Эмоции: функции и основные разновидности
Эмоции в жизни человека играют огромную роль. Они побуждают к деятельности, формируют цели, определяют мотивы поведения. При помощи эмоций человек способен выразить свое отношение к ситуации, явлению, предмету. В психологии выделяется несколько функций эмоций.
Основные функции эмоций
Отражательно-оценочная функция. Значимость предметов и ситуаций, которые необходимы для достижения целей и удовлетворения потребностей человека оценивается при помощи эмоций. Эмоции — система сигналов, дающая возможность понять значимость событий.
Побудительная функция. Оценивая происходящее, человек побуждает себя к какому-либо действию. С.Л.Рубинштейн утверждал, что эмоция заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него.
Активирующая функция имеет тесную связь с побудительной. Эмоции обеспечивают необходимый уровень деятельности центральной нервной системы человека. На динамику, темп, ритм деятельности влияют различные эмоциональные состояния. Положительные эмоции, такие как радость, уверенность, придают динамику процессам деятельности, побуждают человека к активным, интенсивным действиям. Ученым Д Хеббом доказана зависимость эффективности деятельности человека от уровня его эмоционального состояния. Хебб называет такую зависимость криволинейной, «колоколообразной». Чтобы достичь высокого результата деятельности, нужно иметь оптимальный уровень эмоционального возбуждения. Нежелательны слишком слабые и очень сильные эмоциональные состояния. Оптимальный уровень обеспечивает максимум эффективности в процессе деятельности. Он зависит от условий выполняемой деятельности, индивидуальных свойств человека, вовлеченного в деятельность.
Если эмоции слабые, значит человек имеет недостаточную мотивацию. Если эмоции слишком сильные, человек становится неорганизованным, неуправляемым, что разрушает деятельность.
Регулирующая функция. Эмоции регулируют, направляют деятельность человека, ограничивая или, напротив, расширяя ее. Когда возникает эмоциональное отношение к объекту, это оказывает влияние на мотивацию деятельности на всех ее этапах. При помощи эмоций дается субъективная оценка происходящего. Это означает, что одно и то же событие может быть по-разному эмоционально воспринято.
Синтезирующая функция. Отдельные события и факты выстраиваются в одно целое при помощи эмоций. Ученый А.Р.Лурия доказал, что множество образов, которые напрямую или косвенно связаны с объектом, породившим сильное эмрциональное переживание, в сознании человека объединяются в устойчивый комплекс. Если актуализируется один элемент, воспроизводятся в сознании другие составляющие этого комплекса, иногда даже против желания человека.
Смыслообразовательная функция. Действия человека обретают смысл благодаря эмоциям. А.Н.Леонтьев утверждал, что успешные действия, совершаемые за день, могут не удовлетворить человека и даже испортить ему настроение. Отрицательный осадок будет едва прослеживаться на фоне забот в течение дня. Но когда человек начинает мысленно анализировать прожитый день, в памяти возникает определенное событие.
Защитная функция. Сильные эмоциональные переживания, такие как страх, посылают сигнал человеку об опасности и способствуют тому, чтобы он тщательно продумал свои действия. То есть страх — защита человека от неприятных последствий.
Экспрессивная функция. Все эмоции содержат экспрессивный компонент. За счет него человек устанавливает отношения с другими людьми.
Вопрос функций эмоций разрабатывался многими учеными, существует несколько классификаций, в том числе Симонова, Леонтьева, Вундта.
Значимость эмоций огромна в жизни человека. Ученые психологи сочли необходимым четко дифференцировать их. Немецкий философ И.Кант выделил два вида эмоциональных состояний по степени активации: стенические и астенические эмоции.
Стенические эмоции вызывают повышение активности человека, астенические, напротив, снижают ее. Эмоции могут быть положительного и отрицательного характера, интенсивными, длительными, осознанными и неосознанными.
Замечание 2Человеческие эмоции можно различать по модальности, качеству переживаний.
Психолог К.Изард выделяет десять главных эмоций, три из них положительные, семь — отрицательные.
Фундаментальные эмоции человека
Интерес-возбуждение. Эмоция, которую испытывает человек чаще других. Следует подчеркнуть важность этой эмоции для мотивации в развитии навыков, приобретении знаний. Интерес открывает дорогу любопытству, исследованию, расширению опыта. Если интерес интенсивен, человек находится в состоянии воодушевления, оживления.
Радость может быть охарактеризована чувством уверенности, значительности, наслаждения и удовлетворения. Человек доволен собой, окружающим его миром, он ощущает силы и энергетический подъем. Радость — чувство, которое возникает при достижении чего-то, при реализации своих способностей, удовлетворении желаний.
Удивление. Особенность этой эмоции в том, что она быстро возникает и так же быстро проходит. Это эмоция переходящего характера. Удивление не может быть мотивом для поведения на протяжении длительного периода. Функция этого состояния заключается в подготовке человека к последующим действиям, к новым событиям.
Страдание. Одна из наиболее распространенных отрицательных эмоций. Является доминирующей при горе, депрессии. Причин для страдания много. Это и проблемы повседневной жизни, потребностные состояния. Описывая страдание отмечают упадок духа, одиночество, изоляцию, уныние.Эмоция сигнализирует человеку и его окружению, что ему плохо. Эмоция побуждает человека к действиям, облегчающим это состояние, устраняющим причину страдания. Наиболее тяжелой формой страдания является горе. Источник горя — утрата. Состояние горя очень тяжело переживается человеком.
Гнев. Очень сильная отрицательная эмоция. Гнев возникает вследствие неосуществления, недостижения страстно желаемого. Причинами гнева могут быть: личное оскорбление, обман, принуждение. Когда человек испытывает гнев, он ощущает свою силу, испытывает желание сокрушить источник гнева. Чем больше сила гнева, тем сильнее субъект и тем больше его желание физически действовать. Ярость — наивысшее проявление данной эмоции. Здесь мобилизация энергии настолько велика, что человек вынужден выплеснуть эту энергию. Это проявляется различными способами.
Отвращение. Эта эмоция возникает, когда человек стремится устранить объект или изменить его. В сознании человека происходит рассогласование ценностно-значимого и уродливо-несовершенного. Отвращение могут вызывать предметы, действия, поступки. Как и гнев, данная эмоция может быть направлена на себя, тогда снижается самооценка, возникает чувство самоосуждения.
Презрение. Если человек испытывает данную эмоцию, то он должен чувствовать себя умнее, сильнее, увереннее, чем презираемое лицо. Человек испытывает чувство превосходства и обесценивает качества других. Это враждебное чувство. Человек враждебно относится к тому, кого презирает.
Страх. Сильная и опасная эмоция. Причиной страха может стать событие, условие, которое сигнализирует об опасности. Эта эмоция управляет сознанием и поведением человека. Он может переживать состояние страха как предчувствия беды, неуверенности, незащищенности, угрозы своему существованию. Видов страха множество: от неприятного предчувствия до ужаса.
Стыд. Испытывая чувство стыда, человек представляется себе маленьким, скованным, расстроенным, никчемным. Эмоция парализует мыслительную деятельность, человек лишается возможности на какое-то время мыслить логично. Стыд может вызвать чувство презрения к самому себе.
Вина. Эмоциональное состояние, возникающее вследствие неправильных действий. Человек чувствует вину, когда понимает, что им нарушены правила, что он переступил границы чего-либо. Вина может возникать в связи с осуждением своего поступка. Реакциями на чувство вины являются раскаяние, осуждение себя, понижение самооценки. Когда человек лично ответственен за что-то, возникает чувство вины. Эта эмоция длительная и мучительная.
Формы проявления эмоций
Рассмотрим следующую классификацию форм проявления эмоций.
Аффект. Эмоциональное состояние, продолжающееся недолгое время, связанное с изменение жизненно важных обстоятельств для человека. Сопровождается сильно выраженными двигательными проявлениями. Человек теряет сознательный контроль за своими действиями. Аффект может развиться, когда человек не способен найти выход из создавшейся ситуации. При повторении ситуаций, вызывающих отрицательные эмоции аффект аккумулируется. Наивысшая форма — бурный неуправляемый аффективный взрыв. Сильный аффект способен захватить личность полностью. Существуют положительные аффективные проявления: восторг, воодушевление, безудержное веселье и отрицательные — ярость, гнев, ужас, отчаяние. После аффективного состояния часто наблюдается упадок сил, равнодушие ко всему или раскаяние в содеянном.
Эмоции менее интенсивны в сравнении с аффективными состояниями. Они ситуативны, то есть выражают отношение человека к конкретному объекту, действию, событию. Многими учеными рассмотрены функции эмоций, психология дает определение чувства.
Чувство — основная форма переживания человеком своего отношения к явлениям окружающего мира. Достаточно устойчивая и постоянная форма. Чувства человека — обобщенные эмоции. Человек испытывает чувства к явлениям, имеющим постоянную мотивационную значимость. Если ситуативное и устойчивое эмоциональные переживания не совпадают, возникает амбивалентность чувств. Чувства — привязанность , направленность на явление или предмет. Чувства играют роль эмоционально-смысловых образований личности. Когда формируется личность, чувства выстраиваются в иерархическую систему. Доминируют мировоззренческие установки, то есть главные характеристики личности.
Классификация чувств
Чувства классифицируются в психологии, выделяются подвиды, исходя из их связи с конкретными видами деятельности и сферами социальных явлений. Выделяют нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства. Это высшие чувства, в них заключается все отношение человека к окружающему миру.
Нравственные чувства — отношение человека к окружающим, к Родине, к семье, к себе. К нравственным чувствам относятся: любовь, патриотизм, справедливость, достоинство, мужество. Нравственные чувства разнообразны, это подчеркивает многоплановость человеческих отношений. Этические чувства призваны регулировать поведение человека. Главный нравственный регулятор — совесть. Человек, идущий на сделку с собственной совестью, испытывает чувства вины и стыда. Стыд — инфантильное чувство, вина — более объемное, цельное, предполагающее осознание человеком ответственности за содеянное.
Интеллектуальные чувства возникают при желании человека познавать мир. Процесс приобретения знаний, его результат являются предметами познавательных чувств. К данного рода чувствам можно отнести: интерес, любознательность, таинственность, удивление. Любовь к истине — это вершина интеллектуальных чувств, именно она становится движущей силой науки.
Эстетические чувства помогают воспринимать явления окружающего мира с точки зрения прекрасного, красивого. Эстетические чувства проявляются в художественных оценках и вкусах. Человек, который наделен эстетическим вкусом при восприятии произведений искусства, природы, других людей испытывает положительные или отрицательные эмоции широкого диапазона: от наслаждения до отвращения.
Чувства человека не возникают сами по себе, они связаны со взаимодействием человека с другими людьми, регулируются правилами, нравами общества.
Эмоциональные состояния человека
Настроение — одно из слабо выраженных устойчивых эмоциональных состояний. Это эмоциональная окраска поведения. Когда человек пребывает в хорошем настроении, он воспринимает что-либо положительно. Настроение зависит от того, как протекает взаимодействие между людьми, как человек воспринимает себя, окружающую его обстановку. Настроение бывает положительным: веселое, приподнятое, жизнерадостное, эйфория и отрицательным: грустное, подавленное, пониженное, дисфория, депрессия.
Страсть — сильное, глубокое состояние. Характеризуется сосредоточенностью, собранностью, концентрацией на единую цель. Страсть способна захватить всего человека. Бывают пагубные страсти и страсти, ведущие к великим свершениям.
Стресс — состояние, которое возникает при экстремальной ситуации. От человека требуется мобилизация нервно-психических сил. Изначально термин «стресс» возник в физиологии, как неспецифическая биологическая реакция организма в ответ на неблагоприятное воздействие среды. Позднее был выделен психологический стресс, который подразделяется на эмоциональный (угроза, обида, опасность) и информационный (перегрузки информационного плана).
К стрессу приводят только сильные воздействия. Влияние стрессора должно превосходить приспособительные возможности человека. Г.Селье разработал теорию о стрессе и выделил три стадии его развития:
- мобилизация защитных сил организма;
- адаптация к стрессу;
- истощение.
Стресс — это не просто напряжение нервной системы, это комплексная приспособительная реакция всего организма.
Неважно приятна или неприятна ситуация, вызывающая стресс. Выделяют понятия стресса и дистресса.
Определение 2Дистресс — результат объемного стресса, когда исчерпаны адаптационные резервы.
Тяжелейшими стрессорами являются войны, стихийные бедствия, катастрофы, несчастные случаи, пожары. Раздражители стресса не обязательно должны существовать в реальности. Стресс могут вызвать напоминания или угроза. Есть раздражители, которые существуют в реальности, но не несут опасности и все же имеют стрессогенное значение, так как им приписываются угрожающие свойства.
Близко к стрессу состояние фрустрации, когда на пути к цели у человека возникают трудности. Данное состояние сопровождают множество эмоций: озлобленность, подавленность, агрессия. Данные эмоции способны дезорганизовать сознание и поведение человека.
Функции и виды эмоций у человека
Моральные (нравственно
— этические) чувства — это переживания,
которые возникают при
Интеллектуальные чувства — это переживания, сопровождающие умственную деятельность. К неспецифическим интеллектуальным чувствам относится переживание, которое бывает не только при умственной деятельности: любопытство, удивление, уверенность, сомнение, чувство нового, чувство иронии и юмора.
Эстетические чувства
К высшим проявлениям эмоций многие авторы также относят страсть — встречающееся только у человека эмоциональное состояние. Страсть — это сплав эмоций, мотивов, чувств, сконцентрированного вокруг определенного вида деятельности или предмета. С.Л. Рубинштейн писал, что «страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель… Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели».
Настроения, представляют собой общее
и относительное слабое эмоциональное
состояния, но окрашивающее в течение
длительного времени все
Существует еще один вид эмоциональных состояний — стресс. Первоначально понятие стресса возникло в физиологии для обозначения неспецифической биологической реакции организма в ответ на любое неблагоприятное воздействие. Позднее оно стало использоваться и для описания типичных эмоционально-психических состояний человека в экстремальных условиях — психологический стресс. Последний еще подразделяют на стресс эмоциональный (в ситуациях угрозы, обиды, опасности) и информационный (при информационных перегрузках).
Стрессовые состояния — это особые эмоциональные состояния, возникающие в ответ на экстремальные воздействия и требующие от человека мобилизации всех ресурсов организма, в том числе и нервно — психических сил. По выраженности стрессовое состояние занимает промежуточное положение между эмоцией и аффектом, но по длительности протекания оно приближается к настроению.
1.2. Значение эмоций и чувств в жизни человека
В индивидуальном развитии человека чувства играют важную социализирующую роль. Они выступают как значимый фактор в формировании личности, в особенности ее мотивационной сферы. На базе положительных эмоциональных переживаний типа чувств появляются и закрепляются потребности и интересы человека.
Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они у него всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться.
Эмоции влияют на выраженность переживаний человека. При этом настроение определяется эмоциональной реакцией не на посредственные последствия тех или иных событий, а на их значение для человека в деле его общих жизненных планов. Настроение большинства людей колеблется между умеренным унынием и умеренной радостью. Люди весьма различаются скоростью перехода от радостного настроения к унылому, и наоборот.
Эмоции влияют и на сферу восприятия: память, мышление, воображение. Негативные эмоции порождают чувство печали, скорби, уныния, зависти, злобы, более того, часто повторяясь, они могут вызвать психогенные кожные заболевания: экзему, нейродермиты, секреторные и трофические изменения кожи — выпадение или поседение волос.
Острое эмоциональное
Эмоции и мышление взаимосвязаны и потому существует связь между характером мыслей, приходящих в голову, и настроением.
Так, благотворно влияет на общее самочувствие приятная мысль, способствующая решению любой сложной задачи.Эмоциональные межличностные отношения имеют свою определенную динамику. Они могут достигать величайшей напряженности и постепенно угасать или критически разрушаться или разрешаться. Само время стирает в памяти трагическое, забываются пережитые страдания, становятся менее значимыми прошлые обиды и огорчения. Эмоции, переходящие в аффекты в безуспешной борьбе рассудка со страстями, правильному осознанию поддаются трудно. При этом нередко ни интеллект, ни добрая воля не способны нормализовать психическое равновесие человека. Под влиянием эмоций он становится как бы слепым перед лицом фактов, не может контролировать свои действия.
Умение человека сдерживать свои чувства, откладывая их проявление до более подходящего момента, зависит от эффективности работы мозга. Одни люди рациональны, другие — импульсивны. Разумно развивать в себе терпеливость, учиться сдерживать свой язык, чтобы не обострять взаимоотношений с близкими и друзьями. Хорошо устроенный мозг стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.
От доброго человека всегда исходит душевная теплота, он более эмоционален, чем рассудочный, душевно холодный человек. Душевно холодные люди не могут ни сочувствовать чужому горю, ни радоваться успеху, удаче близкого человека.
При некоторых формах невроза больной может испытывать и «чувство потери чувства», т.е. мучительное бесчувствие, тягостное эмоциональное опустошение, безвозвратную утрату, способность радоваться и страдать.
Человек нередко переживает
чувство собственной
Компенсация чувства
собственной неполноценности
Человек оказывается во власти эмоции, даже если она и не очень сильна. Он практически беззащитен, когда плачет или смеется.
Итак, эмоции могут быть непосредственным сигналом, оценкой, побудителем действия или бездействия, лежать в основе энергетики самого индивида.
Глава 2. Функции эмоций
Из античности до наших дней дошло представление об эмоциях как о явно негативном факторе, разрушающем разумную деятельность человека. Однако уже Ч. Дарвин говорил о биологической целесообразности эмоций. По некоторым данным человек является самым эмоциональным среди представителей животного мира. Таким образом, логично предположить, что богатство эмоционального мира человека, значительно превосходящее элементарные эмоциональные реакции животных, оказывается полезным для выживания и развития человечества. Говоря о том, для чего человеку и животным нужны эмоции, следует различать их функции и роль.
Функция эмоций — это узкое природное предназначение, работа, выполняемая эмоциями в организме, а их роль (обобщенное значение) — это характер и степень участия эмоций в чем-либо, определяемая их функциями, или же их влияние на что-то помимо их природного предназначения (т. е. вторичный продукт их функционирования). Рассмотрим наиболее часто обсуждаемые в психологической литературе функции эмоций.
Функция оценки. Эмоция дает возможность мгновенно оценить смысл изолированного раздражителя или ситуации для человека. Эмоциональная оценка предшествует развернутой сознательной переработке информации и поэтому как бы «направляет» ее в определенное русло. Все знают, как важно первое впечатление, которое мы производим на нового знакомого. Если первое впечатление от человека благоприятное, то в дальнейшем достаточно сложно разрушить возникшую позитивную настройку восприятия («Все, что делает этот приятный человек, – хорошо!»). И, наоборот, «реабилитировать» в своих глазах человека, который почему-то показался нам неприятным, удается с трудом.
Функция мобилизации. Мобилизующая функция эмоций проявляется, в первую очередь, на физиологическом уровне: выброс в кровь адреналина при эмоции страха повышает способность к бегству (правда, чрезмерная доза адреналина может привести и к обратному эффекту – ступору), а понижение порога ощущения, как составляющая эмоции тревоги, помогает распознать угрожающие стимулы. Кроме того, феномен «сужения сознания», который наблюдается при интенсивных эмоциональных состояниях, заставляет организм сосредоточить все усилия на преодолении негативной ситуации.
Функция следообразования. Эмоция часто возникает уже после того, как то или иное событие завершилось, т.е. тогда, когда действовать уже поздно. По этому поводу А.Н. Леонтьев замечал: «В результате аффекта, характеризующегося ситуацией, из которой, в сущности, уже поздно искать выход, создается своеобразное настораживание по отношению к возбуждающей аффект ситуации, т. е. аффекты как бы метят данную ситуацию… Мы получаем предупреждение».
По мнению П. К. Анохина,
эмоции сформировались в эволюционном
процессе как факторы, поддерживающие
адаптивное поведение. Образование
ассоциативной связи между
Поскольку суть следообразующей функции эмоций заключается в предвосхищении событий, которые произойдут в будущем, некоторые авторы склонны говорить об эвристической (от греч. heurisko – нахожу) или предвосхищающей функции эмоций.
Функция побуждения и поддержания деятельности. Как уже было упомянуто, регуляция нашей деятельности осуществляется не только на основе знаний о мире, но и ориентируясь на эмоции. Согласно формулировке С.Л. Рубинштейна, «эмоции являются субъективной формой существования потребностей». Современный человек весьма изощрен по части мотивировок своего поведения, однако именно эмоции открывают ему (и окружающим) истинные мотивы. Во время осуществления деятельности динамика эмоций сигнализирует об ее успешности или препятствиях. Например, при интеллектуальной деятельности эмоциональная реакция предвосхищает еще не осознанное субъектом нахождение решения задачи.
Функция компенсации информационного дефицита. Описанная выше оценочная функция эмоций особенно полезна в том случае, когда нам не хватает информации для рационального принятия решения. Эмоции обладают совершенно экстраординарным значением в функционировании живых организмов и вовсе не заслуживают того, чтобы их противопоставляли «интеллекту». Эмоции, скорее всего, сами представляют высший порядок интеллекта. Другими словами, эмоция является своеобразным «запасным» ресурсом для решения задач. Возникновение эмоций как механизма, компенсирующего дефицит информации, объясняет гипотеза П.В. Симонова. Основываясь на данных, полученных при обследовании космонавтов, П. В. Симонов предположил, что мера переживания эмоции зависит от двух факторов: 1) значимости потребности (П) и 2) разности между информацией, необходимой для ее удовлетворения (Ин), и доступной в данный момент информацией (Ид). Указанная разность отражает, по мнению автора, субъективную вероятность достижения цели. Причем в том случае, если Ин < Ид, наблюдается возникновение отрицательных эмоций (страх, гнев, тревога, отвращение), а если Ин > Ид – то положительных (радость, интерес). Возникновение положительных эмоций усиливает потребности, а отрицательных – снижает их интенсивность.
Черты и функции 6 основных эмоций
6 минутПоследнее обновление: 16 мая 2018 г.
У нас есть старая привычка, унаследованная от философии, обращаться с разумом и эмоциями так, как будто эмоции могут изменить рассуждения. Мы считаем, что эмоции гедонистичны, трансцендентны и иррациональны. Это убеждение приводит нас к другому убеждению: что эмоции вообще не служат никакой цели.
Однако это серьезная ошибка. Эмоции играют очень важную роль: они помогают направлять наше поведение и действовать быстро. Самые значимые эмоции — это то, что мы называем базовыми эмоциями: удивление, отвращение, страх, счастье, печаль и гнев.
Эти основные эмоции являются частью естественного развития каждого человека. Они одинаковы для всех, независимо от окружения человека. В целом, это процессы, связанные с эволюцией и адаптацией, и имеют врожденный универсальный нейронный фон. У них также есть связанная характеристика эмоционального состояния , которую мы могли бы назвать чувством.
Удивление
Мы можем определить удивление как реакцию, вызванную чем-то неожиданным, новым или странным. Другими словами, это когда появляется стимул, о котором испытуемый не думал заранее. Субъективное переживание, сопровождающее удивление, — это чувство неуверенности, наряду с ощущением полной пустоты в уме.
Что касается физиологических реакций, то обычно мы наблюдаем снижение частоты сердечных сокращений и повышение мышечного тонуса. Дыхание становится глубже, высота звука повышается, и субъект издает спонтанные вокализации.
Цель неожиданности — очистить рабочую память от всей остаточной активности, чтобы противостоять неожиданному раздражителю. С этой целью удивление активирует процессы внимания, а также поведение, связанное с исследованием и любопытством. В зависимости от качества неожиданного стимула за этой эмоцией часто следует радость (положительная) или гнев (отрицательная).
Отвращение
Отвращение — одна из основных эмоций, о которой мы узнали из работы Дарвина об эмоциях животных. Он включает в себя ощущение отталкивания или избегания возможности (реальной или воображаемой) проглатывания опасного вещества с загрязняющими свойствами. Субъективное ощущение – это сильное неудовольствие и заметное отвращение к раздражающему раздражителю.
Центральные физиологические эффекты проявляются различными желудочно-кишечными расстройствами наряду с тошнотой. Существует также общее увеличение активации в организме. Мы видим это в увеличении частоты сердечных сокращений и частоты дыхания, реакции проводимости кожи и мышечном напряжении.
Адаптивная функция отвращения состоит в том, чтобы отвергать любой раздражитель, который может быть токсичным. Тошнота и дискомфорт помогают субъекту избегать проглатывания вещей, вредных для организма. Также со временем эта эмоция приобрела и социальный характер. Мы также отвергаем токсичные социальные раздражители.
Страх
Это эмоция, которую исследователи больше всего изучают у людей и животных. Страх – негативное или неблагоприятное эмоциональное состояние. Он включает в себя высокую активацию, ведущую к избеганию и бегству от опасных ситуаций. Переживание страха — это переживание высокого напряжения, наряду с заботой о своем здоровье и безопасности.
Коррелированные физиологические симптомы показывают быстрое повышение активации и подготовки к полету. Сердечная деятельность резко возрастает, а дыхание учащается. Дыхание становится поверхностным и нерегулярным.
Страх — это эволюционное наследие, имеющее очевидную ценность для выживания. Эта эмоция полезна для подготовки тела и стимуляции выживания перед лицом потенциально опасных ситуаций. Кроме того, он помогает научиться новым защитным реакциям.
Счастье
Из всех основных эмоций счастье, пожалуй, самое положительное. Мы напрямую связываем счастье с удовольствием и радостью. Приходит как ответ на решение какой-то личной цели или после смягчения негативной ситуации, например. Судя по тому, как мы это выражаем, кажется, что у него нет никакой функции выживания. Оно кажется не более чем отражением нашего внутреннего состояния.
Однако счастье — это одна из телесных систем, побуждающих нас к действию. Это также награда за поведение, которое приносит нам пользу. Когда мы совершаем какое-то действие, которое достигает цели, возникает счастье. Благодаря этому ощущению счастья мы будем повторять это поведение, чтобы снова испытать удовольствие. Это могут быть самые естественные мотиваторы, которые у нас есть.
На физиологическом уровне мы наблюдаем увеличение частоты сердечных сокращений и улучшение частоты дыхания. Кроме того, мы обнаружили, что мозг вырабатывает больше эндорфинов и дофамина.
Печаль
Из всех основных эмоций печаль, пожалуй, самая негативная. Эта эмоция включает снижение настроения, а также значительное снижение когнитивной и поведенческой активности. Несмотря на плохую репутацию, которую получила эта эмоция, она выполняет роли, столь же важные, если не более важные, чем остальные базовые эмоции.
Цель грусти — действовать в ситуациях, когда субъект оказывается бессильным или не может предпринять никаких прямых действий. Одним из примеров является потеря близкого человека. Печаль снижает уровень активности, когда тело пытается экономить ресурсы и избегать ненужных усилий.
Печаль также играет роль самозащиты. Он генерирует перцептивный фильтр, концентрирующий внимание на себе, а не на вредном раздражителе. Самое главное, это подталкивает людей к поиску социальной поддержки, которая поможет им выйти из депрессивной ситуации.
Гнев
Гнев возникает, когда человек находится в ситуации, которая вызывает разочарование или отвращение. Переживание гнева неприятно. Оно приходит вместе с напряженным чувством, которое побуждает нас действовать. Это многогранная эмоция и во многих случаях неоднозначная. Мы говорим «неоднозначный», потому что это не всегда оправдано, а объект не всегда хорошо идентифицируется.
На физиологическом уровне мы наблюдаем чрезмерное усиление активации и подготовки к действию. Наблюдаем усиление сердечной деятельности. Мышечный тонус и частота дыхания также увеличиваются. Также наблюдается значительное повышение адреналина в крови. Это, в свою очередь, увеличивает когнитивное напряжение.
Гнев имеет четкую эволюционную функцию. Это дает нам ресурсы, необходимые для того, чтобы справляться с неприятными ситуациями. Когда нам приходится сталкиваться с какой-то опасностью или преодолевать трудности, расходование этих ресурсов для повышения активности помогает нам добиться успеха. Если мы не достигаем цели после гнева, то переходим к печали. Это означает, что мы пытаемся решить проблему, используя другие инструменты.
Будь они положительными, отрицательными или нейтральными, у всех эмоций есть цель, которая помогает нам выжить. С другой стороны, они могут быть опасны. Например, они могут вовлечь нас в опасные ситуации или доминировать над нашим поведением. В этих случаях особенно важна эмоциональная регуляция. Эмоциональная регуляция — это то, что позволяет избежать негатива, когда эмоции у руля.
Это может вас заинтересовать…4.1: Функции эмоций — Социальные науки LibreTexts
- Последнее обновление
- Сохранить как PDF
- Идентификатор страницы
- 11943
- NOBA
- https://nobaproject.com/ via The Noba Project 9 0128 Хюсон Хван и Дэвид Мацумото Эмоции помогают нам ориентироваться в сложном социальном ландшафте нашей жизни. [Изображение: Гвенаэль Пиасе, https://goo.gl/d4EDKS, CC BY-NC-SA 2.0, goo.gl/hSpkVI]
- Альберта, Г. М., Рикманн, Т. Р., и Раш, Дж. Д. (2000). Вопросы и рекомендации по преподаванию этнокультурного курса. Преподавание психологии, 27,102-107. дои: 10.1207/S15328023TOP2702_05
- http://top. sagepub.com/content/27/2/102.short
- CrashCourse (2014, 4 августа). Прочувствовать все чувства: Экспресс-курс психологии #25. [Видеофайл]. Получено с:
- Хьюзм А. (2011). Упражнения и демонстрации для поощрения участия студентов в мотивации и курсах. В книге Р. Миллера, Э. Балчетиса, С. Бернса, Д. Дэниела, Б. Сэвилла и У. Вуди (ред.), Содействие вовлечению студентов: Том 2: Занятия, упражнения и демонстрации для курсов психологии. (стр. 79-82) Вашингтон, округ Колумбия, Общество преподавания психологии, Американская психологическая ассоциация.
- http://teachpsych.org/ebooks/pse2011/vol2/index.php
- Джонстон, Э., и Олсон, Л. (2015). Чувствующий мозг: биология и психология эмоций. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: В.В. Нортон и компания.
- http://books.wwnorton.com/books/The-Feeling-Brain/
- Новости NPR: наука о печали и радости: «Наизнанку» правильно передает детские эмоции
- www. npr.org/sections/health-s…emotions-right
- Онлайн-лаборатория психологии: ресурсы по мотивации и эмоциям
- opl.apa.org/Resources.aspx#Motivation
- Интернет: узнайте, насколько хорошо вы можете читать выражения эмоций на лицах других людей
- http://www.humintell.com/free-demos/
- Правила демонстрации культуры
- Это правила, которые усваиваются в раннем возрасте и определяют управление эмоциональными выражениями и их модификацию в соответствии с социальными обстоятельствами. Правила культурного отображения могут работать по-разному. Например, они могут потребовать, чтобы люди выражали эмоции «как есть» (т. скрывать свои чувства, выражая что-то другое, или вообще ничего не показывать.
- Межличностное общение
- Это относится к отношениям или взаимодействию между двумя или более людьми в группе. Таким образом, межличностные функции эмоций относятся к влиянию эмоций на других или к отношениям между собой и другими.
- Внутриличностно
- Это относится к тому, что происходит внутри человека. Таким образом, внутриличностные функции эмоций относятся к воздействию эмоций на людей, которые проявляются физически в их телах и психологически в их разуме.
- Социально-культурная
- Общество относится к системе отношений между отдельными лицами и группами лиц; культура относится к смыслу и информации, предоставленной этой системе, которая передается из поколения в поколение. Таким образом, социальные и культурные функции эмоций относятся к влиянию эмоций на функционирование и поддержание обществ и культур.
- Социальные ссылки
- Это относится к процессу, при котором люди ищут информацию от других, чтобы прояснить ситуацию, а затем используют эту информацию для действий.