Гельштат психология что это такое простыми словами: Что такое гештальт простыми словами🙌

Содержание

Что такое гештальт простыми словами🙌

В повседневной речи каждый, вероятно, уже сталкивался с выражением «закрыть гештальт». Что он из себя представляет и зачем его закрывать? Рассказываем.

Гештальт (Gestalt) в дословном переводе с немецкого означает «форма», «структура», «фигура». Под этим термином понимают единицу анализа сознания и психики. Он обозначает цельные объекты, которые не сводятся лишь к сумме своих составляющих. Например, симфония — это больше, чем сумма партий каждого инструмента по отдельности.

Человек всегда имеет дело с информацией, уже пропущенной через «фильтр» органов чувств и нервной системы

Термин официально появился в 1890 году, когда философ Кристиан фон Эренфельс опубликовал свой главный труд Über Gestaltqualitäten («О качествах формы»). Этот ученый поддерживал точку зрения Иммануила Канта о том, что мы не можем воспринимать физический мир таким, каким он является в действительности. Человек всегда имеет дело с информацией, уже пропущенной через «фильтр» органов чувств и нервной системы. И уже этот сформированный материал дополняет с помощью своего сознания. Таким образом, любое целое для нас больше суммы его частей, потому что мы накладываем на него и свое восприятие.

Понятие о гештальте в рамках психологии появилось при изучении процессов восприятия и структурирования ощущений человека. Возникнув в психологии, сегодня термин «гештальт» используют еще для обозначения некоторых целостных и неделимых физических, физиологических и социальных феноменов.

«Гештальт — это то, что возникает вместе с появлением какой-либо нашей потребности, — объясняет гештальт-терапевт Айдар Аминев. В момент, когда у нас возникает нехватка чего-либо, у нас появляются чувства, мысли, идеи, воспоминания, образы, которые в конечном счете сподвигают нас заняться удовлетворением нашей потребности. Гештальт — это совокупность того, что у нас возникает внутри и того, что есть снаружи, что так или иначе связано с нашей потребностью и ее возможным удовлетворением. В момент формирования гештальта мы как будто собираем различные ингредиенты для приготовления какого-либо блюда. Блюдо, как и гештальт — это не просто сумма частей, это нечто большее.

Например, мне захотелось есть. Я осознаю свое желание поесть, и в этот момент начинается формирование гештальта: я начинаю думать о том, что именно хочу съесть, у меня возникают образы различных блюд в голове, это сопровождается конкретными ощущениями в теле, у меня формируется некоторый план того, как я могу удовлетворить свою потребность, я каким-либо образом осуществляю этот план: нахожу конкретное блюдо в окружающей среде и съедаю его. Все это — процесс формирования и закрытия гештальта.»

По сути, этим гештальтом, может быть какой угодно процесс — увлечение кем-либо, ссора или начатое дело.

«С точки зрения когнитивной психологии — то же самое можно без утраты смысла назвать когнитивным диссонансом, — утверждает психолог бихевиорист Макс Ильин. Выхода из него по сути два — либо аккомодация (изменение схемы для соответствия воспринимаемому опыту), либо ассимиляция (изменение трактовки опыта для помещения в устоявшуюся схему). »

Таким образом, сейчас понятие «гештальт» чаще употребляется приверженцами подхода именно в смысле «намерение к осуществлению». Незавершённый, или незакрытый гештальт – это намерение, которое не было реализовано, логически завершено с точки зрения нашего сознания.

Незавершенные процессы люди запоминают лучше — этот феномен называется «эффектом Зейгарник» по имени советского психолога Блюмы Вульфовны Зейгарник. Еще в студенческие годы она заметила, что официанты в кафе четко помнят все невыполненные заказы, а выполненные сразу же забывают. Позже Зейгарник провела ряд экспериментов, которые подтвердили, что невыполненные задачи создают определенное напряжение в человеческой памяти.

Это напряжение помогает нам помнить о своих потребностях, но для того, чтобы человек был психологически здоров, гештальты надо своевременно завершать. Незавершенный гештальт способен вызвать настойчивое желание снова воссоздать ситуацию и «переиграть» её. И человек начинает действовать по старым алгоритмам в изменившихся условиях — например, провоцирует в новых отношениях конфликты, которые не решил с прежним партнером.

Обнаружить и завершить незавершенные гештальты — цель гештальт-терапии. Это направление психотерапии, которое получило развитие во второй половине XX века. Гештальт-терапия рассматривает человека как целостную систему и изучает его телесные, эмоциональные, социальные и духовные проявления. Задача гештальт-терапии — обрести целостное представление о себе (гештальт) и начать жить не в мире устаревших и травмирующих шаблонов, которые человек просто переносит в новые декорации, а «здесь и сейчас».

С точки зрения гештальт-терапии, неврозы появляются из-за того, что человек не умеет жить в настоящем, потому что несет в себе незаконченные ситуации (незавершенные гештальты) из прошлого. В итоге ему не хватает ресурсов, чтобы целиком осознавать себя и действовать в соответствии с настоящим.

На сеансе клиент с поддержкой терапевта учится осознавать, что он чувствует здесь и сейчас. Выполняя специальные упражнения, он проживает свои внутренние конфликты, анализирует эмоции и ощущения, учится понимать «язык тела» и т.д. В результате он достигает осознания собственного «я», учится отвечать за свои чувства и поступки. И тогда начинает идти по жизни свободно, не таща на себе груз прошлого.

Гештальт — еще одна модель, которая помогает специалистам, изучающим человеческое восприятие, узнавать, как работает наша психика. А гештальт-терапевты с помощью этой модели помогают людям жить полноценной жизнью и не цепляться за прошлое.

Гештальт – что это и как его закрыть

Что из себя представляет популярное направление в психологии гештальттерапия? О ее техниках, последствиях незавершенных гештальтов в отношениях и пользе от закрытых гештальтов — в материале Forbes Life

История вопроса

Гештальттерапия — модное психологическое направление, зачатки которого появились в 1912 году. Гештальт — это буквально «форма» или «фигура» в переводе с немецкого. Само понятие ввел австрийский философ и психолог Христиан Фон Эренфельс в 1890 году в статье «О качестве формы». В ней он настаивал, что человек не способен контактировать с материальными объектами напрямую: мы воспринимаем их при помощи органов чувств (прежде всего зрения) и дорабатываем в сознании. Дальнейшим развитием теории ученый не стал заниматься, а идею гештальта взяли трое немецких экспериментальных психологов — Макс Вертгеймер, Вольфганг Келлер и Курт Коффка. Они изучали особенности человеческого восприятия и задались вопросом: почему из всего многообразия событий и обстоятельств, человек выделяет что-то определенное, «свое»? Так родилось направление гештальтпсихологии, основным принципом которого психологи выдвигали целостность. 

Материал по теме

Несмотря на то, что новое направление всем пришлось по вкусу, в силу политического настроения, развития оно не получило. Двое из психологов-основателей — евреи по происхождению — в 1933 году были вынуждены эмигрировать из Германии в США. В Америке в то время царствовал бихевиоризм (изучение и изменение поведения человека и животных посредством стимулов: поощрений и наказаний. — Forbes Life), и гештальтпсихология не прижилась.

К идее гештальта вернулись другие психологи — Фредерик Перлз (также известный как Фриц Перлз), Пол Гудман и Ральф Хефферлин. В 1957 году они опубликовали труд «Гештальттерапия, возбуждение и рост человеческой личности». Эта монументальная работа положила начало настоящему развитию направления.

Что такое гештальт

«Гештальт — это некоторая целостная структура, образ, состоящий из множества частей, признаков, объединенных в одну фигуру», — рассказывает психолог, гештальттерапевт и преподаватель Ольга Лесницкая. Она поясняет, что прекрасный пример гештальта — это музыкальное произведение, которое можно транспонировать в разные тональности из-за чего все ноты поменяются, но вы не перестанете его узнавать, — целостная структура останется прежней. Когда музыкальное произведение доигрывается, у слушателя появляется ощущение завершенности, целостности формы. А если музыкант же закончит свое выступление на предпоследнем, обычно доминантном аккорде, то у слушателя сформируется ощущение незавершенности, подвешенности и ожидания. «Это пример незавершенного, незакрытого гештальта», — подчеркивает специалист. 

Пример незавершенного гештальта — выступление, к которому человек долго готовился, но так и не рискнул выйти и показать себя

Если перенести эту музыкальную метафору на жизнь, гештальтами чаще всего называют события и ситуации: закрытые гештальты вызывают чувство удовлетворения, что в дальнейшем высвобождает внимание и энергию для нового; незакрытые — продолжают занимать место в сознании, затрачивая психическую энергию.  

Поэтому любой нереализованный процесс, желание, намерение, то, что не завершилось желаемым образом и не вызвало соответствующего переживания, психологи в гештальттехнике называют незакрытым гештальтом. «Если переживание было сильное, то со временем психические защиты человека его подавляют и вытесняют, острота переживаний снижается, человек может даже не помнить о ситуации», — объясняет Лесницкая. Пример незавершенного гештальта — выступление, к которому человек долго готовился, но так и не рискнул выйти и показать себя. Или неслучившиеся отношения, которые могли бы быть, если бы человек решился сказать слова любви. «Также, например, это может быть обида на родителей за какое-то событие, которая сейчас уже вроде бы забылось, но в тот момент стало отправной точкой для увеличения дистанции. В общем, незакрытым гештальтом могут быть события разной степени силы: от нереализованной детской мечты до не купленного в путешествии платья», — резюмирует Лесницкая.

 

Что значит закрыть гештальт

«Нам важно, чтобы образ был целым, законченным, — рассказывает психопрактик, гештальттерапевт Мария Крюкова. — Например, картинку, на которой у треугольника отсутствуют углы, или слово, написанное с пропуском гласных, мы все равно воспримем целым и поймем, что автор имел в виду, автоматически доведя его до законченного образа. Мы «дорисуем» недостающее. Именно этот принцип целостности, его еще называют холизмом, — центральный для гештальтпсихологии».

Именно поэтому мы слышим музыку как мелодию, а не набор звуков, видим картину в целом, а не набор цветов и предметов. Согласно гештальтподходу, чтобы восприятие было «правильным», важно его достроить, завершить, найти место недостающему пазлу и найти сам пазл. Иногда закрыть гештальт бывает жизненно необходимо. «Представьте себе ситуацию, в которой вы очень хотите пить.

И стакан воды — это то, что вам сейчас нужно, — приводит пример важности закрытия гештальтов Крюкова. — Вы будете искать этот стакан с водой, попутно на автомате воображая желаемый образ – стакан или бутылка, прохладная или теплая, с долькой лимона или уже любая, в конце концов, только бы вода. И если перед вами будет стол, уставленный вашими любимыми блюдами, глаза все равно будут искать воду. Еда не удовлетворит потребности в воде. Но когда вы попьете, потребность будет удовлетворена, гештальт будет считаться законченным, завершенным. Желание пить потеряет свою актуальность. И возникнет новое желание».

Материал по теме

Незавершенные гештальты в отношениях

Как часто бывает, в личных отношениях также возникают незакрытые гештальты. Один из ярких примеров этого явления — переживания при расставании или потере человека, когда что-то остается невыясненным,  невысказанным. «И тогда человеку довольно сложно отпустить образ любимого человека, пережить расставание, — объясняет Лесницкая. — Он раз за разом прокручивает ситуацию расставания, подбирает слова, которые не сказал, его внимание и энергия заняты этим процессом». По словам психолога, при потере, когда близкий человек уходит из жизни, длительное горевание в полтора-два года — это нормальный процесс, которому нужно время. Но если горевание растягивается на пять, семь, 10 лет — можно говорить о незавершенном цикле утраты, о застревании на нем. «Возникает трудность закрытия гештальта, ведь человека уже нет, а слова, которые ему хочется сказать — есть. Очень часто человеку необходима помощь специалиста, чтобы проработать утрату, справиться с ней и отпустить», — объясняет специалист.

При расставании с партнером тоже можно говорить о застревании и незакрытом гештальте, если годы идут, а человек продолжает вспоминать и переживать старые  чувства, прокручивать варианты расставания, которое уже свершилось, или сценарии возобновления отношений. «Расставание с кем-то на полуслове, без поставленной точки в отношениях, недосказанность — все это может оставаться с нами до конца жизни, застревать в памяти и становиться кровоточащей раной», — говорит психопрактик Крюкова.

Часто встречаются незавершенные гештальты в детско-родительских отношениях

Незакрытым гештальтом в семейных отношениях может быть, например, отложенное и нереализованное желание иметь детей, приводит еще один пример Лесницкая. Когда, допустим, один партнер не готов или не хочет заводить детей, а другой соглашается, хотя для него, на самом деле, важно стать родителем. Тогда тот, кто пошел на уступки, раз за разом встречается с обидой, раздражением и сомнениями в ценности отношений и правильности своего выбора. 

Часто встречаются незавершенные гештальты в детско-родительских отношениях. «Возникают ситуации, в которых взрослый человек не может найти общий язык с родителями как раз из-за незавершенных гештальтов», — рассказывает Крюкова. «Бывает, что в какой-то момент во взрослом человеке неожиданно активизируются переживания злости и обиды, он ощущает в себе какие-то негативные эмоции по отношению к родителями, — добавляет Лесницкая. — Например, в детстве клиента родители не приехали к нему на родительский день в лагерь или однажды не забрали из детского сада. И вот он, уже взрослый, резко ощущает обиду и даже злость. Хотя, казалось бы, ситуация случилась давно». 

Чем опасны незакрытые гештальты

Специалисты говорят об опасности незакрытых гештальтов.  «Допустим, человек испытал ярость, но он не сумел или не посмел эту ярость выразить адекватно и адресно. Не смог себя отстоять, защитить, проявить сильную эмоцию, — говорит Крюкова. — В итоге потребность выразить ее останется неудовлетворенной, а гештальт — незавершенным. Непрожитое до конца чувство ярости, принимая скрытые и коварные формы, будет преследовать человека». Внутри него будет сидеть раздражение, которое постоянно будет проситься наружу, человек будет искать ситуации (или даже провоцировать их), чтобы выразить агрессию, объясняет психопрактик. «И, скорее всего, он будет выражать агрессию по отношению к людям, которые совершенно не имеют к этому отношения», — добавляет Крюкова и приводит обратный пример — «капсуляцию» в себе эмоций, когда человек с незакрытым гештальтом понимает, что люди вокруг ни в чем не виноваты, и не хочет срываться на них. Но такая «консерва» будет отравлять человека изнутри. Более того, стойкое и длительное непринятие каких-то своих чувств, желаний и отношений, в конце концов, приводит к неврозу.

Материал по теме

Не менее пагубны последствия незавершенных гештальтов и в личных отношениях. «Если паре не удается разговаривать, обсуждать, искать способы реализации потребностей каждого, закрывать гештальты и переходить к новым, то со временем переживания неудовлетворенности, безысходности, бессмысленности, неуслышенности — а значит, ощущения собственной ненужности — накапливаются», — рассказывает гештальттерапевт Лесницкая. Она объясняет, что для кого-то это означает конец отношений — человек дистанцируется и выходит из них. Для других может быть несколько сценариев развития: например, физическое присутствие, но эмоциональное отстранение, сопровождаемое ростом психосоматических заболеваний. Еще один сценарий — ссоры, возникающие на ровном месте из-за накопленной боли, семейные войны, открытые или с оттенком пассивной агрессии и пр. Возможен и более позитивный сценарий, например поход на семейную терапию как попытка услышать друг друга и разобраться в том, что происходит.

Незавершенный гештальт будет сказываться на человеке, его здоровье, качестве жизни. Могут возникать неврозы, проблемы со сном, концентрацией внимания. «Но самое главное, чем опасны незавершенные процессы, — они не дают двигаться вперед», — резюмирует Крюкова.

Как закрыть гештальт

«Хорошая новость в том, что закрывать гештальт не обязательно со специалистом, — говорит Лесницкая, но добавляет, что со специалистом это можно сделать гораздо эффективнее, так как если гештальт не закрыт, значит, для его завершения чего-то было недостаточно. «Например, навыков, умений, ресурсов, поддержки. Обычно то, чего не хватило, лежит в зоне слепого пятна человека. И именно специалист может это увидеть и помочь восстановить ясность», — объясняет психолог.

Проработка гештальтов — дело небыстрое, оно требует определенных сил, знаний и воли, но результат того стоит

Итак, как же закрыть гештальт самостоятельно? Одна из техник — «пустой стул». Если остались невысказанные чувства к другому человеку — маме, папе, брату, бывшему партнеру, начальнику, ушедшим родственникам, — то их можно поработать с помощью этой техники. Выберите время и место, где никто не сможет вас потревожить, поставьте друг напротив друга два стула на расстоянии полутора-двух метров, сядьте на один из них и представьте, что напротив вас сидит человек, которому вы хотите что-то сказать. Когда будете готовы, начните высказывать все, что у вас есть: вы можете кричать, ругаться, плакать, задавать вопросы. Потом пересядьте на его стул и представьте себя в роли этого человека, ответьте на претензии и вопросы. После этого вернитесь на свой стул и опять станьте собой, послушайте что сказал вам собеседник и ответьте ему. Возможно, вы будете несколько раз пересаживаться, пока эмоции не улягутся и внутри вас не появится ощущение завершения. 

«Эта техника может привести к закрытию старого гештальта, а может стать первым шагом для вхождения в психотерапию — каждый случай индивидуален, важно отдавать себе в этом отчет, — комментирует технику Лесницкая. — Если поднимаются очень сильные травматические переживания, я бы рекомендовала обратиться к гештальттерапевту и уже с помощью специалиста продолжать работу»

По мнению Крюковой, проработка гештальтов — дело небыстрое, оно требует определенных сил, знаний и воли, но результат того стоит. «Работа с гештальтами разрушает автоматизмы, то есть привычку поступать определенным образом в однотипных ситуациях, не задумываясь, что, как и почему вы делаете. В итоге меняется ваше мышление, вы по-другому начинаете себя вести и иначе чувствовать», — подытоживает специалист.

Что такое гештальт-психология? Определение, принципы и примеры

  • Гештальт-психология — это школа мысли, которая стремится понять, как человеческий мозг воспринимает опыт. Он предполагает, что структуры, воспринимаемые как единое целое, обладают специфическими свойствами, отличными от суммы их отдельных частей.
  • Например, при чтении текста человек воспринимает каждое слово и предложение в целом со смыслом, а не видит отдельные буквы; и хотя каждая буквенная форма представляет собой независимую индивидуальную единицу, большее значение текста зависит от расположения букв в определенной конфигурации.
  • Гештальт вырос из области психологии в начале 19 века. Австрийские и немецкие психологи начали исследовать склонность человеческого разума пытаться осмыслить окружающий мир посредством автоматических группировок и ассоциаций.
  • Гештальт-принципы, или законы восприятия, объясняют, как действует это поведение «поиска паттернов». Они предлагают мощную основу для понимания человеческого восприятия, и в то же время их легко усвоить и реализовать.
  • По этой причине законы гештальта нравятся не только психологам, но и художникам, педагогам и коммуникаторам.

Содержание

Что означает гештальт?

В произвольном переводе немецкое слово «гештальт» (произносится как «ге-штальт») означает «конфигурация» или «структура». Это указывает на то, как отдельные компоненты структурируются нашим восприятием как психическое целое (Wulf, 1996). Эта структура дает научное объяснение тому, почему изменения в пространстве, организации и времени могут радикально изменить способ получения и усвоения информации.

Как сформировался гештальт-подход?

Два основных философских влияния гештальта — это кантианская эпистемология и феноменологический метод Гуссерля.

И Кант, и Гуссерль стремились понять человеческое сознание и восприятие мира, утверждая, что эти психические процессы не полностью опосредованы рациональным мышлением (Хорхе, 2010).

Точно так же гештальт-исследователи Вертхаймер, Коффка и Колер заметили, что человеческий мозг имеет тенденцию автоматически организовывать и интерпретировать визуальные данные посредством группировки.

Они предположили, что из-за этих «умственных сокращений» восприятие целого отличается от суммы отдельных элементов.

Эта идея о том, что целое отличается от суммы своих частей — центральный принцип гештальт-психологии — бросила вызов господствовавшей тогда теории структурализма.

Эта школа мысли утверждала, что психические процессы следует разбивать на основные компоненты, чтобы сосредоточиться на них по отдельности.

Структуралисты считали, что сложное восприятие можно понять, идентифицируя вызываемые им примитивные ощущения, такие как точки, образующие квадрат, или отдельные ноты в мелодии.

Гештальт, с другой стороны, предлагает противоположный путь. Утверждается, что целое схватывается еще до того, как мозг воспринимает отдельные части — например, когда, глядя на фотографию, мы видим изображение лица, а не носа, два глаза и форму подбородка.

Поэтому, чтобы понять субъективную природу человеческого восприятия, мы должны выйти за пределы отдельных частей и сосредоточиться на целом.

Гештальт-психологи

Макс Вертхаймер

Первой статьей гештальт-психологии была статья Макса Вертхаймера Experimental Studies of the Perception of Movement , опубликованное в 1912 году. Вертхаймер, тогда работавший в Институте психологии во Франкфурте-на-Майне, описал в этой статье визуальную иллюзию, называемую кажущимся движением.

Кажущееся движение — это восприятие движения, возникающее в результате просмотра быстрой последовательности статических изображений, как это происходит в фильмах или книжках-раскладушках.

Вертгеймер понял, что восприятие целого (группы фигур в последовательности) радикально отличается от восприятия ее компонентов (каждого статического изображения).

Вольфганг Келер

Вольфганг Келер особенно интересовался физикой и естественными науками. Он ввел понятие психофизического изоморфизма, утверждая, что на то, как воспринимается стимул, влияет общее состояние мозга при его восприятии (Shelvock, 2016).

Он считал, что органические процессы имеют тенденцию развиваться к состоянию равновесия — подобно мыльным пузырям, которые начинаются в различных формах, но всегда имеют тенденцию превращаться в совершенные сферы, потому что это их минимальное энергетическое состояние.

Точно так же человеческий мозг будет «сходиться» к минимальному энергетическому состоянию посредством процесса упрощения восприятия — механизма, который он назвал Прагнанцем (Rock & Palmer, 1990).

Курт Коффка

Коффка способствовал расширению применения гештальта за пределы визуального восприятия. В своей основной статье Принципы гештальт-психологии (1935) он подробно описал применение гештальт-законов к таким темам, как двигательные действия, обучение и память, личность и общество.

Он также сыграл ключевую роль в распространении гештальт-теории в Соединенных Штатах, куда он эмигрировал после подъема нацизма в Германии.

Гештальт-законы организации восприятия

Принципы гештальта, или законы восприятия, были формализованы Вертгеймером в договоре, опубликованном в 1923 году, и далее развиты Кёлером, Коффкой и Мецгером.

Принципы основаны на природной склонности человека находить порядок в беспорядке – процесс, происходящий в мозгу, а не в органах чувств, таких как глаза. Согласно Вертхаймеру, разум «осмысливает» стимулы, уловленные глазами, следуя предсказуемому набору принципов.

Мозг применяет эти принципы таким образом, что позволяет людям воспринимать однородные формы, а не просто наборы несвязанных образов.

Хотя эти принципы действуют предсказуемым образом, на самом деле они представляют собой ментальные ярлыки для интерпретации информации. Как ярлыки, они иногда допускают ошибки — и поэтому могут привести к неправильному восприятию.

Прегнанц

  • Закон Прегнанца также называют «законом простоты» или «законом хорошей фигуры». В нем говорится, что при столкновении с набором неоднозначных или сложных объектов человеческий мозг стремится сделать их как можно более простыми.
  • «Хорошая фигура» — это объект или изображение, которое легко воспринимается как единое целое.
  • Хорошим примером этого процесса является наше восприятие олимпийского логотипа. Мы склонны видеть перекрывающиеся круги (более простая версия), а не серию изогнутых соединенных линий (Dresp-Langley, 2015).

Сходство

  • Этот закон предполагает, что мы склонны группировать формы, объекты или элементы дизайна, которые имеют некоторое сходство — будь то с точки зрения цвета, формы, ориентации, текстуры или размера.

Близость

  • Закон близости гласит, что формы, объекты или элементы дизайна, расположенные рядом друг с другом, обычно воспринимаются как группа.
  • И наоборот, случайно расположенные предметы обычно воспринимаются как изолированные.
  • Этот принцип можно применять для привлечения внимания к ключевым элементам дизайна: чем ближе визуальные элементы друг к другу, тем больше вероятность того, что они будут восприниматься как связанные друг с другом, а слишком большое пустое пространство между элементами служит для изолировать их друг от друга.

Общая область

  • Этот закон предполагает, что элементы, расположенные в одной и той же закрытой области, например внутри круга или фигуры, обычно воспринимаются как принадлежащие к одной и той же группе.
  • Эти четко очерченные границы между внутренней и внешней частью формы создают более сильную связь между элементами и даже могут пересилить закон Близости или Сходства.

Непрерывность

  • Этот закон утверждает, что формы, объекты или элементы дизайна, которые расположены таким образом, что линии, кривые или плоскости будут восприниматься как таковые, а не как отдельные элементы.
  • Мы перцептивно группируем элементы вместе, чтобы сформировать непрерывное изображение.

Закрытие

  • Этот закон предполагает, что человеческий мозг имеет естественную тенденцию визуально закрывать пробелы в формах, особенно при идентификации знакомых образов.
  • Когда информации не хватает, наше внимание переключается на то, что есть, и автоматически «заполняет» недостающие части знакомыми линиями, цветами или узорами.
  • После того, как форма определена, даже если вводятся дополнительные пробелы, мы по-прежнему склонны визуально завершать форму, чтобы сделать ее стабильной.
  • Культовый логотип IBM является одним из примеров прикладного закрытия: синие горизонтальные линии расположены в три стопки, которые мы «замыкаем», чтобы сформировать буквы (Graham 2008).

Классические принципы гештальта были расширены в различных направлениях. Приведенные выше являются одними из наиболее часто цитируемых, но есть и другие, такие как принцип симметрии (симметричные компоненты имеют тенденцию группироваться вместе) и принцип общей веры (элементы, как правило, воспринимаются как сгруппированные вместе, если они движутся вместе). .

Применение гештальта

Гештальт-психология и законы восприятия повлияли на исследования множества дисциплин, включая лингвистику, дизайн, архитектуру и визуальную коммуникацию.

Гештальт-терапия

Гештальт-терапия была основана Фредериком (Фрицем) и Лаурой Перлз в 1940-х годах. Основное внимание уделяется феноменологическому методу осознания, который отличает восприятие, чувства и действия от их интерпретаций.

Считает, что объяснения и интерпретации менее надежны, чем конкретное – то, что непосредственно воспринимается и ощущается. Это терапия, основанная на диалоге, в котором пациенты и терапевты обсуждают различия во взглядах (Yontef, G, 1993).

Дизайн

Дизайн Профессор и специалист по дизайну Грегг Берриман в своей книге «Заметки о графическом дизайне и визуальной коммуникации » (1979) указал, что «факторы гештальт-перцепции создают визуальную систему отсчета, которая может предоставить дизайнеру надежная психологическая основа пространственной организации графической информации».

По сути, гештальт обеспечил основу понимания, на основе которой дизайнеры могут принимать решения.

Что сделало теорию гештальта привлекательной для визуальных художников и дизайнеров, так это ее попытка объяснить «поиск паттернов» в человеческом поведении.

Законы гештальта обеспечили научное обоснование композиционной структуры и использовались дизайнерами в середине двадцатого века для объяснения и улучшения визуальной работы.

Они особенно полезны при создании плакатов, журналов, логотипов и рекламных щитов в осмысленном и организованном виде. Совсем недавно они также применялись к дизайну веб-сайтов, пользовательских интерфейсов и цифрового опыта (Graham 2008).

Разработка продукта

Форма продукта, а также другие атрибуты восприятия, такие как цвет и текстура, имеют решающее значение для влияния на решение покупателя о покупке.

Законы гештальта были приняты при разработке продуктов в подходах, учитывающих, как целевой клиент будет воспринимать конечный продукт.

Принимая во внимание эти представления, разработчик продукта может лучше понять потенциальные риски, двусмысленность и значение продукта, над которым он или она работает (Cziulik & Santos 2012).

Образование и обучение

В образовании гештальт-теория применялась как реакция на бихевиоризм, сводивший опыт к простым рефлексиям типа «стимул-реакция».

Гештальт предполагал, что учащиеся должны воспринимать цель обучения в целом, а затем обнаруживать отношения между частями и целым. Это означало, что учителя должны представить основную структуру урока как организованную и осмысленную структуру, а затем перейти к деталям.

Это поможет учащимся понять связь между содержанием и общей целью урока.

Методологии проблемного обучения также возникли на основе гештальт-принципов.

Когда учащиеся сталкиваются с проблемой в целом, они могут «разобраться» в ней, прежде чем приступить к интроспективному мышлению, чтобы проанализировать связь между элементами и найти независимые решения (Çeliköz et al 2019).

Маркетинг

Гештальт-принципы применяются к дизайну рекламы, упаковки и даже физических магазинов.

Исследователи, изучавшие, как потребители формируют общее впечатление от объектов потребления, обнаружили, что они обычно объединяют визуальную информацию со своей собственной оценкой конкретных характеристик (Zimmer & Golden, 1988).

Более поздние приложения также анализируют, как восприятие потребителей применимо к среде онлайн-покупок. Таким образом, фундаментальные законы гештальта применяются к архитектуре сайта и визуальному воздействию (Demangeot, 2010).

Наследие гештальта

Большинство психологов считают, что гештальт-школа как теоретическая область исследования умерла вместе с ее отцами-основателями в 1940с. Этому снижению могли способствовать две основные причины.

Первая причина — институциональные и личные ограничения: после отъезда из Германии Ветхаймер, Коффка и Келер получили должности, на которых они могли проводить исследования, но не могли готовить докторов наук.

В то же время большинство студентов и исследователей, оставшихся в Германии, расширили сферу своих исследований за пределы гештальт-темы.

Второй причиной упадка гештальт-психологии были эмпирические данные, опровергающие теорию электрического поля Келера, которая стремилась объяснить функционирование мозга.

Нейронаука и когнитивная наука возникли в 1960-х годах как более прочная основа для объяснения функционирования мозга.

Тем не менее, почти все студенты-психологи могут найти в своих учебниках хотя бы одну главу, посвященную гештальт-психологии.

Точно так же фундаментальные вопросы о субъективной природе восприятия и осознания до сих пор решаются в современных научных исследованиях — с привилегиями рассчитывать на передовые методы, которые не были доступны гештальтистам в первой половине XX века (Wagemans et al, 2012).

Ссылки

Берриман, Г. (1979). Заметки о графическом дизайне и визуальной коммуникации. Лос-Альтос. Уильям Кауфманн. Инк., т979.

Чулик, К., и душ Сантос, Ф.Л. (2011). Подход к определению формальных требований к разработке продукта в соответствии с принципами гештальта. Продукт: Менеджмент и развитие, 9(2), 89-100.

Челикоз, Н., Эрисен, Ю., и Сахин, М. (2019). Когнитивные теории обучения с упором на латентное обучение, теории гештальта и обработки информации. Онлайн-подача, 9(3), 18-33.

Деманжо, К., и Бродерик, А.Дж. (2010). Восприятие потребителями среды онлайн-покупок: гештальт-подход. Психология и маркетинг, 27(2), 117-140.

Дресп-Лэнгли, Б. (2015). Принципы перцептивной группировки: значение для хирургии под визуальным контролем. Frontiers in Psychology, 6, 1565.

Грэм, Л. (2008). Теория гештальта в дизайне интерактивных медиа. Журнал гуманитарных и социальных наук, 2 (1).

Хорхе, MLM. (2010) Implicaciones epistemológicas de la noción de forma en la psicología de la Gestalt. Revista de Historia de la Psicología. об. 31, номер. 4 (декабрь)

О’Коннор, З. (2015). Теории восприятия цвета, контраста и гештальта: влияние на современный дизайн визуальных коммуникаций. Исследование и применение цвета, 40(1), 85-92.

Рок И. и Палмер С. (1990). Наследие гештальт-психологии. Scientific American, 263(6), 84-91.

Шелвок, М. Т. (2016). Теория гештальта и микширование аудио. Инновации в музыке II, 1-14.

Вагеманс, Дж., Элдер, Дж. Х., Кубови, М., Палмер, С. Э., Петерсон, М. А., Сингх, М., и фон дер Хейдт, Р. (2012). Век гештальт-психологии в визуальном восприятии: I. Перцептивная группировка и организация фигура-фон. Психологический бюллетень, 138(6), 1172.

Йонтеф Г. и Симкин Дж. (1993). Гештальт-терапия: введение. Гештальт Журнал Пресс.

Циммер, М. Р., и Голден, Л. Л. (1988). Впечатления от розничных магазинов: контент-анализ потребления. Journal of Retailing, 64(3), 265.

Дополнительная информация

Wagemans, J., Elder, JH, Kubovy, M., Palmer, S.E., Peterson, M.A., Singh, M., & von der Heydt, R. (2012). Век гештальт-психологии в визуальном восприятии: I. Перцептивная группировка и организация фигура-фон. Психологический бюллетень, 138(6), 1172.

Рафагнино, Р. (2019). Эффективность гештальт-терапии: систематический обзор эмпирических данных. Открытый журнал социальных наук, 7(6), 66-83.

Объяснение гештальт-психологии — Toolshero

Гештальт-психология: в этой статье дается практическое объяснение гештальт-психологии Макса Вертхаймера, Курта Коффки и Вольфганга Кёлера. Эта статья также содержит общее определение гештальт-психологии, ее принципы и практический пример. После прочтения вы поймете основы этой теории психологии. Наслаждайся чтением.

Что такое гештальт-психология? Теория

Слово гештальт происходит от немецкого и используется для описания того, как что-то собирается. Часто его переводят на английский язык как «форма», «форма» или единое целое.

Гештальт-психологию можно определить как школу мысли, которая возникла в начале двадцатых годов и считает, что объект или сцена в целом больше и важнее, чем ее компоненты.

Хотите неограниченный доступ без рекламы и шаблоны?

Эта концепция побуждает нас видеть и рассматривать разум и поведение как единое целое. Гештальт утверждает, что целое больше, чем сумма его частей. Такой подход вносит ясность в хаос, помогая унифицировать отдельные части информации и искать закономерности.

Движение также способствовало изучению ощущений и восприятия. Цель состояла в том, чтобы понять, как люди придают смысл миру, в котором они живут, и как они определяют порядок в беспорядке.
Согласно гештальт-психологии, люди интерпретируют то, что они видят в мире, в зависимости от того, что они ожидают увидеть, и пытаются найти закономерность в том, что они видят и переживают.

Определение гештальт-психологии

Гештальт-психология — это школа мысли, которая стремится объяснить восприятие людьми нескольких аспектов жизни. Эта школа мысли объясняет человеческое восприятие на том основании, что изображение или структура в целом важнее для нашего мозга, чем отдельные компоненты.

Кто является основателем гештальт-психологии?

Гештальт-психология была основана в Германии в начале двадцатого века психологом Максом Вертхаймером и соучредителями Куртом Коффкой и Вольфгангом Кёлером. Другими именами, связанными с этим движением, являются Курт Гольдштейн и Эрнст Мах.

Все они встретились в Психологическом институте Франкфуртского университета, где Вертхаймер работал профессором, а Коффка и Келер помогали ему в работе. Университет также является местом, где они сформировали школу мысли, гештальт-психологию.

Макс Вертхаймер известен своей концепцией, называемой феноменом Фи. Во время своего путешествия он заметил, как на вокзале два отдельных светильника, которые включаются и выключаются, создают иллюзию движения. Затем Макс Вертхаймер заинтересовался изучением восприятия, что положило начало его исследованиям в области гештальт-психологии.

Своим исследованием он ответил структурализму и подходу психолога Вильгельма Вундта, который был известен тем, что разбивал психологические события на отдельные части.

Макс Вертгеймер, с другой стороны, обнаружил, что части связаны между собой, и верил в то, что можно рассматривать человеческий разум и поведение в целом.

Эксперименты

Эксперимент, подобный опыту Макса Вертхаймера с двумя мигалками на вокзале, положил начало исследованиям в области гештальт-психологии. В этом эксперименте Вертхаймер и его коллеги, Коффка и Келер сосредоточились на концепции «кажущегося восприятия» .

Они обнаружили, что когда два огня мигают один за другим, это создает иллюзию непрерывного движения.

Вместо того, чтобы видеть два отдельных источника света, человек будет воспринимать один источник света как движущийся от точки первого источника света к месту, где стоит второй источник света.

Это был еще один результат, подкрепивший веру гештальтистов в то, что человеческий разум имеет свой способ организации и что он основан на восприятии вещей в целом, а не отдельных частей.

Каковы основные принципы гештальт-психологии?

После основания гештальт-психологии соучредитель Курт Коффка опубликовал «Принципы гештальт-психологии», в которых представил теорию гештальт-психологии и ее принципы. Следующие принципы гештальт-психологии описывают, как работает человеческое восприятие и как мы придаем значение объектам и событиям. Эти принципы часто называют законами гештальта.

Закон близости

Закон близости гласит, что когда человеческий глаз видит элементы, расположенные близко друг к другу, мы воспринимаем их как набор или группу. Например, как мы читаем текст. Когда буквы складываются вместе, наше восприятие состоит в том, что они образуют слово.

Закон подобия

Еще один способ, которым люди склонны группировать элементы в своих полях зрения, — поиск сходства. Элементы, которые выглядят одинаково, будут автоматически сгруппированы вместе. Например, во время спортивного мероприятия люди, одетые в футболки одного цвета, воспринимаются как члены одной команды. Это называется законом подобия.

Продолжение

Также частью гештальт-психологии является принцип продолжения, или закон непрерывности. В нем говорится, что человеческий глаз предпочитает видеть непрерывную линию или восприятие движения, а не отдельные элементы. Пример. Мы воспринимаем объекты, например вывеску на здании, на которой дерево частично закрывает букву X. Наш разум по-прежнему будет воспринимать ее как букву X, и мы без проблем прочитаем вывеску. Мы видим непрерывность линий.

Закрытие

Закон замкнутости объясняет, почему люди предпочитают видеть законченные элементы. Видя неполные элементы, мы можем восполнить недостающую информацию, чтобы все еще воспринимать ее как завершенную. Этот принцип часто используется в рекламе. Рекламщики придумывают ориентировочные фразы для заполнения публикой. Считается, что такой подход вызывает интерес и большее вовлечение аудитории.

Фигура-фон

Принцип фигуры и фона объясняет, как люди в своем поле зрения различают фигуру и фон. Фигура — это объект или человек, занимающий центральное место в нашем поле зрения, в то время как фон присутствует меньше и воспринимается как фон.

Это объясняет, как человеческое восприятие объекта или ситуации может отличаться от чьего-либо восприятия, которое зависит от того, что воспринимается как фигура и фон.

Этот принцип использовал датский психолог Эдгар Рубин, экспериментировавший с оптическим обманом.

Общая судьба

Еще один принцип гештальт-психологии — принцип общей судьбы. Когда человеческий глаз видит элементы, движущиеся вместе в определенном направлении, они обычно воспринимаются как группа.

Пример общей судьбы — когда мы видим детей, направляющихся на детскую площадку, что может заставить нас воспринимать их как единое целое. Элементы можно просматривать отдельно, если это сделано намеренно.

Закон Прагнанца

Невозможно тратить время и энергию на все вокруг нас. Поэтому мы склонны организовывать элементы, которые видим, самым простым способом. Человеческий разум предпочитает простоту, поэтому мы стараемся упростить то, что воспринимаем.

Таким образом, когда мы видим машину, нам не нужна дополнительная информация, чтобы понять, на что мы смотрим. Это называется законом Прагнанца. Pragnänz — это немецкое слово, означающее краткость на английском языке.

Упомянутые выше принципы помогают нам понять, как работает человеческое восприятие. Гештальт-теоретики признают, что на то, как мы видим мир, также влияют другие факторы, такие как личность, ожидания и опыт.

Пример гештальт-психологии

Один из примеров, используемых для объяснения гештальт-психологии, следующий: привели к феномену Фи.

Фильм, например, представляет собой серию отдельных изображений, но при быстром показе изображений мы воспринимаем их как непрерывное движение, тогда как в действительности его нет. По мнению гештальт-психологов, это результат того, что наш разум восполняет недостающую информацию. В этом примере отсутствующей информацией являются промежутки между изображениями.

Это показывает, что «целое» играет более важную роль в человеческом сознании, чем сумма отдельных частей.

Другой пример гештальт-психологии может быть основан на одном или нескольких основных принципах этой школы мысли. Закон подобия наглядно демонстрирует, как мы упрощаем информацию. Группа из множества разных пород собак будет восприниматься как «группа собак», а не как «померанский шпиц, лабрадудель и два чау-чау». В этом смысле наиболее важным аспектом является более широкая картина: группа собак.

Применение гештальт-психологии

1. Базовая психология

Основные психологические процессы, такие как восприятие и внимание, находятся под сильным влиянием гештальт-психологии. Эти основные психологические процессы являются фундаментальными и применимы к практическим вопросам. Например, развитию в изучении восприятия способствуют программы, которые проводятся для предотвращения аварий путем улучшения дорожных знаков. Это можно сделать только с помощью знания, которое у нас есть о восприятии.

2. Коммуникация

Чтобы иметь возможность вызывать внимание аудитории, люди, работающие в сфере коммуникации и творчества, используют гештальт-психологию.

Людям, работающим художниками, публицистами или дизайнерами, важно понимать, как человеческий разум интерпретирует изображения. Это знание может помочь им создавать работу, которая будет доноситься до их аудитории так, как они задумали.

3. Решение проблем

Чтобы решить проблему, важно понимать проблему, с которой вы работаете.

В гештальт-психологии считается, что проблема состоит из компонентов, которые связаны и взаимодействуют друг с другом. Чтобы решить проблему, вам нужно реорганизовать эти компоненты, чтобы найти новое решение. Эта творческая реорганизация компонентов проблемы называется продуктивным мышлением.

Гештальт-психологи рекомендуют использовать продуктивное мышление, чтобы проникнуть внутрь себя в различных вопросах.

4. Образование

В образовании гештальт-психология применяется для восприятия и решения проблем. Применение гештальт-психологии к образованию подразумевает, что учителя должны поощрять учащихся к решению проблемы, обнаруживая различные элементы проблемы и то, как они связаны.

5. Гештальт-терапия

Терапия, основанная на гештальт-психологии, представляет собой гуманистический подход, в котором люди рассматриваются как сильные и независимые существа. Он рассматривает функционирование человеческого разума с целостной точки зрения, при этом у каждого человека есть свои мысли, переживания и реальность.

Развитие гештальт-терапии началось в 1940-х годах с автора Фрица Перлза.

Он утверждал, что у каждого человека есть своя собственная реальность, которая определяется нашим восприятием, и что мы сами несем ответственность за изменение нашего восприятия. Этот образ мышления также является центральным в гештальт-терапии, где личностный рост и построение личности являются центральными точками.

Гештальт-психология и Гештальт-институт Кливленда

Гештальт-институт Кливленда привлекает людей со всего мира. В институте организованы семинары и обучающие программы, основанные на принципах и методологиях гештальта. Дизайн семинаров и учебных программ направлен на переход от индивидуального уровня к организационному уровню.

Гештальт-психология в повседневной жизни

Гештальт-психология также может применяться в нашей повседневной жизни. Как упоминалось в этой статье, гештальт-психологию можно использовать для решения проблем и поощрения творчества. Кроме того, знание принципов гештальта может помочь нам понять, как мы воспринимаем мир, объяснить оптические иллюзии и помочь понять наше поведение.

Попробуйте нас бесплатно и получите неограниченный доступ к более чем 1000 статей!

Теперь ваша очередь

Что вы думаете? Узнаете объяснение гештальт-психологии? Вы признаете принципы в том, как вы воспринимаете вещи? Распознаете ли вы этот тип психологии в том, как люди вокруг вас воспринимают мир? Есть ли способ, которым вы могли бы применить эти знания в своей работе или учебе? Бывают ли ситуации, в которых вы не воспринимаете объекты или события в целом? Есть ли у вас какие-либо советы или дополнительные комментарии?

Поделитесь своим опытом и знаниями в поле для комментариев ниже.

Дополнительная информация

  1. Беренс, Р. Р. (1998). Искусство, дизайн и теория гештальта. Леонардо, 31(4), 299-303.
  2. Келер, В. (1967). Гештальт-психология. Психологический поиск. 31(1), XVIII-XXX.
  3. Келер, В. (2015). Задача гештальтпсихологии. Издательство Принстонского университета.
  4. Вертхаймер, М. (1968). Справочник по гештальт-психологии. Psyccritiques, 13 (8).

Как цитировать эту статью:
Van Velden, E. (2020). Гештальт-психология . Получено [указать дату] с сайта Toolshero: https://www.toolshero.com/psychology/gestalt-psychology/

Опубликовано: 10.07.2020 | Последнее обновление: 28.03.2023

Добавьте ссылку на эту страницу на свой сайт:
Toolshero: Гештальт-психология

Вы нашли эту статью интересной?

Ваша оценка более чем приветствуется или поделитесь этой статьей в социальных сетях!

Средняя оценка 3.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *