Изучение жизненных ценностей подростков, попавших в опасное социальное положение
В настоящее время ступают быстрые процессы политических изменений в обществе. Очень трудно приходятся детям с еще не стойким мировоззрением и системой ценностей. Самые фундаментальные проблемы подростков: свобода, творчество, безопасность, справедливость, отображаются в их ценностях.
К сожалению, в нынешних кризисных социально-экономических условиях, когда растет уровень преступности, алкоголизма, наркомании, отсутствует действенная защита детей. Большое количество семей находятся в опасном социальном положении. В таких семьях, родители или законные представители несовершеннолетних не осуществляют своих обязанностей по воспитанию, отрицательно влияют на поведение подростков, жестоко обращаются с ними — имеют статус семьи, попавших в опасное социальное положение.
Проблемы детей, попавших в опасное социальное положение, нашли отражения в работах таких ученых, как Т. А. Александрова, ЛЛ. Анзорг, A.M. Бардиан, И.В. Гребенников, И.Н. Евграфова, A.B. Кирпаль, Т.А. Маркова, Ф А Мустаева, А.Е. Рацимор, В.В. Солодников, Т.И. Шульга и др [4, 6].
Подросток, находящийся в опасном социальном положении — лицо, которое в результате безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья.
Ценностные ориентации подростков являются одними из сложных социально-психологических аспектов развития личности, оказывает влияние на все стороны жизни человека. Выражая сознательное отношение к происходящим явлениям действительности, они определяют его позицию по отношению к другим людям, обществу и самому себе, во многом обусловливая направление и содержание развития личности.
Жизненные ценности подростков — это идеалы, убеждения, принципы, стремления и другие абстрактные аспекты, которые наиболее значимы. Эти принципы служат целью в жизни, критериями качества.
Трудности, объединенные с человеческими ценностями, относятся к числу важнейших из наук, занимающихся исследованием общества и человека.
Ценности выступают основой, как для отдельного человека, так и для нации, социальной группы и всего человечества в целом [3].Ценностные ориентации — это самый важный компонент структуры личности, охарактеризовавший ее отношение к различным ценностям и предопределяющий ее поведение и мотивацию. Будучи понятыми, ценности играют большую роль для определения направленности индивида, его ориентации в социальной среде.
Подростковый возраст- самый трудный возраст ребенка, потому что в этом возрасте дети пытаются найти себя, свое место и свой путь в жизни, и социальной лестнице. Внутренний мир подростка противоречив и многогранен, и на изменение влияет множество факторов- от средств массовой информации-до близкого окружения. Имеющая большое значение — семья подростка, благоприятный психологический климат, отношения с родителями.
Будучи осознанными, ценности играют важную роль для определения направленности индивида, его ориентации в социальной среде [1].
В ценностных ориентациях сконцентрированы представления о нравственных ценностях, готовность или неготовность действовать в соответствии с моральными правилами и нормами [2,4].
Ценностные ориентации подростка вырабатываются постепенно в процессе его социализации путем проникновения социальной информации в психологический мир ребенка.
Сформированные ценностные ориентации – это признак зрелости человека, показатель меры социальности. Структура ценностных ориентаций определяет развитие таких качеств личности, как верность определенным принципам, надежность, активность жизненной позиции. Двойственность порождает непоследственность в поведении. Неразвитость ценностных ориентаций- это признак инфантилизма, что особенно заметно у подрастающего поколения.
В нынешних условиях процесс развития ценностных ориентаций подростков проходят на фоне реформирования общества. Эти перемены ведут к изменению системы экономических отношений, а также плохо сказываются на духовном климате, межличностных связях и отношениях [2].
Ценностные ориентации подростков, попавших в опасное социальное положение, отличаются по многим проявлениям от ценностных ориентаций подростков, воспитывающихся в хороших условиях. В ценностный ряд подростков, попавших в опасное социальное положение. не входят такие качества как терпимость, чуткость, ответственность. Подростки уверены, что от них ничего не зависит, их интересует не общественное признание, а только личный статус в обществе.
Влияние на жизнь подростка неблагоприятных и нечеловеческих условий в семье длительное время порождает негативные физические и психические изменения в организме ребенка, которые приводят к тяжелым последствиям. У подростка появляются отклонения, как в поведении, так и в личностном развитии. Им свойственна: отсутствие ценностных ориентаций, норм морали и нравственности, неспособность адаптироваться к новым условиям, а также вредные привычки (алкоголь, наркотики, курение) [2].
Детские клубы по месту жительства стали базой для проведения мероприятий по профилактической работе с группами подростков, в неформальной обстановке во внеурочное время под контролем педагогических работников (воспитателей детских клубов по месту жительства) и психологов, прошедших специальную курсовую подготовку.
Для разрешения проблемы развития жизненных ценностей у подростков на базе учреждений дополнительного образования была апробирована программы «ЛадьЯ», содержание которой связано с проблемой развития духовности и нравственности молодого поколения [5].
В нашем исследовании приняли участие подростки в возрасте от 11-13 лет.
Для выявления детей, находящихся в опасном социальном положении и какой имеется у этих детей уровень ценностных ориентаций мы взяли методики:
- Методика самоанализ личности (О.И. Мотков).
- Методика «Психологическая культура личности» (О.И. Мотков).
- Анкета «Жизненные ценности» (Г.В. Резапкина).
- Анкета «Гражданская позиция школьника»
В ходе изучения личностных характеристик с помощью методики «Самоанализ личности» О.И. Моткова были выявлены следующие особенности, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Результаты исследования самоанализ личностных характеристик подростков
Уровни (%) |
Активность нравственной позиции |
Коллективизм |
Гражданственность в труде |
Трудолюбие |
Творческая активность |
Волевые качества |
Высокий |
30 |
25 |
32 |
36 |
28 |
45 |
Средний |
23 |
21 |
32 |
26 |
34 |
17 |
Низкий |
49 |
53 |
36 |
38 |
38 |
38 |
Представленные в таблице данные показывают, что приблизительно у половины испытуемых подростков (49%) выявлен низкий уровень нравственной позиции. Такие подростки характеризуются отсутствием нравственных знаний и убеждений. Высокий уровень активности нравственной позиции имеют 30% подростков, которые ориентированы на нравственные ценности и идеалы. У них сформировано умение увидеть себя и свои поступки в той или иной ситуации и давать им всестороннюю оценку.
В данной группе испытуемых высок процент подростков с низким уровнем коллективизма (53%). Такие испытуемые не умеют участвовать в совместных делах, сопереживать своим сверстникам.
У 25% подростков выявлен высокий уровень коллективизма, которые легко осваиваются в новых коллективах, выстраивают отношения и стремятся выполнять совместно задания.
Уровни гражданственности в труде представлены приблизительно в равной мере, высокий и средний уровень составляют по 32%, а низкий уровень характерен для 36% подростков.
Трудолюбие подростков имеет следующие уровни проявления: высокий уровень желание трудиться составляет 36%, средний уровень – 26%.
Подростков, которые не проявляют интереса к трудовым действиям выявлено 38%.Творческая активность подростков у 38% находятся на низком уровне. Такие школьники не проявляют активности в разработке оригинальных идей, в создании новых подходов к решению задач. Высокий уровень творческой активности составляет 28%.
Анализируя данные по волевым качествам испытуемых подростков можно отметить следующее: 45% испытуемых имеют высокий уровень проявлении воли, низкий уровень выявлен у 38% подростков.
Далее рассмотрим результаты по характеристикам психологической культуры личности подростков.
Таблица 2
Результаты исследования характеристик психологической культуры подростков
Уровни (%) |
Самопонимание и самопознание |
Конструктивность общения |
Психическая саморегуляция |
Наличие творчества |
Самоорганизованность |
Саморазвитие |
Психологическая культура в целом |
Очень высокий |
17 |
21 |
11 |
23 |
21 |
13 |
6 |
Высокий
|
9 |
23 |
15 |
9 |
23 |
11 |
11 |
Средний |
23 |
26 |
34 |
34 |
37 |
36 |
45 |
Низкий
|
51 |
30 |
40 |
34 |
19 |
40 |
38 |
Данные таблицы 2 показывают, что по шкале «Самопонимание и самопознание» половина испытуемых подростов имеют низкий уровень (51%). Подростки не имеют представлений о своих индивидуально-психологических особенностях, своем типе отношения к другим людям, о своем месте в обществе, о своих индивидуальных и интеллектуальных ресурсах.
Конструктивное общение со сверстниками, ближними и дальними людьми, помогающее продуктивному разрешению личных, деловых и общественных вопросов выражено у 23% подростков. Слабо сформировано данное качество у 30% испытуемых.
Высокая саморегуляция своих эмоций, действий и мыслей, а также развитые умения поддерживать положительный эмоциональный тон характерен для 15% подростков. Не умеют сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях, проявлять гибкость при решении сложных познавательных задач и в общении 40% подростков.
Охотное освоение новых дел и игр, придумывание новых способов выполнения привычной деятельности и новых игр присущ 9% подросткам. Низкий уровень творческих способностей выявлен у 34% испытуемых.
Самоорганизованность как конструктивное ведение своих дел выражено у 23% подростков. У 19% испытуемых недостаточно сформировано планирование, умение доводить начатое дела до конца, распределять время на учебу и другие дела.
Гармонизирующее саморазвитие высокого уровня выявлено у 13% подростков. Такие испытуемые ставят задачи по самовоспитанию своих качеств, улучшающих образ жизни. У 40% испытуемых подростков выявлен низкий уровень саморазвития. Это проявляется в неумении заставить себя соблюдать ежедневную гигиену, сохранять порядок в своей комнате, жить по распорядку дня, иметь четкий план.
В целом психологическая культура в данной группе испытуемых имеет следующие уровни развития: 11% — высокий уровень, 45% — средний уровень и 18% — это низкий уровень психологической культуры.
В таблице 3 представлены результаты по методике «Жизненные ценности» Г.В. Резапкиной.
Таблица 3
Жизненные ценности подростков
«Главное в жизни» |
«Труднодостижимые ценности» |
||
1 |
Материальная обеспеченность |
1 |
Слава |
2 |
Успешное обучение |
2 |
Отдых и развлечение |
3 |
Благополучие семьи и близких |
3 |
Возможность заниматься творчеством |
4 |
Здоровье |
4 |
Возможность помогать людям |
5 |
Возможность помогать людям |
5 |
Материальная обеспеченность |
6 |
Возможность заниматься творчеством |
6 |
Успешное обучение |
7 |
Отдых и развлечения |
7 |
Благополучие семьи и близких |
8 |
Слава |
8 |
Здоровье |
У подростков среди главных ценностей в жизни на первом месте стоит такая ценность как «Материальная обеспеченность». Школьники готовы за хорошее вознаграждение выполнять тяжелую, неприятную, неинтересную или опасную работу. Второе место занимает ценность «Успешное обучение», на третьем месте стоит ценность «Благополучие семьи и близких», далее идет ценность «Здоровье».
На последнем 8 месте стоит ценность «Слава», школьники не считают данную ценность самой главной в жизни. Так же не очень значимы для испытуемых школьников отдых и развлечения и возможность заняться творчеством.
Подростки считают, что наиболее труднодостижимой ценностью является ценность «Слава» (1 место). Также подростки считают, что им пока сложно получить такую возможность как «Отдых и развлечение». Испытуемые на третье место ставят такую ценность как «Возможность заниматься творчеством».
Последние места занимают такие ценности как «Здоровье», «Благополучие семьи и близких» и «Успешное обучение». Подростки не считают здоровье труднодостижимой ценностью. Также для человека возможно создание благополучия в семье и возможность успешно учиться.
В ходе анализа ответов испытуемых на вопрос «Довольны ли они своей жизнью?» было выявлено, что большинство школьников ответили утвердительно «да» (72%). 23% подростков считают, что у них не все хорошо в жизни. 5% испытуемых указали, что многое в их жизни не устраивает, они недовольны сложившимися условиями жизни.
Таблица 4
Причина своих успехов и неудач (%)
Это стечение обстоятельств |
Это результат чужих действий, которые от меня не зависят |
Причина в моих собственных поступках и чертах характера |
23 |
17 |
60 |
Представленные в таблице результатов ответов подростков на вопрос «Причина успехов и неудач в вашей жизни» показывают, что большинство подростков считают причиной как их успехов, так и неудач является собственные черты характера, личностные особенности, собственные действия. 17% испытуемых указали, что причинами успехов и неудач являются внешние факторы, действия других людей. Также 23% подростков указывают на важное влияние на их жизнь стечение обстоятельств.
Таблица 5
Анкета «Гражданская позиция школьника» (%)
Уровни |
Гражданское самосознание |
Гражданский долг |
Правовая культура |
Высокий |
55 |
89 |
62 |
Средний |
36 |
9 |
30 |
Низкий |
9 |
2 |
8 |
Данные таблицы показывают, что чуть больше половины (55%) подростков имеют высокий уровень гражданского самосознания. Эти подростки имеют внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций.
Высок процент подростков, которые имеют высокий уровень гражданского долга. Для подростков с сформированным гражданским самосознанием важно ощущать себя как личность, оставаться самим собой и уметь поддерживать себя в трудных состояниях.
Высокий уровень формирования уважения к закону, правам других людей и ответственности перед обществом имеют 62% подростков. Идет обогащение сознания и мышления учащихся знаниями о моральных и правовых нормах, закладываются основные моральные ценности, нормы поведения.
Таким образом, проведенное исследование показало, что наиболее выраженными характеристиками подростков, участвующих в реализации программы «Ладья» являются:
— приблизительно половина подростков имеют низкий уровень нравственной позиции, коллективизма;
— волевые качества у 45% имеют высокий уровень развития;
— самопознание, психическая саморегуляция, саморазвитие, психологическая культура приблизительно у половины подростков слабо выражены;
— среди главных ценностей у подростков представлены «материальная обеспеченность», «успешное обучение», «благополучие семьи и близких» и «здоровье»;
— наиболее труднодостижимыми ценностями для испытуемых подростков является ценность «слава», «отдых и развлечение» и «возможность заниматься творчеством»;
— большинство подростков довольны сложившейся жизнью;
— большинство подростков считают причиной как их успехов, так и неудач собственные черты характера, личностные особенности;
— чуть больше половины (55%) подростков имеют высокий уровень гражданского самосознания, гражданского долга, уважения к законам.
В условиях глобализации изучение ценностных ориентаций подрастающего поколения является одним из перспективных направлений в проведении кросс-культурных исследований с использованием валидного и надежного методического инструментария.
Жизненные ценности и зависимости подростков поколения Z
Автор: Килина Галина Борисовна
Рубрика: Психология
Опубликовано в Молодой учёный №48 (443) декабрь 2022 г.
Дата публикации: 05.12.2022 2022-12-05
Статья просмотрена: 103 раза
Скачать электронную версию
Скачать Часть 7 (pdf)
Библиографическое описание:Килина, Г. Б. Жизненные ценности и зависимости подростков поколения Z / Г. Б. Килина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 486-488. — URL: https://moluch.ru/archive/443/97229/ (дата обращения: 05.04.2023).
В статье раскрываются возможности коррекции поведения современных подростков.
Ключевые слова: ценностей подростков поколения Z.
Ввиду ряда объективных процессов, происходящих в обществе: глобализации, компьютеризации, повсеместного использования интернета, отмечается широкое распространение среди подростков поколения Z рискованных способов проведения досуга, опасных развлечений, соревнований, проявлений аутодеструктивного поведения. Москаленко Г. В. отмечает, что системы связи, телекоммуникационные средства, популярные электронные базы данных часто используют в качестве информационного оружия. По мнению Зарубиной Н. Н. у современных подростков наблюдается повышенная склонность к неоправданному риску и недооценке возможностей негативных последствий на фоне перспектив обретения сиюминутных преимуществ — удовольствия, выгоды, высокой оценки со стороны окружающих. Опросы Института социологии РАН выявили, что 59 % подростков и молодёжи допускают нарушение моральных принципов и норм для того, чтобы добиться успеха в жизни, поскольку считают современный мир жестоким. Перед педагогами и психологами стоят задачи, связанные не только с углублением знаний об особенностях подростков поколения Z, но и нахождение форм, способов и средств психолого-педагогического воздействия. Мы предполагаем, что у современных подростков 14–15 лет существует те же особенности поведения, свойственные подросткам поколения Z зависимость от гаджетов, аутодеструктивное поведение как результат негативного информационного воздействия СМИ. Предпочитаемые ценности только формируются.
Поколение Z — это люди в возрасте от 0 до 20 лет. Шамис Е. отмечает, что у большинства зумеров — родители ИКС, которые стараются максимально развить кругозор, интеллект своего ребёнка через всевозможные кружки, секции, языковые студии, спортивные сообщества, путешествия, книги, спектакли, игровые комнаты, развивающие занятия и т. д., а потом делают основательный выбор — чем ребенку заниматься [11].
Проанализировав современные источники [1,3,7], выделили психологические особенности подростков как составной части поколения Z.
Информационная эра человечества, характеризующаяся возможностью свободно передавать и принимать информацию, привела к изменениям в возрастном развитии нервной системы подростков. Поток информации, которую приходится потреблять современному подростку, провоцирует возбудимость, впечатлительность, неусидчивость, суетливость. Наряду с этим подростки поколения Z быстро обучаются и также быстро обрабатывают информацию, мгновенно могут переключаться с одного вида деятельности на другой, а также действовать в условиях многозадачности [7].
Телекоммуникационные средства часто используются в качестве негативного информационного воздействия на психику современного подростка и приводят к аутодеструктивному поведению. Способствует аутодеструктивному поведению виртуальное общение в форме так «кибербуллинга. В целом современные подростки могут в большей степени испытывать на себе негативные эффекты, связанные со стрессорами и изменением процессов социализации в силу из возрастных особенностей: незавершенного развития нервной системы.
Ценности являются фундаментальными жизненными ориентирами современных подростков. Без их учета становится невозможным организовывать образовательный процесс. Если у предыдущих поколений образование являлось базой, на основе которой они постепенно выстраивали свою карьеру в одном направлении, то у «зумеров» появляются ФГОСы и ЕГЭ, поэтому образование для них является чем-то обязательным и непонятным в применении. Многие «зумеры»-обучающиеся уже осознали свои возможности в самообразовании и развитии, а для самых смелых и сообразительных школа перестала быть чем-то полезным, ведь всю интересную и важную информацию можно почерпнуть из интернета бесплатно при помощи одного голосового запроса, используя смартфон. В результате удерживать внимание подростков поколения Z на идее важности образования становится все труднее. Они живут в интернете и социальных сетях практически с рождения, что накладывает колоссальный отпечаток на всю систему ценностей этого поколения.
XXI век характеризуется переоценкой ценностей: предпочтение отдается материальным потребностям (деньги, вещи), деловым связям, индивидуальным интересам (как стать здоровым, богатым, знаменитым и т. п.) [2]. Н. Хоув и В. Штраус считают, что доминирующее влияние на формирование ценностей поколения оказывает модель воспитания, принятая в семье, а также политические, экономические, социальные и технологические события, которые произошли с детьми до 11–12 лет [4]. Авторы считают, что ценности здоровья для нового поколения будут еще более актуальны. Люди будут осознавать, что для поддержания здоровья при современном образе жизни нужно прикладывать больше усилий. Семейные ценности в глазах нового поколения обречены на снижение значимости. Перемещение внимания будет происходить в сторону карьеры и благосостояние. Новое поколение будет стремиться к достижению личных целей. Духовные ценности будут обесцениваться. Группа людей высококультурных, для которых образование, духовность, личностное развитие имеют высокий приоритет, будет сокращаться. Отмечается, что подростки поколения Z меньше общаются в социальной реальности и все больше в реальности виртуальной, что чаще всего приводит к аутизации. В результате ценность — наличие друзей будет обесцениваться.
Очирова Л. И. выявила, что для подростков общеобразовательных школ значимой ценностью является «получение удовольствия», а для подростков, обучающихся в гимназии, лицее значимо признание общечеловеческих ценностей: любви, познания и т. д. На последнем месте стоит жизненная цель «развитие себя». Стремление к самосовершенствованию, профессиональную жизнь, образование современные подростки ставят на последнее место. Инструментальную ценность для поколения Z представляет образование и профессионализм. Профессия рассматривается как ресурс для достижения успеха в будущем, как инструмент, позволяющий занять «высокодоходную экономическую нишу». Процесс трансформации наблюдается в отношении понимания ответственности как морально-этической ценности. Бауман З.отмечает, что ответственность для современных подростков приобретает краткосрочный, инструментальный характер. Они предпочитают избегать ответственности или минимизировать ее долю как по степени, так и по времени. Мохова С. Ю. отмечает, что у поколения Z ценностные ориентации только начинают дифференцироваться. [3]. Рассмотрим предпочтение ценностей по методике М. Рокича. Распределение терминальных ценностей подростками 8-го кл.: на первом месте ставят жизненные ценности (77 %). На втором месте развлечения (61 %) и счастливая семейная жизнь (61 %). На третьем месте здоровье (54 %) и материально обеспеченная жизнь (54 %). Отвергается ценность — общественное призвание, счастье других.
Для 77 % чел. предпочитаемая инструментальная ценность –аккуратность, умение содержать свои вещи в порядке, порядок в делах. На втором месте — воспитанность, хорошие манеры (54 %). На третьем месте для 46 % чел. — самоконтроль, ответственность, твердая воля, честность. Для всех респондентов– эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) не является предпочитаемой. Предпочтение рационализму как терминальной ценности отдают лишь 38 % респондентов. Для современных подростков наличие хороших и верных друзей не актуально. Из инструментальных ценностей 61 % чел. выбирает аккуратность. В целом несмотря на то, что ценности современного поколения подростков только формируются, можно выделить предпочтение относительно поддержания здоровья, наличие семьи, материального благосостояния. Обесцениваются стремление к самосовершенствованию, развитию, образованности, наличию верных друзей, терпимость к взглядам других.
Литература:
- Богачева, Н. В. Мифы о «поколении Z» /Н. В. Богачева, Е. В. Сивак; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУВШЭ, 2019. — 64 с.
- Богданов, С. И. Постматериальные ценности и жизненные ориентации поколения Z: цифровая молодёжь в образовательной системе современной России [Электронный ресурс] Режим доступа: postmaterialnye-tsennosti-i-zhiznennye-orientatsii-pokoleniya-z-tsifrovaya-molodezh-v-obrazovatelnoy-
- Мохова, С. Ю. Иерархия в системе жизненных целей у представителей X, Y и Z-поколений [Электронный ресурс] Режим доступа: cyberleninka.ru..
- Ожиганова, Е. М. Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения [Электронный ресурс] Режим доступа: cyberleninka.ru.
- Попова, И.Н. ФГОС — подростку: в центре педагогического внимания [Электронный ресурс] Режим доступа: cyberleninka.ru.
- Профилактика деструктивного поведения в молодежной среде / Составители И. Ф. Шиляева. — Уфа: Изд-во БГПУ, 2019. — 169 с.
- Сапа, А. В. Поколение Z — поколение эпохи ФГОС [Электронный ресурс] Режим доступа: cyberleninka. ru. (дата обращения 12.11.2021).
- Церковникова, НГ. Цифровое поколение: потери и приобретения [Электронный ресурс] Режим доступа: cyberleninka.ru.
- Шакирова, Г. Ф. Психологические особенности гаджет — зависимости учащихся [Электронный ресурс] Режим доступа: cyberleninka.ru.
- Шамис, Е. «Ослабь хватку» или «Профессиональное родительство» поколения X. [Электронный ресурс] Режим доступа URL: https://rugenerations.su.
Основные термины (генерируются автоматически): подросток, подросток поколения, поколение, ценность, негативное информационное воздействие, образование, поддержание здоровья, последнее место, современный подросток.
Ключевые слова
ценностей подростков поколения Zценностей подростков поколения Z
Похожие статьи
Влияние средств массовой информации на формирование психики.
..Ключевые слова: СМИ, массовая информация, подросток, психика.
Развитие информационных технологий — это безусловный прорыв для современного
– разработать педагого-психологические рекомендации по снижению негативного влияния СМИ на
массовой информации и другие институты социализации влияют на молодое поколение, изменяя его…
Влияние СМИ на личность
подростка | Статья в журнале… В современном мире мы постоянно сталкиваемся со средствами массовой информации.
Средства массовой информации занимают в развитии общества особое место.
Особо сильное воздействие СМИ способны оказать на формирование личности несовершеннолетнего [1, с. 21].
Наиболее актуальным видом СМИ является Интернет. Одним из негативных эффектов. ..
Полярность психологического
воздействия средств массовой…Но воздействие СМИ не всегда негативно, его можно назвать полярным воздействием на психику
Можно выделить триаду СМИ, которая оказывает наибольшее влияние на психику подрастающего поколения
На первое место, безоговорочно, подростки поставили интернет, что составило 100
На второе место были поставлены компьютер (85 %) и телевидение (15 %).
Дети и
подростки как группа риска формирования…При этом именно дети и подростки являются основной группой риска при формировании
Так по данным ЮНЕСКО, 93 % современных детей смотрят на экран 28 часов в неделю, т. е
Однако в последнее время педагоги и психологи все чаще отмечают у детей неспособность к
За последние 50 лет проведены тысячи исследований о воздействии телевидения на. ..
Влияние гаджетов на
здоровье подростков | Статья в журнале…Даются рекомендации безболезненного взаимодействия подростков с устройствами.
Библиографическое описание: Иванова, А. В. Влияние гаджетов на здоровье подростков / А
Современные подростки практически целыми днями общаются с данными видами техники.
И так, мы видим, что отрицательных воздействий гаджетов на здоровье подростков…
Ценности современной молодежи | Статья в журнале…На протяжении всего времени ценности подрастающего поколения менялись. Что же представляют собой нынешние ценности у современной молодежи?
Сейчас она на четвертом месте, а основное место занимают семейные ценности.
В результате в противоречивом свете предстают перед нами современные подростки.
Влияние виртуального пространства сети Интернет на жизненные…
Это особенно заметно среди подростков и молодых людей юношеского возраста.
Следовательно, Интернет (как социальные сети и информационный источник) становится
к негативным последствиям, влияя на ценностные ориентации подрастающего поколения
3. Чернова Э. Г. Ценностные ориентации современной учащейся молодежи малых городов…
Негативное воздействие СМИ — условие, способствующее…Библиографическое описание: Исаков, С. А. Негативное воздействие СМИ — условие
В последнее время общество стали серьезно волновать проблемы, связанные с негативным
Психика подростка находится в стадии развития и формирования, и даже нейтральные
К великому сожалению, у средств массовой информации воспитание, образование и развитие. ..
Взгляды
подростков поколения Z и их будущееКлючевые слова : современное поколение, будущее, подростки, выбор профессии, бедные
«Что такое поколение? Какие поколения бывают? К какому поколению относимся мы?
Пока что мы еще не понимаем этого, но через 10, 20 лет мы осознаем, что наши ценности в
Он считал, что ему не нужно образование, сейчас миром правят технологии, все держится на них.
Похожие статьи
Влияние средств массовой информации на формирование психики…
Ключевые слова: СМИ, массовая информация, подросток, психика.
Развитие информационных технологий — это безусловный прорыв для современного
– разработать педагого-психологические рекомендации по снижению негативного влияния СМИ на
массовой информации и другие институты социализации влияют на молодое поколение, изменяя его. ..
Влияние СМИ на личность
подростка | Статья в журнале… В современном мире мы постоянно сталкиваемся со средствами массовой информации.
Средства массовой информации занимают в развитии общества особое место.
Особо сильное воздействие СМИ способны оказать на формирование личности несовершеннолетнего [1, с. 21].
Наиболее актуальным видом СМИ является Интернет. Одним из негативных эффектов…
Полярность психологического
воздействия средств массовой…Но воздействие СМИ не всегда негативно, его можно назвать полярным воздействием на психику
Можно выделить триаду СМИ, которая оказывает наибольшее влияние на психику подрастающего поколения
На первое место, безоговорочно, подростки поставили интернет, что составило 100
На второе место были поставлены компьютер (85 %) и телевидение (15 %).
Дети и
подростки как группа риска формирования…При этом именно дети и подростки являются основной группой риска при формировании
Так по данным ЮНЕСКО, 93 % современных детей смотрят на экран 28 часов в неделю, т. е
Однако в последнее время педагоги и психологи все чаще отмечают у детей неспособность к
За последние 50 лет проведены тысячи исследований о воздействии телевидения на…
Влияние гаджетов на
здоровье подростков | Статья в журнале…Даются рекомендации безболезненного взаимодействия подростков с устройствами.
Библиографическое описание: Иванова, А. В. Влияние гаджетов на здоровье подростков / А
Современные подростки практически целыми днями общаются с данными видами техники.
И так, мы видим, что отрицательных воздействий гаджетов на здоровье подростков…
Ценности современной молодежи | Статья в журнале…На протяжении всего времени ценности подрастающего поколения менялись. Что же представляют собой нынешние ценности у современной молодежи?
Сейчас она на четвертом месте, а основное место занимают семейные ценности.
В результате в противоречивом свете предстают перед нами современные подростки.
Влияние виртуального пространства сети Интернет на жизненные…
Это особенно заметно среди подростков и молодых людей юношеского возраста.
Следовательно, Интернет (как социальные сети и информационный источник) становится
к негативным последствиям, влияя на ценностные ориентации подрастающего поколения
3. Чернова Э. Г. Ценностные ориентации современной учащейся молодежи малых городов…
Негативное воздействие СМИ — условие, способствующее…Библиографическое описание: Исаков, С. А. Негативное воздействие СМИ — условие
В последнее время общество стали серьезно волновать проблемы, связанные с негативным
Психика подростка находится в стадии развития и формирования, и даже нейтральные
К великому сожалению, у средств массовой информации воспитание, образование и развитие…
Взгляды
подростков поколения Z и их будущееКлючевые слова : современное поколение, будущее, подростки, выбор профессии, бедные
«Что такое поколение? Какие поколения бывают? К какому поколению относимся мы?
Пока что мы еще не понимаем этого, но через 10, 20 лет мы осознаем, что наши ценности в
Он считал, что ему не нужно образование, сейчас миром правят технологии, все держится на них.
Ценности — Помощь ребенку в раннем подростковом возрасте Что я могу сделать, чтобы помочь моему ребенку развить хорошие ценности и научиться правильному и неправильному? Мы хотим, чтобы наши дети развивали уважение и сострадание к другим. Мы хотим, чтобы они были честными, порядочными и вдумчивыми, отстаивали свои принципы, сотрудничали с другими и действовали ответственно. Мы хотим, чтобы они сделали правильный моральный выбор. Выгоды от поощрения ценностей ребенка огромны: те, кто растет с сильными, последовательными и позитивными ценностями, счастливее, лучше учатся в школе и с большей вероятностью внесут свой вклад в жизнь общества. Поговорите со своими детьми о хороших ценностях и о том, почему они важны. Точно так же, как детей нужно направлять в учебе, они также должны быть обучены ценностям гражданского общества – таким ценностям, как любовь к ближнему; отдать честный рабочий день за честную дневную заработную плату; говорить правду и быть честным; уважать других, уважать их собственность и уважать их мнение; и взять на себя ответственность за свои решения. Словом и делом родители играют важную роль, помогая своим детям научиться отличать хорошее от плохого и хорошее от плохого. Многие из серьезных угроз для наших детей сегодня не случайны, а являются вопросом выбора – например, вождение в нетрезвом виде, курение, наркотики, секс и прекращение учебы в школе. Исследование показывает нам, что молодые люди, которые занимаются одним рискованным поведением, с большей вероятностью будут участвовать в других, поэтому родители должны помочь своим детям понять потенциальные риски и последствия их выбора — не только в ближайшем будущем, но и на всю жизнь. . К счастью, большинство детей разделяют взгляды своих родителей на самые важные вещи. Ваши приоритеты и принципы, а также ваш пример хорошего поведения могут научить юных подростков выбирать большую дорогу, когда другие дороги кажутся заманчивыми. Вот несколько способов, которыми вы можете помочь своему ребенку развить хорошие ценности:
То, как вы относитесь к деньгам и материальным благам, также может формировать отношение вашего ребенка. Если вы оцениваете свою самооценку и ценность других с точки зрения автомобилей, домов, мебели, красивой одежды и других вещей, у вашего ребенка с большей вероятностью разовьется такое же отношение. Не менее важно соответствовать нуждается в , но чтобы помочь ему отличить их от своего , ему нужно . Дорогая кожаная куртка, которую он должен иметь , может подойти, если вы можете себе это позволить. Выдача ребенку пособия — это хороший способ помочь ему понять ценность денег. Но вы должны решить, в каком размере будет пособие, принимая во внимание ваши ресурсы, возраст вашего ребенка и какие расходы покроет пособие (обеды, одежда, церковные пожертвования, развлечения и т. д.). Пособие может помочь вашему подростку научиться экономить и разумно использовать деньги. Естественно, родители хотят раскрывать информацию и давать рекомендации, соответствующие их ценностям и религиозным убеждениям. От экспертов по детскому развитию мы знаем, что родители часто лучше рассказывают о фактах жизни, чем говорят о том, что важнее: о своих ценностях в отношении сексуальности. Чтобы принимать правильные решения, молодые подростки должны иметь точную информацию о «птицах и пчелах», которая учитывает сильные ценности. Родителям часто легче научить своих детей ценностям, когда они полагаются на своих друзей и других родителей для поддержки и руководства. Многие родители также получают поддержку от своих церквей, синагог, мечетей или других религиозных учреждений. В какой-то момент своих усилий по воспитанию подростков многие родители разочаровываются и расстраиваются. («Я не могу поверить, что мой ребенок сделал что-то настолько глупое и бесчувственное. Что я сделал не так?») Как правило, нет причин паниковать, если ваш ребенок иногда ведет себя не так, как вы не делает это регулярно. Плохое поведение нужно распознавать и бороться с ним. Но нам всем не мешало бы вспомнить собственную юность — у большинства из нас все было в порядке. 9| Следующая страница >
Последнее изменение: 11.09.2003 |
Ваши ценности — героическое путешествие подростков
Главная страница > 3 основные задачи > Развитие подростковой идентичности > Четыре основных элемента идентичности > Ваши ценности
Вы придете к подростковому возрасту с убеждениями и ценностями. Естественная задача в подростковом путешествии — бросить им вызов, учитывая ваши новые умственные способности и понимание мира вокруг вас, а также стремление стать самим собой. Вы развиваете свои подростковые ценности, а затем они продолжают развиваться с течением времени.
Это не означает полного отказа от детских убеждений и ценностей. Обычно мы сохраняем большинство ключевых убеждений и ценностей и укрепляем их, бросив им вызов. Но вы также можете добавить несколько новых, а некоторые оставить. Важным моментом является то, что они действительно становятся вашими убеждениями и ценностями, а затем могут направлять вас и поддерживать вас в жизни.
Это может быть не прямой путь, так как часто приходится много экспериментировать, тестировать и путать, что может длиться довольно долго. Иногда мы отвергаем убеждение или ценность, а затем возвращаемся к ней. Помните, что это путешествие, и ключ в том, чтобы размышлять, исследовать и тестировать.
Две естественные ловушки
Героическое путешествие заключается в том, чтобы стать автором своей жизни и взять на себя ответственность за ее создание. Это означает критически изучить все ценности, которые окружают вас, и определить, какие из них вам подходят, а какие нет. Это может быть непросто, если вы решите, что некоторые из ваших ценностей не совсем совпадают с ценностями людей или групп, которые важны для вас.
Ловушка №1 — простое принятие чужих ценностейУ многих людей есть ценности, которые влияют на вас. Просто так устроен мир. У ваших родителей есть ценности. У вашей религиозной общины есть ценности. У вашего района и нации есть ценности. В вашей школе есть ценности. Команды, в которых вы состоите, или организации, частью которых вы являетесь, имеют ценности.
Эти значения могут быть похожими или между ними может быть значительный конфликт. Эти ценности могут быть представлены вам насильно, или они могут просто существовать в вашем мире и оказывать менее непосредственное влияние. Обычно это смесь.
Ловушка заключается в том, чтобы просто принять эти значения, не спрашивая, подходят ли они вам. Многие из них подойдут именно вам. Некоторые из них вам не подходят, и принятие ценностей, отличных от тех, что окружают вас, может пугать.
Ловушка №2 — простое неприятие чужих ценностейДругая ловушка противоположна — простое неприятие чужих ценностей в вашем мире. Классический отказ — это отказ от ценностей ваших родителей, потому что они ваши родители, и вам нужно быть самим собой. Также принято задавать вопросы вашей религиозной общине и изучать варианты.
Вопросы и исследования естественны и полезны, но просто отвергать набор ценностей только потому, что они принадлежат кому-то другому, — это ловушка. Речь идет не о том, чтобы быть автором своей жизни и приверженцем ценности. Это просто реактивность — реакция на ценность вместо приверженности к ней.
«Впитай полезное, отбрось бесполезное, добавь конкретно свое».
Брюс
Ли
Вещи, которые вы могли бы ценить
Существует множество вещей, которые вы могли бы ценить. Следующий список несколько преувеличен, но он показывает, насколько широк этот диапазон, даже несмотря на то, что некоторые из этих терминов близки по определению. Это действительно показывает, как много вещей мы можем ценить в себе или в других. В одном из рабочих листов вас просят указать 20 вещей, которые вы больше всего цените, затем десять и, наконец, 5 самых важных вещей. Это может быть удивительно сложно, но дает интересный профиль.
|
|
|
«Старайтесь не становиться (человеком) успеха, а лучше постарайтесь стать (человеком) ценным».