий

(е) регуляция и контроль деятельности – направляем энергию (интеграция, встраивание, расширение и углубление знания)

Внимание в психологии сознания и современное понимание.

Так внимание являлось фундаментальным свойством сознания — центрального предмета в этой школе, то вниманию было посвящено множество исследований.

В психологии сознания существовало три метафоры сознания и связанных с ним три метафоры внимания:

1. Структурная метафора сознания Вундта:

Вундт «Сознание и внимание».

Вниманием называется процесс происходящий при более ясном восприятии ограниченной по сравнению со всем полем содержаний сознания.

«Внимание определяется как состояние сознание, степень сознательности которая обеспечивает улучшение эффективности деятельности. С вниманием связано состояние интереса (аффективное переживание), а также определенный комплекс кожных и кинестетических ощущений, которые можно представить как эмпирическую реальность для разговорного термина внимание. При внезапном возникновении внимания в сознании происходит переструктурирование всех его содержаний по принципу ясности и нахождений содержаний в фокусе или на периферии. В этом смысле внимание становится тождественно сенсорной ясности. Распределение содержаний на ясные или темные является единственным и характерным признаком внимания как душевного процесса (присутствие в сознании чувств или кинестетических ощущений не является обязательным. Однако, ясность представления зависит скорее от собственной концентрации сознания на чем-то и возможности его произвольного переключения, чем от характера самого представления

Джеймс.

Метафора потока. Сознание – это поток, одно из важнейших свойств потока избирательность – внимание это и есть избирательность потока сознания. Основная функция отбор, селекция.

Титченер. Метафора волны. Сознание это река, на пути течения сознания может встретиться препятствие. Внимание это волна, эффекты волны его характеризуют:

Критерии внимания изнутри:

1. ясность сознательных представлений. На гребне волны все сенсорные переживания ясные.

2. отчетливость. (все сенсорные переживания отделены друг от друга)

3. самозадержка. Фиксация сознания на каких-то впечатлениях.

Критерии описывающие внимание извне:

1. продуктивность деятельности

2. телесные сопровождения деятельности.

Теории внимания в когнитивной психологии. Это современный подход. Основное внимание селективности и объему внимания.

Подходы когнитивной психологии к изучению механизмов внимания.

Здесь необходимо выделить три класса теорий:

Этот подход был сосредоточен на исследовании механизмов селекция, выбора одно или другого объекта, в основном на материале перцептивного материала. Эти исследования начались с рассмотрения феномена вечеринки с коктейлем — ситуация совершения субъектом произвольного или непроизвольного перцептивного выбора. Это привело к созданию методики селективного слушания (повторения) Черри: ситуация выбора одного и игнорирования других одновременно подаваемых сообщений. Повторение состояло в задаче моментального воспроизведения релевантного (определенного задачей) сообщения, отстраиваясь от нерелевантного каналов. Это позволило создать несколько моделей селективного внимания первая из которых (модель ранней селекции) была создана Бродбентом в его работе «Восприятие и коммуникация». Функционирование внимания сравнивалось с работой электромеханического устройства — фильтра, отбирающего информацию на основе сенсорных признаков и работающего по принципу ‘все или ничего’.

Он исходил из следующего: перерабатывающая, перцептивная система представляет из себя канал с ограниченной пропускной способностью (восприятие ограниченного количество информации в единицу времени). Ограниченную способность определяет нахождение определенного блока, механизма перед этим каналом, называемый фильтром, работающим согласно определенным закономерностям задачи, его настройки. Информация попадает извне в сенсорный регистр, затем в КП (здесь информация попадает и сохраняется полностью и обрабатывается параллельно), после фильтра остается часть информации, так как фильтр связан с системой долговременной памяти (хранилище условных вероятностей прошлых событий), определяющей что надо извлекать из этого информационного потока (например инструкция, настраивающая фильтр на определенный аспект информации). Таким образом внимание это есть фильтр в системе переработки информации, делающий возможным восприятие в системе с ограниченной пропускной способностью, настроенный на определенные аспекты стимуляции (физические признаки: слева-справа, громче-тише, мужской-женский).
Однако возникает проблема именно физических признаков настройки (собственное имя на ‘вечеринке с коктейлем’ опознается сразу, хотя фильтр и не настроен). И здесь возникает идея настройки фильтра на семантические признаки и полемика о том, где расположен фильтр — либо до перцептивной перерабатывающей системы, либо прямо перед ответом Теория Нормана и Дойч: внимание это не фильтр и вся перцептивная система работает параллельно, а внимание — это настройка на уровне ответа. В памяти существуют центральные детекторы, активация которых служит с механизмом восприятия. Эти структуры находятся под влиянием двух потоков информации — периферической и центральной, последний поток определяется интегральной характеристикой значимости данного сообщения или объекта (pertinense) — модель уместности). А.Трейсман заняла промежуточную позицию: существует и фильтр настроенный на физические признаки и на более сложно организованные аспекты информации (фонетические, грамматические, семантические) и в зависимости от важности сигнала возможна переработка даже не из релевантного канала.
Это модель ‘дерева’ — существует несколько уровней фильтрации в зависимости от сложности задачи, смысла, ожиданий — на любом уровне информация, которая ранее задерживалось могла быть пропущена. Таким образом селективные теории внимания это модели в которых важную роль играет механизм отсева одной информации и пропуска другой. Проблема состояла в месте фильтра или в уровневой организации фильтра. (Эксперименты по настройке what is hell!).

Теории направленные на изучение силовой характеристики внимания Д Канемана * отвечали на вопрос о том, что определяет политику распределения степени внимания, энергии на разные объекты. Несколько тезисов этого подхода:

Внимание — это трата психических сил на что-то и акт внимания соотносим с умственным усилием (активацией), который определяется не столько желаниями и сознательными интенциями субъекта, сколько объективной сложностью поставленной задачи. Эквивалентом психической затраченной энергии в физиологии является активация.

(Иллюстрация этого тезиса возможна на примере закона Йорка-Додсона: там где активация высока, там эффективность деятельности или трата внимания наиболее сильна. Там где активация низка, то мало и психической энергии, например при легкой, автоматизированной работе. При максимуме активации происходит разрушение решения трудной задачи. Внимание затрачивается на сосредоточение на каком-то мотивационном аспекте и на остальное его не хватает.

Законы распределения ресурсов психической энергии позволяют построить модель: политика распределения ресурсов внимания позволяет выбрать и осуществить специфические формы ответной активности. Ресурсы же (или активация) ограничены на каждый данный момент в зависимости от состояния субъекта (сон, возбуждение, гипервозбуждение и т.д.). Главным фактором распределения ресурсов для человека является блок оценки требований задачи к ресурсам внимания (). Это блок контроля определяющие сложность, необходимость и т.д. задачи. Здесь же существует еще один блок ‘постоянные правила’ который работает по законам непроизвольного внимания и могут вмешаться в момент решения задачи и учесть изменение ситуации и перераспределить энергию между задачами. Также на распределение энергии влияет блок действующих в данный момент интенций, работающих по принципу произвольных действий. Еще на политику влияет общее активационное состояние. При падении его ниже какого-то значения выполнение задач невозможно. На активацию в общем виде влияют всякие факторы (arousal) — Детерминанты активации. Сама активация может проявляться не только в продуктивном решении задач при распределении внимания, но и в проявлении физиологических индикаторов активации (вызванные потенциалы, альфа-волны, изменения диаметра зрачка (наиболее важный и прямо коррелирующий с процессами внимания показатель)).

Вопрос о возможности распределения внимания на несколько задач (который в модели Бродбента нельзя распределять, а можно только быстро переключать) решается Канеманом введением гипотетического отношения затраченных и требуемых для задачи усилий (Здесь нужен график отношения между реально затрачиваемыми усилиями и объективной сложностью задачи включающим понятия пределов ресурсов и дельта-ресурсов) Таким образом распределять внимание можно при наличии достаточности ресурсов для их решения. Для проверки этого было проведено экспериментальное исследование ситуации двух задач: первичная задача (которая мотивируется: за успешное решение в течении длительного времени за каждый час прибавлялось 10-15 $ при успешном решении основной задачи). Задача состояла из легкого * (требующего мало ресурсов) и трудного (их откачивающих). (График результатов). По оси ординат откладывался процент ошибок. Вторая задача — наблюдение на экране разных объектов с инструкцией немедленной реакции на появление буквы D. По оси OX — эффективность решения обоих задач. В решении основной задачи — малый процент ошибок, по второй резкое увеличение количества ошибок при переходе от восприятия к счету. Выводы: резкое увеличение количество ошибок при переходе к трудной части основной задачи говорит о том, что все внимание испытуемого переключилось на основную задачу и ресурсов на дополнительную задачу не осталось. (# Обрыв в записи).

В лаборатории Романова обе этих позиции рассматриваются одновременно.

Все эти раздражители оказывают специфическое действие на нервную систему: интенсивность возбуждения, особая чувствительность НС, суммация возбуждений, последовательность возбуждения без утомления и адаптации, совпадение возбуждений.

Современное состояние изучения внимания в когнитивной психологии схоже по объему исследований с психологией сознания.

Свойства и эксперименты.

Статические характеристики внимания: объем, устойчивость, концентрация. Динамические характеристики: селективность, интенсивность, распределение, переключение, колебания.

Объем – для определения объема пользовались тахистоскопом (изучал Вундт, например). Количество однородных предметов, которые одновременно попадают в зону ясного и четкого восприятия. Количество находящихся в поле нашего внимания объектов является подвижным и зависит от связанности содержательно.

Устойчивость – определяется длительностью, в течение которой сохраняется концентрация внимания. Длительность зависит от возможности вскрывать в предмете новые стороны и связи.

Концентрация – это сосредоточенность. Концентрация означает, что имеется фокус, в котором собрана психическая и сознательная деятельность. Концентрация определяется повышением интенсивности сигнала при ограничении поля восприятия. Включает единство интенсивности и узости объема внимания.

Селективность – характеристика внимания, связана с особенностью функционирования доминантного очага. Говорит о способности нашего внимания выделять из окружающего сенсорного «шума» только существенную (релевантную) информацию для нас в данной ситуации, способность отсеивать нерелевантную.

Интенсивность – характеризуется высокой степенью сосредоточенности сознания на определенном объекте или стороне деятельности. Энергетическая характеристика.

Распределение – способность удерживать в поле внимания управлять как бы несколькими действиями сразу, сохраняя их в поле внимания. Распределение осуществляется быстрым переносом. Зависит от того, насколько связаны друг с другом различные объекты и насколько автоматизированы действия, между которыми должно распределятся внимание.

Переключение – сознательное и осмысленное перемещение внимания с той или иной скоростью с одного объекта на другой. Перенос реализуется всегда волевым усилием.

Колебания – подвержено первичным непроизвольным колебаниям. В первую очередь, колебания сенсорной ясности.

Свойства и экспериментальные исследования

1. Сосредоточенность (концентрация) – выделение сознанием объекта и направление на него внимания.

2. Устойчивость – большая сопротивляемость отвлечениям, благодаря чему человек длительное время может быть сосредоточен на каком-нибудь предмете или действии.

3. Объем внимания – количество объектов воспринимаемых одновременно.

4. Распределение – умение одновременно следить за несколькими предметами или за выполнением различных действий.

5. Переключение – сознательное перемещение внимания на новый объект.

Устойчивость.

Если поднести к уху часы, то заметите, что тиканье их то усиливается, то ослабляется и вдруг на мгновение вообще исчезает. Колебания внимания легко наблюдать и при зрительных восприятиях с помощью двойственных изображений. Что вы видите на рисунке: вазу на черном фоне или два профиля на белом? Как только человек увидит оба изображения, в силу вступают колебания внимания: изображение как бы пульсирует — вы видите то вазу, то профили.

Двойственным является и изображение усеченной пирамиды. Она кажется то выпуклой, обращенной вершиной к зрителю, то углубленной с уходящей вдаль задней стенкой. И опять-таки здесь налицо колебания внимания: стенка как бы то приближается, то удаляется от зрителя. Впрочем, колебания можно снять, если не просто рассматривать фигуру, а поставить перед собой новую, более сложную задачу. Представим себе, что перед нами изображение комнаты, которую необходимо обставить: справа поставим стол и стулья, слева на стену хорошо бы повесить картину, на пол постелить ковер, на потолок — хорошо бы люстру и т. д. Пока вы «обставляете» комнату, колебаний внимания не будет… Из этого опыта можно сделать выводы, касающиеся сохранения устойчивости внимания: необходима внешняя и внутренняя активность личности, надо ставить перед собой все новые и новые, задачи.

Большой интерес представляют методы изучения устойчивости внимания, ставшие уже классическими. Обычно используют таблицы Бурдона, состоящие из беспорядочного чередования отдельных букв, притом каждая буква повторяется в строке одно и то же количество раз. Испытуемому предлагается в течение длительного времени (3,5,10 минут) вычеркивать заданные буквы. Экспериментатор отмечает число букв, вычеркнутых в течении каждой минуты, и число пропусков. Аналогично измеряется устойчивость внимания с помощью таблиц Крепелина, состоящих из столбиков цифр, которые испытуемый должен складывать в течение длительного времени. Продуктивность работы и число допускаемых ошибок могут служить показателем колебаний внимания.

Дихотомическое прослушивание.

Концентрация.

Следующее свойство внимания – концентрация внимания. Под концентрацией внимания подразумевается степень или интенсивность сосредоточенности. А.А.Ухтомский полагал, что концентрация внимания связана с особенностями функционирования доминантного очага возбуждения в коре, он считал, что концентрация является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.

Распределение.

Проба Бурдона Под распределением внимания понимают субъективно переживаемую способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. Именно эта способность позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. Хрестоматийным примером служат феноменальные способности Юлия Цезаря, который, согласно преданию, мог одновременно делать семь не связанных между собой дел. Известно также, что Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь ответственных дипломатических документов. Однако, как показывает жизненная практика, человек способен выполнить только один вид сознательной психической деятельности, а субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких обязано быстрому последовательному переключению с одной на другую. Еще В.Вундтом было показано, что человек не может сосредоточиваться на двух одновременно предъявляемых раздражителях. Однако иногда человек действительно способен выполнять одновременно два вида деятельности. На самом деле, в таких случаях один из видов выполняемой деятельности должен быть полностью автоматизирован и не требовать внимания. Если же это условие не соблюдается, совмещение деятельности невозможно. Исследование распределения внимания имеет большое практическое значение. Для этой цели используются так называемые таблицы Шульте. На этих таблицах изображены два ряда беспорядочно разбросанных цифр, красных и черных. Испытуемый должен в определенной последовательности называть серию цифр, чередуя каждый раз красную и черную цифру. Иногда эксперимент усложняют — на красную цифру надо показывать в прямом порядке, а на черную — в обратном. Как показали исследования, у отдельных испытуемых здесь отчетливо выступают значительные индивидуальные различия. Исследователи (в частности, А. Р. Лурия) считают, что эти различия могут надежно отражать некоторые вариации силы и подвижности нервных процессов и с успехом использоваться в диагностических целях.

Переключение.

Следующее свойство внимания – переключение. Переключение означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. Переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации. Переключаемость внимания определяются скрытно, переходя от одного вида деятельности к другому.

С помощью таблиц Шультэ ( считать арабские и римские цифры в разных направлениях)

Легкость переключения у разных людей различна и зависит от целого ряда условий (прежде всего соотношение между предшествующей и последующей деятельностью и отношение субъекта к каждой из них). Чем интересней деятельность, тем легче на нее переключиться и наоборот. Переключаемость относиться к числу хорошо тренируемых качеств. Переключаемость внимания, если она происходит на непроизвольной основе, может свидетельствовать о его неустойчивости, но такую неустойчивость не всегда есть основание рассматривать как отрицательное качество. Она нередко способствует временному отдыху организма, анализатора, сохранению и восстановлению работоспособности нервной системы и организма в целом.

С переключаемостью внимания функционально связаны два разнонаправленных процесса: включение и отвлечение внимания. Первый характеризуется тем, как человек переключает внимание на нечто и полностью сосредоточивается на нем; второй — тем, как осуществляется процесс отвлечения внимания.

Для исследования переключения внимания часто используется методика «кольца Ландольта», она является универсальным средством, которое можно применять для изучения внимания людей разного возраста. Для исследования переключения внимания испытуемому дается задание: в течение первой минуты нужно находить и зачеркивать одним способом кольца одного типа (с одной ориентацией разрыва), в течение следующей минуты – кольца другого типа и так далее по очереди в течение 5 минут. При обработке результатов экспериментатор определяет количество колец, просмотренных за каждую минуту и за 5 минут в целом. Также определяется количество ошибок.

Объем.

Следующее свойство внимания – это его объем. Под объемом внимания понимается количество объектов, которые человек может охватить с достаточной легкостью одновременно. Известно, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Это ограничение вынуждает дробить поступающую извне информацию на части, не превышающие возможности обрабатывающей системы.

Таким же образом человек обладает весьма ограниченными возможностями одновременно воспринимать несколько независимых друг от друга объектов — это и есть объем внимания. Важной и определяющей его особенностью является то, что он практически не поддается регулированию при обучении и тренировке.

Исследование объема внимания обычно производится путем анализа числа одновременно предъявляемых элементов (чисел, букв и т.п.), которые могут быть с ясностью восприняты субъектом. Для этих целей используется прибор, позволяющий предъявить определенное число раздражителей так быстро, чтобы испытуемый не мог перевести глаза с одного объекта на другой. Это позволяет измерить число объектов, доступных для одновременного опознания, с помощью прибора, называемого тахистоскопом. Обычно он состоит из окошечка, отделенного от рассматриваемого объекта падающим экраном, прорезь которого может произвольно изменяться так, что рассматриваемый объект появляется в ней на очень короткий промежуток времени (от 10 до 50—100 мс). Число ясно воспринимаемых предметов и является показателем объема внимания. Если предъявляемые объекты достаточно просты и разбросаны по демонстрируемому полю в беспорядке, объем внимания колеблется от 5 до 7 одновременно ясно воспринимаемых объектов. Вообще-то объем внимания — величина индивидуально изменяющаяся, но классическим показателем объема внимания у людей считается равный 5±2.

Объем+интенсивность+длительность=устойчивость

Нарушения внимания.

Нарушения внимания — болезненные расстройства, в разной мере наблюдающиеся при утомлении и при органических поражениях мозга, прежде всего лобных долей. Характеризуются неадекватными изменениями направленности, избирательности деятельности и координации отдельных действий. Могут проявляться в сужении объема внимания, в его неустойчивости (отвлекаемость на побочные раздражители). При поражении лобных долей мозга и связанных с ними неспецифических структур нарушения внимания могут быть модально–неспецифическими и проявляться во многих видах деятельности, при восприятии любой модальности. При поражении определенной анализаторной системы нарушения внимания могут быть модально–специфическими и проявляться в работе только одной модальностью. В частности, при поражении затылочной области коры возникают нарушения зрительного внимания, при поражении височной коры — слухового.

Внимание и память: интегрированная структура

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Фейсбук
    • Твиттер
    • LinkedIn
    • Электронная почта

Укажите

Коуэн, Нельсон, Внимание и память: интегрированная структура , Oxford Psychology Series (

New York , 1998; онлайн-издание, Oxford Academic, 1 января 2008 г. ), https://doi.org/10.1093/acprof:oso /9780195119107.001.0001, по состоянию на 24 мая 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicВнимание и память: интегрированная структураКогнитивная психологияОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Мобильный Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicВнимание и память: интегрированная структураКогнитивная психологияОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

Abstract

На протяжении десятилетий фундаментальные процессы, лежащие в основе памяти и внимания, понимались в рамках «обработки информации», в рамках которой информация переходит от одного этапа обработки к другому, что в конечном итоге приводит к ответу. Однако совсем недавно попытка построить общую теоретическую основу для обработки информации была в значительной степени вытеснена двумя более поздними подходами: математическими моделями обработки и прямыми исследованиями функций мозга. В этой книге примиряются теоретические противоречия в литературе, чтобы представить важное аналитическое обновление традиционного подхода к обработке информации, модифицируя его, чтобы включить последние несколько десятилетий исследований памяти, внимания и функционирования мозга. На протяжении всей книги убедительно рассматриваются и в конечном итоге опровергаются недавние сомнения в фундаментальном предположении о существовании особых способностей кратковременной памяти и избирательного внимания. Он также проводит ключевое различие между процессами памяти, действующими внутри и вне фокуса внимания. Книга надеется способствовать пониманию того, как память и внимание работают вместе, и как обе функции производятся мозговыми процессами.

Ключевые слова: сознание, долговременная память, кратковременная память, активация памяти, фокус, фильтрация внимания, привыкание к ориентированию, модель обработки информации, математические модели, избирательное внимание, сенсорная память

Предмет

Когнитивная психология

Коллекция: Оксфордская стипендия онлайн

Содержание

  • Передняя часть

    • Страница авторского права
    • Преданность
    • Предисловие
  • Расширять 1. Введение: моделирование памяти и внимания
    • Часть I Явления переходной памяти

      • Расширять 2. Постоянство сенсорной памяти
        • Расширять 3. Активация памяти и концентрация внимания
          • Расширять 4. Реальные и «виртуальные» феномены кратковременной памяти
            • Часть 2 Феномен избирательного внимания

              • Расширять 5. Фильтрация внимания и ориентация
                • Расширять 6. Внимание и долговременная память
                  • Расширять 7. Фокус внимания и сознательное осознание
                    • Расширять 8. Заключительные замечания с шагами в сторону нейронауки
                      • Конец Материи

                        • Рекомендации
                        • Индекс

                      Войти

                      Получить помощь с доступом

                      Получить помощь с доступом

                      Доступ для учреждений

                      Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

                      Доступ на основе IP

                      Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

                      Войдите через свое учреждение

                      Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

                      1. Щелкните Войти через свое учреждение.
                      2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
                      3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
                      4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

                      Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

                      Войти с помощью читательского билета

                      Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

                      Члены общества

                      Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

                      Войти через сайт сообщества

                      Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

                      1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
                      2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
                      3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

                      Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

                      Вход через личный кабинет

                      Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

                      Личный кабинет

                      Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

                      Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

                      Просмотр учетных записей, вошедших в систему

                      Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

                      • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
                      • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

                      Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

                      Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

                      Ведение счетов организаций

                      Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

                      Покупка

                      Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

                      Информация о покупке

                      Реклама

                      Реклама

                      Внимание и память: интегрированная структура

                      • Иконка Цитировать Цитировать

                      • Разрешения

                      • Делиться
                        • Фейсбук
                        • Твиттер
                        • LinkedIn
                        • Электронная почта

                      Назовите

                      Коуэн, Нельсон, Внимание и память: интегрированная структура , Oxford Psychology Series (

                      New York , 1998; онлайн-издание, Oxford Academic, 1 января 2008 г. ), https://doi.org/10.1093/acprof:oso /9780195119107.001.0001, по состоянию на 24 мая 2023 г.

                      Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

                      Закрыть

                      Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicВнимание и память: интегрированная структураКогнитивная психологияОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Мобильный Введите поисковый запрос

                      Закрыть

                      Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicВнимание и память: интегрированная структураКогнитивная психологияОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

                      Расширенный поиск

                      Abstract

                      На протяжении десятилетий фундаментальные процессы, лежащие в основе памяти и внимания, понимались в рамках «обработки информации», в рамках которой информация переходит от одного этапа обработки к другому, что в конечном итоге приводит к ответу. Однако совсем недавно попытка построить общую теоретическую основу для обработки информации была в значительной степени вытеснена двумя более поздними подходами: математическими моделями обработки и прямыми исследованиями функций мозга. В этой книге примиряются теоретические противоречия в литературе, чтобы представить важное аналитическое обновление традиционного подхода к обработке информации, модифицируя его, чтобы включить последние несколько десятилетий исследований памяти, внимания и функционирования мозга. На протяжении всей книги убедительно рассматриваются и в конечном итоге опровергаются недавние сомнения в фундаментальном предположении о существовании особых способностей кратковременной памяти и избирательного внимания. Он также проводит ключевое различие между процессами памяти, действующими внутри и вне фокуса внимания. Книга надеется способствовать пониманию того, как память и внимание работают вместе, и как обе функции производятся мозговыми процессами.

                      Ключевые слова: сознание, долговременная память, кратковременная память, активация памяти, фокус, фильтрация внимания, привыкание к ориентированию, модель обработки информации, математические модели, избирательное внимание, сенсорная память

                      Предмет

                      Когнитивная психология

                      Коллекция: Оксфордская стипендия онлайн

                      Содержание

                      • Передняя часть

                        • Страница авторского права
                        • Преданность
                        • Предисловие
                      • Расширять 1. Введение: моделирование памяти и внимания
                        • Часть I Явления переходной памяти

                          • Расширять 2. Постоянство сенсорной памяти
                            • Расширять 3. Активация памяти и концентрация внимания
                              • Расширять 4. Реальные и «виртуальные» феномены кратковременной памяти
                                • Часть 2 Феномен избирательного внимания

                                  • Расширять 5. Фильтрация внимания и ориентация
                                    • Расширять 6. Внимание и долговременная память
                                      • Расширять 7. Фокус внимания и сознательное осознание
                                        • Расширять 8. Заключительные замечания с шагами в сторону нейронауки
                                          • Конец Материи

                                            • Рекомендации
                                            • Индекс

                                          Войти

                                          Получить помощь с доступом

                                          Получить помощь с доступом

                                          Доступ для учреждений

                                          Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

                                          Доступ на основе IP

                                          Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

                                          Войдите через свое учреждение

                                          Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

                                          1. Щелкните Войти через свое учреждение.
                                          2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
                                          3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
                                          4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

                                          Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

                                          Войти с помощью читательского билета

                                          Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

                                          Члены общества

                                          Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

                                          Войти через сайт сообщества

                                          Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

                                          1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
                                          2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
                                          3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

                                          Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

                                          Вход через личный кабинет

                                          Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

                                          Личный кабинет

                                          Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

                                          Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

                                          Просмотр учетных записей, вошедших в систему

                                          Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

                                          • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.

          Добавить комментарий

          Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *