Гармоничная личность — Психологос
01 октября 2022 г., 21:29
Автор: Н.И. Козлов, д-р психологии, профессор
Ректор Университета практической психологии
Гармоничная личность – это личность с оптимально интегрированной внутренней динамической структурой, с оптимальной согласованностью с внешним миром, с оптимально протекающими жизнедеятельностью и развитием.
Гармонически развитая личность и гармоничная личность – практически синонимы, хотя определенные смысловые различия между этими понятиями есть. Гармонически развитая личность – вариант развитой личности, личность с равномерным развитием всех сторон и живущая без внутренних конфликтов, с внутренней гармонией.
К признакам идеальной гармоничной личности О.И. Мотков в статье «Ценностные представления о гармоничной личности людей разного возраста» отнес:
- Преобладание положительных эмоций и спокойного настроения
- Хорошее физическое самочувствие в целом
- В целом положительное представление о себе, хотя видит и свои минусы
- Здоровый и разнообразный образ жизни
- Преимущественная опора на себя в жизни, а не на внешние обстоятельства
- Гибкость в управлении своими эмоциями и действиями
- Чувство меры в своих желаниях, притязаниях и действиях
- Принятие двойственности Мира, наличия в нем и светлого, и темного
- Стремление к достаточно высоким, но не к максимальным достижениям
- Реалистичность представлений и желаний
- Умеренная, нерезкая выраженность черт темперамента и характера
- Удовлетворенность жизнью в целом
- Удовлетворенность отношениями в семье
- Удовлетворенность отношениями с друзьями
- Удовлетворенность отношениями на работе (в учебной группе)
- Открытость познанию нового, творческая деятельность
- Доброжелательность к людям
- Чувство красоты природы и единства с ней
- Преобладающая ориентация на общечеловеческие ценности поиска истины, добра, красоты и гармоничной жизни
- Умение экономно расходовать свою жизненную энергию
Гармоничная личность радует себя и окружающих своим душевным здоровьем, умением ладить с людьми и хорошей приспособленностью к широкому кругу ситуаций. При этом считать гармоничную личность идеалом для всех – оснований нет: это структура человека, который в профессиональной деятельности выбирает способ деятельности, оптимальный лично для него, не считая себя обязанным работать в режиме, нужном для дела, когда этот режим будет его излишне напрягать. Аналогично, гармоничная личность не готова платить излишним для нее внутренним напряжением и ради высоких целей: свое спокойствие и гармония такому человеку дороже. Поработал – отдохнул, пообщался – уединился, всего понемногу для себя и других, для здоровья, радости и развития. Быть героем, работать на пределе сил, совершать подвиги, посвящать себя одной великой цели – все это за пределами интересов гармоничной личности.
- Гармоничная личность
- Автор Н.И. Козлов
Комментарии (2):
Гость, 03 ноября 2013 г., 00:39
Это я!
Савитская Эльвира, 18 ноября 2013 г., 13:18
Хочу сослаться в своей работе на вашу статью. Укажите, пожалуйста, автора. Заранее спасибо.
Материалы по теме:
01 окт. 2022 г.
Ценностные представления о гармоничной личности людей разного возраста
Какие признаки гармоничной личности люди ценят выше и ниже всего в своих интуитивных представлениях? Имеются ли существенные различия в ценностных представлениях о гармоничной личности у людей молодого и более старших возрастов? Чем могут обусловливаться эти различия, если они имеют место? Ответы на эти вопросы могут пролить свет на общее понимание сути личностной гармонии и на изменение значимости этого идеала и его отдельных составляющих с возрастом.
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Развитая личность на пути Служения
Развитая личность, выполняющая свои задачи перед чем-то для нее Высшим (семьей, обществом или хотя бы бизнесом, в религиозно-ориентированном подходе — перед Богом), строит себя как иерархически развитая личность. Иерархически развитая личность является идеалом развития для реалистического, социально-ориентированного подхода. Другой сильной альтернативой иерархически развитой личности является гармонически развитая личность.
0Подробнее
01 янв. 2014 г.
Свободная, счастливая, внутренне гармоничная личность
Человеку естественно стремиться к внутренней гармонии. Внутренняя гармония — это счастье, внутренняя гармония — это внутреннее хорошо, и коллеги-психологи описывают гармоничную личность самым позитивным образом. Выбор внутренней гармонии кажется естественным, однако этот выбор не единственно возможный и не бесспорный. Путь развития — не один, путей роста и развития личности — много, и выбору внутренней гармонии противостоит выбор служения чему-то внешнему. Это — существенно другой выбор, и выбор крайне не простой. Это вопрос: «Ради кого я живу? Кто в центре моей жизни?»
9Подробнее
Содержание
Новые статьи:
- Лента отчетов, прекрасные авторы и анонимность. Рассказываем подробно!
- «Зима и котик», стихотворение
- Что завещал Черчилль своей супруге
- Критика в адрес мужа
- Гормоны и нейромедиаторы. Чем они отличаются?
Популярные статьи:
- Свои недостатки ставим себе на службу
- Лидер
- Эти глаза напротив…
- Вопросник Основы семейного договора
- Спокойное присутствие
Хиты недели:
- Лидер
- Свои недостатки ставим себе на службу
- Карл Роджерс
- Никто никому ничего не должен?
- Как читать книги. Или не читать?
Гармонично развитая личность
Человек, достаточно хорошо адаптированный к конкретным жизненным условиям, в том числе к социуму, а также не имеющий сильно выраженных хронических внутренних конфликтов. Иными словами, гармонично развитая личность это личность с минимумом противоречий.
Понятие «гармонично развитая личность» довольно часто можно было встретить в психолого-педагогической литературе второй половины 20-го века. Оно даже активно использовалось в нормативных документах, регламентирующих образовательную деятельность. Ныне оно применяется не столь часто, что объясняется, в основном, малой его конкретностью. Также можно констатировать, что разные авторы вкладывают в него довольно разный смысл.
Проблема заключается и в том, что поставить психологический диагноз «дисгармонично развитая личность» довольно легко — если выявить сильные противоречия в душевной жизни. Однако обратный диагноз «гармонично развитая личность» поставить значительно сложнее, потому что тот факт, что противоречие не выявлено, не означает, что их вообще нет (все возможные проблемы сложно исключить).
Внутренние конфликты обычно касаются трех сфер:
— направленности (интересы и склонности),
— способности,
— характер.
Противоречия могут быть как между этими сферами, так и внутри них. Поэтому несколько упрощенно концепт «гармонично развитая личность» можно представить следующим образом:
В данном случае зеленый цвет на рисунке обозначает, что противоречий между теми или иными сферами, а также внутри самих этих сфер, нет.
Примеры дисгармонично развитой личности
Описание проблемы | Основные противоречия |
Человек ведет откровенно делинквентный образ жизни: крадет, хулиганит и т.д. | Противоречие между личностью и социумом |
У человека слишком много конфликтов на работе. Он очень общительный, но общение слишком часто выливается в открытое противостояние: со скандалом, интригами и прочим. | Противоречие между направленностью и характером: склонность к общению и к трудовой деятельности типа «Человек-Человек» накладывается на плохой, мизантропический характер (негативное отношение к окружающим). |
Все говорят человеку, что у него выдающиеся способности, он далеко пойдет и т.д. Однако все, за что он берется, кончается ничем. Колебания самооценки, несдержанные обещания и т.д. | Противоречие между способностями и характером: высокие способности не реализуются благодаря тому, что человек негативно относится к любому труду — труд ему кажется недостойным занятием. |
Человеку очень нравится общаться, но он не умеет: постоянно попадает впросак, выставляет себя в дурацком виде, раскрывает чужие секреты и т.п. | Противоречие между направленностью (нравится общение) и способностями (низкая коммуникативная компетенция). |
Человек который год занимается врачебной деятельностью (и довольно охотно), но квалификация его весьма низка, часто допускает фатальные ошибки. | Противоречие внутри направленности: склонности к медицине не подкрепляются интересами к ней. |
Человек испытывает проблемы с общением: он любит окружающим «в глаза резать правду-матку». Каждый раз сильно переживает при этом. | Противоречие внутри характера: человек одновременно и любит истину, и боится травмировать окружающих. |
Человек сильно переживает из-за того, что не может реализовать свои технические способности по причине слабого здоровья. | Противоречие внутри способностей. |
Гармонично развитая личность в узком смысле
Пожалуй, наиболее продуктивно на сегодняшний день использовать данное понятие по отношению к эмоциональной направленности личности. Каждый человек в силу своего жизненного опыта и личных особенностей склоняется к тому или иному источнику удовольствия, определяемых инстинктами. Если человек, что называется, зациклен на каком-то одном источнике удовольствия, это и есть дисгармонично развитая личность.
Другими словами, гармонично развитая личность это такая личность, у которой не выражена ни одна аддикция, а если и выражена, то весьма слабо, так, что практически не влияет на адаптивные способности личности.
См. также
Личность- Активность личности
- Аналитическое и синтетическое понятие личности
- Асоциальная личность
- Ведущие стороны жизни
- Взаимосвязь социального и биологического в личности
- Воображение и личность
- Гармоническая личность
- Идеалы
- Идентификация личности
- … и другое
Гармоничное развитие личности в условиях цифровых образовательных платформ
Открытый доступ
Проблема | Веб-конференция E3S. Том 291, 2021 IV Международная научно-практическая конференция «Устойчивое развитие и зеленый рост на платформе управления инновациями» (ЦУР 2021) | |
---|---|---|
Номер статьи | 05045 | |
6 | ||
Секция | Создание условий для гармоничного развития личности: культура, образование, развивающий отдых, туризм | |
ДОИ | https://doi.org/10.1051/e3sconf/202129105045 | |
Опубликовано онлайн | 19 июля 2021 г. |
E3S Web of Conferences 291 , 05045 (2021)
Dina Prostova * , Natalya Sosnina and Anna Tikhonova
Ural State University of Economics, Ekaterinburg, 620144, Russia
* Corresponding author: prostova. [email protected]
Реферат
В связи с пандемией общество по достоинству оценило высокие технологии, оказавшие неоценимую помощь в бесперебойной подготовке кадров. Запрос на качественное, инклюзивное, доступное цифровое образование сформулирован во всех странах Европы, а также в России. Определены приоритеты в создании цифровой образовательной экосистемы и формировании цифровых навыков участников экосистемы для успешной цифровой трансформации. В современной литературе можно найти аргументы в пользу наличия положительной или отрицательной связи между обучением в условиях цифровых образовательных платформ и формированием личности обучающихся. Исходя из изложенных взглядов на развитие личности в цифровой среде, в данном исследовании мы понимаем под гармонично развитой личностью человека, готового интегрироваться в мировую и национальную культуру, обладающего цифровыми компетенциями и осознающего ответственность за свою профессиональную деятельность. поведение, а также стремление к самореализации в современном цифровом профессиональном пространстве.
© The Authors, опубликовано EDP Sciences, 2021
Это статья с открытым доступом, распространяемая в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution License 4.0, которая разрешает неограниченное использование, распространение и воспроизведение на любом носителе при условии, что оригинал работа цитируется правильно.
Показатели текущего использования показывают совокупное количество просмотров статей (просмотры полнотекстовых статей, включая просмотры HTML, загрузки PDF и ePub, согласно имеющимся данным) и просмотров рефератов на платформе Vision4Press.
Данные соответствуют использованию на платформе после 2015 года. Текущие показатели использования доступны через 48-96 часов после онлайн-публикации и обновляются ежедневно в рабочие дни.
«Роль женщины в формировании гармонично развитой личности»
«Роль женщины в формировании гармонично развитой личности»«Роль женщины в формировании гармонично развитой личности»
ПРОГРАММА
онлайн-семинара
«Роль женщины в формировании гармонично развитой личности»
Дата: 16 октября 2020 г.
Место проведения: Конференц-зал Филиала Российского государственного университета нефти и газа (НИУ) имени И.М.Губкина в г.Ташкенте, ZOOM площадка
Рабочий язык: · Русский
| Срок: · Выступление на семинаре – 10-15 мин. · Обсуждение – 10 мин. | |||
| 9:30-10:00 | Сбор участников |
| |
| 10:00-11:30 Платформа ZOOM | Начало семинара «Роль женщины в формировании гармонично развитой личности» Мо инициатор: Презентации Убайдуллаева Севара Абдуллаевна, кандидат медицинских наук, доцент, председатель Совета Социал-демократической партии Узбекистана «Адолат» Юнусабадского района Тема: « Роль женщин в обществе, их полноценное участие в общественно-политической, социально-экономической, культурной жизни страны, духовный и интеллектуальный рост женщин и молодежи» Абдуллаева Дилдора Улугбекова, старший преподаватель кафедры «Социально-гуманитарные дисциплины» Филиала Тема: «Гендерное равенство, усиление активности женщин и девушек в социальной сфере и видах труда, защита их прав и интересов» Халикова Мохира Кундибаевна, доктор философских наук, доцент, НИИ «Махалла и семья» Тема: «Осуществление духовно-воспитательной работы среди женщин и девушек, воспитание всесторонне гармонично развитых девушек на основе национально-духовных ценностей и программ об институте семьи» Ишанханова Гульнара Амановна, Консультант ОБСЕ по защите прав женщин Тема: «Защита прав женщин и девушек, повышение квалификации, правовой грамотности, правовой культуры» Шахмурова Гульнара Абдуллаевна, доктор биологических наук, профессор кафедры «Зоологии, анатомии и физиологии» ТГПУ им. Низами Тема: «Формирование здорового образа жизни, повышение интереса женщин и девушек к культуре и спорту» |
| |
| Приглашенные гости | Рихсиева Гульчехра Шовкатовна, к.ф.-м.н., доцент, ректор Ташкентского государственного института востоковедения Абдуллаева Барно Сайфуллаевна, доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе и инновациям, Ташкентский государственный педагогический университет имени Низами |
| |
| 11:30-12:30 Платформа ZOOM | Обсуждения Усманова Азизахон Абдуллажоновна – кандидат психологических наук, доцент кафедры «Социально-гуманитарные дисциплины» Филиала Муратова Наргиза Нигматуллаева, заведующая кафедрой «Иностранные языки» Филиала Отто Ольга Эдгаровна — кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой «Экономика нефти и газа» Филиала Бабичева Ирина Вячеславовна, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой «Физическое воспитание и спорт» Филиала Мирзахалилова Дамира Салиховна – к. |