Гарднер говард структура разума теория множественного интеллекта: теория множественного интеллекта — Говард Гарднер

Книга «Структура разума: теория множественного интеллекта» Гарднер Г

  • Книги
    • Художественная литература
    • Нехудожественная литература
    • Детская литература
    • Литература на иностранных языках
    • Путешествия. Хобби. Досуг
    • Книги по искусству
    • Биографии.
      Мемуары. Публицистика
    • Комиксы. Манга. Графические романы
    • Журналы
    • Печать по требованию
    • Книги с автографом
    • Книги в подарок
    • «Москва» рекомендует
    • Авторы • Серии • Издательства • Жанр

  • Электронные книги
    • Русская классика
    • Детективы
    • Экономика
    • Журналы
    • Пособия
    • История
    • Политика
    • Биографии и мемуары
    • Публицистика
  • Aудиокниги
    • Электронные аудиокниги
    • CD – диски
  • Коллекционные издания
    • Зарубежная проза и поэзия
    • Русская проза и поэзия
    • Детская литература
    • История
    • Искусство
    • Энциклопедии
    • Кулинария. Виноделие
    • Религия, теология
    • Все тематики
  • Антикварные книги
    • Детская литература
    • Собрания сочинений
    • Искусство
    • История России до 1917 года
    • Художественная литература.
      Зарубежная
    • Художественная литература. Русская
    • Все тематики
    • Предварительный заказ
    • Прием книг на комиссию
  • Подарки
    • Книги в подарок
    • Авторские работы
    • Бизнес-подарки
    • Литературные подарки
    • Миниатюрные издания
    • Подарки детям
    • Подарочные ручки
    • Открытки
    • Календари
    • Все тематики подарков
    • Подарочные сертификаты
    • Подарочные наборы
    • Идеи подарков
  • Канцтовары
    • Аксессуары делового человека
    • Необычная канцелярия
    • Бумажно-беловые принадлежности
    • Письменные принадлежности
    • Мелкоофисный товар
    • Для художников
  • Услуги
    • Бонусная программа
    • Подарочные сертификаты
    • Доставка по всему миру
    • Корпоративное обслуживание
    • Vip-обслуживание
    • Услуги антикварно-букинистического отдела
    • Подбор и оформление подарков
    • Изготовление эксклюзивных изданий
    • Формирование семейной библиотеки

Расширенный поиск

Гарднер Г.

Издательство:
Вильямс
Год издания:
2007
Место издания:
Москва
Язык текста:
русский
Язык оригинала:
английский
Перевод:
Свирид А. Н.
Тип обложки:
Твердый переплет
Формат:
70х100 1/16
Размеры в мм (ДхШхВ):
240×170
Вес:
580 гр.
Страниц:
512
Тираж:
2000 экз.
Код товара:
916926
Артикул:
1570
ISBN:
978-5-8459-1153-7
В продаже с:
07. 02.2018

Дополнительная информация

Аннотация к книге «Структура разума: теория множественного интеллекта» Гарднер Г.:
Говард Гарднер — американский психолог, автор ставшей классической теории множественного интеллекта, согласно которой человек обладает не единым интеллектом (т.н. «общий интеллект»), а рядом относительно независимых способностей. Среди последних, по мнению автора, критериям интеллекта отвечают лингвистический, музыкальный, логико-математический, пространственный, телесно-кинестетический, внутриличностный и межличностный интеллекты. В книге Структура разума: теория множественного интеллекта Говард Гарднер рассказывает основы своего подхода, который завоевывает все большую популярность среди профессиональных психологов и педагогов. Читать дальше…

Структура разума: теория множественного интеллекта (Говард Гарднер)

1 312 ₽

+ до 196 баллов

Бонусная программа

Итоговая сумма бонусов может отличаться от указанной, если к заказу будут применены скидки.

Буду ждать

Цена на сайте может отличаться от цены в магазинах сети. Внешний вид книги может отличаться от изображения на сайте.

Нет в наличии в магазинах сети

Цена на сайте может отличаться от цены в магазинах сети. Внешний вид книги может отличаться от изображения на сайте.

Говард Гарднер — американский психолог, автор ставшей классической теории множественного интеллекта, согласно которой человек обладает не единым интеллектом (т. н. «общий интеллект»), а рядом относительно независимых способностей. Среди последних, по мнению автора, критериям интеллекта отвечают лингвистический, музыкальный, логико-математический, пространственный, телесно-кинестетический, внутриличностный и межличностный интеллекты. В книге Структура разума: теория множественного интеллекта Говард Гарднер рассказывает о своем подходе, который завоевывает все большую популярность среди профессиональных психологов и педагогов. .

Описание

Характеристики

Говард Гарднер — американский психолог, автор ставшей классической теории множественного интеллекта, согласно которой человек обладает не единым интеллектом (т.н. «общий интеллект»), а рядом относительно независимых способностей. Среди последних, по мнению автора, критериям интеллекта отвечают лингвистический, музыкальный, логико-математический, пространственный, телесно-кинестетический, внутриличностный и межличностный интеллекты. В книге Структура разума: теория множественного интеллекта Говард Гарднер рассказывает о своем подходе, который завоевывает все большую популярность среди профессиональных психологов и педагогов. .

Вильямс

На товар пока нет отзывов

Поделитесь своим мнением раньше всех

Как получить бонусы за отзыв о товаре

1

Сделайте заказ в интернет-магазине

2

Напишите развёрнутый отзыв от 300 символов только на то, что вы купили

3

Дождитесь, пока отзыв опубликуют.

Если он окажется среди первых десяти, вы получите 30 бонусов на Карту Любимого Покупателя. Можно писать неограниченное количество отзывов к разным покупкам – мы начислим бонусы за каждый, опубликованный в первой десятке.

Правила начисления бонусов

Если он окажется среди первых десяти, вы получите 30 бонусов на Карту Любимого Покупателя. Можно писать неограниченное количество отзывов к разным покупкам – мы начислим бонусы за каждый, опубликованный в первой десятке.

Правила начисления бонусов

Книга «Структура разума: теория множественного интеллекта» есть в наличии в интернет-магазине «Читай-город» по привлекательной цене. Если вы находитесь в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону или любом другом регионе России, вы можете оформить заказ на книгу Говард Гарднер «Структура разума: теория множественного интеллекта» и выбрать удобный способ его получения: самовывоз, доставка курьером или отправка почтой. Чтобы покупать книги вам было ещё приятнее, мы регулярно проводим акции и конкурсы.

Изучение теории множественного интеллекта Гарднера

Родились ли мы с одним обобщенным типом интеллекта, который просто по-разному проявляется у разных людей? Или есть нюансы в нашей естественной нервной структуре? Согласно теории множественного интеллекта Гарднера, на самом деле в человеческом разуме существует восемь когнитивных категорий, и наш особый склад ума зависит от сочетания генетических факторов и личного опыта.

Развитие новой концепции

Когда Говард Гарднер был ребенком, он обнаружил странную дихотомию. В то время как определение музыкальных произведений и изучение новых инструментов было для него естественным, он боролся с визуальными паттернами. После десятилетий образования, включая степень бакалавра. Гарварда по социальным отношениям, степень магистра Лондонской школы экономики и степень доктора философии. по психологии развития из Гарварда — он пришел к выводу, что у людей не один тип интеллекта, а восемь различных типов. Теории единого источника интеллекта, часто называемого «g», приводили доводы в пользу широкой интерпретации интеллекта Homo sapien, которая опиралась на один и тот же базовый механизм обработки для получения уникальных результатов.

Однако в своей книге «Структура разума: теории множественного интеллекта» Гарднер предположил, что у людей разные способы обработки информации, и эти механизмы обработки относительно независимы. Чтобы развить свою новую концепцию и не допустить, чтобы количество потенциальных интеллектов вышло из-под контроля, он разработал восемь ключевых «критериев включения», которым должна соответствовать любая перспективная парадигма обработки данных, прежде чем она будет принята:

.
  1. Возможная изоляция через повреждение головного мозга — Может ли функция интеллекта сохраняться даже после повреждения головного мозга, делая его фактически «независимым» от других когнитивных состояний?
  2. Эволюционная история и правдоподобная функция — Имеются ли доказательства наличия разума в эволюционной истории? Выполняет ли (или может ли) он выполнять полезную функцию в обществе?
  3. Идентифицируемые операции — Как работает интеллект? Что отличает его от других типов с точки зрения приобретения и демонстрации?
  4. Способность к кодированию символов — Какой тип способности к кодированию символов использует интеллект? (например, цифры, музыкальные ноты, слова, картинки и т. д.)
  5. Определенная история развития — Как тип интеллекта развивается с течением времени и как он проявляется на разных этапах жизни?
  6. Существование ученых — Существуют ли ученые, которые демонстрируют экстраординарные способности в определенном типе интеллекта? Моцарта или Бетховена можно считать гением музыкального интеллекта, в то время как Эйнштейна можно отнести к логико-математическому гению.
  7. Поддержка экспериментальной психологии — Существуют ли экспериментальные усилия, которые поддерживают этот тип интеллекта в масштабе? Например, недавнее исследование обнаружило существование более 500 генов «разума» у людей, которые могут помочь составить карту некоторых ментальных моделей Гарднера.
  8. Подтверждение психометрических исследований — Имеются ли доказательства строгого и повторяемого психологического тестирования, демонстрирующего существование определенного типа интеллекта?

Создание этих восьми критериев помогло Гарднеру повысить точность исследований и легло в основу восьми определенных им интеллектов.

Изучение восьми видов интеллекта

Используя свои восемь критериев, Гарднер определил восемь типов интеллекта:

  1. Языкознание (знание слов) — Люди, разбирающиеся в словах, имеют склонность к чтению, письму и пониманию языка. Ученые могут быть великими писателями или ораторами и обладать способностью быстро схватывать ключевые концепции, представленные в устной или письменной форме.
  2. Логико-математический (умение считать) — Люди, умеющие считать, обладают естественными способностями к математике и логическим головоломкам и часто могут с легкостью концептуализировать и решать абстрактные задачи.
  3. Пространственный (изображение умный) — Люди, обладающие развитым воображением, способны распознавать ключевые визуальные особенности как в мелком, так и в крупном масштабе. В результате людей с высокой пространственной ориентацией могут привлечь занятия, такие как скульптура или шахматы, в меньшем масштабе и карьера, такая как архитектура или пилоты авиакомпаний, в больших визуальных объемах.
  4. Телесно-кинестетический (телесный интеллект) — Великие спортсмены хорошо разбираются в теле, поскольку они способны легко координировать несколько частей тела или все свое тело для достижения определенной цели — часто без сознательного обдумывания. В сочетании с пространственным интеллектом телесно-кинестетические люди могут также преуспеть в проектировании и создании сложных продуктов или систем.
  5. Музыкальный (музыкальный интеллект) — Такие способности, как «абсолютный слух», часто проявляются людьми с музыкальным интеллектом. Они также способны распознавать и повторять песни при незначительном слуховом воздействии, и саванты в этой области часто становятся звездными инструменталистами или великими композиторами.
  6. Межличностный (умные люди) — Межличностный интеллект обеспечивает способность понимать других людей — то, что они думают и чувствуют, и что побуждает их совершать определенные действия. Высоко межличностные люди могут в конечном итоге работать на «вспомогательных» должностях, таких как здравоохранение, или взять на себя роль политических лидеров.
  7. Внутриличностный (самоумный) — Самоумные люди интроспективны и глубоко осведомлены о своих внутренних процессах. В сочетании с лингвистическим или пространственным интеллектом это может привести к произведениям письменного или изобразительного искусства или стимулировать развитие нового философского дискурса.
  8. Натуралист (знание природы) — Последний тип интеллекта, попавший в список Гарднера, — это разумные по природе люди, способные идентифицировать и понимать природные явления, такие как Чарльз Дарвин или Дэвид Аттенборо.

Гарднер отметил, что первые две категории — лингвистическая и логико-математическая — часто проверяются в образовательных учреждениях и высоко ценятся в обществе в целом, в то время как другие типы существуют на периферии общепринятого существования. Стандартизированное тестирование и общие методы обучения подчеркивают эту непреднамеренную предвзятость; Таким образом, теория Гарднера преобразила многие образовательные подходы.

Также стоит отметить, что эти виды интеллекта не существуют изолированно. Наоборот, они появляются постепенно — большинство людей проявят существенную силу в одной или двух категориях, средние способности в большинстве других и будут бороться с понятиями нескольких. Для Гарднера визуальный интеллект был сложной задачей; в детстве он не мог распознавать обычные предметы по теневым силуэтам во время игры и «решил в то время никогда не участвовать ни в каких соревнованиях, посвященных распознаванию зрительных образов».

Наряду с восемью перечисленными здесь, другие потенциальные кандидаты, включая моральный, духовный и экзистенциальный интеллект, также изучались Гарднером, но они не смогли удовлетворить его восемь критериев рассмотрения.

Использование мышления роста в образовании

В то время как теория множественного интеллекта Гарднера сталкивается с постоянными проблемами со стороны других ученых, которые считают ее либо слишком широкой, либо слишком узкой, эта концепция широко используется профессионалами в области образования как способ улучшить опыт и результаты учащихся. Как отмечает Американский институт обучения и развития человека, работа Гарднера «предлагает серьезные изменения в том, как работают наши школы». Вместо того, чтобы рассматривать каждого учащегося как подмножество обобщенного интеллекта «g» и предполагать, что все они одинаково хорошо реагируют на стандартизированные методы обучения, подход множественного интеллекта предполагает необходимость более тонкого обучения, которое использует сильные стороны учащихся.

Согласно журналу Simply Psychology, Гарднер был удивлен тем, как быстро восприняли его теорию профессионалы в области образования, поскольку первоначальная структура была разработана для стимулирования дискуссий и дебатов среди его академических коллег. Фактически, этот академический подход заложил основу для использования в учебных целях; поскольку его работа предлагала обобщенную структуру, а не предлагала практическое применение, преподаватели могли свободно адаптировать теорию по своему усмотрению. Однако Гарднер часто отклонял предложения расширить свою работу в сфере образования, вместо этого предпочитая, чтобы учителя и ученики выступали в качестве движущей силы для развития в классе.

Стоит отметить, что, несмотря на сходство, интеллект Гарднера и так называемые «стили обучения» — не одно и то же. Хотя они разделяют общие концепции, такие как представление о том, что учащиеся могут быть предрасположены к аудиальному, визуальному или кинестетическому обучению, им не хватает такой же строгости с точки зрения критериев и классификации. В результате эти стили обучения можно лучше рассматривать как обобщенные подходы к более конкретным категориям Гарднера, но они не взаимозаменяемы.

Прочное наследие

Принять теорию множественного интеллекта или полностью отвергнуть ее, Говард Гарднер остается образцом американской психологии развития. Сегодня он профессор-исследователь Джона Х. и Элизабет А. Хоббс в области познания и образования в Гарвардской высшей школе образования, старший директор Гарвардского проекта «Ноль», который фокусируется на понимании и совершенствовании обучения, мышления и творчества, а также содиректор The Good Project, который фокусируется на «поощрении этичной, отличной и увлекательной работы».

Другими словами, нестандартное мышление Гарднера сохраняется, поскольку он продолжает глубоко погружаться как в структуру и функциональность человеческого интеллекта, так и в невероятный потенциал человеческого интеллекта.

Структуры разума: теория множественного интеллекта Говарда Гарднера

В современном западном обществе господствует убеждение, что интеллект — это общая характеристика, которую можно измерить и представить одним числовым значением. Однако есть убедительные доказательства того, что существует несколько различных видов интеллекта, действующих в относительной нейробиологической изоляции. К этим интеллектам, согласно критериям автора, относятся: лингвистический, музыкальный, логико-математический, пространственный, телесно-кинестетический, внутриличностный и межличностный. При дальнейшем изучении и изучении этих интеллектов можно будет разработать новые тесты, указывающие на интеллектуальные сильные и слабые стороны ребенка, что, в свою очередь, поможет педагогам лучше развивать его потенциал.

Лингвистический интеллект подразумевает высокое понимание языка и его свойств.

Работая над стихотворением, писатель Роберт Грейвс мучился над определенной строкой. Первоначально оно читалось как «и зафиксируй мой разум в близком образце сомнения». Но его беспокоило слово «паттерн»; он чувствовал, что должна быть какая-то лучшая замена. «Рамки сомнения» звучало слишком официально. «Нет сомнений» было слишком негативным.

Наконец, Грейвс наткнулся на слово «колпачок». Слово имело много разных значений: оно одновременно обозначало и тип женской шапочки, и паутину, и перепонку, которая иногда покрывает голову ребенка при его рождении. Все это вписывается в стихотворение — и, что еще лучше, «закройте колпак» красиво аллитерируется. В конце строчка гласила: «и сомкни мой разум в тесном клубке сомнений».

Этот вид агонии над значениями и звуками слов является показателем высокоразвитого лингвистического интеллекта.

Ключевой посыл здесь таков: лингвистический интеллект подразумевает высокое понимание языка и его свойств.

Поэты — хорошие примеры людей с высоким лингвистическим интеллектом. Они чувствительны ко всем оттенкам значения слова. Они также рассматривают не только то, как это значение может пересекаться со значениями слов в других строках, но и то, хорошо ли слова звучат вместе.

Конечно, поэзия — далеко не единственная задача, для решения которой можно применить лингвистический интеллект. Например, это очень важно в риторике — использование языка для убеждения других людей в правильности действий, как это делают политики. Лингвистический интеллект также можно использовать для объяснения, особенно при обучении и изучении понятий и метафор.

С нейробиологической точки зрения лингвистический интеллект является наиболее изученным из всех видов интеллекта. У ученых есть подробные сведения о том, как развиваются лингвистические навыки, от детского бормотания в первые моменты жизни до цепочки слов, которые он произносит в возрасте трех лет, и синтаксиса, похожего на взрослый, который он может использовать к четырем или пяти годам. И это развитие распространяется на разные культуры — повсюду в мире люди используют ту или иную форму языка для общения.

У большинства людей языковые способности сосредоточены в левом полушарии мозга. Соответственно, повреждение определенных областей в этом полушарии приводит к повреждению определенных лингвистических способностей. Например, нарушения в области Брока, которая является частью лобной доли, заставляют человека в значительной степени полагаться на простые предложения с небольшим перегибом или модификацией — почти как крайняя версия стиля письма Эрнеста Хемингуэя.

Музыкальный интеллект предполагает чувствительность к свойствам звука.

Трое детей дошкольного возраста только что выступили на музыкальном прослушивании. Первый ребенок точно и эмоционально сыграл сюиту Баха для скрипки соло. Второй спел полную арию из оперы Моцарта, услышав ее всего один раз до этого. Третья сыграла простой менуэт для фортепиано, который она сама сочинила.

Каждый из этих детей является гипотетическим примером музыкального вундеркинда, и все они пришли к своим талантам разными путями. Первый ребенок участвовал в программе Suzuki Talent Education Program, в рамках которой очень маленьких японских детей учат играть на струнных инструментах. У второго тяжелый аутизм, который в его случае проявляется как неспособность вербально общаться с другими в сочетании с талантом безупречно подпевать любое музыкальное произведение, которое он слышит. А третий ребенок воспитывался в музыкальной семье; этот опыт позволил ей выбирать и создавать мелодии самостоятельно, как молодой Моцарт. Общим для всех детей является музыкальный интеллект.

Ключевое сообщение здесь таково: Музыкальный интеллект включает в себя чувствительность к свойствам звука.

Музыкальный интеллект связан со слухо-речевыми способностями человека. Навыки в этой сфере позволяют людям понимать смысл ритмически расположенных наборов нот – и самим воспроизводить эти ноты.

Точно так же, как поэзию можно рассматривать как кульминацию языкового интеллекта, музыкальную композицию можно рассматривать как кульминацию музыкального интеллекта. Хотя очень немногие люди когда-либо станут композиторами, исследования показали, что почти каждый может хотя бы оценить базовую структуру музыки. Они могут сгруппировать произведение с определенным ритмом вместе с другими произведениями в том же ритме. Или, имея пьесу в определенной тональности, они могут решить, какое окончание более или менее подходит.

Как и язык, музыка сильно зависит от слухового тракта человека. Тем не менее, музыкальный интеллект отличается от лингвистического интеллекта, потому что способы, которыми мозг обрабатывает и сохраняет высоту звука, отличаются от способов, которыми он сохраняет другие звуки, такие как речь.

Вот доказательство. В исследовании, проведенном психологом Дайаной Дойч, участникам проигрывалась серия звуков, которых просили запомнить их. Затем воспроизводились разные звуки. Если эти звуки состояли из других тонов, испытуемые с трудом запоминали исходные тона и делали ошибки в 40% случаев. Но если мешающий материал был вербальным — словами или числами — участники справились намного лучше: уровень их ошибок снизился всего до 2 процентов.

Логико-математический интеллект основан на абстрактных рассуждениях.

Ребенок сидит на полу перед набором предметов. Она решает сосчитать их и определяет, что их десять. Затем она указывает на предметы в другом порядке. Снова десять объектов! Она пробует снова и снова. В конце концов, она начинает понимать, что число десять представляет все элементы множества, независимо от того, в каком порядке она их считает.

Этот ребенок естественным образом пришел к пониманию концепции числа. При этом она тренировала свой логико-математический интеллект. Этот тип интеллекта начинается с взаимодействия с миром объектов. По мере своего развития он становится все более и более абстрактным, пока не входит в сферу логики и науки.

Ключевое сообщение здесь таково: логико-математический интеллект основывается на абстрактных рассуждениях.

В какой-то момент начинающий математик, скорее всего, столкнется с длинной цепочкой предложений, т. е. с математическими утверждениями. Способность запоминать звенья в цепочке может помочь ей понять их. Но хорошая память — не самая сильная сторона математика. Вместо этого это ее способность следовать длинным цепочкам рассуждений — понимать логические связи между математическими утверждениями и понимать их общий смысл. Подобно художникам или поэтам, математиков интересуют закономерности. Однако их не волнует язык или тон; их интересуют идеи.

Невозможно переоценить абстрактность математики. Дисциплина⁠ требует от человека не просто находить аналогии, а находить аналогии между разными видами аналогий. Она имеет дело с мнимыми числами, иррациональными числами, парадоксами, возможными и невозможными мирами и так далее.

Так где же в мозгу находятся математические способности? На данный момент существует лишь хрупкий консенсус по этому поводу, но, похоже, он сосредоточен в левом полушарии мозга. Как правило, логико-математические способности ухудшаются после генерализованных заболеваний, таких как деменция. Существуют также такие состояния, как синдром Герстмана, при котором дети испытывают изолированные нарушения в обучении арифметике и испытывают трудности с узнаванием и идентификацией своих пальцев и различением левого и правого.

В современном западном обществе логико-математический интеллект является самым привилегированным интеллектом из всех. И часто говорят, что этот разум направляет ход истории человечества. Есть только одна логика, и только те, кто обладает логико-математическим интеллектом, могут ее применять — по крайней мере, так гласит теория. Автор не согласен. Хотя эта разведка имеет большое значение на Западе и прекрасно оснащена для решения определенных проблем и задач, она не может решить все.

Пространственный интеллект используется для визуализации и ориентации в пространстве.

Если можете, визуализируйте у себя в голове высокое животное, скажем, лошадь. Только по этому изображению вы можете определить, какая точка выше — вершина хвоста или основание головы? Теперь попробуйте этот. Визуализируйте складывание листа бумаги пополам три раза. Сколько прямоугольников получится из сгибов после того, как вы закончите?

Наверное, сразу понятно, сложные для вас эти задачи или нет. Хотя они разные, оба связаны с пространственным интеллектом. Они просят вас визуализировать образы в голове и использовать свое понимание пространства. В конечном счете, этот интеллект заключается в способности точно воспринимать визуальный мир, преобразовывать и модифицировать это восприятие и воссоздавать его, даже когда визуальный стимул больше не находится перед вами. О, и на случай, если вы все еще думаете о тех прямоугольниках на этом листе бумаги: ответ 8.

Ключевое сообщение здесь: Пространственный интеллект используется для визуализации и ориентации в пространстве.

Несмотря на сосредоточенность на восприятии визуального мира, пространственный интеллект может действовать независимо от способности видеть. Это означает, что люди со слепотой могут иметь высокоразвитый пространственный интеллект. Конечно, слепые от рождения люди не могут воспринимать некоторые его аспекты, например цвет. Но они могут распознавать размеры и формы, используя другие чувства.

Пространственные способности позволяют людям ориентироваться, где бы они ни находились: в комнате или в океане. Они также дают людям чувствительность к деталям и качествам в визуальных или пространственных проявлениях, таких как картины или скульптуры. Но «пространство» даже не обязательно должно быть таким буквальным. Пространственные емкости можно использовать гораздо более абстрактно, например, для построения связей между разными областями. Возьмем, к примеру, Джона Дальтона, который объединил образы химии и астрономии, чтобы представить атомы крошечными солнечными системами.

Независимо от того, для какой цели применяются пространственные способности, этот интеллект можно наблюдать во всех культурах, хотя некоторые используют его больше, чем другие. Например, способность различать небольшие различия в угле и форме снежных заносов необходима для навигации в тундре, а это требует высокого пространственного мастерства. На самом деле, одно исследование показало, что более 60 процентов детей, живших в такой среде и идентифицированных как эскимосы, показали такие же высокие результаты в тестах на пространственные способности, как и 10 процентов лучших белых детей.

В отличие от логико-математического интеллекта, пространственный интеллект очень сильно связан с миром объектов. Есть еще один тип интеллекта, который так же заинтересован в конкретном, а не в абстрактном. Это называется телесно-кинестетическим интеллектом.

Умелое использование тела отражает телесно-кинестетический интеллект.

Из всех способов, которыми люди могут использовать свое тело, наиболее широко распространенным, вероятно, является танец. Поскольку с танцем связано так много форм, применений и значений, даже определить термин может быть сложно. Но в целом танец представляет собой культурно запрограммированную последовательность целенаправленных, намеренно ритмичных движений тела.

История танца насчитывает многие тысячи лет. Во времена палеолита на наскальных рисунках изображали колдунов и охотников в масках и танцующих. На протяжении многих лет танец использовался для отражения и укрепления социальной организации, выражения как светских, так и религиозных идей, а также для развлечения, и это лишь некоторые из них. На телесном уровне танец — это сочетание таких качеств, как скорость, направление, расстояние, интенсивность и т. д. — качества, которые требуют высокоразвитого чувства телесно-кинестетического интеллекта.

Ключевое сообщение здесь таково: умелое использование тела отражает телесно-кинестетический интеллект.

В западной культуре деятельность тела обычно не рассматривается как имеющая какое-либо отношение к интеллекту. Но это исторический артефакт, который возникает из-за связи интеллекта с такими вещами, как разум и логика. Если вы посмотрите внимательнее, то заметите, что многие когнитивные занятия также включают в себя отдельный физический элемент. Подумайте, например, о хирурге, проводящем операцию. Точные движения абсолютно необходимы для ее задачи.

Даже в некогнитивных занятиях трудно считать телесные способности неразумными. Известный хоккеист Уэйн Гретцки, оказавшись перед сеткой, держал шайбу еще мгновение; что нарушило ритм игры и сбросило вратаря. Кто-то назвал бы это инстинктом. Но Гретцки справедливо заметил, что никто не станет утверждать, что врач научился своей профессии инстинктивно — так почему они должны говорить то же самое о его понимании хоккея?

Также фактически неверно утверждать, что мозг не играет роли в телесных движениях, потому что он играет, хотя⁠ это скорее средство для достижения цели. Мозг помогает уточнять, перенаправлять и адаптировать двигательное поведение, чтобы оно лучше соответствовало целям человека. Другими словами, тело и мозг постоянно общаются друг с другом для выполнения заданной двигательной задачи.

Кроме того, нарушения в головном мозге, особенно в левом полушарии, могут снижать двигательные способности человека. Возьмем, например, различные виды апраксии. Человек с этим заболеванием может когнитивно понять просьбу и физически способен и готов ее выполнить, но не может сделать это на самом деле.

Мы охватили все внешне ориентированные интеллекты. Затем пришло время перейти к внутренне ориентированному, личному интеллекту.

Личный интеллект связан со знанием себя и других.

В 1909 году известный психолог Зигмунд Фрейд читал лекции в США, излагая свои теории о человеческой психике.

После одной из лекций Фрейда к нему подошел декан факультета американских психологов и философов Уильям Джеймс и сказал: «Будущее психологии принадлежит вашей работе».

Эта встреча была во многом символической. Фрейд и Джеймс представляли совершенно разные философии и концепции психологии. В центре внимания Фрейда было развитие индивидуальной психики — внутренней жизни человека. Джеймс, с другой стороны, был гораздо больше ориентирован на отношения людей друг с другом. Их расходящиеся взгляды — хороший способ понять разницу между двумя формами личного интеллекта: внутриличностным и межличностным.

Ключевое сообщение здесь таково: Личный интеллект имеет дело со знанием себя и других.

Чтобы уточнить различие между внутриличностным и межличностным интеллектом, стоит указать на некоторые отличительные черты каждого из них.

Внутриличностный интеллект заключается в том, чтобы познать себя —⁠ быть в состоянии соприкоснуться со своими мыслями, чувствами и эмоциями. Романист Марсель Пруст, который интроспективно писал о чувствах, является отличным примером.

Напротив, межличностный интеллект — это знание других, в частности, их настроения, темперамента, мотивации и намерений. Политический и религиозный лидер Махатма Ганди, который был известен своей способностью понимать других людей и влиять на них, может быть лучшим примером этого.

Как межличностный, так и внутриличностный интеллект расположены в одной и той же области мозга: в лобных долях. Здесь интегрируются сенсорная информация и информация лимбической системы. Говоря менее техническим языком, это место, где ваше восприятие — включая ваше восприятие других людей — сочетается с информацией о ваших эмоциональных состояниях.

Хотя неврологическая основа индивидуального интеллекта является общей для всех людей, способы его проявления в культуре сильно различаются — возможно, больше, чем для любого другого интеллекта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *