Гендерное воспитание детей: Гендерное воспитание ребенка в семье

Содержание

Гендерное воспитание ребенка в семье

Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками, а существующие свойства и отношения называются гендерными. Научно доказано, что в возрасте 2-3 лет ребенок начинает понимать, к какому полу он относится, что он либо мальчик, либо девочка и обозначает себя соответствующим образом. В период от 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Дети понимают, что девочки становятся женщинами, а мальчики – мужчинами, и эта принадлежность к полу не измениться. При  воспитании детей важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.

Формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит от:

-отношения родителей к ребенку;
-характера родительских установок;
-привязанности матери к ребенку;
-привязанности ребенка к матери;
-роли отца в воспитании ребенка.

Для развития личности ребенка необходима здоровая психологическая атмосфера в семье. У девочек и мальчиков разные потребности и особенности развития. Следовательно, воспитывать мальчиков и девочек, руководствуясь одинаковыми принципами воспитания, нельзя. Для каждого ребенка, независимо от его пола, самой основной потребностью является любовь родителей, выражающаяся в доверии и заботе. И доверие, и забота необходимы как мальчикам, так и девочкам, однако здесь следует учесть, что девочки в любом возрасте больше нуждаются в заботе, мальчики же, в свою очередь, в доверии со стороны родителей. Мальчики с самого раннего возраста проявляют самостоятельность, так как маленькому мужчине очень приятно осознавать, что он что-то делает сам, без помощи мамы. Так, если вы предложите ребенку свою помощь в каком-либо деле, мальчик, скорее всего, начнет протестовать. А девочка, наоборот, принимая помощь подобного рода, будет чувствовать, что ее любят. Мальчику необходима некоторая свобода действий, так у него формируется самостоятельность, чувство ответственности за собственные поступки.

Девочка же нуждается в заботе и внимании, так она будет ощущать себя любимой.

Пример родителей
На воспитание мальчиков и девочек огромное влияние оказывает пример их родителей. Если в одной семье мама ласкова и внимательна ко всем членам семьи, стремится создать уют в доме, скорее всего, дочь последует ее примеру. Для сына же важнее личный пример отца.
Кроме того, на характер ребенка оказывает влияние и поведение родителя противоположного пола. Например, женственность мамы способствует формированию мужских черт характера у сына, и наоборот.

Рекомендации по воспитанию
-необходимо у мальчиков развивать мелкую моторику, для этого используйте соответствующие игры, конструктор с мелкими деталями; у девочек – крупную, для чего подойдут игры с мячом, подвижные игры;
-мальчикам необходимо разъяснять задачу, проблемную ситуацию, давать указания не менее чем в течение минуты, прежде чем они приступят к работе;
-использовать различные головоломки для девочек;
-дать   мальчикам возможность выражать свои чувства и только потом обсуждать   их с ними;
-хвалить мальчиков за подвижность, энергичность, активность. Переключать эти особенности на трудовую деятельность, помощь другим детям, усложнять   проблемные ситуации и поисковые задачи;
-хвалить девочек и мальчиков чаще, особенно за хорошо выполненные действия. Держать  под рукой фотоаппарат и фотографировать  ребенка, успешно реализующего задачи. Этот прием поможет детям обоих полов гордиться своими достижениями, повысить мотивацию успешного решения задач.

Памятка для родителей «Гендерное воспитание девочек и мальчиков в семье»

«Гендерное воспитание» этот термин знаком большинству родителей. Но все ли хорошо знают его суть? В переводе с английского языка слово «gender» означает «род», «пол». И, следовательно, гендерное воспитание – это воспитание ребенка с учетом его пола.

 

 

От того, как мы воспитаем наших детей, какие личностные качества мы в них сможем развить именно с учетом их индивидуальных и гендерных особенностей, напрямую зависит то, какими женщинами и мужчинами они в дальнейшем станут, какими родителями будут для своих детей. Значение периода дошкольного детства неоценимо в целом для развития личности ребенка. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются именно в дошкольном возрасте.

Часто, родители забывают, что девочки и мальчики по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное – по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы – взрослые.

Наблюдая за современными детьми, можно отметить, что девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. В старших группах многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей так же вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети затрудняются самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера. Мальчики не проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не спешат помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность.

Чтобы исправить ситуацию «смешения» полов, родителям нужно корректировать процесс воспитания девочек и мальчиков. Нельзя воспитывать детей по принципу «так, как воспитывали меня».

 

Рекомендации по воспитанию девочек: 

 Во-первых, очень важно чтобы между дочерью и мамой (а также папой) были теплые, доверительные отношения. В свою очередь родителям необходимо подчёркивать нежные и заботливые отношения в паре, чтобы у девочки сложились впечатления о счастливой семейной жизни.

Отцу следует находить время на общение с дочерью: показывать, что дочь отличается от него, она другого пола; но делать это он должен с уважением и благожелательностью, чтобы она поняла, что достойна любви мужчины.

Уважать личность дочери, проявляя удовлетворённость её поступками, формировать позитивную самооценку девочки.

У мамы с дочерью должны быть свои «женские секреты»: мама должна находить время для разговора с дочерью «по душам». Беседы должны быть регулярными.

Настоящая забота друг о друге демонстрируется через уважение к старшему поколению.

Мама должна привлекать дочь к «женским» домашним делам, передавая ей секреты своего мастерства.

Девочке необходимо чувствовать, что она может доверять своим родителям, — что они всегда готовы понять ее чувства, желания и нужды.

Девочкам требуется больше помощи и ободрения. Предлагая помощь девочке, вы даете ей понять, что она вам не безразлична, что вы о ней заботитесь.

Девочкам нужно больше внимания и признания в ответ на то, какие они есть, что они чувствуют и чего хотят.

Девочки испытывают потребность в том, чтобы их любили за то, какие они есть. Восхищайтесь ими!

 

Рекомендации по воспитанию мальчиков:

Папе, общаясь с сыном, следует сдерживать эмоции, стараться разговаривать, не повышая тона, спокойно.

Мальчикам нужно реже ЗАПРЕЩАТЬ, а чаще РАЗРЕШАТЬ что-то дополнительное за хороший поступок.

Мальчикам должны быть естественными проявлять свою эмоциональность (не ругать за слезы).

Мамам нужно больше доверять воспитание сына папе: он ЧУВСТВУЮТ, как нужно воспитывать мужчину.

Формировать в мальчиках чувство ответственности.

Обязательно поощрять желание делать в доме мужскую работу!

Обязательно должен быть физический, телесный контакт — для повышения самооценки мальчика.

Мама — ЗАБОТИТСЯ, а папа — ФОРМИРУЕТ мужчину.

Задача родителей — проявить по отношению к мальчику больше доверия, приятия и одобрения, чтобы мотивировать его к деятельности.

 

Итак, мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постарайтесь понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа. А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить эти задатки, не повредить, не сломать – зависит только от нас!

 

Материал подготовлен
сотрудниками ЦДП

 

Что такое гендерно-ориентированное воспитание? | ЮНИСЕФ для родителей

Артикул

Как родители могут помочь разорвать порочный круг дискриминации.

ЮНИСЕФ

ЮНИСЕФ/UNI233789/Панчич

Мозг вашего ребенка в первые несколько лет жизни развивается быстрее, чем в любое другое время. В мозгу вашего малыша создаются миллионы нейронных связей из всего, что он испытывает. В эти ранние моменты формируются основы для обучения, здоровья и поведения, и они одинаковы для детей любого пола.

Примерно в возрасте трех лет у детей начинает развиваться чувство гендерной идентичности, которое продолжает укрепляться по мере взросления. К 5 годам у детей появляется чувство гендерной стабильности, и они начинают выражать свою гендерную идентичность как словами, так и действиями.

В отличие от термина «пол», который означает биологические различия между женщинами и мужчинами, «гендер» относится к социальным отношениям между женщинами, мужчинами, девочками и мальчиками. Она может варьироваться от одного общества к другому и в разные моменты истории.

Родители могут передать свои гендерные предубеждения своим детям. Например, с раннего возраста к девочкам можно относиться как к хрупким или хвалить за их внешний вид, в то время как мальчиков можно поощрять всегда быть сильными и заслужить похвалу за свою физическую силу. Благодаря таким предубеждениям детей постепенно учат вести себя в соответствии с этими «принятыми» нормами своего пола, что может нанести вред их социальному и эмоциональному развитию.

Как родитель, вы играете решающую роль в том, соответствует ли ваш ребенок таким гендерным нормам или бросает им вызов. Следуйте этим советам, чтобы предотвратить предвзятость по признаку пола дома.

С самого первого дня девочек и мальчиков нужно воспитывать, любить и заботиться о них одинаково.

Равное обращение с первого дня

С самого первого дня девочек и мальчиков нужно воспитывать, любить и заботиться о них одинаково. Ваши отношения с ребенком являются основой для его развития. Дети могут развиваться с разной скоростью, но этапы развития мальчиков и девочек одинаковы. Совместные игры, чтение, еда — все это помогает вашему ребенку учиться и развиваться, независимо от пола. Когда дело доходит до посещения школы, игр или домашних дел, мальчики и девочки должны участвовать в них в равной степени.

 

Освободите место для всех во время игры

Убедитесь, что ваши дети одинаково вовлечены в игру. Ищите игрушки, книги и игры, которые способствуют развитию у вашего ребенка чувства собственного достоинства и помогают развивать социальные и когнитивные навыки. Игрушки, которые поощряют строительство и творчество, или книги, в которых главные герои мужского и женского пола изображены в нестереотипных и нетрадиционных ролях, — отличный выбор.

>>Читать Как убрать гендерные стереотипы из игры

Обратите внимание на гендерно-ориентированные игрушки

Поощряйте своих детей играть с игрушками и играми, которые традиционно ассоциируются с противоположным полом. И девочки, и мальчики могут играть в куклы и кулинарные игрушки, а также заниматься физкультурно-активными играми. Старайтесь избегать игр и игрушек, которые умышленно поощряют гендерные стереотипы, например розовая упаковка для девочек и синяя для мальчиков. Не позволяйте детям играть с игрушечным оружием и откровенно жестокими или сексуальными цифровыми играми — вместо этого поощряйте занятия спортом и игры на свежем воздухе.

>> Прочтите: Как избавиться от гендерных стереотипов во время игр

 

Подавать пример

Помните, что ваши дети часто следуют примеру, который вы подаете. Будьте положительным образцом для подражания, бросая вызов гендерным стереотипам. Например, отцы могут участвовать в приготовлении пищи и уборке. Если вы мать, занимайтесь спортом на открытом воздухе со своими детьми. Если в доме более одного родителя, каждый из вас должен играть равную роль в воспитании, установлении связи с ребенком и уходе за ним. Проводить время вместе, как семья, важно, но также обязательно выделяйте время один на один. Это поможет повысить самооценку вашего ребенка и укрепить связь между вами двумя.

 

Воздержитесь от ненормативной лексики

Избегайте шуток или фраз, укрепляющих гендерные стереотипы (например, «он плачет, как девчонка» или «она слишком властная»). Будьте эмоционально открытыми и принимайте своего ребенка независимо от пола и поощряйте его выражать свои чувства и чувство собственной идентичности.

Самое главное — воздерживаться от жесткого приписывания и утверждения гендерной идентичности вашему ребенку. Вместо этого поощряйте вашего малыша развивать собственное чувство идентичности и свободы действий в заботливой и принимающей среде.


 

Как матери и отцы в США различаются в воспитании детей: Отчет об исследовании (2023)

Матери и отцы в Соединенных Штатах по-разному подходят к воспитанию детей во многих отношениях, от того, как они относятся к своим детям, до опасений, которые они испытывают по поводу проблем, с которыми могут столкнуться их дети, роль родителей в их жизни.

Гораздо больше матерей, чем отцов, говорят, что они крайне или очень обеспокоены тем, что их дети могут столкнуться с проблемами психического здоровья или издевательствами и определенными угрозами их физической безопасности. Мамы также чаще, чем папы, говорят, что быть родителем — это стресс и утомление в течение всего или большей части времени. И они, как правило, чаще, чем отцы, говорят, что чувствуют, что их осуждают за то, как они воспитывают своих детей.

Мамы и папы по-разному относятся к воспитанию детей.

Матери гораздо чаще, чем отцы, описывают себя как чрезмерно опекающих и слишком быстро уступают своим детям.

Среди родителей детей младше 18 лет около половины матерей (51%) говорят, что они склонны чрезмерно опекать детей, по сравнению с 38% отцов. С другой стороны, отцы чаще, чем матери, говорят, что склонны давать слишком много свободы (24% против 16%). Точно так же матери (40%) чаще, чем отцы (27%), говорят, что слишком быстро сдаются, в то время как отцы чаще, чем матери, говорят, что слишком упорствуют в своих действиях (36% против 24%).

Есть более скромные различия, когда речь идет о том, сколько родителей хвалят или критикуют: 23% отцов (против 18% матерей) говорят, что они слишком много критикуют своих детей, в то время как 29% мам (против 23% папы) говорят, что слишком их хвалят. Между матерями и отцами нет существенных различий в том, слишком сильно они или недостаточно сильно давят на своих детей, но матери несколько чаще, чем отцы, говорят, что ни один из этих методов не соответствует их стилю воспитания.

Матери (48%) чаще, чем отцы (40%), говорят, что они пытаются воспитать своих детей совсем или несколько иначе, чем их воспитывали. В свою очередь, отцы чаще, чем матери, говорят, что воспитывают своих детей очень или в чем-то так же, как воспитывали их (47% против 40% соответственно).

(Чтобы узнать больше о том, как родители пытаются воспитать своих детей так же, как они воспитывались, или иначе, см. Как современные родители говорят, что их подход к воспитанию соответствует или не соответствует их собственному воспитанию . )

Существуют также различия в том, как матери и отцы видят важность того, чтобы быть родителем для их общего чувства идентичности. В то время как подавляющее большинство матерей и отцов (88% и 85% соответственно) говорят, что быть родителем — это самый или один из самых важных аспектов их личности, доля мам (35%) больше, чем отцов. (24%) говорят, что это самый важный аспект .

Мамы в большей степени, чем отцы, говорят, что воспитание детей утомительно и вызывает стресс, и что они чувствуют, что некоторые группы осуждают их за то, как они воспитывают детей

Большинство матерей (66%) и отцов (58%) говорят, что воспитание детей намного или несколько они думали, что да, но чаще это говорят матери, с разницей в 10 процентных пунктов в долях матерей и отцов, говорящих, что это было намного тяжелее (30% против 20% соответственно).

Матери также чаще, чем отцы, говорят, что быть родителем утомительно (47% против 34%) и стрессово (33% против 24%) все или большую часть времени. Тем не менее, подавляющее большинство мам — и пап — говорят, что они находят родительство приятным и полезным (от 79% до 83% говорят, что это так всегда или большую часть времени).

Воспитание также может сопровождаться осуждением, и матери, как правило, чувствуют это больше, чем отцы. В частности, матери чаще, чем отцы, заявляют, что хотя бы иногда чувствуют, что их судят собственные родители (47% против 38%) и родители супруга или партнера (45% против 37% среди тех, кто состоит в браке или живет с партнер) за то, как они воспитывают своих детей. Существуют также двузначные различия между матерями и отцами в доле тех, кто говорит, что они хотя бы иногда чувствуют, что их судят другие родители в их сообществе (41% против 27%), их друзья (34% против 22%) и люди, с которыми они общаются. взаимодействовать в онлайн-группах или на досках объявлений (31% против 16% среди тех, кто предложил ответ, за исключением тех, кто сказал, что это неприменимо).

Со своей стороны, отцы чаще, чем матери, говорят, что они чувствуют, что их супруг или партнер хотя бы иногда осуждает их за то, как они воспитывают своих детей (56% против 49% среди тех, кто состоит в браке или живет с партнером).

Мамы беспокоятся о множестве проблем больше, чем папы

Почти половина матерей (46%) говорят, что они очень или очень обеспокоены тем, что их дети в какой-то момент будут бороться с тревогой или депрессией, по сравнению с 32% отцов. И, с двузначным отрывом, матери также чаще, чем отцы, говорят, что они чрезвычайно или очень обеспокоены тем, что над их детьми издеваются, их похищают или похищают, избивают или стреляют. Мамы также чаще выражают беспокойство по поводу того, что у их детей проблемы с наркотиками или алкоголем и что у них возникают проблемы с полицией.

Матери разных расовых и этнических групп, как правило, чаще, чем их коллеги-мужчины, говорят, что они чрезвычайно или очень обеспокоены тем, что их дети сталкиваются с определенными трудностями, но особенно обеспокоены латиноамериканские матери. На самом деле, латиноамериканские матери чаще, чем белые, черные или азиатские матери, говорят, что они крайне или очень обеспокоены тем, что их дети могут столкнуться с большинством ситуаций, о которых сообщалось в опросе . Среди отцов различных расовых или этнических групп нет устойчивых закономерностей беспокойства. (Подробнее о том, как родительские заботы различаются в зависимости от расы и этнической принадлежности, см. главу 2.)

Матери и отцы более единодушны, когда речь заходит об устремлениях и целях своих детей, при этом одинаковые доли говорят, что это чрезвычайно или очень важно им, чтобы их дети были честными и этичными (95% и 93% соответственно), трудолюбивыми (90% и 87%) и амбициозными (66% и 64%) во взрослом возрасте. Матери и отцы также дают схожие ответы, когда речь идет о получении их детьми высшего образования – 41% мам и пап говорят, что это чрезвычайно или очень важно для них.

Но есть некоторые отличия. Матери чаще, чем отцы, говорят, что для них чрезвычайно важно, чтобы их дети выросли, принимая людей, которые отличаются от них, и чтобы они помогали нуждающимся. Со своей стороны, отцы чаще, чем матери, говорят, что для них чрезвычайно или очень важно, чтобы их дети женились (25 % против 18 % матерей) и родили детей (24 % против 17 %). оба придают большое значение любой из этих семейных вех.

Мамы и папы по-разному понимают, как распределяются обязанности по уходу за детьми

Как и в предыдущих опросах, представления о том, кто делает больше обязанностей по уходу за детьми, различаются в зависимости от пола среди состоящих в браке и совместно проживающих родителей, состоящих в отношениях противоположного пола. 2 Матери, как правило, говорят, что они делают больше, чем их супруги или партнеры, в то время как отцы, как правило, говорят, что они делят обязанности примерно поровну.

Большинство матерей говорят, что они делают больше, чем их супруг или партнер, когда речь идет о расписании и занятиях детей (78% говорят, что они делают больше этого), помогая своим детям с домашними заданиями или другими школьными заданиями (65% среди тех, у кого детей школьного возраста), обеспечивая утешение или эмоциональную поддержку своим детям (58%), а также удовлетворение основных потребностей своих детей, таких как кормление, купание или смена подгузников (57% среди тех, у кого есть дети младше 5 лет). По каждому из них отцы чаще, чем матери, говорят, что они делают больше или что они делят эти обязанности примерно поровну со своим супругом или партнером. Тем не менее, за исключением помощи своим детям с домашним заданием, только один из десяти отцов говорит, что они делают больше, чем их супруг или партнер, когда дело доходит до этих задач.

Когда речь идет о воспитании своих детей, одинаковые доли матерей (53%) и отцов (51%) говорят, что они разделяют эту ответственность со своим супругом или партнером примерно в равной степени, но в то время как 36% матерей говорят, что они делают больше, всего 16 % отцов говорят, что их супруг или партнер делает больше в этом отношении. В свою очередь, 31% отцов говорят, что они дисциплинируют больше, чем их супруг или партнер, по сравнению с 13% матерей, которые говорят, что их супруг или партнер делают больше, чем они.

Матери, которые говорят, что они делают больше, чем их супруг или партнер, когда дело доходит до планирования расписания и деятельности своих детей и обеспечения комфорта или эмоциональной поддержки, с большей вероятностью, чем те, кто говорит, что оба родителя разделяют эту ответственность примерно в равной степени, говорят, что воспитание было труднее, чем они ожидали.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *