Общение. Функции общения |
11.02.2014 14:24 |
Богданова Ольга Александровна Цель — овладение знаниями по теме «Общение» Задача: дать понятие о видах, формах, функциях, сторонах общения. Все люди на нашей планете умеют говорить. Они говорят на разных языках, но в любом языке главной задачей остается помощь в понимании друг друга при общении. Без языка невозможно развитие общества, науки, техники, искусства. Что такое общение? Ответить на этот вопрос одновременно и легко и очень трудно. Общение — это такое социально-психологическое явление, которое не только сопровождает человека всю его жизнь, но и является важнейшим условием формирования его личности. Общение — основа существования любого социума: оно объединяет людей в единое целое, обеспечивает согласованность их усилий, делает возможным сохранение и передачу групповых норм, традиций, преданий, то есть социального опыта, последующим поколениям. Общаясь, мы познаем мир; потребность в общении — одна из важнейших потребностей человека, одиночество воспринимается нами как одно из величайших бедствий. «Общество» и «общение» — однокоренные слова, ведь любое общество — это не что иное как система различных уровней и форм общения людей.
Любое общение состоит из отдельных, относительно завершенных элементов, которые называются актами общения или коммуникативными актами. Например, учитель задает ученику вопрос и получает ответ. Отдельный акт, как правило, является частью более продолжительного процесса общения. Виды общенияМногообразие жизненных ситуаций, в которых оказывается человек, и разнообразие его социальных связей определяет и разнообразие видов общения. В качестве примера можно привести классификацию видов общения по уровню контактов.
Функции общенияЗанимая в жизни как отдельного человека, так и общества в целом важное место, общение выполняет разнообразные функции:
Аффилиация — это отождествление себя с группой, чувство принадлежности к определенному социуму. Памятка
А теперь попробуем разрешить некоторые проблемы, возникающие у нас во время общения. Задание 1. Нарядная, оживленная женщина входит в трамвай в сопровождении офицера. Увидев ее, девочка поднимается: — Садитесь, садитесь. Я всегда уступаю место пожилым людям. Оживление на лице женщины гаснет, и она, отвернувшись от девочки, проходит дальше. — Почему вежливый поступок девочки был не принят? Необходимы в общении деликатность и такт, т.е. чувство меры, умение поставить себя на место другого человека, понять его чувство. Задание 2. Три подружки уселись во дворе на лавочке: Катя, Зина и Оля. Оле нужно рассказать Кате по секрету то, что касается только их двоих. Можно ли это сделать тут же? Задание 3. Я начну, а вы продолжите и запишите предложение Задание 4 К моей старшей сестре пришла подруга, она на зубного врача учится. Мы пили чай. Я вспомнил и говорю: «Посмотрите, какая у меня в зубе огромная дырка!» и показал. Задание 5. Правда ли, что если кто чихнет, нельзя говорить «будьте здоровы»? А многие говорят, что можно? «В нашем классе некоторые мальчики и девочки ругаются матерными словами. Мне стыдно даже писать об этом. Сначала я пыталась что-то сделать, старалась пристыдить матерщинников, уговаривала девочек, а мне просто-напросто предложили уйти из класса, «раз у меня такие уши нежные». И я сдалась. Нет, я сама не ругаюсь, но чувствую, что уже не реагирую, как раньше, на грубость. Как мне поступить дальше? Боюсь, что со мной не будут дружить. Обсуждение письма, высказывания ребят Вот что написали в ответ этой девочке мальчики из кружка «Гренада» Архангельской области, пос. Коряжма (см.газету). «В нашей секции были две девочки: Марийка и Лена. Стали мы замечать, что Лена ругается. Пытались ее остановить, но в конце концов осталась у нас одна Марийка. Но что за девочка! От нее никто не слышал грубого слова. И при ней ни у кого из нас не повернется язык, чтоб нагрубить, она так пропесочит! Подвижная, остроумная! Учится хорошо, занимается фехтованием, разбирается в музыке и технике – настоящая современная девчонка! А девочек, которые ведут себя развязно, ругаются, курят, обзываются, мы, мальчики, презираем». — Как видите, в нашей повседневной жизни из-за недостатка речевой культуры возникает много проблем при общении. 6. Рефлексия 7. Домашнее задание Выполнить любые три задания на выбор.
Используемая литература:
Теги:
|
Лекция № 3. 1. Тема: Общение как феномен. План: § 1. Понятие и структура общения. § 2. Виды и формы общения. § 3. Коммуникативная компетентность. Полный конспект лекции § 1. Понятие и структура общения.
Общение следует рассматривать и как сторону любой совместной деятельности (поскольку сама деятельность есть не только труд, но и общение в процессе труда), и как особую деятельность. В общении различают три стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.
Рассмотрение трёх сторон общения в единстве – важное условие оптимизации совместной деятельности людей и их отношений. В процедуре общения выделяют следующие этапы: 1. Потребность в общении побуждает человека вступить в контакт с другими людьми. 2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения. 3. Ориентировка в личности собеседника. 4. Планирование содержания своего общения, человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет. 5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выберет конкретные средства, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести. 6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи. 7. Корректировка направления, стилей, методов общения. По своему назначению общение многофункционально. Можно выделить пять основных функций общения:
§ 2. Виды и формы общения Общение чрезвычайно разнообразно, выделяется большое количество форм общения, которые составляют противоположные пары.
Императивное общение – это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партером по общению с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждение его к определенным действиям или решениям. Партнер по общению в этом случае выступает пассивной стороной. Конечная цель императивного общения – принуждение партнера. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования Манипулятивное общение – это форма межличностного взаимодействия, при которой влияние на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Вместе с тем манипуляция предполагает объективное восприятие партнера по общению, скрытым же выступает стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. При манипулятивном общении партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств. Диалогическое общение – это равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Оно позволяет достичь глубокого взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия взаимного развития. 1. Примитивный уровень. Общая характеристика того, кто опускается до примитивного уровня в контакте, такова: для него собеседник не партнер, а предмет, нужный либо мешающий. 2. Манипулятивный уровень. В целом характеристика этого субъекта («манипулятора») такова: для него партнер – соперник в игре, которую непременно надо выиграть. Выигрыш означает выгоду: если не материальную или житейскую, то, по крайней мере, психологическую. 3. Стандартизированный уровень. Подлинного ролевого взаимодействия при этом уровне не происходит. Как видно из самого названия, общение здесь основывается на неких стандартах, а не на взаимном схватывании партнерами актуальных ролей друг друга и постепенном развертывании каждый из них своего «ролевого веера». Другим названием этой формы общения может быть «контакт масок». 4. Конвенциональный уровень. Этот уровень представляет собой полноценное человеческое общение. Словом «конвенция», или согласие, в психологии обозначают свод правил поведения, большей частью неписанных, но все, же передаваемых из поколения в поколение, потому, что в этих правилах закреплен уговор людей друг с другом относительно того, какие формы поведения, согласно коллективному опыту, наиболее приемлемы и для субъекта, и для общества. Контакт на конвенциональном уровне требует от партнеров высокой культуры общения. Умение «держать» диалог на этом уровне, а тем более «приводить» его к такому уровню можно уподобить сложному искусству. 3. Игровой уровень. Уровень общения, который располагается «над» конвенциональными, т.е., обладая полнотой и человечностью последнего, превосходит его тонкостью содержания и богатством оттенков. В общении на игровом уровне партнёры «играют друг друга», «отражаются друг в друге» подобно отличным актёрам. Владение игровым уровнем контакта требует немалого артистизма, духовной утонченности. 4. Деловой уровень. Еще один уровень диалога, располагающийся выше конвенционального, — деловое общение. Реальные деловые контакты совсем не обязательно протекают на «деловом уровне», они нередко выглядят как общение на манипулятивном или стандартизированном уровне. Особенность делового общения: «Я» человека отодвинуто назад, на первом месте – дело. Общаясь на деловом уровне, люди выносят из контактов не только определенные зримые «плоды» совместной деятельности, но также исключительно стойкие чувства взаимной привязанности, доверия и теплоты или напротив – антипатии. 5. Духовный уровень. Высший уровень человеческого общения – духовный. Для любой фазы контакта характерно следующее: партнёр воспринимается как носитель духовного начала. Ценя духовное начало в другом, мы развиваем его и в себе. Ведь личность, вообще, обретает себя во всей полноте только тогда, когда она находится в диалоге с другой личностью. § 3. Коммуникативная компетентность Коммуникативная компетентность – основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. Роль владения своей речью трудно переоценить. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний как в устной, так и в письменной форме.
Коммуникативная компетентность складывается из способностей:
Структура коммуникативной компетентности.
Когнитивный компонент связан с познавательными процессами личности, особенностями их развития, формированием специфических и общекультурных знаний, коммуникативных умений и т.д. Следующий компонент коммуникативной компетентности – мотивационно-ценностный. В основе мотивации лежит потребность, которую многие считают решающим фактором поведения человека. Рефлексивный компонент отражает интерес к самоанализу коммуникативной деятельности, к самоисследованию, самопознанию и т. д. Коммуникативная рефлексия, как известно, отвечает за осознание и рациональное объяснение чувств, эмоций, возникающих при общении. Функциональная структура коммуникативной компетентности включает следующие компоненты: Перцептивный компонент коммуникативной компетентности предполагает познание людьми друг друга на основе процесса восприятия, соотнесения обнаруженных характеристик с особенностями собственной личности, оценку ситуации, интерпретацию и прогнозирование на этой основе поступков собеседника. Этот аспект коммуникативной компетентности характеризуется адекватным осмыслением ситуации и адекватным восприятием собеседника. Речевой компонент коммуникативной компетентности характеризуется адекватным обменом информацией с учетом соответствующих норм и образцов коммуникативного поведения. Качества, составляющие речевой аспект, — наиболее «видимая» сторона коммуникативной компетентности. В их числе: грамотное оформление речи; адекватное применение средств невербального общения; адекватная эмоциональная насыщенность речи; рациональное использование языковых средств; значимость речевого высказывания для собеседника; выбор языковых средств, доступных для собеседника; связность и логичность высказываний; богатство речи; располагающие манеры общения и голос. Интерактивно-практический компонент коммуникативной компетентности раскрывается через следующие характеристики: адекватная постановка целей общения и эффективность их выполнения, соотношение рационального и эмоционального в общении, умение занимать адекватную ролевую позицию, оказывать поддержку, конструктивно разрешать коммуникативные конфликты. Этот аспект отражает взаимодействие людей с учетом имеющихся у них коммуникативных умений, способы непосредственной организации их совместной деятельности. Осознавая, что подобное выделение коммуникативных качеств не является универсальным при структурировании коммуникативной компетентности личности, подчеркнем, что перечень коммуникативных качеств может варьироваться в том или ином диапазоне в зависимости от ряда субъективных и объективных факторов. Контрольные вопросы для закрепления:
Рекомендуемая литература. Основные источники:
Дополнительные источники:
Каталог: sys -> files -> content attach Скачать 96.69 Kb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
10 Функции общения
Общение с другими людьми является неотъемлемой частью жизни людей. На протяжении всей жизни общение рассматривается как фундаментальный аспект, обеспечивающий выполнение различных задач и видов деятельности, достижение личных и профессиональных целей и обогащение общего качества жизни людей. Коммуникация выполняет важные функции.
Содержание
- 1 Функции связи
- 1.1 Информирование
- 1.2 Убеждение
- 1.3 Интеграция
- 1.4 Создание взаимосвязи
- 1,5 Помощь в выборе между альтернативами
- 1. 6.
Основной функцией общения является обмен идеями, точками зрения, точками зрения и обмен информацией с другими. Помимо этой функции, есть и другие функции. Когда люди, принадлежащие к разным возрастным группам, профессиям, категориям и происхождению, эффективно общаются друг с другом, они вызывают чувство удовольствия и удовлетворенности.
Чтобы эффективно использовать все функции коммуникации, люди должны убедиться, что они хорошо осведомлены о методах и подходах, которые необходимы для того, чтобы сделать эти функции значимыми и полезными
Функции общения имеют смысл и значение. Чтобы приобрести понимание значения и значения функций общения, существуют различные цели, которые необходимо понять.
Это приведены следующие ниже:
- Информирование
- Убедиться
- Интеграция
- Создание отношений
- Помощь в выборе между альтернативами
- Улучшение
- .
Информирование
Информирование других считается основной функцией коммуникации. Это делается вербально или невербально. Устные сообщения могут быть устными или письменными. Принимая во внимание, что невербальные сообщения передаются с помощью языка тела, жестов, поз и т. д. (The Business Communication, 2020).
Когда люди информируют других, они могут делать это быстро или неторопливо. Информирование может осуществляться начальниками подчиненным или наоборот. Когда сообщения негативные, они не могут быть быстро сообщены, тогда как положительные и приятные сообщения информируются быстро.
Таким образом, это важная цель, которая передает информацию с точки зрения смысла и значения функций коммуникации.
Убеждение
Убеждение относится к тому, чтобы заставить кого-то сделать или поверить во что-то, дав ему вескую и подлинную причину для этого. Убеждение можно поощрять посредством эффективного общения (Persuade, 2020). Он применяется среди людей в домах, учебных заведениях и местах работы.
В этом случае начальство убеждает своих подчиненных эффективно выполнять свои должностные обязанности, чтобы они могли достичь желаемых целей и задач. Подчиненные также убеждают начальство принять их идеи и взгляды. В частности, когда люди работали усердно и добросовестно, они хотят, чтобы их инструкторы и руководители принимали их идеи и точки зрения.
Эта задача срабатывает в большинстве случаев. Таким образом, можно констатировать, что убеждение является важной задачей, которая передает информацию с точки зрения смысла и значения функций общения.
Интеграция
Общеизвестно, что люди не могут работать в изоляции. Чтобы хорошо организованно выполнять свои должностные обязанности и достигать желаемых целей и задач, люди должны работать в интеграции друг с другом. Когда они работают в интеграции, они могут извлечь выгоду несколькими способами.
К ним относятся получение помощи и помощи от других в поиске решений их проблем, обмен идеями и взглядами, установление дружеских условий и отношений с другими и формирование социальной рабочей среды. Это необходимо учитывать сотрудникам при выполнении ими своих должностных обязанностей.
Таким образом, можно констатировать, что интеграция является важной задачей, которая передает информацию с точки зрения смысла и значения функций коммуникации.
Создание отношений
Отношения создаются не только между отдельными лицами в домохозяйствах, но и от отдельных лиц требуется формировать условия и отношения друг с другом в учебных заведениях и условиях работы. С раннего детства людям предоставляется информация о значении создания отношений.
Создание отношений рассматривается как ключ, который будет способствовать достижению желаемых целей и задач. Эффективное общение рассматривается как основа для создания отношений. Когда люди будут общаться друг с другом уважительно и вежливо, они смогут внести значительный вклад в создание отношений.
Таким образом, можно констатировать, что создание отношений является важной задачей, которая передает информацию с точки зрения смысла и значения функций коммуникации.
Помощь в выборе между альтернативами
В некоторых случаях людям доступно более одной альтернативы, и им необходимо выбрать одну из них. Когда альтернативы выбраны, необходимо убедиться, что они окажутся полезными для отдельных лиц. Когда людям нужна помощь в выборе между альтернативами, им обычно требуется помощь других.
Получение помощи от других требует эффективного осуществления процессов коммуникации. Таким образом, можно констатировать, что получение помощи в выборе между альтернативами является важной задачей, передающей информацию с точки зрения смысла и значимости функций коммуникации 9.0003
Улучшение связей
Посредством общения люди способствуют улучшению связей с другими. Улучшение связей имеет жизненно важное значение не только с членами семьи, но и с другими людьми, в учебных заведениях, на рабочих местах и в обществе.
С раннего детства люди осознают, что вне их дома тоже есть мир, с которым им необходимо общаться. Одним из важных преимуществ улучшения связей является то, что это приводит к улучшению жизни в целом. Следовательно, на протяжении всей своей жизни люди должны уделять внимание улучшению связей с другими.
Таким образом, можно констатировать, что улучшение связей является важной задачей, посредством которой передается информация с точки зрения значения и значимости функций общения.
Уменьшение недопонимания
В некоторых случаях между людьми возникают недопонимания, и они должны их разрешить. Они рассматриваются как основные препятствия в ходе формирования социальных отношений. Эффективное общение считается одним из незаменимых аспектов, которые используются для уменьшения недопонимания.
Рекламные объявления
Когда человек чувствует, что его или ее неправильно понимают другие, они дают им объяснения и устраняют недоразумения. Кроме того, жизненно важно, чтобы люди формировали позитивное мышление и формировали адекватную осведомленность.
Таким образом, уменьшение недопонимания также рассматривается как одна из важных целей, посредством которых передается информация с точки зрения смысла и значения функций коммуникации.
Решение проблем
Проблемы рассматриваются как неотъемлемая часть жизни людей, независимо от их занятий, статуса, категорий и происхождения. В некоторых случаях они незначительны, которые в состоянии решить самостоятельно. Принимая во внимание, что в других случаях они являются основными, которые требуют, чтобы люди получали помощь и помощь от других.
Когда проблемы являются серьезными и требуют, чтобы люди получали помощь и помощь от других, они должны обеспечить, чтобы они осуществляли процессы коммуникации хорошо организованным образом. Когда люди оказывают помощь, жизненно важно применять их на практике в достаточной мере.
Следовательно, общение с целью решения проблем рассматривается как одна из обязательных целей, которая передает информацию с точки зрения смысла и значения функций общения.
Оценка
Оценка относится к реализации мер и стратегий, которые необходимы для оценки деятельности отдельных лиц. В учебных заведениях, а также в условиях трудоустройства преподаватели, инструкторы и руководители вводят в действие методы оценки деятельности учащихся и сотрудников.
Когда методы оценки введены в действие, люди должны общаться друг с другом. Его основная цель — выявить недостатки и несоответствия и внести улучшения. В образовательных учреждениях основными методами оценивания являются классные, домашние задания, тесты, конкурсы, викторины и т.д. Тогда как в организациях это должностные обязанности, презентации, проекты, отчеты и так далее.
Поэтому оценивание рассматривается как одна из важных задач, передающих информацию с точки зрения смысла и значимости функций общения.
Принятие решений
Лица, занимающие руководящие должности, наделены полномочиями принимать решения. Когда им нужно принять решения, которые окажутся значимыми и выгодными для организаций в целом, им также необходимо искать идеи и предложения от других.
В таких случаях организуются встречи для обсуждения, которые позволяют людям получить идеи и предложения от других. Следовательно, для принятия стоящих и значимых решений люди общаются друг с другом, чтобы получать идеи и предложения. Поскольку эффективная коммуникация будет способствовать принятию мудрых и продуктивных решений, которые будут полезными для отдельных лиц и организаций в целом.
Таким образом, можно констатировать, что принятие решений является важной задачей, которая передает информацию с точки зрения смысла и значения функций коммуникации.
- Mix
- Copy Link
- More
DepEd Learning Portal
- —Функции общения
План урока | DOCX
- Описание
- Функции связи В основном существует пять функций связи. Это контроль, социальное взаимодействие, мотивация, эмоциональное выражение и распространение информации. 1. Контроль – функции связи для управления поведением. 2. Социальное взаимодействие. Общение позволяет людям взаимодействовать с другими. 3. Мотивация. Общение мотивирует или побуждает людей жить лучше. 4. Эмоциональное выражение. Общение помогает людям выражать свои чувства и эмоции. 5. Распространение информации. Коммуникационные функции для передачи информации.
- Объектив
- а. обсудить функции связи (EN11/12OC-Ibe-8)
б. реагировать на эффективную коммуникацию с учетом гендерных ролей в семье и обществе посредством ролевой игры.
Информация об учебном плане
Тип образования | К до 12 |
Уровень образования | 11 класс |
Область обучения | |
Содержание/Тема | Функции связи |
Предполагаемые пользователи | Педагоги |
Компетенции | Смотрит и слушает образец орального секса коммуникативная деятельность. |