Функции эмоций: Ошибка выполнения

Функции эмоций

Биологическое значение эмоций в том, что они позволяют человеку быстро оценить свое внутреннее состояние, возникшую потребность, возможности ее удовлетворения. Например, истинную пищевую потребность в количестве белков, жиров, углеводов, витаминов, солей и т.д. мы оцениваем посредством соответствующей эмоции. Это переживание голода или — ощущение сытости.

Существуют несколько функций эмоций: отражательная (оценочная), побуждающая, подкрепляющая, переключательная и коммуникативная.

Отражательная функция эмоций выражается в обобщенной оценке событий. Эмоции охватывают весь организм и тем самым производят почти мгновенную интеграцию, обобщение всех видов деятельности, которые им выполняются, что позволяет, прежде всего, определить полезность и вредность воздействующих на него факторов и реагировать прежде, чем будет определена локализация вредного воздействия. Примером может служить поведение человека, получившего травму конечности. Ориентируясь на боль, человек немедленно находит такое ее положение, которое уменьшает болевые ощущения.

Эмоциональные оценочные способности человека формируются не только на основе опыта его индивидуальных переживаний, но и в результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми, в частности через восприятие произведений искусства, средства массовой информации.

Оценочная или отражательная функция эмоции непосредственно связана с ее побуждающей функцией. Согласно Оксфордскому словарю английского языка слово “эмоция” произошло от французского глагола “mouvoir”, означающего “приводить в движение”. Его начали употреблять в XVII в., говоря о чувствах (радости, желании, боли и т.д.) в отличие от мыслей. Эмоция выявляет зону поиска, где будет найдено решение задачи, удовлетворение потребности. Эмоциональное переживание содержит образ предмета удовлетворения потребности и отношение к нему, что и побуждает человека к действию.

П.В.Симонов выделяет подкрепляющую функцию эмоций. Известно, что эмоции принимают самое непосредственное участие в процессах обучения и памяти.

Значимые события, вызывающие эмоциональные реакции, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Так, у сытой кошки нельзя выработать условные пищевые рефлексы. Для успешного обучения необходимо наличие мотивационного возбуждения, в данном случае отражающегося в чувстве голода. Однако соединение индифферентного раздражителя с голодовым возбуждением еще недостаточно для выработки условных пищевых рефлексов. Требуется третий компонент — воздействие фактора, способного удовлетворить существующую потребность,— пища. В опытах Т.Н.Ониани, который сочетал внешний стимул с электрическим раздражением лимбических структур мозга, вызывающим у сытой кошки потребность в еде, удалось выработать только условную реакцию избегания и страха. А условных рефлексов еды получить не удалось главная причина — электрическая стимуляция лимбической структуры, использованная в качестве подкрепления, не содержала награды — удовлетворения потребности.

Также не удается выработать условно-рефлекторный голод, если сочетать индифферентные раздражители — обстановочные сигналы с состоянием, вызываемым пищевой депривацией. У такого животного на обстановку эксперимента вырабатывается не поисковое пищевое поведение, а реакция страха и избегания. Т.е. индифферентный стимул связывается с реакцией избегания, которой животное реагирует на ситуацию длительного голодания, так как эта реакция уменьшает страх.

Таким образом, реальным подкреплением для выработки условного рефлекса (классического и инструментального) является награда. Наградой голодному животному может быть пища. Само болевое раздражение не является наградой, ее дает лишь освобождение, избегание его. Получение награды ассоциируется с возникновением положительных эмоций. Поэтому «только интеграция голодового возбуждения с возбуждением от фактора, способного удовлетворить данную потребность, т.е. механизм, генерирующий положительную эмоцию, обеспечивает выработку условного рефлекса» (Симонов П.В. Мотивированный мозг. М., 1987).

Подкрепляющая функция эмоций наиболее успешно была исследована на экспериментальной модели «эмоционального резонанса», предложенной П. В. Симоновым. Было обнаружено, что эмоциональные реакции одних животных могут возникать под влиянием отрицательных эмоциональных состояний других особей, подвергнутых воздействию электрокожного раздражения. Эта модель воспроизводит типичную для социальных взаимоотношений ситуацию возникновения отрицательных эмоциональных состояний в сообществе и позволяет изучать функции эмоций в наиболее чистом виде без непосредственного действия болевых раздражителей. В опытах Л.А.Преображенской, в которых собака-«жертва» подвергалась наказанию электрически током на глазах у собаки-«наблюдателя», у последней возрастала частота сердцебиения и увеличивалась синхронизация гиппокампального тета-ритма. Это указывает на появление у нее негативного эмоционального напряжения. В таких условиях собака-«наблюдатель» способна выработать избегательный инструментальный рефлекс (в виде подъема лапы), прекращающий подачу тока собаке-«жертве». Выработка такого инструментального рефлекса у собаки-«наблюдателя» сопровождается снижением у нее ЧСС и уменьшением гиппокампального тета-ритма, т.

е. исчезновением отрицательного эмоционального состояния. Следовательно, предотвращение отрицательного эмоционального напряжения и служит ей той наградой, на которой и вырабатывается данный условный инструментальный рефлекс.

В естественных условиях деятельность человека и поведение животных определяются многими потребностями разного уровня. Их взаимодействие выражается в конкуренции мотивов, которые проявляют себя в эмоциональных переживаниях. Оценки через эмоциональные переживания обладают побуждающей силой и могут определять выбор поведения.

Переключательная функция эмоций особенно ярко обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность. Так, в экстремальных условиях может возникнуть борьба между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме, она переживается в форме борьбы между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Исход зависит от силы побуждений, от личностных установок.

Рассмотрим коммуникативную функцию эмоций. Мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т.д. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются «языком человеческих чувств», средством сообщения не столько мыслей, сколько эмоций.

Существуют генетически заданные универсальные комплексы поведенческих реакций, выражающие возникновение основных фундаментальных эмоций. Генетическая детерминированность экспрессивных реакций подтверждается сходством выразительных мимических движений у слепых и зрячих (улыбка, смех, слезы). Различия в мимических движениях между слепыми и видящими маленькими детьми совсем незначительны. Однако с возрастом мимика зрячих становится более выразительной и генерализованной, тогда как у слепых она не только не совершенствуется, а даже регрессирует. Следовательно, мимические движения имеют не только генетическую детерминанту, но и сильно зависят от обучения и воспитания.

Физиологи нашли, что выразительные движения животных управляются самостоятельным нейрофизиологическим механизмом. Стимулируя электрическим током различные точки гипоталамуса у бодрствующих кошек, исследователи смогли обнаружить два типа агрессивного поведения: «аффективную агрессию» и «хладнокровное» нападение. Для этого они помещали кошку в одну в одну клетку с крысой и изучали влияние стимуляции гипоталамуса кошки на ее поведение. При стимуляции одних точек гипоталамуса у кошки при виде крысы возникает аффективная агрессия. Она набрасывается на крысу с выпущенными когтями, шипением, т.е. ее поведение включает поведенческие реакции, демонстрирующие агрессию, которые обычно служат для устрашения в борьбе за первенство или за территорию. При «хладнокровном» нападении, которое наблюдается при стимуляции другой группы точек гипоталамуса, кошка ловит крысу и хватает ее зубами без каких-либо звуков или внешних эмоциональных проявлений, т.е. ее хищническое поведение не сопровождается демонстрацией агрессии.

Наконец, еще раз изменив локализацию электрода, у кошки можно вызвать поведение ярости без нападения. Таким образом, демонстративные реакции животных, выражающие эмоциональное состояние, могут быть включены в поведение животного, а могут и не быть использованы. Центры или группа центров, ответственных за выражение эмоций, находятся в гипоталамусе.

Коммуникативная функция эмоций предполагает наличие не только специального нейрофизиологического механизма, обуславливающего осуществление внешнего проявления эмоций, но и механизма, позволяющего читать смысл этих выразительных движений. И такой механизм найден. Исследований нейронной активности у обезьян показало, что в основе идентификации эмоций по мимике лица лежит активность отдельных нейронов, селективно реагирующих на эмоциональное выражение. Нейроны, реагирующие на лица с выражением угрозы, обнаружены в верхней височной коре и в миндалине у обезьян. Не все проявления эмоций одинаково легко идентифицируются. Легче распознается ужас (57% испытуемых), затем отвращение (48%), удивление (34%).

По ряду данных, наибольшую информацию об эмоции содержит выражение рта. Идентификация эмоций возрастает вследствие научения. Однако некоторые эмоции начинают хорошо распознаваться уже в самом раннем возрасте. 50% детей в возрасте до 3 лет распознавали реакцию смеха на фотографиях актеров, а эмоцию боли в возрасте 5-6 лет.

3.Основные функции эмоций.

1.Роль эмоций в управлении поведением и деятельностью.

На данный во­прос можно отвечать обобщенно, имея в виду ту роль, кото­рую играют в жизни человека все без исключения эмоции, и дифференцированно, оценивая ту частную роль, которую выполняют отдельные разновидности эмоций. Роль (обобщенное значение) — это

характер и степень участия эмоций в чем-либо, определяемая их функциями, или же их влияние на что-то помимо их природного предназначения (т. е. вторичный продукт их функционирования). Роль эмоций для животных и человека может быть положительной и отрицательной. При рассмотрении функций эмоции их роль будет более детализирована. Рассмотрим основную роль эмоций в управлении поведением и деятельностью.

1. Отражательно-оценочная роль эмоций. Эта роль эмоций проявляется за счет субъективного компонента эмоционального реагирования (переживания) на начальном этапе произвольного управления (при возникновении потребности и развертывании на ее основе мотивационного процесса) и на конечном этапе (при оценке достигнутого результата: удовлетворении потребности, реализации намерения). Отражательная функция эмоций признается не всеми учеными. В. К. Вилюнас (1979) считает, что «эмоции выполняют функцию не отражения объективных явлений, а выражения субъективных к ним отношений». И он, пожалуй, прав. Для отражения реальности у животных и человека имеются анализаторы и мышление. Они выполняют роль зеркала, которое отражает то, что есть. Нравится человеку то, что он видит в зеркале или нет — это не зависит от зеркала, оно не дает оценку отражаемому. Оценка (отношение) зависит от субъективного восприятия видимого, которое сопоставляется с эталонами, желаниями, вкусами человека.

2. Побудительная роль эмоций. По мнению С. Л. Рубинштейна, «…эмоция в себе самой заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него, так же как влечение, желание, стремление всегда более или менее эмоционально».

3.Мотивационная роль эмоций. Эмоции играют заметную роль на всех этапах мотивационного процесса: при оценке значимости внешнего раздражителя, при сигнализации о возникшей потребности и оценке ее значимости, при прогнозировании возможности удовлетворения потребности, при выборе цели.

4. Активационно-энергетическая роль эмоций. Влияние эмоций на физические возможности человека и животных было известно давно. Еще Б. Спиноза писал, что эмоции увеличивают или уменьшают «способность тела к действию».

Активационно-энергетическая роль эмоционального реагирования проявляется в основном за счет его физиологического компонента: изменения вегетативных функций и уровня возбуждения корковых отделов мозга. По влиянию на поведение и деятельность человека немецкий философ И. Кант разделил эмоциональные реакции (эмоции) на стенические («стена» по-гречески — сила), усиливающие жизнедеятельность организма, и астенические — ослабляющие ее. Стенический страх может способствовать мобилизации резервов человека за счет выброса в кровь дополнительного количества адреналина, например при активно-оборонительной его форме (бегстве от опасности). П. К. Анохин говорил о «мотивационном тонусе», благодаря которому все жизненные процессы поддерживаются на оптимальном уровне. Об этом же пишет П. В. Симонов (1987): «Будучи активным состоянием системы специализированных мозговых структур, эмоции оказывают влияние на другие церебральные системы, регулирующие поведение, процессы восприятия внешних сигналов и извлечения энграмм этих сигналов из памяти, вегетативные функции организма…». При этом он отмечает, что «при возникновении эмоционального напряжения объем вегетативных сдвигов (учащение сердцебиения, подъем кровяного давления, выброс в кровяное русло гормонов и т. д.), как правило, превышает реальные нужды организма. По-видимому, процесс естественного отбора закрепил целесообразность этой избыточной мобилизации ресурсов. В ситуации прагматической неопределенности (а именно она так характерна для возникновения эмоций), когда неизвестно, сколько и чего потребуется в ближайшие минуты, лучше пойти на излишние энергетические траты, чем в разгар напряженной деятельности — борьбы или бегства -остаться без достаточного обеспечения кислородом и метаболическим «сырьем»» (Там же, с. 84). Показано (Дорфман, 1986), что физическая работоспособность у лиц с сильной нервной системой больше при эмоции радости, чем при эмоции страдания, а у лиц со слабой нервной системой — при эмоции страдания, чем при эмоции радости (правда, на уровне достоверности только по показателю мощности работы)

5. Деструктивная роль эмоций. Эмоции могут играть в жизни человека не только положительную, но и отрицательную (разрушительную) роль. Они могут приводить к дезорганизации поведения и деятельности человека. Во многих случаях дезорганизующая роль эмоций, очевидно, связана не столько с их модальностью, сколько с силой эмоционального возбуждения. Здесь проявляется «закон силы» И. П. Павлова (при очень сильных раздражителях возбуждение переходит в запредельное торможение) Однако имеет значение и модальность эмоции. Страх, например, может нарушить поведение человека, связанное с достижением какой-либо цели, вызывая у него пассивно-оборонительную реакцию (ступор при сильном страхе, отказ от выполнения задания). Это приводит либо к отказу от деятельности, либо к замедлению темпов овладения какой-либо деятельностью, представляющейся человеку опасной, Однако по мере изучения роли эмоций отношение к ним стало меняться, и в настоящее время дезорганизующая роль эмоций подвергается сомнению. Так, В. К. Вилюнас (1984) считает, что дезорганизующую роль эмоций можно принять лишь с оговорками. Он полагает, что дезорганизация деятельности связана с тем, что эмоции организуют другую деятельность, которая отвлекает силы и внимание от основной деятельности, протекающей в тот же момент. Сама же по себе эмоция дезорганизующей функции не несет. «Даже такая грубая биологическая реакция, как аффект, — пишет Вилюнас, — обычно дезорганизующая деятельность человека, при определенных условиях может оказаться полезной, например, когда от серьезной опасности ему приходится спасаться, полагаясь исключительно на физическую силу и выносливость. Это значит, что нарушение деятельности является не прямым, а побочным проявлением эмоций, иначе говоря, что в положении о дезорганизующей функции эмоций столько же правды, сколько, например, в утверждении, что праздничная демонстрация выполняет функцию задержки автотранспорта» .

2. Коммуникативная роль эмоций. Роль эмоций в когнитивных процессах.

Коммуникативная роль эмоций заключается в том, что с их помощью люди могут общаться друг с другом, пере­давая друг другу важную для их жизни информацию. Пра­вильнее было бы говорить, что не сами эмоции как внутрен­ние переживания человека реализуют данную роль, а со­провождающие эмоции телодвижения и телесные изменения. В число этих телесных изменений входят жесты, мимика, пантомимика, модуляции голоса, покраснение, побледнение, высыхание или увлажнение кожи и другое. Мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т.д. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются «языком человеческих чувств», средством сообщения не столько мыслей, сколько эмоций. Существуют генетически заданные универсальные комплексы поведенческих реакций, выражающие возникновение основных фундаментальных эмоций. Генетическая детерминированность экспрессивных реакций подтверждается сходством выразительных мимических движений у слепых и зрячих (улыбка, смех, слезы). Различия в мимических движениях между слепыми и видящими маленькими детьми совсем незначительны. Однако с возрастом мимика зрячих становится более выразительной, тогда как у слепых она не только не совершенствуется, а даже регрессирует. Следовательно, мимические движения имеют не только генетическую детерминанту, но и сильно зависят от обучения и воспитания. Важность этой роли эмоций видна из того, что на Западе многие руководители принимают на работу сотрудников по коэффициенту интеллекта (IQ), а повышают в должности — по эмоциональному коэффициенту (EQ), характеризующему способность человека к эмоциональному общению.

Эмоциональные реакции, состояния и отношения могут оказывать влияние на протекание познавательных психических процессов.

Ощущения. Люди, находящиеся в состоянии выраженной депрессии, описывают свои ощущения как притупленные, неяркие, невыразительные: все вокруг как бы окрашивается в оттенки серого цвета, другие цвета становятся бледными, неинтересными, пища кажется безвкусной, пресной или одинаковой на вкус, звуки становятся или приглушенными или чрезмерно громкими, тело наливается непривычной тяжестью, так что каждое движение вызывает чувство дискомфорта. В приподнятом настроении человек, наоборот, ощущает необычайную легкость, все вокруг окрашивается в сочные цвета, все вызывает интерес и желание действовать, пища приобретает все оттенки вкуса. Известно, что страх повышает болевую чувствительность, а гнев или азарт — понижает, например, во время упоения боем человек может не чувствовать значительных повреждений.

Восприятие. Сильные эмоциональные реакции могут существенно влиять на точность и содержание восприятия. Искажения эти могут быть настолько серьезными, что разные люди, бывшие свидетелями сцен с сильным эмоциональным воздействием, могут совершенно по-разному описывать произошедшее. Это обстоятельство хорошо известно следователям по уголовным делам. Эмоциональные состояния оказывают влияние на избирательно негативные стороны жизни, что может служить диагностическим признаком — больше например, в подавленном состоянии человек обращает влияние на человек подмечает плохое, тем больше оснований для суждения о его сниженном настроении. Влияние эмоционального отношения на восприятие известно всем: когда что-то или кто-то очень нравится, недостатки и изъяны не замечаются, человек их буквально «не видит» и искренне считает, что другие его просто дурачат или завидуют ему.

Мышление. Эмоциональные реакции могут оказывать существенное влияние на процессы мышления. Сильный страх приводит к путанице в мыслях, человек не в состоянии контролировать ход мыслей, допускает множество ошибок, не может выполнить простейших задач. Радость, чувство эмоционального подъема в определенных пределах, наоборот, способствует продуктивности мышления, у человека рождаются новые идеи и решения, его мышление становится свободным, нетривиальным. Эмоциональные состояния оказывают влияние не только на продуктивность, но и на динамику и содержание мышления. В подавленном состоянии мышление замедляется, становится тугоподвижным, неповоротливым, в содержании преобладают темы неудачи, поражения, невозможности решения проблем. В приподнятом эмоциональном состоянии темп мышления ускоряется, появляется ориентация на дело и достижения. Эмоциональные отношения также влияют на процесс мышления. Это можно подтвердить тривиальными примерами вдохновения, вызванного чувством любви, или фиксации мышления на одной тематике при переживании ревности или ненависти и т. д.

Память. Лучше запоминается и дольше хранится в памяти эмоционально окрашенный материал — тексты, события, сцены, сами по себе переживания. Материал, не вызывающий эмоционального отклика, интереса, требует для его запоминания большего количества повторений, что находит свое отражение в так называемой «зубрежке». Кроме того, он и сохраняется хуже.

Таким образом, эмоции, оказывая общее активирующее или, наоборот, депрессивное влияние, могут либо повышать, либо снижать эффективность познавательных психических процессов.

Итак, эмоции, являясь компонентом психики, имеют свое специфическое содержание, отличное от содержания познавательных процессов, а также механизмов, обеспечивающих организацию целенаправленных действий, и выполняют свою специфическую роль в организации целостного приспособительного акта. Эмоции сигнализируют о наличии какой-то потребности, предупреждают об особенностях ситуации с точки зрения удовлетворения потребностей, являются наградой или наказанием, придают определенный чувственный тон нашим ощущениям и восприятиям, активизируют или угнетают мышление и, организуясь в определенные устойчивые образцы паттерны), становятся важной характеристикой конкретной личности. Эмоции наполняют содержанием формы, которые выстраивает перед нашим взором разум, придают смысл оценкам, даваемым всему сущему нашим рассудком. Утрата человеком чувств, способности относиться к происходящему эмоционально (как это бывает при психической патологии) может переживаться крайне мучительно — это и есть знаменитая anaesthesia psyhica dolorosa — «скорбное бесчувствие», при котором человек чувствует себя «окаменевшим, деревянным», жизнь теряет краски, окружающее становится застывшим, отдаленным, а время кажется остановившимся. Монотонная, «серая», лишенная событий жизнь также может приводить к эмоциональному обеднению с соответствующими тягостными переживаниями. При прочих равных условиях, чем активней человек, тем богаче его эмоциональная жизнь.

Функция эмоций — эхо узкое природное предназначение, работа, выполняемая эмоциями в организм (Ильин). Функция эмоций, исходя из их целесообразности, предопределена природой быть только положительной, иначе, зачем бы они появились и закрепились? Выполняя свои биологические функции, эмоции «не спрашивают» человека, полезно ему это или вредно с его точки зрения. Роль же эмоций оценивается именно с личностных позиций: мешает возникшая эмоция или ее отсутствие достижению цели, нарушает или нет здоровье человека и т. д.

В психической жизни человека эмоции выполняют множество разнообразных функций, общей характеристикой которых является

Функция оценки значимости для субъекта той или иной ситуации или объектов в их отношении к его мотивационной сфере. Отражательно-оценочная роль эмоций проявляется и в их связи с потребностями, выступающими в качестве внутренних стимулов. Тесная связь эмоций с потребностями очевидна, и неудивительно, что П. В. Симонов разработал теорию эмоций, во многом базирующуюся на обусловленности эмоций потребностями и вероятностью удовлетворения последних, а Б. И. Додонов создал классификацию эмоций, базирующуюся на видах потребностей

Функция побуждения заключается в том, что эмоции не только сигнализируют о потребности или желании, но и с достижением ими определенной интенсивности они настоятельно побуждают субъекта их удовлетворить. Нехватка или несовместимость чего-то с внутренними условиями существования организма или личности вызывает эмоциональные переживания, иногда очень сильные, побуждающие человека действовать. Это и испуг, и гнев, и зависть, и ненависть, и чувство вины, и любовь, и множество других оттенков эмоциональных переживаний.

Подкрепляющая функция заключается в том, что после достижения ситуации, получения предмета или выполнения действия, способных удовлетворить потребность, возникает состояние, в ряде случаев очень сильное, как награда за достижение цели, которая в свою очередь в дальнейшем становится силой, побуждающей к достижению подобных ситуаций. Эта схема верна как в отношении положительных, так и отрицательных эмоций, которые «наказывают» человека за осуществление или неосуществление определенных действий и в дальнейшем побуждают его избегать ситуаций, наносящих вред организму или личности, т.е. не способствуют, а препятствуют удовлетворению потребностей. Косвенным образом подкрепляющая функция эмоций подтверждается наличием специальных мозговых структур, раздражение которых приводит к возникновению соответствующих эмоций. В частности, Олдс (начиная с 1954 г.) обнаружил в глубоких структурах мозга крыс участок, раздражение которого, по-видимому, вызывало переживание удовольствия. Когда крыса получила возможность самостоятельно с помощью педали, замыкающей электрическую цепь, раздражать этот участок, количество таких самораздражений доходило до 8000 в час. В процессе индивидуального развития подкрепляющая функция эмоций предшествует побуждающей. Карл Бюлер показал, что переживание удовольствия у детей сдвигается по мере развития ребенка. В раннем возрасте эмоции удовольствия возникают в момент получения желаемого результата и, таким образом, играют завершающую роль. В дальнейшем ребенку доставляет удовольствие не только результат, но и сам процесс деятельности. Будучи связанным с этим процессом, эмоция выполняет функциональную роль. У более старших детей эмоции начинают играть побуждающую роль.

Сам по себе след, оставленный в психике пережитой эмоцией в результате удачных или неудачных действий не имел бы смысла, если бы он не использовался в будущем. Еще до того как человек осознает или поймет на рациональном уровне значение ситуации или объекта, эмоции просигнализируют ему о возможном приятном или неприятном исходе событий, выполняя при этом предвосхищающую функцию. Это и неясное беспокойство, и страх, и радостное волнение, и другие формы предчувствия событий.

Дифференцирующая и синтезирующая функция эмоций проявляется в таких феноменах, как избирательность восприятия, направленность мышления и наличие аффективных комплексов. Именно эмоциональное отношение к происходящему позволяет субъекту отобрать из бесчисленного множества впечатлений те, которые отвечают его насущным потребностям. Хорошо известно, что эмоциональные переживания направляют не только восприятие, но и мышление человека, как это бывает, например, при ревности или состоянии влюбленности. Синтезирующая функция эмоций проявляется в существовании так называемых аффективных когнитивных комплексов — совокупности образов, связанных с ситуацией, в которой возникло сильное эмоциональное переживание. Любой из объектов данной ситуации может возбудить пережитую эмоцию. Так, вещи близкого человека, места встречи с ним, виденные вместе с ним картины и т.д. вызывают печаль после его потери. Согласно Вундту, эмоциональный тон ощущений (или более сложных «единиц» отражения), воспринимаемых одновременно или непосредственно друг за другом, сливается по определенным законам во все более и более общие равнодействующие переживания, соответственно организуя в восприятии и сами эти «единицы» (ощущения, представления и т. п.). Только в силу такого слияния чувств мы воспринимаем не набор пятен или звуков, а пейзаж и мелодию, не множество интроцептивных впечатлений, а свое тело. Таким образом, эмоциональные переживания выступают синтезирующей основой образа, обеспечивающей возможность целостного и структурированного отражения мозаичного разнообразия фактически действующих раздражении. Эмоции производят моментальную интеграцию всех функций организма.

Функция мобилизации органов действия и «аварийного» разрешения ситуации ярко проявляется в состоянии аффекта, когда человек совершает действия, по силе и стремительности несопоставимые с его обычными возможностями. В этих же состояниях проявляется и организующая функция эмоций, когда все психические процессы объединяются для достижения одной цели.

Коммуникативную функцию выполняют, строго говоря, не сами по себе эмоции, а те выразительные движения, которые их сопровождают. У человека и высших животных, ведущих стадный образ жизни, процессы научения, предупреждения друг друга об опасности, побуждения других особей к совершению каких-либо действий и другие формы взаимодействия во многом связаны с выразительными движениями. Крик при испуге, подкрепленный появлением реальной опасности, или расслабленная поза, за которой следует дружелюбное общение, становятся сигналом и в дальнейшем служат непроизвольным средством коммуникации. Вообще процесс коммуникации возможен только с помощью движений, которые в этом процессе приобретают характер жестов. Движения голосовых связок и всего речевого аппарата, в результате которых возникают звуки, представляют собой частный случай движений и также являются жестами. С появлением способности устанавливать произвольную связь между знаком и обозначаемым у человека появляются и символические жесты, обозначающие эмоции, которые, переплетаясь с непроизвольными выразительными движениями, образуют «язык» эмоций. Непроизвольные движения плохо контролируются, поэтому они являются более надежным источником информации о переживаемых в данный момент субъектом эмоциях и чувствах. Человек может очень убедительно признаваться в любви принятым в данном обществе способом, но если он в действительности при этом испытывает чувство ненависти, он может выдать себя непроизвольным жестом — мимикой, позой, интонацией, оговоркой. Условные формы проявления эмоций и чувств изменяются от культуры к культуре, однако «язык» выразительных движений, сопровождающих фундаментальные эмоции и чувства, универсален, именно поэтому люди в состоянии понять эмоциональные переживания любого человека, живущего на планете, такие как страх, удивление, любовь, радость, тревога и т.д.

Компенсаторная функция эмоций, которая, по П. В. Симонову, состоит в замещении информации, недостающей для принятия решения или вынесения суждения о чем-либо. Возникающая при столкновении с незнакомым объектом, эмоция придает этому объекту соответствующую окраску (нравится он или нет, плохой он или хороший), в частности, в связи с его схожестью с ранее встречавшимися объектами. Хотя с помощью эмоции человек выносит обобщенную и не всегда обоснованную оценку объекта и ситуации, она все же помогает ему выйти из тупика, когда он не знает, что ему делать в данной ситуации. Все это касается случаев, связанных с дефицитом информации и, следовательно, отрицательных эмоций. Симонов считает, что компенсаторная функция присуща и положительным эмоциям (хотя что же здесь замещать, если и так имеется избыток информации?). Однако автор полагает, что в этом случае компенсаторная функция проявляется не в момент возникновения эмоции, а на более длительных отрезках приспособительного поведения, добавляя в качестве пояснения этого тезиса, что даже небольшой и частный успех способен воодушевить людей на преодоление трудностей (т. е. положительная эмоция усиливает потребность достижения цели). Действительно, усиливает, но где здесь проявление компенсаторной функции эмоций? Скорее речь должна идти о стимулирующей функции. Симонов подчеркивает, что «эмоции отнюдь не пополняют сведений относительно реальных признаков угрозы и возможностей ее устранения. Ликвидация дефицита информации происходит в процессе поисковых действий и обучения. Роль эмоций заключается в экстренном замещении, компенсации недостающих в данный момент знаний».

Сигнальная функция эмоций состоит в том, что они в со­знании человека могут служить сигналами происходящих в данный момент процессов в его организме. Эта функция эмо­ций имеет прямое отношение к потребностям человека, к процессу их удовлетворения. Можно считать доказанным, что положительные, приятные эмоциональные переживания возникают у человека, когда процесс удовлетворения его по­требностей идет нормально. Отрицательные эмоции возника­ют в случае, если с удовлетворением потребностей человека не все обстоит благополучно. В данной функции, прежде все­го, выступают такие эмоции, как настроение, биологические эмоции и аффекты. Роль этой функции эмоций отчетливо видна родителям, дети которых страдают болезнью Дауна. Родителей угнетает то обстоятельство, что дети не могут сообщать им о своих переживаниях посредством мимики и иных способов эмоциональной коммуникации (Emde et al., 1978)

Регулятивная функция выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути препятствия. Регулятивные механизмы эмоций снимают избыток эмоционального возбуждения. Когда эмоции достигают крайнего напряжения, происходит их трансформация в такие процессы, как выделение слезной жидкости, сокращение мимической и дыхательной мускулатуры (плач).

Наконец, защитная функция эмоций заключается в том, что в некоторых жизненных ситуациях эмоции могут предо­хранять организм от различного рода угроз для его благопо­лучия. Предохранительная функция эмоций может прояв­ляться в следующих вещах: эмоции мобилизуют организм на преодоление препятствий, представляющих угрозу для организма, предохраняют организм от перегрузок, экономя энергию, необходимую для жизни. Аффекты, например, способствуют мобилизации энергии организма или ее раз­рядке, если она является излишней и угрожает благополу­чию организма; стрессы, делая организм малоактивным, способствуют экономии и использованию его энергии для выполнения наиболее важных жизненных функций.

  

Сущность и функции эмоций | Студент-Сервис

Объективные свойства предметов и явлений окружающей действительности отражаются человеком посредством познавательных процессов. Но каждый отражаемый объект, каждое событие вызывают к себе определенное отношение человека в зависимости от того, как они связаны с его потребностями. Одни события являются для человека индифферентными, другие — значимыми, т.е. могут удовлетворить некоторые его потребности или препятствуют этому.

В эволюции сформировалась особая форма психического отражения значимых объектов и событий — эмоции. Один и тот же объект или событие рождает у разных людей различные эмоции, потому что у каждого из них свое, специфическое отношение к данному объекту.

Один ученик встречает входящего в класс учителя с радостью, так как любит предмет, который он преподает. Другой ученик не подготовился к уроку и смотрит на учителя с тревогой. Третий, которому накануне учитель поставил неудовлетворительную оценку, испытывает чувство обиды.

Эмоции — это субъективные реакции человека на воздействия внешних и внутренних раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для субъекта и проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия.

Эмоции, проявляющиеся в виде удовольствия, называются положительными, а в виде неудовольствия — отрицательными. К первым относятся, например, радость, восторг, симпатия, ко вторым —
страх, гнев, ненависть. Положительные эмоции человек испытывает, когда удовлетворяется какая-либо его потребность или он видит такую возможность. В этом случае его активность направляется на
сохранение или достижение положительного воздействия. Если потребность не реализуется, человек переживает чувство неудовольствия, а его активность направляется на то, чтобы избежать вредных или нежелательных воздействий.

П.В. Симонов показал, что существует связь между потребностью, информацией об объекте, который может ее удовлетворить, и эмоцией. При достаточной информации возникает положительная эмоция, при дефиците информации — отрицательная. Голодный человек, найдя в лесу хорошо известные ему ягоды, испытывает положительную эмоцию. Если ягоды неизвестные, чувство страха побуждает отказаться от них.

В. Вундт, кроме удовольствия или неудовольствия, выделил другие компоненты эмоций, определяющие их силу, продолжительность и динамику: возбуждение — успокоение и напряжение — разрешение. Обычно эмоции развиваются по следующей схеме. На фоне спокойного состояния на человека действует значимый раздражитель, вызывая соответствующее переживание, повышение психического возбуждения и напряжения. Через некоторое время эти компоненты эмоции ослабевают и возвращается спокойное состояние.

Возникшая эмоция охватывает весь организм, вызывая внутреннее переживание, многообразные внешние реакции, вегетативные и биохимические изменения. У человека изменяется поведение, движения, речь. Так, хорошее известие переполняет человека чувством удовольствия, радости. Он улыбается, а если полученная информация для него очень значима, может закричать,  захлопать в ладоши, пуститься в пляс, громко засмеяться или заплакать. Каждой эмоции соответствуют специфическая мимика, пантомимика, жестикуляция, выразительные движения, голосовые реакции, лексические и экспрессивные средства речи. Происходит увеличение или уменьшение частоты пульса, расширение или сужение кожных сосудов, потоотделение, динамика кожно-гальванической реакции и др.

По внешним проявлениям можно судить о внутреннем состоянии и переживаниях других людей, хотя однозначной связи между внутренним переживанием и внешними проявлениями эмоций, конечно, нет. Не у всех людей внешние проявления достаточно интенсивны. В некоторых обстоятельствах человек намеренно их сдерживает, желая скрыть свои переживания. Сдерживание внешних проявлений эмоций не уменьшает интенсивности внутреннего переживания, а часто даже увеличивает ее. Субъективные переживания и внешние проявления эмоций возникают как бы одновременно. Это дало основание В. Джеймсу и К.Н. Ланге утверждать, что наличие эмоций обусловлено восприятием изменений в деятельности внутренних органов и двигательной сфере. Согласно их теории, называемой периферической, человек не потому смеется, что ему радостно, или плачет, когда ему грустно, а наоборот, испытывает радость, если смеется, и грусть, потому что плачет.

Большинство психологов с такой трактовкой эмоций не согласны. Многообразие и взаимосвязь эмоциональных проявлений они объясняют исходя из главного назначения эмоций — подготовки двигательной, гормональной и других систем организма к быстрой адекватной ответной реакции на значимое внешнее воздействие. Столкнувшись, например, с опасностью, человек испытывает страх.
Происходит выброс адреналина, повышаются мышечный тонус, частота сердцебиений. Эти и другие изменения в организме создают возможность быстро убежать от опасности или найти другое средство, чтобы ее миновать.

На физиологическом уровне возникновение эмоций является результатом сложного взаимодействия подкорковых центров и коры. В подкорковых узлах расположены структуры вегетативной нервной системы, обеспечивающие связь внутренних компонентов эмоций и их периферических проявлений. В гипоталамусе локализованы сформированные в процессе филогенеза центры удовольствия и неудовольствия, обеспечивающие возникновение эмоций на уровне врожденных механизмов. В опытах на животных с помощью вживления в эти центры электродов стало возможным вызывать различные эмоции без соответствующих внешних воздействий.

В реальной жизнедеятельности человека развиваются высшие эмоции, регулируемые на уровне коры больших полушарий головного мозга. Значимость внешних воздействий анализируется корой или другими мозговыми структурами, что обеспечивает адекватность эмоциональных реакций. У человека эмоции формируются и проявляются в условиях социализации и воспитания.

Возбуждающее или успокаивающее влияние на мозговые центры, ответственные за возникновение и проявление эмоций, оказывают некоторые растительные вещества и лекарственные препараты. Люди
издавна используют для этого чай, кофе, алкоголь. В еще большей степени такими свойствами обладают наркотики. В медицине фармакологические средства применяют для лечения патологических проявлений эмоций — сильного возбуждения, депрессии и др.

Эмоции сопровождают все проявления жизнедеятельности организма и выполняют важные функции в регуляции поведения и деятельности человека. Эмоции сигнализируют о возможном развитии событий, их положительном или отрицательном исходе для субъекта, выступая в качестве своеобразных внутренних маяков поведения. В этом заключается их сигнальная функция.

Ориентируясь на свои эмоции, человек оценивает степень полезности или вредности для него каждого происходящего события или оказываемого воздействия (оценочная функция).

В обычных обстоятельствах эмоциональные оценки осмысливаются и могут быть подвергнуты коррекции. Однако рациональный анализ происходящих событий и их последствий требует определенного времени, которого в некоторых ситуациях у человека может не быть. На основе полученных сигналов и эмоциональных оценок он выбирает и реализует способы поведения и действий (регулирующая функция).

Эмоции способны повысить тонус организма, положительно влияя на результаты деятельности (мобилизующая функция). Однако при сильных эмоциях, особенно в критических ситуациях, может проявляться их дезорганизующая функция. Так, большая часть спортивных рекордов установлена не на тренировках, а в ходе соревнований, в обстановке эмоционального накала. В то же время в спорте известны примеры, когда хорошо подготовленный спортсмен эмоционально перегорает и в самом ответственном состязании показывает слабый результат.

Неоднозначность влияния эмоций на результаты деятельности человека поднимает вопрос о необходимости управления эмоциями, использования их позитивных функций и преодоления негативных. Эта проблема актуальна для представителей многих видов профессий: артистов, дипломатов, учителей и др. Если поведенческие компоненты эмоций в достаточно высокой степени поддаются сознательному контролю, то управлять вегетативными проявлениями гораздо сложнее. Это возможно, но требует специальной тренировки.

Для адекватного педагогического общения и эффективного управления учебной деятельностью учителю важно также понимать переживания учащихся, уметь оценивать степень их эмоционального возбуждения и напряжения. О внутренних переживаниях человека можно расспросить. Но не каждый готов к тому, чтобы их раскрыть. К тому же не всегда и не всякую эмоцию можно описать словами. Помогут учителю в решении этой проблемы его наблюдательность, внимание к малейшим тонкостям и деталям эмоциональных проявлений детей, способность к сопереживанию. Умение понять переживания другого человека — это необходимый фактор правильного общения, обучения,воспитания.

Исполнительные функции: Эмоциональное развитие | Энциклопедия раннего развития детей


1 М. Росарио Руэда, доктор философии, 2 Педро М. Пас-Алонсо, доктор философии
1 Университет Гранады, Испания, 2 Баскский центр познания, мозга и языка, Испания

PDF-версия

Введение

Эмоциональное развитие включает повышение способности чувствовать, понимать и дифференцировать все более сложные эмоции, а также способность саморегулировать их для адаптации к социальной среде или для достижения настоящих или будущих целей. Часто дети сталкиваются с ситуациями, когда они должны выбирать между конкурирующими вариантами, например, закончить домашнее задание, прежде чем играть, или перекусить сейчас, а не оставить место для более здоровой еды. Принимая такие решения, им необходимо урегулировать конфликт между конкурирующими вариантами выбора, доступными в контексте, с определенным набором ожиданий и правил, а также регулировать импульсы к немедленному удовлетворению в пользу выбора, который является менее немедленным и автоматическим. Этот вид поведенческого и когнитивного контроля связан с концепцией управляющих функций. Исполнительная функция относится к многомерным процессам когнитивного контроля, которые характеризуются произвольностью и требуют больших усилий. Они включают в себя способность оценивать, организовывать и достигать целей, а также способность гибко адаптировать поведение при столкновении с новыми проблемами и ситуациями. Данные когнитивного развития и когнитивной нейробиологии развития показали, что развитие регуляции эмоций в значительной степени поддерживается несколькими основными исполнительными функциями, такими как контроль внимания, подавление неадекватного поведения, принятие решений и другие высокие когнитивные процессы, которые происходят в эмоционально сложных контекстах. 1,2

Субъект

Поскольку люди преимущественно общительны, понимание эмоций в себе и других является важным навыком, и значительная часть мозга посвящена этому усилию. 3 Базовые эмоции, такие как счастье или страх, отличаются от так называемых моральных эмоций (например, стыда, вины, гордости и т. д.), возникающих в социальных взаимодействиях, где явно или неявно устанавливается нормативное или идеальное поведение . Понимание моральных эмоций и управление ими требует усвоения норм и моральных принципов, разделяемых сообществом. Также необходимо воспринимать и понимать эмоции других людей (эмпатия) и делать атрибуции их психических состояний (теория разума), включая понимание их убеждений и установок. Таким образом, эмоциональное и социальное развитие тесно связаны друг с другом. Другой ключевой компонент эмоционального развития, а именно регуляция эмоций, не менее важен для социализации. В социальной деятельности (например, в школе) часто необходимо контролировать эмоциональные реакции, как положительные (например, волнение), так и отрицательные (например, разочарование), чтобы приспособиться к нормам и целям. Следовательно, развитие исполнительного контроля занимает центральное место в регуляции эмоций.

Проблемы

Исполнительную функцию часто считают общей областью когнитивной функции. Это означает, что он участвует в регуляции всех видов поведения, в том числе связанных с речью, памятью, рассуждениями и т. д. Однако некоторые авторы предполагают, что эмоциональное, социальное и мотивированное поведение (например, принятие решения о том, съесть ли кусок пирога или обнять кого-то, кого мы любим) может быть труднее контролировать, и может даже потребоваться механизм другого типа по сравнению с эмоционально-нейтральными условиями (например, решение, является ли число пять четным или нечетным). Некоторые авторы установили различие между «холодными» (чисто когнитивными) и «горячими» (аффективными) аспектами исполнительной функции. 4 Таким образом, при целенаправленном решении задач исполнительная функция и регуляция эмоций находятся во взаимной связи. Однако конкретные требования к регуляции эмоций будут зависеть от мотивационной значимости проблемы и от того, является ли сама проблема горячей или прохладной. 1

Исследовательский контекст

Многомерный характер конструкта исполнительной функции контрастирует с отсутствием специального соглашения по золотому стандарту теста исполнительных функций, несмотря на строго структурированный характер задач, обычно используемых для изучения различных функций отдельно. Таким образом, для измерения различных исполнительных функций используются различные лабораторные задачи, некоторые из которых были адаптированы из задач, используемых у взрослых. Можно провести общее различие между задачами холодной исполнительной функции и горячей исполнительной функцией, в зависимости от того, включает ли задача работу с эмоционально значимой информацией или нет. 5 В рамках этой общей классификации задачи также можно разделить в соответствии с конкретной функцией, на которую они нацелены, например, на рабочую память, тормозной контроль или умственную гибкость. Однако, учитывая длительное развитие управляющей функции на протяжении всего детства, доступен широкий спектр заданий, подходящих для детей определенного возраста или уровня способностей. 6

Ключевые вопросы исследования

  1. Поддерживается ли эмоциональное развитие созреванием управляющих навыков? Как развитие ключевых аспектов эмоционального развития (например, эмпатии, теории разума, интернализации моральных принципов и т. д.) связано со взрослением0059 префронтальная кора ?
  2. Какие факторы определяют развитие навыков исполнительной функции?
  3. Определяются ли индивидуальные различия в развитии исполнительной функции и регуляции эмоций генами или они скорее связаны с опытом?
  4. Можно ли способствовать развитию исполнительной функции с помощью образовательных мероприятий? Если да, то приведет ли улучшение исполнительной функции к лучшему развитию эмоций?

Последние результаты исследований

Данные многочисленных исследований показывают, что созревание аспектов исполнительного функционирования, таких как сдерживающий контроль и исполнительное внимание, тесно связано с повышением эмоционального понимания (в себе и других) и регуляции. Выполнение детьми дошкольного возраста лабораторных заданий, измеряющих тормозной контроль, достоверно коррелирует с их способностью регулировать свои эмоции. 7,8 Кроме того, дети с более высокими способностями к контролю внимания склонны справляться с гневом, используя невраждебные вербальные методы, а не открытые агрессивные методы. 9 Высокий уровень контроля, требующий усилий, также положительно коррелирует с эмпатией. 10 Для проявления эмпатии к другим требуется интерпретация их сигналов бедствия или удовольствия. На самом деле, способность различать психические состояния себя и других (Теория разума, ToM), которая является еще одним центральным когнитивным компонентом эмпатии, 11 , тесно связана с индивидуальными различиями в силовом и тормозящем контроле. 12 Тем не менее, вопрос о том, связана ли ToM напрямую с более общими навыками регуляции эмоций на раннем этапе развития, все еще обсуждается. 13 Кроме того, индивидуальные различия в исполнительном контроле связаны с развитием совести, которая включает в себя взаимодействие между переживанием моральных эмоций и поведением, совместимым с правилами и социальными нормами. 14 В этом контексте интернализированный контроль над поведением выше у детей с высоким уровнем контроля, требующего усилий. 15 Общепринятая интерпретация состоит в том, что контроль, требующий усилий, обеспечивает гибкость внимания, необходимую для связи моральных принципов, чувств и действий.

В дополнение к этим исследованиям текущие направления исследований изучают факторы, как образовательные, так и конституциональные, влияющие на развитие исполнительной функции. Тренировочные исследования различных управляющих функций у детей дошкольного и школьного возраста показали прямое влияние на тренируемые способности, включая исполнительное внимание, 16,17 подвижное мышление, 18,19,20 рабочую память 21,22,23 и когнитивный контроль. 24

Пробелы в исследованиях

Будущие направления исследований могут пролить дополнительный свет на исполнительные функции и эмоциональное развитие. Хотя поперечные исследования могут быть очень информативными, необходимы лонгитюдные исследования, чтобы исключить возможные эффекты, связанные с индивидуальными различиями в возрастных группах. Таким образом, лонгитюдные исследования могут дать важную информацию о типичном и атипичном когнитивном и эмоциональном развитии. 25 Другой важный, но до сих пор нерешенный вопрос заключается в том, в какой степени образовательные вмешательства, направленные на стимулирование управляющей функции, могут привести к устойчивым изменениям в эффективности этой системы как на структурном, так и на функциональном уровнях на протяжении всего развития. Некоторые исследования показали преимущества тренировки управляющих функций на уровне функций мозга в процессе развития 9.0004 16,17,22,23 , которые все еще можно наблюдать через несколько месяцев без дополнительного обучения. 16 Тем не менее, необходимы дополнительные исследования, чтобы более подробно охарактеризовать преимущества обучения с течением времени, а также то, передаются ли преимущества обучения исполнительным функциям навыкам регулирования эмоций.

Выводы

Эмоциональное развитие предполагает более глубокое понимание эмоций у себя и других, а также повышение способности регулировать эмоции на основе текущих целей и социальных правил. Признано, что изменения эмоциональной функции играют решающую роль в социальной адаптации и школьной успеваемости. 26,27 Адаптивное развитие эмоций связано с благополучием ребенка, тогда как трудности с регуляцией эмоций связаны с нарушениями настроения и поведенческими проблемами. 27,28 Эмоциональное развитие строится на множестве когнитивных навыков, в том числе на способности гибко регулировать поведение в произвольном, требующем усилий режиме (исполнительная функция), что сильно зависит от созревания лобных долей. 29 Когнитивная и эмоциональная регуляция, по-видимому, развиваются согласованно, демонстрируя сильное развитие в дошкольном периоде и более длительный курс развития в позднем детстве и подростковом возрасте. 30

Последствия для родителей, службы и политики

Все больше данных свидетельствует о том, что исполнительную функцию можно улучшить с помощью когнитивного обучения и что такие вмешательства могут повысить эффективность систем мозга, лежащих в основе навыков регулирования поведения и эмоций у детей 16 , а также у взрослых. 23,31,32 Недавние исследования также показывают, что на развитие исполнительного контроля влияют факторы окружающей среды, такие как воспитание детей и образование. Качество взаимодействия родителей и детей в раннем детстве, по-видимому, способствует развитию исполнительной функции в дальнейшем. Родительское отношение, такое как теплота, отзывчивость и мягкая дисциплина, которые связаны с надежной привязанностью родителей к ребенку и позитивной взаимностью, связаны с продвинутыми навыками исполнительной функции у ребенка. 33 Аналогичным образом, школьные программы, направленные на обучение навыкам регуляции обучения, значительно способствуют развитию исполнительного контроля в дошкольном возрасте. 24 Пластичность нейрокогнитивной системы, лежащей в основе когнитивной и эмоциональной регуляции, может быть связана с ее продолжительным созреванием в течение первых двух десятилетий жизни. Важно отметить, что восприимчивость этой нейрокогнитивной системы к влиянию широкого спектра переживаний предоставляет множество возможностей для развития социальной и эмоциональной компетентности детей. Основанные на исследованиях данные, подобные тем, которые приведены в этой статье, должны побудить политиков содействовать использованию образовательных программ, включающих учебные программы, непосредственно направленные на социально-эмоциональную компетентность.

Ссылки

  1. Zelazo, PD, & Cunningham, WA (2007). Исполнительная функция: механизмы, лежащие в основе регуляции эмоций Справочник по регуляции эмоций (стр. 135-158). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Guilford Press.
  2. Тоттенхэм, Н., Хэйр, Т. А., и Кейси, Б. Дж. (2011). Поведенческая оценка различения эмоций, регуляции эмоций и когнитивного контроля в детстве, подростковом и взрослом возрасте. Границы в психологии , 2, 39.
  3. Олссон, А., и Окснер, К. Н. (2008). Роль социального познания в эмоциях. Тенденции когнитивных наук , 12(2), 65-71.
  4. Зелазо, П. Д., и Мюллер, У. (2002). Исполнительная функция в типичном и атипичном развитии. В У. Госвами (ред.), Справочник по когнитивному развитию детей (стр. 445-469). Оксфорд: Блэквелл.
  5. Хонгванишкул, Д., Хаппани, К.Р., Ли, В.С., и Зелазо, П.Д. (2005). Оценка горячей и холодной исполнительной функции у детей раннего возраста: возрастные изменения и индивидуальные различия. Нейропсихология развития , 28(2), 617-644.
  6. Карлсон, С. М. (2005). Чувствительные к развитию показатели управляющей функции у детей дошкольного возраста. Нейропсихология развития , 28(2), 595-616.
  7. Карлсон, С. М., и Ван, Т. С. (2007). Тормозной контроль и регуляция эмоций у детей дошкольного возраста. Когнитивное развитие , 22(4), 489-510.
  8. Саймондс, Дж., Кирас, Дж. Э., Руэда, М., и Ротбарт, М. К. (2007). Энергичный контроль, исполнительное внимание и эмоциональная регуляция у детей 7-10 лет. Когнитивное развитие , 22(4), 474-488.
  9. Айзенберг, Н., Фабес, Р. А., Найман, М., Бернцвейг, Дж., и Пинуэлас, А. (1994). Отношения эмоциональности и регуляции к реакциям детского гнева. Развитие ребенка , 65(1), 109-128.
  10. Ротбарт, М.К., Ахади, С.А., и Херши, К.Л. (1994). Темперамент и социальное поведение в детстве. Merrill-Palmer Quarterly , 40, 21–39.
  11. Десити, Дж., и Джексон, П.Л. (2004). Функциональная архитектура человеческого сочувствия. Behavioral and Cognitive Neuroscience Review , 3, 71-100.
  12. Карлсон, С.М., Мозес, Л.Дж., и Клакстон, Л.Дж. (2004). Индивидуальные различия в исполнительном функционировании и теории разума: исследование тормозящего контроля и способности к планированию. Журнал экспериментальной детской психологии , 87(4), 299-319.
  13. Либерманн, Д., Гисбрехт, Г. Ф., и Мюллер, У. (2007). Когнитивные и эмоциональные аспекты саморегуляции у дошкольников. Когнитивное развитие , 22(4), 511-529.
  14. Кочанска Г. и Аксан Н. (2006). Детская совесть и саморегуляция. Журнал личности , 74(6), 1587-1617.
  15. Кочанска, Г., Мюррей, К.Т., и Харлан, Э.Т. (2000). Энергичный контроль в раннем детстве: преемственность и изменения, предпосылки и последствия для социального развития. Психология развития , 36(2), 220-232.
  16. Руэда, М. Р., Чека, П., и Комбита, Л. М. (2011). Повышение эффективности исполнительной сети внимания после обучения детей дошкольного возраста: немедленный и двухмесячный эффект. [doi: 10.1016/j.dcn.2011.090,004]. Когнитивная неврология развития .
  17. Руэда М.Р., Ротбарт М.К., МакКэндлисс Б.Д., Саккоманно Л. и Познер М.И. (2005). Обучение, созревание и генетическое влияние на развитие исполнительного внимания. Труды Национальной академии наук США , 102(41), 14931-14936.
  18. Джегги, С. М., Бушкуль, М., Джонидес, Дж., и Шах, П. (2011). Краткосрочные и долгосрочные преимущества когнитивного обучения. Труды Национальной академии наук , 108(25), 10081-10086.
  19. Макки, А.П., Хилл, С.С., Стоун, С.И. , и Бунге, С.А. (2011). Дифференциальные эффекты мышления и тренировки скорости у детей. Наука о развитии , 14(3), 582-590.
  20. Натли, С. Б., Содерквист, С., Брайд, С., Торелл, Л. Б., Хамфрис, К., и Клингберг, Т. (2011). Улучшение подвижного интеллекта после тренировки невербального мышления у 4-летних детей: контролируемое рандомизированное исследование. Развитие науки , 14(3), 591-601.
  21. Далин, Э., Найберг, Л., Бекман, Л., и Нили, А.С. (2008). Пластичность исполнительного функционирования у молодых и пожилых людей: немедленный прогресс в обучении, перенос и долгосрочное поддержание. Психология и старение , 23, 720–730.
  22. Джоллес, Д. Д., Грол, М. Дж., Ван Бухем, Массачусетс, Ромбаутс, С. А. Р. Б., и Кроун, Э. А. (2010). Влияние практики на мозг: изменения в активации мозга после тренировки рабочей памяти зависят от требований задачи. НейроИзображение , 52, 658-668.
  23. Олесен, П.Дж., Вестерберг, Х., и Клингберг, Т. (2004). Повышение префронтальной и теменной активности после тренировки рабочей памяти. Nature Neuroscience , 7(1), 75-79.
  24. Даймонд, А., Барнетт, В.С., Томас, Дж., и Манро, С. (2007). Дошкольная программа улучшает когнитивный контроль. Наука , 318(5855), 1387-1388.
  25. Reichenberg, A., Caspi, A., Harrington, H., Houts, R., Keefe, R.S., Murray, R.M. et al. (2010). Статические и динамические когнитивные нарушения в детстве, предшествующие взрослой шизофрении: 30-летнее исследование. Американский журнал психиатрии , 167, 160-169.
  26. Блэр, К. (2002). Готовность к школе: интеграция познания и эмоций в нейробиологической концептуализации функционирования детей при поступлении в школу. Американский психолог , 57(2), 111-127.
  27. Айзенберг, Н., Смит, К.Л., и Спинрад, Т.Л. (2011). Усиленный контроль: отношения с регулированием эмоций, приспособлением и социализацией в детстве. В KD Vohs & RF Baumeister (Eds.), Справочник по саморегулированию. Исследования, теория и приложения (2-е изд., стр. 263-283). Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.
  28. Коул, П.М., Мартин, С.Е., и Деннис, Т.А. (2004). Регуляция эмоций как научная конструкция: методологические проблемы и направления исследований детского развития. Развитие ребенка , 75, 317-333.
  29. Уэлч, MC (2001). Префронтальная кора и развитие исполнительной функции в детстве. В AF Kalverboer & A. Gramsbergen (Eds.), Справочник по мозгу и поведению в человеческом развитии (стр. 767-790). Дордрехт, Нидерланды: Kluwer Academic.
  30. Карлсон, С. М. (2003). Исполнительная функция в контексте: развитие, измерение, теория и опыт. Монографии Общества исследований детского развития , 68(3), 138-151.
  31. Тан, Ю.Ю., Ма, Ю., Ван, Дж., Фан, Ю., Фэн, С., Лу, К., и др. (2007). Краткосрочные занятия медитацией улучшают внимание и саморегуляцию. Труды Национальной академии наук США , 104(43), 17152-17156.
  32. Тан, Ю.Ю., Лу, К. , Гэн, X., Штейн, Э.А., Ян, Ю., и Познер, М.И. (2010). Кратковременная медитация вызывает изменения белого вещества в передней части поясной извилины. Труды Национальной академии наук США , 107(35), 15649-15652.
  33. Бернье, А., Карлсон, С.М., и Уиппл, Н. (2010). От внешней регуляции к саморегуляции: раннее воспитание предшественников исполнительного функционирования детей младшего возраста. Развитие ребенка , 81(1), 326-339.

Как цитировать эту статью:

Rueda MR, Paz-Alonso PM. Исполнительная функция и эмоциональное развитие. В: Tremblay RE, Boivin M, Peters RDeV, ред. Мортон Дж. Б., тематическое изд. Энциклопедия раннего развития детей [онлайн]. https://www.child-encyclopedia.com/executive-functions/according-experts/executive-function-and-emotional-development. Опубликовано: январь 2013 г. По состоянию на 20 октября 2022 г.

Текст скопирован в буфер обмена ✓

Функции мозжечка в познании, эмоциях и многом другом | TS Digest

Будучи врачом британской армии во время Первой мировой войны, невролог Гордон Холмс столкнулся со многими солдатами, получившими огнестрельные ранения в голову. Заботясь об этих несчастных людях, Холмс заметил, что повреждение небольшой структуры в основании мозга, называемой мозжечком, что в переводе с латыни означает «маленький мозг», в первую очередь приводило к проблемам с координацией движений. Холмс описал эти случаи в основополагающем 1917 статье в журнале Brain, где он назвал мозжечок «двигательным подкрепляющим органом». 1 Вместо того, чтобы непосредственно производить движения, он объяснил, что мозжечок «устанавливает» или «настраивает» их, чтобы они были «немедленными, эффективными и пропорциональными интенсивности мозгового импульса». Другими словами, мозжечок помогал управлять моторными командами коры головного мозга, структуры в форме бейсбольной перчатки, которая составляет большую часть человеческого мозга и является главным проводником этого органа.

МНОЖЕСТВО ФУНКЦИЙ МОЗЖЕКА

Мозжечок представляет собой структуру размером с кулак, спрятанную под корой головного мозга — той частью мозга, которую мы обычно приписываем когнитивным процессам более высокого порядка, включая сознание, язык и память. Хотя мозжечок традиционно рассматривался как центр, отвечающий исключительно за координацию движений, все больше исследований показывают, что эта структура также участвует в когнитивных, эмоциональных и других функциях.

Хотя снаружи мозжечок кажется маленьким, многочисленные кораллоподобные ответвления этой структуры придают ему площадь поверхности, равную 80 процентам площади поверхности большей коры головного мозга.

Функциональные МРТ-исследования показывают, что мозжечок можно разделить на определенные области, связанные с двигательными, когнитивными и эмоциональными функциями.

Конкретные механизмы, лежащие в основе множества функций мозжечка, остаются загадкой, но упорядоченное расположение нейронов внутри структуры указывает на то, что он может выполнять одно или несколько вычислений, его многочисленные роли.