Общение и его функции
29.04.2011
Человеку присуща потребность в общении, взаимодействии с другими людьми. Удовлетворяя эту потребность, он проявляет и реализует свои возможности.
Человеческая жизнь на всем ее протяжении проявляется, прежде всего, в общении. И все многообразие жизни отражается в столь же бесконечном многообразии общения: в семье, школе, на производстве, в быту, компаниях и т.д.
Общение — одна из универсальных форм активности личности, проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений и порождаемая потребностями в совместной деятельности.
Общение выполняет целый ряд основных функций:
- Информационная — функция приема, передачи сведений;
- Контактная — установление контакта как состояния обоюдной готовности людей к приему и передачи информации;
- Побудительная — функция стимуляции активности к действию;
- Координационная — функция взаимного ориентирования и согласования действий;
- Понимания — предполагает не только прием информации, но и понимание этой информации друг другом;
- Амотивная — функция возбуждения в партнере нужных эмоций, переживаний, чувств, предполагает эмоциональный обмен, изменение эмоционального состояния;
- Функция установления отношений — осознание и фиксирование своего социального статуса, социальной роли в конкретной социальной общности.
- Функция оказания влияния — изменение состояния, поведения, намерений, представлений, установок, мнений, решений, потребностей, действий и т.д.
Наряду с функциями выделяют основные виды общения.
По количеству участников:
- межличностное;
- групповое.
По способу общения:
- вербальное;
- невербальное.
По положению общающихся:
- контактное;
- дистантное.
По условиям общения:
- официальное;
- неофициальное.
В структуре общения выделяют три тесно взаимосвязанные, взаимообусловленные стороны:
- Перцептивная сторона общения — процесс восприятия друг друга.
- Коммуникативная сторона общения предполагает передачу информации. При этом необходимо учитывать, что человек высказывает 80% от того, что хочет сказать, слушающий — воспринимает 70% и понимает 60% от сказанного.
- Интерактивная сторона общения предполагает организацию взаимодействия (согласованность действий, распределение функций и др. ).
При организации общения необходимо учитывать, что оно проходит ряд этапов, каждый из которых влияет на его эффективность.
Если один из этапов общения выпадает, эффективность общения резко снижается и существует вероятность не достичь тех целей, которые ставились при организации общения. Умение эффективно достигать поставленных целей в общении называется коммуникабельностью, коммуникативной компетентностью, социальным интеллектом.
Ключевые слова: Общение
Источник: Т.Л. Рыжковская. Основы психологии и педагогики — Минск.: Изд-во МИУ, 2010
Материалы по теме |
---|
Как общаться родителям с подростками … |
Речевые средства общения … |
Аффилиация в общении: что это такое Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с…. |
Особенности развития общения в раннем возрасте Авдулова Т.П., Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника |
Развитие общения дошкольников со взрослыми Урунтаева Г.А., Детская психология |
Жесты при общении Психология: учебное пособие: в 2 т. Т. 2 / автор-составитель А. Р. Трощий. — Ульяновск :… |
Взаимоотношения и общение Коломинский Я.Л.,Социальная психология взаимоотношений в малых группах |
Структура общения Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии |
www.Psyarticles.ru — учебные статьи по психологии
Учебные материалы по психологии и психологические статьи — основное содержание сайта.
Проект в значительной степени рассчитан на самообразование читателей, ранее систематически не изучавших психологию, однако может оказаться полезным и для специалистов, расширяющих свой профессиональный кругозор.
Материалы сайта представляют собой наиболее важные и интересные фрагменты из учебных пособий и научных работ из самых разнообразных отраслей психологии.
Проект будет полезен психологам и врачам, студентам и преподавателям, специалистам в области управления, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами современной психологии.
Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения
Рассмотрим особенности поведения человека в конфликтной ситуации прежде всего в процессе общения. В процессе человеческих взаимоотношений, как вы уже знаете из предыдущих разделов, процесс общения предполагает наличие следующих трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом. Поэтому кратко рассмотрим, что же может создавать почву для их возникновения.
Социально-психологические предпосылки. Первая трудность — это разногласия из-за несовпадения ваших рассуждении с рассуждениями другой стороны. Ведь то, какой вы видите проблему, зависит от того, с какой колокольни, образно говоря, смотрите на нее.
Специфика конфликтов в образовательных процессах
В культурно-историческом подходе Л.С. Выготского процессы образования рассматриваются, с одной стороны, как предназначенные для разрешения противоречий развития общества, с другой — как обладающие внутренне противоречивым характером.
Мы придерживаемся именно этого подхода, и вслед за Л.С. Выготским и его последователями исходим из того, что конфликт представляет собой механизм развития человеческой деятельности и соответственно личности.
Современная психология: ее задачи и место в системе наук
В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен — ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса.
Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины.
Методы психологии
Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.
Алгоритм оценки достоверности информации в результате психофизиологического исследования с применением полиграфа
Двадцать лет назад использование прибора способного отличить ложь от правды – «детектора лжи» было исключительной прерогативой спецслужб ведущих мировых держав. За прошедшие годы ситуация кардинально изменилась.
Проверки на «детекторе», стали доступными для широкого круга потребителей – правоохранительных органов, руководителей коммерческих и банковских структур, представителей кадровых служб, частных охранных предприятий и просто граждан, желающих получить достоверную информацию.
Процесс формирования двигательного навыка. Принцип активности и его развитие Н.А. Бернштейном
Переходим к следующей важной теме, совершенно по-новому раскрытой Н. А. Бернштейном, — механизмам формирования навыка. Эта проблема очень важна для психологии, так как формирование навыков составляет, как вы уже знаете, основу всякого обучения.
Процесс формирования навыка описан у Бернштейна очень подробно. Он выделил много частных фаз — порядка семи, которые объединяются в более общие периоды. Для первого знакомства достаточно будет разобрать эти периоды.
Проблема психодинамического диагноза
Психодинамическая диагностика, в отличие от дискретно-описательного диагностического подхода, укоренившегося в отечественных медицинской и психологической традициях, представляет собой прежде всего диагностику структуры личности с точки зрения ее развития.
Подобный подход, обеспечивающий целостный и всесторонний анализ личности и ее психопатологии, определяет и специфику терапевтических методов.
Психологическая профилактика конфликтов в коллективе
Многие организационные конфликты легче предупредить, чем разрешить.
Поскольку центральными фигурами конфликтов в организации являются конкретные личности, то такая профилактика должна быть личностно-ориентированной.
Остановимся на некоторых особо значимых организационно-управленческих условиях, способствующих снижению конфликтности личности.
Четыре элемента процесса убеждения
Процесс убеждения складывается из следующих элементов: агент влияния (источник сообщения), само сообщение, условия, в которых передается сообщение (контекст), и реципиент, то есть тот индивид, которому предназначено сообщение.
Само сообщение, в зависимости от его содержания, от того, как оно сформулировано и в какой форме преподнесено, также может либо убеждать, либо внушать. Но может и не иметь вообще никакого эффекта.
Повышение уровня сознания. Насколько это важно?
Тема самосовершенствования и развития человеческих качеств, можно сказать, вечная, при этом мудрые люди часто повторяют, что самой важной задачей для каждого человека является развитие его собственного сознания.
Несмотря на очевидную важность темы, серьезных и качественных материалов, посвященных этому вопросу, не так уж и много, хотя периодически все же появляются интересные работы.
6 барьеров на пути к эффективному общению | Аспирантура
Поскольку мы так часто общаемся различными способами, мы должны быть экспертами. Не были. Общество управления человеческими ресурсами (SHRM) провело опрос 400 компаний, в которых работает 100 000 и более человек. SHRM обнаружил, что компании сообщили о потере 62,4 миллиона долларов дохода в год из-за плохой коммуникации. Это 62,4 миллиона долларов на компанию, что в сумме составляет более 24 миллиардов долларов.
Независимо от типа общения: вербального, невербального, письменного, слухового или визуального, если мы общаемся неэффективно, мы подвергаем риску себя и других. Помимо физических и технических барьеров, есть шесть барьеров на пути к эффективному общению, которые каждый сотрудник и руководитель должны стремиться устранить.
Неудовлетворенность или незаинтересованность в своей работе
Если вы недовольны своей работой или потеряли интерес к ней, у вас гораздо меньше шансов эффективно общаться — как на дающей, так и на принимающей стороне. Другими словами, ваше сердце не в этом. Этот барьер, пожалуй, труднее всего преодолеть, потому что он включает в себя изменение мышления, и поэтому он обычно не меняется, пока человек не уйдет.
Неумение слушать других
Активное слушание — важный аспект эффективного общения. Вы не можете взаимодействовать с кем-то, если вы не слушаете их, потому что вы будете склонны делать предположения об их потребностях, основываясь на своем восприятии, а не на реальности.
Отсутствие прозрачности и доверия
Чрезвычайно сложно что-либо сообщить, когда отсутствует прозрачность и доверие. Например, если ваши сотрудники считают, что вы что-то умалчиваете, они будут встревожены, некоторые будут строить догадки, и в результате им будет сложнее обработать любую вашу попытку связаться с ними.
Стили общения (если они отличаются)
У каждого свой стиль общения. Некоторые люди очень прямолинейны, в то время как другие предпочитают более непрямой подход. Одни используют подробные данные, другие опираются на общие положения и так далее. Иногда один человек настолько укоренился в своем способе общения, что ему трудно общаться с другими, которые полагаются на другой стиль. Вы можете услышать такие комментарии, как «Мэри никогда не объясняет, чего она от меня хочет, она никогда не говорит конкретно» или «Билл так увяз в сорняках, что я теряю фокус на более широкой картине».
Конфликты на рабочем месте
Конфликт может возникнуть по разным причинам, и когда он возникает, он становится препятствием для эффективного общения. Природа конфликта не обязательно важна, важна работа по разрешению конфликта. Когда конфликт не искоренен, он разрастается, и тогда люди начинают занимать чью-либо сторону, что еще больше препятствует эффективному общению.
Культурные различия и язык
Важно понимать культурные различия в общении. Но не просто думайте о международном, как о том, что в Японии фамилия предшествует их имени.
Мы все должны активно размышлять над своими коммуникативными навыками. Приведенный выше список коммуникативных барьеров — отличное место для начала. Размышления, сочувствие (включение себя в шоу других) и практика помогут вам отточить свои навыки. Тем не менее, никто не совершенен, поэтому также важно распознавать и признавать свои ошибки, что является первым шагом на пути к эффективному общению.
Хотите узнать больше о навыках общения? Прочитайте эти связанные сообщения в блоге:
- 3 совета по общению в виртуальных командах
- 6 советов по активному слушанию
- 3 способа улучшить зрительный контакт
- 12 советов по написанию эффективных электронных писем
- 3 невербальных сигнала, которыми вы должны овладеть
Лучший,
Anne Converse WillkommАссистент клинического профессора
Заведующий кафедрой аспирантуры
Goodwin College
Drexel University
Опубликовано в межличностные коммуникации, профессиональное развитие, советы по карьере, лидерство, управленческие навыки.
6 советов, как раскрыть преимущества активного слушания | Аспирантура
Так что же такое активное слушание и как вы можете улучшить этот навык и применить его на рабочем месте? Чтобы получить экспертный совет по этому вопросу, мы поговорили с Ральфом Андраккио, коучем по личному и профессиональному развитию из Филадельфии IN/FORMATION Coaching and Communication. Мы также встретились с Кэти Чой, старшим консультантом по обучению и развитию отдела кадров Drexel.
Что такое активное прослушивание?
По словам Ральфа, «Проще говоря, активное слушание — это присутствие и открытость всему, что происходит вокруг вас. Используется в разговоре, это процесс принятия, запоминания и реагирования на то, что говорит ваш собеседник». Хотя Ральф отмечает, что слушать означает обращать внимание не только на слова, «… речь также идет о языке их тела, тоне, интонации, эмоциональном состоянии и целом ряде других невербальных аспектов. Активное слушание — это замечание того, что говорится. а также то, что не было сказано. А затем использовать эту информацию, чтобы связаться с другим человеком и продвинуть ваше взаимодействие вперед таким образом, чтобы каждый чувствовал себя услышанным и признанным».
Каковы преимущества активного слушания?
Когда дело доходит до важности умения слушать, подход Ральфа целостный. По его словам, «подумайте о том, сколько информации мы ежедневно получаем на работе. А теперь подумайте о том, сколько из нее мы запоминаем, сохраняем и игнорируем (сознательно или бессознательно). Теперь подумайте о том, что произойдет, если мы решим слушать». во время активной встречи с нашим менеджером. Насколько больше информации мы бы собрали, если бы заметили их эмоциональное состояние, или какие слова они повторяют, или их язык тела, когда они говорят о другом клиенте. А затем связываемся с ними об этих открытиях. Когда мы практикуем активно слушая, мы открываемся и становимся более присутствующими и осведомленными. Это может открыть новые открытия и новые возможности в нашей работе, которые могут привести к более крепким отношениям с нашими коллегами, нашими командами и нашими менеджерами».
Кэти делится, что «активное слушание может помочь уменьшить недопонимание, убедив вашего коллегу или руководителя в том, что вы поняли то, что они сказали, и готовы двигаться дальше в том же духе». Кроме того, «Активное слушание дает слушателю прекрасную возможность присутствовать и слышать идеи, отличные от их собственных. Слушая других, мы часто ждем, пока они сделают вдох, чтобы мы могли включить свои мысли в разговор. Сопротивляясь этого искушения и активного слушания, мы можем услышать что-то неожиданное, новое, удивительное или поучительное».
Как активное слушание может улучшить отношения на рабочем месте?
По словам Кэти, «удивительно, как активное слушание может создать позитивную, продуктивную среду для развития отношений. и подтверждение слушателю. Когда мы демонстрируем позитивное поведение, такое как активное слушание, мы моделируем это поведение. Когда другие увидят, что мы успешны, они захотят сделать то же самое».
Ральф продолжает: «Люди, которые практикуют активное слушание, более открыты для содержательных диалогов с окружающими. В свою очередь, окружающие с большей вероятностью разговаривают с этим человеком и чувствуют себя признанными и услышанными. подключенная рабочая среда для всех
Короче говоря, активное слушание может помочь создать культуру позитивного подкрепления, поддержки и понимания.
Что мешает активно слушать?
Существует множество внешних отвлекающих факторов, которые мешают нам присутствовать и сосредоточиться на совещании, в разговоре или даже в одиночестве за рабочим столом. Электронную почту можно отключить, а телефоны можно убрать, но как насчет всех отвлекающих факторов, крутящихся в наших головах?
По словам Ральфа, одной из самых больших причин отвлечения внимания является «Осуждение. Независимо от того, кто это, какая у него работа или каковы его цели, люди всегда отвлекаются на суждение. Либо из других внешних источников, либо изнутри. их способ мышления. Они могут думать: «Это дурацкая идея», или «Я звучу глупо, говоря это», или «Я должен просто молчать и плыть по течению», или множество других негативных осуждающих мыслей. Вот где активное слушание может помочь. помогите и в разговоре с самим собой. Во-первых, обратите внимание на эти осуждающие мысли, когда они возникают. Затем вы сможете начать выяснять, как заменить их более поддерживающими, уверенными, смелыми словами и действиями».
6 советов по улучшению слуха
Существует множество небольших способов каждый день практиковать активное слушание и улучшать свои навыки слушания — на работе или дома. Попробуйте выполнить следующие задачи, которыми поделились Ральф и Кэти, и посмотрите, что они могут изменить:
Повторите или перефразируйте то, что вы только что услышали
Когда вы активно слушаете, вы периодически связываетесь с говорящим, чтобы убедиться, что вы его понимаете. Когда вы перефразируете то, что услышали от говорящего, у него появляется возможность дать вам понять, что вы попали в цель или что вы неправильно поняли то, что он пытался сказать.
Настройтесь на успех
Заранее перечитайте повестку собрания и убедитесь, что вы готовы. Подготовьте свои заметки и запишите несколько вопросов, которые у вас уже есть, чтобы вы могли быть более сосредоточенными с самого начала.
Наведите порядок в пространстве и на экранах
Достаточно трудно принять участие в разговоре, когда твои заботы и контрольные списки занимают место в твоем мозгу. Начните с вашего фактического физического пространства. Ваш стол завален беспорядком? Если это так, вы можете заметить это во время разговора или при написании электронного письма, и вам будет легче отвлечься.
Когда дело доходит до вашего цифрового рабочего пространства, закройте дополнительные вкладки и окна, если вам нужен компьютер или планшет, чтобы делать заметки или поделиться презентацией, если нет, оставьте экран закрытым и уберите телефон.
Установить зрительный контакт
На что направлено ваше внимание, когда вы с кем-то разговариваете? Вы постоянно проверяете свой телефон или часы? Вас отвлекают проходящие мимо люди? Возьмите за правило поддерживать содержательный зрительный контакт с собеседником.
Проверить осанку
То, как мы сидим, может влиять на наше эмоциональное состояние и уровень нашего внимания.