Где правая а где левая рука: 12 упражнений, чтобы запомнить и не путать право и лево

Содержание

12 упражнений, чтобы запомнить и не путать право и лево

Понять, где право, а где лево, запомнить их и не путать, легко ориентироваться в пространстве, запоминать путь и строить маршруты — большинству это кажется абсолютно простой задачей. Но есть и дети, и подростки, и взрослые, которые испытывают в этом большие трудности. Наш блогер Катя Хасанова делится своими авторскими упражнениями, которые помогут эту проблему решить.

По статистике 1 из 20 человек путает и не может запомнить стороны, а также не может автоматически сориентироваться, где правая и где левая рука. Я хочу поделиться своей небольшой авторской программой, с помощью которой можно запомнить и не путать право-лево. Изначально эти упражнения разработаны для детей, но могут подойти и взрослым.

1. «Опознавательный знак»

Пусть ребёнок сам придумает специальные обозначения (в виде предметов или знаков) для каждого из направлений (именно для всех сразу, а не для какого-то одного). Они должны быть различными по цветам, понятными и постоянными (то есть не должны меняться). Например, на правой руке всегда красный браслет, а на левой — синий; на правом кроссовке белые шнурки, а на левом — оранжевые; вверху — белая кепка, внизу — чёрные кеды.

Для старших детей знаки могут быть более сложными. Например, на правой руке весёлый смайлик, а на левой — грустный; на правой руке круг, а на левой — квадрат. Главное, чтобы самому ребёнку было понятно, удобно и комфортно с этими обозначениями, чтобы они ему нравились и запоминались. Именно поэтому лучше, если он сам их придумает, ведь свои идеи запоминаются гораздо легче. С помощью обозначений будет проще ориентироваться, так как абстрактные названия заменены на конкретные и знакомые.

Постоянно задавайте ребёнку наводящие вопросы и закрепляйте связь между направлением и его знаком, помогайте увидеть применение этому в жизни

Например: «Сейчас надо повернуть в сторону руки с синим браслетом. Значит, куда надо повернуть? Правильно, налево». Также можно обратно формулировать вопрос, например: «Сейчас мы поворачиваем налево. Значит, в сторону какого браслета мы поворачиваем? Правильно, синего». Аналогично и со всеми остальными направлениями.

Ваша задача — постепенно дойти до абстракции, чтобы ребёнок сначала реагировал на название направления, а уже потом проверял себя с помощью знака. Если ребёнок не может связать название направления со знаком, то в начале просите его ориентироваться именно на знак, а затем сами постепенно называйте направления, пусть он просто повторяет за вами. Так проще создать эту связь.

2. «Ассоциации»

Для каждого из направлений надо придумать конкретную и запоминающуюся ассоциацию, которая удобна и нравится ребёнку. Например, «правая рука — та рука, которой я рисую и держу ложку», «левая нога — эта нога, которой я отбиваю мяч», «внизу — это там, где земля или пол», «вверху — это там, где небо и потолок» и так далее. Ассоциация должна быть единственной для каждого направления, простой и понятной.

Но при этом (в отличие от предыдущего упражнения) ребёнок постепенно отходит от материальных предметов и немного приближается к абстракции. Для старших детей ассоциации могут быть более сложными, но главное — чтобы сам ребёнок мог легко их запоминать.

Для этого надо дать почувствовать явную разницу. Попросите ребенка порисовать или поесть и левой, и правой рукой. Он точно поймёт, как рукой ему удобнее это делать, и благодаря этому ощущению лучше запомнит ассоциацию. Постоянно задавайте наводящие вопросы и закрепляйте связь между направлением и ассоциацией, помогайте увидеть применение этому в жизни. Например: «Сейчас мы пойдём в сторону той руки, которой ты рисуешь. Значит, куда мы пойдём? Правильно, направо». Можно формулировать вопрос и от обратного, например, «Сейчас мы идём направо. Значит, в сторону какой руки мы идём? Правильно, в сторону той руки, которой ты рисуешь». Аналогично и со всеми остальными направлениями.

Ваша задача — постепенно дойти до абстракции, чтобы ребёнок сначала реагировал на название направления, а уже потом проверял себя с помощью ассоциации.

3. «Что и где вокруг меня»

Вместе с ребёнком отметьте самые яркие и видные предметы в доме (можно даже их нарисовать). Например, диван, шкаф, телевизор, холодильник и т. д. Важно, чтобы эти предметы находились в одной комнате и не передвигались. И постоянно повторяйте их взаимное расположение в различных комбинациях. Например, «телевизор перед диваном», «шкаф слева от холодильника». Таким образом, вы с ребёнком связываете все эти предметы между собой с помощью направлений.

После постоянного повторения спрашиваете ребёнка «С какой стороны от холодильника находится шкаф?» и запоминаете направления

Затем придумываете новый набор предметов в другой комнате и делаете то же самое, только вначале повторяете связи гораздо меньше, а затем не повторяете совсем (то есть ребёнок сходу говорит, что где находится). После попросите ребёнка встать рядом с холодильником и задайте вопрос: «С какой стороны от шкафа ты находишься?» Так ребёнок научится определять своё местоположение относительно различных предметов, и наоборот, положение предметов относительно его самого.

4. «Стрелки»

Пусть ребёнок сам (если надо, с вашими подсказками) нарисует много интересных и ярких стрелок, напишет на них направления («лево», «право», «вверх», «вниз») и приклеит по всему дому (или квартире). И каждый раз, проходя по стрелкам, называет направления. Например, «я поворачиваю налево», «я поднимаюсь вверх» и так далее.

Потом вы задаёте ему маршрут: «Дойди от спальни до кухни назови все направления и на листе бумаги фломастером нарисуй все стрелки». Постепенно маршруты можно усложнять и удлинять. Когда у него будет хорошо получаться, снимите абсолютно все стрелки. И дайте ребёнку то же самое задание с маршрутом (назвать направления и нарисовать стрелки), но уже без стрелок. Так он постепенно начнёт переходить к абстракции и начнёт запоминать направления.

5. «Где находится»

Возьмите коробку (или что-то похожее) и какую-нибудь игрушку. Ставьте игрушку с разных сторон от коробки и задавайте ребёнку вопросы сначала с выбором ответа. Например: «Где сейчас находится мишка над коробкой или под коробкой? Правильно, над коробкой, то есть наверху». А потом без выбора ответов. Например: «Где сейчас находится мишка? Правильно, слева от коробки». Потом возьмите 2 или 3 игрушки и так же задавайте вопросы. Например: «Где находится мишка, а где — зайчик? Правильно, мишка слева от коробки, а зайчик справа». Когда это начнёт получаться, можно перестать задавать вопросы и добавить больше игрушек. Пусть ребёнок описывает их местоположение относительно коробки.

6. «Опиши всё вокруг»

В начале с помощью ваших наводящих вопросов ребёнок описывает местоположение и соотношение различных предметов дома и на улице. Предметы должны быть понятны ребёнку и не должны двигаться. Например: «С какой стороны от дома стоит фонарь? Правильно, справа» или «Что находится справа от дома? Правильно, фонарь». Дальше можно всё чаще менять и добавлять различные предметы.

Когда начнёт полноценно получаться, перестаньте задавать вопросы и просите дать описание предметов около конкретного объекта. Например: «Расскажи, что и где находится рядом с этим деревом». Или просто назовите два предмета, а ребёнок назовёт их взаимное расположение. Например: «Забор и куст — куст слева от забора, забор справа от куста». Закрепляйте этот навык так, чтобы ребёнок мог сходу описать расположение любых предметов в любом месте.

7. «Лабиринт»

Найдите подходящий по сложности для вашего ребёнка лабиринт, лучше начинать с самых простых. Попросите его сначала внимательно посмотреть, проложить дорожку глазами, а затем, не отрывая карандаш от бумаги, не спеша, сосредоточенно вести дорожку от начала до конца и по ходу вслух называть (как можно подробнее) все направления («вперёд», «назад», «вверх», «вниз», «влево», «вправо»). В начале лабиринта надо сказать «Старт!», а в конце — «Финиш!» (чтобы ребёнок чувствовал и конкретно понимал конец и начало своих действий). Дальше можно давать ребёнку более сложные лабиринты и работать с ними по тому же алгоритму.

8. «Найди отличия»

Найдите подходящее по сложности для вашего ребёнка задание, лучше начинать с самых простых, не стоит начинать с тех, где очень много отличий и мелких деталей. Объясните ребёнку задание и попросите его не просто находить отличия, но и полноценно чётко, называя все направления, описывать каждое отличие вслух. Например: «На верхней картинке справа от дерева цветок, а на нижней — справа от дерева грибок». Постепенно можно давать ребёнку более сложные задания (с большим количеством отличий и различных деталей).

9. «Пазл»

Ребёнок рисует картинку и запоминает её. Потом вы режете вместе с ним рисунок на части (начинаем с больших одинаковых квадратов) и собираете по памяти исходный рисунок. Во время сборки ребёнок должен чётко проговаривать, какую деталь куда он кладёт (надо называть все направления) и почему. Например: «Эту деталь я положу с правой стороны второй сверху, так как это хобот у слона». Дальше можно усложнить задачу — разрезать рисунок на большее количество частей различных форм (треугольники, многоугольники) и размеров, а затем перейти к пазлам.

10. «Не запутайся»

Если напротив вас будет стоять человек и делать движения, вы должны будете повторять «наоборот», то есть его «лево» будет вашим «право» и наоборот. Объясните ребёнку этот момент и покажите примеры. Затем включите музыку и, постепенно ускоряясь, показывайте ребёнку движения, а он пусть повторяет, но в правильную сторону. После «меняемся местами»: ребёнок показывает, а вы повторяете.

11. «Пройди маршрут»

Купите простую лазерную указку. Пусть ребёнок дома сначала придумает и опишет маршрут (нарисует схему стрелками или опишет словами), который будет проходить лазерная точка. Например: «От окна идёт вправо и вверх к шкафу, затем перемещаемся по левой стене к нижнему ящику комода». После с помощью подсказки ребёнок лазерной указкой должен пройти придуманный маршрут. И так несколько раз, придумывая разные маршруты.

Далее усложняйте задание: ребёнок должен придумать маршруты, устно описать их, но проходить уже без подсказки. Затем то же самое задание нужно пройти уже на другой, менее знакомой местности (на детской площадке, в парке и так далее). Когда это начнёт хорошо получаться, переходите к другому заданию: ребёнок проводит лазерной точкой маршрут (вначале простой, а потом постепенно усложняйте) и старается максимально его запомнить, затем устно подробно описывает его и составляет схему.

12. «Навигатор»

Нарисуйте вместе с ребёнком на ватмане формата А1 большую цветную и понятную карту своего микрорайона (мест, где ребёнок часто бывает). Проговорите различные маршруты («от дома до школы», «от детского сада до аптеки», «от автобусной остановки до магазина» и так далее), а затем постройте их на карте. Посмотрите, между какими пунктами маршруты ещё не построены. По возможности реально пройдите эти маршруты с ребёнком.

Дальше пройдите с ребёнком простой маршрут по менее знакомой ему местности (например, по парку). Обращайте его внимание и на направления (куда откуда идём, куда поворачиваем), и на детали по дороге, которые помогут в ориентации (кусты, здания, скамейки и т. п). Затем вместе нарисуйте карту этой местности и маршрут на ней. После доберитесь до центральной или какой-либо интересной части вашего города вместе с ребёнком. Заранее распечатайте, а лучше нарисуйте карту этого места (она должна быть конкретной и понятной). Идите вместе с ребёнком, ищите интересные детали и достопримечательности, параллельно отмечайте и подписывайте их и ваш маршрут на карте.

Дома через какое-то время попросите ребёнка по карте подробно описать ваше путешествие. Когда это будет хорошо получаться, пройдите с ребёнком по другому маршруту. Попросите его запомнить не только ваш путь, но запомнить как можно больше подробных деталей. Дома ребёнок должен самостоятельно построить на карте и полноценно описать маршрут, отмечая детали.

Желаю успехов!

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Где право, а где лево: как научить ребенка ориентироваться в пространстве?

В самом начале учебного года я как логопед обследую речь первоклассников. С каждым разом современные дети удивляют все больше и больше. Если в прошлом году «гении» 21 века еле-еле составляли даже не рассказ по серии сюжетных картинок, а три предложения из двух слов, то в этом году каждый четвертый неправильно раскладывал картинки. Не слева направо, как принято, а справа налево. Получалось, что история начиналась с конца. При этом последовательность событий на картинках была выдержана логически верно. В ответ на мою просьбу поднять правую руку большинство детей поднимало левую. Это ж как в их мозгу перевернуто восприятие мира? Полагаю, на 180°. В этом случае могут возникнуть проблемы на письме. Ведь пишем мы слева направо, а не наоборот. Каждый элемент письменной буквы имеет свое направление: вверх или вниз, вправо или влево.

Причины дезориентации в пространстве

Все дело в головном мозге, каждый отдел которого отвечает за ту или иную функцию, будь то элементарное движение или изобретение гениального. Если ребенок с трудом распознает право-лево, значит у него нарушены межполушарные связи. Правое полушарие отвечает за вестибулярный аппарат, координацию, образное мышление, творческие способности, зрительное и пространственное восприятие, левое – за логику, восприятие слуха, производство речи, программирование действий и высказываний.

Для полноценного существования человеку важны оба полушария, одно не может жить без другого. Два полушария связывают нервные волокна под названием мозолистое тело, которое и отвечает за передачу информационных импульсов из одного полушария в другое. Если в мозолистом теле обнаруживаются какие-то неполадки, то искажается вся познавательная деятельность. В таком случае одно из полушарий получает наибольшую нагрузку, а другое блокируется. Связь между ними отсутствует, поэтому нарушается все виды восприятия: слуховое, зрительное, пространственное, нет слаженности в их взаимодействии, в координации движений как пишущей руки, так и всего тела. Поскольку большинство детей научаются держать ложку и карандаш правой рукой, то у них частично блокируется правое полушарие, левое же берет на себя роль ведущего. И наоборот: у левшей ведущее полушарие – правое.

Причина дезориентации современных детей в пространстве и нарушения межполушарных связей кроется в движении, а точнее, в его отсутствии. Нет движения – клетки мозга терпят дистрофию, блокируются полушария, неправильно начинает функционировать мозг в целом. Неспроста специалисты советуют малышам с самого рождения двигаться: задирать ножки, переворачивать, подтягивать за кисти рук и т. д. Очень важным для развития межполушарных связей является период ползания. Когда ребенок ползет, он выдвигает сначала руку (левую или правую), синхронно выдвигается противоположная нога. Например, правая рука пошла, за ней левая ножка, левая рука – правая нога и т.д. К сожалению, многие дети сейчас, минуя этап ползания, через прокат в ходунках сразу начинают ходить. Нет поэтапности развития клеток головного мозга – страдает мозолистое тело.

Как научить ребенка ориентироваться в пространстве

Чтобы наладить работу правого и левого полушарий, нужно развивать мозолистое тело. В норме мозолистое тело у девочек должно быть сформировано к семи годам, у мальчиков – к восьми. К сожалению, современные дети ведут малоподвижный образ жизни, просиживая за гаджетами. Мозг развивается однобоко. Поэтому многие первоклассники не могут найти начало строки, начинают писать с середины. Вместо того, чтобы нарисовать кружок под буквой, рисуют его над ней.

Начинать учить ребенка ориентироваться в пространстве нужно с раннего детского возраста в играх и движениях.

Например, играя в «коняшку» мы поскачем под стол на четвереньках, а взбираясь на гору, полезем на диван.

Игры на развитие пространственных ощущений
Рассаживание игрушек. Эта игра направлена на развитие понятий: справа, слева. Рассаживая кукол, мишек, черепашек ниндзя и т.п., проговариваем: «слева от мишки посадим зайчика, слева от зайца – куклу Марусю» и т.д. Затем спросим у ребенка: кто сидит слева от Маруси, а кто справа от мишки? Аналогичную игру можно провести с расстановкой мебели. Например, поставим стул справа от тумбочки, а телевизор слева от стола.

«Регулировщик». Нужно поставить ребенка в центр комнаты, «построить» автодорогу из листов бумаги или дерева, можно просто огородить дорогу из деталей «Лего». Вручите регулировщику жезл, пусть он направляет поток машин, проговаривая, какие поедут направо, а какие налево, какие вперед и назад. Затем роли меняются. Мама – регулировщик, ребенок – автомобилист.

Очень хорошо изучать, где право, а где лево на улице, переходя через дорогу. Сначала нужно посмотреть налево, а затем направо. Также на улице удобно изучать понятия «далеко-близко».

«Робот». Ребенок изображает движения робота, а мама дает указания: сделай три шага вперед, два шага налево, наклонись низко до пола и достань мяч, повернись вокруг, сделай два шага вправо, три шага вперед, потянись руками вверх на цыпочках, подбрось мяч вверх и т.п.

«Кладоискатели». На листе бумаги рисуется план комнаты, в одном из мест стрелочкой указывается клад. Ребенку нужно сориентироваться по карте и найти клад. Затем ребенок может сам спрятать клад и нарисовать свою карту, чтобы кто-то из взрослых нашел клад.

«Угадай, где звенит». Для игры можно использовать колокольчик, бубен или дудочку. Ребенку завязывают глаза, садят его на стул. Чадо должно угадать, с какой стороны от него звучал музыкальный инструмент: справа, слева, спереди, сзади.

«Угадай игрушку». Ребенок садится в центр круга, вокруг него расставлены разные игрушки: заяц, тигр, медведь, змея, собака, кошка. Мама загадывает какую-то из игрушек, а ребенок должен угадать, какую она загадала по наводящим подсказкам: эта игрушка находится слева от зайца, справа от тигра и т.д.

«Повтори движения». Вы встаете напротив ребенка и просите его повторить за собой синхронно движения: правая рука вверх, левая рука в сторону, правая рука вниз, левая нога вверх и т.д. (учтите, что стоите в зеркальном отображении друг друга).

«Раскраски». Для занятия можно использовать как готовые раскраски, так и рисовать самим. Например, мама нарисовала зайчика и просит сына: «Нарисуй справа от зайца солнышко, слева от зайца шарик и т.д. Раскрась самолетики, летящие налево, в красный цвет, направо – в синий». Если ребенок не усваивает понятия право-лево, можно на левую руку надеть красную резиночку для волос, а на правую – синюю. Попросить ребенка повернуться налево, самой поднимая красный флажок, направо – синий. То же самое можно использовать с платочками: в левую руку ребенка – красный платочек, в правую – синий. Цветовые сигналы малыши усваивают гораздо лучше слуховых.

Кинезиология – наука о движении
Большую часть коры больших полушарий мозга составляют клетки, которые напрямую связаны с движениями рук. Поэтому через движения пальцев рук, кистей, а также ног мы нормализуем работу мозолистого тела. Этим занимается кинезиология – учение о слаженных движениях для развития головного мозга. Кинезиологические упражнения известны еще со времен Гиппократа и Аристотеля. Эти упражнения не только развивают мозолистое тело и синхронизируют работу полушарий, но еще снимают стресс, улучшают кровообращение головного мозга, а следовательно, активизируют мыслительные процессы, укрепляют память, облегчают процесс освоения чтения и письма.

Очень хорошее упражнение для рук «Кулак-ребро-ладонь». Ребенка просят сесть за стол и одновременно двумя руками на поверхности стола выложить сначала два кулака, потом, раскрыв пальцы, поставить ладони ребром, далее, разомкнув пальцы, положить на стол две ладони. Упражнение выполнять сначала в медленном, затем в быстром темпе каждый день по 7-10 раз.

Также хорошо использовать и другие пальчиковые упражнения: «Кольцо», «Зайчики», «Ножницы», «Собака», «Коза», «Кошка», «Лошадь», «Петух».

Одним из старых добрых способов развития межполушарных связей является маршировка. Помните, как в детстве маршировали? Начинаем с правой ноги вверх, при этом левая рука выносится вперед, правая рука назад, и на счет «раз-два-три» меняем руки и ноги. Очень здорово это делать под музыку.

Хорошее упражнение на синхронизацию полушарий: правая рука вперед, левая – назад за спину (руки над головой). Так несколько раз по кругу.

На занятиях для детей использую еще такое упражнение на координацию движений: достань правой рукой до кончика носа, левой рукой – до правого уха, на счет раз-два-три-четыре меняем руки: левая на кончике носа, правая на левом ухе. Повторяем 5-6 раз. Можно использовать кинезиологические упражнения на подъем колен. Левая рука на правое колено, правая рука на левой – и пошли притопывать 10-15 раз.

Родителям советую: следите, чтобы дети больше двигались. Поскольку в движениях незримо развивается мозг. Бывает, приходит ученик после летних каникул, дома не занимался, а носился все лето у бабушки в деревне. Но стал и писать без оптических ошибок и лучше читать. Уделяйте больше времени своим детям в раннем возрасте, почаще играйте в подвижные нехитрые игры, тогда вашему ученику легко и интересно будет учиться в школе.

  Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Где лево, где право (картинки и задания)

Научить ребенка различать, где право, где лево, родители считают чуть ли не первоочередной задачей. Однако, несмотря на все усилия родителей и педагогов, дети иногда до школьного возраста путают эти понятия, хотя рук и ног у них всего две.

С самого раннего возраста мы заставляем малышей делать наиболее значимые вещи именно правой рукой:

  • держать ложку,
  • здороваться за руку,
  • писать,
  • рисовать и т.д.

Если ребенок рождается левшой, этот факт воспринимается почти как трагедия: он не такой как все, ему будет трудно в жизни. Каких только домыслов не услышишь! Ничего подобного. Левша, так же как и правша, может добиться в жизни больших успехов, если приложит к этому максимум усилий. Да, не совсем удобно писать за одной партой с правшой в школе, люди как-то по-особому смотрят, когда используешь левую руку, а не правую. А в остальном – ничего страшного нет. Это лишь наши предрассудки, уходящие в глубину веков, когда левая сторона считалась нечистой: нельзя было здороваться, подавать еду, кушать левой рукой, поскольку левая сторона, по повериям, принадлежала дьяволу. Правая, наоборот, олицетворяла добро, справедливость, праведность. Поэтому она и правая. Отсюда и наше подсознательное стремление все делать правой рукой. Так что заставлять не нужно, а вот дать понятие о существовании право-лево, конечно, надо. Чтобы ускорить этот процесс, есть множество игр для разного возраста. Приведем здесь некоторые из них.

Игры

Существует самый древний, и, наверное, самый проверенный метод научить человека определять, где право, где лево. Его использовали еще полковые командиры, обучавшие поступивших в армию крестьян. К ногам новобранцев привязывали пучки сена и соломы. Дело в том, что различия между этими двумя понятиями были важнее для крестьян, чем знать, где право, где лево. Командиры и применяли команды: сено-солома. Так солдаты и запоминали стороны. Воспользуемся бесценным опытом военных и, модернизировав, применим его по отношению к детям. Сено и солому можно заменить яркими ленточками разных цветов и привязать их к рукам или ногам. Если малыш еще не знает названия цветов, привяжите ленточку только к одной ноге или руке и, называя право или лево, заставьте ребенка каждый раз вспоминать, на какой руке у него ленточка. Постепенно это войдет в привычку, и малыш начнет свободно ориентироваться. Особенно эффективно применять такой способ обучения на уроках физкультуры, в танцевальных коллективах, где можно даже поставить танцевальную композицию с разноцветными ленточками, шариками, предназначенную специально для запоминания сторон.

Как еще можно научить ребенка различать, где право, где лево?

Ясно одно: делать это нужно незаметно для самого малыша, иначе вы рискуете вызвать протест против своих действий. Пока ребенок еще совсем маленький, одевая его, комментируйте:

  • надеваем сапожок на правую ножку,
  • надеваем рукавичку на левую ручку и т. д.

Тем самым, даже если малыш еще не говорит, вы закладываете нужные понятия в его сознании и подсознании. Впоследствии все накопленное в памяти начнет выдаваться ребенком, и вот тут ваши труды будут видны. Останется только закрепить знания с помощью игр и повседневной практики. То же проделываем, когда кормим ребенка.

Часто педагоги, да и некоторые родители, учат детей различать право-лево в зеркальном отражении. Это означает, что если взрослый стоит к ребенку лицом, то называет левую руку правой и наоборот, чтобы дети повторяли движения зеркально. Однако делать этого не следует. Если в два года малыш еще не замечает этой путаницы, то в три-четыре года обязательно заметит, и тогда создавшуюся ситуацию трудно будет пояснить.

Упражнения

Какие упражнения могут помочь ускорить процесс запоминания, где право, где лево?

  1. Попросите малыша поднять левую или правую руку. Если действие выполнено правильно, вознаградите его игрушкой и попросите назвать руку (если ребенок уже может это делать).  Далее просим другой рукой (левой или правой) коснуться частей тела (носа, рта, щеки и т.д.), при этом называя их.
  2. Следующая игра называется «Бравый солдатик». Дайте ребенку в руки шарики или игрушки разных цветов. Взрослый выступает в роли командира, а малыш – в роли солдатика. Солдат выполняет различные приказы командира. Например: поднять правую руку, шагнуть левой ногой, опустить левую руку и другие. Команды можно давать какие угодно, связанные с понятиями право-лево или с определением местонахождения частей тела. Если ребенок плохо ориентируется и в том, и в другом, соедините различные команды в одной игре. Затем взрослый и ребенок меняются местами. Когда малыш отдает приказы, мама или папа иногда должны ошибаться. Ребенок исправляет ошибку взрослого. Второй вариант игры доставляет удовольствие детям даже большее, чем первый.
  3. Игра в мяч дает возможность детям научиться ориентироваться в пространстве. Взрослый дает малышу команду бросить мяч вправо, влево, вперед, назад и т.д. Затем взрослый и ребенок, как и в предыдущей игре, меняются местами.

Данные игры можно использовать в общении с трехлетними детьми. До 3 лет заниматься с малышом подобным образом будет сложно, процесс обучения 2-х летних детей скорее односторонний, когда мама или папа постоянно акцентируют внимание ребенка на пространственных  понятиях, используя каждый подходящий случай. Ждать осознанной рефлексии вряд ли придется. Поэтому не торопитесь и наберитесь терпения.

Ребятам, которые уже неплохо ориентируются в определении сторон, предложите скрестить руки и назвать, какая из них правая, а какая левая. Попросите порассуждать, почему, если человек стоит к нам лицом, его правая рука для нас будет левой и т.д. Такого рода логические задачи расширяют пространственные представления детей, заставляют задуматься об устройстве этого мира. Используйте картинки, где изображены люди, звери в различных позах и просите малыша показать правое ухо кролика, левую лапу козлика и т.п.

Если ваш малыш подвижный и любит бегать, прыгать, станцуйте с ним буги-вуги. Это простой танец, который легко запоминается и, главное, обучает определению сторон. Под веселую музыку выполняем следующие движения: правую руку вытягиваем вперед, отводим ее назад и трясем ею, затем опять выводим вперед и трясем. Так поступаем и с левой ногой. Подобные движения можно проделать с ногами, плечами.

Чаще комментируйте происходящие вокруг ребенка действия и явления. Когда вы поднимаетесь или спускаетесь по лестнице, говорите: «Поднимаем правую ногу, поднимаем левую ногу». Если вы гуляете и наблюдаете машину или идущего человека, отметьте для ребенка, что машина или человек движет по правую (левую) сторону от нас. Так же можно следить за поворотами автобуса, троллейбуса, сидя в общественном транспорте, машине.

Используйте в своей практике игрушки. Разложите на полу различные машинки, зверей и, как в старой сказке, приговаривайте: «Направо пойдешь – кошечку найдешь, налево пойдешь – куклу найдешь». Ребенок может двигаться к месту назначения с помощью игрушечных машинок и грузить на них найденные предметы. Таким образом, малыш не только учит, где право, где лево, но и ориентируется в пространстве.

Для детей 4-5 лет можно использовать графический диктант. Поставьте на плоскости две игрушки и нарисуйте между ними запутанный ход. По вашим подсказкам, отмечая палочками каждый шаг, ребенок должен помочь игрушкам встретиться. Конечно, подсказки будут ориентированы на определение сторон.

И запомните! Никогда не заставляйте малыша делать что-то против его воли. Лучше дождитесь подходящего настроения или момента. В крайнем случае, всегда можно организовать комментарий на основе создавшейся ситуации, а не устраивать специальный показательный урок. Играйте, ведь мир познается человеком в игре, — так говорили древние!

Задания по теме

А эти материалы, надеюсь, помогут Вам в развитии Вашего малыша, а главное, в понимании где право, а где лево:

1. Игра с лягушкой — здесь нужно раскрасить ладошки в два цвета — правые в синий, левые в красный.

2. Здесь нужно определить, какие из машинок едут направо и обвести их в кружочек.

3. Здесь нужно определить, какие из рыбок плывут налево и обвести их в кружочек.

4. Здесь нужно определить какие живут в какую сторону смотрят и в какую сторону едут машинки.

5. Здесь нужно определить животных и геометрические фигуры, которые находятся по правую сторону и по левую сторону.

6. Определяем и обводим в кружочек животных, смотрящих налево и направо.

7. Тоже самое, что и про животных только с машинками.

8. Играем с котиком. Определяем, где он слева, а где справа?

9. Здесь нужно определить, какой из мишек идет налево, а какой направо.

10. Зеркальные карточки для игр на определение понятий ПРАВО и ЛЕВО.

11. Ладошки плакат. Вы можете распечатать и повесить их на стену на уровне глаз ребенка. Когда малыш будет проходить мимо плаката предложите ему приложить ручки и определить, где его правая рука, а где левая.

Видео

Хорошая видео презентация на определение понятий право и лево:

«Когда творишь милостыню, пусть левая твоя рука не знает что делает правая» – Нагорная проповедь, А.

Г. Долженко

А.Г. Долженко

Нагорная проповедь

«Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою…»»Чтобы милостыня твоя была в тайне»

Скачать



    Контекст

    1. Часто мы ведем внутренний диалог с самими собой. Эти личные беседы — побочный продукт нашего прошлого опыта и ментальных моделей. Во время наших бесед с другими, известных как публичные беседы, мы фильтруем этот «частный разговор» и публикуем только то, что, как мы предполагаем, будет принято другим или поможет нам получить то, что мы хотим. На первый взгляд, это кажется очень дипломатичным способом общения с другими. В конце концов, если мы говорим то, что на самом деле у нас на уме, мы можем усугубить ситуацию, расстроив людей или сделав себя уязвимыми.

    2. Проблема в том, что если мы держим все наши личные беседы в тайне, или, как мы это называем, нашу «левую колонку», мы не позволяем себе и другим учиться и принимать правильные решения. «Левая колонка» была создана, чтобы помочь вам понять процесс скрининга. См. рабочий лист.

    Шаги

    Выбор ситуации:

    1. Подумайте о разговоре, который у вас был в прошлом месяце или около того, в ходе которого у вас было много мыслей «левого столбца». Как правило, это разговоры, после которых вы уходите неудовлетворенными. Они могут быть между вами и еще одним человеком или с участием вас и группы. Вот несколько примеров, если они вам нужны:

    — Вы не можете договориться с близким человеком.

    — Вы считаете, что вам несправедливо досталась часть работы.

    — Вы считаете, что кто-то другой не справляется со своими обязанностями.

    — Вы считаете, что вас несправедливо обвиняют.

    Или:

    2. Подумайте о проблеме или ситуации в организации, вокруг которой у вас есть энергия. Затем подумайте о ком-то в организации, с кем вы хотели бы поговорить о проблеме — либо вы хотели бы иметь смелость поговорить с ним или с ней, либо вы хотели бы иметь доступ.

    Написание диалога в правой колонке:

    3. В рабочем листе, который разделен на две колонки, используйте правую колонку, чтобы записать то, что вы и другой человек (ы) сказали (или то, что вы себе представляете, вы и сказали бы они). Диалог может продолжаться на несколько страниц. Оставьте левый столбец пустым, пока не закончите.

    Запишите в левой колонке

    4. Теперь в левой колонке запишите, что вы думали и чувствовали, но не говорили.

    Рефлексия: Использование левой колонки в качестве ресурса

    5. Вы можете многому научиться, просто написав дело, отложив его на неделю, а затем снова просматривая. Дело становится артефактом, благодаря которому вы можете исследовать собственное мышление, как если бы вы смотрели на мышление другого человека.

    6. Пожалуйста, используйте рабочий лист, чтобы ответить на как можно больше вопросов, которые вы можете в данный момент. Просмотрите вопросы.

    — Что на самом деле заставило меня так думать и чувствовать?

    — Каковы были мои намерения? Чего я пытался добиться?

    — Достиг ли я желаемых результатов?

    — Как мои комментарии могли повлиять на сложность?

    — Почему я не сказал, что было в левой колонке?

    — Какие предположения я делаю о другом человеке или людях?

    — Сколько стоило работать таким образом? Каковы были выплаты?

    — Что мешало мне поступить иначе?

    — Как я могу использовать свою левую колонку в качестве ресурса для улучшения нашего общения?

    Отражение

    7. Мы хотим немного поразмышлять над упражнением.

    8. Кто-нибудь хочет поделиться тем разговором, о котором он написал?

    9. Что вы чувствовали во время рефлексивной части упражнения?

    10. Чему вы научились в процессе?

    11. Какие изменения в способе общения вы могли бы внести? Как вы могли бы практически улучшить свои коммуникативные навыки?

    Закрытие

    Мы все можем улучшить способ общения. Осознание своего внутреннего диалога — это один из способов осознать свои предположения и ментальные модели. Это поможет вам сказать то, что вы имеете в виду.

    После

    Требуется последующее наблюдение: Нет

    Обычные или ожидаемые результаты: Более глубокое понимание Self-Talk’s Place в Groups Workfall с группами . Участники неохотно делятся своими мыслями.

    Как оценивается успех:  Откровенное обсуждение разговора с самим собой

    Онлайн-советы : Участники могут создать рабочий лист в электронном виде на слайде, а затем поделиться своими мыслями со всей группой через общий экран.

    Предыстория

    Источник: Морин Дженкинс

    Получено из:  Senge, Peter, et al. «Полевой справочник по пятой дисциплине: стратегии и инструменты для создания обучающейся организации?», Nicholas Brealey Publishing, Лондон, 19.94. С. 246-252.

    История разработки:  Это упражнение было разработано как командное упражнение

    Наука в процессе создания: правая рука, левая рука. III: Оценка исторических показателей леворукости

    . 2010;15(1-2):186-208.

    дои: 10.1080/13576500802565313.

    И. К. Макманус 1 , Джеймс Мур, Мэтью Фригард, Ричард Роулз

    Принадлежности

    принадлежность

    • 1 UCL Факультет психологии, Университетский колледж Лондона, Гауэр-стрит, Лондон WC1E 6BT, Великобритания. [email protected]
    • PMID: 19142795
    • DOI: 10.1080/13576500802565313

    I C McManus et al. Латеральность. 2010.

    . 2010;15(1-2):186-208.

    дои: 10.1080/13576500802565313.

    Авторы

    И. К. Макманус 1 , Джеймс Мур, Мэтью Фригард, Ричард Роулз

    принадлежность

    • 1 UCL Факультет психологии, Университетский колледж Лондона, Гауэр-стрит, Лондон WC1E 6BT, Великобритания. [email protected]
    • PMID: 19142795
    • DOI: 10.1080/13576500802565313

    Абстрактный

    Телевизионная программа BBC «Правая рука, левая рука», транслировавшаяся в августе 1953 года, использовала почтовую анкету, чтобы спросить зрителей об их леворукости. Респонденты родились между 1864 и 1948 годами, и, в принципе, исследование предоставляет информацию о показателях леворукости среди тех, кто родился в девятнадцатом веке, группы, по которой других данных мало. Всего было получено 6 549 ответов с общим уровнем леворукости 15,2%, что значительно выше, чем ожидалось для когорты, родившейся в девятнадцатом и начале двадцатого веков. Левши, скорее всего, предпочтительнее ответят на опросы о леворукости, и степень избыточного ответа можно оценить по современным контрольным данным, полученным с веб-сайта по рукорукости, начиная с 19 века. 53 данных Би-би-си и из опроса Крайтона-Брауна 1907 года, в котором также наблюдалась систематическая ошибка. Смещение ответов, по-видимому, росло, и в большинстве современных исследований оно было относительно больше. Данные 1953 года также свидетельствуют о том, что левши были более распространены среди тех, кто ответил позже, чем раньше, что позволяет предположить, что левши могли быть специально привлечены к участию в исследовании, возможно, другими левшами, которые ответили раньше. В настоящем исследовании оценочная степень погрешности использовалась для корректировки данных BBC девятнадцатого века, которые затем были объединены с другими доступными данными в виде смеси двух ограниченных функций Вейбулла, чтобы получить общую оценку показателей ручности в девятнадцатом веке. По лучшим оценкам, леворукость была на самом низком уровне и составляла около 3% среди тех, кто родился между 1880 и 19 годами.00. Экстраполируя назад, уровень леворукости в восемнадцатом веке, вероятно, составлял около 10%, причем снижение началось примерно в 1780 году и достигло примерно 7% примерно в 1830 году, хотя в этих оценках неизбежно присутствует много неопределенностей. Что кажется бесспорным, так это то, что уровень леворукости падал на протяжении большей части девятнадцатого века, а затем только в двадцатом веке начал расти.

    Похожие статьи

    • Наука в процессе становления: правая рука, левая рука. II: Фигура утки-кролика.

      Макманус И.С., Фригард М., Мур Дж., Роулз Р. Макманус И.С. и др. Латеральность. 2010;15(1-2):166-85. дои: 10.1080/13576500802564266. Латеральность. 2010. PMID: 19142793

    • Наука в процессе становления: правая рука, левая рука. I: телевизионная программа BBC, транслировавшаяся в 1953 году.

      Макманус И.С., Роулз Р., Мур Дж., Фригард М. Макманус И.С. и др. Латеральность. 2010;15(1-2):136-65. дои: 10.1080/13576500802559803. Латеральность. 2010. PMID: 19172490

    • Определение праворукости и леворукости: многомерный подход с использованием предпочтений рук и показателей производительности рук.

      Кори Д.М., Херли М.М., Фондас А.Л. Кори Д.М. и др. Нейропсихология Нейропсихология Поведение Нейрол. 2001 г., июль-сен;14(3):144-52. Нейропсихология Нейропсихология Поведение Нейрол. 2001. PMID: 11513097

    • Что дает левшам преимущество в фехтовании? Взгляды из настоящего и далекого прошлого.

      Харрис Л.Дж. Харрис Л.Дж. Латеральность. 2010;15(1-2):15-55. дои: 10.1080/13576500701650430. Латеральность. 2010. PMID: 20391153 Обзор.

    • [Актуальные аспекты рукости].

      Рейсс М., Рейсс Г. Рейсс М. и соавт. Вена Клин Wochenschr. 1999 г., 23 декабря; 111 (24): 1009-18. Вена Клин Wochenschr. 1999. PMID: 10677887 Обзор. Немецкий.

    Посмотреть все похожие статьи

    Цитируется

    • Связь между показателями рукости и репродуктивным успехом в неиндустриальном обществе.

      Шаафсма С.М., Гёз Р.Х., Люст Дж.М., Шифенхёвель В., Гротуис Т.Г. Шаафсма С.М. и соавт. ПЛОС Один. 2013 г., 21 мая; 8(5):e63114. doi: 10.1371/journal.pone.0063114. Печать 2013. ПЛОС Один. 2013. PMID: 23704893 Бесплатная статья ЧВК.

    • Динамическое доминирование варьируется в зависимости от рукости: уменьшение асимметрии между конечностями у левшей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *