Неформальный лидер должен играть в коллективе разные роли – Новости – Научно-образовательный портал IQ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Сотрудники одной и той же компании по-разному понимают роль неформального лидера в организации. Социальные представления о таком человеке варьируются в зависимости от пола и занимаемой должности, пришли к выводу в ходе исследования Людмила Почебут и Елена Газогареева. Результаты исследования опубликованы в журнале НИУ ВШЭ «Организационная Психология».
Неформальный лидер – персона в коллективе, которая имеет большое влияние вне зависимости от занимаемой должности. Несомненно, это человек с определенными лидерскими качествами. В научной литературе можно найти много информации, описывающий феномен лидерства. Но при этом уделено недостаточно внимания социальным представлениям в отношении личности лидера.
Исследователи из СПбГУ решили выяснить, что понимают под неформальным лидерством разные категории сотрудников – руководители и подчиненные, женщины и мужчины. Для этого был проведен опрос сотрудников сети магазинов, торгующих товарами для ремонта и строительства. Возраст респондентов варьировался от 22 до 56 лет, из них – 30 женщин и 30 мужчин. При этом половина респондентов – руководители с высшим образованием, половина – рядовые сотрудники со средним или высшим образованием.
Выяснилось, что такое качество, как уверенность в себе – важная черта неформального лидера в представлениях всех категорий работников. Масштаб значимости остальных качеств оказался зависимым от пола и должности, следует из статьи «Социальные представления о неформальном лидерстве в организации».
Сила уверенности
В ходе исследования респондентам предлагалось перечислить качества личности лидера и оценить каждое из них по семибалльной шкале. В результате опроса ученые получили более 200 качеств, которые с помощью привлеченных экспертов – пяти профессиональных психологов – были объединены в категории по смыслу. Получилось несколько категорий лидерских качеств: уверенность в себе, коммуникативность, ответственность, интеллект, харизма, организаторские способности, эмпатия (понимание эмоционального состояния другого), забота о людях, самоконтроль, влиятельность.
В результате анализа оценок респондентов исследователи выделили ядро и периферийные социальные представления. Ядром оказалось такое лидерское качество, как уверенность в себе. При оценке важности этого качества, как отметили авторы, наблюдается наибольшая согласованность сотрудников.
В числе периферийных элементов социальных представлений о неформальном лидерстве – коммуникативные и организаторские способности, ораторское мастерство, интеллект, а также целеустремленность.
Мишень для агрессии и защитник интересов
Руководители и подчиненные по-разному представляют себе личность неформального лидера и его роль в коллективе.
Так для руководителей наиболее важны ответственность и самоконтроль. Организаторские способности и влиятельность оценены ими как менее значимые.
Подчиненные в своих представлениях, наоборот, наделяют неформального лидера организаторскими способностями.
Вероятно, начальники, по мнению исследователей, высоко оценивают ответственность и самоконтроль, ориентируясь на собственный опыт и понимание роли руководителя. Организаторские способности в их глазах могут быть не столь значимыми, поскольку организационными вопросами должен заниматься официальный руководитель.
Отдельно респондентам предлагалось оценить, какие, по их мнению, функции должен выполнять неформальный лидер в группе. Выяснилось, что подчиненные ожидают от лидера выполнения функций организатора, специалиста, эрудита, эталона (примера для подражания), представителя группы во внешней среде, политика, обеспечивающего максимальную групповую сплоченность.
Однако у руководителей иное представление. Задача неформального лидера, по их мнению, заключается в обеспечении функции генератора настроения и мишени для агрессии. «Они считают, что лидер должен переориентировать агрессию членов группы с руководителя на себя. Таким образом, неформальные лидеры, с точки зрения руководителей, должны следить за эмоциональным настроем группы и при необходимости служить объектом для разрядки эмоционального напряжения», – отметили авторы исследования.
Значимое отличие во взглядах на роль лидера между руководителями и подчиненными заключается в оценке стиля лидерства. По мнению руководителей, лидер должен быть либеральным и не вмешиваться в процесс принятия решений. Подчиненные же рассчитывают на демократичность лидера, его способность влиять на управление. Также, в случае возникновения конфликтных ситуаций, подчиненные ждут от лидера защиты их интересов и настойчивости. А руководители, наоборот, хотят видеть в лидере человека, склонного идти на компромиссы.
Эмпатия для женщин, харизма для мужчин
В процессе исследования были выделены значимые различия в представлениях мужчин и женщин о качествах и роли неформального лидера. Так для мужчин в числе качеств личности лидера наиболее важным оказалось наличие харизмы, а для женщин – эмпатия. И если для мужчин важно, чтобы неформальный лидер ставил цели и достигал их, то для женщин более значим эмоциональный контакт с лидером.
Женщины в целом отдают предпочтение экспрессивной роли лидера. Они ожидают, что лидеры будут вносить в повседневную жизнь группы недостающие окружающим людям теплоту, внимание и формировать психологический климат в группе. В представлениях мужчин лидеры, в первую очередь, должны уметь быстро решать поставленные перед группой задачи.
См. также:
Современные исследования развеивают мифы о лидерстве
Привязанность к начальнику полезна компании
Психоанализ поможет бизнесу
Автор текста: Селина Марина Владимировна, 7 сентября, 2015 г.
Все материалы автора
Менеджмент социальная психология трудовые ресурсы человеческий капитал
Неформальный лидер 👨🏽🎤 в коллективе, роль и статус
21 января, 2023 г.
16 отзывов, в среднем 5 из 5
Неформальный лидер задает тон всему коллективу, у него нет фактической власти, но благодаря его психологическим и личностным качествам есть неформальная. Люди слушают, что они говорят и следят за тем, как они себя ведут.
Миша Ряженка
Founder, Executive Partner
Кто такой неформальный лидер
Человек в коллективе, у которого нет фактической власти, но благодаря его психологическим и личностным качествам есть неформальная.
Миша Ряженка
Founder, Executive Partner
Как выявить неформального лидера в коллективе
Неформальный лидер в коллективе выявляется с помощью социометрического теста.
Миша Ряженка
Founder, Executive Partner
Роль неформального лидера в коллективе
Большую часть своей жизни мы проводим на работе.
Конечно, почти у всех компаний есть свой фактический лидер, т.е. человек, обладающий властью, способный решать проблемы и организовывать рабочий процесс. Однако, часто коллектив (иногда даже не подозревая этого) может искать лидерские черты и в других людях. Людях, которые в компании стоят с ними на одной иерархической ступени. Их еще называют неформальными лидерами.
Неформальные лидеры обладают большой властью и могут оказывать огромное влияние на других работников. Если такие люди будут работать на благо интересов организации, то они смогут выступать ударной силой компании.
Рассмотрим подробнее понятия формального и неформального лидерства.
Миша Ряженка
Founder, Executive Partner
Формальное и неформальное лидерство
Возможно, вы еще в школе могли сталкиваться с каким–то из типов неформального лидерства. Сорвать урок, сплотить одноклассников против кого–то одного или же внести предложение по какому–то вопросу. Все это – поведение лидера.
Во взрослой жизни все обстоит почти также. Неформальные лидеры в большинстве случаев участники коллектива.
Появление неформального лидера в коллективе очень важный момент. Неформальный лидер может помогать организовывать все те процессы, которыми занимается формальный лидер и сплотить компанию, а может внести разлад в ряды сотрудников.
Founder, Executive Partner
Причины появления неформальных лидеров
Невозможно сказать наверняка кто станет неформальным лидером в коллективе. В каждом конкретном случае факторы будут отличаться. Но есть некоторые общие черты: коммуникабельность, инициативность, интеллектуальное развитие, определенные психологические качества и хорошие ораторские способности. Все эти пункты указывают на то, что человек может быть неформальным лидером. Этот тип лидерства чаще всего появляется стихийно и основывается на компетентности, личных симпатиях и ряде других психологических свойств (например, умении находить выход из сложных ситуаций). Роль неформального лидера определяется на основе негласного признания командой его авторитета. Главная задача менеджера – быстро определить, будет ли сотрудничество компании с таким человеком приносить пользу организации или лучше от него избавиться.
Миша Ряженка
Founder, Executive Partner
Как выявить неформального лидера в коллективе (v2)
Самой эффективной и популярной методикой выявления неформального лидера в коллективе является социометрический тест, разработанный Дж. Морено. Он определяет позицию каждого работника в группе и типы межличностных связей. Цель тестирования – совершенствование межгрупповых отношений. С его помощью можно изучить типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, оценить социально–психологическую совместимость членов определенной организации, выявить социометрические позиции персонала и обнаружить внутригрупповые подсистемы.
Конечно, это тестирование не предполагает, что вы выявите неформального лидера просто так. Нужно уметь также перегруппировывать людей, чтобы снижалось возможное напряжение в коллективе, возникшее из–за какой–то несовместимости.
Как проходит тестирование?
Тестирование проводится групповым методом и не требует больших временных затрат. Важно, чтобы опрос персонала был анонимным и заочным. Чаще всего задаются четыре основных вопроса, которые предполагают выбор кого либо из коллег для осуществления совместной формальной и неформальной деятельности. Этот опрос еще называется социометрическая карточка.
Выявление неформального лидера просто необходимо в условиях современных социальных норм. Не нужно бояться, если вы обнаружили, что в вашей компании есть один или несколько неформальных лидеров. Лучше попытайтесь сделать его своим другом. Проанализируйте личность, компетенцию, авторитет и воспользуйтесь этим для повышения эффективности работы компании.
Миша Ряженка
Founder, Executive Partner
Типы неформальных лидеров
Выделяют 2 основных типа:
- конструктивный – влияют на компанию и работу коллектива положительно. Они инициируют обмен информацией и генерируют идеи, организовывают рабочий процесс и помогают адаптации новых сотрудников. Именно они участвуют в создании корпоративной культуры.
- деструктивный – используют свое влияние, чтобы саботировать решения руководства. Нередко они подрывают авторитет руководителя и ставят под сомнение его распоряжения. Снижают эффективность работы и мотивацию сотрудников, создают конфликтные ситуации, а уходя могут увести за собой часть коллектива.
Конструктивных лидеров надо поощрять и мотивировать, т.к. существование положительного неформального лидера – большая удача для организации.
Деструктивная группа, наоборот, не дает коллективу функционировать правильно. Поэтому правильной тактикой для руководителя будет остановить процесс получения неформальным лидером последователей. Сделать это можно путем перераспределения функций, увеличением объема работы или вовсе переводом в другой отдел. Но есть и более рискованный шаг. Можно проявить к его мнению особое внимание и попытаться приблизить к руководству, т.е. сделать его партнером, чтобы у него появилась возможность взглянуть на все со стороны руководства.
Миша Ряженка
Founder, Executive Partner
Типы неформальных лидеров в зависимости от стиля их общения:
Новатор
Творческий и эмоциональный человек. Его идеи оригинальны, но если он не находит поддержки или сталкивается с критикой, то быстро опускает руки. Вы можете советоваться с ними, когда компании нужен новый оригинальный подход к какому–либо вопросу. Они с радостью вольются в какой–то ваш пилотный проект.
2. Координатор
Организованный человек, который готов четко спланировать все рабочие процессы. Обычно может аргументированно ответить на любой вопрос, связанный с рабочей деятельностью, из–за чего пользуется авторитетом. Они привносят в коллектив жизненно важные модели поведения или навыки, и другие, к тому же, обращают на это внимание. Ему можно поручить организаторскую работу или вообще возложить на него часть контролирующих обязанностей.
3. Серый кардинал
Не пытается «сместить» начальство, но знает всю основную информацию о настоящей рабочей деятельности (дедлайны, разногласия, проблематика). Руководитель может узнавать у него полезную информацию, необходимую для анализа социальных отношений в коллективе.
4. Революционер
Этот тип неформального лидера может внести разногласия в коллектив, т.к. он четко отслеживает проблемы и высказывает недовольства, но редко предлагает способы решения. Но это не значит, что такие люди абсолютно бесполезны в коллективе, т.к. они могут стать значимыми общественными деятелями.
5. Весельчак
С ними обычно не скучно, поэтому коллектив легко идет за такими лидерами. Они помогают работникам легче воспринимать монотонную или сложную работу. Они также являются центрами коммуникации: знают многих людей внутри коллектива и свободно с ними общаются. Поэтому они зачастую могут служить связующими звеньями для людей, которые без них никак бы не смогли бы поделиться идеями или информацией друг с другом.
6. Кризис–менеджер
Ситуативный лидер, особо никак не проявляющий себя в условиях обычной работы, но в критических ситуациях – быстро ориентируется и принимает решения.
Миша Ряженка
Founder, Executive Partner
Стратегия общения с неформальным лидером
Сложно сформулировать одну общую четкую стратегию работы с неформальными лидерами, т. к. каждый случай уникален и имеет свою специфику. Однако можно вывести общие правила привлечения неформального лидера на сторону руководства:
- Политика кнута и пряника не сработает в случае с неформальным лидерством. Потому что, например, увольнение такого человека может быть принято коллективом резко негативно. Повышение тоже должно происходить в «удачный» момент, когда есть уверенность в его лояльности компании.
- Если общаться с неформальным лидером как с экспертом, то можно получить актуальные сведения о проблемах в коллективе. Это поможет исправить какие–то ошибки и более эффективно управлять персоналом.
- Нельзя принимать все решения относительно персонала только на основе мнения неформального лидера. Это может привести к тому, что он поставит под сомнение авторитет формального руководителя, т.к. сложится впечатление, что инициатором всех решений является именно неформальный лидер.
- Последнее слово на совещаниях должно всегда оставаться за руководителем. Если дать всем высказаться, а потом озвучить свое решение, то каждый сотрудник убедится в том, что его мнение ценно для руководителя, можно будет оценить позицию неформального лидера и учесть интересы коллектива.
- Важно всегда поддерживать лояльность неформального лидера. Иначе он может решить, что им пренебрегают и начать действовать согласно этому убеждению.
На самом деле, конечно неформальным и формальным лидером иногда может быть один и тот же человек. Но когда руководитель не совмещает в себе эти функции и качества – необходимы рекомендации по работе и управлению неформальными лидерами. Ведь, как правило, неформальный лидер возникает тогда, когда руководитель упускает какие–то функции. Например: недостаточная мотивация персонала, контакты с сотрудниками, т.е. проблемы коммуникации с персоналом. Для людей это равнозначно отсутствию лидера, поэтому возникает потребность в неформальном.
Миша Ряженка
Founder, Executive Partner
Почему важна роль неформального лидера?
Сегодня мы находимся на том этапе развития общества, когда человеческие взаимоотношения играют огромную роль в устройстве любой организации. Они дают реальную выгоду, которая сразу же отражается на результатах работы. Именно поэтому руководителю просто необходимо внимательно следить за тем, как меняются настроения в коллективе. Не менее важно и своевременно реагировать на появление неформальных лидеров, т.к. их таланты и деловые качества могут быть очень полезны в работе.
Неформальные лидеры: как быть одним может повысить вашу карьеру
«Неформальный лидер» — это модное слово, которое сегодня многие используют на рабочем месте. Сайт Indeed.com определяет это следующим образом: «Неформальное лидерство — это способность человека восприниматься как лидер благодаря его репутации, авторитету и влиянию на рабочем месте. Отдельные лица в организации считают неформальных лидеров достойными подражания или послушания».
Как это воспринимают руководители респираторной службы? Мы попросили их взвеситься.
Позитивное отношение
Джеймс Питтман, BSRT, RRT, менеджер службы сердечно-легочной помощи в медицинском центре Atrium Health Wake Forest Baptist Lexington в Лексингтоне, Кентукки. По его мнению, неформальные лидеры — это высокоэффективные люди, позитивно настроенные, защищающие своих пациентов, разделяющие видение и миссию своей организации и заслужившие доверие своих коллег.
«Терапевт должен быть готов решать проблемы отделения, которые никто другой не хочет делать, быть новаторским в подходе к возникающим препятствиям, быть в состоянии предвидеть, что может понадобиться дальше в любой ситуации, и стать человеком, к которому можно обратиться. в отделе для коллег и формального руководства», — сказал он.
Патти ДеХуилио, MS, RRT, RRT-ACCS, RRT-NPS, соглашается с тем, что неформальные лидеры — это те сотрудники, которые проявляют активность так, как другие часто не делают.
«Неформальный лидер сообщает о проблемах и предлагает обдуманные решения, является положительным образцом для подражания для команды и часто общается с руководством, добровольно участвует в комитетах или обучает команду новым процессам или лекарствам, и рад служить в качестве суперпользователь, когда это необходимо», — сказал клинический директор Центральной больницы DuPage Northwestern Medicine в Уинфилде, штат Иллинойс.
Жакалин Оравек, MPA, RRT, RSSGT, RST, CPFT, менеджер по нейродиагностике Мемориального медицинского центра Конемо в Джонстауне, Пенсильвания, считает, что неформальные лидеры обладают врожденной способностью видеть «общую картину». Они, естественно, оказывают успокаивающее влияние на своих сверстников и имеют хорошие рабочие отношения с врачами, медсестрами и другими поставщиками медицинских услуг.
«Часто неформальный лидер даже не осознает, что он лидер», — сказала она. Вместо этого они любопытны по своей природе, что делает их учащимися на протяжении всей жизни и привлекательными как профессионалы. «Выбор карьеры — это не просто работа, — продолжает Оравец.
Уравновешивание
Сара Уайтсел, директор по респираторным программам в Sabre Healthcare Group, которая управляет рядом домов престарелых в семи штатах, обнаружила, что неформальные лидеры, как правило, делают то, что необходимо, без просьб. Кроме того, они могут справляться с ситуациями без особого руководства и принимать правильные решения.
Но так же, как они могут вести сотрудников в правильном направлении, существует вероятность того, что они могут привести их и в неправильном направлении. «Они терапевты, на которых смотрят другие и моделируют свое поведение», — сказала она. «Этот человек играет жизненно важную роль в отделе, и это важный человек, которого нужно поддерживать в позитивном настрое. Они могут создать или разрушить отдел, поэтому эффективное управление ими является ключевым моментом».
Хотя это может быть балансом для менеджеров, она говорит, что когда все сделано правильно, эти сотрудники могут превратить вашу команду в лучшую команду, о которой только можно мечтать.
Лаура Куинн, MHA, RRT, RRT-ACCS, RRT-NPS, менеджер службы респираторной помощи в Мемориальной системе здравоохранения Сарасоты в Сарасоте, Флорида, говорит, что формирование неформального лидерства среди персонала может быть сложной задачей.
«Равное отношение к равным и отсутствие предпочтения отдельных людей создает командную среду, в которой даже самые слабые звенья чувствуют себя в безопасности, задавая вопросы и развиваясь», — сказала она. «Это может быть сложно, например, со сменными заданиями — размещение самых сильных людей в их любимых подразделениях может обеспечить плавную смену, но это вызывает стагнацию роста, и другие видят неравенство. Назначение более слабого человека на выполнимое, но более сложное задание придает отделу глубину».
Хотя это и не всегда возможно, она считает, что сотрудники могут развивать свои способности к неформальному лидерству, помогая другим в отделе расти в их собственной практике и помогая им приобретать новый опыт. Она вспоминает один случай из своей карьеры, который говорит об этом.
«У меня был неофициальный наставник, который пригласил меня в операционную, когда его попросили добавить оксид азота для случая», — сказала она. «Я был рад узнать что-то новое и быстро стал источником информации для этой процедуры. Без его обмена знаниями у меня не было бы этой возможности, и это помогло команде в долгосрочной перспективе, потому что у другого члена команды были эти знания».
Рена Лалиберте, бакалавр наук, специалист по клиническому обучению и координатор отделения неотложной помощи в больнице Генри Форда в Детройте, штат Мичиган, тоже помнит, каково это быть неформальным лидером.
«Исходя из опыта, работа в качестве неформального лидера заставляет всех обращать на вас внимание как в вашем отделе, так и за его пределами», — сказала она. «Вы быстро становитесь человеком, к которому нужно обратиться, когда кому-то нужна помощь с чем-либо или конкретным проектом. Когда появится вакансия и власть имущие начнут встречаться по поводу потенциальных кандидатов, ваше лицо и имя будут первыми, что придут на ум».
Завоевать уважение
Лора Куинн также считает, что неформальные лидеры могут помочь формальным лидерам, чтобы обеспечить распространение информации.
«Даже самые продуманные сообщения могут быть получены не так, как предполагалось; это в сочетании с изменениями, которые изначально могут не иметь смысла, может вызвать жалобы и негатив», — сказала она. «Сильная сторона неформального лидера заключается в том, чтобы не прыгать на подножку, а более глубоко думать о том, почему могут происходить изменения, и помогать делиться знаниями о более широкой картине».
Чарли Фридеричи, RRT, который в настоящее время работает координатором по безопасности жизни и готовности к чрезвычайным ситуациям в больнице Саратога в Саратога-Спрингс, штат Нью-Йорк, говорит, что неформальные лидеры не обязательно должны быть самыми умными людьми в штате, но они должны быть одними из самых уважаемые и часто они также имеют наибольший опыт.
«Они заслужили уважение своих коллег, а также врачей, медсестер и т. д.», — сказал он. «Они готовы отвечать на вопросы, помогать своим коллегам, возможно, помогают наставлять новых терапевтов, и они всегда учатся и совершенствуются».
По словам Джеффри Дэвиса, BS, RRT, FAARC, директора отделения респираторной терапии и функции легких в Медицинском центре Рональда Рейгана Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, Калифорния, неформальные лидеры — это те сотрудники, которые заработали репутацию в отделении благодаря командной работе и знаниям. , и позитивный настрой.
«Эти люди уже вдохновляют, гибкие, добрые и чуткие», — сказал он. «Неформальное лидерство — это естественная черта, которая, я считаю, является краеугольным камнем лидерства. . . демонстрация этих черт определенно повышает их шансы однажды стать формальным руководителем в моем отделе».
Скотт Черрета, бакалавр медицины, заместитель директора по респираторным заболеваниям в Региональном медицинском центре Явапаи в Прескотте, штат Аризона, считает, что неформальным лидером может быть любой.
«Это отношение, а не позиция», — сказал он. «У некоторых людей просто есть «это» и они вдохновляют других с помощью спокойной фасилитации и критического мышления».
Он видел эти качества у всех, от 20-летних новичков до опытных сотрудников, и считает, что менеджеры должны обращать на них внимание, решая, кого продвигать.
«Многие отделы привлекают таланты со стороны для заполнения руководящих должностей, — сказал он. «Я считаю, что ключом к продвижению в отделе должно быть не решение менеджера, а скорее решение команды. Человек, который завоевывает доверие команды в неформальной роли, является естественным лидером, и он часто преуспевает в качестве формального лидера и будет уважаем и принят командой в этой новой роли».
Еще несколько звуковых фрагментов
Мы завершим это еще несколькими звуковыми фрагментами о том, как стать неформальным лидером, извлеченным из информации, предоставленной этими менеджерами —
В большом отделе может показаться трудным выделиться среди коллег, но кажущиеся мелочи действительно имеют значение. Первый день вашей текущей роли — это первое собеседование для вашей следующей. — Лаура Куинн
Однажды я слышал, как оратор называл сотрудников «арендаторами» и «владельцами». Арендаторы принимают работу за чистую монету и не вкладывают в нее деньги. Это средство для достижения цели. Владелец, с другой стороны, берет на себя ответственность за работу и все, что с ней связано. На мой взгляд, лидеры являются владельцами своей карьеры/работы, своего рабочего места и своей организации. — Жакалин Оравек
Коллеги и формальные лидеры замечают неформального лидера, потому что он уже продемонстрировал свои способности к лидерству. Это все равно, что одеваться для работы, которую вы хотите, а не для той, которую вы имеете. В этом случае это похоже на работу, которую вы хотите, а не на ту, которая у вас есть. — Джим Питтман
При открытии любой должности лидера или преподавателя мы ищем тех неформальных лидеров, которые, по нашему мнению, сделали все возможное, и мы уже наблюдали, как они ведут команду в неформальной манере. — Патти ДеХуило
Неформальный лидер может стать формальным лидером, если докажет, что он может моделировать и справляться с трудными ситуациями. Они могут думать не только о себе и мыслить в целом, а не просто «как это на меня влияет?» — Сара Уайтсел
Выяви себя. Будьте профессионалом, вступайте в клубы или комитеты внутри своего учреждения и привлекайте внимание не только к своему имени, но и к своему отделу. Сообщите всем о ценности, которую вы добавляете. — Рена Лалиберте
Важность неформального лидера
Перейти к основному содержанию
Дуанна П.
Дуанна П.
ᴄᴜʟᴛɪᴠᴀᴛɪɴɢ & ᴄᴏᴀᴄʜɪɴɢ ᴇᴍᴘʟᴏʏᴇᴇs ᴛᴏ ʙᴇᴄᴏᴍᴇ ᴇɴɢᴀɢᴇᴅ ʟ ᴇᴀᴅᴇʀs 🤝 ᴘʀᴏᴠɪᴅɪɴɢ ᴛʀᴀɴsғᴏʀᴍᴀᴛɪᴏɴᴀʟ ᴛʀᴀɪɴɪɪɴɢ ᴛᴏ ᴅᴇᴠᴇ ʟᴏᴘ ᴛʜᴇ ɴᴇᴄᴇssᴀʀʏ sᴏғᴛ sᴋɪʟʟs ᴛᴏ sᴜᴄᴄᴇᴇᴅ️ 🎯
Опубликовано 3 марта 2020 г.
+ Подписаться
Интуитивно мы все понимаем разницу между формальными и неформальными лидерами. И все мы знаем, почему формальные лидеры необходимы. Но мы часто обходим стороной вопрос неформального лидерства, как будто он менее важен. Вместо этого мы должны уделять пристальное внимание нашим сотрудникам с высоким потенциалом, предлагая им подходящие возможности для развития лидерских качеств. Почему? Потому что мы можем использовать их влияние во благо каждого. Давайте немного исследуем эту предпосылку.
Формальные и неформальные лидеры
В статье, озаглавленной «Определение ролей и поведения неформальных лидеров в студенческих дизайнерских командах», исследователи из Университета Гонзага в Спокане, штат Вашингтон, изучающие командное лидерство, пришли к выводу, что, вообще говоря, любой лидер обладает двумя основными качествами, которые он может поддерживать функциональную и сплоченную группу и обеспечивать выполнение групповых задач.
Несмотря на то, что все ответственные лица имеют схожие цели, средства для достижения этих целей в каждом случае различаются. По сути, различия между формальными и неформальными лидерами являются следствием различных источников власти и власти, на которых основан их статус лидера.
В случае формального лидера источник власти очевиден. Любой менеджер, например, наделен официальными полномочиями начальства. Таким образом, сначала помазывается управляющий, и только затем следует власть. Поскольку управленческая власть в основном основывается на формальных полномочиях, менеджер может напрямую использовать эту власть, используя набор инструментов, уникальных для этого исключительного статуса. К ним относятся способности предлагать значимое вознаграждение, контролировать ресурсы, принуждать и наказывать подчиненных, влиять на их карьеру и, в целом, отдавать приказы и устанавливать законы.
Однако в случае с неформальным лидером, поскольку официального помазания не происходит, источники власти вовсе не так очевидны. Несомненно, однако, то, что, в отличие от формального лидерства, неформальное лидерство предшествует силе. Иначе говоря, у первого развивается способность влиять на сверстников, и только , затем человек становится лидером.
Некоторые исследователи предполагают, что неформальное лидерство основано на «подлинном лидерстве». Поскольку у неформальных лидеров нет инструментов для принуждения или значимого вознаграждения других, им приходится полагаться на другой набор инструментов для оказания своего влияния. Мы увидим, что они сильно различаются.
Некоторые могут показаться поверхностными, например, харизма, физическая красота или сила. Но нравится вам это или нет, но даже такой тип характера может превратить кого-то в неформального лидера. Другие атрибуты более ценны и желательны. Они включают в себя превосходные рабочие качества, глубокое знание задач, процессов и операций организации, обширный опыт работы в компании, отличные коммуникативные навыки, сочувствие и четкое понимание потребностей, проблем и целей своих коллег.
Что неформальные лидеры приносят организации?
Начнем с того, что согласно исследованию, неформальные лидеры считаются такими же или даже более влиятельными, чем формальные лидеры.
Настоящие лидеры — это те, кто набрал высокие баллы в следующих шести категориях: общее видение, общение, сообщество, отношения, руководство и характер. Основываясь на том, как оба типа лидеров оценивают эти шесть категорий, кажется, что неформальные лидеры воспринимаются как на голову выше формальных лидеров практически во всем. Поскольку у них нет официальных полномочий, они не могут влиять на политику компании, но могут влиять на своих коллег.
Во-первых, они могут преодолеть разрыв между формальными лидерами и обычными сотрудниками. И это работает в обе стороны. С одной стороны, они могут донести до руководства жалобы сотрудников всякий раз, когда у самих сотрудников нет уверенности в том, что они могут напрямую поговорить со своим начальством. С другой стороны, они могут ответить на некоторые вопросы сотрудников о процедурах, процессах и даже управленческих решениях. Часто у формальных лидеров нет времени, чтобы ответить на все вопросы, которые могут возникнуть у их подчиненных.
Неформальные лидеры выступают в качестве представителей или посредников для обеих сторон , а не только для обычных работников. Если они искренне верят в организацию, они доверяют тому направлению, в котором движется компания, и доверяют вам, своему боссу. Неформальные лидеры будут вашими самыми восторженными болельщиками. Обычно мы не думаем о лидерах как о последователях. Но если ваши неформальные лидеры увлечены тем, что они делают, и если они верят в то, что делаете вы, то они первыми последуют за вами и помогут привлечь всех на свою сторону. Если они гордятся тем, что являются частью вашей компании, они привьют эту гордость всем.
Если вы внедряете новую технологию или уникальный процесс, который они считают интересным или полезным, они первыми начнут его использовать и научат всех, как извлечь из этого максимальную пользу. Такие люди обычно преуспевают в своей работе. Они очень любопытны, мыслят вдумчиво, творчески и находят решения. Но хотя они очень сосредоточены на своей работе, они все же находят время, чтобы быть приятными и устанавливать здоровые отношения со своими коллегами.
Всегда ли неформальные лидеры оказывают положительное влияние на организацию?
Ну, это зависит от обстоятельств. Мы упоминали, что люди иногда становятся неформальными лидерами по неправильным причинам. Например, красивый, обаятельный, упрямый человек или человек с сильной волей, скорее всего, будет иметь более значительное влияние среди своих сверстников. Но одних этих качеств, если они не сочетаются с обширным опытом работы или превосходными способностями к работе, недостаточно, чтобы сделать кого-то ценным лидером. Наоборот.
Например, неформальный лидер, который является обаятельным и эффективным коммуникатором, но не ориентирован на задачу, может нанести большой ущерб организации. Конечно, каждый хочет быть рядом с кем-то интересным и забавным, но если этот человек не ориентирован на задачу, не может сосредоточиться на текущей работе, он уведет всех в заблуждение, а команда в целом пострадает. в конечном итоге быть менее сосредоточенным. И, конечно же, быть ориентированным на задачу — это прекрасно. Тем не менее, если человек, который сосредоточен на работе и хорошо осведомлен, не является еще и представительным, то он не сможет ни на кого повлиять.
Бывают и другие случаи, когда кто-то доступен и хорошо осведомлен, но все же наносит ущерб организации. Например, подумайте о ком-то, кто долгое время работает в организации, очень нравится и опытен, но чувствует себя выгоревшим. Поскольку у них есть возможность легко влиять на своих сверстников, их отсутствие энтузиазма превратится в эпидемию. Или как насчет того, кто, опять же, харизматичен и компетентен, но не согласен с направлением, в котором движется ваша компания? Скорее всего, они окажут ужасное влияние на других ваших сотрудников.
В довершение всего, важно помнить, что падение неформального лидера также может навредить вашему бизнесу. Все, что нужно, это чтобы неофициальный лидер потерял уважение своих сверстников. Это изменение событий повлияет на способность команды сосредоточиться на своих целях и на их способность вести здоровую коммуникацию. Как это может случиться? Что ж, одна из причин, по которой это может произойти, — изменение поведения формального лидера по отношению к неформальному лидеру. Или наоборот, конечно. Если влиятельный сотрудник начнет восприниматься как «подлизавшийся» к начальнику, все может быть потеряно.