Формы мышления. 11-й класс
Цель: ввести основные понятия формальной логики.
(Приложение 1.)
Слайд 1.
Сегодня мы приступаем к изучению новой раздела математической науки под
названием Логика. Прослушав мое вступление, запишите, для чего нужно изучать
логику.
Познание истины – одна из важнейших потребностей человека. Каждый человек и
человечество в целом стремятся к истине, добру и красоте. Все люди нуждаются в
истинном знании, получении новой информации о мире, в котором они живут. Для
чего? Для того чтобы жить, что в данном случае означает ориентироваться в быстро
меняющейся обстановке, принимать правильные решения и на их основе совершать
правильные действия.
Слайд 2.
Представьте себе круг вашего знания по логике сегодня, только в начале ее изучения. Это знание невелико, и его можно изобразить небольшим кружочком. Вне этого кружочка лежит все то, чего вы пока не знаете.
Сократ знал, конечно же, гораздо больше в этой области знаний, чем вы сейчас, потому что много размышлял и не боялся высказывать то, о чем он думал.
Круг его знания изобразим в виде большого круга.
Заметим, что граница его незнания существенно больше границы вашего. Теперь вам понятно, почему он воскликнул: “Я знаю, что ничего не знаю!”?
Человек с древних времен стремился познать законы правильного мышления, т.е. логические законы. Наука логика помогает познанию этих законов.
Законы развития есть у природы, общества, любой сложной системы и, конечно же, у самого мышления. Существует даже мнение, что всякое движение нашей мысли, постигающей истину, добро и красоту, опирается на логические законы. Мы можем их не осознавать, но вынуждены всегда следовать этим законам, чтобы жить в обществе, общаться с людьми, понимать их и быть понятыми.
В Древней Греции, Древней Индии, Древнем Риме законы и формы правильного мышления изучались в рамках ораторского искусства. Применение логических приемов рассуждения позволяло ораторам более убедительно доносить до аудитории их точку зрения, склонять людей на свою сторону.
Мыслить логично – значит мыслить точно и последовательно, не допуская противоречий в своих рассуждениях, уметь вскрывать логические ошибки.
Представьте себе, что вас спросили: “Почему днем бывает светло?” А вы ответили: “Потому что днем свет делает день светлым”. Вы нарушили правила логики и, по сути, ничего не объяснили.
Слайд 3.
Логика – одна из древнейших наук. Ее основателем считается величайший древнегреческий философ Аристотель, который первым систематизировал формы и правила мышления, обстоятельно исследовал категории “понятие” и “суждение”, подробно разработал теорию умозаключений и доказательств, описал ряд логических операций, сформулировал основные законы мышления.
Слайд 4.
Для чего же изучают логику?
Итак, предметом исследования науки логики является человеческое мышление.
Мышление всегда существует в каких-то формах. В логике выделяют следующие формы
мышления: понятие, суждение, умозаключение.
Рассмотрим эти формы мышления.
Слайд 5.
Понятие – форма мышления, отражающая основные, существенные признаки предмета.
Примеры понятий:
- Апельсин
- Трапеция
- Белизна
- река Нил
- ураганный ветер
- студент медицинского института
Например, признаками понятия апельсин являются: круглый, оранжевый, сладкий, ароматный. Можно ли по этим признакам отличить апельсин о неапельсина?
Слайд 6.
В 18 веке Леонард Эйлер предложил способ наглядной геометрической иллюстрации
объемов понятий и отношений между ними, которая носит название кругов Эйлера.
Рассмотрим множество учеников вашего класса (Е). Те ученики, которые занимаются
спортом, образуют множество спортсменов (А). Те, кто увлекается литературой,
образуют множество (В). Те, кто учится на одни пятерки и четверки и на каникулах
отдыхает у бабушки, образуют еще одно множество (С). Предположим, что среди
учеников, составляющих множество С, нет ни одного, занимающегося спортом, т.е.
множества С и А не имеют общих элементов. Множество учеников класса, которые
знают пять иностранных языков (D), будет пустым, если таких полиглотов в вашем
классе нет. Данную ситуацию графически можно изобразить, например, так.
Слайд 7.
Суждение (высказывание, утверждение) – форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях между ними.
Примеры суждений:
- этот апельсин вкусный.
- Если прошел дождь, то на улице весна.
- На Луне живут лунатики, а на Марсе – марсиане.
Слайд 8.
Языковым выражением суждений являются повествовательные предложения. Суждение бывает простым и сложным.
- Наступила весна.
- Наступила весна, и прилетели грачи.
Всякое суждение может быть либо истинным, либо ложным. Одно и то же суждение
разными людьми может восприниматься как истинное или ложное в зависимости от их
взглядов, жизненного опыта, особенностей национальной культуры, воспитания,
образования и т.д.
Для того чтобы вести рассуждения и оценивать их правильность, необходимо прежде договориться по каждому суждению, будем ли мы его рассматривать как истинное или ложное в каждом конкретном случае. Например, суждение – Он хороший шахматист может быть как истинным, так и ложным, в зависимости от того, кто имеется в виду под местоимением “он”. Заметим, что “договориться” мы можем только по отношению к простым суждениям. Значения же истинности сложных суждений вычисляется. При вычислении истинности (ложности) сложного суждения содержание входящих в него простых суждений является незначимым. Интерес представляет то, чем суждения отличаются друг от друга, что характеризует каждое из них, а именно их форма.
Слайд 9.
Форма суждения, в отличие от его содержания, объективна, т.е. не зависит от тех или иных взглядов того или иного человека.
Попробуйте определить логическую форму следующих суждений:
- Все лошади едят овес
- Все реки впадают в море
- Все школьники – отличники
- Все книги имеют страницы
- Все планеты вращаются вокруг звезд
Во всех этих рассуждениях говорится о разном, но они имеют одинаковую логическую форму: Все S есть Р.
А суждения
- Все медузы не имеют головы
- Люди не боги
имеют другую логическую форму: Все S не есть Р.
Слайд 10.
Умозаключение – форма мышления, с помощью которой из одного или
нескольких суждений получают новое суждение.
В русском языке слово “умозаключение” используется в двух значениях: для
обозначения процесса рассуждения, размышления, приводящего к некоторому выводу,
и для обозначения результата этого процесса.
Слайд 11.
Еще в древности было известно рассуждение, ставшее классическим образцом верного логического умозаключения:
- Все люди смертны.
- Сократ – человек.
- Сократ смертен.
Заметим, что посылками умозаключения по правилам логики могут быть только истинные суждения. Всякое умозаключение, так же как и суждение, имеет свою форму. Эта форма может быть логически правильной или логически неправильной. Так, в примере с Сократом, форма умозаключения логически верная.
Слайд 12.
Примеры верных умозаключений:
1) Четырехугольник, у которого противоположные стороны параллельны, есть
параллелограмм.
Квадрат – это четырехугольник, у которого противоположные стороны параллельны.
Квадрат – это параллелограмм.
2) Все граждане России имеют право на отдых.
Я – гражданин России.
Я имею право на отдых.
Слайд 13.
3) Если цветы поливают, то они не засохнут.
Цветы засохли.
Цветы не поливали.
Слайд 14.
Правильно ли рассуждает человек, когда он говорит:
Если что-то есть металл, то оно проводит электрический ток.
Алюминий проводит ток.
Алюминий – металл.
Из истинных посылок получилось истинное заключение. Можно предположить, что, рассуждая по данной форме, мы получим из истинных посылок истинное заключение во всех случаях. Проверим это:
Если что-то есть металл, то оно проводит электрический ток.
Вода проводит ток.
Вода – металл.
Из истинных посылок получилось ложное заключение. Наше предположение о том, что, рассуждая по данной форме, мы всегда из истинных посылок получим истинное заключение, ошибочно. Следовательно, те, кто рассуждает по данной форме, либо ошибаются сами, либо вводят слушателей в заблуждение.
Определите истинность или ложность следующих умозаключений:
1) Если у человека повышена температура, то он болен; этот человек болен;
следовательно, у него должна быть повышенная температура.
2) Все зебры полосаты; это животное полосато; это животное зебра
3) Бутылки с ряженкой продаются в молочном отделе. Эта бутылка куплена в
молочном отделе. Это бутылка с ряженкой.
5) Людей много. Сократ человек. Сократов много.
Вывод: итак, с точки зрения содержания суждений в процессе мышления формируется истинное или ложное отражение мира, а если рассматривать мышление со стороны формы, то имеет значение только его логическая правильность или неправильность.
Слайд 15.
ДЗ.
- Приведите по 2 примера понятий, суждений, умозаключений из курсов
математики, истории, информатики.
Перечислите существенные признаки, составляющие содержание понятий: квинтэссенция; добродетель; истина; ложь (используйте толковый словарь) - Определите правильность следующего рассуждения: Сидящий встал; кто встал, тот стоит; значит, сидящий стоит.
- Выведите, если это возможно, заключение из каждой пары посылок:
1) Тем, кто лыс, расческа не нужна. Ни одна ящерица не имеет волос.
2) Ни один добрый поступок не является незаконным. Все, что законно, можно делать без страха.
3) Некоторые уроки трудны. Все, что трудно, требует внимания.
Формы мышления человека — понятие, суждение, умозаключение
Формы мышления человека – это проявление интеллектуальной деятельности, последствие мыслительного процесса и результат операций мышления. Выделяют три ключевых формы мыслительной деятельности, а именно понятия, умозаключения и суждения. Многие авторы относят к формам мыслительной деятельности теории, гипотезы, концепции, законы, аргументы, доказательства. Однако они относятся, скорее, к производным категориям, хотя и обладают определенной спецификой.
Понятием называют воспроизведенную в мыслительных операциях целостность значимых качеств, связей, свойств и взаимоотношений объектов или явлений. Также еще понятием именуют размышление или систему размышлений, акцентирующую и обобщающую объекты определенного класса по конкретным общим и в совокупности для них специфическим признакам.
Суждением называется форма мыслительного функционирования, в котором нечто об объекте утверждается либо отрицается, например, его конфигурации, качества или взаимоотношения между объектами.
Умозаключение является подведением итогов или выводом.
Основные формы мышления
Итак, как уже писалось выше, различают три основополагающие логические формы мышления, а именно понятие, суждение и умозаключение. Любой мыслительный процесс завязывается с постановки вопроса, ставящего перед собой индивидом, которые не имеет на него готового ответа.
Формы мышления в психологии являются ничем иным как формальными структурами мысли.
Формы мышления в философии неизменно вызывают споры относительно их сути и смысла. Так, к примеру, с философской позиции «понятие» довольно не однозначно, оно не позволяет выстраивать формально-логические схемы или выводить умозаключения.
Понятие отображает общие и значимые свойства объектов или явлений. Множеством различных качеств, признаков и свойств обладает каждый объект или явление. Подобные качества и приметы подразделяются на две существенные категории: значимые и незначимые. К примеру, каждый треугольник характеризуется наличием трех углов, конкретными размерами: определенной величиной углов, длиной отрезков и площадью, формой. Однако лишь первый признак из геометрической фигуры делает треугольник, что дает возможность отличить его от иных фигур, таких как прямоугольник, круг и др. Прочие признаки призваны дифференцировать одну геометрическую фигуру от прочих аналогичных по форме. При изменении этих признаков треугольник все равно останется треугольником.
Понятие как форма мышления в себе содержит общие приметы и существенные признаки для огромного ряда предметов, характеризующихся однородностью. Понятие существует в качестве смысла слова и обозначается словом. А функцией каждого слова является обобщение (кроме слов, представляющих имена собственные). Знания об объектах и явлениях реальности оформляются в категории «понятие» в обобщенном и абстрактном виде. Именно этим категория «понятие» принципиально отличается от представления и восприятия, так как они характеризуются конкретностью, образностью и наглядностью.
Понятие как форма мышления обладает отвлеченной, обобщенной, и не наглядной направленностью.
Представление является образом конкретного объекта, а понятие – абстрактной мыслью о классе объектов.
Представления и восприятие всегда представляют отражение конкретного и единичного. Невозможно представить объект, лишенный абсолютно любых индивидуальных признаков. К примеру, нельзя представить книги вообще, а мыслить о них можно.
Поэтому понятие – это всесторонне развитая форма познания. Категория «понятие» значительно глубже и совершеннее воспроизводит реальность, чем представление.
Суждение как форма мышления отражает взаимосвязи и отношения, соединяющие объекты или явления окружающей среды и их свойства, признаки.
Суждением называется форма мыслительных процессов, охватывающая отрицание либо утверждение какой-нибудь позиции, относящейся к объектам, событиям или их качествам.
Примерами отрицательного суждения являются соображения, в которых у объекта отображается отсутствие некоторых свойств. Например, этот предмет квадратный, а не круглый. Фраза «школьник знает урок» служит примером утвердительного суждения. Выделяют суждения единичного, общего и частного характера. Общее суждение как форма мышления может отрицать либо утверждать что-то относящееся ко всем предметам и событиям, объединенным понятием. Так, например, «все металлические предметы проводят электричество». В суждении частного характера описывается часть объектов и факторов, объединенных понятием (некоторые дети умеют играть в шашки). Единичное суждение представляет собой мысль, в которой обнаруживается какое-нибудь индивидуальное понятие (Париж – столица Франции).
Суждения призваны раскрыть сущность понятий. Поэтому для высказывания того или другого суждения, индивиду необходимо иметь сведения о содержании понятий, вмещающихся в структуру суждения. К примеру, когда субъект изрекает суждение, что «мышление является познавательным процессом психики», ему необходимо иметь соответственные понимания о мышлении и психике. Правдивость суждений можно проверить через общественную практику субъекта.
Умозаключение как форма мышления являет собой сопоставление и разбор различных суждений, итогом чего будет новое суждение. Характерным примером умозаключения служит доказательство теорем в геометрии. Индивид, преимущественно, использует, две категории умозаключений, а именно индуктивные и дедуктивные.
Стратегия рассуждений, представляющий переход от частных предложений к общим, определение общих норм и правил, базирующихся на изучении отдельных условий и событий, называется индукцией. Метод обдумывания, состоящий в переходе от общего рассуждения к частному предположению, постижение отдельных фактов и событий, основывающихся на знаниях общих норм и правил, называется дедукцией.
Индуктивные умозаключения берут начало с накапливания знаний о максимальном числе предметов и феноменов в чем-либо подобные, что предоставляет возможность отыскать схожесть и отличие в них и исключить второстепенное и незначащее. Обобщая подобные приметы этих объектов и явлений, выводится общий итог или умозаключение и устанавливается общая норма или правило.
Дедуктивное умозаключение как форма мышления предоставляет индивиду знания об определенных свойствах и признаках отдельного объекта на основе обладания запасом знаний об общих законах и правилах.
Для мыслительной деятельности человеческого индивида довольно существенна связь вначале с деятельностью, а затем речью и языковой системы. Так как, выделяя классы объектов или событий, их приметы и особенности, субъект их именует, тем самым обобщая и систематизируя, что в конечном результате предоставляет возможность «подвести» общие правила под них. Поэтому обобщение является основополагающим признаком мыслительного процесса. Связь мыслительной деятельности и речи наиболее проявлена в понятиях или определениях.
Наивысшей формой мышления является словесно-логические мыслительное оперирование, посредством которого индивиды способны отображать сложнейшие взаимосвязи и отношения, выводить понятия, производить выводы, решать теоретические задания.
Формы мышления и их характеристика
Мыслительные операции являются психолого-познавательным процессом отображения в сознании субъектов сложнейших взаимосвязей и взаимодействий между объектами и событиями окружающего мира. Задачи мыслительного процесса состоят в раскрытии взаимоотношений между объектами, обнаружение связей и отграничение их от непредвиденных совпадений. Мыслительное оперирование – это высший познавательный процесс, в котором прослеживается совокупность всех остальных познавательных процессов.
Формы абстрактного мышления функционируют посредством понятияй и выполняют функции планирования и обобщения.
Мыслительную функцию отличает от других процессов, проистекающих в психике, его связь с активными модификациями обстоятельств, в которых индивид пребывает. Мыслительные операции постоянно направлены на поиск решения различных задач.
Формой мышления является категория «понятие». Оно подразделяется на простое и составное. Простыми называются понятия, которые характеризуются только одним объединяющим свойством, а составными или сложными – несколькими свойствами. В свой черед, сложные понятия бывают: конъюнктивными, дизъюнктивными и соотносительными.
Понятия, определяемые как минимум двумя признаками, именуются конъюнктивными. Понятия, определяемые одним или иным свойством, либо двумя одновременно, называются дизъюнктивными. Соотносительными называются понятия, охватывающие абсолютно все связи или взаимоотношения, существующие между некоторыми структурами отдельной совокупности.
В повседневном существовании человеческие индивиды пользуются реже всего дизъюнктивными понятиями.
Необходимо отметить, что все обобщенные понятия зарождаются только на фундаменте единичных объектов и явлений. Отсюда формирование любого понятия совершается не исключительно через осмысление каких-то обобщенных признаков и специфических особенностей класса объектов, а в первую черед посредством приобретения сведений о признаках и свойствах единичных объектов. Закономерное направление вырабатывания понятий представляет собой движение через обобщение от частных признаков к общим.
Понятие усваивается двумя путями. Первый путь заключается в обучении индивида чему-либо, на базисе чего вырабатывается понятие. Второй путь состоит в самостоятельном формировании понятия индивидом в процессе деятельности, основываясь на собственном опыте. Понятие отображает единичное и специфическое, являющееся и всеобщим. Категория «понятие» выступает в качестве формы абстрактного мышления и одновременно функционирует как специфическое мыслительное действие. Так как за всяким понятием сокрыто особое объектное действие.
Суждение в качестве формы мышления в психологии базируется на понимании индивидами многообразия взаимосвязей определенного предмета или конкретного явления с иными предметами либо явлениями. Разнообразие связей объектов не всегда отображается в человеческих суждениях, поэтому глубина осмысления всевозможных объектов и событий может варьировать. На первичной фазе постижения индивиды могут лишь определить предмет или события, путем причисления их к установленному самому общему классу. Следующая, более сложная ступень постижения достигается при условии, что общий класс предметов и событий, к которому можно причислить то, что необходимо постигнуть, хорошо известен индивидам. Более совершенным является постижение тогда, когда индивиды постигают не исключительно обобщенные, но и субъективные особенности объекта, которые разнят его с подобным ему.
Значительно позволяет углубить понимание движение от недифференцированного и обобщенного восприятия объекта к осознанию каждого его элемента и пониманию взаимосвязей таких частей. Также, углублению постижения способствуют понимание признаков предметов и свойств явлений, их взаимодействий между собой, причин их происхождения.
Суждения делятся на правдивые (истинные) и ложные. Объективно верные суждения называются истинными, а размышления, несоответствующие объективной действительности именуются ложными.
Кроме этого, суждения могут быть общей направленности, частными и единичными. Общие суждения предназначены для утверждения чего-либо или отрицания и применяются ко всем предметам определенного класса или группы. В суждениях частного характера утверждения либо отрицания применимы к отдельным объектам. В суждениях единичного характера утвердительные либо отрицательные описания употребляются лишь к единственному объекту или событию.
Умозаключение в качестве формы мышления в философии представляет собой, зачастую, довольно сложную операцию мыслительной деятельности, которая включает ряд действий, подвластных требованиям общей цели. В умозаключениях особая роль принадлежит опосредованию в мыслительном функционировании. В выводах, базирующихся на имеющихся знаниях, приходят к приобретению новых знаний. Таким образом, знания приобретаются опосредованно через другое знание.
Умозаключение становится возможным исключительно благодаря существованию объективных взаимосвязей и взаимодействий элементов, которые в нем обнаруживаются. Ключевым аспектом для умозаключения в качестве мыслительной функции является следующее: взаимоотношения, которые усматриваются в выводе, обнаруживаются в объективной сути объекта. Именно в этом состоит основное отличие выводов от ассоциативного акта. Таким образом, умозаключением называется выявление взаимосвязи между понятиями и суждениями, следствием которой является приобретение нового суждения из одного либо из нескольких рассуждений. Новое суждение извлекается из сути исходных соображений. Исходные суждения или соображения, из которых извлекается другое предложение, именуют посылками умозаключения. Связь, объединяющая объекты либо их признаки, может выражаться лишь посредством утверждения либо отрицания. В однотипных умозаключениях вывод формулируется аналогичным способом.
Таким образом, логические формы мышления являются способом взаимосвязи конструктивных элементов мыслей, их структуры, благодаря которой суть объектов существует и отображает действительность. Они составляют устройство мыслительной деятельности и разнят ее с прочими психическими процессами, которые проистекают ежесекундно в человеческом мозге.
Таким образом, мыслительное оперирование индивидов, представленное в форме понятий, суждений, умозаключений предоставляет возможность более совершенно и полно изведать объективную реальность, выявить наиболее существенные аспекты, взаимосвязи, взаимодействия и закономерности действительности.
Становление мыслительного процесса возможно исключительно через коммуникативное взаимодействие субъектов друг с другом. Вырабатывание специфически людской мыслительной функции в онтогенетическом развитии возможно исключительно в процессах совместно направленной деятельности взрослого окружения и детей.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Два способа мышления. В психологии есть два пути… | Джейкоб Морган | Джейкоб Морган
Два способа мышления. В психологии есть два пути… | Джейкоб Морган | Джейкоб Морган | MediumОпубликовано в
·
1 мин чтения
·
27 июня 2019 г.
В психологии есть два способа мышления; Система 1, которая является быстрым, интуитивным способом, почти как инстинктивная реакция, а затем есть Система 2, которая представляет собой более сознательный, целеустремленный способ мышления.
Послушайте мини-эпизод подкаста здесь.
Часто в наших организациях мы склонны принимать решения о наших инициативах и опыте сотрудников, руководствуясь Системой 1. Мы реагируем быстро, мы не задумываемся об этом слишком глубоко, мы просто делаем что-то, чтобы сказать, что мы что-то сделали.
Нам нужно сделать шаг назад и более осознанно относиться к своим решениям, касающимся наших инициатив, чтобы понять, что мы делаем и почему. Нам нужно действовать более осознанно и целеустремленно, а не реагировать рефлекторно. Наши инициативы будут гораздо более эффективными и успешными, если мы сможем изменить наш образ мышления.
Посмотрите сопутствующее видео здесь.
Изучите проверенные и действенные концепции самых эффективных современных организаций с помощью моей серии бесплатных тренингов по опыту сотрудников здесь. 12. 4K подписчиков
· Редактор
4-кратный автор бестселлеров, спикер и футурист. Основатель FutureOfWorkUniversity.com. Изучение лидерства, опыта сотрудников и будущего работы
Еще от Джейкоба Моргана и Джейкоба Моргана
Джейкоб Морган
Почему программы вовлечения сотрудников больше не работают график работы -жизненная интеграция. В сегодняшнем…
2 минуты чтения · 12 апреля
Джейкоб Морган
в
Это реальная история Чарльза Пламба
Это реальная история Чарли Плама б.
Чтение: 4 мин·19 ноября 2020 г.
Джейкоб Морган
в
14 Топ-менеджеры делятся своим определением «лидерства». 14 августа 2020 г. 6
Текущий Эпидемия COVID-19, с которой мы все сталкиваемся, заставляет организации по всему миру бросить вызов своим традиционным идеям…
5 минут чтения·21 апреля
Просмотреть все от Джейкоба Моргана
Рекомендовано на Medium
Aleid ter Weel
в
10 вещей, которые нужно сделать вечером вместо вечера Просмотр Netflix
Без устройства привычки для повышения вашей продуктивности и счастья.
·5 мин чтения·15 февраля 2022 г.
Тобиас Чарльз
Как стать менеджером, на которого все хотят работать
Не полагаясь только на то, чтобы быть милым
·5 min read·5 days ago
Alexander Nguyen
in
Почему я постоянно терплю неудачу с кандидатами во время собеседований в Google…
Они не соответствуют планке.
·4 минуты чтения·13 апреля
Тобиас Чарльз
5 сложных вещей, которым должны научиться все лидеры
И как делать их правильно
900 02 ·6 минут чтения·27 апреляВинита
в
Как быть смелым и говорить на собраниях
Сохранение молчания делает вас невидимым, а говорить громко — это мощно, поскольку дает вам голос
·7 минут чтения·4 дня назад
Райан Холидей
Вот почему вы не можете ждать допоздна
9000 3В среду, 23 апреля 2014 г., в 18:45 я получил электронное письмо от моего друга Сета Робертса, новаторского и несравненного ученого.
·4 мин. чтения·3 дня назад
Посмотреть другие рекомендации
Статус
Карьера
Преобразование текста в речь
Система 1 и Система 2 Мышление
Основная идея
Теория и практика
TDL — это консультационная компания по прикладным исследованиям. В своей работе мы используем знания из различных областей — от психологии и экономики до машинного обучения и поведенческих данных — для поиска целенаправленных решений сложных проблем.
Наши консультационные услуги
По дороге на работу вы всегда знаете, какой маршрут выбрать, даже не задумываясь об этом. Вы автоматически идете к станции метро, обычно выходите на той же остановке и идете в свой офис, пока ваши мысли блуждают. Это легко. Однако сегодня линия метро не работает.
Хотя ваш маршрут до станции метро был интуитивно понятным, теперь вы тратите некоторое время на анализ альтернативных маршрутов на работу, чтобы выбрать самый быстрый. Автобусы ходят? На улице слишком холодно, чтобы ходить? Сколько стоит райдшеринг?
Наши реакции на эти два сценария демонстрируют разницу между нашим более медленным мыслительным процессом и нашим мгновенным. Мышление Системы 1 – это почти мгновенный процесс; это происходит автоматически, интуитивно и без особых усилий. Это обусловлено инстинктом и нашим опытом. Система 2 думает медленнее и требует больше усилий. Это осознанно и логично.
Однако даже когда мы думаем, что принимаем рациональные решения, наши убеждения и предубеждения Системы 1 по-прежнему определяют многие из наших решений. Понимание взаимодействия этих двух систем в нашей повседневной жизни может помочь нам лучше осознать предвзятость в наших решениях и то, как мы можем ее избежать.
»Автоматические операции Системы 1 генерируют удивительно сложные шаблоны идей, но только более медленная Система 2 может конструировать мысли в упорядоченной последовательности шагов.
– Дэниел Канеман в фильме Думай быстро и медленно
Теория встречается с практикой
9 0004 TDL — консалтинговая компания по прикладным исследованиям. В своей работе мы используем знания из различных областей — от психологии и экономики до машинного обучения и поведенческих данных — для поиска целенаправленных решений сложных проблем.Наши консультационные услуги
Ключевые термины
Система 1 Мышление: Быстрый, автоматический, бессознательный и эмоциональный отклик нашего мозга на ситуации и раздражители. Это может быть рассеянное чтение текста на рекламном щите, знание того, как без задней мысли завязать шнурки, или инстинктивное перепрыгивание через лужу на тротуаре.
Система 2 Мышление: Медленный, требующий усилий и логический режим, в котором работает наш мозг при решении более сложных задач. Например, мышление Системы 2 используется при поиске друга в толпе, парковке автомобиля в ограниченном пространстве или определении соотношения качества и стоимости вашего обеда на вынос.
Автоматическое мышление: Бессознательный и инстинктивный процесс человеческого мышления. Этот термин можно использовать взаимозаменяемо с мышлением Системы 1.
Обоснование: Сознательное использование существующей информации для логического принятия решения или заключения.
Модель двойного процесса: Теория в психологии, которая различает два мыслительных процесса у людей, описывая их как бессознательные и сознательные соответственно.
История
На протяжении многих веков философы и психологи умели различать инстинктивное и сознательное мышление, начиная с 17-го века с дуализма разума и тела Декарта.
Уильям Джеймс, американский психолог, стоял у истоков этой идеи в конце 19 века. В своей книге « Принципы психологии » Джеймс считал, что ассоциативное и истинное рассуждение формируют два способа мышления. 1,2 Ассоциативное знание было получено только из прошлого опыта, в отличие от истинного рассуждения, используемого в новых, незнакомых сценариях, с которыми человек не знаком. Идеи Джеймса заложили основу для мышления Системы 1 и Системы 2.
В 1975 году психологи Майкл Познер и Чарльз Снайдер разработали двухпроцессную модель разума в своей книге « Внимание и когнитивный контроль ». Модель двойного процесса представляла собой более совершенную версию идей Джеймса, различающую два способа мышления, описывая их как автоматический и контролируемый соответственно. 3
По мере развития теории автоматические процессы характеризовались четырьмя состояниями:
- Они вызываются непреднамеренно;
- Им требуется лишь небольшое количество когнитивных ресурсов;
- Их нельзя остановить добровольно; и
- Они происходят неосознанно.
Точно так же контролируемые процессы характеризовались четырьмя состояниями:
- Они вызваны намеренно;
- Они требуют значительного количества когнитивных ресурсов;
- Их можно остановить добровольно; и
- Они происходят сознательно.
Однако в 1992 году Джон Барг поставил под сомнение эти жесткие характеристики и предположил, что практически невозможно, чтобы какой-либо процесс удовлетворял всем четырем характеристикам. 4
Перенесемся в 2011 год, когда Даниэль Канеман опубликовал свой бестселлер « Думать быстро и медленно », популяризируя различие между автоматическими и сознательными мыслительными процессами. 5 В этой книге Канеман использовал термины «Система 1» и «Система 2» для описания двух процессов, впервые введенных психологами Китом Становичем и Ричардом Уэстом в 2000 году. человек
Известный психолог в области поведенческой экономики , оказавший влияние на такие темы, как суждения и принятие решений. Книга Канемана 2011 года Thinking, Fast and Slow популяризировала концепции Системы 1 и Системы 2. мысли в конце 19 века. Его работа оказала влияние на официальную литературу о модели двойного процесса в конце 20 века. В Гарвардском университете Джеймс был одним из первых преподавателей, предложивших курс психологии в Соединенных Штатах.7
Майкл Познер
Американский психолог, который вместе с Чарльзом Снайдером был одним из первых, кто официально представил модель двойного процесса. В книге Познера и Снайдера « Внимание и когнитивный контроль » эти две формы мышления описываются как автоматические и контролируемые соответственно.
Последствия
Случай 1: МаркетингКонцепции Системы 1 и Системы 2 стали очень влиятельными в мире маркетинга. В мире, где у потребителей больше возможностей, чем когда-либо, бренды часто полагаются на автоматические, управляемые чувствами процессы Системы 1, чтобы продавать свою продукцию. Реклама стремится не просто сообщить информацию о товаре, но и создать вокруг него определенные эмоциональные ассоциации, которые закрепятся в головах покупателей и подтолкнут их к покупке без лишних раздумий.
Сила мышления Системы 1 означает, что пересмотренные и обновленные маркетинговые кампании могут оказаться не такими эффективными, как предполагалось изначально. Поскольку конкуренция в области маркетинга продолжает расти, многие бренды пытаются проводить смелые, радикально новые кампании. Тем не менее, пересмотренные кампании могут избавиться от ценных отличительных черт, которые формируют автоматическое восприятие потребителями образа бренда. 8 За счет использования отличительного имиджа бренда для увеличения его резонанса в мышлении потребителей в Системе 1 можно добиться большей отдачи от инвестиций в краткосрочной и долгосрочной перспективе. 8
Это не означает, что Система 2 не играет важной роли в решениях потребителей. Что касается дорогих покупок, потребители, как правило, принимают решения, основанные на убеждениях Системы 1, в дополнение к более тщательному и рациональному мышлению, управляемому Системой 2. 8 Бренды могут использовать свои знания о Системе 2 для убедительного обоснования, подкрепляя потребителей Убеждения Системы 1 с деталями, фактами или статистикой. 8
Случай 2: Финансовое планирование
Правительства также могут воспользоваться преимуществами системного мышления для разработки эффективных поведенческих вмешательств. Признание того, что мышление Системы 1 автоматически предпочитает дефолт, привело к разработке эффективных вмешательств, направленных на решение таких проблем, как недостаточные пенсионные сбережения. 9
В Соединенных Штатах экономисты-бихевиористы признали, что даже когда рабочие получали прибавку к зарплате, лишь немногие действительно предпринимали действия для увеличения нормы своих сбережений. Они пришли к выводу, что бездействие было признаком чрезмерной зависимости от мышления Системы 1.
В этом случае параметр по умолчанию сохранил норму сбережений на прежнем уровне, если только рабочий не предпринял действия для ее увеличения. Чтобы решить эту проблему, поведенческие экономисты разработали интервенцию, которая автоматически увеличивала норму сбережений работника всякий раз, когда он получал повышение. Автоматическое увеличение позволило воспользоваться преимуществами Системы 1 рабочих, чтобы увеличить норму сбережений в США. 9
Противоречия
Понятия Системы 1 и Системы 2 стали общепринятыми в общепринятом мышлении. Переход от научных кругов к массовой культуре привел к тому, что первоначальная теория утратила часть своих нюансов и глубины, заменившись упрощениями человеческого мыслительного процесса. В популярной культуре возникли три распространенных заблуждения. 5
Во-первых, это идея о том, что мышление Системы 1 и Системы 2 буквально представляет структуру нашего мозга. Это неверно, и Канеман даже говорит, что «нет части мозга, которую ни одна из систем не назвала бы своим домом». 10
Во-вторых, идея заключается в том, что сначала возникает мышление Системы 1, а затем, если необходимо, мышление Системы 2. Канеман объясняет, что двухсистемный подход сочетает в себе обе формы рассуждений, поскольку почти все процессы представляют собой смесь обеих систем. Хотя сложные сценарии могут больше полагаться на Систему 2, обе системы работают вместе. Эмоции от наших бессознательных процессов Системы 1 влияют на наше логическое мышление Системы 2 и дополняют его, а наш мозг объединяет их, чтобы мы могли принимать целенаправленные решения. 5
Наконец, популярная культура имеет тенденцию ошибочно обозначать Систему 1 как источник предвзятости, а Систему 2 как логическую коррекцию указанных предубеждений. На самом деле обе системы подвержены предвзятости и ошибкам, таким как предвзятость подтверждения . 5 Например, мы можем замечать информацию, когда она поддерживает наши существующие убеждения Системы 1, в дополнение к использованию Системы 2 для анализа новой информации, чтобы оправдать наши существующие убеждения в результате предвзятости подтверждения. 5
Практический пример
В 1995 году популярность разноцветных шоколадных конфет M&M’s падала. Рекламное агентство BBDO было нанято в попытке оживить бренд. У тогдашнего креативного директора Сьюзан Кредл был небольшой бюджет для работы по сравнению с другими культовыми брендами, такими как Pepsi или Coke. Тем не менее, подход Кредл оказался очень успешным: она превратила каждый цвет конфет M&M в персонажа — «говорящую конфетку». 11 BBDO представила Red (саркастический), Yellow (веселый), Blue (крутой) и Green (соблазнительный).
Этот шаг привел к созданию розничных магазинов M&M и расширению нескольких линий M&M. 11 Персонажи стали настолько популярными, что, пытаясь не допустить потери интереса потребителей, BBDO экспериментировала, время от времени удаляя их из телевизионной рекламы. В ответ потребители спрашивали, куда пропали персонажи. 11 Со временем персонажи были переустановлены, и сегодня их легко идентифицировать.
Создавая запоминающихся персонажей, BBDO удалось успешно внедрить M&M в мышление потребителей, основанное на Системе 1. Это было достигнуто в устойчивом массовом масштабе за счет создания отличительных активов бренда. Это не только усиливает резонанс M&M в мышлении потребителей по Системе 1, но и обеспечивает большую отдачу от инвестиций в краткосрочной и долгосрочной перспективе. 11
Связанный контент TDL
Автоматическое мышление
Лаборатория принятия решений более внимательно изучает автоматическое мышление, рассматривая его историю, а также последствия и противоречия, с которыми оно связано.
Как защитить стареющий разум от финансового мошенничества
Хотя старение неизбежно, финансовое мошенничество в пожилом возрасте — нет. Пожилые люди только в США теряют около 3 миллиардов долларов в год из-за финансовых афер. Мышление Системы 1 может сыграть в этом свою роль, и исследование The Decision Lab дает представление о том, как можно избежать этой реальности.
Источники
- Модель с двумя процессами . (н.д.). Оксфордский справочник. https://www.oxfordreference.com/view/10.1093/oi/authority.20110803095732808
- Модели с двумя процессами . (н.д.). Психология Вики. Получено 12 октября 2021 г. с https://psychology.wikia.org/wiki/Dual_process_models
- Gawronski, B., & Creighton, L.A. (2013). Теории двойных процессов. В D. E. Carlston (Ed.), Оксфордский справочник по социальному познанию (стр. 282–312). Издательство Оксфордского университета.
- Барг, Дж. А. (1992). Экология автоматизма: к созданию условий, необходимых для создания эффектов автоматической обработки. The American Journal of Psychology , 105 (2), 181. https://doi.org/10.2307/1423027
- Система 1 и Система 2 Мышление . (н.д.). Маркетинговое общество. https://www.marketingsociety.com/think-piece/system-1-and-system-2-thinking#_ftn1
- Станович, К.Е., и Вест, Р.Ф. (2000). Индивидуальные различия в рассуждениях: последствия для дебатов о рациональности? Науки о поведении и мозге , 23 (5), 645-665. https://doi.org/10.1017/s0140525x00003435
- Уильям Джеймс . (н.д.). Кафедра психологии. https://psychology.fas.harvard.edu/people/william-james#:~:text=In%201875%20James%20taught%20one,Stanley%20Hall%20in%201878
- Что такое «Система 1» мышление — и зачем вам нужно этому учиться? 902:21 (17, 19 сентября).