Функциональные состояния человека: Основные методы оценки своего функционального состояния и способы его регуляции Журнал Министерства обороны Российской Федерации

Функциональные и психические состояния

11.11.2011

Термин «состояние», обусловливающий поведение человека, представляет собой системное понятие.

Психофизиологическое состояние (функциональное) — это совокупность трех составляющих:

  1. внутренние психофизиологические условия;
  2. внешняя среда, в том числе и социальная;
  3. факторы деятельности.

Всякая деятельность, идеальная (психическая) или внешне реализуемая (поведенческая), предполагает наличие определенного фона или, другими словами, определенных условий. При одних условиях эта деятельность может протекать успешно, при других — менее успешно, при третьих — вообще невозможна. Для биологических систем высокого уровня развития, каким является человек, определение условий, детерминирующих различные реакции, является решающим, но часто вызывает затруднения. Каждый из нас субъективно отличает состояние высокой работоспособности от состояния утомления и сонливости, напряжение внимания от расслабленности.

Актуальность проблемы анализа и оценки функционального состояния человека, как фактора, обуславливающего его поведение и возможности, привела к созданию различных гипотез и теорий для объяснения различных состояний, хотя до настоящего времени определение понятия «функциональное состояние» неоднозначно и разные авторы дают его различную трактовку:

Функциональное состояние — интегральный комплекс наличных характеристик тех функций и качеств человека, которые прямо или косвенно обусловливают выполнение деятельности (В.И. Медведев).

Функциональное состояние — это интегральная характеристика наличных свойств, качеств человека, определяющих эффективность его деятельности (В.П. Зинченко).

Под функциональным состоянием понимается некоторый симптомокомплекс характеристик физиологических и психофизиологических процессов, определяющих уровень активности функций и систем организма, особенности жизнедеятельности, и обусловливающих в большой мере работоспособность и поведение человека (В.

Л. Марищук).

Все приведенные определения имеют одну логическую основу. Состояние характеризуется как совокупность или симптомокомплекс различных характеристик, процессов, свойств и качеств, обусловливающих уровень активности систем, эффективность деятельности и поведение. Состояние — причинно обусловленное явление, реакция не отдельной системы или органа, а личности в целом, с включением в реагирование как физиологических, так и психологических уровней управления и регулирования, относящихся к подструктурам и сторонам личности. В психологической литературе часто нет четкой границы между понятиями «функциональное состояние» или «психофизиологическое состояние» и «психическое состояние».

Психическое состояние — целостная характеристика психической деятельности, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности (Н.Д. Левитов). Психические состояния чаще проявляются как реакция на ситуацию или деятельность и носят адаптивный приспособительный характер.

В отличие от физиологических реакций, отражающих энергетическую сторону адаптационных процессов, психические состояния определяются преимущественно информационным фактором и отвечают за обеспечение приспособительного поведения на психическом уровне. Психические состояния — явления исключительно индивидуальные, так как зависят от особенностей конкретной личности, ценностных ориентации, мотивации и т.д. Часто наблюдается несоответствие психических состояний вызвавшим их условиям, иными словами, ослабление их приспособительной роли, вплоть до полной дезорганизации поведения. Психическое состояние является неотъемлемой составной частью функционального состояния.

Состояния отличаются богатым разнообразием. В каждом из них одна из характеристик является ведущей в том смысле, что она в наибольшей степени обусловливает прочие отдельные параметры состояния и его своеобразие в целом. В каждом состоянии так или иначе отражено духовное (психическое) и телесное (физиологическое) бытие человека. Состояния многомерны. Они выступают и как система организации психических процессов, и как субъективное отношение к отражаемому явлению, и как механизм реагирования на окружающую действительность. В психофизиологических состояниях находит отражение взаимодействие человека с окружающей средой. Любые изменения во внешней среде, изменения во внутреннем мире личности влекут за собой переход в новое состояние, меняют уровень активности субъекта.

Наиболее выраженные полярные состояния — периоды сна и бодрствования, исследуемые функциональные состояния — сон и бодрствование. Уровень бодрствования неоднороден, традиционно выделяют: утомление, монотонию, напряженность. Отдельно рассматривают различные формы стресса как психологической природы, связанные со стрессорами, действующими через вторую сигнальную систему, т.е. через словесные раздражители, так и связанные с воздействием социальных условий среды, а также и состояния, вызываемые воздействием экстремальных факторов физической природы, таких, как температурные, механические, бароакустические, световые, барические. Любое состояние есть результат включения индивида в определенную деятельность, в ходе которой состояние формируется и активно преобразуется, оказывая в свою очередь влияние на осуществление деятельности. Сам термин «функциональное состояние» вводится для характеристики эффективностной стороны деятельности или поведения человека и предполагает решение вопроса о возможностях человека, находящегося в том или ином состоянии, выполнить конкретный вид деятельности.

Все многообразие форм поведения человека обусловлено их качественной специфичностью, что определяется предметной направленностью деятельности и ее мотивацией. В то же время разные формы активности человека можно охарактеризовать с точки зрения интенсивности их проявления. Под этим обычно подразумевают степень актуализации психофизиологических ресурсов индивида, необходимых для выполнения определенной деятельности в конкретных условиях. Таким образом, к роли функциональных состояний можно подходить с разных сторон. Первоначально понятие «функциональное состояние» возникло в физиологии и было содержанием исследований энергетических затрат работающего организма.

Следует заметить, что анализ функционального состояния работающего человека в условиях реальной деятельности предполагает учет не только энергетических характеристик, но и психологических и социальных факторов, оказывающих влияние на индивида.

Исследование функциональных состояний проводится в следующих направлениях:

  1. Оценка индивидуальных особенностей личности (физиологических, психологических), например, с целью профотбора, профпригодности, психодиагностики и коррекции.
  2. Распознавание устойчивых психофизиологических свойств, необходимых для надежного выполнения деятельности. Установление временных, скоростных, информационных возможностей человека, обусловленных генетически или полученных при обучении (для прогнозирования эффективности деятельности).
  3. Определение максимально возможного времени нахождения в измененной среде, которое не вызывает нарушения здоровья человека (экстремальные ситуации).

Таким образом, функциональное состояние выступает в качестве важнейшего фактора, обусловаливающего успешность и продуктивность деятельности человека в сфере труда, общения, познания, оказывает существенное влияние на эффективность и качество различных видов деятельности, на существование человека как личности.

Ключевые слова: Психика

Источник: Карпов А.В., Общая психология

Материалы по теме

Рационализация в психологии по Фрейду

Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов…

Рефлекторный характер психики

Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций

Принципы диагностики психического развития детей

Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб…

Механизм психического развития ребенка

Аверин В. А., Психология детей и подростков

Мышление в структуре психики: сущность познавательного процесса

Нарциссова С. Ю., Сиротин В.П. Мышление: феноменология процесса: монография / С.Ю. Нарциссова…

Чем определяется психическое развитие человека?

Марцинковская Т.Д., Психология развития

Предмет психологии и физиологические механизмы психики

Наследственность, среда, психика: общее и индивидуальное в психике

Столяренко Л.Д., Основы психологии

Особенности функционального состояния мозга подростков и возможность его произвольной регуляции //Психологическая газета

24 мая 2023 года исполнилось бы 99 лет нейрофизиологу, педагогу, доктору биологических наук, профессору, академику РАО Деборе Ароновне Фарбер, ушедшей из жизни 22 марта этого года.

Функциональное состояние — это тот фон, на котором осуществляется функционирование физиологических систем, контакты с внешней средой и различные виды физической и познавательной деятельности. В организации функционального состояния организма ведущая роль принадлежит функциональному состоянию мозга, которое определяется соотношением активности различных мозговых структур и их взаимодействием. В континиуме функциональных состояний человека от состояния активного бодрствования (деятельности) до глубокого сна выделяется особое функциональное состояние — спокойное бодрствование (покой), оптимальное для готовности к приему информации и организации деятельности [16].

У взрослого человека в этом состоянии в электроэнцефалограмме (ЭЭГ) доминирует синхронная ритмическая активность частотой 8–12 Гц — альфа-ритм. Функциональные характеристики этого ритма определяют его значимость для осуществления готовности к восприятию информации и организации деятельности. Согласованность во времени (синхронность) ритмической электрической активности нейронных сетей мозга, отражающаяся в параметрах электроэнцефалограммы (ЭЭГ) рассматривается как системообразующий фактор [25], обеспечивающий взаимодействие структур мозга [30], их объединение в функциональную рабочую систему, соответствующую конкретной реализуемой когнитивной задаче или организации деятельности. При произвольном внимании, направленном на восприятие стимулов определенной сенсорной модальности, наблюдается усиление взаимосвязанности по альфа-ритму сенсорно-специфических корковых зон и регуляторных зон префронтальной коры [9; 20].

Альфа-ритм как доминирующая форма активности в состоянии спокойного бодрствования формируется в онтогенезе человека постепенно по мере структурно-функционального созревания коры больших полушарий [10; 11; 15]. Его формирование проявляется в степени представленности в ЭЭГ, стабилизации, формировании определенной пространственно-временной организации, увеличении частоты. В 6–8-летнем возрасте в ЭЭГ ребенка, наряду с альфа-ритмом, регистрируются колебания, отражающие активность глубинных структур мозга. И только с 9–10 лет альфа-ритм становится доминирующей стабильной формой активности с частотой, аналогичной частоте альфа-ритма взрослых. Формирование доминирующего ритма отражает становление зрелого типа баланса активности коры и подкорковых структур с превалированием активности коры больших полушарий. Это обеспечивает функциональное состояние, благоприятное для организации разных видов деятельности.

Начало полового созревания приводит к существенным изменениям степени структурного созревания разных отделов мозга. На начальной стадии полового созревания резко повышается активность гипоталамуса, являющаяся одним из компонентов нейроэндокринной гипоталамо-гипофизарной системы, рассматриваемой как запускающее звено полового созревания, стимулирующее выделение половых гормонов [8]. Согласно имеющимся данным, половые гормоны оказывают прямое и гетерохронное влияния на структурное созревание разных отделов мозга [26; 27; 29; 31]. При этом отмечается опережающее влияние гормонов на глубинные структуры мозга.

Баланс корково-подкорковой активации со временем изменяется в сторону большей активации более зрелых глубинных отделов, в том числе и структур мотивационно-эмоциональной системы. Повышенная активность этих структур приводит к возрастающему эмоциональному напряжению. Следствием этого является увеличение уровня общей психофизиологической активации [7].

В раннем подростковом возрасте происходят изменения функционального состояния мозга в покое, снижающие степень готовности к деятельности, что отражается в специфике когнитивных процессов. Меньшая степень зрелости префронтальной коры и сниженная ее активность по сравнению с глубинными структурами является препятствием для функционирования системы произвольной регуляции и организации деятельности, затрудняется реализация управляющих функций и снижается степень их влияния на активность глубинных структур. В экспериментальных исследованиях это проявляется в снижении функционального взаимодействия корковых структур в ситуации произвольного внимания, направленного на опознание неполных изображений и снижение эффективности выполнения этой когнитивной задачи [18; 19]. Показано также снижение объема рабочей памяти [17].

Изменение управляющих функций на начальном этапе полового созревания проявляется и в снижении тормозного коркового контроля [28], что приводит к возрастающей импульсивности принятия решений и поведения [13; 14]. Обнаруженные на начальном этапе полового созревания изменения деятельности мозга, безусловно, отрицательно влияют на функциональное состояние организма подростка, возникают определенные трудности учебной деятельности и перегрузки, напряжение деятельности физиологических систем, утомление, снижение стрессоустойчивости.

Вследствие снижения тормозного контроля со стороны коры на структуры мотивационно-эмоциональной системы потребности подростка становятся плохо управляемыми, они направлены только на то, что непосредственно интересует подростка и/или дает непосредственное положительное подкрепление [24; 32].

Несмотря на то, что, как и эмоциональное напряжение, так и специфика потребностей подростка не способствуют оптимальному функциональному состоянию и эффективности деятельности, оптимизация функционального состояния подростка возможна. Для этого следует использовать характерный для периода взросления интерес подростка к собственной личности, к возможности изменить, улучшить свои физические и психические качества [12; 21; 22]. Подростков интересует все, что может помочь им лучше ориентироваться в окружающем мире. Этому стремлению препятствует снижение активности коры больших полушарий в сравнении с глубинными структурами и ухудшение вследствие этого механизмов произвольной регуляции функционального состояния.

Реализации механизма произвольной регуляции препятствует высокий уровень психофизиологической активации, связанный с повышенной активностью глубинных структур мозга. Для того чтобы реализовать потребности подростка к самоусовершенствованию, необходимо повысить возможность произвольной регуляции функционального состояния, снизив уровень напряжения и психофизиологической активации. Следует отметить, что повысить уровень активности коры сравнительно легко, для этого достаточно увеличить приток информации, поступающей в кору. Из жизненного опыта мы знаем, что после непродолжительного или беспокойного сна, ощущая низкий тонус, достаточно сделать физические упражнения, и поток импульсации, поступающий через ретикулярную формацию ствола, повысит уровень активности коры больших полушарий.

Значительно труднее снизить уровень психофизиологической активации. Для этого требуется вовлечение механизмов произвольного управления функциональным состоянием. Вовлечение высших регуляторных структур префронтальной коры может обеспечить регуляцию общего уровня психофизиологической активации, снять излишнее напряжение, что, в свою очередь, позволит обеспечить готовность к реализации физической или познавательной деятельности.

Большинство взрослых при оптимальном соотношении активности коры и глубинных структур способны к произвольной регуляции функционального состояния. Способность к произвольной регуляции функционального состояния, как отмечено выше, формируется по мере созревания префронтальной коры и ее связей с другими структурами. В раннем подростковом возрасте избыточная активность глубинных структур затрудняет возможность произвольной регуляции функционального состояния. Для того чтобы ее реализовать и снять чрезмерную психофизиологическую активность и напряжение, надо овладеть специальными приемами (техниками), способствующими оптимизации функционального состояния. Такими техниками являются методики релаксации.

Состояние релаксации — такое же естественное для организма состояние, как и другие входящие в континуум функциональных состояний. Оно занимает промежуточное место между спокойным бодрствованием (покоем) и сном. По уровню активации состояние релаксации противоположно мобилизации. Противоположны они и в энергетическом плане: при мобилизации происходит повышение уровня энергозатрат, при релаксации — накопление энергоресурсов. В этом плане релаксация сходна с состоянием сна, однако существенно отличается от него наличием сознания, готовностью к деятельности. Физиологические сдвиги, возникающие при формировании релаксации, очень напоминают состояние отдыха. Это ослабление мышечного тонуса, снижение минутного объема дыхания (дыхание становится более редким и поверхностным), уменьшение частоты сердечных сокращений, нормализация артериального давления и выравнивание кожной температуры (потепление кистей рук), изменение гормонального профиля в сторону антистрессовой направленности. Релаксационное состояние по всем признакам противоположно состоянию нервно-психического напряжения, стрессу. Характер релаксационных сдвигов в физиологических процессах свидетельствует о его высоком восстановительном потенциале, позволяющем достаточно быстро оптимизировать функциональное состояние организма. Быстрое восстановление функциональных ресурсов — важная сторона использования релаксационных методик.

Роль релаксации в оптимизации функционального состояния мозга определила первоначальное использование релаксационных методик в клинических целях: при стрессах и неврозах [23]. Позднее возник более широкий интерес к релаксации, вызванный информационными и эмоциональными перегрузками, свойственными современному обществу.

Исследования произвольной регуляции функционального состояния в возрастном аспекте [1–6] показали, что способностью обучаться релаксации обладают уже дети младшего школьного возраста. Однако она выявляется только у 30% детей, при этом изменение значений электрокожного сопротивления (ЭКС) по сравнению с состоянием до релаксации не превышает 10%, в то время как у взрослых оно достигает 80%. Низкие возможности произвольной регуляции функционального состояния отражают установленную в онтогенетических исследованиях относительную незрелость регуляторных структур префронтальной коры и, соответственно, механизмов произвольного регулирования. Морфофункциональное созревание системы произвольной регуляции к 9–10 годам [9] определяет существенные изменения возможностей произвольной релаксации. В 10–11 лет способность к релаксации наблюдается у всех детей. Снижение общего уровня активации по ЭКС в этом возрасте достигает 50% [3].

Формирование к этому возрасту механизмов произвольной регуляции деятельности проявляется в функциональной организации структур мозга, приближающейся к таковой у взрослых. У детей 10–11 лет овладение методикой релаксации способствует не только снижению уровня активации, но и положительно влияет на когнитивные процессы. Установлено [6], что в 10–11 лет функциональная организация мозга при преднастройке к выполнению когнитивной задачи близка к таковой у взрослых. Формируются системы функциональных связей префронтальной коры с проекционными и ассоциативными корковыми зонами, участвующими в приеме и обработке модально-специфической информации, необходимой для решения предъявляемой когнитивной задачи. При этом преднастройка в пострелаксационном состоянии приводит к более выраженному усилению связей по сравнению с преднастройкой в функциональном состоянии, предшествующем релаксации. Такая организация направленного внимания обеспечивает повышение эффективности выполнения когнитивного задания: точность восприятия информации, увеличение объема кратковременной памяти. Таким образом, возраст 10–11 лет можно рассматривать как благоприятный период для обучения произвольной релаксации с целью повышения эффективности когнитивных процессов и, следовательно, учебной деятельности.

В связи с началом полового созревания происходят существенные негативные изменения механизмов произвольной регуляции функционального состояния. Сопоставление показателей произвольной релаксации в возрастных группах 10–11, 12–13 и 13–14 лет [5] показало, что на начальном этапе полового созревания возможности произвольной релаксации значительно меньше, чем в 10–11 лет. У 12–13-летних подростков в релаксационном состоянии уровень активации не отличается от такового до релаксации. В 13–14 лет появляется тенденция к снижению общей активации при релаксации, однако выраженность этих изменений еще не достигает взрослого уровня.

При этом для обеих групп подростков (12–13 и 13–14 лет) характерна меньшая степень изменения общего активационного уровня в сравнении с 10–11 годами. Особенности произвольной релаксации отчетливо выявляются в специфике функциональной организации мозга в процессе преднастройки к выполнению когнитивной задачи в пострелаксационном состоянии. В группе 12–13-летних формирующаяся при преднастройке система мозговых структур, обеспечивающая готовность к выполнению когнитивных задач, не отличается от формирующихся в предшествующем релаксации состоянии спокойного бодрствования. Соответственно, не наблюдается и улучшения показателей выполнения заданий (кратковременная слухоречевая память). В отличие от 12–13-летних, у 13–14-летних появляется характерное для преднастройки у взрослых и 10–11-летних детей усиление функциональных связей префронтальной коры с каудальными сенсорными зонами, что приводит к повышению эффективности деятельности — возрастает объем кратковременной памяти.

Показано, что результатом оптимизации функционального состояния в 13–14 лет является улучшение показателей слухоречевой памяти. Эти данные соответствуют результатам исследований, выявивших некоторое улучшение механизмов произвольной организации деятельности к 14 годам [19].

Существенной особенностью раннего подросткового возраста, негативно влияющей на психофизиологическую активацию, а следовательно, и на оптимизацию функционального состояния как готовности к деятельности, является изменение в мотивационно-эмоциональной системе. Повышенная в сравнении с корой больших полушарий активность глубинных лимбических структур и снижение возможностей коркового контроля приводит не только к избыточному эмоциональному напряжению, но и к качественным изменениям мотивационно-эмоциональной сферы.

Потребности подростка направлены только на то, что представляет для него непосредственный интерес [24; 32] и/или может дать немедленное положительное подкрепление. Показано, что только такие задачи активируют корковые отделы мотивационно-эмоциональной системы. Задания, не представляющие непосредственного интереса, не приводят к характерному для взрослых изменению корковых отделов мотивационно-эмоциональной системы, снижается и их влияние на организацию функциональных систем при когнитивной деятельности [19].

Анализ представленных выше данных свидетельствует о том, что у подростков возможности произвольной регуляции функционального состояния снижены во многом за счет повышенной психофизиологической активации. В связи с этим использование методов релаксации приносит несомненную пользу. Переход в релаксационное состояние снимает избыточную психоэмоциональную активность, тревожность, эмоциональную и вегетативную реактивность подростка, его утомляемость и, тем самым, способствует нормализации его поведения и эффективности познавательной деятельности.

Заключение

Анализ литературных данных и результатов многолетних исследований авторов свидетельствует о том, что высокий уровень активации глубинных структур мозга в раннем подростковом возрасте приводит к эмоциональному и вегетативному напряжению, чрезмерному повышению общей психофизиологической активности. Снижается возможность коркового контроля и произвольной регуляции функционального состояния. Следствием этого являются негативные изменения в состоянии спокойного бодрствования как оптимальном фоне для приема информации и организации деятельности.

Использование методик релаксации при регуляции функционального состояния у подростков приводит к снижению чрезмерной общей активации и напряжения. Однако у подростков в 12–13 лет по сравнении с 10–11-ти летними это снижение выражено значительно меньше, снижено влияние релаксации на организацию деятельности. В 13–14 лет наблюдается тенденция к восстановлению возможностей произвольной релаксации. Оптимальным для овладения произвольной релаксацией является возраст 16–17 лет, вместе с тем использование метода релаксации целесообразно в течение всего подросткового периода. Нормализация функционального состояния мозга и организма в целом с помощью релаксационных методик создает оптимальные условия для восприятия информации и организации деятельности.

Список литературы

  1. Горев А.С. Динамика ритмических составляющих альфа-диапазона ЭЭГ детей 7–8 лет в условиях релаксации // Физиология человека. – 1998а. – Т. 24. – №1 – С. 21-26.
  2. Горев А.С. Динамика ритмических составляющих ЭЭГ в условиях релаксации у школьников 9–10 лет с различной успешностью обучения // Физиология человека. – 1998б. – Т. 24. – №6. – С. 42-47.
  3. Горев А.С. Влияние кратковременной релаксации на организацию биоэлектрической активности мозга в состоянии спокойного бодрствования у младших школьников // Физиология человека. – 2004. – Т. 30. – №5. – С. 30-35.
  4. Горев А.С. Влияние произвольной регуляции функционального состояния (релаксация) на организацию корковых процессов при мнестической деятельности у школьников 9–10 лет // Физиология человека. – 2007. – Т. 33. – №2. – С. 35-42.
  5. Горев А.С. Произвольная регуляция функционального состояния и ее влияние на эффективность когнитивной деятельности в подростковом возрасте // Физиология человека. – 2017. – Т. 43. – №2. – С. 15-22.
  6. Горев А.С. ЭЭГ-анализ возрастных особенностей влияния произвольной релаксации на когнитивную деятельность у детей 10–12 лет // Новые исследования. – 2015. – № 1 (42). – С. 16-26.
  7. Гримак Л.П. Психология активности. Психологические механизмы и приемы саморегуляции. – М.: Либроком, 2010. – 378 с.
  8. Колесов Д.В., Сельверова Н.Б. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания. – М.: Педагогика, 1978. – 224 с.
  9. Мачинская Р.И. Функциональное созревание мозга и формирование нейрофизиологических механизмов избирательного произвольного внимания у детей младшего школьного возраста // Физиология человека. – 2006. – Т. 32. – №1. – С. 26-36.
  10. Мозговые механизмы формирования познавательной деятельности в предшкольном и младшем школьном возрасте / под ред. Р.И. Мачинской, Д.А. Фарбер. – М.: НОУ ВПО «МПСУ»; Воронеж: МОДЭК, 2014.
  11. Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка / под ред. Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2009.
  12. Реминдштадт Х. Подростковый и юношеский возраст. – М.: Мир, 1994. – 317 с.
  13. Семенова О.А., Мачинская Р.И. Влияние функционального состояния регуляторных систем мозга на эффективность произвольной организации когнитивной деятельности у детей. Сообщение II. Нейропсихологический и электроэнцефалографический анализ состояния регуляторных функций мозга у детей предподросткового возраста с трудностями учебной адаптации // Физиология человека. – 2015. – Т. 41. – № 5. – С. 28-38.
  14. Семенова О., Мачинская Р., Ломакин Д. Влияние функционального состояния регуляторных систем мозга на эффективность программирования, избирательной регуляции и контроля когнитивной деятельности у детей. Сообщение I. Нейропсихологический и электроэнцефалографический анализ возрастных преобразований регуляторных функций мозга в период от 9 до 12 лет // Физиология человека. – 2015. – Т. 41. – №4. – С. 5-17.
  15. Структурно-функциональная организация развивающегося мозга / Под ред. Д.А. Фарбер. – Л.: Наука, 1990. – 197 с.
  16. Ухтомский А.А. Очерк физиологии нервной системы // Ухтомский А.А. Собр. соч.: В 6 т. – Л., 1954. – Т. 4 – С. 5-229.
  17. Фарбер Д.А., Игнатьева И.С., Влияние нейроэндокринных сдвигов пубертатного периода на реализацию рабочей памяти у подростков // Физиология человека. – 2006. – Т. 32. – №1. – С. 5-14.
  18. Фарбер Д.А., Курганский А.В., Петренко Н.Е. Мозговая организация преднастройки к зрительному опознанию у детей предподросткового возраста // Физиология человека. – 2015. – Т. 41. – №5. – С. 5-15.
  19. Фарбер Д.А., Петренко Н.Е. Особенности мозговой организации произвольного внимания и их влияние на эффективность целостного опознания у подростков 12–13 лет // Новые исследования. – 2015. – №4. – C. 4-18.
  20. Фарбер Д.A., Мачинская Р.И., Курганский А. В., Петренко Н.Е. Функциональная организация мозга в период подготовки к опознанию фрагментарных изображений // Журнал высшей нервной деятельности им И.П. Павлова. – 2014. – Т. 64. – №2. – С. 190-200.
  21. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. – М.: Изд-во МГУ, 1995. – 367 с.
  22. Фельдштейн Д.И. Трудный подросток – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. – 206 с.
  23. Эверли Дж.С., Розельфельд Р. Стресс. Природа и лечение. – М.: Медицина, 1985. – 225 с.

Источник: Фарбер Д.А., Горев А.С. Особенности функционального состояния мозга подростков и возможность его произвольной регуляции // Новые исследования. 2017. № 4(53). С. 5–14.

Функционализм: введение

Вернуться на СТРАНИЦУ МОДУЛЯ

Функционализм: введение

Дэвид Лич Андерсон: Автор

Для нескольких тысячелетий философы и богословы размышляли о природа человеческого разума. Было выдвинуто множество увлекательных теорий. объяснить сущность психических состояний. На протяжении большей части этой истории господствующие взгляды предполагали, что разум есть нечто довольно таинственный и принципиально не похожий ни на что другое в природе мир. Исходя из этого предположения, разум не из тех вещей, которые можно было бы изучить методами науки.

Только в прошлом веке были предприняты попытки развить «науку» разума. Чтобы теория сознания была научной, она должна быть эмпирической. То есть он должен дать объяснение разума с точки зрения свойств, которые доступны пяти чувствам (зрению, слуху, вкусу, осязанию и обонянию). Если теория такого рода действительно может уловить фундаментальную природу разум и познание, то разум больше не был бы непостижимым загадка, ее можно изучать так же, как и все остальное в природе. Это было бы, как мы говорим, быть «общедоступным».

В этом разделе мы рассмотрим самую влиятельную современную теорию разума: функционализм . Это эмпирическая теория, породившая огромное исследовательская работа, которая, если она выполнит свое обещание, многое объяснит о разум, который в настоящее время остается за пределами нашего понимания. В то время как функционализм доминирует в нынешних исследованиях в области когнитивных наук, остается спорным теория. Существует красноречивое меньшинство, которое настаивает на том, что функционализм терпит неудачу. чтобы захватить основные элементы «ума». Позже мы рассмотрим некоторые из самых известных аргументов против функционализма. Но для Теперь стоит отметить, что даже те, кто отвергает теорию, иногда признать, что в настоящее время на горизонте нет лучшей эмпирической теории. Эти же люди часто соглашаются с тем, что исследовательские программы, построенные на предположениях функционализма чрезвычайно полезны. Даже если функционализм затмится или дополненная когда-нибудь новой теорией, вполне вероятно, что любая новая теория извлекут пользу из уроков, извлеченных из исследовательских программ, которые довести функционализм до предела. Итак, теперь мы переходим к функционализму, самая влиятельная современная теория разума.

О мышеловках, системах обогрева и функциях

Если вы видите машину, которую вы никогда раньше не видели, вы можете спросить: «Что такое эта штуковина? Какова его цель? Для чего это?» Спрашивая эти вопросы, вы просите объяснения функции что машина обслуживает. Во многих контекстах, когда мы спрашиваем: «Что это?» то, что мы в конечном итоге просим, ​​это отчет о том, что он делает.

Рассмотрим, для например, мышеловка. Если вы знаете, что кто-то купил мышеловку, то, что вы знаете, это функция, которую он выполняет. Он разработан (или хорошо или плохо) ловить мышей. Существуют десятки видов мышеловок, от знакомый подпружиненный сорт с сыром, до ядовитых химикатов разместили в «мышиной гостинице». Зная только, что это мышеловка, вы ничего не знаете о как выполняет свою функцию или что материалов, из которых он сделан. И для этого вам может быть все равно — до тех пор, пока хорошо выполняет свою функцию. Поучительно, что выражение имеет в наш язык вошел акцент на чисто функциональных свойствах мышеловок. Если кто-то пытается создать новое изобретение, новый метод выполнения знакомой функции, мы говорим: «они пытаются построить лучшая мышеловка.»

Можно сказать концепция мышеловки может быть реализована (что превращен в конкретный материальный объект) в соответствии со многими различными конструкций и с использованием различных материалов. Чтобы позаимствовать выражение из когнитивная наука, мы можем сказать, что мышеловки могут быть многократно реализованы в различных физических приспособлениях. Как мы узнаем, если функционализм верно, то умов может быть многократная реализация в различных дизайна и различных материалов, а также. Но об этом позже.

Функциональное описание системы отопления

Рассмотрим работа автоматизированной системы отопления. Его основная функция состоит в том, чтобы производить тепло всякий раз, когда температура воздуха падает ниже заданного уровень. Можно сказать, что система принимает в качестве вход воздух из номер и дает как вывод тепла по мере необходимости. Если мы предположим, что система отопления настроена на 68 градусов по Фаренгейту, то можно сказать что его функция состоит в том, чтобы производить тепло, если температура ниже 68 градусов F, и ничего не делать, если температура 68 градусов F или выше. Как представленный на изображении ниже, он берет воздух из комнаты в качестве входа, и он дает тепло (или нет) в качестве выхода в соответствии с правилом.

Здесь мы лечим весь система отопления как черный ящик — то есть мы игнорируем то, что внутри коробки. Нас интересует только поведение системы, а не ее конструкции или внутренней работы ее частей. Рассматривая его как черный ящик , мы знаем только то, что он выводит (т.е. как он себя ведет) в ответ на различные входные данные. При внимательном наблюдении его поведения, мы обнаружили бы, что эта система отопления реализует следующую функцию (или правило):

Выдача тепла только как выход если то температура меньше 68 градусов.

Если нам станет любопытно, хоть и хотите «заглянуть внутрь» черного ящика, найдем какие бы физические компоненты ни использовались для выполнения функций этого специальная автоматизированная система отопления. Например, мы можем найти следующее:

При проверке компонентов которые на самом деле заставят систему отопления функционировать должным образом, мы найдем что существует несколько различных устройств, каждое из которых вносит свой уникальный вклад к системе. Система, изображенная выше, и большинство систем отопления включают (среди прочего) три следующих компонента:

  1. Термостат
  2. Выключатель
  3. Источник тепла

Возьмем первое устройство, термостат . Если нас интересует, как устройство на самом деле построен, мы можем изучить его так внимательно, чтобы иметь возможность написать полный чертежи, которые позволили бы нам воспроизвести устройство во всех деталях. Такие чертежи будут определять размеры каждого отдельного компонента. из которых он построен, в нем будут указаны материалы, используемые для строительства каждый компонент, и он точно покажет, как все части расположены так, чтобы работать правильно. В случае системы отопления на фото выше мы видим, что что-то вроде привычной нам ртути (или красного спирта) термометр находится в основе термостата. Подробный план будет скажите нам, из какого стекла сделана трубка, форма стекла, объем ртути, заключенной в стакане, и т. д. Только термометр, однако, не термостат делает. Помимо ртутного термометра, должны быть дополнительные компоненты, способные считывать температуру на термометр (подойдет фотоэлектрический датчик) и устройство для определить, была ли температура, зафиксированная термометром, или была не ниже температуры, на которую был установлен термостат. (У нас есть мы исключили эти другие компоненты из нашей картины для простоты.)

Мы могли бы интерес к физическим свойствам термостата, но мы может не. Вместо этого нас могут интересовать исключительно функциональные термостата . характеристики. В качестве способа выражения этого сдвига в перспективе мы можем представить себе черный ящик , который закрывает термостат, скрывая его от глаз. Затем мы можем сделать для термостата то, что мы изначально сделали для вся система отопления — мы можем дать функциональное описание из термостат, отмечая только то, что он принимает как вход и что он дает как вывод , полностью игнорируя как он преуспевает выполнение этой функции. Функцию вещи часто называют ее причинная роль , то есть эффект, который он оказывает на другие части система (частью которой она является) и влияние, которое она оказывает на мир вокруг него. Говорить о функции или причинной роли вещи — это не говоря уже о как это вызывает определенные вещи, но просто что это так.

Так же, как мы учитывая функциональное описание термостата, мы можем сделать то же самое для двух других ключевых компонентов системы отопления, «выключателя» и «источник тепла».

Каждый из компоненты системы отопления, приведенные выше, представлены в функциональных термины, а не физические термины. Мы можем видеть, что входит в каждый черный ящик, и мы можем наблюдать, какой результат он дает в ответ на каждый ввод. Если мы заплатим внимание, возможно, мы сможем обнаружить правило, которому оно следует, давая конкретный выход для каждого входа. При всем этом мы можем видеть, что он делает, но не как это делается. Учитывая, что есть много способов построить термостат который выполняет функцию «обнаружения температуры», мы говорим, что термостат может быть реализовал по-разному.

Есть много Возможные конструкции термостата. В основе каждого термостата лежит термометр, устройство, которое может точно определить температуру воздух. Рассмотрим три возможных способа построения термометра. показано в левой части изображения ниже. Каждый использует свой метод измерения температура воздуха. Любой из них будет выполнять одну и ту же функцию, и так что пока их физические свойства будут совсем другими, их функциональные свойства будут идентичными.

Так же, как там Существуют разные способы сборки термостатов, есть также разные способы строительных выключателей и источников тепла. На картинке ниже вы можете видеть три разных способа построения (или реализации ) каждого из функциональных устройства: термостат, выключатель и источник тепла.

Если ты хочешь для построения системы отопления можно подобрать любой термостат из столбца А, любой переключатель из столбца B и любой источник тепла из столбца C. Подключите все вместе (с помощью небольшого электрического провода и клейкой ленты), и вы будет система отопления.

Назад к функционалистской теории разума

Функционализм это теория разума, претендующая на то, чтобы рассказать нам о фундаментальной природе наших психических состояний. Ваши психические состояния включают в себя все, начиная с вашего страха высоты к вашей вере в то, что сегодня вторник, с ваше желание съесть рожок мороженого к острой боли в ваша нога. Страхи, убеждения, желания, боли — все это психические состояния. Ваш умственный состояния включают когнитивную обработку, о которой вы знаете, потому что они сопровождаются субъективными переживаниями, или «чувствами», какой-то. Но они также включают когнитивную обработку, которую вы не подозревают, например, как ваша зрительная система превращает простые двухмерные штриховые рисунки в трехмерный «мир».

Итак, что же ваше желание рожка мороженого и боль в ноге должны сделать с термостатами и системами отопления? Ну, согласно функционализму, сущность ваших желаний и ваших страданий не может быть найдена в материале , из которого состоят ваши желания, а скорее в функцию , которую выполняет каждый. Что за штука ваша боль из? Состоит ли боль каким-то образом из молекул (то есть из физического материала)? Или они сделаны из какого-то нематериального психические вещи. Согласно функционализму, мы можем описать существенные черты нашего ментального без указания того, из какого материала он сделан. Нам нужно только опишите, что входит и что выходит из каждого из компонентов черных ящиков . Ан описание определенного психического состояния, такого как боль, считается полным, когда все из его функциональных выявлено свойств. Вещи, которые используется для реализации этих функциональных свойств, не является существенной частью того, чем на самом деле являются психические состояния.

Теперь надо Можно сказать, что практически все современные функционалисты являются физикалистами . То есть они считают, что все существующее в конечном итоге построено из физического материала (молекул и т. д.), как описано в наших лучших теориях в физике. Будучи физикалистами, они не верят в существование нематериальное, ментальное вещество . Далее, хотя описание психическое состояние может не требовать какого-либо упоминания о том, из чего оно состоит. тем не менее, может оказаться чрезвычайно полезным тщательно изучить материал , если вы хотите точно узнать, для чего предназначен материал выполняет. (То есть, если вы ищете подробное описание причинной роли боли в конкретном организме, исследуя активность нервных окончаний и болевые центры в головном мозге могут предоставить соответствующие данные.) Тем не менее, хотя функционалисты склонны быть физикалистами, они должен признать, что по крайней мере вообразимо, что боль может быть реализована в чем-то ином, чем в молекулах, точно так же, как мы все должны признать, что термостат может быть реализовал с помощью чего-то другого, кроме ртути термометр. Функциональные свойства всегда могут быть (по крайней мере в принципе) многократно реализовано .

Функционализм, компьютерная метафора и ET

В нашем обсуждении функционализма до сих пор слово «компьютер» не использовалось. упомянул. Тем не менее, с тех пор, как этот функционализм был выдвинут как теория разума (философа Хилари Патнэм, которая обычно приписывают то, что он был первым сторонником в статье под названием «Умы и машины» 1960), это было объяснено с помощью компьютера . метафора . Чтобы сказать, что психические состояния являются функциональными свойствами, сказал Патнэма, состоит в том, чтобы сказать, что разум в фундаментальных отношениях подобен компьютеру. программа. Теперь другие люди уже предположили, что разум подобен компьютер. На самом деле, самая популярная теория разума в то время, Впервые функционализм был представлен в виде теории, названной тождеством . тезис . Согласно этой теории, разум следует отождествлять с мозг, а ментальные состояния были по существу состояниями мозга. Многие, кто обнял эта теория также обращалась к компьютерной метафоре . Они сказали, что мозг был компьютером, а психические состояния были физическими состояниями мозга/компьютера. Но есть принципиальное различие между идентичностью тезис , согласно которому ментальные состояния являются состояниями компьютера аппаратные средства и функционализм согласно которым психические состояния являются состояниями программного обеспечения компьютера . Если вы определяете «боль» как физическом состоянии, то ни одно существо во Вселенной не могло бы находиться в боль, если только она не была в том же физическом состоянии мозга, что и мы когда нам больно. Но это не кажется правильным. Если вы видели фильм ET: The Extraterrestrial, вы видели пришельца с другой планеты страдать, чтобы помочь спасти жизнь ребенка. Если предположить, что физ. структура мозга инопланетян сильно отличается от нашего (что, скорее всего, быть), то он не мог находиться в том же физическом состоянии мозга, что и мы. когда нам больно. Если это так, то мы должны были бы сказать, что инопланетянин не мог быть в боли. Но это не кажется правильным. Конечно, это возможно для ET испытывать боль, даже если его мозг физически сильно отличается от нашего. (Если ты подружился с инопланетянином, как мальчик в фильме, ты подружился бы сказать, что ET было больно!).

Вот один из сильных сторон функционализма . Поскольку душевные состояния, как боли, функциональных состояний, а не физических состояний, тогда боли могут быть реализованы многократно в широком диапазоне различных физические состояния и, таким образом, во всех типах странных и удивительных существ. Точно так же, как термин «термостат» определяет функциональную концепцию, ‘боль’. Если что-то выполняет функцию термостата в системе отопления система, если она имеет причинная роль , которую мы описали выше — тогда это это термостат. Неважно, из чего он сделан. Точно так же, если что-то выполняет функцию боли у пришельца из другая планета, если оно имеет ту же каузальную роль в инопланетянах, что и в нас, — тогда это это боль. Неважно, как устроен мозг инопланетянина или из чего он сделан. Даже не важно, есть ли у инопланетян уникальный орган. то, что можно описать как «мозг». Еще возможно, что тот самый такое же психическое состояние, реализованное в нас, может быть реализовано и в ЕТ. Согласно к функционализму, ET может быть в боли!!

Так откуда же что оставить нас? Что ж, мы знаем, что многие современные ученые и философы полагаю, что ваш ум очень похож на программу, работающую на вашем мозг, железо. Но это только говорит нам так много. Знаем ли мы действительно что такое компьютер? Мы видим их каждый день, конечно. Но вы можете быть удивлены тем, что среди ученые что такое компьютеры, а что нет. Твой мозг действительно компьютер? И если это компьютер, то какой это компьютер? компьютерная метафора может дать поразительное представление о природе наших умов, или это может быть еще один теоретический тупик. Но пока мы получать ясно, что такое компьютеров , мы даже не можем сказать, компьютерная метафора предлагает интересную теорию, которая делает спорным утверждение о природе нашего разума, или это тривиальное утверждение это практически ничего интересного не говорит о нашем разуме. Итак, наш следующий останавливаться должно быть исследование природы компьютеры . Мы думаем, что вы найдет изучение компьютеров более интересным, чем вы могли бы ожидать. [Если вы хотите изучить природу компьютеров, вы можете прочитать « Природа компьютеров «.]

Характеристики факторной структуры функционального состояния организма шести- и семилетних девочек и мальчиков

  1. Драк М., Телесный взгляд Людвига фон Берталанфи на теория эволюции, Дж. Эксп. Зоол., Часть B , 2015 г. , том. 324, нет. 2, с. 77.

    Google Scholar

  2. Миллиус А. и Уеда Х.Р. Открытия внутренних часов, полученные системной биологией, Front. Нейрол ., 2017, вып. 8, с. 25.

    Артикул Google Scholar

  3. Медведев В.И. Взаимодействие физиологических и психологических механизмов в процессе адаптации, Физиол. Чел ., 1998, вып. 24, нет. 4, с. 7.

    КАС Google Scholar

  4. Данилова Н.Н., Психофизиология , Москва: Аспект Пресс, 2012.

    Google Scholar

  5. Леонова А.Б. Кузнецова А.С. Структурно-интегративный анализ функциональных состояний: история и перспективы развития // Вестн. Моск. ун-та, сер. 14: Психол ., 2019, вып. 1, с. 13.

  6. Илюхина В. А., Научные предвидения в понимании принципов жизнедеятельности мозга человека, их развитие и реализация . и реализации), ул. Петербург: Ин-т. Мозга, Росс. акад. наук, 2018.

  7. Прохоров А.О. Структурно-функциональная модель психической регуляции психических состояний субъекта, Психол. Ж ., 2020, вып. 41, нет. 1, с. 5.

    Google Scholar

  8. Медведев В.И., Адаптация человека , СПб: Ин-т. Мозга, Росс. акад. наук, 2003.

  9. Анохин П.К. Кибернетика функциональных систем: избранные труды . М.: Медицина, 1996.

  10. 902 92

    Судаков К.В., Функциональные системы . М.: Рос. акад. Nauk, 2011.

  11. Гаскин С. Дж. и Хаппелл Б. Об исследовательском факторном анализе: обзор последних данных, оценка текущей практики и рекомендации для будущего использования, Int. Дж. Нурс. Стад . , 2014, вып. 51, нет. 3, с. 511.

    Артикул Google Scholar

  12. Райт А.Г. Текущее состояние и будущее факторного анализа в исследованиях расстройств личности, стр. 9.0020 Личные расстройства ., 2017, том. 8, нет. 1, с. 14.

    Артикул Google Scholar

  13. Нассири В., Ловик А., Моленбергс Г. и Вербеке Г., Об использовании множественного вменения для исследовательского факторного анализа неполных данных, Behav. Рез. Методы ., 2018, вып. 50, нет. 2, с. 501.

    Артикул Google Scholar

  14. Криволапчук И.А. Факторная структура функционального состояния детей 5-6 лет, Гул. Физиол ., 2014, вып. 40, нет. 5, с. 513.

    Артикул Google Scholar

  15. Криволапчук И. А. и Чернова М.Б. Факторная структура функционального состояния мальчиков 13–14 лет // Hum. Физиол ., 2017, вып. 43, нет. 2, с. 157.

    Артикул Google Scholar

  16. Криволапчук И.А. , Чернова М.Б. Особенности факторной структуры функционального состояния детей 9 лет.–10 лет, г. Юм. Физиол ., 2019, вып. 45, нет. 1, с. 30.

    Артикул Google Scholar

  17. Шлык Н.И., Сердечный ритм и тип регуляции у детей, подростков и спортсменов . Ижевск: Удмурт. Гос. Univ., 2009.

  18. Shapiro, D., Jamner, L.D., Lane, J.D., et al., Руководство по публикации артериального давления. Общество психофизических исследований, Психофизиология , 1996, вып. 33, нет. 1, с. 1.

    Артикул КАС Google Scholar

  19. Сонькин В. Д. Развитие мышечной энергетики и работоспособности в онтогенезе . М.: Либроком, 2011.

  20. Костина Л.М. гностики тревожности (Диагностика тревоги), СПб.: Речь, 2006. 9.0010

  21. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива . М.: Педагогика, 1988. анализ с малыми размерами выборки: сравнение трех подходы, Поведение. Процессы ., 2013, вып. 97, с. 90.

    Артикул Google Scholar

  22. Марш, Х.В., Морин, А.Дж., Паркер, П.Д., и Каур, Г., Исследовательское моделирование структурными уравнениями: интеграция лучших особенностей исследовательского и подтверждающего факторного анализа, год. Преподобный Клин. Psychol ., 2014, т. 1, с. 10, с. 85.

    Артикул Google Scholar

  23. Хьелле, Л.А. и Циглер, Д.Дж., Теории личности: основные предположения, исследования и приложения , Нью-Йорк: McGraw-Hill, 1992.

    Google Scholar

  24. Драк, М., Апфальтер, В., и Пувро, Д., О создании системной теории жизни: Пол А. Вайс и концептуальная связь Людвига фон Берталанфи, Q. Rev. Biol ., 2007, вып. 4, с. 349.

  25. Швырков В.Б. Нейрофизиологическое изучение системных механизмов поведения . М.: Наука, 1978.

  26. Александров Ю.И. Предмет поведения и динамики ее штатов, Рос. Психол. Ж ., 2018, вып. 15, доп. 2-1, с. 131.

  27. Бехтерева Н.П., Здоровый и больной мозг человека (Здоровый и больной мозг человека), Москва: АСТ, 2010.

  28. Панасевич Е.А. и Цицерошин М.Н. Способность к успешному осуществлению различных видов познавательной деятельности находит свое отражение в топологических особенностях межкорковых взаимодействий: половые различия мальчиков и девочек 5-6 лет // Hum. Физиол ., 2015, вып. 41, нет. 5, с. 487.

    Артикул Google Scholar

  29. Домес Г., Шульце Л., Бёттгер М. и др. Нейронные корреляты половых различий в эмоциональной реактивности и регуляции эмоций, Hum. Карта мозга ., 2010, вып. 31, нет. 5, с. 758.

    Артикул Google Scholar

  30. Моригучи Ю., Турутоглу А., Дикерсон Б.С. и Барретт Л.Ф., Половые различия в нейронных коррелятах аффективного опыта, Soc. Когнит. Оказывать воздействие. Neurosci ., 2014, том. 9, нет. 5, с. 591.

    Артикул Google Scholar

  31. Repple, J., Habel, U., Wagels, L., et al., Половые различия в нейронных коррелятах агрессии, Brain Struct. Функц. ., 2018, т. 1, с. 223, нет. 9, с. 4115.

    Артикул Google Scholar

  32. de Zambotti, M. , Javitz, H., Franzen, P.L., et al., Половые и возрастные различия в функционировании вегетативной нервной системы у подростков, Дж. Адолеск. Здоровье ., 2018, вып. 62, нет. 2, с. 184.

    Артикул Google Scholar

  33. Кениг Дж. и Тайер Дж. Ф., Половые различия в вариабельности сердечного ритма здорового человека: метаанализ, Neurosci. Биоповедение. Рев. ., 2016, вып. 64, с. 288.

    Артикул Google Scholar

  34. Сметана П. и Малик М. Половые различия в вегетативной регуляции сердца и реполяризационной электрокардиографии, стр. Pfluegers Arch ., 2013, vol. 465, нет. 5, с. 699.

    Артикул КАС Google Scholar

  35. Guilkey, J.P., Overstreet, M., и Mahon, A.D. Восстановление сердечного ритма и парасимпатическая модуляция у мальчиков и девочек после максимальных и субмаксимальных упражнений, Eur. Дж. Заявл. Физиол ., 2015, вып. 115, нет. 10, с. 2125.

    Артикул КАС Google Scholar

  36. Латорре Роман, П.А., Морено Дель Кастильо, Р., Лусена Зурита, М., и др., Физическая подготовка детей дошкольного возраста: связь с полом, возрастом и весом, Child Care Health Dev . , 2017, т. 2, с. 43, нет. 2, с. 267.

    Артикул Google Scholar

  37. Каденас-Санчес, К., Интеманн, Т., Лабайен, И., и др., Справочные стандарты физической подготовки для детей дошкольного возраста: проект PREFIT, J. Sci. Мед. Спорт , 2019, том. 22, нет. 4, с. 430.

    Артикул Google Scholar

  38. Уолш, Н.П., Рекомендации по поддержанию иммунного здоровья у спортсменов, евро. J. Sport Sci ., 2018, том. 18, нет. 6, с. 820.

    Артикул Google Scholar

  39. Poitras, VJ, Gray, C. E., Borghese, M.M., et al., Систематический обзор взаимосвязей между объективно измеренной физической активностью и показателями здоровья у детей школьного возраста и молодежи, Заявл. Физиол. Нутр. Метаб ., 2016, вып. 41, нет. 6, с. С197.

    Артикул Google Scholar

  40. Швеллнус, М.П., ​​Джинс, А., Мотаунг, С., и Сварт, Дж., Упражнения и инфекции, в Олимпийском учебнике медицины в спорте , Нью-Йорк: Wiley, 2008, с. 344.

    Книга Google Scholar

  41. Пирси, К.Л., Трояно, Р.П., Баллард, Р.М., и др., Руководство по физической активности для американцев, стр. ДЖ.А.М.А. , 2018, том. 320, нет. 19, с. 2020.

    Артикул Google Scholar

  42. Праудфут Н.А., Кинг-Даулинг С., Кэрни Дж. и др., Физическая активность и траектории показателей сердечно-сосудистого здоровья в раннем детстве, Pediatrics , 2019, vol. 144, нет. 1, с. e20182242.

    Артикул Google Scholar

  43. Carlsson, E., Ludvigsson, J., Huus, K., and Faresjö, M., Высокая физическая активность у детей раннего возраста свидетельствует о положительных эффектах за счет изменения аутоантиген-индуцированной иммунной активности, Скан. Дж. Мед. науч. Спорт , 2016, вып. 26, нет. 4, с. 441.

    Артикул КАС Google Scholar

  44. van Lang, N.D., Tulen, J.H., Kallen, V.L., et al., Вегетативная реактивность у клинически направленных детей с дефицитом внимания/гиперактивностью в сравнении с тревожным расстройством, Eur. Ребенок-подросток. Психиатрия , 2007, вып. 16, нет. 2, с. 71.

    Артикул Google Scholar

  45. Кремер, М., Зеефельдт, В.Л., Хайнрихс, Н., и др., Субъективная, вегетативная и эндокринная реактивность во время социального стресса у детей с социальной фобией, J.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *