Фрейд вытеснение: Магистерская программа по коучингу, психологии и бизнес-консультированию — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Вытеснение в психоанализе — Психологос

​Вытеснение (в психоанализе) – процесс отстранения от сознания и удержания вне его психических содержаний, один из механизмов защиты человека от конфликтов, разыгрывающихся в глубинах его психики.

Основу психоанализа составляло несколько идей и концепций о природе и функционировании психики человека, в числе которых важное место занимало представление о вытеснении. По этому поводу З. Фрейд писал, что «теория вытеснения является как краеугольным камнем, на котором зиждется здание психоанализа, так и важнейшей частью последнего».

В работе «К истории психоаналитического движения» (1914) З. Фрейд подчеркивал, что к теории вытеснения пришел самостоятельно и долгие годы считал ее оригинальной, пока венский психоаналитик О. Ранк не обратил его внимание на труд немецкого философа А. Шопенгауэра «Мир как воля и представление» (1819), в котором содержалась идея о сопротивлении восприятию болезненного состояния, что совпадало с психоаналитическим пониманием вытеснения.

Не исключено, что знакомство З. Фрейда с трудом А. Шопенгауэра, на который он ссылался в своей работе «Толкование сновидений» (1900), послужило толчком к выдвижению им концепции вытеснения. Не исключено и то, что представление о вытеснении он мог почерпнуть также из учебника по эмпирической психологии Г. Линдера, представлявшего собой обобщенное изложение основных идей И. Гербарта, который сформулировал положение, согласно которому многое из того, что находится в сознании, «вытесняется из него» (известно, что во время последнего года обучения в гимназии он пользовался учебником Г. Линдера).

Представления З. Фрейда о вытеснении действительно легли в основу психоанализа. Так, в опубликованной совместно с Й. Брейером работе «Исследования истерии» (1895) он высказал мысль о том, что нерасположенная со стороны Я какая-то психическая сила первоначально «вытесняет патогенное представление из ассоциации», а впоследствии «препятствует его возвращению в воспоминание». В «Толковании сновидений» он развил эту мысль: основным условием вытеснения («оттеснения») является наличие детского комплекса; процесс вытеснения касается сексуальных желаний человека из периода детства; вытеснению легче подвергается воспоминание, а не восприятие; вначале вытеснение целесообразно, но в конце концов оно превращается «в пагубный отказ от психического господства».

У З. Фрейда не было однозначного определения вытеснения. Во всяком случае в различных своих работах под вытеснением он понимал: процесс, благодаря которому психический акт, способный быть осознанным, делается бессознательным; возвращение на более раннюю и глубинную ступень развития психического акта; патогенный процесс, проявляющийся в виде сопротивления; разновидность забывания, при котором память «просыпается» с большим трудом; одно из защитных приспособлений личности. Таким образом, в классическом психоанализе вытеснение обнаруживало сходство с такими явлениями, как регрессия, сопротивление, защитный механизм. Другое дело, что наряду с признанием сходства З. Фрейд в то же время отмечал и различия между ними.

В частности, в «Лекциях по введению в психоанализ» (1916/17) он подчеркивал, что хотя вытеснение подпадает под понятие «регрессия» (возвращение от более высокой ступени развития к более низкой), тем не менее вытеснение является топически-динамическим понятием, а регрессия – чисто описательным. В отличие от регрессии вытеснение имеет дело с пространственными отношениями, включающими в себя динамику психических процессов. Вытеснение – это тот процесс, который «прежде всего свойственен неврозу и лучше всего его характеризует». Без вытеснения регрессия либидо (сексуальной энергии) не приводит к неврозу, а выливается в перверсию (извращение).

При рассмотрении вытеснения З. Фрейд поставил вопрос о его силах, мотивах и условиях осуществления. Ответ на этот вопрос сводился к следующему: под воздействием внешних обстоятельств и внутренних побуждений у человека возникает желание, несовместимое с его этическими и эстетическими взглядами; столкновение желания с противостоящими ему нормами поведения приводит к внутрипсихическому конфликту; разрешение конфликта, прекращение борьбы осуществляются благодаря тому, что представление, которое возникло в сознании человека как носитель несовместимого желания, подвергается вытеснению в бессознательное; представление и относящееся к нему воспоминание устраняются из сознания и забываются.

Согласно З. Фрейду, вытесняющие силы служат этическим и эстетическим требованиям человека, возникающим у него в процессе воспитания. То неудовольствие, которое он испытывает при невозможности реализации несовместимого желания, устраняется путем вытеснения. Мотивом вытеснения является несовместимость соответствующего представления человека с его Я. Вытеснение выступает в качестве психического механизма защиты. В то же время оно порождает невротический симптом, который является заместителем того, чему помешало вытеснение. В конечном счете вытеснение оказывается предпосылкой образования невроза.

Для иллюстрации процесса вытеснения можно воспользоваться сравнением, использованным З. Фрейдом при чтении им лекций по психоанализу в университете Кларка (США) в 1909 году. В аудитории, где читается лекция, находится человек, который нарушает тишину и отвлекает внимание лектора своим смехом, болтовней, топотом ног. Лектор объявляет, что в таких условиях он не может продолжать чтение лекции. Несколько сильных мужчин из числа слушателей берут на себя функцию наведения порядка и после кратковременной борьбы выставляют нарушителя тишины за дверь. После того как нарушитель порядка оказался «вытеснен», лектор может продолжить свою работу. Для того, чтобы нарушение порядка не повторилось, если выставленный из аудитории попытается вновь проникнуть на лекцию, совершившие вытеснение мужчины садятся около двери и берут на себя роль охранников (сопротивление). Если использовать язык психологии и назвать место в аудитории сознанием, а за дверью – бессознательным, то это и будет изображением процесса вытеснения.

Исследование и лечение невротических расстройств привело З. Фрейда к убеждению, что невротикам не удается полное вытеснение представления, связанного с несовместимым желанием. Это представление устраняется из сознания и из памяти, но оно продолжает жить в бессознательном, при первой возможности активизируется и посылает от себя в сознание искаженного заместителя. К замещающему представлению присоединяются неприятные чувства, от которых, казалось бы, человек избавился благодаря вытеснению.

Таким замещающим представлением оказывается невротический симптом, в результате чего вместо предшествующего кратковременного конфликта наступает длительное страдание. Как замечал З. Фрейд в работе «Человек Моисей и монотеистическая религия» (1938), пробуждаемое под действием нового повода ранее вытесненное представление способствует интенсификации подавленного влечения человека, а поскольку «путь к нормальному удовлетворению для него закрыт тем, что можно назвать вытеснительным шрамом, то оно прокладывает себе где-то в слабом месте другой путь к так называемому эрзац-удовлетворению, дающему о себе знать теперь в качестве симптома, без согласия, но также и без понимания со стороны Я».

Для выздоровления невротика необходимо, чтобы симптом был переведен в вытесненное представление по тем же самым путям, каким совершалось вытеснение из сознания в бессознательное. Если благодаря преодолению сопротивлений удается перевести вытесненное опять в сознание, тогда внутрипсихический конфликт, который больной хотел избежать, под руководством аналитика может получить лучший выход, чем он получил ранее с помощью вытеснения.

В этом отношении вытеснение рассматривалось З. Фрейдом в качестве попытки человека «к бегству в болезнь», а психоаналитическая терапия – как «хороший заместитель безуспешного вытеснения».

Иллюстрацией аналитической работы может служить то же самое сравнение, которое было использовано З. Фрейдом при чтении лекций в университете Кларка. Так, несмотря на вытеснение, изгнание нарушителя тишины из аудитории и установление стража перед дверью не дает полной гарантии того, что все будет в порядке. Насильственно выставленный из аудитории и обиженный человек своими криками и стуками кулаками в дверь может производить в коридоре такой шум, что это будет в еще большей степени мешать чтению лекции, чем его предшествующее неприличное поведение. Оказалось, что вытеснение не привело к ожидаемому результату. Тогда организатор лекции берет на себя роль посредника и восстанавливает порядок. Он ведет переговоры с нарушителем тишины и обращается к аудитории с предложением вновь допустить его на лекцию, причем дает слово, что последний будет вести себя подобающим образом.

Полагаясь на авторитет организатора лекции, слушатели соглашаются прекратить вытеснение, нарушитель порядка возвращается в аудиторию, снова наступает мир и тишина, в результате чего создаются необходимые условия для нормальной лекторской работы. Подобное сравнение служит подходящим для той задачи, которая, по мнению З. Фрейда, «выпадает на долю врача при психоаналитической терапии неврозов».

По мере становления и развития психоанализа З. Фрейд вносил различные уточнения в понимание вытеснения. На подступах к психоанализу он предпочитал говорить скорее о защите, нежели о вытеснении, что нашло свое отражение, в частности, в его статье «Защитные невропсихозы» (1894). В дальнейшем он сместил акцент исследования в плоскость выдвижения теории вытеснения, в соответствии с которой: вытесненное остается дееспособным; можно ожидать возвращение вытесненного, особенно в том случае, если к вытесненному впечатлению присоединяются эротические чувства человека; за первым актом вытеснения следует длительный процесс, когда борьба против влечения находит свое продолжение в борьбе с симптомом; при терапевтическом вмешательстве появляется сопротивление, действующее в защиту вытеснения. Так, в статье «Вытеснение» (1915) З. Фрейд выдвинул идею о «первичном вытеснении», «вытеснении в последействии» («проталкивание вслед», «послевытеснение») и «возвращении вытесненного» в форме невротических симптомов, сновидений, ошибочных действий.

Позднее основатель психоанализа вновь возвратился к понятию «защита» с целью установления соотношений между защитными механизмами и вытеснением. В частности, в работе «Торможение, симптом и страх» (1926) он подчеркнул, что имеются все основания для того, чтобы снова воспользоваться старым понятием «защита» (в русскоязычных изданиях этой работы, переведенной под названием «Страх», вместо понятия «защита» использован термин «отражение») и включить в него вытеснение как «один специальный случай». Наряду с этим уточнением он выделил пять видов сопротивления (три, исходящих из Я, одно – из Оно, и одно – из Сверх-Я), среди которых «сопротивление вытеснения» относилось к одному из видов сопротивлений Я.

В последних своих работах, например в работе «Конечный и бесконечный анализ» (1937), З. Фрейд еще раз обратил внимание на проблему вытеснения и отметил, что «все вытеснения происходят в раннем детстве», являя собой «примитивные защитные меры незрелого, слабого Я». В последующие периоды развития человека новые вытеснения не возникают, а сохраняются старые, к услугам которых и прибегает Я, стремящееся совладать со своими влечениями. Новые конфликты разрешаются посредством «послевытеснения». Подлинным же достижением аналитической терапии служит «последующая корректировка первоначального процесса вытеснения». Другое дело, что, как замечал З. Фрейд, терапевтическое намерение заменить предшествующие, приведшие к возникновению невроза вытеснения пациента, надежными силами Я «осуществляются не всегда в полном объеме».

Высказанное З. Фрейдом в работе «Торможение, симптом и страх» соображение о том, что вытеснение представляет собой один из видов защиты, послужило толчком к раскрытию механизмов защиты Я со стороны других психоаналитиков. Дочь основателя психоанализа А. Фрейд (1895–1982) опубликовала книгу «Психология Я и защитные механизмы» (1936), в которой наряду с вытеснением выделила еще девять механизмов защиты, включая регрессию, проекцию, интроекцию и другие. Последующие психоаналитики стали уделять особое внимание механизмам защиты. Что касается З. Фрейда, то в работе «Конечный и бесконечный анализ» он подчеркнул: у него никогда не было сомнений в том, что «вытеснение – не единственный метод, которым располагает Я в своих целях», но оно является чем-то «совершенно особенным, более резко отличающимся от остальных механизмов, чем те различаются между собой». Суть же аналитической терапии остается неизменной, так как терапевтический эффект, по словам З. Фрейда, связан с осознанием вытесненного в Оно (бессознательном), причем вытесненное понимается в самом широком смысле.

При рассмотрении психоаналитического понимания вытеснения необходимо иметь в виду, что трактовка его З. Фрейдом уточнялась по мере того, как происходило развитие психоанализа. Это касалось не только соотношения между защитой и вытеснением, но и движущих сил, приводящих в движение процесс вытеснения. После того, как основатель психоанализа осуществил структурное деление психики на Оно, Я и Сверх-Я, перед ним встал вопрос о том, с какой психической инстанцией следует соотносить вытеснение. Отвечая на этот вопрос, он пришел к выводу, что вытеснение является делом Сверх-Я, которое «проводит вытеснение или само, или по его заданию это делает послушное ему Я». Данный вывод был сделан им в «Новом цикле лекций по введению в психоанализ» (1933), в котором содержались различные дополнения к предшествующим его взглядам, включая понимание сновидений, страха, составных частей психики.

по работе Фрейда «Вытеснение»

Логика размещения вытеснения: между бегством и осуждением.

Состояние, которое Фрейд назвал “вытеснение” есть лишение влечений активности , размещение стремлений, прердставлений под защиты бессознательного.

Убежать от того, что разворачивается на сцене психической реальности в определенные моменты жизни — желание любого субъекта, но от себя убежать мы не можем. Собою мы называем инстанцию “Я”, которая и образует промежуточный вариант спасения от мыслей — вытеснение.

Ведь только так она может избежать во-первых осуждения импульсов влечения со стороны разумной своей части и во-вторых бегства, которое, как мы знаем, возможно только в отношении внешних раздражителей.

Сущность вытеснения и условия его возникновения. Удовлетворение влечений и значение мотива неудовольствия.

Для чего вообще необходим третий вариант между бежать или объяснять ? Зачем психике механизм вытеснения? Защититься от неприятных чувств. Вместо наслаждения при удовлетворении влечений может возникнуть боль и повлиять на нее мы можем в том числе отвлекаясь психически.

Сущность вытеснения, таким образом, сводится к отдалению определенного содержания душевной деятельности, представлений от сознания. Или как еще мы можем сказать — вытеснение возможно только в случае когда речь идет о расщепленном субьекте, когда уже имеет место сознательная и бессознательная душевная жизнь.

Как можно дальше мы стремимся отодвинуть то, что по каким-то причинам приносит нам неприятные состояния, неудовольствие. Этот мотив является наиболее сильным в сравнении с предвкушением удовлетворения влечений. То есть вытеснение становится наиболее вероятным в случае, если личность подвержена неудовольствию в своих мотивах, нежели имея предпосылки к удовлетворению влечений. Бессознательно разумеется.

Фазы вытеснения: первовытеснение и послевытеснение. Отношения между вытесненным и психическими системами.

Фрейд предполагал две фазы вытеснения, во время первой представление не допускается до сознания и при этом остается без изменений вместе со связанным с ним влечением, вторая фаза относится к представлениям и мыслям производным и проявившимся в ходе возникших ассоциаций. Последовательность процессов при этом отсутствует, временной логики нет.

“…я могу выпроводить неприятного гостя из моей гостиной или из моей передней или, узнав его, вообще не впустить его через порог моей квартиры. Нужно только прибавить, что я должен поставить у дверей сторожа, чтобы он беспрерывно охранял закрытую для гостя дверь, потому что в противном случае выгнанный мог бы ее отпереть.” Этой метафорой Фрейд показывает нам идею того, что вытеснение постоянно активно своим движением в направлении к сознанию и соответственно существует противоположное напряжение, чтобы сдерживать образовавшийся напор.

То есть процесс вытеснения нарушается только относительно одной психической системы, сознания. В бессознательном же вытесненные представления могут образовывать производные и строить ассоциации оставаясь скрытыми от субьекта.

Представление, сумма аффекта и их различные судьбы в процессе вытеснения.

Судьбы представлений и аффектов в процессе вытеснения связаны с экономической составляющей. Количество энергии необходимое на удержание представлений и аффектов влечений в бессознательном или отдаление от него увеличивается и уменьшается соответственно.

Говоря об аффектах Фрейд говорит о превращении их из энергии влечения и путь у этой энергии не равен пути представления. Влечение может быть подавлено, проявиться как аффект или превратиться в страх, представление же при вытеснении идет одной дорогой — исчезает из сознания.

Возврат вытесненного. Образование симптомов и замещающее образование.

Признаками возвращения вытесненного являются нам замещающие образования и симптомы, сначала исследованию подвергаются они и уже после само вытеснение. То есть нас интересует неудавшееся вытеснение порождающее неприятные ощущения и страх, если же оно удалось, мы о нем никогда не узнаем.

На примерах трех психоневрозов: истерии страха, конверсионной истерии и невроза навязчивости, Фрейд распаковывает механизмы вытеснения, замещающих образований и образований симптомов.

В первом случае влечение вытесняется из сознания, замещающее образование представления сдвигается и аффект превращается в страх, образуется фобия. Во втором примере содержание представления связанного с влечением также полностью вытесняется из сознания , но здесь присутствует возможность полного исчезновения аффекта, в качестве замещающего образования и симптома одновременно слишком сильные соматические проявления. Третий же вариант показывает иной исход вытеснения в силу амбивалентности характера влечений, сначала представления связанные с влечением вытесняются и аффект исчезает, однако позже вытесненное возвращается в сознание и таким образом имеет место бесконечная борьба.

«…психоаналитический опыт работы с неврозами переноса заставляет нас сделать вывод, что вытеснение — это не некий существующий изначально защитный механизм, что оно может возникнуть не раньше, чем произойдёт чёткое разделение на сознательную и бессознательную душевную деятельность…».

То есть субьект прежде чем иметь способность вытеснить содержание какого- либо представления должен быть расщеплен. Что-то в его душевной жизни уже произошло отчего ему стал известен эффект неудовольствия. В таком случае душевный аппарат субекта будет способен разделять содержание поступающих представлений на те что можно допустить до сознательной части и те, что подвергнутся вытеснению.

«Репрезентация влечения развивается беспрепятственно и более содержательно, если благодаря вытеснению она лишена сознательного влияния. Она, так сказать, разрастается в темноте и находит крайние формы выражения, которые, если их переводят и предъявляют невротику, не только кажутся ему чуждыми, но и пугают его мистификацией необычайной и опасной силы влечения. Эта обманчивая сила влечения есть результат его свободного проявления в фантазии и запруживания из–за отсутствия удовлетворения. То, что этот последний результат связан с вытеснением, указывает на то, в чём нам нужно искать его истинное значение».

Вытеснение есть нарушение связи вытесненного с сознанием, только с этой психической системой. И даже в случае если субъект с неврозом навязчивости имеет представление о том что нечто произошло, тем не менее он не сознает что именно имело место быть. Он находится в вечной борьбе амбивалентности своих влечений.

«Процесс вытеснения нельзя представлять себе как некое однократное явление со стойким эффектом, подобно тому, как умерщвляют нечто живое, которое отныне становится мёртвым; напротив, вытеснение требует постоянных затрат энергии, без которых его результат оказался бы поставленным под сомнение, а потому понадобился бы новый акт вытеснения».

Механизм последействия и отсутствие временной последовательности характерны для процесса вытеснения. То содержание представлений влечений которое было вытеснено единожды может быть доведено до сознания и спустя какое-то время под действием неких событий снова подвержено вытеснению. Говоря иначе, вытеснение индивидуально и подвижно.

ГудТерапи | Репрессии

  • Главная >
  • Блог GoodTherapy >
  • Психопедия >
  • Репрессии

Зигмунд Фрейд изначально разработал концепцию вытеснения как часть своей психоаналитической теории. Подавление происходит, когда мысль, воспоминание или чувство слишком болезненны для человека, поэтому человек бессознательно вытесняет информацию из сознания и перестает осознавать ее существование. Подавленная мысль может по-прежнему влиять на поведение, но человек, который подавил эту мысль, совершенно не подозревает о ее существовании или воздействии.

Репрессии иногда могут быть ошибочно приняты за подавление. В отличие от подавления, подавление — это когда человек сознательно вытесняет нежелательные мысли, воспоминания или чувства из своего сознания.

 

Примеры подавления
  • Ребенок подвергается жестокому обращению со стороны родителей, подавляет воспоминания и совершенно не осознает их в юношеском возрасте. Подавленные воспоминания о жестоком обращении могут по-прежнему влиять на поведение этого человека, вызывая трудности в построении отношений.
  • Взрослый страдает от ужасного укуса паука в детстве, у него развивается сильная боязнь пауков в более позднем возрасте, и он не помнит, что пережил в детстве. Поскольку память об укусе паука подавлена, он или она может не понять, откуда берется фобия.
  • «Оговорки по Фрейду», или парапраксис , по определению можно рассматривать как примеры вытеснения. Фрейд считал, что ошибки в речи, памяти или физических реакциях являются результатом чего-то скрытого в бессознательном преступника.

Фрейдовское вытеснение

Вытеснение является центральным понятием психоаналитической теории, и многие идеи Фрейда сосредоточены вокруг понятия вытеснения. Фрейд не классифицировал вытеснение как защитный механизм; он утверждал, что это происходит до того, как разовьется эго.

Фрейд обнаружил, что люди, с которыми он работал в терапии, с большей вероятностью вспоминали вещи под гипнозом, чем сознательно вспоминали вещи без гипноза. Это привело к его развитию концепции репрессий. Большая часть развития психики, по Фрейду, подавляется. Эдипов комплекс, например, ребенок не помнит сознательно; дети также не помнят о развитии эго или суперэго, а взрослые могут подавлять свое осознание ид.

Репрессии в современной психологии

Современные психологи чаще всего используют термин «репрессии» для обозначения подавленных воспоминаний — жизненных событий, которые человек не может вспомнить без помощи терапевтических инструментов, таких как гипноз. Терапия подавленной памяти чрезвычайно противоречива. В конце 20 -го -го века многие терапевты использовали гипноз, чтобы помочь людям, с которыми они работали в терапии, вспомнить случаи сексуального насилия. В некоторых случаях оказалось, что злоупотреблений никогда не было. Люди очень внушаемы под гипнозом, и в некоторых случаях терапевты могут непреднамеренно внушать им воспоминания, которых на самом деле никогда не было.

Основные психологи теперь утверждают, что подавленные воспоминания очень редки, а некоторые клиницисты утверждают, что если память потеряна, ее невозможно восстановить.

Ссылки:

  1. Американская психологическая ассоциация. Краткий словарь по психологии АПА . Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация, 2009. Печать.
  2. Гарссен, Б. (2007). Подавление: найти путь в лабиринте понятий. Журнал поведенческой медицины, 30 (6), 471-81. дои: http://dx.doi.org/10. 1007/s10865-007-9122-7
  3. Колман, AM (2006). Оксфордский словарь психологии . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Оксфордский университет
  4. .

Последнее обновление: 21.08.2015

Оставить комментарий

«Теория подавления Фрейда должна быть отброшена»

Исследователь Бар-Илан ссылается на «отсутствие доказательств», утверждает, что подавление воспоминаний даже имеет «положительный эффект».

Джуди Сигель-Ицкович

Опубликовано: 13 АПРЕЛЯ 2008 22:30

Фрейд 224,88

(фото предоставлено AP)

Нет «никаких доказательств» в пользу «теории вытеснения» Зигмунда Фрейда — что «захоронение» травматических воспоминаний бессознательным вызывает психические расстройства — даже несмотря на то, что, по словам проф. Яков Рофе, заведующий междисциплинарным отделением социальных наук Университета Бар-Илан. Рофе провел «первое» за 100 лет всестороннее исследование научной литературы, связанной с этим феноменом, и опубликовал свои выводы в прошлом месяце в Review of General Psychology. В 23-страничной статье, включающей многие сотни ссылок, он написал, что «нет эмпирических данных, подтверждающих существование вытеснения», тем самым опровергая то, что сам Фрейд назвал «краеугольным камнем, на котором держится вся структура психоанализа». Таким образом, заявил Рофе, пришло время «похоронить» фрейдовское вытеснение как причину и как фактор лечения психических расстройств. Выявляя фундаментальное отсутствие научных доказательств основного принципа подавления Фрейда, исследование подрывает давние предположения об общей легитимности психоаналитической теории Фрейда. Но, отвергая фрейдистское мировоззрение как шаблон для понимания и лечения психопатологии, работа Рофе поднимает другой важный вопрос: как мы должны понимать психические заболевания? «Можно было бы подумать, что после столь продолжительного обсуждения теории вытеснения психоаналитическим сообществом, а также клиницистами и экспертами из других дисциплин появятся веские доказательства в поддержку фрейдовской теории вытеснения», — писал Рофе. «Вместо этого я ничего не нашел». С тех пор, как Фрейд сформулировал свои взгляды, конкурирующие теории психопатологии, основанные на поведенческих, когнитивных и биологических моделях, «бросали вызов психоанализу в характеристике клинических наблюдений», сказал он. «Но эти школы мысли также страдают от фундаментальных эмпирических трудностей. Нам может понадобиться новая теория психопатологии — возможно, новая концепция вытеснения, — которая может дать представление об основных причинах психических расстройств». Эта тема — не просто предмет исторических дебатов, продолжил исследователь BIU, поскольку в настоящее время вытеснение является горячей темой современных психологических исследований. Таким образом, его опубликованные выводы имеют важные последствия для правовой системы США, которая в настоящее время обсуждает, могут ли предполагаемые преступники быть осуждены на основании восстановленных воспоминаний о сексуальном насилии в детстве. «Были случаи, когда люди обвинялись в судах на основании вытесненной памяти. Сегодня ведутся серьезные споры о том, можно ли использовать такие доказательства для осуждения, поскольку многие считают, что восстановленные воспоминания действительны. некоторые данные указывают на то, что психодинамические терапевты могут поощрять производство ложных воспоминаний. Это подтверждается многими экспериментальными исследованиями, демонстрирующими производство ложных воспоминаний», — сказал он. В классическом психоанализе вытеснение — однозначно негативное явление. Названное непосредственной причиной психического заболевания, считается, что оно ухудшает психологическое и физиологическое функционирование человека, препятствуя как точному восприятию реальности, необходимому для адекватного преодоления, так и разрядке вредоносного напряжения. Но, согласно психологической литературе, подавление — и принятие «искаженного» взгляда на реальность — могут быть ключевым фактором в поддержании психического здоровья. «Я изучил доказательства, чтобы увидеть, прав ли Фрейд, когда он говорит, что искажение реальности нежелательно, и я обнаружил, что дело обстоит как раз наоборот», — настаивал Рофе. «В то время как вытеснение эмоций может иметь пагубные последствия для физического здоровья человека, вытеснение — как его определил Фрейд — изначально разрабатывалось для объяснения развития психических расстройств, а не физических заболеваний. Мало того, что в литературе не показано причинной связи между вытеснением и психологическое заболевание; оно показало, что вытеснение — «искажение» реальности, при котором мы отбрасываем травмирующие воспоминания, чтобы сосредоточиться на позитивном, — обычно оказывает положительное влияние на психологическое функционирование». Рофе также подверг сомнению еще одну важную концепцию фрейдистского мировоззрения — существование автономного и могущественного бессознательного, которое Фрейд считал ответственным за активацию репрессивного процесса. «Фрейд постулирует бессознательное, которое в случае травмы буквально берет на себя психологическое функционирование, сохраняя вызывающее тревогу содержание травматических воспоминаний и контролируя патогенное проявление вытеснения в виде психических расстройств», — пояснил Рофе. «Но исследователи еще не представили четких эмпирических доказательств в поддержку динамического и сложного бессознательного такого рода. Это не означает, что простые бессознательные процессы не происходят, но отсутствие доказательств автономной, доминирующей бессознательной сущности имеет тенденцию подорвать существование репрессий, которые, как говорят, он контролирует». Точно так же, как психоанализ Фрейда отводит вытеснению ключевую роль в возникновении психических заболеваний, он определяет «снятие вытеснения» — извлечение давно похороненных воспоминаний — как ключ к психическому здоровью. И здесь Рофе снова настаивает на основании своего исследования, что это не подкреплено эмпирическими данными. «На основании данных, собранных в ходе клинических исследований, проведенных за последние 100 лет, нет никаких доказательств того, что психоанализ более эффективен, чем другие методы лечения травм», — настаивал он, добавляя, что в какой бы степени психоанализ ни был полезен для пациентов, не было доказано причинно-следственной связи между преимуществами лечения и восстановлением подавленных воспоминаний.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *