Фромм эрих теория личности: Гуманистические теории личности. Гуманистический подход Э. Фромма.

Книга охватывает наиболее значимые теории личности в современной психологии. Содержание Предисловие к русскому изданию


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер
Теории личности

Основные положения, исследования и применение
(Larry Hjelle, Daniel Ziegler «Personality Theories: Basic Assumptions, Research, and Applications», 3th ed., 1992)

Книга охватывает наиболее значимые теории личности в современной психологии.

Содержание
Предисловие к русскому изданию

Об авторах

Предисловие

Глава 1. Психология личности: введение в дисциплину

Теории личности

Компоненты теории личности

Критерии оценки теории личности

Основные положения, касающиеся природы человека

Резюме

Вопросы для обсуждения

Глоссарий

Библиография

Рекомендуемая литература

Глава 2. Исследование и оценка в психологии личности

Метод анамнеза

Корреляционный метод

Экспериментальный метод

Оценка личности

Типы методов оценки

Резюме


Вопросы для обсуждения

Глоссарий

Библиография

Рекомендуемая литература

Глава 3. Психодинамическое направление в теории личности: Зигмунд Фрейд

Зигмунд Фрейд: психодинамическая теория личности

Биографический очерк

Психоанализ: основные концепции и принципы

Инстинкты — движущая сила поведения

Развитие личности: психосексуальные стадии

Природа тревоги

Основные положения Фрейда относительно природы человека

Эмпирическая валидизация психодинамических концепций

Применение: психоаналитическая терапия — исследование бессознательного

Резюме

Вопросы для обсуждения

Глоссарий

Библиография

Рекомендуемая литература

Глава 4. Результаты пересмотра психодинамического направления: Альфред Адлер и Карл Густав Юнг

Альфред Адлер: индивидуальная теория личности

Биографический очерк

Основные тезисы индивидуальной психологии

Индивидуальная психология: основные концепции и принципы

Основные положения Адлера относительно природы человека

Эмпирическая валидизация концепций индивидуальной психологии

Приложение: невроз и его лечение

Карл Густав Юнг: аналитическая теория личности

Биографический очерк

Аналитическая психология: основные концепции и принципы

Резюме

Вопросы для обсуждения

Глоссарий

Библиография

Рекомендуемая литература

Глава 5. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности: Эрик Эриксон, Эрих Фромм и Карен Хорни

Эрик Эриксон: эго — теория личности

Биографический очерк

Эго-психология: результат развития психоанализа

Эпигенетический принцип

Развитие личности: психосоциальные стадии

Основные положения Эриксона относительно природы человека

Эмпирическая валидизация концепций психосоциальной теории

Применение: американские подростки, или «кто я такой?»

Другие примеры пересмотра психоаналитической теории: акцент на культурных и межличностных факторах

Эрих Фромм: гуманистическая теория личности

Биографический очерк

Гуманистическая теория: основные концепции и принципы

Карен Хорни: социокультурная теория личности

Биографический очерк

Социокультурная теория: основные концепции и принципы

Резюме


Вопросы для обсуждения

Глоссарий

Библиография

Рекомендуемая литература

Глава 6. Диспозициональное направление в теории личности: Гордон Олпорт, Рэймонд Кеттел и Ганс Айзенк

Гордон Олпорт: диспозициональная теория личности

Биографический очерк

Что такое личность

Концепция черты личности

Проприум: развитие самости

Функциональная автономия: прошлое — это прошлое

Зрелая личность

Основные положения Олпорта относительно природы человека

Эмпирическая валидизация концепций теории черт личности

Применение: изучение ценностей

Подход к личности с позиции факторного анализа

Рэймонд Кеттел: структурная теория черт личности

Биографический очерк

Теория черт личности: основные концепции и принципы

Ганс Айзенк: теория типов личности

Биографический очерк

Основные концепции и принципы теории типов личности

Резюме

Вопросы для обсуждения

Глоссарий

Библиография

Рекомендуемая литература

Глава 7. Научающе-бихевиоральное направление в теории личности: Б. Ф. Скиннер

Б. Ф. Скиннер: теория оперантного научения

Биографический очерк

Подход Скиннера к психологии

Респондентное и оперантное поведение

Основные положения Скиннера относительно природы человека

Эмпирическая валидизация концепций оперантного научения

Применение: лечение, основанное на оперантном научении

Резюме


Вопросы для обсуждения

Глоссарий

Библиография

Рекомендуемая литература

Глава 8. Социально-когнитивное направление в теории личности: Альберт Бандура и Джулиан Роттер

Альберт Бандура: социально-когнитивная теория личности

Биографический очерк

Основные принципы социально-когнитивной теории

Научение через моделирование

Подкрепление в научении через наблюдение

Основные положения Бандуры относительно природы человека

Эмпирическая валидизация социально-когнитивной теории

Применение: «власть человеку» — саморегулируемое изменение

Джулиан Роттер: теория социального научения

Биографический очерк

Теория социального научения: основные концепции и принципы

Резюме

Вопросы для обсуждения

Глоссарий

Библиография

Рекомендуемая литература

Глава 9. Когнитивное направление в теории личности: Джордж Келли

Джордж Келли: когнитивная теория личности

Биографический очерк

Основы когнитивной теории

Теория личностных конструктов: основные концепции и принципы

Основной постулат и некоторые выводы из него

Основные положения Келли относительно природы человека

Эмпирическая валидизация концепций когнитивной теории

Применение: эмоциональные состояния, психические расстройства и терапия фиксированной роли

Резюме

Вопросы для обсуждения

Глоссарий

Библиография

Рекомендуемая литература

Глава 10. Гуманистическое направление в теории личности: Абрахам Маслоу

Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности

Биографический очерк

Основные принципы гуманистической психологии

Мотивация: иерархия потребностей

Дефицитарная мотивация и мотивация роста

Основные положения Маслоу относительно природы человека

Эмпирическая валидизация концепций гуманистической теории

Применение: характеристики самоактуализирующихся людей

Резюме

Вопросы для обсуждения

Глоссарий

Библиография

Рекомендуемая литература

Глава 11. Феноменологическое направление в теории личности: Карл Роджерс

Карл Роджерс: феноменологическая теория личности

Биографический очерк

Точка зрения Роджерса на природу человека

Руководящий мотив в жизни: тенденция актуализации

Феноменологическая позиция Роджерса

Я-концепция: «все-таки кто я?»

Полноценно функционирующий человек

Основные положения Роджерса относительно природы человека

Эмпирическая валидизация концепций феноменологической теории

Применение: терапия, центрированная на человеке

Резюме

Вопросы для обсуждения

Глоссарий

Библиография

Рекомендуемая литература

Глава 12. Психология личности: новые направления

Основные положения в ретроспективе

Оценка теорий личности

Наступление эры персонологии

Новые перспективы в теоретическом и эмпирическом исследовании личности

Резюме

Вопросы для обсуждения

Глоссарий

Библиография

Рекомендуемая литература

Предисловие к русскому изданию
На Западе настоящее издание является одним из самых читаемых в своей области.

Если бы такая книга вышла у нас лет двадцать назад, российская психология как наука избежала бы многих проблем роста. Не секрет, что долгое время мы жили в условиях, когда для широкой публики, да и для специалистов, существовали единственно правильная и прочие психологические теории, которые соответствующим образом освещались и в печати. В прежнюю эпоху книги, подобные этой, но не переведенные официально на русский язык, бережно передавались из рук в руки и были предметом гордости небольшого числа владельцев.

В предлагаемом вниманию читателей издании сделана очередная — не первая и не последняя — попытка обобщить, а точнее, осмыслить по-новому, сведя в единое целое, ряд крупнейших теорий личности, разработанных в психологии за минувшие сто лет — собственно, за всю историю ее научного периода. В этом плане перед вами — энциклопедия, прежде всего по актуальным направлениям современной психологической науки.

Любая система живет и развивается, поэтому очень ценно то, что авторы «иллюстрируют» представляемые теории примерами современных экспериментальных исследований.

Немаловажен и тот факт, что при освещении каждой теории приводятся аргументы «за» и «против», что придает материалу книги сбалансированность. Именно ее так недостает многочисленным «узким» монографиям, где выборочно представлены теории, имеющие порой второстепенное значение. В этом смысле данный труд — подарок читателям, так как им впервые представляется возможность «за деревьями увидеть лес» в необъятном мире психологических построений.

Наше знакомство с западной психологией не носило устойчивого характера: оно то прекращалось, то возобновлялось. Оттого одни теории и авторы известны нам больше (Г. Айзенк, Р. Кеттел), другие — меньше (Дж. Келли). Вместе с тем при изложении любой теории неизбежны определенные потери: нелегко передать стиль мышления автора, каждый из которых неповторим, уникален. В частности, книги Эрика Эриксона оказали на общественное сознание США такое сильное действие, что в период известных студенческих волнений 1960-х годов молодые люди шли к Белому дому, держа его произведения в руках наравне с Библией.

Это трудно почувствовать при чтении главы, посвященной теории Эриксона, однако возможно.

Читателю мы порекомендовали бы также не упускать из виду, что дискуссии между представителями разных направлений в психологии не утихают (состояние для науки естественное) и окончательных вердиктов, надеемся, вынесено не будет. Этого можно не заметить за некоторыми упрощениями, допущенными авторами. Например, драматическая идея Фрейда о смерти, вызвавшая раскол даже среди его учеников, представлена в очень плоском виде: как идея об изначально присущей человеку агрессии. Пользуясь случаем, подчеркнем, что тенденция к разрушению и агрессия — далеко не одно и то же (хотя так может казаться с точки зрения обыденного сознания), и агрессия может возникнуть при блокировании любого влечения, в том числе любовного (что уже более понятно с позиций здравого смысла и жизненного опыта).

Последняя категория неизбежных при издании такого фундаментального труда сложностей — это соотнесение сформировавшегося в нашей научной среде языка с авторской (западной) терминологией. Например, термин «инвайронментализм» подразумевает учет в теории личности внешних факторов среды, в отечественной же психологической науке мы обычно используем термин «социальное».

Убеждены, что настоящая книга станет не только объектом ссылок в научных публикациях, но и учебником по психологии личности и истории психологии, а также будет чрезвычайно полезной для педагогов, философов, других специалистов гуманитарного профиля.
Канд. психол. наук Ю. Т. Ковалев,

канд. психол. наук М. А. Гулина

С.-Петербургский государственный университет

Нашим женам Джин и Элизабет

Нашим детям Аньянетт, Кристиану, Дэниелу и Марку

Об авторах
Ларри А. Хьелл — доцент психологии в Государственном университете Нью-Йорка, Брокпортский колледж. Получил степень магистра по экспериментальной психологии в Университете Огайо (1964), степень доктора по социально-личностной психологии в Университете Оклахомы в Нормане (1967). Ранее преподавал в Университете Вилланова и Университете острова Принца Эдуарда. Д-р Хьелл опубликовал многочисленные статьи по проблемам психологии личности: локусу контроля, самоактуализации, самовосприятию, точности восприятия личности. Сейчас он исследует роль личностных переменных в связи с временной стабильностью шкал самоотчета. В его научные интересы также входят самоконтроль, объяснительный стиль и личностная эффективность. Он член Американской психологической ассоциации (АПА) и 8-го Подразделения (социально-личностное) АПА.

Дэниел Дж. Зиглер — профессор психологии и декан Высшей школы в Университете Вилланова. Получил степень доктора по психологии в Университете Темпл (1968). Работая в Университете Вилланова с 1961 года, д-р Зиглер был заведующим Отделения психологии с 1968 по 1987 год, деканом Высшей школы с 1987 года по настоящее время. Он автор многих публикаций в журналах и сборниках научных трудов, самые последние относятся к области когнитивных компонентов стресса. Как психолог, имеющий частную практику в Пенсильвании, д-р Зиглер накопил большой опыт в психологическом тестировании и консультировании. К тому же он приобрел национальную известность как лектор в области управления стрессом.

Предисловие
Первый курс по психологии личности должен ввести студентов в разнообразие теоретических направлений, которые помогут понять, почему люди ведут себя так, как они это делают в действительности. Поэтому третье издание представляет теории личности нескольких различных направлений. Мы надеемся, что студенты оценят по достоинству разнообразие концептуальных подходов к изучению людей. Изучение личности должно так или иначе концентрировать внимание на стратегиях и результатах эмпирических исследований. Помня об этом, мы привели в соответствие с современными требованиями и расширили изложение материала, касающегося эмпирической проверки теоретических предположений в процессе научного исследования. И наконец, элементарный учебник по теории личности должен придавать особое значение практическому применению теоретических идей. Поэтому мы включили многочисленные примеры, иллюстрирующие, как основные конструкты и постулаты различных направлений можно применить к повседневной жизни. При работе над этой книгой мы ставили себе задачу помочь студентам воспринять и оценить некоторые глубокие и восхитительные концепции личности. Дисциплина персонология включает в себя множество теорий, методов исследования, научных открытий и сфер приложения. Мы надеемся, что в этом издании вы найдете стройное, информативное и четкое объяснение каждого из этих важных элементов, представляющих данную область сегодня. Кроме того, мы надеемся, что учебник позволит студентам осознать, как открытия, сделанные различными теоретиками, могут быть интегрированы с целью лучшего понимания всей сложности личности и поведения человека.

Как и во втором издании «Теорий личности», мы остаемся верны нашему утверждению, что теории личности отражают основные положения теоретика о природе человека. Этот тезис подробно излагается во вводной главе, где рассматриваются девять философских положений, лежащих в основе теорий личности. Этот новый подход к изучению личности позволяет разработать систему для сравнения и сопоставления различных теоретических точек зрения. И, что возможно даже более важно, такой подход поможет студентам увидеть поверх деталей отдельной теории основные философские взгляды, которых теоретик придерживался в отношении людей и их личности. Многочисленные отклики студентов и преподавателей, читавших второе издание данной книги, говорят о том, что взгляд с позиции основных положений расширяет понимание различий между теоретиками и их концепциями человечества.


Что нового в третьем издании?
Прежде всего, некоторые главы были расширены с тем, чтобы более полно осветить некоторые теории личности. А именно, мы дополнили изложение обзором теорий, сформулированных Карлом Густавом Юнгом, Эрихом Фроммом, Карен Хорни, Рэймондом Кеттелом, Гансом Айзенком и Джулианом Роттером. Отчетливо выраженные каждым из этих теоретиков концепции и принципы в значительной мере способствуют пониманию явлений, попадающих в сферу личности. Их взгляды на личность представлены в заключительных разделах глав, посвященных подробному описанию конкретных теоретических подходов. В главе 5, например, выдающиеся идеи, высказанные Эрихом Фроммом и Карен Хорни, освещаются после детального объяснения концепций, основных положений, эмпирических данных и практического применения эго-теории Эрика Эриксона. Мы также включили краткую биографическую справку о каждом из теоретиков и конспективно изложили достоинства и недостатки его системы.

Во-вторых, мы включили новую главу, описывающую стратегии, используемые исследователями при изучении личностных феноменов. Мы рассматриваем, как применяют метод анамнеза, корреляционный анализ и формальные эксперименты, для того чтобы оценить валидность теоретических предположений. К тому же мы описываем различные методы оценки (интервью, самоотчеты и проективные тесты), с помощью которых обычно собирают информацию о людях. Знание этих методов позволит студентам узнать, какую роль играет оценка в измерении индивидуальных различий. Они также поймут, насколько тесно методы оценки связаны с общим подходом исследователя к изучению фундаментальных вопросов и проблем личности.

Мы внесли и другие изменения в третье издание, сохранив в то же время хорошо зарекомендовавшую себя форму изложения и общую направленность, характеризовавшие предыдущее издание. Мы включили описание самых новых исследований, связанных с эмпирической валидизацией теоретических концепций. Например, мы обсуждаем современные попытки установить валидность психоаналитических гипотез с помощью метода подсознательной психодинамической активации. Результаты недавних работ по осознанной самоэффективности и ее роли в осуществлении поведенческих изменений обсуждаются в контексте теории Бандуры. Более того, мы стремились сделать раздел, посвященный применению каждой теории, как можно более интересным и отражающим современное положение вещей. Например, мы рассматривали применение концепций оперантного научения к тренировке уверенности в себе и в тренинге с биологической обратной связью. Для большей наглядности текст снабжен иллюстративным материалом: фотографиями и несколькими новыми рисунками и таблицами. И наконец, мы привели описание нескольких новых шкал самоотчета, используемых исследователями для измерения черт личности.
Структура учебника
Учебник содержит систематическое изложение основных теоретических направлений, эмпирических исследований и приложений психологии личности. В первой главе обсуждаются вопросы, связанные с личностью как объектом исследования, функции, выполняемые теорией, компоненты теории и критерии, с помощью которых ее можно оценить. В главе также обсуждаются основные положения о природе человека, которые дают схему для рассмотрения различий между концепциями человечества у разных теоретиков.

Вторая глава подробно рассматривает исследовательские стратегии, используемые для изучения личности. Подчеркивается сила и слабость этих стратегий, с тем чтобы студенты приобрели какой-то опыт в оценке исследований, цитируемых в учебнике. Затем мы рассматриваем, как с помощью методов оценки личности можно получить полезную информацию об индивидуальных различиях. Также тщательно разобраны концепции надежности и валидности методик самоотчета и проективных методик.

В главах с 3-й по 11-ю включительно представлены наиболее значительные теоретические концепции личности. Рассматриваются теории Зигмунда Фрейда, Альфреда Адлера, Эрика Эриксона, Гордона Олпорта, Б. Ф. Скиннера, Альберта Бандуры, Джорджа Келли, Абрахама Маслоу и Карла Роджерса. Каждая глава начинается с краткого рассмотрения основных тезисов и акцентов изучаемого направления. Затем следует краткая биография теоретика, чьи идеи описываются. В этих очерках содержится информация о жизни ученого, существенная для понимания того, почему он придерживался именно такой точки зрения на личность. Затем идет наиболее обширный раздел каждой теоретической главы — подробное изложение конструктов и утверждений, составляющих теорию. В этом разделе приводятся различные примеры, иллюстрирующие теоретические концепции и их практическую значимость для повседневной жизни. За этим разделом следует анализ основных положений, касающихся природы человека, в процессе которого мы обобщаем позицию теоретика по нашим девяти положениям, связывая их с теоретическими концепциями, представленными в предыдущем разделе главы. Таким образом, студенты могут увидеть тесную связь между концепциями личности и философскими положениями, на которых они основаны. Затем мы обсуждаем эмпирическую валидизацию рассматриваемой теории. Мы показываем, как можно экспериментально проверить различные теоретические концепции, и вкратце суммируем результаты исследований, поводом для которых послужила данная теория. Затем следует раздел, посвященный применению теории или каких-то ее аспектов к соответствующей сфере поведения человека. Показано, что личностные концепции — не голые академические абстракции, а очень важные и необходимые понятия, которые могут объяснить широкий спектр поведения человека и его жизненные переживания.

Ранее мы уже говорили, что это издание было расширено за счет включения еще некоторых теорий личности, имеющих принципиальное значение. Мы надеемся, что студенты смогут лучше понять поведение человека, познакомившись с различными точками зрения внутри отдельного направления. В заключительной части соответствующих глав описаны основные представления о личности в интерпретации Карла Густава Юнга, Эриха Фромма, Карен Хорни, Рэймонда Кеттела, Ганса Айзенка и Джулиана Роттера. Студенты имеют возможность изучить 15 разных точек зрения на проблему личности. Мы полагаем, что студенты, начинающие изучение личности, без затруднений смогут справиться с таким количеством теорий в течение одного семестра.

Каждая глава заканчивается кратким резюме основных положений, вопросами для обсуждения, словарем ключевых терминов, библиографией и списком рекомендуемой литературы. Мы полагаем, что это сделает учебник очень полезным и привлекательным для студентов.

В заключительной главе учебника мы обсуждаем полезность использования основных положений как структуры, в которой могут рассматриваться теории личности. Здесь мы возвращаемся к исходным позициям и оцениваем девять теорий, наиболее подробно описанных в тексте, по шести критериям полезной теории, обсуждавшимся в главе 1. И в заключение мы даем небольшой прогноз направлений и основных проблем, которые, вероятно, будут доминировать в области исследований личности в обозримом будущем.


Выражение признательности
Это новое издание заметно выиграло благодаря конструктивным замечаниям и предложениям ряда людей. Мы особенно благодарны группе рецензентов, каждый из которых внимательно прочел и прокомментировал часть рукописи или всю рукопись. Среди них были такие талантливые ученые, как: Аллен Дж. Браун, Северо-восточный университет; Джон С. Дюрье, Университет Фарли Дикинсон; Роберт А. Эммонс, Университет Калифорнии в Дэвисе; Рэнди Д. Фишер, Университет Центральной Флориды; Джейн Е. Гордон, Государственный университет Нью-Йорка в Олбани; Джеймс Дж. Джонсон, Государственный университет Иллинойса в Нормале; Крис Лэнгстон, Университет Пердью; Рэнди Дж. Ларсен, Мичиганский университет, Энн-арбор; Джозеф Дж. Палладино, Университет Южной Индианы; Шэрон Пресли, Государственный университет Калифорнии в Нортридже; Ричард Н. Уильямс, Молодежный университет Брайэма и Брайан Т. Йетс, Американский университет.

Мы также хотим поблагодарить Центр подготовки документов в SUNY, Брокпорт, за предоставление необходимой технической помощи во время написания рукописи. В частности, мы выражаем признательность Джин Камиц, Лорен Николсон и Вики Уиллис за неоценимую помощь на завершающих стадиях проекта и за то, что они помогли представить издателю рукопись в форме магнитного диска.

Профессионализм, компетентность и поддержка всех сотрудников издательства McGraw-Hill достойны самой высокой оценки. Особая благодарность Марии Чиапетта, помощнику редактора по психологии, за ее великолепную работу по координированию рецензий и помощь в осуществлении проекта. Работать с ней было истинным удовольствием. Кроме того, мы благодарны нашему инспектору по производству Кэти Порцио и старшему инспектору по редактированию Скотту Эмерману за их помощь в процессе публикации. Крис Роджерс, исполнительный редактор, также оказал неизмеримую помощь на заключительном этапе работы.

Мы еще раз выражаем нашу глубокую признательность нашим женам, Джин и Элизабет, за их любовь и поддержку в процессе пересмотра и выхода в свет этого издания. Сердечная благодарность Джин Хьелл за ее ценные предложения относительно содержания и организации материала, чтение корректуры и за то, что она стойко переносила ворчание мужа, когда казалось, что работа идет медленно. Ее вклад в это издание был поистине огромным.


Ларри А. Хьелл

Дэниел Дж. Зиглер

Каталог: book -> practic psychology
practic psychology -> Антон Николаевич Кошелев Синдром «белого воротничка» или Профилактика «профессионального выгорания»
practic psychology -> Роман Калугин Законы выдающихся людей
practic psychology -> Учебное пособие Красноярск Москва 2001
practic psychology -> Евгений Александрович Тарасов Как преодолеть свои страхи и комплексы. 10 тестов + 14 правил
practic psychology -> Сергей Владимирович Петрушин Счастья в личной жизни… Советы психолога
practic psychology -> Хенрик Фексеус Искусство манипуляции. Как читать мысли других людей и незаметно управлять ими
practic psychology -> Москва, 1998 Введение
practic psychology -> Маруся Светлова Деньги в твоей жизни
practic psychology -> Преодолей жизненный кризис. Развод, потеря работы, смерть близких… Выход есть!


Скачать 3,64 Mb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Личность в современной культуре по Фромму. Авторитаризм

  • Главная
  • ->
  • Психология личности
  • ->
  • Вопросы к экзамену

Ни один теоретик не смог настолько выразительно обрисовать социальные детерминанты личности, как Эрих Фромм. Как представитель гуманистического направления, Фромм утверждал, что поведение человека может быть понято только в свете влияний культуры, существующих в данный конкретный момент истории. Он был убежден, что потребности, свойственные только человеку, эволюционировали в ходе истории человечества, а различные социальные системы, в свою очередь, оказывали влияние на выражение этих потребностей. С точки зрения Фромма, личность является продуктом динамического взаимодействия между врожденными потребностями и давлением социальных норм и предписаний. Он первым сформулировал теорию типов характера, основанную на социологическом анализе того, как люди в обществе активно формируют социальный процесс и саму культуру.

Теория личн. Фромма – это попытка преодолеть ограниченность психоаналитич. теории с ее биологизаторской детерминацией развития личности и рассмотреть роль социологич., полит., экон., религ., культурных факторов ее формирования.

Личность, с т. з. Фромма, – это целостность врожденных и приобретенных психических свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальным. Обосновывая общественно-истор. обусловленность характера и личн. чел., Фромм вводит понятие «социального характера» как связующего звена между психикой индивида и социальной структурой общ-ва. Фромм описывает следующие социальные типы характера:

1. Рецептивная ориентация (берущая) – чел. представляет, что источник всех благ лежит вовне; он зависим и пассивен, доверчив и сентиментален; стремится «быть любимым», а не любить; зависит не только от авторитетов, но и от людей, способных оказать любую поддержку; всегда ищет помощника, а если помогает другим, то ради лишь того, чтобы добиться их расположения.

2. Эксплуататорская ориентация (овладевающая) – чел. также считает, что источник благ вовне, но не надеясь получить их в дар, стремится добыть их силой или хитростью; он не способен к творчеству и поэтому добивается любви, обладания, идей или эмоций, заимствуя их у других; такой чел. агрессивен, надменен, самонадеян, эгоцентричен, уверен в себе, импульсивен.

3. Стяжательская ориентация (сберегающая) – в отличие от предыдущих типов, чел. не верит, что может получить что-то из внеш. мира; его безопасность основывается на экономии, а траты воспринимаются как угроза; его скупость распространяется как на вещи и деньги, так и на мысли и чувства; он тяготеет к прошлому, его отпугивает все новое; он маниакально чистоплотен, ригиден, подозрителен, упрям, предусмотрителен, лоялен и сдержан.

4. Рыночная ориентация (обменивающая) – личн. рассматривается как товар, выставляемый на продажу. Успех зависит от того, насколько хорошо чел. может подать и продать себя, насколько он способен вступить в состязание с другими для достижения жизненных целей. Самооценка чел. зависит от мнения др. людей, поскольку его ценность определяется не его человеч. качествами, а успехом в рыночной конкуренции.

5. Плодотворная ориентация в отличие от неплодотворных, явл. идеалом гуманистич. этики – чел. воспринимает себя как воплощение своих сил-способностей, которые не скрыты и не отчуждены от него, а свободно реализуются. Силой разума он может понять сущность явлений; силой любви – разрушить стену, отделяющую одного чел. от другого; силой воображения – творить.

Характер любого чел. представляет смешение этих пяти ориентации, хотя одна или две могут выделяться из остальных.

Помимо социальных условий, накладывающих отпечаток на формирование личн. чел., в его природе заложены экзистенциальные потребности, явл. важным источником активности: в установлении связей, в преодолении, в корнях, в идентичности, в тождестве с самим собой и непохожести на других, в системе взглядов и преданности.

Смысл существования чел. Фромм видит в разл. способах решения осн. проблемы, заключающейся в противоречии между свободой и безопасностью. В поисках безопасности люди порой добровольно жертвуют свободой. В работе «Бегство от свободы» Фромм описал механизмы такого «бегства».

1. Авторитаризм – тенденция отказаться от независимости своей личн., слить свое «Я» с кем-нибудь или чем-нибудь внеш. для обретения силы, недостающей самому индивиду. Он проявляется в стремлениях к подчинению и господству, в мазохистских и садистских тенденциях: чувстве неполноценности, стремлении обрести власть над людьми, эксплуатировать их и заставлять страдать.

2. Разрушительность – попытка преодолеть чувство неполноценности, уничтожая или покоряя других, средство избавления от невыносимого чувства бессилия.

3. Автоматизирующий конформизм – стремление перестать быть собой. Человек полностью усваивает тип личн., предлагаемый ему общепринятым шаблоном, и становится таким, каким его хотят видеть остальные. Исчезает различие между собств. «Я» и окружающим миром, а вместе с тем и осознанный страх перед одиночеством и бессилием.

Глава 5.7: Эрих Фромм — AllPsych

Эрих Фромм родился в Германии в 1900 году. Он вырос евреем в стране, полной антисемитизма. Он был свидетелем Первой мировой войны, когда был подростком, и подъема нацистской партии пятнадцать лет спустя. Его интерес к войне и политике вырос из этого опыта, и большая часть его теорий возникла в результате его желания понять, почему люди следовали за лидерами в акты разрушения.

Его первая книга и, вероятно, его самая влиятельная работа называлась «Побег от свободы» и была опубликована в начале Второй мировой войны. В нем он назвал свободу самой большой проблемой для большинства людей. Со свободой, согласно Фромму, приходит непреодолимое чувство одиночества и неспособность проявить индивидуальную силу. Он утверждал, что мы используем несколько различных техник, чтобы облегчить тревогу, связанную с нашим восприятием свободы, включая автоматизм, конформизм, авторитаризм, деструктивность и индивидуализацию.

Наиболее распространенным из них является соответствие автомата. Фромм утверждал, что с тревогой, связанной с нашей неспособностью выразить власть и нашим страхом одиночества, мы приспосабливаемся к более широкому обществу. Действуя как все, придерживаясь тех же ценностей, покупая те же продукты и веря в одни и те же нравы, мы обретаем чувство силы. Эта сила масс помогает нам не чувствовать себя одинокими и беспомощными. К сожалению, согласно Фромму, это также лишает нас индивидуальности и мешает нам по-настоящему быть собой.

Авторитаризм — это техника, которую другие используют, чтобы отогнать тревогу. Следование за сущностью, находящейся вне себя и воспринимаемой больше, чем я, является главной чертой авторитаризма. По мере того, как человек чувствует себя одиноким и бессильным, он набирается сил благодаря вере в то, что есть более великая сила, чем он сам. Этой сущностью может быть религиозный деятель, политический лидер или общественное мнение. Отдавая власть сильным, мы становимся сильными и больше не чувствуем себя одинокими. В этом смысле авторитаризм двусторонний или то, что Фромм описывает как садизм/мазохизм, когда мы подчиняемся нашему лидеру (такому, как Адольф Гитлер) и требуем власти над нашими предполагаемыми врагами (евреями).

Другие используют технику Фромма, называемую деструктивностью, которая относится к попытке уничтожить тех, кто, по нашему мнению, обладает силой. Из-за нашего стремления к власти мы можем чувствовать, что этот ограниченный ресурс должен быть отобран у тех, кто им владеет. Есть много способов попытаться это уничтожить, включая союз с группами ненависти, религиозный экстремизм или даже патриотизм. Хотя наши действия часто антисоциальны, жестоки и ошибочны, мы рационализируем их, заявляя о чувстве долга, данном Богом порядке или любви к стране.

Фромм считал, что все три метода, используемые для преодоления нашей тревоги, связанной со свободой, нездоровы. Единственная здоровая техника состоит в том, чтобы принять эту свободу и выражать свое истинное «я», а не то, что мы воспринимаем как дающее нам силу. Он утверждал, что истинная сила проистекает из индивидуальности и свободы, и делать то, что вы хотите, а не то, что вы должны делать, — это единственный способ достичь индивидуации; способность быть собой и принимать силу, связанную с истинной свободой.

Глава 10, часть 1: Эрих Фромм – PSY321 Текст курса: Теории личности

Эрих Фромм, непрофессионал с докторской степенью. (не доктор медицины, как большинство ранних психоаналитиков), даже больше, чем Хорни, сосредоточился на социальных влияниях, особенно на отношениях человека с самим обществом. Он не только лично знал Хорни и работал с ним, но они были тесно связаны в течение ряда лет, и Фромм проанализировал дочь Хорни Марианну. И Хорни, и Фромм можно рассматривать как продолжающих акцент Адлера на социальных интересах и сотрудничестве (или их отсутствии), и их убеждение в том, что люди стремятся к безопасности и защищенности, чтобы преодолеть свою тревогу, похоже на концепцию Адлера о стремлении к превосходству.

Эрих Фромм много лет был коллегой и близким другом Карен Хорни. Он разделял ее интерес к роли культуры в личности и еще больше интересовался взаимодействием между личностью и обществом в целом. Он заинтересовался психоанализом в начале Первой мировой войны, когда был поражен тем, как много людей жаждут войны. Однако, в отличие от большинства других психоаналитиков, он получил докторскую степень. а не доктор медицины. Это в конечном итоге оказалось источником конфликта между Фроммом и Хорни, поскольку она считала, что непрофессионалам нельзя позволять проводить терапию. Тем не менее, Фромм признал, что Хорни повлиял на его карьеру и разделял его собственные интересы (Эванс, 19 лет).81а). Фромм также считал себя особенно верным теориям Зигмунда Фрейда, хотя некоторые авторы считают его скорее философом, чем психологом (Evans, 1981a; Lundin, 1979; см. также Funk, 1982, 2000).

Источник изображения: Мюллер-Мэй. (1974). Эрих Фромм, 1974. Получено с Викисклада по адресу https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Erich_Fromm_1974.jpg. Лицензия CC-BY-SA-3.0 DE.

Фромм родился 23 марта 1900 года в семье ортодоксальных евреев во Франкфурте, Германия. Он изучал Талмуд и право, но в конце концов перешел из Франкфуртского университета в Гейдельбергский университет и сменил специальность на социологию и экономику. В 1922 года он получил докторскую степень, а в 1924 году Фрида Райхманн подвергла его психоанализу. Он отвернулся от ортодоксального иудаизма, женился на Фриде Райхманн (с которой позже развелся) и стал активным членом берлинского психоаналитического сообщества (где завершил свое психоаналитическое обучение). В 1933 году Хорни пригласил Фромма на гостевую лекцию в Чикаго. Через год он переехал в Нью-Йорк. Находясь там, Фромм сотрудничал с Хорни, Гарри Стэком Салливаном (которого он также признал значительным влиянием на его мышление) и Кларой Томпсон. В 19В 40 лет он стал гражданином США, а в 1941 году опубликовал «Бегство от свободы» (Fromm, 1941) и начал преподавать в Новой школе (Funk, 1982, 2000).

После разрыва с Хорни (как в личном, так и в профессиональном плане) Фромм женился на второй жене и некоторое время преподавал в Йельском университете. Через несколько лет умерла его жена, и вскоре Фромм женился в третий и последний раз. Вскоре после своего третьего брака Фромм переехал в Мехико, Мексика, где прожил следующие 24 года. Он поступил на медицинский факультет Национального автономного университета Мексики и стал соучредителем мексиканского психоаналитического общества. В 19В 56 году он опубликовал свою нашумевшую книгу «Искусство любить» (Fromm, 1956). Он вел семинар с Д. Т. Судзуки, и их дружба привела к публикации книги «Дзен-буддизм и психоанализ» (Сузуки, Фромм и Де Мартино, 1960). Фромм за свою карьеру исследовал и объединил множество различных интересов, включая философию, экономику и психологию, и он чувствовал, что такое сочетание интересов необходимо для того, чтобы изучение психологии имело реальный смысл. В рамках одного из самых продолжительных проектов в своей жизни он и несколько его коллег применили уникальную форму «психоанализа» к целой деревне в сельской местности Мексики. Затем он описал, как понимание социального характера может привести к пониманию индивидуального характера, предоставив руководство для будущих соображений по планированию социального развития во времена драматических социально-экономических изменений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *