Статья. Виды общения. Функции педагогического общения. | Статья на тему:
Виды и функции педагогического общения.
Как уже известно, что общение очень сложный процесс, без которого люди не смогут взаимодействовать друг с другом, не смогут обмениваться какой-либо информацией, а также не получится у человечества вырабатывать новые знания.
Из научной литературы мне известно несколько видов общения. Что же такое педагогическое общение? Педагогическое общение – это когда между педагогом и учащимися, или воспитанниками есть взаимодействие между друг другом, которое помогает им обеспечивать мотивацию, какую-либо результативность, творческий характер обоих, участвовавших во взаимодействии между собой, а также, присутствует и воспитательный эффект любой совместной коммуникативной деятельности.
Различают три вида общения: межличностное, групповое, массовое. Все эти три вида общения отличаются между собой по количеству участников. Знакомое нам соотношение «1:1», определяем, как признак межличностного общения;
Другое соотношение «1: несколько» как признак группового общения, который наиболее чаще встречается в педагогической практике общения;
Третье соотношение «1: много» обозначается как критерий массового общения.
У педагогического общения существуют даже категорические противопоказания. К ним относятся: безадресность и «условная адресность» речевого действия. Каким оно может быть? Только всегда конкретным и личностным. Очень важным является использование речевых форм, которые будут обозначать соучастие – местоимение «мы».
Существует в природе ещё интересный вид общения. Это общение называют контактное – дистантное. Где же может доминировать контактный вид общения? Конечно же когда взаимодействуют учитель и ученик. Этому сопутствуют условия общения. Назовём эти условия: например, классная комната, любой урок, который ограничен временем, большой и постоянный состав класса или группы.
Контактное общение отличается от дистантного определёнными чертами: у контактного общения гибкость и ситуативность сиюминутного речевого действия, а у другое имеет большую запрограммированность и подготовленность. Это имеет место быть прежде всего в письменных формах профессионального общения (письменный текст истолковывался однозначно и содержание информации в нём излагалась кратко и чётко).
Непосредственное – опосредованное общение? Педагогическая практика показывает, что опосредованное общение получает любую нужную учебную информацию через разные опосредующие аппараты, такие как, телевизор, компьютер и другие.
В современном мире педагог обязан отчётливо представлять дидактические для себя возможности таких известных для нас средств. Для чего это важно учителю, воспитателю? Чтобы успешно реализовать эти средства и их достоинства, и здесь же важно контролировать увлечённость ими детей.
Существует ещё интереснейший вид общения – официальное – неофициальное общение. В чём интересно различие этих двух видов общения?
А различие вот в чём, в обстановке и социально-ролевой обусловленности взаимоотношений участников общения.
Общение, которое называется официальным, в нём соблюдены все правила, все формальности, которые предусмотрены социальной ролью коммуникантов.
Неофициальное общение, какое оно? А это общение частное, нерегламентированное, которое не имеет никакого абсолютно статуса.
Официальное общение, оно строится соответственно с определёнными правилами делового этикета целенаправленно и использует в речи стереотипные компоненты, которые будут обеспечивать точность передачи восприятия информации и обеспечивать также её адекватность.
Такие определения как непринуждённость, неформальность взаимодействия участников общения и является неофициальным общением. А общение происходящее в официальном здании, при участниках, имеющих постоянные социальные роли, образовательные заведения, с учебным планом и правилами, всё это относится к официальному общению. Самое интересное, эффективность педагогического общения достигается, когда во взаимодействии партнёров или участников общения преобладает атмосфера нравственности, когда учитель и ученик творчески активны в деятельности, и когда радуемся за успехи друг друга.
Функции педагогического общения.
Наиболее приемлемое педагогическое общение, всё-таки общение с учениками или воспитанниками в процессе обучения или воспитания, предоставляющее самые лучшие условия, чтобы ребёнок мог развивать мотивацию к учебной деятельности, чтобы детская личность сформировалась в нужном русле, и самое важное для детей, чтобы они были обеспечены психологическим, эмоциональным климатом в обучении.
Назовём основные функции педагогического общения:
— информационно-коммуникативная – способствует познанию, функция знаний и обучения, развитие социального опыта;
— регуляционнокоммуникативная — так называемая организаторская, где присутствует выбор тактики и различные способы взаимодействий ученика с учителем, также чёткую организованную деятельность.
— воспитательно – коммуникативная функция, это функция, которая направлена на развитие личностных качеств учащихся, эмоционального фона ученика, чтобы ученик умел воспринимать эстетику художественного восприятия.
— информационно – коммуникативная функция, имеющая диалог и информационную взаимосвязь общения. Успех этой функции состоит в передаче конкретной научной информации, которая не будет зависеть от её адаптивности в учебных целях.
Коммуникативное умение учителя, это суметь с ориентироваться в ситуации общения: уметь предугадать реакцию ученика, как на этапе подготовки, и также на этапе учебного общения – это и есть воплощение нормативной задачи.
В процессе общения школьников с учителем предполагается усвоение нормативного речевого поведения, это и считается нормативной задачей. Ученик оценивает речь учителя как образец. Особо важным для учителя является свободное владение «языком предмета» со всех его сторон: как от логики, основанной на принципах науки, от информационного объёма теоретического обозначения до художественной отчётливости слова о писателе.
Актуализирующая задача располагает на умение учителя выбрать из личного запаса речевых средств, выбрать слова и формы речевого воздействия, которые в большей степени будут соответствовать данной ситуации.
Ещё одна функция, которую мы разберём, функция регуляционно-коммуникативная. Она начинается с до-коммуникативного этапа общения, как раз, когда идёт отбор и организация учебного материала. Создаётся модель педагогического общения: (подбор дидактического материала, планирование урока, написание конспекта занятия и другое).
Воспитательно-коммуникативная функция общения.
В цель урока входит три задачи: обучающая, воспитывающая и развивающая. Все эти задачи взаимосвязаны между собой.
В эту функцию включён очень широкий параметр: совершенствование личностных качеств учащихся, формирование эмоциональной сферы детей, изучение детьми точных и гуманитарных наук.
Что же раскрывает ученику всю красоту родного языка, конечно восприятие речи учителя. В достижении хорошего результата, учителю помогает владение словом. Самое главное в речи учителя – правильная и выразительная речь.
Курсовая работа — Структура, содержание и формы общения
Курсовая работа
- формат doc
- размер 284 КБ
- добавлен 17 декабря 2011 г.
СГА
Направление: психология
Дисциплина: общая психология
Содержание
Введение
Общение как социально – психологическое явление
Понятие общения и его связь с деятельностью
Структура общения
Содержание и формы общения
Общение и его основные аспекты
Формы и виды общения
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложение А. Стили общения
Похожие разделы
- Академическая и специальная литература
- Деловое общение
- Академическая и специальная литература
- Междисциплинарные материалы
- Теория коммуникации
- Академическая и специальная литература
- Связи с общественностью (PR)
- Академическая и специальная литература
- Социологические дисциплины
- Социология массовых коммуникаций
- Академическая и специальная литература
- Языки и языкознание
- Лингвистика
- Коммуникативная лингвистика
- Академическая и специальная литература
- Языки и языкознание
- Межкультурная коммуникация
Смотрите также
- формат pdf
- размер 1015. 15 КБ
- добавлен 19 февраля 2011 г.
Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. – 156 с. В пособии излагаются теоретические, методические и практические вопросы культуры делового общения: содержание, структура, средства, барьеры и техника общения, манипуляции в общении, управление общением; имидж делового человека и этикет деловых отношений. Включены основные понятия, концептуальные подходы и анализ проблем развития системы культуры делового общения, основные вопросы делового…
Презентация
- формат pptx
- размер 391.32 КБ
- добавлен 06 февраля 2011 г.
Презентация. Содержание. Формы межличностного общения. Возникновение термина. Особенности. Компоненты теоретической модели доверия. Цель межличностного неформального доверительного общения. Доверчивость. Определение и виды псевдодоверия. Стадии доверительного общения. Функции доверительного общения. Источники. 27 слайдов. Российский государственный университет имени Иммануила Канта. Кафедра общей психологии.
Контрольная работа
- формат doc
- размер 20.26 КБ
- добавлен 30 мая 2011 г.
Cодержание. Понятие и виды общения. Функции общения. Структура общения. Техника и приемы общения. План изучения учителем общения в учебной группе (классе).
Презентация
- формат docx, pptx
- размер 609.
- добавлен 12 апреля 2011 г.
Понятие общения. Структура и средства общения. Механизмы воздействия в процессе общения.
Реферат
- формат doc
- размер 128.5 КБ
- добавлен 19 февраля 2011 г.
22 стр. Содержание Введение Понятие делового общения Виды делового общения Структура и функции общения Коммуникативная функция общения Интерактивная и перцептивная функции общения Специфические особенности делового общения Диалоговое общение Групповые формы делового общения Заключение Библиография
Реферат
- формат doc
- размер 210 КБ
- добавлен 03 марта 2010 г.
Введение. Основные характеристики общения. Функции и структура общения. Цели и содержание делового общения. Стили общения. Деловое общение: функции, параметры, способы. Вербальные и невербальные средства общения. Методика устного выступления. Стратегия ведения переговоров. Беседа как форма делового общения. Совещание – форма делового взаимодействия. Деловой этикет: правила, нормы, условности. Имидж в деловом общении. Заключение. Литература.
Реферат
- формат doc
- размер 31.43 КБ
добавлен 08 марта 2011 г.
Введение. Определение понятия «общение». Структура и средства общения. Связь общения и деятельности. Структура общения. Коммуникативная сторона общения. Интерактивная сторона общения. Интерактивная сторона общения. Процесс общения техника и основные приемы. Заключение. Список литературы.
Реферат
- формат doc
- размер 19.07 КБ
- добавлен 01 марта 2011 г.
Филиал КГУ г. Армянск. Украина. Дисциплина — Основы социализации личности. 2010 г. 18 с. Структура общения. Содержание общения. Формы общения между людьми. Механизмы общения
- формат doc
- размер 809 КБ
- добавлен 14 октября 2011 г.
Семиченко В.А. Психология общения.— К.: «Магістр-S» 1998г. — 152с. Теоретическая часть. Функция общения в жизни человека. Структура и виды общения. Общение как психологический фактор развития человека. Взаимоотношения между людьми в процессах общения. Социальная перцепция. Качества, значимые для общения. Техника общения. Межличностные конфликты. Особенности психологического общения. Практическая часть. Методические указания. Обсуждения основн…
Шпаргалка
- формат doc
- размер 232 КБ
- добавлен 15 мая 2011 г.
Общение как социально-психологическая категория, его виды. Структура и функции общения. Восприятие и понимание в процессе общения. Характеристика делового общения: понятие, принципы, функции. Структура делового общения. Признаки делового общения. Конфликт, предпосылки возникновения конфликта в процессе общения. Разновидности конфликтов. Стадии развития конфликта. Способы разрешения конфликта. Переговоры как разновидность общения. Стратегии ведени…
Форма и функция SLP
Почти все согласятся с тем, что способность общаться является основной функцией человека, но определение общения иногда может быть неясным. В то время как большинство думает о вербальной речи, когда они думают об общении, акт общения с другими на самом деле включает в себя обширную группу действий. Коммуникацию можно определить как обмен мыслями, сообщениями или информацией посредством речи, сигналов, письма или поведения. Коммуникация может быть чем-то простым, например, кивок головой или прикосновение к объекту, и сложным, например, словесным сарказмом или романом.
Коммуникация состоит из двух компонентов: форма и функция .
Коммуникативный Форма — это способ общения.
Ниже приведены некоторые распространенные коммуникативные формы:
Невербальные формы: зрительный контакт, потягивание, указание, выражение лица, качание головой/кивки, язык тела, язык жестов, обмен картинками, отталкивание предмета
Вербальные формы: звуки , слова, предложения, голосовой вывод Письменные формы заметки/письма, текстовые сообщения, электронная почта
Коммуникативная функция — это то, что пытается передать коммуникатор.
Ниже приведены некоторые общие коммуникативные функции:
Просьба (Я хочу этого.), Отказ (Я не хочу этого.), Протест (Мне это не нравится), Навешивание ярлыков (Это ____.), Комментирование (Я вижу ____.), Сбор информации (Что это?), Выражение чувств (Я счастлив.), Социальная связь (Привет!)
Общение становится функциональным и эффективным, когда форма соответствует желаемой функции . Например, если ребенок, который хочет печенье, говорит «печенье» и получает печенье, значит, форма выполнила желаемую функцию, и коммуникативный обмен был эффективным. Однако если ребенок хочет печенье, он говорит «печенье», а воспитатель говорит: «Да! Это куки», то форма не соответствовала нужной функции. В этом примере опекун понял, что функция должна была пометить файл cookie, хотя на самом деле функция должна была запросить файл cookie.
Для детей с нарушениями речи и языка общение часто может быть источником сильного разочарования. Некоторым детям сложно общаться, потому что из-за нарушения артикуляции их словесную речь трудно понять. У других детей может не быть способности к вербальной речи, и поэтому они должны полагаться только на жесты, язык тела и/или способность окружающих понять их часто очень тонкие коммуникативные формы. Трудности в общении часто могут вызывать у ребенка разочарование и иногда приводят к использованию поведения, которое можно считать негативным. Если у вашего ребенка проблемы с общением, подумайте о формах и функциях. Какие формы использует мой ребенок? Являются ли формы, которые использует мой ребенок, эффективными и действенными? Если вы считаете, что формы общения вашего ребенка ограничены, подумайте, каким дополнительным формам можно научить вашего ребенка. Если ваш ребенок может использовать только жесты, можно ли научить его использовать обмен звуками, словами или изображениями? Если ваш ребенок использует слова, но их трудно понять, можно ли предоставить ему/ей доступ к картинкам, на которые он может указать?
Затем подумайте, сколько функций ваш ребенок может четко выразить. Если кажется, что ваш ребенок может сообщать очень мало функций, подумайте, какие функции могут отсутствовать. Могут ли они эффективно запрашивать желаемые товары? Есть ли у них подходящий способ отказаться от предметов, которые им не нужны? Есть ли у них способ называть предметы и / или сообщать вам, что они понимают? Если у вас есть опасения по поводу общения вашего ребенка, и он / она проходит логопедическую терапию, спросите своего логопеда о формах и функциях вашего ребенка. Терапевт может помочь вам понять, какие формы уже существуют для выполнения коммуникативных функций, а также что уже делается для улучшения общения вашего ребенка.
Если ваш ребенок не проходит логопедическую терапию, но вы беспокоитесь о его/ее способности общаться, поговорите с терапевтом, лечащим вашего ребенка, о возможности проведения оценки речевого языка.
Все дети должны иметь возможность общаться с окружающими. Если вы поможете своему ребенку улучшить его или ее способность к общению, это принесет ему пользу в его повседневном общении и поможет ему установить связь с окружающими не только сегодня, но и на всю оставшуюся жизнь.
1.1 Формы общения – Учебник по межличностному общению
Глава 1: Введение в коммуникативные исследования
- Определение связи.
- Перечислите две формы связи.
- Различайте две формы общения.
- Ознакомьтесь с различными вариантами карьеры для студентов, изучающих общение.
Прежде чем мы погрузимся в историю, важно, чтобы у нас было общее понимание того, что мы подразумеваем под словом общение. Для наших целей в этой книге мы определим коммуникацию как процесс создания значения путем отправки и получения вербальных и невербальных символов и знаков, на которые влияет множество контекстов. Это определение основано на других определениях общения, которые были перефразированы и уточнены на протяжении многих лет. Фактически, с тех пор как немногим более ста лет назад в колледжах и университетах началось систематическое изучение коммуникации, было опубликовано более 126 определений коммуникации.
Формы общения
Формы общения различаются в зависимости от участников, используемых каналов и контекста. Пять основных форм коммуникации, каждая из которых будет более подробно рассмотрена в этой книге, — это внутриличностная, межличностная, групповая, публичная и массовая коммуникация. Эта книга предназначена для того, чтобы познакомить вас со всеми этими формами общения. Если вы найдете одну из этих форм особенно интересной, вы можете пройти дополнительные курсы, специально посвященные ей. Возможно, вы даже сможете разработать курс обучения по одной из этих форм в качестве основного направления коммуникации. Далее мы обсудим сходства и различия между каждой формой коммуникации, включая ее определение, уровень интенциональности, цели и контексты.
Внутриличностное общение
— общение с самим собой с помощью внутренней вокализации или рефлексивного мышления. Как и другие формы общения, внутриличностное общение запускается некоторым внутренним или внешним стимулом. Мы можем, например, общаться с самим собой о том, что мы хотим съесть из-за внутреннего стимула голода, или мы можем внутриличностно реагировать на событие, свидетелем которого мы являемся. В отличие от других форм общения, внутриличностное общение происходит только внутри нашей головы. Другие формы общения должны быть восприняты кем-то другим, чтобы считаться общением. Так в чем смысл внутриличностного общения, если его даже никто не видит?
Внутриличностное общение выполняет несколько социальных функций. Внутренняя вокализация или разговор с самим собой может помочь нам достичь или сохранить социальную адаптацию. [1] Например, человек может использовать разговор с самим собой, чтобы успокоиться в стрессовой ситуации, или застенчивый человек может напомнить себе улыбнуться во время социального мероприятия. Внутриличностное общение также помогает формировать и поддерживать нашу самооценку. Мы формируем понимание того, кто мы, на основе того, как другие люди общаются с нами и как мы обрабатываем это общение внутри личности. Застенчивый человек в предыдущем примере, вероятно, усвоил застенчивость как часть своей самооценки, потому что другие люди ассоциировали ее коммуникативное поведение с застенчивостью и, возможно, даже называли ее «застенчивой» до того, как она четко поняла, что это значит. Мы обсудим я-концепцию гораздо подробнее в главе 2 «Коммуникация и восприятие», посвященной восприятию. Мы также используем внутриличностное общение или «разговор с самим собой», чтобы выпустить пар, обработать эмоции, обдумать что-то или отрепетировать то, что мы планируем сказать или сделать в будущем. Как и в случае с другими формами общения, компетентное внутриличностное общение помогает облегчить социальное взаимодействие и может улучшить наше благополучие. И наоборот, нарушение способности человека к внутриличностному общению связано с психическим заболеванием. [2]
Иногда мы внутриличностно общаемся ради удовольствия. Я уверен, что у всех нас был опыт громкого смеха, потому что мы думали о чем-то смешном. Мы также общаемся между собой, чтобы скоротать время. Бьюсь об заклад, сейчас в залах ожидания по всему миру происходит много внутриличностного общения. В обоих этих случаях внутриличностное общение обычно носит незапланированный характер и не включает в себя четко сформулированную цель [3] . Однако мы можем участвовать в более преднамеренном внутриличностном общении. На самом деле преднамеренная саморефлексия может помочь нам стать более компетентными в общении, поскольку мы становимся более внимательными к собственному поведению. Например, ваш внутренний голос может хвалить или ругать вас в зависимости от мысли или действия.
Из форм общения внутриличностное общение изучено меньше всего. Редко можно найти курсы, посвященные этой теме, и она, как правило, отделена от остальных четырех видов общения. Главное отличие состоит в том, что внутриличностное общение создается не с намерением, чтобы его воспринял другой человек. На всех других уровнях очень важен тот факт, что коммуникатор предвидит потребление своего сообщения.
Межличностное общение
— это общение между людьми, чьи жизни взаимно влияют друг на друга. Межличностное общение создает, поддерживает и завершает наши отношения, и мы тратим больше времени на межличностное общение, чем на другие формы общения. Межличностное общение происходит в различных контекстах и рассматривается в подобластях исследований в области коммуникации, таких как межкультурная коммуникация, организационная коммуникация, коммуникация в области здравоохранения и компьютерная коммуникация. В конце концов, межличностные отношения существуют во всех этих контекстах.
Межличностное общение может быть запланированным или незапланированным, но поскольку оно интерактивно, оно обычно более структурировано и подвержено влиянию социальных ожиданий, чем внутриличностное общение. Межличностное общение также более целенаправленно, чем внутриличностное общение, и удовлетворяет инструментальные потребности и потребности в отношениях. С точки зрения инструментальных потребностей, цель может быть такой незначительной, как приветствие кого-то для выполнения утреннего ритуала, или такой важной, как выражение вашего желания быть с кем-то в серьезных отношениях. Межличностное общение удовлетворяет потребности в отношениях, сообщая об уникальности конкретных отношений. Поскольку эта форма общения напрямую связана с нашими личными отношениями и является наиболее распространенной формой общения, здесь чаще всего возникают случаи недопонимания и коммуникативного конфликта 9.0071 [4] . Супругам, начальникам и подчиненным, а также членам семьи приходится участвовать в сложном межличностном общении, и это не всегда хорошо. Чтобы быть компетентным межличностным коммуникатором, вам необходимы навыки управления конфликтами и навыки слушания, среди прочего, для поддержания позитивных отношений.
«Получить реальность»
Что вы можете делать со степенью в области коммуникативных исследований?
Надеюсь, вы уже начинаете понимать, что коммуникативные исследования — это разнообразная и динамичная область исследований. Множественные подполя и концентрации внутри области открывают захватывающие возможности для обучения в академическом контексте, но могут создать путаницу и неопределенность, когда человек думает, что он мог бы сделать для своей карьеры после изучения коммуникации. Важно помнить, что не в каждом колледже или университете есть курсы или курсы по всем обсуждаемым далее областям. Просмотрите курсы общения, предлагаемые в вашей школе, чтобы получить представление о том, какое место факультет общения в вашем кампусе занимает в общей сфере обучения. Некоторые факультеты носят более общий характер и предлагают студентам ряд курсов, обеспечивающих всестороннее понимание общения. Многие отделы предлагают концентрацию или специализацию в рамках основных направлений, таких как связи с общественностью, риторика, межличностное общение, производство электронных средств массовой информации, корпоративное общение. Если вы учитесь в общественном колледже и планируете перевестись в другую школу, ваш выбор школы может зависеть от предлагаемых курсов на факультете и опыта школьного факультета коммуникации. Было бы неудачно для студента, интересующегося связями с общественностью, оказаться на факультете, который больше фокусируется на риторике или радиовещании, поэтому важно заранее провести исследование.
Так как коммуникативные исследования являются обширной областью, многие студенты стратегически выбирают специальность и/или специализацию, которые дадут им преимущество на рынке труда. Специализация, безусловно, может быть преимуществом, но не забывайте об общих навыках, которые вы приобретаете по специальности «коммуникации». Эта книга, например, должна помочь вам развить коммуникативные навыки и навыки межличностного общения, межкультурного общения, группового общения и публичных выступлений, среди прочего. Вы также можете воспользоваться услугами отдела карьеры вашей школы, чтобы узнать, как «продать» себя в качестве специалиста по коммуникациям и как преобразовать то, что вы узнали на своих занятиях, в полезную информацию, которую можно включить в свое резюме или на собеседовании.
Основными областями карьеры, в которые входят специалисты по коммуникациям, являются бизнес, связи с общественностью / реклама, СМИ, некоммерческие организации, правительство / право и образование. [5] В каждой из этих областей есть несколько путей развития карьеры, потенциальных работодателей и полезных стратегий для достижения успеха. Для получения более подробной информации.
- Бизнес. Продажи, обслуживание клиентов, управление, недвижимость, человеческие ресурсы, обучение и развитие.
- Связи с общественностью/реклама. Связи с общественностью, реклама/маркетинг, изучение общественного мнения, разработка, координация мероприятий.
- СМИ. Редактирование, копирайтинг, издательское дело, продюсирование, режиссура, продажа в СМИ, вещание.
- Некоммерческая организация. Администрирование, написание грантов, сбор средств, связи с общественностью, координация волонтеров.
- Правительство/закон. Городское или городское управление, общественные дела, лоббирование, урегулирование конфликтов / посредничество.
- Образование. Преподаватель речи в средней школе, тренер по криминалистике / дебатам, администрация и служба поддержки студентов, аспирантура для дальнейшего изучения коммуникации.
- В какой из перечисленных выше областей вы больше всего заинтересованы в обучении в школе или в карьере? Почему?
- На каком аспекте(ах) коммуникативных исследований специализируется/специализируется факультет вашей школы? Какие концентрации/курсы предлагаются?
- Независимо от того, являетесь ли вы специалистом по связям с общественностью или планируете стать им, как, по вашему мнению, вы могли бы использовать то, что вы узнали и узнаете в этом классе, чтобы «продать» себя на рынке труда?
- Коммуникация — это процесс создания смысла путем отправки и получения символических сигналов, на которые влияет несколько контекстов.
- Внутриличностное общение – это общение с самим собой и происходит только внутри нашей головы.
- Межличностное общение — это общение между людьми, чья жизнь взаимно влияет друг на друга и обычно происходит в диадах, то есть в парах.
- Придумайте свое определение общения.