как музыканты и спортсмены становятся великими — T&P
Любая наука о человеке так или иначе сталкивается с вечной дискуссией — что важнее в развитии личности: природные качества или воспитание? Сторонники обоих мнений склонны сводить этот спор к однозначным ответам, но, к счастью, недавние исследования показали, что дело обстоит немного иначе. Оказывается, нам вполне по силам самим влиять на то, кем мы станем. T&P перевели отрывок из новой книги известного бизнес-тренера Майлза Дауни «Гений в каждом из нас» об истории возникновения этих точек зрения, секретах гения Моцарта и о том, как гены человека реагируют на его внешнее окружение.
Фрэнсис Гальтон (1822–1911) — английский исследователь, географ, антрополог и психолог, основатель дифференциальной психологии и психометрики, статистик.Споры о приоритете одного над другим, взаимосвязях и взаимовлияниях природы и воспитания друг на друга начались в середине XIX века с работ Фрэнсиса Гальтона. В упрощенном виде природа — это все врожденные качества личности, ее генетическое наследие, а воспитание — это внешние элементы, социальные и культурные, влияющие на то, каким станет человек: как к нему относятся родители, чему и как его учат в школе и университете, с чем он сталкивается в жизни и как складываются его отношения с окружающими.
Радикалы, стоящие на стороне природы и увлеченные биопсихологией, утверждают, например, что все особенности человеческого поведения, вплоть до мельчайших черт характера, есть не что иное, как результат эволюции. Ничего странного в этой точке зрения нет, особенно если учесть, что один из ее первых и самых ярых поборников, Фрэнсис Гальтон, был двоюродным братом Чарльза Дарвина. По другую же сторону баррикад стоят бихевиористы, убежденные в том, что все поступки человека определяются прежде всего его существованием в социальной среде. Один из наиболее ярких и известных сторонников этой идеи — английский педагог и философ Джон Локк (1632–1704). Изучая личность с самого ее рождения, он пришел к выводу, что сознание ребенка в утробе матери — это tabula rasa, то есть чистый лист, нечто девственное и нетронутое, со временем заполняемое опытом. Эта мысль прямо противоположна той идее, что некоторое знание заложено в нас с рождения — причем самой природой.
Бихевиористский метод кнута и пряника и желание угодить начальству до сих пор остаются главными движущими силами менеджмента
Идея приоритета природы господствовала в обществе вплоть до середины XX века. Чтобы понять почему, достаточно представить себе культурную и социальную атмосферу той эпохи. Идея, что человек сам способен влиять на то, кем он станет в будущем, была слишком революционной, чтобы ее приняли с легкостью. Люди должны были знать свое место в обществе, иначе работяги отказались бы трудиться в полях и на заводах, солдаты — умирать на поле боя, слуги — уважать богатых и власть имущих. Даже во второй половине столетия бихевиористский метод кнута и пряника и желание угодить начальству оставались — и остаются до сих пор — главными движущими силами менеджмента. Мало кто всерьез заботится о создании у сотрудников внутренней мотивации и предоставлении им возможностей для роста.
Правило десяти лет
«Гений в каждом из нас»
Настоящий прорыв, наметивший выход из тупика, произошел с появлением работы шведского психолога Андерса Эрикссона и его коллег, озаглавленной как «Роль осознанной практики в достижении выдающихся результатов». В основу исследования лег опыт, полученный ученым в работе над проектом американского университета Карнеги — Меллон, посвященным изучению особенностей памяти. С помощью Уильяма Чейза и некоего анонимного рядового студента Эрикссон провел эксперимент по значительному развитию запоминательных навыков. Результаты показали, что при правильном выборе методики и достаточной интенсивности занятий подопытный способен запомнить и воспроизвести по памяти вплоть до 80 чисел. Биологические характеристики были никак не связаны с этой способностью. Это открытие стало для Эрикссона началом долгого — длиной в 30 лет — пути по продвижению концепции таланта и убеждению в ней многочисленных сомневающихся.
Те, кого раньше считали одаренными, оказались трудягами, главным преимуществом которых была способность упорно и методично заниматься
Позже — в 1991 году, уже в Университете штата Флорида — он провел, пожалуй, самое известное свое исследование. Экспериментальную группу составили студенты скрипичного отделения Берлинской музыкальной академии. Вместе с двумя коллегами Эрикссон попытался определить, какие факторы становятся причинами наивысших достижений в искусстве. Вот в чем заключался эксперимент. Студентов разделили на три группы в соответствии с их квалификацией. В первую группу вошли лучшие из лучших — скрипачи, которым прочили уникальную сольную карьеру и всемирное признание. Во вторую — студенты, чьи способности позволяли им рассчитывать на места в самых известных оркестрах. В третью — потенциальные преподаватели-практики. После долгих и содержательных интервью исследователи нашли то, что искали: оказалось, что самые экстраординарные таланты к своему 20-летию имели за плечами более десяти лет игровой практики — в среднем около 10 тысяч часов упражнений и репетиций. Все без исключения. Вторая группа могла похвастаться 8 тысячами часов, третья — только 4 тысячами (опять же в среднем). Те, кого раньше считали одаренными, оказались трудягами, главным преимуществом которых была способность упорно и методично заниматься.
Андерс Эрикссон в своем кабинете
Подобные исследования предпринимались впоследствии еще не раз: экспериментальные группы составлялись из представителей самых разных сфер человеческой деятельности. Но результаты были неизменны. Благодаря работе Эрикссона в обиход психологов надежно вошло правило десяти лет, или правило 10 тысяч часов. Как сказал в своем интервью BBC британский легкоатлет Мохаммед Фарах, выигравший сразу две золотые медали на Олимпийских играх 2012 года в Лондоне (в том числе и за гонку на 10 тысяч метров), «секрет успеха — в упорном труде и целеустремленности».
Музыкальный гений
В качестве примера личности гениальной и одаренной (то есть такой, которая демонстрирует свой талант с самого раннего детства, становясь все более виртуозной без какой-либо специальной подготовки) очень любят приводить Моцарта. Он не вставал из-за пианино, когда ему было три года, написал свое первое произведение в пять лет и отправился в тур по Европе, когда ему было шесть.
Вольфганг Амадей Моцарт с сестрой и отцом
Но смотрите, сколько всего интересного можно узнать, взглянув на его биографию чуть пристальнее. Возьмем для начала его старшую сестру Марию Анну, великолепно игравшую на клавесине благодаря постоянным занятиям с отцом. То есть Моцарт с самого раннего детства слышал музыку и видел людей, беспрестанно практикующихся за музыкальным инструментом. Неудивительно, что однажды он начал повторять за сестрой. Отец Вольфганга Амадея, Леопольд, был видным музыкантом, композитором и преподавателем, причем преподавателем весьма прогрессивным: его методы здорово напоминают метод Судзуки (так кажется не только мне, но и всем, кто интересуется вопросами воспитания). Он занялся музыкальным образованием сына в ту же минуту, как увидел его интерес, и посвятил ему бо́льшую часть своей жизни — с потрясающим результатом. Ничего удивительного, впрочем, в этом результате нет: с таким заделом Моцарту попросту не оставалось ничего иного, кроме как стать гением. И еще одна вещь: некоторые критики утверждают, что ранние произведения Моцарта не так уж и хороши по сравнению с более зрелыми, которые он начал писать с 17 лет, чуть больше чем через десять лет после дебюта.
Чемпион по пинг-понгу
Похожую историю рассказывает Мэттью Сид в своем бестселлере «Прыжок». Он стал лучшим в Британии игроком в пинг-понг в 1995 году, когда ему было 24. История эта примечательна как минимум двумя моментами: тысячами часов тренировок и большим везением. Мэттью рассказывает, что, когда ему было восемь лет (семья жила тогда в Рединге), родители купили стол для пинг-понга и поставили его в гараже. Сами они в эту игру никогда не играли, поэтому ни о какой семейной традиции говорить не приходится. Просто у них был очень большой гараж — по сравнению с соседями, по крайней мере. Первым напарником Мэттью стал его старший брат Эндрю. Они так увлеклись игрой, что не отходили от стола часами, испытывая друг друга, тренируя свои умения и придумывая новые приемы. Все эти факторы, сойдясь в одно время в одном месте, и дали Мэттью возможность тренироваться.
Мэттью Сид в детстве (справа)
«Даже не отдавая себе в том отчет, мы проводили за столом тысячи и тысячи бесконечно счастливых часов», — пишет он. Удача же пришла в виде учителя местной школы мистера Чартерса, ответственного за внеклассную работу и в том числе — невероятно, но факт — за настольный теннис. А еще он был одним из лучших, если не самым лучшим, английским тренером и в этом качестве заведовал местным пинг-понг-клубом, куда и позвал братьев Сид — играть и тренироваться после школы, по праздникам и выходным. Ребятам повезло родиться на земле, богатой талантами, поэтому тренироваться им довелось не только с местными чемпионами, но и с чемпионами страны и даже мира. Эндрю удалось завоевать три национальных юниорских титула. Мэттью же судьба приготовила кое-что особенное. Случилось так, что именно в это самое время легендарный Чень Синьхуа — пожалуй, лучший игрок в истории пинг-понга — женился на женщине из Йоркшира и переехал в эти края. Он уже было закончил карьеру, но, увидев Мэттью, согласился его тренировать. После этой встречи юноша долгие годы оставался номером один в Англии, трижды становился чемпионом Содружества и дважды — олимпийским чемпионом. По его собственному признанию, родись он просто на другой улице, ничего этого бы не произошло. Нас, впрочем, интересует не столько удача, сколько долгие годы упорных тренировок — как основной компонент будущего успеха.
Гены и среда
Впрочем, вы, наверное, уже догадались, что в противостоянии природы и воспитания не все так просто. Первой тучкой, затмившей восходящее солнце сторонников воспитания, стали сомнения в справедливости правила десяти лет. Оказалось, что кому-то достаточно 4 тысяч часов, а кому-то не хватало и 22 тысяч. Таких примеров набиралось все больше и больше, и в конце концов исключения начали опровергать правило. Выяснилось, что, если взять двух человек, один из которых имеет явные способности к тому или иному роду деятельности, а другой — нет, и обучать их по одной и той же программе, первый будет прогрессировать значительно быстрее второго. Значит, дело не только в практике.
Дальше все запутывается еще больше — вплоть до того, что, на первый взгляд, некоторые тезисы даже противоречат друг другу. Стефан Хольм — шведский атлет, прыгун в высоту — потратил долгие годы на изнурительные тренировки, желая довести свою технику до совершенства. Несмотря на крупное для выбранного вида спорта телосложение, Стефан — яркий пример правила десяти лет: в 2004 году он стал золотым призером Олимпийских игр. Значит, именно воспитание является ключом к успеху? Так, да не так. Чем, скажем, объяснить феномен Дональда Томаса, игрока баскетбольной команды Линденвудского университета, который, не имея ни должной экипировки, ни сколь-нибудь значительной подготовки, легко преодолел планку в 2 метра 21 сантиметр, причем совершенно неожиданно для самого себя? В том же году его пригласили в сборную Багамских островов, а в 2007 году на чемпионате мира он опередил Стефана Хольма в битве за первое место. Секрет успеха Дональда заключался в аномальной длине ахилловых сухожилий, благодаря чему он прыгал словно на рессорах: сами связки толкали тело вверх. Его история — явный аргумент в пользу превосходства природы. Оба атлета были ярчайшими фигурами своего времени, достигшими вершины спортивного Олимпа. Но вот добирались они туда разными тропами.
Дональд Томас
Читая это, вы, должно быть, думаете, что эти две судьбы — наглядный пример старого как мир противостояния «природа или воспитание», даже в каком-то смысле его кульминация. Но все не совсем так. Союз «или» означает, что мы должны выбрать что-то одно, оставить оба варианта мы не имеем права. Те, кто верит в природу, считают гены своего рода проектом, по которому потом строится личность. Сторонники воспитания, напротив, отрицают существование какой бы то ни было генетической предрасположенности. Но ни те ни другие почему-то не учитывают тот факт, что гены сами по себе умеют реагировать на окружение.
Вот что пишут в одной из статей проекта Enabling Genius Лино Пасо Пампильон и Тамара Кутрин Мильян:
После окончания проекта «Геном человека» в 2003 году ученые поняли, что у человека около 20 500 генов (примерно столько же, сколько у мыши) и что геном — лишь небольшая составляющая эволюционирующей личности. Куда более важную роль играют вторичные, эпигенетические факторы. Эпигенетика связана с химическими изменениями, напрямую влияющими на последовательность ДНК. По сути она определяет, как реагируют гены на конкретное окружение. Исследователи часто сравнивают генетику с клавиатурой пианино: мелодия, которая получится в результате, зависит от того, на какие клавиши и как именно мы нажимаем. Кто-то услышит концерт Моцарта, кто-то — нестройные гаммы недавно начавшего учиться играть соседа.
Поток
Не могу закончить эту главу, не рассказав вам еще об одном аспекте высших достижений, который в настоящий момент исследуется крайне активно, — так называемом потоке. Поток — это особое состояние психики, отличающееся от фиксированной генетической установки тем, что его можно включать и выключать. Много лет назад моя жена Джо в качестве подарка на день рождения оплатила мне курсы по управлению планером. С летательными аппаратами я был немного знаком, потому что в детстве часто летал с отцом: он был лицензированным пилотом и состоял в небольшом любительском клубе, располагавшемся на задворках дублинского аэропорта. Впервые он поднялся в небо в 20 с небольшим: во время Второй мировой войны ему довелось пилотировать «Спитфайры» и «Харрикейны» — машины легендарные и во всех отношениях необыкновенные.
Однажды его сбили в небе над Нормандией, и он спасся лишь чудом, выбравшись из горящего самолета буквально в последний момент. Небо было у него в крови, и каждый полет он воспринимал как событие особенное и крайне важное. Думаю, это передалось по наследству, поэтому подарок Джо вызвал во мне целую бурю эмоций. Полеты на планерах сильно отличаются от полетов на самолетах — хотя бы тем, что в случае ошибки у пилота нет двигателя, с помощью которого эту ошибку можно было бы исправить. Чуть ослабите внимание — и вот аппарат уже отклонился от нужного курса и стремительно теряет высоту. Отвлечетесь сильнее — и без парашюта уже не обойтись. Инструктор учил меня на ходу — прямо во время учебных полетов, открывая рот только тогда, когда это было действительно нужно, ведь благодаря отцу опыт пилотирования у меня уже был. И тем не менее каждый раз, слыша голос инструктора, я отвлекался. И вот в один прекрасный день — мы как раз отрабатывали разворот и заход на посадку — он вдруг понял это и бросил фразу на середине: «Да, *** [блин], просто лети!» И я полетел. Он меня освободил. Полностью отдал мне контроль. Я был максимально сконцентрирован и при этом расслаблен, стал одним целым со своим планером. И входя в поворот, практически не потерял высоты. Это и есть состояние потока. Момент, когда гениальность достигает своего пика.
Термин «поток» был впервые предложен американским ученым Михаем Чиксентмихайи в книге «Поток: Психология оптимального переживания», вышедшей в 1990 году, когда он возглавлял кафедру психологии Чикагского университета. Вот как он описывает поток: «Быть полностью вовлеченным в деятельность ради нее самой. Эго отпадает. Время летит. Каждое действие, движение, мысль следует из предыдущей, словно играешь джаз. Все твое существо вовлечено, и ты применяешь свои умения на пределе». Именно использование всех своих умений на пределе и делает состояние потока столь важным в деле достижения наивысших результатов».
Нам по силам влиять на то, кем мы станем. Каждый момент нашей жизни, каждый поступок в той или иной степени управляется сознанием — и поток здесь ни при чем, потому что включить этот режим может каждый. В «уравнении гениальности» как минимум три переменные: наше генетическое наследие, окружающая нас среда и состояние психики. Две из них мы вполне можем определять сами, так что оправдание вроде «Я такой, какой я есть» — не более чем пошлый софизм.
Гений внутри. Как развить креативность и стать гением
Вдохновение 17 августа 2015
Гениями не рождаются, а становятся. Такой фразой мы привыкли вдохновлять тех, кто почти готов сдаться на пути к цели. Но если честно, вы сами верите в это? Гении — это избранные личности с изменениями в геноме или обычные люди, которые много работали? Давайте разбираться.
Пако было пять лет, когда отец впервые дал ему в руки гитару. Впоследствии отец заставлял мальчика играть по 12 часов в день. Он хотел быть уверен, что его сын станет профессиональным музыкантом. И он стал. Пако де Лусию считают одним из лучших в мире гитаристов фламенко с непохожей на остальных манерой игры.
Был ли Пако де Лусия гением? Определённо. Родился ли он таким? На этот вопрос он сам ответил в одном из интервью:
Если бы я не родился в доме своего отца, то был бы никем. Я не верю в спонтанную гениальность.
Гением Пако сделало не божественное вмешательство и не сбой в геноме, а, скорее, желание отца сделать ребёнка таковым и, возможно, лишить детства. То же самое с Леонардо да Винчи, Винсентом Ван Гогом, Дэвидом Хокни и другими.
Гениальность — ещё одна привычка
Мнение о том, что гениальность заложена в человеке с рождения, неверно. Как написано в «Википедии», гениальность — это высший уровень интеллектуального или творческого функционирования личности, который проявляется в выдающихся научных открытиях или философских концепциях, технологических изобретениях, социальных преобразованиях и создании художественных произведений.То есть гениальность — это навык создавать нечто новое и выдающееся, а значит, условно его можно назвать креативностью высшего уровня.
Автор книги inGenius Тина Силиг посвятила изучению гениальности несколько лет. Она считает, что никогда не поздно начать обучаться креативности. По её словам, всех гениальных людей объединяют несколько шаблонных привычек. Чаще всего у гениальных людей развиты два навыка:
- Умение объединять несвязанные идеи.
- Умение выходить за рамки привычных мыслей.
Хороший пример объединения несвязанных идей — девайс Wake’n Bacon. Это смесь будильника и фритюрницы для бекона. За 10 минут до времени пробуждения фритюрница автоматически включается, и вы просыпаетесь от запаха свежезажаренного бекона. Чаще всего такие устройства больше похожи на выдумку идиота. Однако они могут пригодиться людям, которым нужно рано вставать, но которые не могут с помощью кнута заставить себя делать это. Зато могут с помощью пряника. Или бекона.
Иногда объединённые кем-то несвязанные идеи становятся катализаторами кардинальных изменений нашей жизни. Идея соединить телефон и экран породила первые мультимедийные мобильные телефоны. Симбиоз аккумуляторов и машин дал жизнь электромобилям.
Второе умение определяется тем, насколько хорошо вы можете мыслить нестандартно и смотреть на вещи с непривычной точки зрения. Здесь хорошим примером станет компания Bespoke, которая занимается созданием протезов.
До Bespoke на протезы смотрели лишь как на возможность заменить удалённую конечность. Компания первой решила соединить медицину и красоту и создать модные протезы. Совместно с домами моды была разработана первая партия протезов, которую впоследствии ждал успех. Покупатели не раз говорили о том, что протезы Bespoke носить гораздо комфортнее. Объединив две, на первый взгляд, абсолютно разные области, компания смогла сделать новый успешный продукт. Можно ли сказать, что он изменил мир? Он изменил жизнь десятков людей, которые смогли носить протезы и не стыдиться этого. Поэтому всё же да.
Протез BespokeБрейнсторм и процесс придумывания идей
Метод мозгового штурма неоднозначен. Кто-то считает его хорошим инструментом для решения проблем, другие думают иначе. Тем не менее многие гении использовали эту технику в различных её проявлениях. Тина Силиг определила несколько схожих особенностей:
- Для брейнсторма важно место. Лучше всего — просторная комната с большим количеством поверхностей для записывания идей.
- Количество людей — не больше восьми. Так каждому хватит времени высказать свои мысли.
- Приглашать людей, которые отдалённо связаны с обсуждением, — хорошая идея. Они видят проблему с других сторон.
Важный этап придумывания идеи — ошибки. Вряд ли они нравятся хоть кому-то, но это палка о двух концах. С одной стороны, ошибки неизбежны — хотите вы этого или нет. Но с другой стороны, ошибки — это возможность обучиться и даже вдохновиться на кардинальные изменения в жизни.
Ошибки — неотъемлемая часть творчества. Они ведут к чему-то лучшему. Instagram*, к примеру, родился из проекта Burbn. Кевин Систром — основатель Instagram* — собирался сделать нечто вроде Foursquare в браузере. Понимание своей ошибки и нахождение лучшей альтернативы позволили создать одну из самых популярных социальных сетей в мире.
BurbnКак не сдаться на пути к гениальности
Проблема ошибок ещё и в том, что они не единичны. Вы можете ошибаться десятки раз подряд. Можете ошибаться в течение пяти лет. Можете ошибаться всю жизнь и лишь под конец прийти к верному решению. Это самые пессимистичные исходы, но и они могут стать реальностью.
Нейрохирург Джон Адлер посвятил 12 лет жизни разработке системы радиотерапии, способной удалять опухоли не только в мозге, но и в других частях тела. В 1980-х над ним посмеивалось медицинское сообщество, не верившее в успех затеи. В 1992 году Адлер совместно с братьями Шонбергами разработал кибернож. Изменил ли Адлер мир? Несомненно. Но для этого ему потребовалось 12 лет. Так долго двигаться к цели — задача не из лёгких.
Сложно посоветовать что-то, что поможет не сдаться на пути к цели. Силиг предлагает несколько методик:
- Превратить процесс творчества в игру.
- Найти сообщников.
- Верить в то, что решение рано или поздно придёт.
Мне кажется, что ни один из этих способов не выдерживает критики. Они облегчают жизнь, но давайте будем честными: если вам осточертел сам процесс, много толку от них не будет. Поэтому, если вы не хотите двигаться дальше в чём бы то ни было, — бросайте. Но перед этим ответьте на вопрос: «Сможете ли вы жить с этим дальше?»
Заключение
Британский учёный Ганс Айзенк провёл множество исследований и смог доказать, что креативность связана с биологическими изменениями всего в 15% случаев. Это означает прежде всего то, что банальная фраза «Гениями не рождаются, гениями становятся» правдива.
Зная это и имея желание стать гением, вам нужно засучить рукава, выбрать стезю и начать работать. Как долго? Неизвестно. Возможно, вам понадобится работать десятки лет по 12 часов в сутки, чтобы стать настолько же гениальным в своей области, насколько это удалось Пако де Лусии. Возможно, меньше.
Потенциально стать креативным и гениальным может каждый. Развивая и совершенствуя навыки, много работая и преодолевая порог, который не могут преодолеть 90% людей, можно стать особенным. Ведь это и отличает гениев от остальных — умение превозмочь самого себя, когда остальные сдаются.
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.
Как работают гении | Как работает
«» Исаак Ньютон: гений. Посмотреть больше изображения мозга .Изображения общественного достояния
В 1905 году Альберт Эйнштейн разработал специальную теорию относительности. Он также доказал, что атомы существуют, и выяснил, что свет ведет себя как частица и как волна. В довершение всего, в том же году он разработал свое знаменитое уравнение E = mc² , описывающее взаимосвязь между материей и энергией. Ему было всего 26 лет.
Без сомнения, Эйнштейн был гением. Так было и с Исааком Ньютоном — как вам скажет любой фанат «Звездного пути: Следующее поколение», он изобрел физику. Он также сыграл большую роль в развитии исчисления, которое у некоторых людей возникают проблемы с пониманием даже после обширных занятий в классе. Другой гений, Вольфганг Амадей Моцарт, начал сочинять музыку, когда ему было 5 лет.
Моцарт написал сотни произведений перед своей смертью в 1760 году в возрасте 35 лет.Реклама
Согласно общепринятому мнению, гении отличаются от всех остальных. Они могут думать быстрее и лучше, чем другие люди. Кроме того, многие люди думают, что все эти дополнительные умственные способности приводят к эксцентричному или причудливому поведению. И хотя гениев довольно легко распознать, определить, что именно делает человека гением, немного сложнее. Выяснить, как этот человек стал гением, еще сложнее.
Есть две большие вещи, которые затрудняют изучение гения:
- Ярлык гения субъективен. Некоторые люди настаивают на том, что любой, чей коэффициент интеллекта (IQ) выше определенного значения, является гением. Другие считают, что тесты IQ измеряют лишь ограниченную часть общего интеллекта человека. Некоторые считают, что высокие результаты тестов не имеют ничего общего с настоящей гениальностью.
- Гений — это масштабная концепция. С другой стороны, большинство научных и медицинских исследований исследуют детали. Такое субъективное понятие, как гениальность, нелегко измерить, проанализировать или изучить.
Итак, при изучении того, как работают гении, было бы неплохо начать с точного определения того, что такое гений. Для целей этой статьи гений — это не просто человек с исключительно высоким IQ. Вместо этого гений — это необычайно умный человек, который открывает новые горизонты открытиями, изобретениями или произведениями искусства. Обычно работа гения меняет взгляд людей на мир или на область, в которой эта работа происходила. Другими словами, гений должен быть не только умен, но и способен использовать этот интеллект продуктивным или впечатляющим образом.
Но что делает человека способным на все это? Это другой, более подвижный мозг? Исключительный интеллект? Это способность замечать информацию, которую другие люди могут счесть не относящейся к делу? Мы начнем искать ответы на эти вопросы в логической отправной точке рассмотрения гениальности — в человеческом мозге.
Реклама
Содержание- Гений и мозг
- Подробнее о гениях и мозге
- Гениальность и интеллект
- Подробнее о гениях и интеллекте
- Творчество и гениальность
- Подробнее о творчестве и гениях
Ученые точно не выяснили, как работает все серое вещество в вашем мозгу, но у них есть представление о том, какая часть позволяет вам думать. кора головного мозга , которая является самой внешней частью вашего мозга, — это место, где происходят мысли и рассуждения. Это высшие функции вашего мозга — низшие функции, связанные с базовым выживанием, расположены глубже в мозгу.
Advertisement
Кора головного мозга — самая большая часть вашего мозга, и она полна морщин и складок, которые позволяют ей поместиться в вашем черепе.
Если вы удалите и растянете кору головного мозга взрослого человека, она будет размером с несколько страниц газеты. Он разделен на несколько доли , и разные области в этих долях выполняют определенные задачи, связанные с тем, как вы думаете. Вы можете узнать о них более подробно в разделе «Как работает ваш мозг», но вот краткий обзор того, за что отвечает каждая доля:- Лобная: речь, мышление и память
- Теменная: сенсорная информация от вашего тела
- Височная: слуховая информация от ваших ушей
- Затылочная: зрительная информация от ваших глаз
Очевидно, что кора головного мозга оказывает большое влияние на то, как вы думаете. Но изучить, как именно это делает вас умнее, немного сложно, потому что:
- К вашему мозгу трудно добраться — он заключен в вашем черепе.
- Инструменты для исследования мозга, такие как аппараты магнитно-резонансной томографии (МРТ), могут потребовать, чтобы человек был частично или полностью неподвижен.
Это может затруднить для врачей наблюдение за активностью мозга людей во время реальной деятельности. - Мозг, как и все органы, претерпевает изменения после смерти человека. Эти изменения могут затруднить определение того, как чей-то мозг сравнивается с мозгом других людей, пока этот человек был жив. Кроме того, патологоанатомические исследования не могут оценить активность мозга.
Несмотря на все эти проблемы, исследователи выяснили несколько вещей о том, как мозг влияет на интеллект. Исследование, проведенное в 2004 году в Калифорнийском университете в Ирвине, показало, что объем серого вещества в частях коры головного мозга оказывает большее влияние на интеллект, чем общий объем мозга. Полученные данные свидетельствуют о том, что физические характеристики многих частей мозга, а не централизованный «интеллектуальный центр», определяют, насколько человек умен.
Реклама
Подробнее о гениях и мозге
Анализ мозга Альберта Эйнштейна, проведенный в 1999 году, также подтверждает эту теорию. Мозг Эйнштейна был немного меньше среднего мозга. Однако части его теменной доли были шире, чем мозг большинства людей. Большие области мозга Эйнштейна связаны с математикой и пространственным мышлением. В теменной доле Эйнштейна почти не было трещины, которая есть в мозгу большинства людей. Аналитики предположили, что отсутствие трещины означало, что разные области его мозга могли лучше общаться.
В статье 2006 года в журнале Nature было выдвинуто предположение, что способ развития мозга важнее, чем размер самого мозга. Кора головного мозга человека становится толще в детстве и тоньше в подростковом возрасте. Согласно исследованию, мозг детей с более высоким IQ утолщался быстрее, чем у других детей. Исследования также показывают, что в некоторой степени дети наследуют интеллект от своих родителей. Некоторые исследователи предполагают, что это связано с тем, что физическая структура мозга может быть наследственной чертой. Кроме того, процесс становления действительно хорошим в чем-то требует и поощряет ваш мозг настраивать себя, чтобы лучше справляться с этой конкретной задачей.
Advertisement
Хотя ученые точно не знают, как и почему это происходит, ясно, что человеческий мозг играет определенную роль в определении интеллекта человека. Но в чем разница между гениальностью и интеллектом? И что делает одного человека умнее другого? Далее мы рассмотрим, как интеллект соотносится с гениальностью.
Гениальность и интеллект
Как и гениев, интеллект трудно поддается количественной оценке. Психологи и нейробиологи широко изучают интеллект. Целая область исследований, известная как психометрия , посвящена изучению и измерению интеллекта. Но даже в этой области эксперты не всегда сходятся во мнении, что это такое и как лучше всего это анализировать. И хотя интеллект является центральным элементом гениальности, не все гении хорошо справляются с интеллектуальными тестами или хорошо учатся в школе.
Проверка интеллекта существует уже тысячи лет. Китайские императоры использовали тестирование способностей для оценки государственных служащих еще в 2200 г.
Реклама
Тесты IQ также стандартизированы , так что большинство людей набирают от 90 до 110 баллов. На графике результаты тестов IQ большой группы людей обычно напоминают колоколообразная кривая , при этом большинство людей набрали средний балл. Распространено мнение, что любой, кто набирает больше определенного числа — часто 140 — автоматически становится гением. Но, несмотря на существование организаций с высоким IQ, многие ученые предупреждают, что не существует такого понятия, как IQ гения.
Многие педагоги и исследователи считают, что в целом стандартизированные тесты на IQ хорошо предсказывают, насколько хорошо ребенок будет учиться в школе. Школы часто используют эти тесты, чтобы определить, каких детей поместить в классы для одаренных или специальных классов. Большинство колледжей и университетов, а также некоторые работодатели также используют стандартные тесты в процессе подачи заявления.
Однако, несмотря на свою распространенность, эти тесты не являются надежными. В целом, некоторые меньшинства и люди с более низким уровнем дохода, как правило, имеют более низкий балл, чем люди из других расовых и экономических групп. Критики утверждают, что это делает тесты IQ недействительными или несправедливыми. Другие утверждают, что вместо этого они указывают на несправедливость и предрассудки в обществе.
Кроме того, некоторые исследователи и теоретики утверждают, что понятие g является слишком ограничивающим и не дает полного представления об интеллекте человека. Эти исследователи считают, что интеллект представляет собой комбинацию многих факторов. Одной из теорий, которая пытается дать более полное представление об интеллекте, является теория 9 Говарда Гарднера. 0002 множественный интеллект (МИ). Согласно Гарднеру, существует семь типов интеллекта:
- Лингвистический
- Логико-математический
- Музыкальный
- Телесно-кинестетический
- Пространственный
- Межличностный 9 0023 Внутриличностные
Многие родители и педагоги считают, что эти категории более точны. выражать сильные стороны разных детей. Но критики утверждают, что определения Гарднера настолько широки и содержательны, что делают интеллект бессмысленным.
Реклама
Подробнее о гениях и интеллекте
Еще одна менее ограничительная теория — это триархическая теория человеческого интеллекта Роберта Дж. Штернберга. По Штернбергу, человеческий интеллект включает в себя:
- Творческий интеллект, или способность генерировать новые интересные идеи
- Аналитический интеллект, или способность исследовать факты и делать выводы
- Практический интеллект, или способность приспосабливаться к окружающей среде
По мнению Штернберга, общий интеллект человека представляет собой комбинацию этих трех способностей. Критики утверждают, что у него мало эмпирических доказательств своих теорий. Они также утверждают, что практический интеллект вовсе не является интеллектом или что его можно объяснить с помощью других теорий интеллекта.
Реклама
И триархическая, и МИ теории относительно новы, и критики указали на недостатки обеих из них. Однако они могут лучше объяснить концепцию гениальности, чем традиционные тесты IQ. Гении — это не просто люди с большим g. Моцарт, например, сочетал в себе музыкальный гений с врожденным пониманием математики и закономерностей. Гений Эйнштейна охватывал сферы логики, математики и пространственных отношений. И у всех гениев есть очень важная общая черта — у них изобилие творческого интеллекта. Без него они не были бы гениями. Они просто были бы исключительно умны.
Сколько творчества нужно, чтобы стать гением? Далее мы рассмотрим, как воображение и продуктивность способствуют гениальности.
Реклама
htm»> Творчество и гениальностьЕсть большая разница между действительно умным и гением. Хотя гении, как правило, исключительно умны, они также используют воображение и креативность, чтобы изобретать, открывать или создавать что-то новое в своей сфере интересов. Они открывают новые горизонты, а не просто запоминают или повторяют существующую информацию.
Гении обычно не действуют изолированно — почти все они анализируют работы других великих умов и используют эту информацию для новых открытий. С другой стороны, гении-самоучки часто изучают информацию неожиданными или изобретательными способами, отчасти из-за отсутствия у них формального образования. В любом случае способность воображать новые возможности так же важна, как и общий интеллект.
Реклама
Как и интеллект, креативность и воображение трудно выделить, измерить или объяснить. Некоторые исследователи считают, что у творческих людей меньше скрытое торможение , чем у других людей. Скрытое торможение — это бессознательная способность игнорировать несущественные раздражители. Исследователи предполагают, что творческие люди либо получают больше стимулов от окружающего мира, либо меньше его игнорируют. Это также может объяснить, почему творческие люди более склонны к психическим заболеваниям. Люди, которые одновременно неспособны фильтровать раздражители и эмоционально нестабильны, более склонны к психозу.
Креативность также имеет некоторые общие черты с биполярным расстройством. Во время 9 серии0002 мания , человек с биполярным расстройством испытывает прилив энергии, способность концентрироваться и мотивацию. Биполярное расстройство чаще встречается среди писателей и художников, чем среди населения в целом, но ученые не обнаружили причинно-следственной связи между ними.
Творчество гениев также связано с продуктивностью и упорным трудом. Иногда самые драматические примеры гениальности связаны с людьми, которые создают свои лучшие работы в очень молодом возрасте. Однако не каждый гений производит выдающиеся работы в раннем возрасте, как это делали Эйнштейн и Моцарт. Некоторые, как Людвиг фон Бетховен, лучше всего работают в более позднем возрасте.
Реклама
Подробнее о творчестве и гениях
Исследователь Дэвид Галенсон предполагает, что причина этого в том, что творческие люди делятся на два основных типа:
- Концептуальные новаторы думают смелыми, драматическими прыжками и делают все возможное, когда молоды
- Экспериментальные новаторы учатся путем проб ошибаться и делать свою лучшую работу после длительных экспериментов
Критики говорят, что теории Галенсона упускают из виду людей, которые всю свою жизнь производят исключительную работу. Его последние исследования показывают, что креативность может быть выражена как континуум. Вместо того, чтобы быть либо экспериментальными, либо концептуальными, люди могут быть либо теми, либо другими, или они могут быть где-то посередине.
Реклама
Возможно, мы никогда не узнаем точно, откуда берется творчество, почему одни люди используют свои творческие способности больше, чем другие, или почему некоторые люди наиболее креативны в определенные периоды своей жизни. Мы можем не узнать, как в одном человеке оказывается правильный баланс умственных способностей, интеллекта и творчества, чтобы стать гением. Но ясно, что гении играют центральную роль в достижениях науки, технологий и понимания. Без гениев наше понимание математики, литературы и музыки было бы совсем другим. Понятия, которые мы сейчас принимаем как должное, такие как гравитация, планетарные орбиты и черные дыры, возможно, все еще не открыты.
Перейдите по ссылкам на следующей странице, чтобы получить больше информации о человеческом мозге, интеллекте и гениальности.
Реклама
Много дополнительной информации
Похожие статьи HowStuffWorks
- Как работает ваш мозг
- Как работает смерть мозга
- Как работает кома
- Как работает ругань
- Как работает коровье бешенство
- Как работает смех
- Как работает МРТ
- Что представляет собой IQ человека?
- Что такое Менса?
Другие полезные ссылки
- Оценка психологии: Genius
- Факты о мозге
- Горячие темы BBC: Интеллект
- Общество нейробиологии
- Эйнштейн: имидж и воздействие 90 024
Источники
- «Новый взгляд на человеческий интеллект». Новости АВС. 29.12.2004. http://abcnews.go.com/Technology/DyeHard/story?id=365543&page=1
- Бенет, Уильям Э. «Гений: обзор». Оценочная психология. 1/2005. http://www.assessmentpsychology.com/genius2.htm
- Билгер, Буркленд. «Лагерь ботаников». Газета «Нью-Йорк Таймс. 26 июля 2004 г.
- Кальвин, Уильям Х. «Как думает мозг: развитие интеллекта тогда и сейчас». Базовые книги. 1996.
- Коглан, Энди. «У активных мам рождаются более мускулистые дети?» НовыйУченый. 06.03.2006. http://www.newscientist.com/channel/health/dn8807.html
- Дотинга, Рэнди. «Музыка делает ваш мозг счастливым». Проводной. 23.08.06. http://www.wired.com/news/technology/medtech/0,71631-0.html?tw=wn_index_2
- Грандин, Темпл. «Гений может быть аномалией: обучение студентов с синдромом Аспергера или высокофункциональным аутизмом». http://www.autism.org/temple/genius.html
- Халберт, Энн. «Вундеркинд-головоломка». Журнал Нью-Йорк Таймс. 20 ноября 2005 г.
- Хант, Эрл. «Роль интеллекта в современном обществе». Американский ученый. Июль/август 1995 г.
- Джонс, Стив. «Гений, научись сам». НовыйУченый. 01.10.2005. http://www.newscientist.com/article/mg18825190.600.html
- Найт, Дэвид. «Блестящие ученые осмеливаются мечтать». НовыйУченый. 13.08.2005. http://www.newscientist.com/article/mg18725122.400.html
- Левенсон, Томас. «Гений среди гениев». Новая звезда. Июнь 2005 г. http://www.pbs.org/wgbh/nova/einstein/genius/
- Лайтман, Алан. «Научные моменты истины». НовыйУченый. 19.11.2005. http://www.newscientist.com/channel/fundamentals/mg18825262.100.html
- Ллойд, Робин. «Гений позади гениев». LiveScience. 23.01.2006. http://www.livescience.com/history/060123_genius_behind.html
- Очерт, Алая. «Математический ум: безумие, гениальность и то, что на самом деле представляют собой математики». Калифорнийские выпускники. http://www.alumni.berkeley.edu/Alumni/Cal_Monthly/April_2002/The_mathematical_mind.asp
- Пинк, Дэниел Х. «Какой ты гений?» Проводной. Июль 2006 г. http://www.wired.com/wired/archive/14.07/genius.html
- Plucker, J.A. (ред.) «Человеческий интеллект: исторические влияния, текущие споры, учебные ресурсы». http://www.indiana.edu/~intell/
- Прети, Антонио и Паола Миотто. «Творчество, эволюция и психические заболевания». http://cfpm.org/jom-emit/1997/vol1/preti_a&miotto_p.html
- Рей, Камилла Мохика. «Исследователи находят связь между творческим гением и психическим заболеванием». Стэнфордский отчет. 12.06.2002. http://news-service.stanford.edu/news/2002/june12/crazy_genius.html
- Шекерджян, Дейнсе. «Необычный гений: как рождаются великие идеи». Викинг. 1990.
- «Размер — это еще не все, когда дело доходит до интеллекта». НовыйУченый. 01.04.2006. http://www.newscientist.com/channel/being-human/mg1 54.500.html
- «Курение вредно для мозга». НовыйУченый. 11.12.2004. http://www.newscientist.com/article/mg18424774.900.html
- Стейли, Роберта. «Вундеркинды». БК Бизнес. Август 2002 г.
- Стангер, Илана. «Художники и психическое здоровье». НФЯ Интерактив. http://www.nyfa.org/level4.asp?id=177&fid=1&sid=51&tid=169
- Стернберт, Роберт Дж. «Триархический разум: новая теория человеческого интеллекта». Викинг. 1988.
- «Исследование: одаренные дети, особенно уязвимые к последствиям травли». Университет Пердью. http://news.uns.purdue.edu/hp/Peterson.bullies.html
- Талукдер, Гарги. «Соответствует ли IQ всей истории интеллекта?» Мозговое соединение. http://www.brainconnection.com/topics/?main=news-in-rev/intelligence
- «Безумный гений: правда или вымысел». Интернэшнл здоровья пациентов. 9/27/2004 http://www.patienthealthinternational.com/features/3118.aspx
- Трефил, Джеймс. «Мы уникальны? Ученый исследует беспрецедентный интеллект человеческого разума». Джон Уайли и сыновья. 1997.
- Калифорнийский университет, Ирвин. «Интеллект человека определяется объемом и расположением серого вещества в мозгу». ScienceDaily. 20.07.2004. http://www.sciencedaily.com/releases/2004/07/0407200
.htm
- Университет Колорадо. «Биологическая основа творчества, связанного с психическим заболеванием». ScienceDaily. 01.10.2003. http://www.sciencedaily.com/releases/2003/10/031001061055.htm
- Ван, Стив С. «Очерки науки и общества: в поисках гения Эйнштейна». Наука. 01.09.2000. http://www.sciencemag.org/cgi/content/full/289/5484/1477?maxtoshow=&HITS= 10&hits=10&RESULTFORMAT=&fulltext=genius&searchid=1&FIRSTINDEX=0&resourcetype=HWCIT
Процитируйте это!
Пожалуйста, скопируйте/вставьте следующий текст, чтобы правильно цитировать эту статью HowStuffWorks.com:
Трейси В. Уилсон
«Как работают гении»
1 сентября 2006 г.
HowStuffWorks.com.
Citation
10 гениальных примеров того, как поощрять инновации сотрудников | Кэтлин Маккефри | Фронтира | Product Insights
Kathleen McCaffrey
·Читать
Опубликовано в·
5 мин чтения·
Февраль 17, 2017В условиях все более изменчивых и нестабильных рынков даже устоявшиеся предприятия должны стать гибкими и иметь внимание к инновационным возможностям.
Одним из больших преимуществ старых компаний является количество сотрудников. Каждый из них может помочь преобразовать бизнес своими идеями.
Компании часто соглашаются на простое, мощное вознаграждение (например, финансовое) за идеи сотрудников, но исследования показали, что в долгосрочной перспективе это неэффективно. Это приводит к высокому количеству, но не качеству идей. Очень немногие из них на самом деле приводят к прорывным концепциям, демотивируют сотрудников, снижают усилия и убивают вдохновенное мышление.
Как лучше всего привлекать, поощрять и поддерживать инновационный вклад сотрудников и привлекать хорошо продуманные идеи?
Мы выбрали 10 компаний, которые подают отличный пример. Кто мыслил нестандартно и добился реального успеха от своих сотрудников в инновационной игре.
На внутреннем веб-сайте Amazon для сотрудников есть виртуальная коробка идей. Так же, как старый ящик для предложений, это дает сотрудникам легкодоступное место для представления больших и маленьких идей, когда они приходят в голову.
Это было место, где инженер-программист Чарли Уорд представил одно из их величайших нововведений. Он просто предположил, что должна быть бесплатная доставка, и эта идея позже воплотилась в весьма успешную программу Prime.
Компания 3M имеет традицию рассказывать и рассказывать новым сотрудникам истории об известных неудачах, которые привели к созданию прорывных продуктов. Примеры включают печально известную историю с заметками*.
Избавление от страха перед неудачей — огромный барьер, который необходимо преодолеть при поощрении новаторского мышления.
Они также вкладывают большие средства в многообещающие таланты с помощью различных центров и форумов для развития инновационного мышления.
* Когда ученый из 3M Спенсер Сильвер создал клей, слишком слабый для его цели — клей для производства самолетов, — он назвал его «решением без проблем». Но его коллега Арт Фрай понял, что это идеально подходит для его, казалось бы, тривиальной проблемы потери закладки в сборнике гимнов в церкви. Появились стикеры post-it, которые в 2009 году принесли доход в размере 3,47 миллиарда долларов для одного подразделения 3M.
У NBCUniversal есть корпоративный университет Talent Lab с шестимесячной программой DRIVE, предназначенной для руководителей высшего звена. Перед ними стоит задача переосмыслить бизнес-модель отрасли, посетить их инкубатор в Силиконовой долине и попутно узнать о новом мышлении и стратегических концепциях.
NBCUniversal понимает, что если высшее руководство будет подавать пример, гораздо более вероятно, что инновационное мышление будет активно присутствовать на всех уровнях компании.
Отели Westin отправляют пятерку лучших новаторов на оплачиваемый экзотический отдых. Это делается каждый квартал, что делает его очень достижимым вознаграждением.
Он соответствует услугам, которые предоставляет компания, и стимулирует сотрудников к новаторскому мышлению круглый год, а не только в какое-то время года.
Вместо того, чтобы предоставлять огромные финансовые вознаграждения, Haier предлагает сотрудникам великих идей, вероятно, окончательное признание , называя конечные продукты в их честь.
На языке Haier они называют эту схему «создатели». Наличие вашего имени в качестве «штампа» на продукте, безусловно, гарантирует, что идеи хорошо продуманы и что они искренне гордятся тем, что представляют.
Компания Zipcar недавно быстро перешла с настольного компьютера на мобильный.
Сотрудникам вручили кувалды и приказали уничтожить настольные компьютеры, что вызвало острые ощущения и символизировало серьезность перемен.
Затем последовали регулярные «круглые столы для участников» . Миллениалам (их новым целевым клиентам) предлагается поделиться своими потребностями, опытом и отзывами, формируя мышление для инноваций для этой демографической группы.
Компания Spacesaver, лидер в области коммерческого хранения и стеллажей, начала расклеивать гигантские постеры своей продукции, используемой различными клиентами. Это включало огромную систему хранения, используемую Полевым музеем в Чикаго для хранения костей и окаменелостей динозавров.
Это дало каждому сотруднику часто упускаемый из виду путь от инноваций до конечного продукта и качества обслуживания клиентов, ежедневно мотивируя поведение.
Компания Intuit использует более неортодоксальный подход к поощрению новаторского мышления, проводя общекорпоративную церемонию награждения «наградой за неудачи». Это присуждается команде, чья идея в конечном итоге потерпела неудачу, но предоставила бизнесу наиболее ценные знания.
Хью Молотси, серийный новатор и вице-президент инкубатора Intuit Labs, твердо верит в то, что неудача должна быть приемлемой и ожидаемой, но не барьером. «С помощью инноваций создается больше ценности, чем с помощью изобретений» говорит он.
Инновационный турнир Penn «Ваша большая идея» приглашает всех сотрудников компании принять участие и представить или просто оценить идеи. Команды создают поля, готовые к турниру, а идеи-победители финансируются и апробируются группой реализации, включая людей, изначально ответственных за идею.