Формы виды и функции общения: 16. Виды и функции общения

Содержание

Общение и его функции

29.04.2011

Человеку присуща потребность в общении, взаимодействии с другими людьми. Удовлетворяя эту потребность, он проявляет и реализует свои возможности.

Человеческая жизнь на всем ее протяжении проявляется, прежде всего, в общении. И все многообразие жизни отражается в столь же бесконечном многообразии общения: в семье, школе, на производстве, в быту, компаниях и т.д.


Общение — одна из универсальных форм активности личности, проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений и порождаемая потребностями в совместной деятельности.

Общение выполняет целый ряд основных функций:

  • Информационная — функция приема, передачи сведений;
  • Контактная — установление контакта как состояния обоюдной готовности людей к приему и передачи информации;
  • Побудительная — функция стимуляции активности к действию;
  • Координационная — функция взаимного ориентирования и согласования действий;
  • Понимания — предполагает не только прием информации, но и понимание этой информации друг другом;
  • Амотивная — функция возбуждения в партнере нужных эмоций, переживаний, чувств, предполагает эмоциональный обмен, изменение эмоционального состояния;
  • Функция установления отношений — осознание и фиксирование своего социального статуса, социальной роли в конкретной социальной общности.
  • Функция оказания влияния — изменение состояния, поведения, намерений, представлений, установок, мнений, решений, потребностей, действий и т.д.

Наряду с функциями выделяют основные виды общения.

По количеству участников:

  • межличностное;
  • групповое.

По способу общения:

  • вербальное;
  • невербальное.

По положению общающихся:

  • контактное;
  • дистантное.

По условиям общения:

  • официальное;
  • неофициальное.

В структуре общения выделяют три тесно взаимосвязанные, взаимообусловленные стороны:

  • Перцептивная сторона общения — процесс восприятия друг друга.
  • Коммуникативная сторона общения предполагает передачу информации. При этом необходимо учитывать, что человек высказывает 80% от того, что хочет сказать, слушающий — воспринимает 70% и понимает 60% от сказанного.
  • Интерактивная сторона общения предполагает организацию взаимодействия (согласованность действий, распределение функций и др. ).

При организации общения необходимо учитывать, что оно проходит ряд этапов, каждый из которых влияет на его эффективность.

Если один из этапов общения выпадает, эффективность общения резко снижается и существует вероятность не достичь тех целей, которые ставились при организации общения. Умение эффективно достигать поставленных целей в общении называется коммуникабельностью, коммуникативной компетентностью, социальным интеллектом.

Ключевые слова: Общение

Источник: Т.Л. Рыжковская. Основы психологии и педагогики — Минск.: Изд-во МИУ, 2010

Материалы по теме

Как общаться родителям с подростками

Речевые средства общения

Аффилиация в общении: что это такое

Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с….

Особенности развития общения в раннем возрасте

Авдулова Т.П., Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника

Развитие общения дошкольников со взрослыми

Урунтаева Г.А., Детская психология

Жесты при общении

Психология: учебное пособие: в 2 т. Т. 2 / автор-составитель А. Р. Трощий. — Ульяновск :…

Взаимоотношения и общение

Коломинский Я.Л.,Социальная психология взаимоотношений в малых группах

Структура общения

Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии

www.Psyarticles.ru — учебные статьи по психологии

Учебные материалы по психологии и психологические статьи — основное содержание сайта.

Проект в значительной степени рассчитан на самообразование читателей, ранее систематически не изучавших психологию, однако может оказаться полезным и для специалистов, расширяющих свой профессиональный кругозор.

Материалы сайта представляют собой наиболее важные и интересные фрагменты из учебных пособий и научных работ из самых разнообразных отраслей психологии.

Проект будет полезен психологам и врачам, студентам и преподавателям, специалистам в области управления, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами современной психологии.

Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения

Рассмотрим особенности поведения человека в конфликтной ситуации прежде всего в процессе общения. В процессе человеческих взаимоотношений, как вы уже знаете из предыдущих разделов, процесс общения предполагает наличие следующих трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом. Поэтому кратко рассмотрим, что же может создавать почву для их возникновения.

Социально-психологические предпосылки. Первая трудность — это разногласия из-за несовпадения ваших рассуждении с рассуждениями другой стороны. Ведь то, какой вы видите проблему, зависит от того, с какой колокольни, образно говоря, смотрите на нее.

Специфика конфликтов в образовательных процессах

В культурно-историческом подходе Л.С. Выготского процессы образования рассматриваются, с одной стороны, как предназначенные для разрешения противоречий развития общества, с другой — как обладающие внутренне противоречивым характером.

Мы придерживаемся именно этого подхода, и вслед за Л.С. Выготским и его последователями исходим из того, что конфликт представляет собой механизм развития человеческой деятельности и соответственно личности.

Современная психология: ее задачи и место в системе наук

В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен — ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса.

Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины.

Методы психологии

Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.

Алгоритм оценки достоверности информации в результате психофизиологического исследования с применением полиграфа

Двадцать лет назад использование прибора способного отличить ложь от правды – «детектора лжи» было исключительной прерогативой спецслужб ведущих мировых держав. За прошедшие годы ситуация кардинально изменилась.

Проверки на «детекторе», стали доступными для широкого круга потребителей – правоохранительных органов, руководителей коммерческих и банковских структур, представителей кадровых служб, частных охранных предприятий и просто граждан, желающих получить достоверную информацию.

Процесс формирования двигательного навыка. Принцип активности и его развитие Н.А. Бернштейном

Переходим к следующей важной теме, совершенно по-новому раскрытой Н. А. Бернштейном, — механизмам формирования навыка. Эта проблема очень важна для психологии, так как формирование навыков составляет, как вы уже знаете, основу всякого обучения.

Процесс формирования навыка описан у Бернштейна очень подробно. Он выделил много частных фаз — порядка семи, которые объединяются в более общие периоды. Для первого знакомства достаточно будет разобрать эти периоды.

Проблема психодинамического диагноза

Психодинамическая диагностика, в отличие от дискретно-описательного диагностического подхода, укоренившегося в отечественных медицинской и психологической традициях, представляет собой прежде всего диагностику структуры личности с точки зрения ее развития.

Подобный подход, обеспечивающий целостный и всесторонний анализ личности и ее психопатологии, определяет и специфику терапевтических методов.

Психологическая профилактика конфликтов в коллективе

Многие организационные конфликты легче предупредить, чем разрешить.

Поскольку центральными фигурами конфликтов в организации являются конкретные личности, то такая профилактика должна быть личностно-ориентированной.

Остановимся на некоторых особо значимых организационно-управленческих условиях, способствующих снижению конфликтности личности.

Четыре элемента процесса убеждения

Процесс убеждения складывается из следующих элементов: агент влияния (источник сообщения), само сообщение, условия, в которых передается сообщение (контекст), и реципиент, то есть тот индивид, которому предназначено сообщение.

Само сообщение, в зависимости от его содержания, от того, как оно сформулировано и в какой форме преподнесено, также может либо убеждать, либо внушать. Но может и не иметь вообще никакого эффекта.

Повышение уровня сознания. Насколько это важно?

Тема самосовершенствования и развития человеческих качеств, можно сказать, вечная, при этом мудрые люди часто повторяют, что самой важной задачей для каждого человека является развитие его собственного сознания.

Несмотря на очевидную важность темы, серьезных и качественных материалов, посвященных этому вопросу, не так уж и много, хотя периодически все же появляются интересные работы.

6 барьеров на пути к эффективному общению | Аспирантура

    Опубликовано 18 июля 2018 г.

    Мы общаемся с людьми каждый день. Мы общаемся посредством разговора, нашего выражения и языка тела, социальных сетей, электронной почты, телефона и т. д. Мы полагаемся на свои коммуникативные навыки, чтобы укреплять нашу дружбу, планировать отпуск, восстанавливать брак, заказывать ужин, покупать автомобиль, выражать свое мнение, спрашивать помогать, договариваться о сделках, принимать предложения о работе и т. д.

    Поскольку мы так часто общаемся различными способами, мы должны быть экспертами. Не были. Общество управления человеческими ресурсами (SHRM) провело опрос 400 компаний, в которых работает 100 000 и более человек. SHRM обнаружил, что компании сообщили о потере 62,4 миллиона долларов дохода в год из-за плохой коммуникации. Это 62,4 миллиона долларов на компанию, что в сумме составляет более 24 миллиардов долларов.

    Независимо от типа общения: вербального, невербального, письменного, слухового или визуального, если мы общаемся неэффективно, мы подвергаем риску себя и других. Помимо физических и технических барьеров, есть шесть барьеров на пути к эффективному общению, которые каждый сотрудник и руководитель должны стремиться устранить.

    Неудовлетворенность или незаинтересованность в своей работе

    Если вы недовольны своей работой или потеряли интерес к ней, у вас гораздо меньше шансов эффективно общаться — как на дающей, так и на принимающей стороне. Другими словами, ваше сердце не в этом. Этот барьер, пожалуй, труднее всего преодолеть, потому что он включает в себя изменение мышления, и поэтому он обычно не меняется, пока человек не уйдет.

    Неумение слушать других

    Активное слушание — важный аспект эффективного общения. Вы не можете взаимодействовать с кем-то, если вы не слушаете их, потому что вы будете склонны делать предположения об их потребностях, основываясь на своем восприятии, а не на реальности.

    Отсутствие прозрачности и доверия

    Чрезвычайно сложно что-либо сообщить, когда отсутствует прозрачность и доверие. Например, если ваши сотрудники считают, что вы что-то умалчиваете, они будут встревожены, некоторые будут строить догадки, и в результате им будет сложнее обработать любую вашу попытку связаться с ними.

    Стили общения (если они отличаются)

    У каждого свой стиль общения. Некоторые люди очень прямолинейны, в то время как другие предпочитают более непрямой подход. Одни используют подробные данные, другие опираются на общие положения и так далее. Иногда один человек настолько укоренился в своем способе общения, что ему трудно общаться с другими, которые полагаются на другой стиль. Вы можете услышать такие комментарии, как «Мэри никогда не объясняет, чего она от меня хочет, она никогда не говорит конкретно» или «Билл так увяз в сорняках, что я теряю фокус на более широкой картине».

    Конфликты на рабочем месте

    Конфликт может возникнуть по разным причинам, и когда он возникает, он становится препятствием для эффективного общения. Природа конфликта не обязательно важна, важна работа по разрешению конфликта. Когда конфликт не искоренен, он разрастается, и тогда люди начинают занимать чью-либо сторону, что еще больше препятствует эффективному общению.

    Культурные различия и язык

    Важно понимать культурные различия в общении. Но не просто думайте о международном, как о том, что в Японии фамилия предшествует их имени.

    Также могут быть региональные различия — например, северянину может не понравиться термин «вы все» или даже понять более полную версию «все вы все». Хотя эти примеры могут показаться тривиальными, дело в том, что культурные различия могут возникать в пределах границ США, и когда один не признает культурных различий, он рискует оскорбить другого человека. Именно в обиде обрывается общение.

    Мы все должны активно размышлять над своими коммуникативными навыками. Приведенный выше список коммуникативных барьеров — отличное место для начала. Размышления, сочувствие (включение себя в шоу других) и практика помогут вам отточить свои навыки. Тем не менее, никто не совершенен, поэтому также важно распознавать и признавать свои ошибки, что является первым шагом на пути к эффективному общению.

    Хотите узнать больше о навыках общения? Прочитайте эти связанные сообщения в блоге:

    • 3 совета по общению в виртуальных командах
    • 6 советов по активному слушанию
    • 3 способа улучшить зрительный контакт
    • 12 советов по написанию эффективных электронных писем
    • 3 невербальных сигнала, которыми вы должны овладеть

    Лучший,

    Anne Converse Willkomm
    Ассистент клинического профессора
    Заведующий кафедрой аспирантуры
    Goodwin College
    Drexel University

    Опубликовано в межличностные коммуникации, профессиональное развитие, советы по карьере, лидерство, управленческие навыки.

    6 советов, как раскрыть преимущества активного слушания | Аспирантура

      Опубликовано 1 августа 2019 г.

      Когда вы идете на встречу с вашим боссом или на презентацию с вашими коллегами, это уже не только вы и другой человек или люди в комнате. Есть экраны и смартфоны, электронная почта и тексты, миллионы списков дел, которые крутятся в пространстве и в наших коллективных умах. На работе легко отвлечься. Вы когда-нибудь работали над проектом, и вдруг всплывает уведомление по электронной почте, и вы забываете, что писали? Или вы разговаривали с коллегой и вдруг поняли, что не обработали ни одной вещи, которую они только что сказали? Или вы когда-нибудь замечали, что на совещании все остальные были на три слайда впереди вас? Если ответ положительный на любой из этих вопросов, не волнуйтесь, вы не одиноки — и сила активного слушания здесь, чтобы помочь.

      Так что же такое активное слушание и как вы можете улучшить этот навык и применить его на рабочем месте? Чтобы получить экспертный совет по этому вопросу, мы поговорили с Ральфом Андраккио, коучем по личному и профессиональному развитию из Филадельфии IN/FORMATION Coaching and Communication. Мы также встретились с Кэти Чой, старшим консультантом по обучению и развитию отдела кадров Drexel.

      Что такое активное прослушивание?

      По словам Ральфа, «Проще говоря, активное слушание — это присутствие и открытость всему, что происходит вокруг вас. Используется в разговоре, это процесс принятия, запоминания и реагирования на то, что говорит ваш собеседник». Хотя Ральф отмечает, что слушать означает обращать внимание не только на слова, «… речь также идет о языке их тела, тоне, интонации, эмоциональном состоянии и целом ряде других невербальных аспектов. Активное слушание — это замечание того, что говорится. а также то, что не было сказано. А затем использовать эту информацию, чтобы связаться с другим человеком и продвинуть ваше взаимодействие вперед таким образом, чтобы каждый чувствовал себя услышанным и признанным».

      Каковы преимущества активного слушания?

      Когда дело доходит до важности умения слушать, подход Ральфа целостный. По его словам, «подумайте о том, сколько информации мы ежедневно получаем на работе. А теперь подумайте о том, сколько из нее мы запоминаем, сохраняем и игнорируем (сознательно или бессознательно). Теперь подумайте о том, что произойдет, если мы решим слушать». во время активной встречи с нашим менеджером. Насколько больше информации мы бы собрали, если бы заметили их эмоциональное состояние, или какие слова они повторяют, или их язык тела, когда они говорят о другом клиенте. А затем связываемся с ними об этих открытиях. Когда мы практикуем активно слушая, мы открываемся и становимся более присутствующими и осведомленными. Это может открыть новые открытия и новые возможности в нашей работе, которые могут привести к более крепким отношениям с нашими коллегами, нашими командами и нашими менеджерами».

      Кэти делится, что «активное слушание может помочь уменьшить недопонимание, убедив вашего коллегу или руководителя в том, что вы поняли то, что они сказали, и готовы двигаться дальше в том же духе». Кроме того, «Активное слушание дает слушателю прекрасную возможность присутствовать и слышать идеи, отличные от их собственных. Слушая других, мы часто ждем, пока они сделают вдох, чтобы мы могли включить свои мысли в разговор. Сопротивляясь этого искушения и активного слушания, мы можем услышать что-то неожиданное, новое, удивительное или поучительное».

      Как активное слушание может улучшить отношения на рабочем месте?

      По словам Кэти, «удивительно, как активное слушание может создать позитивную, продуктивную среду для развития отношений. и подтверждение слушателю. Когда мы демонстрируем позитивное поведение, такое как активное слушание, мы моделируем это поведение. Когда другие увидят, что мы успешны, они захотят сделать то же самое».

      Ральф продолжает: «Люди, которые практикуют активное слушание, более открыты для содержательных диалогов с окружающими. В свою очередь, окружающие с большей вероятностью разговаривают с этим человеком и чувствуют себя признанными и услышанными. подключенная рабочая среда для всех

      Короче говоря, активное слушание может помочь создать культуру позитивного подкрепления, поддержки и понимания.

      Что мешает активно слушать?

      Существует множество внешних отвлекающих факторов, которые мешают нам присутствовать и сосредоточиться на совещании, в разговоре или даже в одиночестве за рабочим столом. Электронную почту можно отключить, а телефоны можно убрать, но как насчет всех отвлекающих факторов, крутящихся в наших головах?

      По словам Ральфа, одной из самых больших причин отвлечения внимания является «Осуждение. Независимо от того, кто это, какая у него работа или каковы его цели, люди всегда отвлекаются на суждение. Либо из других внешних источников, либо изнутри. их способ мышления. Они могут думать: «Это дурацкая идея», или «Я звучу глупо, говоря это», или «Я должен просто молчать и плыть по течению», или множество других негативных осуждающих мыслей. Вот где активное слушание может помочь. помогите и в разговоре с самим собой. Во-первых, обратите внимание на эти осуждающие мысли, когда они возникают. Затем вы сможете начать выяснять, как заменить их более поддерживающими, уверенными, смелыми словами и действиями».

      6 советов по улучшению слуха

      Существует множество небольших способов каждый день практиковать активное слушание и улучшать свои навыки слушания — на работе или дома. Попробуйте выполнить следующие задачи, которыми поделились Ральф и Кэти, и посмотрите, что они могут изменить:

      Повторите или перефразируйте то, что вы только что услышали

      Когда вы активно слушаете, вы периодически связываетесь с говорящим, чтобы убедиться, что вы его понимаете. Когда вы перефразируете то, что услышали от говорящего, у него появляется возможность дать вам понять, что вы попали в цель или что вы неправильно поняли то, что он пытался сказать.

      Настройтесь на успех

      Заранее перечитайте повестку собрания и убедитесь, что вы готовы. Подготовьте свои заметки и запишите несколько вопросов, которые у вас уже есть, чтобы вы могли быть более сосредоточенными с самого начала.

      Наведите порядок в пространстве и на экранах

      Достаточно трудно принять участие в разговоре, когда твои заботы и контрольные списки занимают место в твоем мозгу. Начните с вашего фактического физического пространства. Ваш стол завален беспорядком? Если это так, вы можете заметить это во время разговора или при написании электронного письма, и вам будет легче отвлечься.

      Когда дело доходит до вашего цифрового рабочего пространства, закройте дополнительные вкладки и окна, если вам нужен компьютер или планшет, чтобы делать заметки или поделиться презентацией, если нет, оставьте экран закрытым и уберите телефон.

      Установить зрительный контакт

      На что направлено ваше внимание, когда вы с кем-то разговариваете? Вы постоянно проверяете свой телефон или часы? Вас отвлекают проходящие мимо люди? Возьмите за правило поддерживать содержательный зрительный контакт с собеседником.

      Проверить осанку

      То, как мы сидим, может влиять на наше эмоциональное состояние и уровень нашего внимания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *