Гендерные отношения между мужчиной и женщиной: как люди ощущают себя в XXI веке

Содержание

как люди ощущают себя в XXI веке

До 70-х годов XX века люди преимущественно говорили о половых различиях и приписывали окружающим социальное поведение и в каком-то смысле даже судьбу, которые предопределялись тем, родился ли человек мужчиной или женщиной. Однако в конце прошлого столетия начали активно развиваться гендерные исследования, и теперь мы все больше слышим не о биологических различиях между людьми, а гендерных и иногда сексуальных. Разбираемся в современных терминах и том, как люди себя определяют.

В чем разница между полом и гендером

Гендер — это психические, социальные и культурные характеристики, которые определяют человека как женщину или мужчину, в то время как пол — это биологическое (анатомическое и физиологическое) деление на женщин и мужчин. Также отдельно выделяют людей, находящихся на стадии перехода из одного пола в другой, и интерсексуалов — личностей, которые с рождения обладают и женскими, и мужскими биологическими признаками. То есть, например, человек, по внешним признакам похожий на женщину, может не отождествлять себя с другими женщинами, так как культурные нормы, стереотипы и социальные роли, присущие женскому полу, ему не близки.

Само по себе понятие гендера появилось благодаря развитию феминистических движений и социального конструктивизма — «представления, что статус женщины и кажущееся естественным различие между мужским и женским не имеют биологического происхождения, а скорее являются способом интерпретации биологического, легитимным в данном обществе».❓«Энциклопедия феминизма» (1986 г.) Иначе говоря, социальные роли, которые выполняют мужчины и женщины, по мнению сторонников феминизма и социального конструктивизма, обусловлены не биологическими характеристиками, а социальными процессами.

По крайней мере, так все было в XX веке, когда феминисты боролись с гендерными стереотипами и выступали за уравнивание прав мужчин и женщин. Однако в XXI веке представление о гендере несколько трансформировалось и, кажется, только усложнилось, потому что появились люди, чья гендерная идентичность — осознанное представление о том, к какому гендеру человек относится — не соответствует полу, относится к обоим полам одновременно, а иногда и вовсе не относится ни к тому, ни к другому.

Таким образом, появилось множество новых определений гендеров, а людей, чей гендер не соответствовал полу, стали относить к ЛГБТКА+ сообществу — иначе говоря, к сексуальным меньшинствам. С этого момента все усложнилось еще раз, поскольку изначально сексуальные меньшинства представляли людей, которые обладают нетрадиционной сексуальной ориентацией, но теперь термин включает в себя еще и тех, чей гендер отличается от общепринятого.

Итого, к сегодняшнему дню мы имеем как минимум 3 близких термина: пол, гендер и сексуальная ориентация, сочетание которых дает множество вариантов того, как люди определяют сами себя. Существует немало различий и тонкостей в определении гендера и сексуальной ориентации, но на карточках мы собрали основные термины, которые помогут ориентироваться в мире сексуальных и гендерных меньшинств.

Кем я себя ощущаю

Цисгендерами являются большинство людей, которые с рождения ощущают себя представителями одного из двух полов в соответствии с биологическим и на протяжении всей жизни ведут себя согласно этому полу.

В классическом понимании такие люди отождествляют себя с мужчинами и женщинами одновременно, но некоторые могут чувствовать себя, например, наполовину женщиной, а наполовину — агендером или просто небинарной личностью.

Например, человек биологически рожден мужчиной, но идентифицирует себя женщиной, и наоборот. Существует также термин транссексуал — это человек, который не только отождествляет себя с другим гендером, но еще и совершил хирургическую операцию по смене биологического пола.

Человек примеряет на себя разные социальные роли, отказываясь на протяжении большей части времени вести себя исключительно феминно или маскулинно. Ориентируется на свои желания, настроения и контекст, позволяющий выбрать определенную социальную роль.

Агендеры не чувствуют, что принадлежат к какому-либо полу, и в принципе отказываются от гендерного самоощущения. Иначе их еще называют бесполыми, а обращаться к ним можно на «они/их».

В английском языке существуют термины demigirl — частично женщина, но обычно мужчина, и demiboy — частично мужчина, но обычно женщина.

Кто меня привлекает

Как правило, термин гетеросексуальность применим к людям, однако гетеросексуальное поведение свойственно преимущественно всем млекопитающим, так как оно способствует размножению.

Лесбиянка — девушка, которую привлекают другие девушки, гей — мужчина, которого привлекают другие мужчины. В английском языке термин gay часто используется и в отношении женщин и обозначает то же самое, что и homosexual.

Бисексуал — это человек, которого привлекают как мужчины, так и женщины, однако в связи с появлением новых гендеров этим термином начинают называть и тех, кого привлекают любые другие гендеры.

Асексуалы бывают разные. Некоторые, например, не испытывают сексуального влечения к кому-либо, но при этом вступают в романтические отношения, в то время как другие не делают даже этого.

Пансексуальность тесно граничит с бисексуальностью, но если бисексуальность в классическом понимании — это скорее деление на «женское» и «мужское», то пансексуальность не различает вообще каких-либо полов и гендеров. Такие люди называют себя еще «гендерно слепыми».

Валерия Шаповалова

Теги

#саморазвитие

#эрудиция

новые модели союза женщины и мужчины

Сегодняшняя тема наша —  гендерные взаимоотношения XXI века, чем они отличаются от XX века, что пришло из XX века, что осталось и пока еще сохраняется, как это влияет на взаимодействие между полами, как это влияет на сексуальную жизнь мужчин и женщин.

Полагаю, первый момент, с чего следовало бы начать, это моновариант, имеется в виду одиночество. Одиночество может быть сформировано по разным причинам. Конечно, и в XX веке оно было, но оно было в меньшей степени, потому что тогда ментальность была другая и взаимодействие между людьми носило другой характер. Если мы говорим о моноварианте в XXI веке, можно его подразделить на две части, как бы на два подразделения. Одно, это когда оно ситуативно обусловлено. Допустим, человек остается один по причине развода. Второе, это особенность личности, человеку так комфортно функционировать.

Если мы берем, первую причину — расстались, ушли из жизни — то, конечно, это переживается тягостно, и в большинстве случаев нуждается в помощи, в поддержке. Эта поддержка может быть профессиональной или близких друзей, потому что в данном случае это горе. Я, наверное, процитирую моего любимого писателя Ремарка, горе становится настоящим тогда, когда оно касается лично вас. Почему в данном случае одиночество становится таким острым, и люди себя особо чувствуют одинокими? Потому что близкие боятся что-то сказать, а вдруг я что-то неправильно скажу, а вдруг мое слово причинит боль, и в данном случае все выстраивают некую дистанцию. Конечно, лучше обращаться к специалистам, если есть возможность.

Второй моновариант, который мы можем рассматривать, — это особенность личности. XXI век, современные технологии, гаджеты и так далее привели к тому, что человек действительно изолировался от социума, он остался сам с собой. Безусловно, тут особенность как таковая играет роль — человеку действительно комфортно одному. Ему не надо ходить на свидания, ему не надо ни с кем знакомиться, он может все это сделать в сети. Мы пришли к тому, что даже сексом занимаются в сети, и встречаться для этого не надо. Конечно, этот вариант формирует много внутренних страхов, внутренних переживаний, ощущений того, а вдруг меня увидят и к чему это все приведет и так далее. Соответственно, еще больше усугубляется одиночество.

Второй вариант, о котором можно говорить, тоже достаточно активно функционирует сегодня в XXI веке — это не брак, а союз без регистрации официальных отношений. На самом деле мы все знаем, что в XX веке, если создавался союз, то это был обязательно зарегистрированный союз, и он в принципе давал женщине и мужчине некую психологическую защищенность. Она была неощутима, она была на уровне ментальности, и это было нормой. Сейчас можно говорить, что также нормой является сожительство без регистрации отношений. Конечно, это больше привнесено уже и XXI веком, и европейским менталитетом, и уже эта модель в принципе адаптирована к человечеству, даже к нашему социуму, относительно консервативному, если мы сравниваем себя с Западом. Я не раз сталкивалась с такими моментами, что люди, которые 20 лет могли жить без регистрации, а после регистрации у них начинались сложности в отношениях — некая перезагрузка, что-то меняется, и эти изменения приводят либо в лучшую сторону, либо в худшую сторону.

Так же можно еще заметить, что в наше общество в XXI веке вошли открытые взаимоотношения. Именно открытые взаимоотношения, с правом на еще другую пару, или третьего человека, не важно, мужчина это или женщина. Это негласно, это принимается и одной, и другой стороной, и может быть обосновано разными обстоятельствами. Это может быть обосновано как снижением сексуальной потенции, отсутствием интереса друг к другу, но при этом пара сохраняет отношения. Это тоже модель XXI века. Тут можно отметить свингерство — эта модель тоже к нам пришла, больше скандинавский вариант. По сути в союз мужчины и женщины привлекаются еще другие пары, которые также могут быть вовлечены, являются значимыми с целью получения удовлетворения. Но можно отметить, что тут в принципе нет такой эмоциональной привязки, тут все построено именно на сексе.

Следующий этап, который пришел из XX века, но мутировал в XXI веке, — это детско-родительские отношения между мужчиной и женщиной. В XX веке доминирующий характер носил мужчина, он выступал в роли больше родителя, а жена была как бы «за мужем». Такой характер взаимоотношений, безусловно, в XXI веке имеет место, но он больше видоизменился, и говорить, что сейчас только мужчина выступает в роли родителя, а допустим, женщина выступает в роли девочки, конечно, нет. Характер изменился. Можно говорить о том, что, к примеру, мужчина может выступать в роли ребенка, а женщина может выступать в роли родителя или наоборот. Вообще такой формат взаимоотношений между полами, безусловно, очень сильно влияет на сексуальный характер коммуникации, потому что женщина в данном случае, если она выполняет роль родителя, она становится более фаллоцентричной, а мужчина более инфантилен. И это в общем-то приводит к тому, что союз может сохраниться, но в принципе это нездоровый союз. Сами женщины страдают от этого. Очень часто бывает такое, когда женщины приходят на сессию и говорят: «Я добытчик, я обеспечиваю, я его кормлю, все я, а зачем же он мне?». Это прямая речь пациентки: «Муж на диване». Поэтому это, безусловно, сказывается и на сексуальной жизни в том числе, на потенции, на либидо, как на женщине, так и на мужчине.

На самом деле XXI век так же показал очень интересный характер взаимоотношений — это партнерские взаимоотношения, когда мужчина и женщина выступают в качестве партнеров, когда отношения равные. Равные — это тоже несколько европейская модель, но она интегрирована уже у нас. Это равные взаимоотношения, когда что мужчина, что женщина экономически, психологически, территориально, по всем параметрам выступают в равных позициях. Конечно, по данным западных коллег, по практическому опыту на сегодняшний день это самый долгосрочный союз. Но я хочу сказать, что не всегда такой союз возможен. Я никогда не забуду слова одного достаточно обеспеченного человека, который сказал: «Ну как же, Нина Зиноновна, вы говорите о партнерских отношениях, о равных отношениях, я все прекрасно понимаю. Но тогда я должен жениться на дочери Хилтон». То есть тут все настолько обтекаемо. Но если мы говорим о длительности, о прочности, то это партнерство самое прочное, можем об этом говорить по работам западных коллег и клиническому опыту.

Также можно отметить изменение вообще отношения к модели семьи между полами. Если в прошлом веке женщины были готовы к деторождению, к строению семьи в 18-20 лет, то сейчас все сдвинулось ближе к европейской структуре. По данным в Российской Федерации на сегодняшний день средний возраст женщины, которая готова стать матерью, это 26-27 лет, и вступить в отношения серьезные стабильные, с перспективой брака. У мужчин 29-30 лет. Это по сути уже осознанный, и с одной, и с другой стороны, целенаправленный выбор к созданию семьи.

Также хотелось бы отметить что, если раньше были традиционные отношения, в которых изначально было понятно, что это будет брак, это будет семья, все было запланировано, и в эту программу входили разные поколения: мамы, бабушки и так далее. Сейчас, в силу того, что появилось больше автономии, появилось больше экономической свободы у молодежи, появилось больше выбора и появилась возможность сепарироваться, это привело к тому, что разные поколения разделились на разные слои, и по сути, взаимоотношения между полами отделены. Да, они взаимодействуют, функционируют, но они больше отделены.

Еще можно отметить такой момент, которого на самом деле не было в XX веке. Понятно, что мы все играем определенные роли: роль родителя, роль ребенка, роль учителя, роль врача, роль психолога и так далее. В прошлые века, если союз распадался, то распадалось все, то есть роль родителя по сути уходила в большинстве своем на второй план, ее по сути не было, роль ребенка оставалась сама по себе, и супруга. Сейчас роль немножко стала другая. Что изменилось — отношения могут разрушаться, союз мужчины и женщины может распадаться, но зачастую сохраняется роль родителя.

Многое изменилось в XXI веке, многое мутировало, но единственное, что можно сказать, независимо от того, какие изменения происходят между полами и как сегодня функционируют мужчина и женщина, если человечество сохраняется, значит, все те модели, о которых я рассказала, приемлемы в целом для человека в XXI веке.

шесть ссылок и одна большая возможность

В последнее время доноры приложили большие усилия, чтобы понять силу стран-партнеров. Тем не менее, они в значительной степени игнорировали одно из самых распространенных отношений власти — гендер.

Гендер определяет власть, от «частных» отношений в семье до высших уровней принятия политических решений. Однако, как отмечают читатели блога Дункана Грина, призывы к специалистам по развитию поставить власть в центр своих усилий и «думать и работать политически» (TWP) обычно забывают о гендере. Точно так же донорские анализы распределения власти и ресурсов в странах-партнерах, как правило, лишь очень поверхностно говорят о гендере, если вообще упоминают о нем.

«… работа по развитию могла бы быть более политически разумной и более эффективной, если бы она устраняла это слепое пятно»

В новом концептуальном обзоре DLP я утверждаю, что работа в области развития могла бы быть более политически разумной и более эффективной, если бы она устранила эту слепую зону, сосредоточив внимание на шести тесных связях между гендером и властью.

Пол делит власть . Неравенство между мужчинами и женщинами является одной из наиболее устойчивых закономерностей в распределении власти. Например, отсутствие влияния женщин свидетельствует о принятии политических решений во всем мире.

Гендерные отношения – это властные отношения . Часто быть «женщиной» означает быть бессильной (тихой, послушной, уступчивой). «Настоящий мужчина», напротив, силен (откровен, властен, способен навязывать свою волю), особенно по отношению к женщинам. Эти гендерные роли, как правило, увековечивают неравенство сил, на котором они основаны. Например, тот факт, что многие мужчины и женщины считают, что для женщин не «естественно» выступать публично, часто является основным препятствием для доступа женщин к процессу принятия решений. «Власть равна мужественности» также помогает объяснить, почему влиятельные люди часто демонстрируют доминирование гендерными способами. В Малави, например, лидеры традиционно отстаивали свой статус «большого мужчины», заставляя женщин предлагать сексуальные «услуги» партийным лидерам и функционерам. В результате они установили «мобилизацию женщин в подчиненных и эксплуататорских ролях как устойчивую черту политической системы Малави».

Семья — арена власти и политики . Динамика власти в семьях и домохозяйствах взаимодействует с властью в «общественной» сфере в формировании результатов развития. В Шри-Ланке возросшая занятость женщин и доступ к ресурсам поставили под вопрос властные отношения между мужчинами и женщинами в домохозяйствах и часто приводили к конфликтам в семьях. Это, как это ни парадоксально, привело к возрождению социального контроля над женщинами, что проявилось в самом крайнем случае, когда некоторые НПО, нанимающие местных женщин, получили угрозы заложить бомбу.

Гендер формирует неравенство власти на основе других разделений, таких как класс и этническая принадлежность, и наоборот . В Шри-Ланке, например, анализ власти показал, что почти все женщины-парламентарии были связаны с мужчинами-политиками из влиятельных политических семей. Подавляющее большинство также происходило из доминирующей сингальской этнической группы. Противодействие открытию большего количества мест в парламенте для женщин, представляющих женщин, таким образом, «проистекает не только из нежелания делиться властью с женщинами, но также из нежелания предоставить женщинам, не принадлежащим к основной «политической культуре», доступ к местам власти и авторитета».

Гендер формирует институты и то, как они влияют на распределение власти . Большинство политических и экономических институтов, в которых исторически доминировали мужчины, приспособлены к (элитному) мужскому опыту. Они идеализируют «мужские» формы поведения и полагаются на власть мужчин над женщинами. Поэтому эти институты имеют тенденцию «запирать» два типа власти — власть мужчин над женщинами и власть наиболее «мужественных» мужчин над всеми. Возьмем политические партии. Они являются ключевыми привратниками для участия женщин в политической жизни, но их культура, в которой доминируют мужчины, часто делает их недоступными для женщин. Например, в Бурунди и Косово женщины-политики жаловались на то, что важные партийные решения принимались в барах — местах, куда женщины часто не могут попасть.

Гендер определяет то, как мы понимаем, что такое «власть» в первую очередь

. Широко распространенное определение власти — это заставить кого-то другого делать то, что вы от него хотите. Возможно, это отражает специфически мужской опыт мира: место, населенное враждебно настроенными «другими», с которыми, чтобы выжить, вы вынуждены налаживать какие-то социальные отношения. Женщины, особенно в их социально предписанных ролях жены и матери, могут чаще понимать себя как продолжающих с окружающими их людьми, а не в оппозиции. Они часто стремятся развивать способности других, а не доминировать. Это предполагает альтернативное представление о силе: способность преобразовывать и расширять возможности себя и других. Помимо прочего, эта альтернативная точка зрения подчеркивает, что женщины иногда могут иметь особые формы влияния на принятие решений из-за своего особого социального статуса. В Либерии, например, женщины, борющиеся за мир, смогли добиться высокого уровня доверия между противоборствующими группировками, подчеркнув свою безопасную роль сестер, матерей и жен.

‘… пол и власть неразрывно связаны; понимание этого может помочь нам лучше понять обе концепции»

Таким образом, пол и власть неразрывно связаны; понимание этого может помочь нам лучше понять обе концепции и создать возможность, на которую я намекаю в заголовке этой статьи, — возможность для более политически разумного развития. Он делает это, предлагая два действительно практических совета:

Если мы думаем о гендере, мы лучше думаем и работаем политически . Гендерная перспектива показывает, что программы PEA и TWP в настоящее время слепы к ключевым компонентам работы власти: как власть и политика в семье формируют властные отношения на всех уровнях общества; как более широкие экономические, политические и социальные структуры опираются на гендерные властные отношения и воспроизводят их; и как феминизированные источники власти открывают новые возможности для мира и процветания. Устранение этих «слепых пятен» может помочь нам стать более политически подкованными. И это хорошо для результатов разработки.

Если мы мыслим политически, мы лучше поддерживаем гендерное равенство . Перспектива власти показывает, что гендерное неравенство связано с властными отношениями на всех уровнях общества. Таким образом, гендерное неравенство глубоко политическое, и если мы хотим помочь справиться с ним, мы должны решать его как таковое. Для этого, среди прочего, нам необходимо глубже понять местный контекст; сосредоточиться на более широком круге влиятельных игроков; и, что важно, более внимательно изучить гендерные отношения власти в организациях стран-доноров.

В завершение хочу поделиться действительно хорошими новостями для более политически подкованных и более эффективных разработок: до меня дошли слухи, что «команда TWP» планирует в ближайшее время больше поговорить о гендере. С нетерпением жду поста FP2P об этом!

Для получения дополнительных статей и блогов по гендерным вопросам щелкните здесь. Присоединяйтесь к обсуждению в Твиттере @Dlprog, #LeadershipObvs.

Доля

Скопировать ссылку

06. Гендерные отношения — Conseils de Journalistes

Отношения между мужчинами и женщинами в мире демонстрируют вопиющее неравенство. Три миллиарда шестьсот тысяч миллионов (3,6 миллиарда) женщин в мире работают в 2 1/2 раза больше, чем мужчины, выполняя работу по дому, занимают 75% нестандартных рабочих мест и имеют неравенство в оплате труда с мужчинами на 24%. Цифры показывают социологическое неравенство между полами. Распределение богатства и ресурсов между мужчинами и женщинами основано на властных отношениях.

Женщины находятся в неблагоприятном положении

Гендер — это относительный термин. Это относится не только к женщинам и мужчинам, но и к их отношениям.

Гендерные отношения тесно связаны с различными видами прав, определенных обществом, с обязанностями и идентичностью женщин и мужчин в их отношениях.

Женщины и мужчины взаимодействуют во всех сферах жизни; как в частной (семья, брак и т. д.), так и в общественной (политика, рынок труда и т. д.) сферах.

Таким образом, гендерные отношения неизбежны. Таким образом, можно сказать, что все социальные отношения имеют гендерное измерение, поскольку они определяются гендерной идентичностью заинтересованных женщин и мужчин.

Хотя на социальные отношения могут влиять и некоторые другие факторы, такие как возраст, социальный класс или религия, именно гендерный компонент подчеркивает структуру власти в каждых отношениях.

Элемент власти во всех социальных практиках часто не в пользу женщин.

Таким образом, гендерные отношения — это отношения власти.

 Например, их можно увидеть в том, как природные, экономические и политические ресурсы распределяются между женщинами и мужчинами. Доступ женщин к этим ресурсам более ограничен, что снижает их позиции на переговорах, их положение в собственном домашнем хозяйстве, в своем сообществе, на рынке труда и в политической жизни.

 Например, на первый взгляд мы склонны думать, что в частной сфере отношения между родителями и детьми нейтральны в гендерном отношении. Но ясно, что обязательства девочки перед родителями могут сильно отличаться от обязательств ее брата.

Точно так же и в общественной сфере отношение работодателей к работникам сильно различается в зависимости от того, мужчины они или женщины.

Гендерные отношения, таким образом, относятся к состоянию и положению женщин. Состояние связано с материальным положением, в котором живут женщины, а их положение связано с их социальным положением и признанием их статуса.

Итак, гендерные отношения отмечены неравенством.

Будучи социально сконструированными, социальные роли и стереотипы о женщинах и мужчинах часто институционализируются, интегрируются в менталитет и культуру и распространяются семьями, образованием и учреждениями.

Во всем мире для них характерно неравенство, которое происходит преимущественно в ущерб женщинам. В частности, мужчины занимают доминирующее положение в политической и экономической власти и в принятии решений.

Хотя за последние десятилетия был достигнут значительный прогресс, возможности женщин пользоваться политическими, экономическими, социальными и культурными правами, а также их независимость по-прежнему ограничены во многих странах.

Беспокойство по поводу гендерного равенства появилось недавно ; доступ женщин к общественной сфере, достойной работе, равной оплате труда, обязанностям и выборным должностям затруднен. Они выполняют домашние и неформальные задачи и поддерживают социальные связи: работа, которая не входит в оценки национального богатства.

Индекс гендерного развития (GDI), установленный Организацией Объединенных Наций, отражает гендерное неравенство в основных человеческих возможностях и ранжирует 130 стран по всему миру.

Цифры показывают социологическое неравенство между полами.

Женщины производят половину продуктов питания в мире, но при этом они зарабатывают лишь 10% от общего дохода.

Они владеют менее чем 2% земли и получают менее 5% банковских кредитов.

В формальном секторе в среднем 1 из 8 мужчин занимает руководящую должность по сравнению с 1 из 40 женщин.

Чтобы улучшить отношения между полами, они должны быть в первую очередь признаны и идентифицированы, если мы хотим действовать. Во-первых, это:

  • Практические потребности: они связаны с проблемами женщин и возникают из-за материального дефицита и неспособности удовлетворить основные потребности, такие как питание, жилье, здравоохранение, занятость и водоснабжение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *