Структура психики, развитие, функции, формирование, свойства
Содержание:
- Что такое психика человека
- Развитие психики
- Функции
-
Структура
- Как формируется
- Психические свойства
Содержание
- Что такое психика человека
- Развитие психики
- Функции
-
Структура
- Как формируется
- Психические свойства
Что такое психика человека
Психика человека — это активная форма отражения действительности, которая возникает благодаря деятельности мозга при взаимодействии людей с внешним миром, а также выполняет регуляцию их деятельности и поведения.
Развитие психики
Развитие психики происходило благодаря появлению у животных нервной системы в процессе эволюции. Постепенно накапливалась психическая энергия, вызывающая внутреннее напряжение, которое привело к возникновению мысли и сознания.
Основные этапы развития психики:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
- Этап элементарной чувствительности — животные проявляют реакцию только на конкретные свойства объектов внешней среды, их поведение определяется исключительно врожденными инстинктами.
- Этап предметного восприятия — реальность отражается в виде завершенных образов, животные могут обучаться, формируются приобретенные навыки и формы поведения.
- Этап интеллекта — животные могут видеть связь между предметами, избегать опасностей и препятствий, искать новые способы решения разнообразных задач и т.
Важную роль в развитии психики человека сыграли:
- возникновение орудий труда, с помощью которых человек научился воздействовать на окружающий мир и познавать его;
- формирование языка и речи, благодаря которым человек может хранить и воспроизводить различную информацию, а также создавать различные образы объектов окружающей среды;
- создание объектов культуры, а также передача знаний и навыков следующим поколениям.
Функции
Основные функции психики:
- Коммуникативная. Психика обеспечивает возможность формирования взаимоотношений между людьми и их общения, в процессе которого человек может проявлять свое отношение к различным объектам и явлениям действительности.
- Регулятивная. Психика способствует регулированию деятельности и поведения человека.
- Познавательная . Психика позволяет человеку познавать окружающую среду и участвует в построении «внутренней модели мира».
Данные функции обеспечивают нормальную жизнедеятельность человека и его поведение в самых разных условиях.
Структура
Строение психики состоит из следующих элементов:
- Психические процессы — это подвижные и интенсивные явления психики, которые отражают первичное осознание человеком окружающей среды (воображение, восприятие, мышление, эмоции, ощущения и др.). Быстрота и интенсивность психических процессов зависят от состояния человека и различных внешних факторов.
- Психические состояния — определенный уровень деятельности психики человека, характерный для него в текущий момент времени. Это более устойчивые, но менее интенсивные и подвижные явления (чувства, желания, интересы и т. д.).
- Психические свойства — характерные для конкретной личности устойчивые и постоянные свойства, имеющие сложную структуру (характер, темперамент, жизненная позиция, способности). Психические свойства формируются постепенно и закрепляются на практике.
Между данными элементами психики существует неразрывная связь.
Как формируется
Формирование психики происходит через предметную деятельность и общение. Человек проходит в течение жизни трудный путь психического развития. В процессе взросления ребенок присваивает социальные роли, а также средства деятельности и общения, на основе которых развивается его психика, формируется сознание и личность в целом.
Психолог А. Н. Леонтьев выделил следующие стадии формирования психики человека:
- Стадия новорожденного (до 2 месяцев). В этот период у ребенка присутствуют многие простейшие рефлексы, вкусовые, зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные ощущения, а также ощущение своего тела и его положения в пространстве.
- Ранний младенческий возраст (от 2 до 6 месяцев). Ребенок начинает использовать различные предметы, происходит формирование восприятия.
- Поздний младенческий возраст (от 6 до 12–14 месяцев). Происходит развитие начального осмысления предметов и речи. Ребенок становится более самостоятельным, его деятельность управляется совокупностью собственного предметного действия и действий взрослого.
- Преддошкольный возраст (от 1 года до 3 лет). Ребенок осознает функции и свойства предметов, а также познает мир как при помощи взрослых, так и самостоятельно, во время игры. Происходит интенсивное развитие элементарных навыков, восприятия, способности анализировать и обобщать, а также формирование мыслительных способностей.
- Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет). С помощью игр ребенок учится управлять собой и своим поведением. Происходит развитие творческого воображения, памяти, восприятия, воспроизведения и речи. Формируется личность ребенка, проявляются черты его характера.
- Младший школьный возраст (от 7 до 12 лет). Отношения ребенка с окружающей средой зависят от общения не только со взрослыми, но и со сверстниками. Появляются первые обязанности, от которых зависит место человека в социуме. Мышление становится еще более последовательным и обоснованным, речь продолжает активно развиваться.
- Подростковый возраст и начало юности (от 13–14 до 17–18 лет) . У человека появляется стремление к самореализации, он начинает активнее участвовать в жизни общества, проявлять склонность к определенному виду деятельности, думать о будущем. Интересы становятся более выраженными.
- Акмеологический период развития (от 18 до 60 лет) — самый продуктивный и творческий период жизни. Человек обладает наиболее высоким качеством интеллектуальных, творческих, профессиональных и других навыков.
- Период геронтогенеза. Поздний период жизни человека (пожилой, старческий возраст, долгожители).
Психические свойства
В психологии к числу основных психических свойств личности относятся характер, темперамент, способности и направленность личности.
Характер — это совокупность индивидуальных, устойчивых и связанных между собой черт человека, которые определяют его поведение и отношение к окружающему миру в разных ситуациях.
Темперамент — это особенность человека, от которой зависит то, как стремительно и активно протекают различные процессы психики, насколько они стабильны и устойчивы.
Темперамент зависит от особенностей работы нервной системы и сочетания основных свойств нервных процессов. От темперамента зависят психологические особенности личности, а также быстрота и сила реакций, эмоциональность, впечатлительность и др.
Способности — это индивидуальные особенности человека, характеризующиеся его готовностью и стремлением к получению определенных навыков (способность к усвоению знаний, наблюдательность, организаторские навыки, способность влиять на людей, устанавливать деловые контакты и т. д.). Способности могут быть как физическими, так и ментальными.
Направленность — наиболее социальное психическое свойство человека, в котором выражаются его мировоззрение, интересы, цели, идеалы, убеждения, стремления и потребности.
Направленность включает в себя все особенности личности как единого целого. Это свойство определяет, что для человека является наиболее привлекательным и ценным, к чему он стремится, какие цели ставит, почему поступает именно так, а не иначе и т. д.
Насколько полезной была для вас статья?
У этой статьи пока нет оценок.
Выделите текст и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter»
Поиск по содержимому
Структура и функции психики «Общая психология»
Войти Зарегистрироваться
в раздел Оглавление
Предмет и методы психологии
Структура и функции психики
Основными функциями психики являются отражение и регулирование.
Эти функции взаимосвязаны и взаимообусловлены: отражение регулируется, а регулирование основано на информации, полученной в процессе отражения. «Единство психики как системы выражается в общей ее функции: являясь субъективным отражением объективной действительности, она выполняет функцию регуляции поведения»[1].
Тесная взаимосвязь указанных функций обеспечивает целостность психики в норме, единство всех психических проявлений, интеграцию всей внутренней психической жизни. Эти же функции обеспечивают и непрерывное взаимодействие, взаимосвязь, интеграцию человека с окружающей средой. Человек – активная система, и в окружающем его мире также много активных объектов. Поэтому следует различать активное и реактивное отражение, активное и реактивное регулирование.
Тогда функциональная структура психики человека в общенаучных категориях выглядит так:
Функциональная структура психики человека в общенаучных категориях
(по В.А. Ганзену)[2]
Функциональная структура психики человека в психологических понятиях
(по В.А. Ганзену)[3]
Функциональная структура психики человека (в психологических категориях), представленная в радиально круговой системе координат (по В.А. Ганзену)[4]
Форма представления функциональной структуры психики в радиально-круговой системе координат имеет явные преимущества.
Приведенные схемы структуры психики касаются прежде всего ее сознательного уровня. Следует однако помнить о наличии бессознательного уровня в структуре психики. Бессознательными могут быть как процессы психического отражения, так и процессы регулирования. В понятие бессознательного разные авторы вносят различный смысл (например, З. Фрейд, К.Г. Юнг, Д.Н. Узнадзе и т.д.) В соответствии с этим по-разному выглядит структура бессознательного. Фрейдовское «Ид» – это совокупность биологических (прежде всего сексуальных) инстинктов, желаний, влечений. У Юнга – более сложная структура бессознательного. Она включает в себя такие элементы:
- Индивидуальное бессознательное
- тень (аналог фрейдовского «Ид»)
- Анимиа и Анимус
- самость
- Коллективное бессознательное
С точки зрения Д. Н. Узнадзе, понятие бессознательного следует свести или даже заменить понятием психической установки.
Литература.
- бессознательное. Природа, функции, методы исследования:В 4-т. – Тбилиси: Мецниереба, 1978.
- Ганзен В.А. Системные описания в психологии. – Л.: ЛГУ, 1984.
- Кузьмин В.П. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода. //Психол. журн. – 1982, т.3
- Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии. – М.: Мысль, 1972.
- Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. – М.: Наука, 1982.
- Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. – Служебный перевод.
[1] Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии. //Вопр. психол. – 1975. – № 2. С.39
[2] Ганзен В.А. Системные описания в психологии. – Л.: ЛГУ, 1984.
[3] Там же.
[4] Там же.
ХОТИТЕ ПОМОЧЬ НАШЕМУ САЙТУ? Любая денежная сумма от Вас — это поддержка для нас!
- Структура и функции психики
Объяснение теории личности Юнга — 4 функции и 8 типов
Карл Юнг был швейцарским психиатром и психоаналитиком, основателем аналитической психологии. Работа Юнга оказала влияние на психиатрию, антропологию, археологию, литературу, философию и религиоведение.
Юнг также работал научным сотрудником в знаменитой больнице Бургхольцли под руководством Ойгена Блейлера.
Первоначально Карл Юнг находился под влиянием Фрейда, но позже он выбрал другой путь. Это привело к разработке личностного теста Майерс-Бриггс.
Теория личности Юнга на самом деле была изобретена для демонстрации сложности личности человека и ее последствий. На самом деле он был разработан для обозначения людей на основе их типов личности.
Он был больше сосредоточен на сложности человеческого разума.
Вы получите:Теория личности Юнга была построена на основе двух установок личности, т.е. интроверсии и экстраверсии.
ИнтроверсияОтносится к теории личности людей, чья психическая энергия ограничивает только их собственные мысли и чувства. Они всегда думают о себе.
Интроверты считаются застенчивыми людьми. Они всегда сосредоточены на собственных мыслях. Им не нужны мнения других людей в мире.
Есть некоторые черты, указывающие на то, что вы интроверт:
- Вам нужна тишина, чтобы сосредоточиться.
- Итак, вы рефлексивны
- Вы обладаете самосознанием.
- Кроме того, вы обычно не торопитесь с решениями.
- Вам комфортнее в одиночестве.
- Итак, Вы не любите работать в группе или хотите работать в одиночку.
- Вы предпочитаете больше писать, чем говорить.
- Вы чувствуете усталость после пребывания в толпе.
Если у вас есть какие-либо из вышеперечисленных черт, то вы можете считать себя интровертом.
Интроверты знают, что им нравится, а что нет. Они глубоко связаны со своими ценностями и знают, чего хотят получить от жизни. Такая сильная уверенность в себе делает человека более привлекательным, утонченным и желанным.
Факты об интровертахИсследователи обнаружили, что интроверты имеют более высокий приток крови к лобной доле. Эта часть мозга помогает вам запоминать вещи, решать проблемы и планировать заранее.
ЭкстравертыЭкстраверты относятся к типу людей, принадлежащих к теории личности. Это противоположность интроверсии. Психическая энергия течет к внешнему миру и другим людям. Эти типы людей очень общительны и очень открыты.
Экстравертов часто называют душой компании. Их общительная, яркая натура привлекает к ним людей, и им трудно отвернуться от внимания. Они процветают от взаимодействия.
Есть некоторые черты, указывающие на то, что вы экстраверт:
- Вам нравится общение в обществе.
- Итак, Вы не хотите долго жить в одиночестве.
- Вы процветаете среди людей.
- Кроме того, Вы друг многих людей.
- Вы предпочитаете обсуждать проблемы и решения.
- Например, вы общительны и оптимистичны.
- Вы не боитесь риска.
- Ты гибкий.
Приведенные выше символы показывают, что у человека экстравертная личность.
Человек-экстраверт, получающий удовольствие от деятельности, связанной с большими общественными собраниями, такой как вечеринки, общественные мероприятия, публичные демонстрации, деловые или политические группы.
Они также склонны хорошо работать в группах.
Экстраверт, скорее всего, получит удовольствие от времени, проведенного с людьми, и получит меньше удовольствия от времени, проведенного в одиночестве. Они, как правило, полны энергии, когда находятся рядом с другими людьми, и более склонны к скуке, когда остаются одни.
Карл Юнг также сказал, что все люди в этом мире состоят из двух личностных отношений.
Например , если в человеке больше черт экстраверсии, чем интроверсии, то его назовут экстравертом.
Остальная личностная установка переносится в бессознательное.
- Ощущение
- Мышление
- Чувство
- Интуиция
Позволяет изучить эти функции кратко:
1.
SensationИли физическое ощущение, возникающее в результате стимуляции симуляции Организации, или от ореала, или от ореала, или от ореала, или от ореала, или от ореала, или от ореала, или от внутреннего, или от ощущения. или боль.
Состояние возбужденного чувства или интереса, вызванное каким-либо слухом или происшествием среди ряда лиц или в обществе.
Полностью обратная функция Интуиции. Это относится к процессу сбора информации непосредственно из органов чувств, а не из бессознательного.
2. МышлениеМышление – основная функция человеческой личности. Эта функция в основном использует логику и доводы и меньше фокусируется на эмоциях.
Мышление означает, что когда человек наблюдает что-либо вокруг себя и в окружающем мире и думает об этом и о том, что он хочет исследовать дальше.
Также человек думает после любого обсуждения или события.
3. ЧувстваЮнг определил чувство как «прежде всего процесс, который происходит между эго и данным содержанием.
Это похоже на то, что вы хотите выразить. Например, Счастье, печаль, волнение и т. д. — это чувства, которые может испытывать человек.
4. ИнтуицияЭто последняя функция личности человека. Это относится к способности понять что-то быстро без сознательного рассуждения.
Это та психологическая функция, которая бессознательно передает восприятие. Например, Любовь с первого сайта.
Иногда человек видит кого-то и сразу влюбляется, не задумываясь. Это интуиция, которая играет важную роль в жизни человека.
Теперь два отношения человека, которые мы уже обсуждали, то есть интроверсия и экстраверсия, объединяются с ранее обсужденными четырьмя функциями, что приводит к образованию 8 функциональных вариаций.
Функциональные вариации также известны как следующие типы личности:
A. Экстравертное мышлениеЭто люди, которые обычно очень строги в своей жизни. Они очень строго соблюдают все правила и нормы. Они очень пунктуальны, а это значит, что они всегда вовремя.
В основном они работают над каждой задачей для достижения своей цели. Они всегда думают сначала о себе, а потом о других. Наконец, мы можем сказать, что они похожи на глупых людей.
Б. Интровертное мышление:Это люди, которых больше всего интересуют собственные мысли и чувства. Они не любят работать в группах.
Кроме того, они чувствуют усталость после пребывания в толпе. Они чувствуют себя более комфортно, живя в одиночестве большую часть времени.
Они очень творческие личности, но проявляют свои творческие способности только в одиночестве.
C. Экстравертное ощущение:Эти люди считаются чрезвычайно счастливыми людьми. Они всегда находят счастье в обществе.
Экстраверты ни о чем не думают, а живут только ради счастья. Они также хотят видеть других людей и в основном привлекают положительную энергию. Они всегда ищут счастья и удовольствия.
Д. Интровертное ощущение:Это люди, которые ничего не ждут от других людей. Они хотят создавать вещи сами как можно больше.
Другими словами, можно сказать, что эти люди не зависят от общества. Также им наплевать на то, что происходит в обществе.
E. Экстравертное чувство:Эти люди очень эмоциональны и чувствительны. Они оценивают и реагируют на каждый момент, происходящий в их жизни, и серьезно относятся к тому, что их волнует.
Экстраверты также очень общительны, что полностью противоположно интровертному мышлению. Им нравятся групповые мероприятия, вечеринки и т. д. И они демонстрируют свое творчество на публике. Они всегда предпочитают работать в группе, а не в одиночку.
Им нравится обмениваться мыслями с другими людьми.
Ж. Интровертное чувство:Такие люди всегда сомневаются в себе. Они всегда сосредотачиваются на поиске причин или истории всего, что они делают. Они очень глубокие мыслители.
Также они ни с кем не делятся своими чувствами. Они решают большинство вопросов своей жизни в одиночку.
Интровертное Чувство имеет дело с моралью и тем, во что человек действительно верит. Интровертное чувство более глубокое и сложное. Это также известно как «функция суждения», потому что такие люди часто очень легко судят других людей.
G. Экстравертная интуиция:Экстравертная интуиция выполняет функцию восприятия (сбора информации). Их ум очень творческий. Они всегда пытаются найти что-то новое для экспериментов. Кроме того, они собирают много информации обо всем, что поглощают в своей жизни.
По натуре они очень целеустремленные. Они всегда остаются мотивированными в любой ситуации, а также мотивируют других людей.
Некоторые спрашивают, как развить экстравертную интуицию? Ответ прост:
· Узнайте больше и задайте больше вопросов.
· Будьте настойчивы. Не сдавайтесь легко в вещах, которые вы изучаете.
· Молчи. Вы должны дать себе некоторое время, чтобы посидеть в тишине.
· Пишите или рассказывайте о своих идеях.
Г.
Интровертная интуиция:Интровертная интуиция направлена вовнутрь, на внутренний мир мыслей, идей и понятий. Эти типы людей больше сосредоточены на своем бессознательном, чем на повседневной жизни. Им не нравится их рутина.
Как правило, они строят в уме жизнь мечты и всегда думают об этой жизни и наслаждаются ею. Они не фокусируются на реальности. Они сосредотачиваются на внутреннем мире бессознательного.
ВыводСогласно Карлу Юнгу, человек принимает множество типов личности.
Часто задаваемые вопросыМожет ли человек быть одновременно и интровертом, и экстравертом?
Да, это зависит от черт характера человека. Если у человека есть черты из обоих мировоззрений, то он может быть и тем, и другим.
Что такое коллективное бессознательное?
Этот термин был введен Карлом Юнгом для обозначения формы бессознательного, общего для людей, происходящего из унаследованной структуры мозга.
С какой книги Карла Юнга лучше всего начать?
Если вы хотите начать с самого Юнга, лучше всего начать с Собрания сочинений 7, двух эссе по аналитической психологии
Функции Карла Юнга
Карл Юнг был швейцарским психиатром и психоаналитиком, основателем аналитической психологии. . Работа Юнга оказала влияние на психиатрию, антропологию, археологию, литературу, философию и религиоведение.
Как работает память – Психология
Память
OpenStaxCollege
[латексная страница]
Цели обучения
К концу этого раздела вы сможете:
- Обсудить три основные функции памяти
- Опишите три этапа хранения памяти
- Опишите и различите процедурную и декларативную память и семантическую и эпизодическую память
Память — это система обработки информации; поэтому мы часто сравниваем его с компьютером. Память — это набор процессов, используемых для кодирования, хранения и извлечения информации в течение различных периодов времени ([ссылка]).
Кодирование включает ввод информации в систему памяти. Хранение – это сохранение закодированной информации. Извлечение, или извлечение информации из памяти и обратно в осознание, — это третья функция.
Мы получаем информацию в наш мозг посредством процесса, называемого кодированием, который представляет собой ввод информации в систему памяти. Как только мы получаем сенсорную информацию из окружающей среды, наш мозг маркирует или кодирует ее. Мы организуем информацию с другой подобной информацией и связываем новые понятия с существующими понятиями. Кодирование информации происходит посредством автоматической обработки и обработки, требующей усилий.
Если кто-нибудь спросит вас, что вы ели сегодня на обед, скорее всего, вы легко вспомните эту информацию. Это называется автоматической обработкой или кодированием таких деталей, как время, пространство, частота и значение слов. Автоматическая обработка обычно выполняется без какого-либо сознательного осознания. Вспомнить, когда вы в последний раз готовились к тесту, — еще один пример автоматической обработки. Но как насчет фактического тестового материала, который вы изучали? Вероятно, вам потребовалось много работы и внимания, чтобы закодировать эту информацию. Это известно как трудоемкая обработка ([ссылка]).
Когда вы впервые осваиваете новые навыки, такие как вождение автомобиля, вы должны приложить усилия и внимание, чтобы закодировать информацию о том, как завести машину, как тормозить, как вести себя в повороте и так далее. Как только вы научитесь водить машину, вы сможете автоматически кодировать дополнительную информацию об этом навыке. (кредит: Роберт Коуз-Бейкер)
Каковы наиболее эффективные способы гарантировать, что важные воспоминания будут хорошо закодированы? Даже простое предложение легче вспомнить, когда оно осмысленно (Андерсон, 19 лет).84). Прочитайте следующие предложения (Bransford & McCarrell, 1974), затем отведите взгляд и сосчитайте в обратном порядке от 30 по три до нуля, а затем попытайтесь записать предложения (не заглядывая назад на эту страницу!).
- Записки были кислыми, потому что швы разошлись.
- Путешествие было отложено не потому, что бутылка разбилась.
- Стог сена был важен, потому что ткань порвалась.
Насколько хорошо вы справились? Сами по себе утверждения, которые вы записали, скорее всего, сбивали вас с толку и вам было трудно их вспомнить. Теперь попробуйте написать их снова, используя следующие подсказки: волынка, крещение корабля и парашютист. Затем сосчитайте в обратном порядке от 40 до четырех, а затем проверьте себя, насколько хорошо вы запомнили предложения на этот раз. Вы можете видеть, что предложения теперь намного лучше запоминаются, потому что каждое из предложений было помещено в контекст. Материал намного лучше кодируется, когда вы делаете его осмысленным.
Существует три типа кодирования. Кодирование слов и их значения известно как семантическое кодирование. Впервые это было продемонстрировано Уильямом Боусфилдом (1935) в эксперименте, в котором он просил людей запоминать слова. 60 слов были фактически разделены на 4 категории значения, хотя участники не знали об этом, потому что слова были представлены случайным образом. Когда их просили запомнить слова, они, как правило, вспоминали их по категориям, показывая, что обращали внимание на значения слов по мере их заучивания.
Визуальное кодирование — это кодирование изображений, а акустическое кодирование — это кодирование звуков, в частности слов. Чтобы увидеть, как работает визуальное кодирование, прочитайте этот список слов: машина, уровень, собака, правда, книга, значение . Если бы вас позже попросили вспомнить слова из этого списка, как вы думаете, какие из них вы, скорее всего, запомнили бы? Вероятно, вам будет легче вспоминать слова , машина, собака, и , книга , и труднее вспоминать слова 9.0363 уровень, правда, и значение . Почему это? Потому что вы можете вспоминать образы (ментальные картинки) легче, чем одни только слова. Когда вы читаете слова , машина, собака, и , книга , вы создаете образы этих вещей в своем уме. Это конкретные, образные слова. С другой стороны, абстрактные слова, такие как уровень , правда, и значение , являются малоизобразительными словами. Образные слова кодируются как визуально, так и семантически (Paivio, 1986), что укрепляет память.
Теперь обратимся к акустическому кодированию. Вы едете в своей машине и по радио звучит песня, которую вы не слышали как минимум 10 лет, но вы подпеваете, вспоминая каждое слово. В Соединенных Штатах дети часто учат алфавит с помощью песен и узнают количество дней в каждом месяце с помощью стишков: « Тридцать дней в сентябре / апреле, июне и ноябре; / У всех остальных тридцать один, / За исключением февраля, с двадцатью восемью ясными днями, / И двадцать девять в каждом високосном году». Эти уроки легко запомнить благодаря акустическому кодированию. Мы кодируем звуки, которые издают слова. Это одна из причин, почему многое из того, чему мы учим маленьких детей, делается с помощью песен, рифм и ритма.
Как вы думаете, какой из трех типов кодирования лучше всего запоминает словесную информацию? Несколько лет назад психологи Фергус Крейк и Эндел Талвинг (1975) провели серию экспериментов, чтобы выяснить это. Участникам были даны слова вместе с вопросами о них. Вопросы требовали от участников обработки слов на одном из трех уровней. Вопросы визуальной обработки включали такие вещи, как вопросы о шрифте букв. Вопросы акустической обработки спрашивали участников о звучании или рифмовке слов, а вопросы семантической обработки спрашивали участников о значении слов. После того, как участникам были представлены слова и вопросы, им было предложено неожиданное задание на припоминание или распознавание.
Слова, закодированные семантически, запоминались лучше, чем закодированные визуально или акустически. Семантическое кодирование предполагает более глубокий уровень обработки, чем более поверхностное визуальное или акустическое кодирование. Крейк и Талвинг пришли к выводу, что лучше всего мы обрабатываем вербальную информацию с помощью семантического кодирования, особенно если мы применяем так называемый эффект самореференции. Эффект самореференции — это склонность человека лучше запоминать информацию, относящуюся к нему самому, по сравнению с материалом, который имеет меньшее личное значение (Rogers, Kuiper & Kirker, 19).77). Может ли семантическое кодирование быть полезным для вас, когда вы пытаетесь запомнить понятия из этой главы?
После того, как информация закодирована, мы должны как-то ее сохранить. Наш мозг берет закодированную информацию и помещает ее в хранилище. Хранение – это создание постоянной записи информации.
Чтобы память попала в хранилище (т. е. в долговременную память), она должна пройти три отдельных этапа: сенсорная память, кратковременная память и, наконец, долговременная память. Эти этапы были впервые предложены Ричардом Аткинсоном и Ричардом Шиффрином (1968). Их модель человеческой памяти ([ссылка]), называемая Аткинсоном-Шиффрином (А-Ш), основана на убеждении, что мы обрабатываем воспоминания так же, как компьютер обрабатывает информацию.
В соответствии с моделью памяти Аткинсона-Шиффрина, информация проходит три различных этапа, чтобы сохраниться в долговременной памяти.
Но A-S — это всего лишь одна из моделей памяти. Другие, такие как Baddeley и Hitch (1974), предложили модель, в которой кратковременная память сама по себе имеет разные формы. В этой модели хранение воспоминаний в кратковременной памяти похоже на открытие различных файлов на компьютере и добавление информации. Тип кратковременной памяти (или компьютерного файла) зависит от типа полученной информации. Существуют воспоминания в визуально-пространственной форме, а также воспоминания об устном или письменном материале, и они хранятся в трех краткосрочных системах: зрительно-пространственном блокноте, эпизодическом буфере и фонологической петле. Согласно Баддели и Хитчу, центральная исполнительная часть памяти контролирует или контролирует поток информации к трем краткосрочным системам и от них.
Сенсорная память
В модели Аткинсона-Шиффрина стимулы из окружающей среды сначала обрабатываются в сенсорной памяти: хранилище кратких сенсорных событий, таких как образы, звуки и вкусы. Это очень кратковременное хранение — до пары секунд. Нас постоянно бомбардируют сенсорной информацией. Мы не можем поглотить все это или даже большую часть. И большая часть из них никак не влияет на нашу жизнь. Например, во что был одет ваш профессор на последнем уроке? Пока профессор был одет подобающим образом, на самом деле не имеет значения, во что она была одета. Сенсорная информация о видах, звуках, запахах и даже текстурах, которую мы не рассматриваем как ценную информацию, мы отбрасываем. Если мы считаем что-то ценным, информация переместится в нашу систему кратковременной памяти.
Одно исследование сенсорной памяти изучало важность хранения ценной информации в краткосрочной памяти. Дж. Р. Струп открыл феномен памяти в 1930-х годах: вам будет легче назвать цвет, если он напечатан в этом цвете, что называется эффектом Струпа. Другими словами, слово «красный» будет называться быстрее, независимо от цвета, в котором оно появляется, чем любое слово, окрашенное в красный цвет. Проведите эксперимент: назовите цвета слов, данных вам в [ссылка]. Не читайте слова, а называйте цвет, которым напечатано слово. Например, увидев слово «желтый» зеленым шрифтом, вы должны сказать «зеленый», а не «желтый». Этот эксперимент забавен, но не так прост, как кажется.
Эффект Струпа объясняет, почему нам трудно назвать цвет, когда слово и цвет слова различны.
Кратковременная память
Кратковременная память (КПМ) представляет собой систему временного хранения, которая обрабатывает входящую сенсорную память; иногда ее называют рабочей памятью. Кратковременная память берет информацию из сенсорной памяти и иногда связывает эту память с чем-то, что уже находится в долговременной памяти. Кратковременная память длится около 20 секунд. Джордж Миллер (1956) в своем исследовании объема памяти обнаружил, что большинство людей могут запомнить около 7 элементов в СТМ. Кто-то помнит 5, кто-то 9, поэтому он назвал емкость STM 7 плюс-минус 2.
Думайте о кратковременной памяти как об информации, отображаемой на экране вашего компьютера — в документе, электронной таблице или веб-странице. Затем информация из кратковременной памяти переходит в долговременную память (вы сохраняете ее на жесткий диск) или отбрасывается (вы удаляете документ или закрываете веб-браузер). Этот этап репетиции, сознательное повторение информации, которую нужно запомнить, для перемещения СТМ в долговременную память называется консолидацией памяти.
Вы можете задаться вопросом: «Сколько информации может обрабатывать наша память одновременно?» Чтобы изучить объем и продолжительность вашей кратковременной памяти, попросите партнера прочитать вам вслух цепочки случайных чисел ([ссылка]), начиная каждую строку со слов «Готов?» и заканчивая каждый, говоря «Вспомнить», после чего вы должны попытаться записать строку чисел по памяти.
Проработайте эту серию чисел, используя описанное выше упражнение на припоминание, чтобы определить самую длинную последовательность цифр, которую вы можете сохранить.
Обратите внимание на самую длинную строку, в которой вы получили правильный ряд. Для большинства людей это будет близко к 7, знаменитому Миллеру 7 плюс-минус 2. Припоминание несколько лучше для случайных чисел, чем для случайных букв (Jacobs, 1887), а также часто немного лучше для информации, которую мы слышим (акустическое кодирование). чем видеть (визуальное кодирование) (Андерсон, 1969).
Долговременная память
Долговременная память (LTM) — это непрерывное хранение информации. В отличие от кратковременной памяти, объем памяти LTM не имеет ограничений. Он включает в себя все, что вы можете вспомнить, что произошло более чем несколько минут назад, и все, что вы можете вспомнить, что произошло дни, недели и годы назад. В соответствии с аналогией с компьютером информация в вашем LTM будет похожа на информацию, которую вы сохранили на жестком диске. Ее нет на вашем рабочем столе (в вашей кратковременной памяти), но вы можете получить эту информацию, когда захотите, по крайней мере, большую часть времени. Не все долгосрочные воспоминания являются сильными воспоминаниями. Некоторые воспоминания можно вызвать только с помощью подсказок. Например, вы можете легко вспомнить факт («Какая столица Соединенных Штатов?») или процедуру («Как вы ездите на велосипеде?»), но вам может быть сложно вспомнить название ресторана, в котором вы обедали. когда вы были в отпуске во Франции прошлым летом. Подсказка, например, что ресторан был назван в честь его владельца, который рассказал вам о вашем общем увлечении футболом, может помочь вам вспомнить название ресторана.
Долговременная память делится на два типа: явную и неявную ([ссылка]). Понимание различных типов важно, потому что возраст человека или определенные типы травм или расстройств головного мозга могут оставить нетронутыми определенные типы LTM, но иметь катастрофические последствия для других типов. Явные воспоминания — это те воспоминания, которые мы сознательно пытаемся вспомнить и вспомнить. Например, если вы готовитесь к экзамену по химии, материал, который вы изучаете, будет частью вашей явной памяти. (Примечание: иногда, но не всегда, термины явная память и декларативная память используются взаимозаменяемо.)
Имплицитные воспоминания — это воспоминания, не являющиеся частью нашего сознания. Это воспоминания, сформированные из поведения. Неявная память также называется недекларативной памятью.
Долговременная память состоит из двух компонентов: явного и неявного. Эксплицитная память включает эпизодическую и семантическую память. Имплицитная память включает в себя процедурную память и информацию, полученную в результате обусловливания.
Процедурная память — это тип имплицитной памяти: в ней хранится информация о том, как что-то делать. Это память на искусные действия, например, как чистить зубы, как водить машину, как плавать кролем (вольным стилем). Если вы учитесь плавать вольным стилем, вы практикуете гребок: как двигать руками, как поворачивать голову, чтобы чередовать дыхание из стороны в сторону, и как бить ногами. Вы будете практиковать это много раз, пока не станете в этом хороши. Как только вы научитесь плавать вольным стилем и ваше тело научится двигаться по воде, вы никогда не забудете, как плавать вольным стилем, даже если не плаваете пару десятков лет. Точно так же, если вы подарите опытному гитаристу гитару, даже если он давно не играл, он все равно сможет играть достаточно хорошо.
Декларативная память связана с хранением фактов и событий, с которыми мы столкнулись лично. Эксплицитная (декларативная) память состоит из двух частей: семантической памяти и эпизодической памяти. Семантический означает, что он имеет отношение к языку и знаниям о языке. Примером может служить вопрос «что означает аргументативный ?» В нашей семантической памяти хранятся знания о словах, понятиях, языковых знаниях и фактах. Например, в вашей семантической памяти хранятся ответы на следующие вопросы:
- Кто был первым президентом США?
- Что такое демократия?
- Какая самая длинная река в мире?
Эпизодическая память — это информация о событиях, которые мы пережили лично. Концепция эпизодической памяти впервые была предложена около 40 лет назад (Tulving, 1972). С тех пор Тулвинг и другие изучили научные данные и переформулировали теорию. В настоящее время ученые считают, что эпизодическая память — это память о событиях в определенных местах в определенное время, о том, что, где и когда произошло событие (Tulving, 2002). Это включает в себя припоминание визуальных образов, а также чувство знакомства (Hassabis & Maguire, 2007).
Можете ли вы вспомнить все, что вы когда-либо делали или говорили?
Эпизодические воспоминания также называют автобиографическими воспоминаниями. Давайте быстро проверим вашу автобиографическую память. Что ты был одет ровно пять лет назад сегодня? Что вы ели на обед 10 апреля 2009 года? Вероятно, вам будет трудно, если не невозможно, ответить на эти вопросы. Можете ли вы вспомнить каждое событие, которое вы пережили в течение своей жизни, — приемы пищи, разговоры, выбор одежды, погодные условия и так далее? Скорее всего, никто из нас даже близко не смог бы ответить на эти вопросы; однако американская актриса Марилу Хеннер, наиболее известная по телешоу Такси, могу вспомнить. У нее потрясающая и превосходная автобиографическая память ([ссылка]).
Суперавтобиографическая память Марилу Хеннер известна как гипертимезия. (кредит: Марк Ричардсон)
Очень немногие люди могут вспоминать события таким образом; прямо сейчас только 12 известных людей обладают этой способностью, и лишь некоторые из них изучены (Parker, Cahill & McGaugh 2006). И хотя гипертимезия обычно проявляется в подростковом возрасте, у двоих детей в Соединенных Штатах, по-видимому, есть воспоминания задолго до своего десятого дня рождения.
Итак, вы приложили немало усилий, чтобы закодировать (посредством сложной обработки) и сохранить некоторую важную информацию для предстоящего выпускного экзамена. Как получить эту информацию обратно из хранилища, когда она вам понадобится? Акт извлечения информации из хранилища памяти и обратно в сознательное сознание известен как извлечение. Это похоже на поиск и открытие документа, который вы ранее сохранили на жестком диске вашего компьютера. Теперь он вернулся на ваш рабочий стол, и вы снова можете с ним работать. Наша способность извлекать информацию из долговременной памяти жизненно важна для нашего повседневного функционирования. Вы должны уметь извлекать информацию из памяти, чтобы делать все, от умения чистить волосы и зубы до вождения на работу и до знания того, как выполнять свою работу, когда вы туда доберетесь.
Существует три способа извлечения информации из вашей долговременной памяти: воспоминание, распознавание и повторное обучение. Воспоминание — это то, о чем мы чаще всего думаем, когда говорим о извлечении памяти: это означает, что вы можете получить доступ к информации без подсказок. Например, вы могли бы использовать отзыв для теста сочинения. Узнавание происходит, когда вы идентифицируете информацию, которую вы ранее узнали после повторного знакомства с ней. Он включает в себя процесс сравнения. Когда вы проходите тест с несколькими вариантами ответов, вы полагаетесь на узнавание, которое поможет вам выбрать правильный ответ. Вот еще один пример. Допустим, вы закончили школу 10 лет назад и вернулись в свой родной город на 10-летнюю встречу. Возможно, вы не сможете вспомнить всех своих одноклассников, но многих из них вы узнаете по их фотографиям в ежегоднике.
Третья форма поиска — это переобучение, и это только то, на что это похоже. Это включает в себя изучение информации, которую вы узнали ранее. Уитни изучала испанский язык в старшей школе, но после школы у нее не было возможности говорить по-испански. Уитни сейчас 31 год, и ее компания предложила ей возможность работать в их офисе в Мехико. Чтобы подготовиться, она записалась на курсы испанского языка в местном общественном центре. Она удивлена тем, как быстро она может освоить язык после того, как не говорила на нем 13 лет; это пример переучивания.
Память — это система или процесс, который хранит то, что мы изучаем, для будущего использования.
Наша память выполняет три основные функции: кодирование, хранение и извлечение информации. Кодирование — это процесс поступления информации в нашу систему памяти посредством автоматической или требующей усилий обработки. Хранение — это удержание информации, а извлечение — это акт извлечения информации из хранилища в сознательное осознание посредством припоминания, узнавания и повторного обучения. Идея о том, что информация обрабатывается через три системы памяти, называется моделью памяти Аткинсона-Шиффрина (А-Ш). Во-первых, стимулы окружающей среды попадают в нашу сенсорную память на период от менее секунды до нескольких секунд. Те стимулы, которые мы замечаем и на которые обращаем внимание, затем перемещаются в кратковременную память (также называемую рабочей памятью). Согласно модели A-S, если мы повторяем эту информацию, она перемещается в долговременную память для постоянного хранения. Другие модели, такие как модель Баддели и Хитча, предполагают, что между кратковременной и долговременной памятью существует больше петли обратной связи. Долговременная память имеет практически неограниченный объем памяти и делится на неявную и явную память. Наконец, извлечение — это акт извлечения воспоминаний из хранилища и обратно в сознательное сознание. Это делается посредством припоминания, узнавания и повторного обучения.
________ — это еще одно название кратковременной памяти.
- сенсорная память
- эпизодическая память
- рабочая память
- неявная память
C
Емкость долговременной памяти ________.
- один или два бита информации
- семь бит плюс-минус два
- ограниченный
- практически безграничный
D
Три функции памяти ________.
- автоматическая обработка, трудоемкая обработка и хранение
- кодирование, обработка и хранение
- автоматическая обработка, трудоемкая обработка и поиск
- кодирование, хранение и поиск
Д
Сравните неявную и явную память.
Оба являются типами долговременной памяти. Явные воспоминания — это воспоминания, которые мы сознательно пытаемся запомнить и вспомнить. Эксплицитная память также называется декларативной памятью и подразделяется на эпизодическую память (события жизни) и семантическую память (слова, идеи и понятия). Имплицитные воспоминания — это воспоминания, не являющиеся частью нашего сознания; это воспоминания, сформированные из поведения. Имплицитная память также называется недекларативной памятью и включает в себя процедурную память, а также вещи, усвоенные с помощью классического обусловливания.
В соответствии с моделью Аткинсона-Шиффрина назовите и опишите три стадии памяти.
Согласно модели Аткинсона-Шиффрина память обрабатывается в три этапа. Первая сенсорная память; это очень кратко: 1-2 секунды. Все, на что не обращают внимания, игнорируется. Стимулы, на которые мы обращаем внимание, затем перемещаются в нашу кратковременную память. Кратковременная память может хранить примерно 7 бит информации в течение примерно 20 секунд. Информация здесь либо забывается, либо кодируется в долговременную память в процессе повторения. Долговременная память — это постоянное хранилище информации, ее емкость практически не ограничена.
Сравните два способа кодирования информации.
Информация кодируется посредством автоматической или принудительной обработки. Автоматическая обработка относится ко всей информации, которая поступает в долговременную память без сознательных усилий. Сюда входят такие вещи, как время, пространство и частота — например, ваша способность вспомнить, что вы ели сегодня на завтрак, или тот факт, что вы помните, что дважды на этой неделе встречали своего лучшего друга в супермаркете. Усиленная обработка относится к кодированию информации посредством сознательного внимания и усилий. Материал, который вы изучаете для теста, требует усердной обработки.
Опишите то, чему вы научились, что теперь находится в вашей процедурной памяти. Обсудите, как вы узнали эту информацию.
Опишите что-то, чему вы научились в старшей школе и что теперь хранится в вашей семантической памяти.