Развитие личности — Психологос
Развитие личности — часть общего развития человека. В развитие человека, кроме развития личности, входит и физическое развитие, и развитие психических функций. Не надо эти разные развития путать: может быть прекрасно развитая личность с посредственно сформировавшейся памятью и с плохим физическим развитием. Рост человека и его развитие взаимодействуют, чередуя друг друга.
Огурец может только расти. Влажная земля и солнце этому способствуют, но тренировать и развивать внешними процедурами невозможно: огурец растет по своей внутренней программе. А у человека — больше возможностей, у человека развитие, тренировка его тела или души способствуют росту тела, росту душевности, росту душевной глубины, гибкости или стойкости. Тот, кто тренирует свое тело, знает, что определенные тренировки росту мышечной массы способствуют. С другой стороны, развивать можно только то, для чего процессом роста были созданы необходимые предпосылки. Никто не будет развивать в годовалом младенце мужественность — он еще недостаточно вырос, для этого не появилась база.
У человека рост и развитие поддерживают друг друга и сменяют друг друга этапами. Это напоминает чередование горизонтального и вертикального движения: происходит накопление знаний и умений (идет горизонтальный рост), потом происходит резкий скачок, переход на новый уровень (произошло развитие, скачок вверх), далее идет освоение этого уровня (рост как горизонтальное движение)
Процессы роста у человека идут с максимальной интенсивностью в детстве. С возрастом рост что физический, что интеллектуальный — замедляется, а с определенного периода у большинства начинает идти в обратную сторону: интеллект снижается, память слабеет, мышцы постепенно атрофируются. Интересно, что личностное развитие при этом может продолжаться.
Развитие личности — одна из центральных тем практической психологии, и понимается она сильно по-разному в том числе из-за терминологической путаницы. Использую одно и тоже словосочетание «развитие личности», в реальности специалисты имеют в виду по крайней мере четыре разных смысла и соответственно четыре разные темы.
Это:- «Каковы механизмы и динамика развития личности» (здесь исследуется развитие личности как процесс),
- «Что достигает личность в своем развитии» (это тема уровня развития личности, тема результата развития),
- «Какими способами и средствами родители и общество могут формировать из ребенка личность» (тема формирования личности) и
- «Как, какими способами человеку развивать себя, как личность?», где развитие личности понимается как самосовершенствование в процессе как авторских действий.
Разговор о развитии как процессе — это разговор о динамике этого процесса, о его различных механизмах. Развитие происходит в совместной деятельности ребенка и взрослого, развитие может быть следствием учебы или тренировки, развитие может быть результатом разрешения внутренних противоречий, развитие может быть результатом формирования — процесс развития личности многолик и сложен. Понимание «развития личности» как сложного, но преимущественно естественного процесса более характерно для теоретической психологии, исследующей этот процесс.
Что касается результатов развития личности, то помним классическое: рост — это количественные изменения, развитие — изменения качественные. Если вы видите книгу «Развитие личности детей дошкольного возраста», вы знаете, что встретите там описание того, как качественно меняется личность ребенка год от года, какие когда у ребенка возникают новообразования. Главные вопросы к теме результатов развития личности, это «О каких новообразованиях можно говорить как о качественно новых?», «Как можно проверить, что развитие действительно произошло?», «Можно ли говорить об уровне развития той или иной личности, сравнивать людей по уровню личностного развития!» и «Каковы вершины развития личности?»
Тема формирования личности привлекала многих исследователей, начиная с Л.С. Выготского, А.С. Макаренко и А.Н. Леонтьева. Психология советского периода, в первую очередь в лице школы Выгодского, исходила из приоритета социально-культурного окружения, однако конкретные способы влияния и модели воспитания, обеспечивающие нужный педагогический эффект, всегда оставались местом ожесточенных споров.
Особый интерес для нас представляет развитие личности, которое мы можем осуществлять самостоятельно. Призывы к личностному развитию имеют смысл только тогда, когда их может кто-то реализовать. А возможно ли это? — Да, возможно. Развитие личности может быть не безликим, не естественным непроизвольным процессом, а тем, что произвольно осознанно делает сам человек. Человек может развивать, как личность, себя. Люди могут развивать, как личность, других. Помощь в развитии личности, разработка методик развития и самосовершенствования личности, тренинги развития личности — это направление более характерно для практической психологии.
Развитие личности и близкие понятия
Личностный рост, развитие, самоактуализация — смотри словарь →
Формирование и развитие личности
В психологии существуют разные подходы к пониманию законов формирования и развития личности. Эти расхождения касаются понимания движущих сил развитие, значения общества для развития личности, закономерностей и этапов развития, роли в этом процессе кризисов развития и других вопросов.
Каждый тип теорий личности имеет свое представление о формировании и развитии личности. Психоаналитическая теория понимает развитие как адаптацию биологической природы человека к жизни в обществе, выработку у него защитных механизмов и согласованных со «Сверх-Я» способов удовлетворения потребностей. Согласно теории черт, все черты личности формируются прижизненно, процесс их преобразования подчиняется небиологическим законам. Теория социального научения представляет формирование и развитие личности, как выработку определенных способов межличностного взаимодействия. Гуманистическая и другие феноменологические теории трактуют формирование и развитие личности как процесс становления «Я».
Интегративная концепция формирования и развитие личности
В последние десятилетия усиливается тенденция к интегрированному целостному рассмотрению личности с позиций разных теорий и подходов. Интегративная концепция развития принимает во внимание системное формирование и взаимозвисимое преобразование всех тех сторон личности. Одной из таких концепций стала теория американского психолога Э. Эриксона.
В своих взглядах на развитие Э. Эриксон придерживался эпигенетического принципа: генетической предопределенности стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца жизни. Становление личности Эриксон понимал как смену этапов, на каждом из которых происходит изменение внутреннего мира человека и его отношений с окружающими людьми. На каждом этапе личность приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития и сохраняющееся в виде заметных следов в течение всей жизни. Сами личностные новообразования, по Э. Эриксону, могут возникнуть и утвердиться, лишь когда в прошлом уже были созданы соответствующие психологические и поведенческие условия.
В ходе формирования и развития личности, человек приобретает не только положительные качества, но и недостатки. Э. Эриксон изобразил в своей концепции только две крайние линии личностного развития: нормальную и аномальную. В чистом виде они в жизни почти не встречаются, но зато вмещают в себя все возможные промежуточные варианты личностного развития человека.
Жизненные кризисы. Э. Эриксон выделил и описал восемь жизненных психологических кризисов, неизбежно наступающих у каждого человека:
- Кризис доверия — недоверия (в течение первого года жизни).
- Автономия в противоположность сомнениям и стыду (в возрасте около 2—3 лет).
- Появление инициативности в противовес чувству вины (примерно от 3 до 6 лет).
- Трудолюбие в противоположность комплексу неполноценности (возраст от 7 до 12 лет).
- Личностное самоопределение в противоположность индивидуальной серости и конформизму (от 12 до 18 лет).
- Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет).
- Забота о воспитании нового поколения в противоположность «погружению в себя» (между 30 и 60 годами).
- Удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).
Стадии развития
Эриксон выделил восемь стадий развития личности, совпадающие с возрастными кризисами.
На первой стадии (первый год жизни) развитие ребенка определяется общением с ним взрослых людей, в первую очередь матери. В случае любви, привязанности родителей к ребенку, заботе и удовлетворении его требований у ребенка формируется доверие к людям. Недоверие к людям, как личностная черта, может быть результатом плохого обращения матери с ребенком, игнорирования его запросов, пренебрежение им, лишение любви, слишком раннее отлучение от груди, эмоциональная изоляция. Т.о., уже на первой стадии развития могут возникнуть предпосылки к проявлению в будущем стремления к людям или отстранения от них.
Вторая стадия ( от 1 года до 3 лет) определяет формирование у ребенка таких личностных качеств, как самостоятельность и уверенность в себе. Ребенок смотрит на себя как на отдельного, но еще зависимого от родителей человека. Становление этих качеств, по Эриксону, также зависит от характера обращения взрослых с ребенком. Если ребенку дают понять, что он помеха жизни взрослым, то в личности ребенка закладывается неуверенность в себе и гипертрофированное чувство стыда. Ребенок ощущает свою неприспособленность, сомневается в своих способностях, испытывает сильное желание скрыть от окружающих людей свою ущербность.
Третья и четвертая стадии (3-5 лет, 6-11 лет), закладывают в личности такие черты, как любознательность и активность, заинтересованное изучение окружающего мира, трудолюбие, развитие познавательных и коммуникативных навыков. В случае аномальной линии развития формируется пассивность и безразличие к людям, инфантильное чувство зависти к другим детям, конформность, подавленность, чувство собственной неполноценности, обреченность оставаться посредственностью.
Названные стадии в концепции Эриксона в целом совпадают с представлениями Д. Б. Эльконина и других отечественных психологов. Эриксон, как и Эльконин, подчеркивает значение учебной и трудовой деятельности для психического развития ребенка в эти годы. Отличие взглядов Эриксона от позиций, на которых стоят наши ученые, заключается только в том, что он акцентирует внимание на формировании не познавательных умений и навыков (как принято в отечественной психологии), а качеств личности, связанных с соответствующими видами деятельности: инициативности, активности и трудолюбия (на положительном полюсе развития), пассивности, нежелания трудиться и комплекса неполноценности в отношении трудовых, интеллектуальных способностей (на отрицательном полюсе развития).
Следующие стадии развития личности в теориях отечественных психологов не представлены.
На пятой стадии (11-20 лет) происходит жизненное самоопределение личности и четкая половая поляризация. В случае патологического развития на этой стадии наблюдается (и закладывается на будущее) путаница социальных и половых ролей, концентрация душевных сил на самопознании в ущерб развитию отношений с внешним миром).
Шестая стадия (20-45 лет) посвящена рождению и воспитанию детей. На этой стадии наступает удовлетворенность личной жизнью. В случае аномальной линии развития наблюдается изоляция от людей, трудности характера, неразборчивые отношения и непредсказуемое поведение.
Седьмая стадия (45-60 лет) предполагает зрелую, полноценную, творческую жизнь, удовлетворенность семейными отношениями и чувство гордости за своих детей. В случае аномальной линии развития наблюдается эгоизм, непродуктивность в работе, застой, болезни.
Восьмая стадия (свыше 60 лет) — завершение жизни, взвешенная оценка прожитого, принятие прожитой жизни такой, какая она есть, удовлетворенность прошедшей жизнью, способность примирится со смертью. В случае аномальной линии развития этот период характеризуется отчаянием, осознанием бессмысленности своей жизни, страхом смерти.
Положительную оценку вызывает позиция Эриксона, что приобретение человеком новых социальных ролей составляет основной момент личностного развития в старшем возрасте. Вместе с тем вызывает возражение линия аномального развития личности, очерченная Э. Эриксоном для этих возрастов. Она явно выглядит патологично, между тем как это развитие может обретать и иные формы. Очевидно, что на систему взглядов Э. Эриксона оказали сильное влияние психоанализ и клиническая практика.
Вы рождаетесь с личностью или она развивается позже?
Что делает вас тем, кто вы есть? Это ваша природа или ваш опыт способствовали развитию вашей личности?
Ваша личность может быть столь же определяющей, как и ваше физическое присутствие. Он представляет собой то, «кто вы есть», и является частью того, что создает отношения, стимулирует инновации и способствует личностному росту.
Что касается аспектов вашей личности, эксперты сходятся во мнении, что врожденные черты сочетаются с приобретенным поведением, но этапы этого развития менее определены.
Личность неосязаема, и каждый человек обладает уникальной личностью. Это затрудняет изучение личности в психологии. Фактически, большая часть того, что известно о развитии личности, основана главным образом на теории.
Большинство экспертов сходятся во мнении, что личность развивается со временем. Когда вы рождаетесь, у вас есть личность — она существует в своей фундаментальной форме, известной как темперамент.
Ваш темперамент, состоящий из врожденных характеристик, таких как уровень энергии, настроение и манера поведения, а также эмоциональная отзывчивость, может затем управлять опытом обучения, который формирует вашу личность на протяжении всей жизни.
Существует несколько общепринятых моделей личности, хотя исходная эгоцентрическая теория Зигмунда Фрейда остается одной из самых выдающихся.
«Психоаналитическая теория Фрейда известна различными стадиями развития личности, — говорит Анико Данн, психолог из Сан-Франциско. «В нем говорится, что личность состоит из трех элементов, называемых ид, эго и суперэго. Эти элементы работают вместе, чтобы сформировать сложное человеческое поведение».
ИД
В теории психоанализа Фрейда ИД присутствует при рождении. Это то, что многие люди называют вашим темпераментом, врожденными чертами, которые бессознательны и инстинктивны. ID не зависит от опыта.
Эго
В период между рождением и 3 годами эго развивается в соответствии с теорией личности Фрейда. Эго — это часть вашей личности, которая выражает импульсы ИД и принимает решения о том, как выражать чувства миру.
Суперэго
Фрейд предположил, что в возрасте от 3 до 5 лет появилось суперэго.
Иногда называемая «внутренним голосом», эта часть вашей личности представляет собой эволюцию эго, которая контролирует импульсы, но также способствует сознательному мышлению, связанному с моралью и самокритикой.
Фрейд считал, что суперэго состоит из двух основных компонентов: идеального «я» и совести.
Ваше идеальное «я» или версия себя, к которой вы стремитесь, может управлять совестью. Несоблюдение собственных стандартов, например, может вызвать у совести выражение вины или стыда.
В рамках теории психоанализа Фрейда находится его концепция психосексуального развития.
Психосексуальная теория, которая в настоящее время считается весьма спорной из-за неравного гендерного подхода, предполагает, что развитие ид, эго и суперэго связано с пятью стадиями идентификации принципа удовольствия:
- оральный
- анальный
- фаллический
- латентный
- генитальный
уроки жизни.
Он считал, что необходимо «преодолеть» трудности на одном этапе, чтобы перейти к следующему. Неспособность сделать это, согласно Фрейду, может способствовать расстройству личности в более позднем возрасте.
Преодоление каждой фазы, считал он, способствует и является ключом к развитию вашей личности в целом.
Фрейд заложил основу современной теории личности, и после его работ по психоанализу появилось несколько других основных концепций развития личности.
Вот некоторые из самых популярных:
Пиаже
Теория Жана Пиаже предполагает наличие четырех стадий развития личности, определяемых когнитивным развитием и интеллектом.
Работа Пиаже была сосредоточена на вере в то, что дети думают иначе, чем взрослые, и то, как они видят мир, определяет развитие личности на каждой когнитивной стадии.
Кольберг
Лоуренс Кольберг использовал части теории Пиаже для создания своей собственной шестиэтапной теории нравственного развития.
Он считал, что обоснование моральных решений оказывает большее влияние на развитие личности, чем сами решения.
Эриксон
Эрик Эриксон разработал свою теорию восьми стадий, опираясь на оригинальные работы Фрейда. Однако вместо стимулов удовольствия социальные отношения рассматривались как определяющий фактор в теории личности Эриксона.
Он считал, что основные социальные взаимодействия между людьми, такие как ситуация, которая учит доверять или недоверию, сильно влияют на развитие личности в раннем возрасте.
Как и Фрейд, Эриксон считал, что преодоление личностных уроков имеет решающее значение для развития. Однако, в отличие от первоначальной теории Фрейда, Эриксон считал, что личность продолжает развиваться на протяжении всей жизни.
«Существует множество внешних факторов, влияющих на развитие личности, — объясняет Данн.
Она указывает, что эти факторы могут включать:
- семейное окружение
- количество детей в семье
- школьное окружение
- учителя и группы сверстников
- отношения с семьей
- средства массовой информации
- социальные сети
- культурная среда
Некоторые теории личности поддерживают идею о том, что ваша личность может меняться на протяжении всей жизни.
Это не означает, что оно существенно изменится — это лишь говорит о том, что есть шанс, что ваше мнение и личные стандарты могут измениться в зависимости от жизненного опыта.
Расстройства личности определяются как долгосрочные модели поведения и мышления, которые отклоняются от того, что ожидается в обществе или в процессе развития.
Они могут проявляться через ваши эмоциональные реакции, ваше отношение к другим и ваш внутренний диалог.
В рамках некоторых теорий личности расстройства такого рода развиваются, когда естественное развитие личности прерывается или на него сильно влияет неблагоприятное событие, например, травматическое событие.
Данн отмечает, что существует множество исследований, предполагающих, что генетика, жестокое обращение и нестабильная или хаотичная жизнь в детстве могут способствовать развитию расстройства личности.
«Расстройство поведения в детстве, изменения в химическом составе и структуре мозга, а также другие факторы могут способствовать развитию обсессивно-компульсивных, нарциссических или других расстройств личности», — добавляет она.
Продолжаются споры о сложности развития личности. Однако большинство экспертов считают, что опыт и врожденные склонности каким-то образом смешиваются, чтобы сделать вас тем, кто вы есть.
Когда жизненный опыт слишком велик, чтобы его преодолеть, или представляет собой серьезную проблему, это может повлиять на развитие вашей личности.
Жизненные проблемы могут повлиять на развитие личности или привести к развитию расстройства личности или сдвигу личности.
То, как жизненный опыт влияет на вашу личность, может зависеть от времени в вашей жизни, когда вы столкнулись с проблемой, и от общего влияния, которое она оказала на ваше мировоззрение.
Формирование и развитие черт личности
Содержание
Введение
Основная часть
Заключение
Список литературы
Введение
Формирование личности – один из важнейших процессов для человека. Это происходит в той или иной степени на протяжении всей жизни человека. Благодаря этому процессу люди приобретают определенные черты. Многие из них универсальны для общества, в котором воспитывается человек. Например, на это влияет образование, религия, территориальное положение и многие другие факторы. По этой причине некоторые аспекты поведения, характерные для одной культуры, неприемлемы для многих других. Целью данной работы является изучение того, как и почему происходит формирование и развитие черт личности.
Наши специалисты могут подготовить сочинение Формирование и развитие черт личности
по вашим инструкциям
всего за 13.00 11.05/стр.
308 квалифицированных специалистов онлайн
Узнать больше
Основной корпус
Имеется универсальный Модель, описывающая основные черты человека: Большая пятерка. Эта модель позволяет выделить основные черты человеческого поведения и классифицировать их (Али, 2014). Первая черта человека, согласно этой модели, — открытость. В зависимости от различных внешних и внутренних факторов человек может быть либо смелым и любопытным, либо консервативным и не склонным к изменениям. Вторая черта — добросовестность, от проявлений которой зависят организованность, импульсивность, подверженность различного рода пристрастиям. Третья черта – экстраверсия, или общительность, напористость. Он показывает, насколько человек склонен к общению с новыми людьми, проявлению своей индивидуальности, поиску приключений. Четвертая черта — покладистость, которая позволяет людям понять, насколько легко или сложно будет работать вместе или подружиться с человеком. Наконец, пятая черта — нейротизм, позволяющий характеризовать человека как спокойного и уверенного в себе или, наоборот, тревожного, неуравновешенного. Таким образом, описание человеческого характера с помощью пяти черт из «Большой пятерки» позволяет составить о нем полное и достоверное представление.
Различные культуры по-разному относятся к каждой из этих пяти черт. Например, в разных религиях по-разному относятся к тем или иным добродетелям, поскольку им придается разное значение. То, что нормально для мусульман, совершенно неприемлемо в буддизме, и наоборот. Несомненно, с одной стороны, это не всегда хорошо сказывается на межкультурном взаимодействии. Однако, с другой стороны, существуют общечеловеческие ценности и нравственные нормы, отношение к которым сходятся в разных культурах. В частности, я воспитывался в рамках христианской культуры, и я могу определить, как каждая из этих норм повлияла на мое развитие.
Христианство научило меня быть открытым человеком: библейские учения говорят, что люди должны помогать друг другу и держаться вместе. Это поможет им преодолевать трудности с меньшими потерями и с надежной поддержкой. Кроме того, христианская культура говорит о том, как прекрасен мир как творение Божие. Следовательно, это позволяет людям быть более открытыми к ее восприятию и проявлять интерес ко всему, что происходит вокруг.
Христианская культура развивает в людях высокую сознательность. Истинно верующие посвящают время молитве и являются строгими приверженцами своей веры. Это развивает в них такие качества, как организованность, лояльность и целеустремленность. Поэтому другие люди могут на них положиться, потому что они привыкли выбирать индивидуальные жизненные установки и неукоснительно им следуют. Кроме того, их нравственные ценности требуют от них твердости в своих взглядах, что делает их еще более надежными людьми.
Относительно экстраверсии можно сделать вывод, что учения христиан делают их людьми тихими, смиренными и сдержанными. Им важно не показывать свой характер во всех возможных проявлениях. Центральную роль играет внутренний мир, полный света и веры. Однако, несмотря на это, христианская община теплая и открытая. Эти люди принимают окружающих такими, какие они есть, что позволяет им не испытывать дискомфорта при общении.
Христиане, несомненно, чрезвычайно приятные люди. Как упоминалось ранее, они всегда готовы прийти на помощь другим людям, так как это основа их культуры. Эти люди часто весьма эмпатичны, поскольку полностью посвящают себя служению другим людям и Богу. Благодаря этому они учатся лучше понимать других, становятся понимающими и достаточно хорошо чувствуют других людей (Intiful et al., 2019).). Редко встречаются ситуации, когда они кого-то подозревают или критикуют: они принимают людей со всеми их недостатками и прощают их.
Своевременная доставка! Получите ваш 100% персонализированная бумага
готово за
всего за 3 часа
Начнем
Что касается невротизма, то носители христианской культуры выглядят спокойными и уверенными в себе людьми. Некоторые из них даже излучают некий внутренний покой, что позволяет другим чувствовать себя в безопасности. Наверное, потому, что христиане уверены, что имеют надежную опору и всегда могут положиться на Бога. Он защищает их от всех невзгод; поэтому им не нужно волноваться и быть склонными к негативным эмоциям.
Хотя разные культуры могут значительно отличаться друг от друга, черты Большой пятерки достаточно универсальны. Отсюда, например, католическая культура во многом схожа с христианской, поскольку они основаны на общих религиозных ценностях. Например, католики, как и христиане, достаточно открытые люди. Им интересно, чтобы мир был полон счастливых и добрых людей, поэтому они стараются передать эти качества другим. Более того, католицизм требует от представителей этой культуры высокого уровня сознательности, как и большинство религий. Несмотря на всеобъемлющую любовь Бога, католики должны помнить и следовать основным принципам веры как истинно верующие.
Можно отметить, что католики несколько более экстравертны, чем христиане. В частности, это связано с тем, что они более активно пытаются донести до людей ценность своей веры. В результате они больше общаются с другими, больше говорят о религии и легче устанавливают контакты. Католицизм также требует высокого уровня уступчивости, обращая внимание на то, что люди равны перед Богом. По этой причине католики также принимают других со всеми их недостатками и относятся к людям с дружелюбием и пониманием. Что касается невротизма, то его уровень у католиков также невысок, так как у них есть надежная опора в виде Бога. Это позволяет им быть уверенными в положительном исходе любой ситуации и своем будущем.
Описанные черты личности могут по-разному выражаться в описанных культурах. Иногда эти проявления незаметны, потому что, например, многие религиозные люди не склонны пропагандировать свою веру. В результате они ведут себя тихо и спокойно, не оказывая давления на окружающих. Несмотря на это, в общении с ними легко почувствовать их уверенность в своей вере, открытости и доброте. Это, несомненно, подкупает и заставляет других хотеть быть похожими на них. Однако некоторые проявления этих религий могут быть достаточно яркими, заслуживая уважение всего мира. Нередки случаи, когда религиозные люди совершали героические подвиги, спасая жизни других людей или помогая нуждающимся. Это проявление их добросовестности — полное понимание критического вопроса «кто, если не я». Благодаря этому многие люди, даже не будучи религиозными, меняют свои взгляды и понимают, кем они хотят быть.
Примечательно, что различия, которые появляются между людьми под влиянием разных культур и религий, значительны. Они влияют на то, насколько люди добродетельны, умны, добры, открыты и уверены в себе (Shi et al., 2018). Важно отметить, что религия является одним из наиболее ценных способов воспитания хороших и добрых людей. Несмотря на то, что вопросы веры в современном мире неоднозначны, основополагающие религиозные ценности подходят для любого сегмента общества. Они делают людей высоконравственными существами, не позволяя им наполнить мир злом и ненавистью. Наоборот, они помогают людям остановить насилие и жестокое обращение, подавая пример тем, кто является их источником.
Заключение
Таким образом, среда, в которой люди растут и существуют, оказывает значительное влияние на формирование их личности. Черты, которыми обладают родители, друзья и коллеги людей, передаются им. Это развитие отдельных черт характера, из которых складывается целостная картина человека. Действительно, некоторые характеристики, описываемые моделью «большой пятерки», универсальны. Различные их проявления можно найти у представителей разных культур, тем самым находя закономерности и исследуя культурное влияние на человека. Культура, в рамках которой существует человек, должна оказывать на него благотворное влияние. Это создаст общество, члены которого спокойны, открыты, добры и совестливы. Гораздо приятнее и продуктивнее работать в такой среде, чем в сообществе, полном ненависти и неприятия. Именно поэтому атмосфера вокруг человека играет важнейшую роль в его существовании.