Гаутама сиддхартха шакьямуни: Будда Шакьямуни. Большая российская энциклопедия

Содержание

Будда Шакьямуни (Сиддхартха Гаутама)

 

На территории нынешнего южного Непала была страна, которой правил род Шакья. Главу этого рода, короля этой страны звали Шудддодана Гаутама. Его женой была прелестная Махамая. Махамая ожидала первых родов. Ей приснился странный сон, в которой слоненок благословил ее своим хоботом, что было воспринято, по меньшей мере, как очень благоприятный знак. 


По традиции, когда подошло время родов, Махамая отправилась к своему отцу. Во время долгого путешествия у нее начались схватки. В маленьком городке Лумбини она попросила своих служанок помочь ей уединиться в роще. Одно большое дерево склонило к ней ветвь, чтобы служить ей опорой в родах. Говорят, роды были почти безболезненными. После родов пролился мягкий дождь, омывший мать и ребенка. 


Утверждается, что сразу после родов ребенок обладал полностью трезвым рассудком. Он мог говорить, и сказал маме, что пришел, чтобы освободить все человечество от страданий. Он мог ходить и прошел немного в каждом из четырех направлений. Там, где он ступал, расцветали цветы лотоса. Его назвали Сиддхартха, что означает «тот, кто достигает целей». К сожалению, Махамая умерла всего через семь дней после родов. После этого Сиддхартху воспитывала ее добрая сестра, Махапраджапати. 

 

Статуя Будды в музее Сарнатха, IV в. н. э.


Король Шуддодана проконсультировался у Аситы, известного оракула относительно будущего своего сына. Асита предсказал, что есть два варианта: либо он станет королем, даже императором, либо он станет великим мудрецом и спасителем человечества. Король очень хотел, чтобы его сын стал королем, как и он сам, и поэтому решил оберегать ребенка ото всего, что могло бы привести его к уходу в религиозную жизнь. Так Сидхартха содержался в одном из трех дворцов; его всегда оберегали от столкновения с тем, что обычные люди считают вполне обыденным — он не видел ни старости, ни болезней, ни смерти, а также от тех, кто посвятил себя духовной практике. Сиддхартху окружали здоровье и красота.  


Сиддхартха вырос и стал сильным и мужественны м молодым человеком. Как принц из касты воинов он учился военным искусствам. Когда пришло время жениться, он, победив в нескольких состязаниях, добился руки прекрасной принцессы из соседнего королевства. Ее звали Ясодара и они поженились, когда обоим было 16 лет.

 
Продолжая жить в роскоши своих дворцов, Сиддхартха все больше и больше интересовался тем, что происходит за их стенами. В конце концов, он потребовал, чтобы ему позволили увидеть свои земли и своих подданных. Король тщательно организовал все таким образом, чтобы Сиддхартха и в этом случае не увидел ничего такого, что могло бы увести его в религиозную жизнь и повелел, чтобы принца приветствовали только молодые и здоровые люди. 


Его провели через Капилаваттху, столицу, где ему удалось увидеть двух пожилых людей, которые случайно прогуливались неподалеку от процессии. Изумленный и смущенный, он проследовал за ними, чтобы выяснить, кто они такие. Потом он встретил людей, которые были серьезно больны. И в конце концов, на берегу реки он увидел похоронную процессию, и это был первый раз в его жизни, когда он увидел смерть. Он спросил своего друга, помещика Чандаку о смысле увиденного и Чандака рассказал ему о простых истинах, о которых Сиддхартхе следовало бы знать уже давно: все мы стареем, болеем, и, в конечном счете, неизбежно умираем. 

 

Точное место рождения Гаутамы Будды в Лумбини


Сиддхартха также увидел аскета, монаха, который отбросил все радости, связанные с плотью. Позже он скажет об этом времени: 


Когда невежественные люди видят, что кто-то стар, они испытывают отвращение и ужас, хотя однажды и они состарятся. Я решил для себя: я больше не хочу уподобляться невежественным людям. После этого я не мог ощущать обычной отравы, вызванной молодостью. 


Когда невежественные люди видят кого-либо больного, они испытывают отвращение и ужас, хотя однажды они и сами заболеют. Я решил для себя: я больше не хочу уподобляться невежественным людям. После этого я не мог ощущать обычной отравы, вызванной здоровьем. 


Когда невежественные люди видят умершего, они испытывают отвращение и ужас, хотя однажды они и сами умрут. Я решил для себя: я больше не хочу уподобляться невежественным людям. После этого я не мог ощущать обычной отравы, вызванной жизнью. 


В возрасте 29 лет Сиддхартха понял, что не будет счастлив, если продолжит жить так, как прежде. Он открыл для себя страдания и больше всего на свете хотел узнать, как можно их преодолеть. Поцеловав свою спящую жену и попрощавшись с новорожденным сыном Рахулой, он вместе со своим другом Чандарой и любимой лошадью Кантакой тайком выбрался из дворца. Он отдал свое богатое одеяние, отстриг длинные волосы, отдал лошадь Чандаре и попросил его вернуться во дворец. Он учился некоторое время у двух знаменитых гуру того времени, но нашел, что в их практиках есть недостатки.  

 


Потом он начал сурово практиковать самоумерщвление в группе из пяти аскетов. Он практиковал шесть лет. Искренность и интенсивность этой практики были столь выдающимися, что эти пять аскетов быстро стали его последователями. Однако не появлялось и намеков на ответы на его вопросы. Он удвоил свои усилия, отказавшись от еды и питья, пока не пришел в близкое к смерти состояние. 


Однажды миловидная девушка по имени Суджата увидела этого голодающего монаха и сжалилась над ним. Она предложила ему поесть молочную рисовую кашу, которую принесла с собой. Тогда Сиддхартха понял, что предельные практики, которыми он занимался, никуда его не приведут, что в действительности было бы лучше найти какой-то средний путь между крайностями роскоши и самоумерщвления. Так он ел, пил и купался в реке. Пять аскетов решили, что он оставил свою аскетическую жизнь и пошел дорогой ублажения плоти, и покинули него.  

 


В городке Бодх Гая Сиддхартха решил, что он просидит под неким деревом, пока не найдет ответа вопросы о страданиях. Он просидел много дней, сперва в глубокой концентрации на том, чтобы очистить сознание от отвлечений, затем во внимательной медитации, открывая себя Истине. Говорят, он начал вспоминать прошлые жизни и видеть все, что происходит во вселенной. В майское полнолуние, в момент восхода утренней звезды, Сиддхартха полностью понял, каков ответ на его вопрос о страданиях и стал Буддой, что означает «Тот, кто пробудился»


Говорят, что Мара, дьявол, пытался помешать этому великому событию. Сначала он попытался бороться с Сиддхартхой посредством бурь и армий, состоящих из демонов. Сиддхартха сохранял полное спокойствие. Тогда он послал трех дочерей — красавиц для искушения. Опять же, безо всякой пользы. В конце концов, он попытался загнать Сиддхартху в ловушку эгоизма, взывая к его гордости. Но и это тоже не принесло результатов. Сиддхартха, победив все искушения, коснулся земли одной рукой и попросил ее быть его свидетельницей.  

 

Царица Маха Майя чудесно родившая принца Сиддхартху. Санскритский манускрипт. Наланда, Бихар, Индия. Период Палов


Сиддхартха, будучи уже Буддой, остался сидеть под деревом — которое мы называем бодхи. Ему казалось, что знание, которое он приобрел, слишком сложно для того, чтобы передать его другим. Согласно легенде, Брахма, король богов, убедил Будду в необходимости учить людей, сказав, что у некоторых из нас лишь немного грязи в глазах и можно пробудиться, лишь услышав проповедь. Будда согласился проповедовать. 


В Сарнатхе, неподалеку от Бенареса, около ста пятидесяти километров от Бодх Гая, он встретился с пятью аскетами, с которыми он так долго практиковал ранее. Там, в оленьем парке он прочитал первую проповедь, которая называется «начало вращения колеса Закона». Он объяснил им Четыре Благородные Истины и Восьмеричный Святой Путь. Эти аскеты стали первыми его учениками и положили начало сангхе, иными словами, сообществу монахов.  


Король Бимбисара из Магадхи, услышав слова Будды, пожертвовал ему для пользования в сезон дождей монастырь неподалеку от Рахагриха, своей столицы. Это и другие великие пожертвования позволили новичкам продолжать практику годами; более того, множество людей обрело возможность услышать проповеди Будды. 

 

Медитирующий Будда в окружении демонов Мары. Санскритский манускрипт. Наланда, Бихар, Индия. Период Палов.


Спустя некоторое время его посетили члены его семьи, включая жену, сына, отца и тетю. Его сын стал монахом. Его имя известно по сутрам, основанным на беседах сына и отца об опасности лжи. Отец Будды стал мирским последователем. Так как он был опечален тем, что сын и внук внезапно ушли в монахи, он попросил Будду ввести правило, по которому человек перед уходом в монашество должен получить на то разрешение родителей. Будда согласился. 


Тетя и жена попросили быть принятыми в Сангу, которая изначально была создана для мужчин. Культура того времени ставила женщин гораздо ниже мужчин, и на первый взгляд казалось, что разрешить женщинам вступить в общину означало ослабить ее. Но Будда смягчился и его жена и тетя стали первыми буддистскими монахинями. 


Будда сказал, что не имеет значения, каков был мирской статус, образование или национальность человека. Все могут достичь просветления, санга открыта для всех. Первый из посвященных в монахи был Упали, парикмахер, и его статус был выше, чем у тех, кто был в миру королем, только из-за того, что Упали принял обеты раньше! 

 


Жизнь Будды не была безоблачной. Его двоюродный брат, Девадатта, был амбициозным человеком. Будучи монахом — новичком, он подумал, что ему нужна большая власть в Санге. Ему удалось повлиять на нескольких монахов и призвал их вернуться к предельному аскетизму. В конце концов, он сговорился с местным правителем с тем, чтобы убить Будду и захватить власть в общине. Конечно же, ему не удалось сделать это. 


Будда достиг просветления в возрасте 35 лет. Он проповедовал на территории северо-восточной Индии в течении 45 лет. Когда ему было 80 лет, он сказал своему двоюродному брату Ананде, что скоро уйдет. Об этом подробно рассказывается в Париниббана — Суттане. Из пятисот монахов, несмотря на то, что среди них было много архатов, понять состояние Будды смог только Анурудда. Даже Ананда, достигший способности видеть миры богов, неправильно воспринимал его. Будда несколько раз повтоил, что Пробудившийся, если захочет, может пребывать в этом мире более кальпы.

 

Если бы Ананда попросил Будду остаться, он остался бы. Но Анада сказал, что в общине все налажено и Пробудившийся может покинуть этот мир. Через несколько недель Будда принял в пожертвование некачественную пищу. По одной из версий, это были ядовитые грибы. Он сказал, что «только Пробудившийся может принять это пожертвование«. Через непродолжительное время он лег на правый бок в роще деревьев сала, принял в монахи последнего ученика, и ушел в Паринирвану.  

Будда | Синология.Ру

Тематический раздел

Статьи

История

Философия

Мифология

Религия

Наука

Методологические науки

Традиционная наука

Искусство

Декоративно-прикладное искусство

Изобразительное искусство

Литература

Музыка

Опера

Процессуальное искусство

Театр

Сказы

Кино

Социология

Экономика

Образование

Архитектура

Политология

Семиотика

Филология

Тангутоведение

Источниковедение

Да сюэ

Ицзинистика

Ли цзи

Лунь юй

Хоу Хань шу

Хуаянь цзинь шицзы

Цзо чжуань

Ши цзи

Шу цзин

Янь те лунь

Базы данных

Археология

Нумизматика

Экология

Этнология

Право

Регионоведение

Внутренняя Монголия

Синьцзян

Тайвань

Тибет

Сравнительная антропология

История синологии

In memoriam

Переводы

Рецензии

Сборники

Архив российской китаистики

Том I

Том II

В пути за Китайскую стену

Синологи мира к юбилею С. Кучеры

Синьхайская революция

Сборники материалов конференций

Общество и государство в Китае

Указатель. I-XL

Index. I-XL

Том XLVII

Том XLVI

Том XLV

Том XLIV

Том XLIII

Том XLII

Том XLI

Том XL

Том XXXIX

Том XXXVII

Том XXXV

Том XXXIV

Том XXXIII

Том XXXII

Том XX

Том XVIII

История Китая

2007 год

СМИ


санскр. Buddha — «Просветленный», кит. Фо 佛.
 
1. БуддаБудда Шакьямуни (кит. Шицзямоуни) — основатель буддизма (кит. фо-цзяо), реальное существование к-рого признают в наст. время подавляющее большинство буддологов. 624 или 623, дер. Лумбини, близ г. Капилавасту (на территории совр. Непала), — 544 или 543 до н.э., близ г. Кушинагара (в р-не г. Горакхпур, штат Уттар-Прадеш). Мн. исследователи буддизма более достоверными признают др. даты 564/560–483/480 до н.э., ок. 460–380 до н.э. и др. Личное имя Будды — Сиддхартха, родовое имя («фамилия») — Гаутама. Сын вождя племени («царства») шакьев, обитавшего на северо-востоке Индии, Шуддходаны и его жены Майи, дочери вождя соседнего племени («царства») колиев.
 
В наст. время невозможно научно реконструировать биографию Будды. Простое отсечение мифологических сюжетов и элементов фольклорного характера неэффективно, а материала для подлинной биографич. реконструкции у совр. науки недостаточно. В текстах палийского канона Типитаки (кит. Сань цзан, Да цзан цзин) нет к.-л. связного жизнеописания, прослеживающего путь Будды от рождения до смерти. В целом сутты (санскр. сутры, кит.цзин [1]) рассказывают о Будде с того момента, когда он достиг «просветления», и рисуют его великим мудрецом, проповедником, мастером йоги. Биографич. эпизоды в «корзине» (кит. цзан) сутт используются гл.  обр. для иллюстрации разных положений учения Будды. Традиц. жизнеописание Будды восходит к буд. житийным текстам: «Буддхачарита», или «Жизнь Будды», знаменитого санскр. поэта I в. н.э. Ашвагхоши, махаянская «Лалитавистара» и др.
 
Детство и молодые годы Сиддхартха провел в Капилавасту. Жил в роскоши, женился на девушке Яшодхаре, к-рую предания называют «прекрасной». У них родился сын Рахула. Но однажды, когда принцу исполнилось двадцать девять лет, он отправился на охоту, к-рая изменила всю его жизнь. На охоте принца потрясло созерцание страданий, переполняющих жизнь. Самыми важными для его духовного переворота оказываются четыре встречи: царевич видит похоронную процессию и понимает, что все люди и он сам смертны и ни богатство, ни знатность не могут защитить от смерти. Он обращает внимание на прокаженного и впервые осознает, что болезни подстерегают любого человека. Принц смотрит на нищего, просящего подаяние, и понимает мимолетность и призрачность богатства и знатности. И вот Сиддхартха оказывается перед мудрецом, погруженным в созерцание. Глядя на него, принц осознает, что путь самоуглубления и самопознания — единственный к постижению причин страданий и избавлению от них.
 
Сиддхартха покинул дом и в течение шести лет был странствующим аскетом, в поисках истины подвергая себя тяжким испытаниям и лишениям. Не найдя истину в аскетизме и отказавшись от него, Сиддхартха воссел под деревом Бодхи, долгое время размышлял и достиг высшего знания, проник в суть вещей и явлений и стал Буддой («Просветленным»). И больше уже он не был принцем и наследником престола, строго говоря, он не был больше и человеком, ибо люди рождаются и умирают, а Будда пребывает превыше и жизни, и смерти. Его имена и титулы отныне — Будда Шакьямуни («Пробужденный Мудрец из рода Шакьев»), Татхагата («Так Пришедший» или «Так Ушедший»), Бхагаван («Благословенный», «Блаженный»; досл. — «наделенный благой долей»), Сугата («Правильно Идущий»), Джина («Победитель»), Локаджьештха («Почитаемый миром»).
 
Будда семь дней пребывал в состоянии самадхи (кит.
саньмэй), наслаждаясь блаженством освобождения. На восьмой день он вышел из транса и пошел в один из религ. центров Индии — Бенарес (Варанаси), находившийся неподалеку от Ваджрасаны (санскр. «Поза Алмазной Несокрушимости», эпитет места «пробуждения»; ныне Бодхгая, штат Бихар). Направившись в близлежащий Олений Парк (Сарнатх), он произнес свою первую проповедь — «Проповедь о Повороте Колеса Учения (Дхармы)». Первыми слушателями Будды были пять аскетов, ставшие первыми буд. монахами, первыми членами сангхи — буд. монашеской общины. Так новая религия сразу же обрела свои «три драгоценности» (санскр. триратна, кит.сань бао), три объекта поклонения, с принятия к-рых человек может считаться буддистом — Будду, Дхарму (его Учение) и сангху (монашескую общину).
 
Кроме аскетов, Будде внимали две газели, изображения к-рых по обе стороны восьмирадиусного (восемь спиц Колеса символизируют восемь этапов буд. Благородного Пути) Колеса Учения (санскр. дхармачакра, кит.
фа лунь) стали символом буддизма и буд. проповеди.
 
Сиддхартха Гаутама стал Буддой в тридцать пять лет. После этого он сорок пять лет проповедовал свое учение в разных гос-вах северо-востока Индии. Сангха быстро росла, и, согласно сутрам, ее численность достигла 12 500 человек. Из числа первых монахов выделились самые выдающиеся ученики Будды: Ананда, Махакашьяпа (Знаменосец Дхармы, см. Кашьяпа), Махамаудгальяяна, Субхути, Бимбисара, а затем и Аджаташатру — правители царства Магадха, и др. Была создана и женская община, т.о., кроме монахов (санскр. бхикшу, кит. бицю) появились и монахини (санскр. бхикшуни, кит. бицюни). Согласно преданиям, Будда прожил 80 лет.
 
2. Высшее существо. Уже в хинаяне (сяо шэн) происходит мифологизация образа Будды, в частности утверждается предопределенность его просветления благодаря накоплению заслуг в предыдущих жизнях. Будда наделяется разнообразными сверхъестеств. способностями.
Радикальное переосмысление понятия «будда» произошло в махаяне (да шэн). Будда трактуется здесь прежде всего как единств. безусловная реальность, Абсолют. В этой своей ипостаси Будда, вечно пребывая в нирване (непань), всепроникающ и всеобъемлющ, поскольку безграничен в пространстве и времени. Будда Шакьямуни есть манифестация Будды-Абсолюта, и таких манифестаций бесконечное множество. Это представление о Будде оформилось в важнейшую для махаяны доктрину о «телах» (ипостасях, санскр. кая, кит. шэнь [2]) будды. Сначала выделялось два, потом три типа «тел» (сань шэнь). Учения ряда влиятельных буд. школ насчитывают четыре, восемь, девять и более тысячи ипостасей Будды. Однако во всех случаях главным, базисным является «тело Дхармы».
 
Ни в одном течении буддизма Будда не трактуется в качестве Творца, что принципиально отличает буддизм от христианства. Достижение человеком «состояния будды» провозглашается в махаянистских школах конечной целью религ. практики адепта, что следует из краеугольного положения философии махаяны об исконном наличии в любом живом существе «природы будды» (фо син). Крайнее выражение эта идея получила в эзотерическом буддизме, в к-ром сотериологическая установка определяется формулой «стать Буддой в этом теле».
 
Литература:
Андросов В.П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. М., 2001; Ашвагхоша. Жизнь Будды. М., 1990; Бонгард-Левин Г.М., Герасимов А.В.
Мудрецы и философы древней Индии. М., 1975; Буддизм. Словарь. М., 1992; Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987; Лысенко В.Г., Терентьев А.А., Шохин В.К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма. М., 1994; Ольденберг Г. Будда, его жизнь, учение и община. СПб., 1884; Ольденбург С.Ф. Жизнь Будды. 2-е изд. Новосиб., 1994; Торчинов Е.А. Введение в буддологию. СПб., 2000; Адзиа буккё си (История буддизма в Азии). Т. 1. Токио, 1972;Lillie A. The Life of the Buddha. Delhi, 1974; Shaner D.E. Biographies of the Buddha // PEW. 1987, Vol. 37, № 3; Warder A.K. Indian Buddhism. New Delhi, 2004.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. — 2007. — 869 с. С. 392-394.


Автор: Главева Д.Г.

 

Новые публикации на Синологии.Ру

И ЦЗИН. По материалам лекции И. Б. Бурдонова в библиотеке им. Волошина 31 марта 2023

Термины. Э — Я

Термины. Ш

Термины. Т — У

Изменение сюжетов романа «Троецарствие» в результате экранизации


Синология: история и культура Китая




Историческая жизнь Будды Гаутамы Шакьямуни; Что, по мнению археологов, ученых и ученых, является подтвержденными, подлинными событиями?

Не может быть сомнения в том, что Будда был живой исторической личностью, родившейся в шестом веке до нашей эры.

на территории нынешнего Непала, чьи глубокие учения влияли на мышление философов в течение последних 2600 лет. Жизнь и учение Будды не являются вопросом веры. Его практические учения, основанные на методах, изменили большую часть Азии и в конечном итоге проникли в общества по всему миру.

 

 

Гаутама Будда принимается большинством ученых как реальная личность, даже если имеются явно мифические наложения в целях искусного «учения». Самое интересное недавнее свидетельство было археологическим — вероятная дата рождения Будды.

Это новое свидетельство, вместе с предыдущими существенными свидетельствами, ставит вопрос: какие истории из жизни Будды достоверны, а какие могут быть приукрашены в учебных целях? Многие из историй Сутры были подтверждены в той или иной степени путем соотнесения с историческими событиями того времени. Некоторые из учеников Будды были проверены достоверно.

Открытие National Geographic (видео):

25 ноября 2013 г. — В одном из самых почитаемых мест паломничества буддистов группа археологов National Geographic обнаружила свидетельство того, что Будда жил в шестом веке до нашей эры, намного раньше, чем считали некоторые ученые. Раскопки в Лумбини, Непал, который долгое время считался местом рождения Будды, обнаружили ранее неизвестное деревянное святилище, стены которого отражают более поздние кирпичные храмы.

 

Археологические находки 2013 года позволяют датировать жизнь Будды в VI веке до нашей эры.

 

Рождение Будды — VI век до н. э.

В 2013 году National Geographic сообщил о том, что археологи в Непале обнаружили достоверные свидетельства существования строения на месте рождения Будды, датируемого шестым веком до нашей эры. Цитируется Национальным географическим обществом (25 ноября 2013 г.):

«Первые раскопки в священном храме Майя Деви в Лумбини, Непал, объекте Всемирного наследия ЮНЕСКО, долгое время определяемом как место рождения Будды, обнаружили останки ранее неизвестный шестой век до н. э. деревянное строение под рядом кирпичных храмов. Выложенная по той же схеме, что и над ней, деревянная конструкция содержит открытое пространство в центре, которое связано с историей рождения самого Будды…»

Результаты их рецензирования опубликованы в декабрьском выпуске международного журнала Antiquity за 2013 год. Исследование частично поддерживается Национальным географическим обществом.

«ЮНЕСКО очень гордится тем, что имеет отношение к этому важному открытию в одном из самых святых мест для одной из древнейших религий мира», — сказала Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова, которая призвала «больше археологических исследований, активизировать работу по сохранению и усилить управление сайтом», чтобы обеспечить защиту Лумбини.

 

Чудесное рождение Будды принимается как факт. Хотя элементы историй можно воспринимать как буквальную истину (о том, что Будда родился), большинство современных буддистов могут понять, что история сутры, возможно, приукрашена — с обогащающим символизмом — например, Будда идет сразу после рождения и цветы лотоса появляются из земли, где он родился. шагнул. Это ложная история? Нет, это духовная истина, завернутая в сказочную метафору (в худшем случае) — и нет абсолютно никакого вреда в том, чтобы воспринимать ее как буквальную истину.

Просветление Будды

Насколько достоверна самая известная история удивительной жизни Будды — его Просветления под деревом Бодхи? Согласно Biography.com:

«Согласно самой широко известной истории своей жизни, Сиддхартха Гаутама, годами экспериментировавший с различными учениями и не нашедший ни одного из них приемлемым, провел роковую ночь в глубокой медитации под деревом. Во время медитации все ответы, которые он искал, прояснились, и он достиг полного осознания, став таким образом Буддой».

Большинство ученых считают эту историю «немифической» — что Будда действительно размышлял таким образом. Ясно, что он действительно стал одним из величайших и наиболее влиятельных учителей, основываясь на достижениях, которые он достиг в своих медитациях.

 

Принято как факт: Будда сидел под деревом Бодхи и медитировал, чтобы достичь реализации. Метафорические истины: Будда невозмутимо сидит под деревом Бодхи, атакованный полчищами демонов Мары. Демонов можно рассматривать как внутренних демонов, преобразованных медитацией, или можно рассматривать в более буквальном смысле.

 

Подтверждаемые факты

Будда, ухаживающий за больными. Эта история в сутре почти наверняка основана на исторических событиях.

Ученые сходятся во мнении относительно некоторых поддающихся проверке фактов, подтвержденных не только археологическими свидетельствами, но и историческими документами. События его жизни, которые широко признаны как поддающиеся проверке:

 

  • Будда родился (в настоящее время датируется 6 веком до н.э.) в Лумбини, современный Непал.
  • Будда учил Четырем Благородным Истинам и Восьмеричному Пути.
  • Путь Будды «Средний путь» не только превратился в один из наиболее широко практикуемых духовных путей — его учения повлияли на других учителей и пути.
  • Сначала Будда обучал пятерых аскетов, с которыми он практиковал аскетизм.
  • Будда стал монахом. Он обучал как монахов, так и мирян.
  • Будда допустил женщин в Сангху практикующих — революционный для своего времени.
  • Будда учил Дхарме Будды в течение многих десятилетий — многочисленным ученикам, которые позже записали его учения (сутты или сутры).0084
  • Дхарма Будды повлияла на культуру всей Индии, а позднее и многих частей Азии.
  • Будда умер в Индии в возрасте около 80 лет. По большинству источников он умер от употребления испорченной пищи.
  • Будду звали Сиддхартха Гаутама

 

Подтверждаемый факт: Первое учение Будды было о Четырех Благородных Истинах и Восьмеричном Пути.

Как насчет «непроверенных фактов»

Буддисты считают слово Будды глубоким и неискаженным. Означает ли это, что сутры, содержащие мистические и магические истории, считаются «условно доказуемой реальностью»? Это решать личностям. Будда классно учил искусными средствами. Рассказы Джаката, рассказы о его «прошлых жизнях», можно рассматривать как буквальное или метафорическое. В Дхарме Будды, где Обычная Реальность и Высшая Реальность пересекаются и взаимодействуют, нет никакой разницы. Имеет ли значение, если он проповедовал на Горе Стервятника перед миллионами дэвов (богов) и архатов? Не совсем. Язык, метафора и символика — все это часть искусных средств.

 

Метафорический факт: Будда спускается с небес Тушита, одно из восьми великих деяний Будды, которое отмечается в Лхабаб Дучен. Хотя это ключевая история, вряд ли ее можно проверить археологией или наукой. Это не столько вопрос веры, сколько выражение основной истины в форме истории.

 

Подлинность сутр

Означает ли это, что мы должны сомневаться в сутрах? Сам Будда учил своих последователей во всем сомневаться, во всем сомневаться, всему подвергать сомнению.

 

Обложка драгоценной копии Сутры Сердца. «Сутра Сердца» содержит блестящие философские истины, получившие широкое признание во всем мире. Это учение не является частью первоначального Палийского канона, который, по общему признанию, в основном исторически связан. Тем не менее, она содержит такие удивительные, неопровержимые истины, что эта сутра превосходит один духовный путь. Доктрина Шуньяты вневременна и не требует научной проверки. Это также не вопрос веры.

 

Суть в том, чтобы не попасть в ловушку аргументов «это можно было проверить» и «это был миф с уроком». Суть в том, чтобы принять учения из-за их практической пользы в нашей сегодняшней жизни.

 

Хронология жизни Будды

Хотя более ранние эксперты относили жизнь Будды к 490 г. до н.э. до 410 г. до н.э., последние археологические данные относят рождение Будды к 563 г. до н.э. и его Паранирвана в 483 г. до н.э. Датировка связана с недавно найденными реликвиями рождения, и даты его Паранирваны могут быть легко подтверждены его погребальными реликвиями, разбросанными по Индии и Азии.

 

Барабанная панель ступы, изображающая зачатие Будды: царице Майе снится, как белый слон входит в ее правый бок. Викисклад.

 

563 г. до н.э. Зачатие в Сакьях

Шакьямуни (Шакьямуни) Зачатие Гаутамы Будды — в большей части Азии зачатие — это праздничная дата, а не фактическая дата рождения. [2] Известно, что королеве Маха Майе, матери Будды, приснился белый слон с шестью бивнями, спустившийся с небес и вошедший в ее чрево. Его титул Шакьямуни (произносится Шакьямуни) буквально означает «мудрец» сакьев, где Сакья был королевством его отца или олигархической республикой (расположенной в современном Непале). Муни буквально означает «мудрец». Шакьямуни (शाक्यमुनि) — титул Будды, впервые упоминаемый в Махапраджняпарамиташастре (глава VI).

Согласно легенде, Младенец Будда сделал семь шагов в каждом из направлений сразу после своего чудесного рождения.
563 г. до н.э. Рождение Сиддарты в Лумбини, Непал

Будда на самом деле родился принцем Сиддартой в Лумбини, Непал. Согласно традиции:

«Будда появился со стороны своей матери, когда она стояла, прислонившись к дереву, в безболезненном и чистом рождении». [2]

Он был назван Сиддартхой (или Сарватхасиддхой) — буквально означает «человек, достигающий своих целей» — от своего отца-царя, который решил, что он будет великим мирским королем и завоевателем, а не Буддой, как предсказывалось. мудрецами. Его мать умерла, и его воспитывала тетя Махапраджапати.

 

Сиддартха Будда вырос во дворце и был экспертом в боевых искусствах.

 

548 г. до н.э. Женитьба Сиддартхи на Ясодхаре

Его отец, царь, решил, что он должен быть защищен от страданий мира, чтобы устранить любые причины, которые могут вызвать сострадание к юному принцу. Верный стремлениям своего отца, он был воспитан привилегированным принцем, уединенным во дворце. Он был женат на молодой Ясодхаре, которая зачала их сына Рахулу.

Сиддартха вырос в Капилавасту, столице, и достиг больших успехов в «царских искусствах», включая боевые искусства.

 

Сиддарта выходит из дворца и видит четыре зрелища: бедность, болезнь, старость и смерть.

 

534 г. до н.э. Будда видит четыре вида: Страдание

Верный предсказаниям мудрецов — и несмотря на яростную тактику защиты своего отца — принц Сиддартха сбежал из дворца и увидел четыре вида страдания: бедность, болезнь, старость и смерть. Он также видел религиозных аскетов. Его «экзистенциальный кризис» [2] привел к жизненной миссии — освободить мир от всех страданий.

 

Будда решает оставить свою жену Ясодхару и сына Рахулу, чтобы искать Просветления — чтобы освободить их от вечных страданий в сансаре. Позже они оба становятся его последователями.

 

534 г. до н.э. Сиддарта покидает дом

С сочувствием, пробужденным в молодом принце Сиддарте, он решил преодолеть страдания сансары. В драматический момент Сиддарта решил уйти из дома — тихо покинуть дворец, чтобы избежать стражи отца. Он знал, что должен отказаться от своей обычной, привилегированной жизни, чтобы искать ответы, которые спасут все существа от вечного круговорота страданий.

Драматическим образом он бросил любимую жену и ребенка, зная, что он должен ради высшей выгоды постричься и оставить даже своего неразлучного коня. Стрижка волос была символом ухода от обычной жизни. Он отправился на юг, разыскивая других духовных искателей, и остановился в Магадхе (нынешний Бихар), где стал просить милостыню на улицах.

Таро Будды от Роберта Плейса рассказывает о жизни и путешествии к Просветлению Сиддартхи Будды как главного Арачаны, вместо «путешествия дурака» к духовному просветлению. Вверху (слева направо) изображен белый слон, спустившийся к царице Маха во сне о зачатии, Сиддартха покидает дворец на своем коне, Сиддартха постригся, чтобы стать аскетом, затем первая проповедь Будды.
533 г. до н.э. Сиддартха медитирует в Магадхе

Как и большинство духовных искателей, Сиддартха искал и обучался у многих учителей медитации, в частности «мастеров Алара Калама и Уддака Рамапутта» [2]

Он учился и совершенствовался у лучших из великих мудрецов того времени , достигая великих свершений, но не окончательного решения. Он определил, что у них нет окончательного «постоянного» решения, и решил, что должен искать решение самостоятельно.

 

Будда как аскет. Будда морил себя голодом, съедая всего одно рисовое зернышко в день, ища ответы с помощью древних аскетических практик.

 

532-5238 до н.э. Сиддарта Аскет

Аскетизм был крайней формой практики, которая включала жизнь в дикой природе без защиты, экстремальный пост — в основном, попытку «уменьшить физическое влияние своего существа и высвободить душу, нематериальную сущность в каждом человеке». [2]

Он продолжал это до тех пор, пока от него не остались только сухие кожа и кости, близкий к смерти.

В потрясающем Таро Будды Роберта Плейса карта XIV иллюстрирует момент прозрения Будды после того, как он пережил голодание и аскетические практики, что «срединный путь» — это путь к Просветлению. Здесь ему предлагают миску риса как раз в этот момент.
528 г. до н.э. Сиддартхе грозит смерть в Варанаси

Доведя свою практику до крайности, он перепробовал все экстремальные медитации и практики — вместе с пятью другими аскетами — только для того, чтобы чуть не умереть от голода. Наконец, он понял, что «срединный путь» — это правильный путь к Просветлению, а не крайняя степень лишений и не противоположность роскоши. Едва способный двигаться, он принял маленькую миску мик, риса, от преданного по имени Суджата. С этого момента он стал пионером «Среднего пути», известного сейчас как «буддизм».

 

Армия Мары сметена потоком заслуг. Мать-Земля распускает волосы, выпуская поток. В каждой из многих жизней Будды как сострадательного Бодхисаттвы он накапливал капли заслуг, высвобождаемых теперь как эпический поток в день его Просветления.

 

528 г. до н.э. Пробуждение в Бодхгае

В самом «известном» месте буддизма, Бодхгае, Сиддартха нашел путь освобождения. Отвергнутый пятью аскетами, он ел скромно, восстанавливая силы, а затем перебрался на новое место для медитации под самым известным деревом в истории — деревом Пипал в Бодх-Гая. [Наследник этого дерева до сих пор почитается в Бодхгае.]

Он удалился в свой разум, открывая новый «средний путь» медитации. Он вынес испытания под деревом, искушаемый Мара, его легионами и армиями. [Мара и его легионы, напавшие на Будду под деревом, можно рассматривать как внутреннюю борьбу Будды со своими собственными привязанностями и прошлыми кармическими отпечатками.] Наконец, он пробудился, и Мара и его легионы исчезли. Известно, что символом этого является Будда, касающийся земли в качестве своего свидетеля. Он достиг Бодхи — Пробуждения — и стал Буддой, Пробужденным.

 

Учение Будды — его первое учение было о Четырех благородных истинах.

 

528 г. до н.э. Первое учение в Сарнатхе

Будда «повернул первое колесо» учения, решив помогать другим своими совершенными методами. Его первыми учениками были пятеро подвижников, ранее упрекавших его. Его первыми учениями были Четыре Благородные Истины и Восьмеричный Путь:

Будда впервые учил Четырем Благородным Истинам, Истине Страдания, образно говоря, «болезни», которую мы лечим.

«Что такое, монахи, правда страдания? Рождение — это страдание, распад, болезнь и смерть — это страдание.

Быть отделенным от того, что тебе нравится, — это страдание. Желать чего-то и не получить это — страдание. Короче говоря, человеческая личность, склонная к цеплянию и привязанности, приносит страдание». [3]

 

Восьмеричный Путь

 

Преодоление страданий опиралось на Восьмеричный Путь:

«Это благородный восьмеричный путь, а именно правильное понимание, правильное намерение, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильное внимание, правильное сосредоточение и правильная медитация». — Будда Шакьямуни в Deerpark

• Информацию о Четырех Благородных Истинах и Восьмеричном Пути см. >>

В течение 45 лет Будда продолжал учить растущую группу преданных монахов и мирян.
528-483 до н.э. Бесчисленные учения, Вращение Колеса

Будда путешествовал с растущей свитой учеников, обучая в течение следующих 45 лет. Эти драгоценные учения, записанные его учениками, стали обширным сводом Пали-сутты, а позднее сутры Махаяны — крупнейшим собранием духовных учений в истории. Его учение распространится по Индии, Китаю, Японии, Корее и всей Азии, а в конечном итоге и по всему миру.

Будда Шакьямуни практиковал восьмеричный путь и обучал ему своих учеников. Он достиг Просветления.

 

483 г. до н.э. Паранирвана в Кусинагаре, Малла

В возрасте 80 лет он решил, что пришло время оставить учения своей Сангхе учеников. Он дал свое последнее учение. Он спросил своих учеников, есть ли у них какие-нибудь последние вопросы к нему перед тем, как он уйдет.

Наконец, он сказал: «Вещи, возникающие из причин, также распадаются. Нажимайте с должной осторожностью».[3]

Он лег на правый бок, подложив руку под лицо — в позе, прославленной статуей Спящего Будды — и погрузился в покой высшей Паранирваны.

Хронология на основе BBC: Жизнь Будды, духовное путешествие>>

 

Будда Шакьямуни | ИНДИЙСКАЯ КУЛЬТУРА

Ключевые слова: Гаутама Будда,
Хинаяна и секты Махаяны,
г. Республика Капилавасту

Издатель: Коллекция сэра Ратана Тата

Описание: Историческое значение: Будда Шакьямуни — это имя, данное Гаутаме Будде, который жил с 566 по 485 год до нашей эры в центральной части северной Индии. Это имя было специально придумано, чтобы отличить исторического Будду от общего значения слова «Будда», что означает «пробуждённый». В буддийской доктрине любой такой просветленный человек технически является Буддой. Таким образом, когда кто-то ссылается на Шакьямуни, это означает, что он имеет в виду историческую личность, известную как Сиддхартха, сын Суддходханы и его королевы Майи, который стал Буддой, достигнув просветления. Слово Шакьямуни означает мудрец Шакьев, последнее является названием клана Будды, правившего республикой Капилавасту.

Культурное значение: — Изображения Будды, которые были сделаны в Непале и Тибете в 11-12 веках нашей эры, находились под сильным влиянием иконографии региона Кашмир. Это произошло главным образом потому, что тибетский буддийский монах Ринчен Сангпо (958–1055 гг. Н. Э.), Посетивший университет Викрамашила, вернулся с несколькими кашмирскими художниками, оказавшими влияние на искусство Непала и Тибета. Это породило новый стиль, который представлял собой объединение кашмирского и непальского стилей.

Художественное значение: — «Изображение идентифицируется по надписи на пьедестале как Шакьясимха, исторический Будда. Будда изображен сидящим на пьедестале из двойного лотоса. В правой руке он держит горшок, а в левой — бхумиспарша. мудра, или поза прикосновения к земле, указывающая на время нападения Мары, искусительницы. Он коснулся земли, когда призвал Богиню Земли засвидетельствовать о своих аскезах и медитации. Ваджра или удар молнии, идентифицирующий секту Ваджраяны, помещается спереди. Он одет в простую монашескую рясу или сангхати. Его глаза имеют следы инкрустаций, что связано либо с кашмирским, либо с восточным индийским влиянием.0309 Интересной и необычной особенностью является его нимб или Прабха, на котором изображены девять богинь в девяти медальонах. Все они имеют четыре руки, атрибуты которых не очень ясны. У большинства из них свирепые лица. Поскольку ни один иконографический текст не связывает Шакьясимху с Матриками или любым другим женским божеством, их трудно идентифицировать. Хотя их свирепость может соблазнить кого-то идентифицировать их как формы Мары, это трудно интерпретировать, пока не будут доступны какие-либо убедительные доказательства. Надпись на тыльной стороне пьедестала гласит:
Привет Шакисимхе и другим. В среду, Уттарабхадра накшатра, 12-й день темной половины месяца чайтра благоприятного года (н.с.) 915 Дханадатасиха (санскр. Дханадатта Симха) из Мадувахи (в Катманду) изготовил это изображение и освятил его. Да будет это благоприятно.»

Духовное значение: — Будда не пропагандировал идолопоклонство. Однако после его смерти вера разделилась на секты хинаяны и махаяны. Именно в рамках последней секты скульпторы начали вырезать изображения Будды. и в течение нескольких поколений буддисты стали поклоняться изображениям, что, возможно, указывает на духовную потребность верующих иметь перед собой изображение бога, на котором можно было бы сосредоточиться во время молитвы.

Стиль: Непал Самват

Источник: Чатрапати Шиваджи Махарадж Васту Санграхалая, Мумбаи

Тип: Скульптура

Получено от: 9030 8 Чатрапати Шиваджи Махарадж Васту Санграхалая, Мумбаи